низкий уровень самоконтроля и рентная ориентация на социальную поддержку.
Задержка НПР детей первого года жизни проявлялась в выраженной задержке предречевого развития и локомоторных функций. На втором году у детей отмечалась бедность эмоциональных навыков общения, слабая предметная деятельность. Нарушения на третьем году характеризовались снижением ситуативно- делового и внеситуативно-познавательного общения. Это обусловлено дефицитом эмоционального общения со взрослыми, бедностью впечатлений и постоянным пребыванием в коллективе.
Оценка функционирования отдельных сфер психической деятельности показала, что в половине случаев дети, лишившиеся родительского попечения, отставали в развитии по всем линиям. Среди отклонений лидировали задержка развития активной речи и нарушения в познавательной сфере. При психологическом тестировании детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены следующие личностные характеристики: замкнутость (42,6 %); тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении (19,7 %); неуверенность в себе (70,5 %); поиск самоутверждения, контактов характерен для каждого второго ребенка (45,9 %). Необходимо особо отметить, что укрепление и усиление этих негативных симптомокомплексов в новых микросоциальных условиях может привести к нарушению адаптации ребенка.
Для профилактики депривационных нарушений психических функций сегодня, в начале XXI века, Россия делает очередную, пятую с XVII века, попытку деинституционализации детей-сирот. Еще совсем недавно сама идея о сокращении количества детских домов, о необходимости вывода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из институциональной системы воспитания, т. е. из детских домов и школ-интернатов, в замещающие семьи воспринималась в штыки многими чиновниками и специалистами. В настоящее время государство и гражданское общество переживают разочарование в институциональной системе воспитания детей-сирот, т. к. она "пробуксовывает" как в части своего процесса (воспитание, развитие ребенка), так и в части своего результата (социализация выпускников).
Под политикой деинституционализации, как показывает анализ международных и российских документов, понимается, во-первых, существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа (упразднение системы, основой которой являются крупные детские учреждения). Во-вторых, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (поиск альтернативных форм замещающей заботы). Деинституционализация предполагает перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения и создания более благоприятных условий проживания, воспитания, образования, реабилитации для детей, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи. Самым важным здесь является обеспечение ребенка замещающей заботой высокого уровня с учетом его индивидуальных потребностей.
2. Программа "Россия без сирот" - новый подход к решению проблем детского неблагополучия в нашей стране
В последние месяцы в России одной из самых обсуждаемых тем стала тема установления запрета на усыновление американскими гражданами российских детей-сирот с 1 января 2013 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Многие члены общества посчитали его принятие ответным шагом на получивший одобрение со стороны властей США "Акт Магнитского". И высокая скорость утверждения нашего закона, получившего неофициальное название "Закон Димы Яковлева", в память о погибшем в США из-за преступной халатности своих приёмных родителей российском сироте, давала основания так думать (от внесения законопроекта в Государственную Думу до получения подписи Президента под принятым обеими палатами Парламента законом прошло всего 18 дней). Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что тема установления запрета на усыновление детей иностранцами в России поднималась уже в течение, как минимум, 2012 года. И тому были серьезные предпосылки в виде разработки новой программы по созданию благоприятных условий для развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот на территории нашей страны.
Смена модели развития России путем перехода от строительства социализма к демократии на рубеже 1980-90 гг. оказалась болезненной. Этот период сопровождался такими явлениями как приватизация, рост безработицы, криминализация общества, распространение коррупции, паралич многих прежде успешно функционирующих общественных институтов. Кризис в результате так называемой "перестройки" оказался настолько большим, что, несмотря на прошедшее с тех пор время и поступательное движение по определенному вектору развития, российское общество все еще пытается побороть ряд негативных характеристик. Чтобы ликвидировать существующее отставание в развитии страны, в период президентства Д. А. Медведева было объявлено о необходимости модернизации государства и широком использовании инноваций в разных сферах общественной жизни. Высшее руководство страны ставит все новые и новые задачи по построению крепкого и сильного государства. И, двигаясь по этому пути, мы постоянно сопоставляем положение нашего государства с уровнем ведущих стран мира в различных сферах жизнедеятельности. Но существуют проблемы, которые на сегодняшний день не позволяют отнести Россию к категории развитых стран мира - в частности, к ним относится и проблема наличия многочисленной категории беспризорных детей и детей-сирот.
На современном этапе своего развития Россия переживает третью волну беспризорности и сиротства, которая началась после распада СССР, о чем свидетельствуют официальные статистические документы. Многие исследователи и эксперты придерживаются мнения, что детская беспризорность и безнадзорность содержат в себе угрозу национальной безопасности нашей страны. На федеральном уровне еще двенадцать лет назад, 30 мая 2001 года, Совет безопасности РФ признал детскую беспризорность и безнадзорность в качестве явлений, представляющих реальную опасность для общественной стабильности страны. Периодически появлялись и появляются официальные данные о положении детей в современном российском обществе, устанавливаются приоритеты и главные направления по улучшению качества их жизни, но, тем не менее, эта проблема не просто продолжает существовать, но и по-прежнему не теряет своей актуальности. Согласно официальным статистическим данным, в последние годы произошло значительное сокращение численности ежегодно выявляемых детей- сирот с 132 500 в 2004 году до 82 177 в 2011 году. В абсолютных величинах уменьшение очевидно, но если обратиться к относительному показателю - соотношению количества детей-сирот и общего числа детей в стране, то разница не будет столь большой. Но все эти цифры не следует воспринимать как абсолютно точные и достоверные, поскольку другие источники указывают большее число детей-сирот.
Во всех странах дети теряют попечение родителей в силу действия различных причин, но при этом в развитых государствах мира практически не существует специальных воспитательных учреждений для таких детей, поскольку они достаточно быстро устраиваются в приемные семьи. В России же по состоянию на конец 2011 года в детских учреждениях интернатного типа живут 105 688 детей-сирот, а на различных формах воспитания в замещающих семьях находятся 522 802 ребенка. Главная проблема существующей "интернатизации" в сфере жизнеустройства детей-сирот состоит в том, что выпускники этих учреждений выходят в "большую жизнь" социально неадаптированными и находят свое место в криминальных структурах и на социальном "дне", не становясь полноценными членами общества.
Очередной масштабный проект по решению данной проблемы готовится в настоящий момент. Одним из его главных идейных вдохновителей и разработчиков является уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П. Астахов. По его мнению, одной из главных задач нового правительства и Парламента нашей страны должно стать решение проблем детей-сирот. И самое главное, что сейчас очень удобный момент для претворения в жизнь подобного начинания. России представляется реальный уникальный шанс в течение ближайших пяти лет решить проблему с усыновлением детей, лишившихся родительской заботы. Наша страна может и должна себе это позволить. Основной посыл, заложенный в разрабатываемом проекте, заключается в том, что, согласно статистике, у нас на одного ребенка-сироту, пребывающего в интернатном учреждении, приходится более тысячи взрослых людей. Во всем проекте рефреном звучит мысль: "Неужели мы не сможем найти сиротам нормальных родителей?".
Идея по разработке Федеральной целевой программы "Россия - без сирот" была высказана П. Астаховым в 2011 году, после чего была начата активная деятельность по разработке ее проекта. Ход работы над ней, ее основные положения были обсуждены в рамках V Съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, состоявшегося в апреле 2012 года в Санкт-Петербурге. В мае 2012 года наработки были представлены в Совете Федерации на специально организованных парламентских слушаниях на тему "Дети России: соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013-2020 годы".
Задачи программы "Россия - без сирот" ориентированы на существенное сокращение масштабов семейного неблагополучия и социального сиротства путем семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения и заботы. Важно отметить, что решение проблемы многочисленной категории детей-сирот не является единственной целью программы, по результатам ее выполнения предполагается достижение кумулятивного эффекта по нескольким направлениям. Так, по мнению П. Астахова, реализация этой программы при комплексном подходе способствовала бы решению социальной, экономической и даже демографической проблем страны. Примером ее использования в решении демографических проблем может служить тот факт, что освободившиеся здания интернатных учреждений предполагается передать под детские сады, которые очень необходимы в наши дни.
Суть предлагаемой стратегии заключается в том, чтобы закрыть большинство учреждений интернатного типа для детей-сирот, не потеряв при этом педагогов-профессионалов, в максимально возможной степени задействовав их уникальный опыт в работе с детьми в составе служб поддержки приемных семей. В отличие от предыдущих подобных программ, в данном случае гораздо больший акцент предлагается сделать на профессиональные приемные семьи, подготовке которых планируется уделить особое внимание. В качестве же основного резерва потенциальных приемных семей, на который особо рассчитывают, рассматриваются лица, имеющие педагогическое образование. Предполагается детей-сирот распределять по специально подготовленным семьям, и наладить весь воспитательный процесс в них таким образом, чтобы в итоге в социум выходил развитый и конкурентоспособный человек.
Программа "Россия без сирот" подразумевает создание режима максимального благоприятствования для семей, принявших для себя сложное решение - взять ребенка-сироту: планируется значительное увеличение денежных пособий на приемных детей, получение возможности обращения за бесплатной специализированной медицинской помощью, создание специальных служб сопровождения семей с приемными детьми. Все это свидетельствует о том, что существующая в нашей стране система социальной поддержки и воспитания детей-сирот признана неэффективной и убыточной на высшем уровне руководства страны. Причем, проблемы лежат вовсе не в области наличия необходимого количества материальных средств - финансирование этой сферы признается достаточным, другой вопрос, что эти деньги расходуются зачастую не слишком эффективно. В зависимости от субъекта РФ, на ребенка, находящегося в учреждении интернатного типа, в среднем выделяется из бюджета от 260 до 600 тысяч рублей в год, в то время как денежных средств на содержание приемных семей тратится значительно меньше. И это при том, что для ребенка оптимальны именно семейные формы жизнеустройства, которые в большей степени готовят его к жизни в обществе, чем интернаты. В этой связи представляется целесообразным перенаправить деньги, выделяемые из федерального бюджета, не на поддержку и развитие детских учреждений интернатного типа, а на поддержку родителей, которые возьмут в свою семью на воспитание сироту. Это будет являться дополнительным стимулом для приемных семей, а также позволит передать дополнительные финансовые средства непосредственно на воспитание детей, а не на содержание учреждений.
Разработчики программы полагают, что настало время "отбросить псевдоинтеллигентские рассуждения о том, что стыдно воспитывать детей за деньги" , ведь идея системы "воспитание за деньги" не нова как для мира, так и для России. Достаточно только поглубже заглянуть в историю. В программе "Россия без сирот" речь идет о максимально широком распространении практики по перекладыванию ответственности за воспитание интернатовских детей на плечи приемных семей, за исключением лишь отдельных случаев, когда сиротам необходим особый уход, который простая семья, пусть и самая подготовленная, не сможет обеспечить.
Профессиональные приемные семьи уже доказали свою эффективность в странах Европейского континента и США. Сомневающихся в целесообразности применения этого подхода на территории России отсылают к накопленному опыту так называемых деревней-SOS, в которых кандидаты в профессиональные родители подвергаются жесткому отбору, в результате чего лишь небольшой процент кандидатов (порядка 20%) признаются соответствующими всем необходимым показателям и характеристикам. Именно в этом и заключается основной критерий их успеха. Упоминается также успешный опыт отдельных регионов РФ, который, как считается, служит убедительным аргументом реализации такой политики по решению проблем детей-сирот. Например, в Краснодарском крае достаточно распространены профессиональные приемные семьи, которые получают солидное ежемесячное вознаграждение за воспитание детей-сирот. Пособие на каждого приёмного ребёнка в семье составляет 25 тыс. рублей в месяц. Для сравнения, средняя по территории России величина пособия составляет 4-5 тыс. рублей .
Ожидаемым итогом реализации программы должно стать уменьшение числа детских учреждений интернатного типа в ближайший пятилетний период. Планируется также, что право на существование получат лишь профильные лечебные учреждения для детей, например, с расстройством центральной нервной системы, умственной отсталостью, и детские дома, предварительно перепрофилированные в специализированные учреждения (например, детский дом музыкально-художественного воспитания для одаренных детей), в которых будут воспитывать будущих музыкантов, художников и спортсменов, математиков и военных. Мрачные представления и стереотипы о Доме ребенка должны стать достоянием истории, так как планируется, что он должен стать учреждением временного пребывания, где срок нахождения детей должен быть ограничен одним годом, в то время как параллельно будет вестись активная работа по поиску подходящих приемных семей. Более того, персонал интернатных учреждений будет поддерживать тесную связь с родителями отказников, чтобы матери имели возможность забрать своих детей обратно после проведения необходимого лечения.
Вторым важным слагаемым данной программы является полный отказ от иностранного усыновления. Официально заявлено, что по состоянию на май 2012 года уже 19 детей - выходцев из России погибли в американских приемных семьях. При этом особо акцентируется внимание на том, что до сих пор точно не установлено общее количество детей, усыновленных гражданами США и находящихся на территории этой страны, также нет четкой ясности в том, как складывается их судьба, ввиду того, что необходимый контроль проводился крайне формально, если вообще имел место быть.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что меры, заявленные в проекте программы по решению проблемы детей-сирот, являются выполнимыми. Нельзя не согласиться с тем обстоятельством, что необходимо налаживать деятельность по сопровождению замещающих семей, поскольку семейные формы устройства ребенка предпочтительнее, чем устройство в учреждения интернатного типа. Однако они также обращают внимание разработчиков программы на то, что представляется целесообразным развивать все возможные формы устройства детей-сирот, так как эта категория неоднородна, и для детей старшей возрастной категории или инвалидов процесс поиска приемных родителей будет представлять проблему. Особо важно обеспечить постоянное проживание ребенка со значимым взрослым человеком, с которым можно будет общаться постоянно. И эти взрослые должны получить специальную подготовку, им должно оказываться всяческое психологическое и педагогическое содействие в деле воспитания приемных детей. На сегодняшний день эти нормы не нашли своего места в федеральном законодательстве, но пример развития такой формы жизнеустройства сирот как патронат в нашей стране показывает, что при условии оказания необходимой помощи семье устроить в нее можно абсолютно любого ребенка.
Четко обозначенный пятилетний срок реализации программы вызывает многочисленные вопросы в отношении предполагаемых способов достижения означенных в ней результатов. Высказываются закономерные опасения в отношении того, что для достижения поставленных результатов все может превратиться в кампанию по простой раздаче детей и закрытию интернатов. Известны многочисленные примеры того, как детей-сирот берут в семьи с целью последующего их использования в качестве рабочей силы и траты пособий, выплачиваемых на них, для удовлетворения своих собственных нужд. Особенно такие случаи нередки в сельской местности. Многие так называемые "трудные дети" из интернатных учреждений, уже приобретшие неблагоприятный опыт проживания в родной семье, в благополучных приемных семьях исправляются и становятся на правильный путь. Однако всегда необходимо помнить, что каждая семья уникальна по- своему, и второй подобной семьи не существует. Всегда присутствует опасность того, что приемные родители и ребенок не смогут найти точек соприкосновения, не подойдут друг другу, и поэтому в том случае, если хорошей семьи не получается, то лучше обеспечить максимально комфортные условия в государственном интернатном учреждении. Возможно, не следует до основания уничтожать сложившуюся систему социальной поддержки детей-сирот. Можно постепенно в нее вносить необходимые изменения.
Вызывает вопросы и ситуация с теми воспитанниками интернатных учреждений, которые продолжают общение со своими родными родителями. Они испытывают острую потребность не в поисках другой семьи, а в устроении собственной жизни после выхода из стен казенных учреждений. Они имеют определенные привилегии, четко закрепленные в действующих нормативно-правовых актах. Например, им положены квартиры, льготы при поступлении на учебу - то, чего зачастую нет у детей из благополучных семей. При этом они нуждаются в помощи по грамотному распоряжению своими возможностями. Важно дать им возможности по удовлетворению их потребностей.
При этом в настоящее время из уст чиновников различного ранга можно услышать ставшее уже расхожим выражение, что "государство находится сегодня в плену социальных обязательств", и именно поэтому представляется логичной попытка провести перераспределение ответственности за права, которыми обладают сироты. Особенно в свете того, что наиболее финансово затратная гарантия у сирот - обеспечение их жильем - выполняется с большим трудом (по состоянию на 1 июля 2012 года более 75 тыс. лиц из числа детей-сирот стояло в "жилищной очереди"). Не подлежит сомнению, что менять сложившуюся ситуацию действительно необходимо. В выступлениях разработчиков программы говорится о том, что ни одна страна мира не дает жилья детям-сиротам "в качестве подарка". Таким образом, рассматриваемая программа вместе с оказанием финансовой помощи приемным семьям предполагает переложение ответственности на них за детей- сирот. Да, предусматривается оказание таким семьям необходимой помощи, но тут возникает закономерный вопрос насчет размеров запланированной финансовой помощи приемным семьям и длительности ее оказания.
На настоящий момент времени мы пока еще не знаем всех деталей этой программы и, возможно, ее идеи действительно являются всесторонне выверенными. Однако следует помнить, что большинство детей оказывается в интернатных учреждениях по причине недостаточно хорошо проведенной социальной работы с их родными семьями. Из предварительных сведений о программе в качестве одного из ее приоритетов указывается всевозможная поддержка кровных семей. Это представляется очень важным и своевременным, поскольку, если эта программа преследовала бы своей единственною целью раздачу всех детей в семьи, то ее создатели имели бы слишком идеалистическое и упрощенное представление о ситуации с сиротством в нашей стране.
Для решения проблемы детей-сирот одной материальной поддержки, даже при условии ее значительного увеличения, недостаточно. Уважение детей, отношения в приемной семье нельзя приобрести мгновенно, для этого требуется длительное время. И в этом аспекте не только приемная, но и родная семья должна быть обеспечена всесторонним профессиональным сопровождением. Для достижения успеха программы необходимо решить важнейший вопрос организации вмешательства в семью с целью сохранения баланса между ее автономией и сопровождением. В настоящее время существуют перекосы в реальной практике со стороны контролирующих лиц. Любая семья должна ощущать уверенность в том, что, если возникает необходимость с ее стороны в какой-либо форме социальной поддержки, то она сможет ее получить, при этом ничего не опасаясь и не доводя ситуацию до состояния глубокого кризиса. В конечном итоге, эффективность этой программы зависит от создания профессиональной и безопасной сети услуг помощи семье.
Любое начинание должно учитывать и наши реалии, которые делают неизбежными правки в проект программы. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета К. Кабанов высказал опасение, что при активной пропаганде семейного устройства детей-сирот по формуле "воспитание за деньги" возможно наличие значительного числа коррупционных рисков. По его мнению, для устранения возможности появления таких ситуаций следует чётко проработать программу и законодательно повысить ответственность приёмных родителей за воспитание взятых ими детей. Группа потенциальных усыновителей является сильно ограниченной, особенно по критериям и параметрам материального характера. В случае снижения установленных требований, предъявляемых для потенциальных усыновителей, увеличивается опасность того, что дети окажутся в маргинальной среде, а выплаты на ребёнка станут служить средствами к жизни для недобросовестных приемных родителей.
Опасность коррупции исходит не только со стороны приемных семей. Значительная доля материальных средств, выделяемых в настоящее время на жизнеустройство детей-сирот, расходуется крайне неэффективно или разворовывается. И, таким образом, воплощение в жизнь этой программы, предполагающей кардинальное изменение всего существующего уклада, неизбежно столкнется с сопротивлением самых разнообразных организационных структур и лиц, которые имели свой корыстный интерес в функционировании прежней системы. Но другого выхода из ситуации не существует. Все предусмотренные в бюджете на эти цели средства необходимо тратить с максимально возможной эффективностью на благо ребенка. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить широкий общественный контроль в этой сфере.
Важным этапом в апробации программы "Россия без сирот" стал отбор регионов, на территории которых она будет реализовываться как "пилотный проект". Для объективности эксперимента необходимо было произвести выбор регионов, отличающихся по состоянию системы социальной поддержки детей-сирот, развитости имеющейся инфраструктуры, финансовым возможностям. В качестве таких регионов были выделены четыре субъекта РФ: Краснодарский край, Красноярский край, Астраханская область, Волгоградская область, поскольку они обладают опытом разработки и претворению в жизнь инновационных моделей решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства на региональном уровне. Представленные регионы можно отнести к одной категории относительно благополучных территорий в плане реализации политики в отношении детей-сирот. Предложение включить в перечень пилотных регионов и наиболее проблемные в этом отношении субъекты федерации, в частности, Амурскую область, не получило поддержки.
Значимость решения проблемы детей-сирот для современной России трудно переоценить. И важно, что представители органов власти обратили свое пристальное внимание на нее - разрабатывается новая программа, призванная решить эту проблему. Однако необходимо провести тщательный анализ всех ее положительных и отрицательных сторон.
3. Приемная семья как альтернатива социальному сиротству
Дети - определяющий элемент развития России, от них зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего и будущего населения, его демографическая структура и социально-психологические особенности. Именно в детском возрасте закладываются фундаментальные качества личности, которые и обеспечивают психологическую устойчивость, целеустремленность, жизнеспособность и нравственные ориентации. Развитие таких личностных качеств не происходит спонтанно, для достижения эмоционального комфорта необходимы социальные условия, от которых зависят быт, физическое здоровье, личные успехи и характер общения с окружающими людьми. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в социум, нахождение своей ниши, но и, в конечном счете, прогресс развития общества в целом.
В реалиях современной России достаточно остро стоит проблема социального сиротства. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Сам факт сиротства существует столько, сколько общество в целом. Сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. В разное время факторы, влияющие на рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различались. Первую половину XX века страну потрясали катаклизмы и до 1950 года основной причиной сиротства были репрессии и войны, уносившие жизни взрослого населения и насильственно разлучавшие детей с родителями. Стабилизация в политической и экономической сферах жизни страны с 60-х по 80-е годы сопровождалась уменьшением числа детей-сирот. Глобальный экономический спад и дестабилизация экономики в начале 90-х годов характеризовался демографическим кризисом, ухудшением здоровья населения, ростом характера и форм социальных отношений, ломке привычных стереотипов жизненного опыта, социальной напряженности в обществе и, как следствие, росту численности детей-сирот. Нестабильность общества обнажила незащищенность многих людей от экономической, социальной и нравственной деградации, невозможность раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал. Эта часть населения пополняет маргинальные слои и группы, среди которых наиболее уязвимыми и социально незащищенными оказываются дети. Социально-экономические, политические, а также идейно- нравственные преобразования российского общества привели к трансформации во всех его сферах, структурах, институтах, в том числе в институте семьи. Снижение числа детей в семье, рост нежелательных беременностей, особенно среди несовершеннолетних матерей, психологические и эмоциональные стрессы взрослых, алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми - все это способствовало распаду семей, а главным последствием стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что дети, потерявшие свою семью, развиваются по особому пути, обозначаемому термином "синдром сиротства". В условиях родительской депривации у детей, растущих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, формируются не свойственные "домашним детям" черты личности: негативизм, отчужденность от взрослого мира, неуверенность в себе, неумение планировать свою деятельность, равнодушие к себе и к собственной судьбе, неразвитые индивидуальное сознание и социальный интеллект. Эмоциональная, коммуникативная, сенсорная депривация обуславливают задержку и искажение формирования психических функций. Считается, что именно психологический фактор является причиной не только психических, но и соматических отклонений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Неполнота эмоциональной жизни в интернатных учреждениях вызывает различные психические расстройства и социальную дезадаптацию. У одних детей - это пониженная активность и апатия, такие дети в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, страхам, депрессии и аутоагрессивности. У других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность. Такие подростки характеризуются склонностью к алкоголизации, наркотизации, высоким уровнем возбудимости и агрессивности. У третьих отмечается тенденция вести себя вызывающе в обществе, стараясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные положительные эмоциональные привязанности они зачастую самоутверждаются посредством нарушения социальных норм. У ребенка с тяжелым прошлым, выросшего в пренебрежении, нет любознательности, любви и тяги к учению. Предшествующие переживания приводят к регрессу, снижению способности к обучению вследствие нервного истощения. Боль от пережитой психологической травмы оттягивает на себя внутренние силы ребенка, которые должны быть направлены на развитие.
Особенно сильно ранний отрыв от семьи сказывается на детях младше 2 лет. Именно этот возрастной контингент пациентов хуже переносит период адаптации, они быстро начинают отставать в нервно-психическом развитии, рано выявляются отклонения в поведении. Так, уже на стадии оформления документов детей в интернатные учреждения уровень психических и поведенческих расстройств, среди которых с максимальной частотой встречались эмоциональные расстройства и расстройства поведения, в 3,5 раза выше, чем у "домашних" детей. Существуют данные, что даже у взрослых, воспитанных в приютах, сохраняются особенности психического функционирования, которые отличают их от остальных одновозрастных людей .
В УИТ дети обеспечены всем, за их содержание и воспитание несет ответственность администрация, контролируют государственные органы. С момента поступления в УИТ дети пребывают в ситуации сверхопеки, воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что блокирует установки на выживание и формирует тип иждивенца и принцип "пожизненного попечения". Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, выпускники интернатных учреждений, встав на самостоятельный путь, рассчитывают на покровительство, а не на собственные внутренние ресурсы. Как следствие, с наступлением совершеннолетия они не ориентируются во всем многообразии возрастающих требований со стороны социума и не готовы создать семью. Потеря семьи, ситуация сиротства ведет к утрате "базового доверия к миру", препятствует формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативности, обуславливая трудности в построении межличностных отношений. Тревожность ситуации в том, что дети, имеющие неблагоприятный опыт семейного воспитания, в дальнейшем неизбежно переносят его на своих собственных детей, зачастую повторяя судьбу своих родителей, пополняя поля вторичного сиротства. Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что развитие ребенка вне семьи идет в дефицитарной и негативно нагруженной микросреде. Воспитательная роль семьи важна для человека на разных возрастных этапах. Именно семья в последнее время становится объектом пристального внимания государства.
Одной из основных задач государственной политики является выполнение социального заказа общества на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решения в ситуации выбора и брать на себя ответственность в его осуществлении. Такая личность может быть воспитана исключительно в семье. Семья - это основа основ любой социальной системы. Семейное воспитание обеспечивает физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, особенно при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время, альтернативой социально неблагополучной семье, являющейся основным "поставщиком" социальных сирот, становится институт замещающей семьи, а приемная семья - наиболее перспективной ее формой. Как правовое явление, приемная семья появилась сравнительно недавно, с принятием и введением в действие в 1996 г. Семейного кодекса РФ (СК РФ), и представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель данной правовой конструкции заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи и призвана реализовать важнейшее право ребенка - на семейное воспитание.
Одним из направлений деятельности замещающей семьи становится обеспечение успешной социализации ребенка, формирование вторичной привязанности к приемным родителям взамен потери исходной, т.е. к кровным родителям, которая, как правило, и приводит к нарушению формирования личностных качеств. Становление института профессиональной замещающей семьи позволяет приостановить отрицательную тенденцию роста социального сиротства и, как следствие, безнадзорности, сократить количество воспитанников детских домов, социальных приютов, учреждений несемейного воспитания .
Эффективность воспитания детей в замещающей семье, где созданы условия для обеспечения полноценного развития и воспитания ребенка, трудно переоценить. У детей, находящихся в таких семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе. Ребенок в семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие и общение с приемными родителями, их детьми и родственниками. За время пребывания ребенка в приемной семье происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки, принципы ведения домашнего хозяйства. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, улучшить свое поведение, снять проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повысить самооценку. Дети, воспитывающиеся в семье, перенимают конструктивные модели общения, поведения и жизненного сценария. Принятие ребенка в замещающую семью повышает его интеллектуальную и эмоциональную сферы, стабилизирует психическое и эмоциональное состояние, расширяет кругозор, активизирует творческий потенциал, в результате дети начинают лучше учиться, меняется характер их общения со взрослыми и сверстниками, улучшается состояние здоровья.
К сожалению, период адаптации ребенка в приемной семье не всегда протекает гладко. Приемные родители могут оказаться совершенно не готовы к удовлетворению потребностей детей, взятых ими на воспитание. Характер взаимоотношений между приемным ребенком и родственниками во многом определяет успех создания приемной семьи. Если отношения в семье нестабильны, то появление приемного ребенка может это усугубить и, в конечном итоге, размещение его в приемную семью закончится неудачей. Кроме того, на адаптацию приемного ребенка в замещающей семье влияет равнодушие, а порой и негативное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение сказывается на семьях, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, а также затрудняет привлечение семей для осуществления семейной заботы, снижая ее эффективность. В связи с этим, очень важна профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является реализация комплексной системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения приемной семьи для обучения и подготовки семей к приему детей, что позволило бы предотвратить семейное неблагополучие и преодолеть трудности воспитания в приемной семье, профессионально помогать, совместно ведя семью после помещения в нее ребенка.
На наш взгляд, с совершенствованием данного социального института у детей-сирот появится реальная возможность жить и воспитываться в семье, получать семейный опыт, на основе которого они смогут создать свою будущую семью, что является залогом профилактики вторичного социального сиротства.
Заключение
Сиротство в России - это комплексная медико-социальная проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются с детством, прямым или косвенным образом влияет на социальное сиротство: увеличивает или уменьшает его. Из этого следует, что в обществе практически нет структур и людей, не причастных к проблеме сиротства детей. Таким образом, сиротство - это многогранная, многокомпонентная и межведомственная проблема. В ней задействованы семьи социального риска, представители органов социальной защиты, медицинский и педагогический коллективы домов ребенка и детских домов, психологи и социальные работники, которые непосредственно общаются с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также представители замещающих семей. Все эти организации и люди образуют непосредственное окружение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияют на их социальную адаптацию, здоровье, дальнейшую судьбу. Это и формирует понятие "экология сиротства".
Только решение комплекса проблем, связанных с детьми-сиротами, позволит уменьшить их количество, улучшить показатели их социальной реабилитации, устройства в семью, профориентации, определения места в этой сложной жизни.
Значимость решения проблемы детей-сирот для современной России трудно переоценить. И важно, что представители органов власти обратили свое пристальное внимание на нее - разрабатывается новая программа, призванная решить эту проблему. Однако необходимо провести тщательный анализ всех ее положительных и отрицательных сторон.
Одной из основных задач государственной политики является выполнение социального заказа общества на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решения в ситуации выбора и брать на себя ответственность в его осуществлении. Такая личность может быть воспитана исключительно в семье. Семья - это основа основ любой социальной системы. Семейное воспитание обеспечивает физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, особенно при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время, альтернативой социально неблагополучной семье, являющейся основным "поставщиком" социальных сирот, становится институт замещающей семьи, а приемная семья - наиболее перспективной ее формой.
Таким образом, с совершенствованием данного социального института у детей-сирот появится реальная возможность жить и воспитываться в семье, получать семейный опыт, на основе которого они смогут создать свою будущую семью, что является залогом профилактики вторичного социального сиротства.
Список использованной литературы
1.Альбицкий В. Ю. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения / В. Ю. Альбицкий, Т. А. Гаси- ловская, А. И. Ибрагимов // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 5 - С. 44-46.
1.Астахов представил в Госдуме доклад "О ситуации с защитой прав российских детей и семей с детьми за рубежом" [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rfdeti.ru / display.php?id=5995
2.Астахов: "Россия будет страной без сирот" [Электронный ресурс]. URL: http: // www.interfax.ru / txt.asp?id=224254
3.Атрошенко И. Г. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как важнейший фактор восстановления здоровья ребенка / И. Г. Атрошенко, И. Л. Кудряшова, Т. М. Французова // Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - 2009. - С. 15-16.
4.Баранов А. А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А. А. Баранов, Ю. Альбицкий. - М.: Изд. дом "Династия", 2009.
5.Баранов, А.А Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руков. для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М., 2011.
6.Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М., 2010.
7.Барашкова А. Б. Состояние здоровья подростков, воспитывающихся в стационарных учреждениях / А. Б. Барашкова, Э. С. Акопов, Ю. А. Алексеева. // Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - 2009. - С. 27.
8.Болотников И. Ю. Медико-социальная характеристика состояния здоровья воспитанников интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей / И. Ю. Болотников // Здравоохранение Российской Федерации. - 2011. - № 6. - С. 40-43.
9.Витрук Е. Л. Особенности интеллектуального развития дошкольников, воспитывающихся в детских домах / Е. Л. Витрук, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, О. Ю. Кочерова // Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - 2009. - С. 72-73.
10.Депутат И. С. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / И. С. Депутат, А. В. Канжин, А. В. Грибанов // Экология человека. - 2010. - № 12. - С. 38-41.
11.Дьячкова М. Г. Особенности здоровья и развитие детей, воспитывающихся в домах ребенка / М. Г. Дьячкова, И. Макарова, Л. И. Меньшикова и др. // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 3. - С. 57-58.
12.Захарченко А. Россия без сирот? // Добрые люди: приложение к газете "Трибуна-рт". 2012. Март.
13.Зеленская Д. И. Медицинские проблемы социального сиротства / Д. И. Зеленская // Социальная педиатрия и организация здравоохранения. - 2009. - Т. 8, №1.
14.Карачева Е. Зашита детей должна стать вопросом национальной безопасности // Известия. 2012. 17 февраля.
15.КлючевскийД. Павел Астахов сделает "Россию без сирот" [Электронный ресурс]. URL: http: // www.firstnews.ru / articles / pavel-astakhov-sdelaet-rossiyu-bez-sirot
16.Куликов В. Новоселье по праву // Российская газета: федеральный выпуск. 2012. 25 июля.
17.О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ // Российская газета. 2012. 29 декабря.
18.Огрызко Е. В. Анализ динамики движения контингента детей, воспитывающихся в домах ребенка Российской Федерации / Е. В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 27-30.
19.Ослон В.Н. Новый взгляд на психологическую службу / В. Н. Ослон // Детский дом. - 2009. - № 2(27). - С. 2-7.
20.Павлова, В.В. Дети-сироты как одна из наиболее острых проблем общества / В.В. Павлова, Н.М. Эверстова, Л.И. Афанасьева // Успехи соврем. естествознания. - 2011. - № 8.
21.Перевозчикова П. К. Состояние здоровья детей- сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа / Н. К. Перевозчикова, Е. Д. Басманова, А. Л. Айнетдинова // Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 3. - С. 10-13.
22.Перевощикова, Н.К. Состояние здоровья детей в приемных семьях / Н.К. Перевощикова, Н.К. Данилина // Комплексное сопровождение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи: информ. - метод. сб. - Кемерово, 2010.
23.Петрановская, Л.В. В класс пришел приемный ребенок / Л.В. Петрановская. - М., 2009.
24.Присяжная П. В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство / Н. В. Присяжная // Социологические исследования. - 2009. - № 1 1(283). - С. 54-63.
25.Прихожан А.М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
26.Соломатина Г. П. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации / Г. Н. Соломатина // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 155-160.
27.Устройстводетей, оставшихся без попечения родителей в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http: // www.usynovite.rU / statistics / 2011 / 2 /
28.Фабрика А. Астахов обещает каждому сироте найти по семье [Электронный ресурс]. URL: http: // philanthropy.ru / news / 2012 / 02 / 20 / 7091
29.Филькина О. М. К вопросу о профилактике социального сиротства / О. М. Филькина, Л. А. Пыхтина, Е. А. Воробьева и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 2. - С. 13-14.
30.Филькина О. М. Коррекция иммунологических нарушений у часто болеющих детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка / О. М. Филькина, Н. Ю. Сотникова, Е. А. Матвеева Е. А. Воробьева // Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - 2009. - С. 412-413
31.Филькина О. М. Социальный портрет матерей, отказавшихся от воспитания ребенка в родильном доме / О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 1.
32.Хрусталькова, Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи / Н.А. Хрусталькова // Педагогика. - 2010. - № 2.
.Элланский Ю. Г. Профилактика "социального сиротства" в современных условиях / Ю. Г. Элланский, А. Я. Маар // Здравоохранение Российской Федерации. - 2011. - № 5.