Организация частной детективной и охранной деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    117,60 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация частной детективной и охранной деятельности

Организация частной детективной и охранной деятельности

Творческая работа по Правоохранительным органам

Выполнил студент I курса 2 группы

Архангельский Государственный Технический Университет, Институт права

Архангельск 2003г.

Введение.

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности. В настоящее время некоторые должностные лица МВД и депутаты Государственной Думы предлагают отказаться от вооруженной частной охраны вообще. За этими структурами оставить лишь такие незначительные функции, как неофициальный частный сыск, сторожевую охрану и прочее, но без оружия. А всю вооруженную охрану передать в ведение МВД. Это мнение существует, но возможно ли в условиях рыночной экономики реализовать такие идеи? Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

В настоящее время частной охранно-сыскной деятельностью в РФ занимается около 25 тысяч частных охранных предприятий и служб безопасности, представляющих на договорных условиях услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране грузов, консультации по защите от преступных посягательств, монтаж средств сигнализации и охрану порядка на различных мероприятиях. К этому же кругу предприятий необходимо отнести фирмы, обеспечивающие производство программно-технических комплексов защиты информационных систем, предприятия обеспечения информационной, коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Создано значительное количество негосударственных учебных центров и школ, специализирующихся на подготовке частных детективов и охранников. Только в Архангельске зарегистрировано, ______ негосударственных охранно-сыскных предприятий и служб безопасности при банках, фирмах, общественно-политических объединениях; выдано более __ тысяч лицензий на право занятия частной охранной и детективной деятельностью.[1] В нынешней острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею. Попытка бездумного удушения, разрушения негосударственных охранных предприятий законодательным, путем, либо волевыми решениями отдельных недальновидных политиков сыграли бы явно на руку преступному сообществу. Такие действия способны резко обострить и без того сложный социальный климат в стране, поскольку сделали бы безработными сотни тысяч здоровых, хорошо подготовленных, имеющих боевой опыт бывших офицеров и лишили бы средств к существованию их семьи. Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис российской экономики, сохранение остроты криминогенной обстановки, на обозримую перспективу совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и укрепление института частных охранных предприятий и служб безопасности. Поэтому наиболее продуманным, полезным с государственной точки зрения, было бы подкрепленное законодательно решение о дальнейшем «стимулировании развития и совершенствовании уже существующей и действующей системы частных охранных структур, работа по ее более органичному включению в общую систему органов безопасности страны»[2].

Таким образом, выбранная мной тема “Организация частной детективной и охранной деятельности” представляется весьма актуальной. Важность темы связана с необходимостью определения места, частных охранных и детективных предприятий в борьбе с преступностью, а также создания условий, необходимых для оптимального включения частной охранно-сыскной деятельности в эту деятельность.

Основная часть.

1. Частная детективная и охранная деятельность в России.

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

На данный момент правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г, Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2001 г. Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего действия задевающих частную охранную и детективную деятельность. В соответствии выше указанными источниками частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется»[3].

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения. Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги, причем частный охранник может оказывать услуги по охране только в составе предприятия, имеющего лицензию на оказание охранных услуг. «Физическим лицам лицензия на частную охранную деятельность не выдается, они получают только документ (удостоверение частного охранника), подтверждающий их статус частного охранника»[4]. Регламентируется вопрос о праве предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Далее Закон разделяет понятия частной детективной и охранной деятельности, и дает подробное описание обоим видам, что попытаемся сделать и мы.

2. Частная детективная (сыскная) деятельность.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива. Согласно этой статье частный детектив имеет право на устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, и других объектов, наблюдение. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан окружающей среде. Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…».

В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы имеют право использовать специальные средства только в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации. На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Приложение №2 к этому Постановлению приводит перечень специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности: жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем защитный 1-3 класса защиты, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палка резиновая (пластиковая). Постановление также заявляет о том, что применение спец. средств – прерогатива лиц, прошедших специальную подготовку, и выдержавших ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность. Любому использованию этих средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения, в случае, если спец средства были все же применены частный детектив обязан оказать доврачебную помощь, уведомить о произошедшем органы здравоохранения и внутренних дел. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности. Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. «Таким образом, в основе лицензирования сыскной деятельности положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона (субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на территории конкретного региона (субъекта РФ)»[5]. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в документах. Но только в течение 60 дневного срока, после чего обязательно принятие решения. В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Гражданину, получившего лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ, установленного образца, удостоверяющий его личность. Лицензия выдается на срок 5 лет, и может быть продлена еще на 5 лет в случае представления в лицензирующий орган соответствующего заявления лицензиата, не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость содействия между правоохранительными органами и частными детективами. Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет установленную законом ответственность.

Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке.

3. Частная охранная деятельность.

Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел записку, в которой «перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них»[6]. Обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования. ОВД при необходимости вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на охранную деятельность. На рассмотрение представленных документов органам внутренних дел отводится до 60 суток, после чего выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на охранную деятельность. При отказе в выдаче лицензии, ответ дается в письменном виде с объяснением причин отказа. Претендент вправе обжаловать данное решение в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннулированию в случаях нарушения закона и только по решению суда.

Охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно-розыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе безопасности запрещается оказывать какие-либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять как специальные средства так и огнестрельное оружие. Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в ст.ст. 16, 17, 18 Закона. Охранник либо частный детектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а так же для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности определяют порядок контроля и надзора за данными видами деятельности. В соответствии с этими документами контроль возложен на Министерство внутренних дел РФ и иные министерства и ведомства РФ. В целях контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, лицензирующий орган имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года, продолжительность таких проверок не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки лицензиат извещается не менее чем за 3 дня.

Проверка наличия, организации хранения оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с Приказом МВД РФ _____, регламентирующим порядок __________.

В случае выявления нарушений в ходе плановой проверки или поступления в лицензирующий орган информации о нарушениях от органов государственной власти, граждан, юридических лиц проводится внеплановая проверка.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых вручается проверяемому. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливаются сроки их устранения. В зависимости от характера нарушения ОВД вправе вынести предупреждение либо (если ранее выносились предупреждения) приостановить действие лицензии, до устранения нарушений. В случае неоднократных нарушений лицензионных требований, орган внутренних дел вправе ходатайствовать перед судом о лишении предприятия лицензии. Лицензиат в течение указанного в акте срока обязан устранить выявленные недостатки и известить об этом в письменной форме орган, проводивший проверку. В случае изменения места нахождения, либо замены руководителя охранного предприятия необходимо в 5-дневный срок письменной уведомить об этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.

«Надзор за исполнением законодательства осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры»[7].

Создание или деятельность незаконных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Заключение.

В настоящее время частная детективная и охранная деятельность переживает «период нормативно-правового многообразия»[8]. Одновременно действуют Федеральный Закон «О частной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии», Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений Правительства РФ и соответствующих ведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базу внес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения в старые.

15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии» и т.д. Изменения в ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер.

Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16 часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическую проверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

Изменения, внесенные в закон, не коснулись служб безопасности предприятий. Соответственно их право на существование никто не отменял. Осуществление службами безопасности «охранно-сыскной деятельности» можно трактовать двояко. Либо это синоним охранной и сыскной деятельности, требующий получения двух лицензия, либо особый вид деятельности, формально под лицензирование не подпадающий. Трактовка зависит от ангажированности комментатора. Требования в отношении деятельности служб безопасности одно – согласование устава. Однако правовой статус работников служб безопасности приравнен к работникам частных охранных предприятий и в связи с этим необходимо наличие соответствующей квалификации и получение удостоверений охранников.

Другие мелкие изменения касаются приведения терминов в соответствие с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Новым нормативным документом является Постановление Правительства РФ №600, утвердившее Положения о порядке лицензирования сыскной и охранной деятельности. Положения содержат ряд норм, имеющих очень важное значение. Например, впервые сформулированы лицензионные требования и условия. В то же время указанные Положения не устраняют все пробелы законодательства, регулирующего охранную деятельность. Так до настоящего времени не узаконен институт телохранителей. По действующему Закону можно охранять собственность, но не жизнь физического лица. Для приведения в систему совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование сыскной и охранной деятельности, требуется еще переиздать Инструкцию о порядке лицензирования, введенную Приказом МВД №292, работа над которой в настоящее время ведется. Однако существующие в законодательстве пробелы она не сможет ликвидировать по определению, т.к. не является законом.

Анализ вышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об острейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной и охранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной и сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать букве закона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона в подзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотя поправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», не столько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частным детективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимо нынешней нормативно-правовой базой.

Список использованной литературы.

Конституция РФ.

ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003г № 15-ФЗ).

ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ.

ФЗ РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ (с изменениями от 21.07.98, 31.07.98, 17.12.98, 19.11.99, 10.04.2000, 26.07.2001, 08.08.2001, 27.11.2001, 10.01.2003, 30.06.2003).

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности».

Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями от 22.09.93, 11.12.93, 19.06.94, 12.08.94, 30.12.94, 01.11.95, 13.01.96, 14.03.97, 15.05.97, 12.11.98, 03.08.99, 04.09.99, 9.12.99, 02.02.2000, 10.03.2000, 20.06.2000, 5.07.2000, 25.07.2000, 26.07.2000).

Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.// Мир безопасности, 1997. №1.

Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г.

Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1999.

Марущенко В. В. Проблемы развития негосударственных служб безопасности./ Сборник “Мир безопасности” 1998. № 1.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АНАПСКИЙ ФИЛИАЛ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: УГОЛОВНОЕ ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

Понятия и признаки

хищения имущества

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 13-Ю

юридического факультета

Шендель О. С.

Научный руководитель

Меликян А. М.

Анапа

1999г.

ПЛАН

Введение

Основные понятия

Хищение путем кражи

Хищение путем грабежа

Хищение путем разбоя

Заключение

Введение

Сущность хищений государственного или общественного имущества. заключается в том, что в результате таких посягательств государство или общественная организация хотя и не теряют права собственности на имущество, но утрачивают определенное количество ценностей из своих наличных фондов и лишаются возможности использовать их в соответствии с народнохозяйственными интересами и принципами.

Одновременно опасность хищений состоит в том, что расхититель паразитически обогащается за счет общества, уклоняется от конституционной обязанности каждого гражданина честно трудиться.

Характерные особенности хищения как посягательства на социалистическую собственность позволяют определить степень его общественной опасности, а также провести разграничение между хищениями и рядом смежных преступлений (злоупотреблением служебным положением, обманом покупателей, самоуправством и др.).

Повышенная общественная опасность хищений определяет необходимость усиленной борьбы с этими преступлениями. „Судам необходимо и впредь вести решительную борьбу с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества и другими преступлениями, причиняющими имущественный вред государственным, колхозно-кооперативным и общественным организациям, учреждениям, предприятиям. Рассматривая дела указанных категорий, необходимо глубоко и всесторонне исследовать обстоятельства совершенного преступления, устанавливать роль каждого из подсудимых, выявлять всех лиц, причастных к совершению преступного деяния, принципиально решать вопросы о привлечении их к ответственности, принимать меры, обеспечивающие возмещение материального ущерба, причиненного государству" [9]

Основные понятия

Термин „хищение" в настоящей главе определяет родовое понятие, охватывающее целую группу однородных корыстных преступлений против социалистической собственности. Под хищением понимается незаконное и безвозмездное извлечение с корыстной целью социалистического имущества из наличных фондов государства или общественных организаций и обращение его в пользу отдельных лиц.

Характерные особенности хищения как посягательства на собственность позволяют определить степень его общественной опасности, а также провести разграничение между хищениями и рядом смежных преступлений (злоупотреблением служебным положением, обманом покупателей, самоуправством и др.).

Законодатель дифференцирует ответственность за хищение в зависимости от вида хищения, определяемого размером похищенного, и формы хищения, обусловленной способом завладения социалистическим имуществом.

В Уголовном кодексе за посягательства против социалистической собственности установлена строгая ответственность, особенно за хищения, совершенные путем грабежа, разбоя, особо опасным рецидивистом, а также за хищения в крупных и особо крупных размерах и при других отягчающих обстоятельствах.

Поскольку размер похищенного является основным критерием определения общественной опасности содеянного, в специальных статьях выделяются такие полярные по характеру общественной опасности виды этого преступления, как мелкое хищение и хищение в особо крупных размерах , при которых способ завладения социалистическим имуществом по общему правилу на квалификацию преступления не влияет.

В промежуточных случаях, когда хищение не является мелким либо особо крупным, ответственность устанавливается в зависимости от формы хищения: кража , грабеж , разбой , хищение путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением , мошенничества .

Действующий Уголовный кодекс предусматривает следующие виды хищений: мелкое, в значительных размерах, в крупных и в особо крупных размерах.

Это деление проводится в зависимости от размера ущерба, вреда, причиненного хищением.

Хищения различаются и по форме их совершения — путем кражи, присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением, мошенничества, грабежа, разбоя.

Квалифицирующими признаками хищений являются также повторность, совершение хищения по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом, с применением технических средств.

Для квалификации деяния как хищения, посягающего на собственность, необходимо, чтобы имущество в момент совершения, преступления было собственностью государства или общественной организации. поэтому не является хищением мошенническое уклонение от уплаты налогов, государственных пошлин, различных платежей государственным или общественным организациям за пользование социалистическим имуществом или иные услуги: использование транспортных средств, пользование электроэнергией, газом, жилыми помещениями

Имущество, являющееся предметом хищения, должно представлять собой определенную материальную ценность. Если в конкретных условиях ценность похищенного имущества незначительна и деяние не причинило и не могло причинить существенного ущерба, привлечение к уголовной ответственности недопустимо.[10] Если умысел виновного был направлен на завладение ценным имуществом, а фактически ему удалось изъять имущество, не представляющее ценности, содеянное квалифицируется как покушение на хищение. [11]

Предметом хищения может быть имущество, находящееся в момент совершения преступления в наличных фондах государства или общественных организаций и в чьем-либо ведении или владении, как законном (например, прокат), так и незаконном (например, похищенное социалистическое имущество). Действия лица, — указывается в постановлении Президиума Верховного Суда РСФСР по делу Т. , —похитившего государственное имущество у лиц, которыми это имущество также было похищено, должны квалифицироваться как самостоятельное хищение, а квалифицирующие признаки (размер, группа), имевшие место при хищении этого имущества в первый раз, к этому лицу не относятся"

Имущество, не поступившее в наличные фонды, государства или общественных организаций (например, клад), так же как и имущество, вышедшее из владения или ведения организаций или граждан и находящееся в безнадзорном состоянии, предметом хищения быть не может, а незаконное эавладение им квалифицируется по ст. 97

Имущество, полученное от государственных или общественных организаций по трудовым соглашениям в качестве аванса, подъемных, обмундирования, спецодежды и т. п., а равно имущество, полученное в качестве различного рода ссуд (например, для строительства жилого дома» для обзаведения и т. п.), также не может быть предметом хищения.

При передаче гражданам социалистического имущества в виде различного рода ссуд оно, согласно закону (ст. 269 ГК), переходит в личную собственность граждан, а потому его похищение у заемщика третьими лицами должно квалифицироваться как преступление против личной собственности; использование же имущества не по назначению самим заемщиком может влечь за собой лишь гражданско-правовую ответственность.

Аналогично решается вопрос и при невозвращении социалистического имущества, полученного по трудовому договору, ибо деньги, как и вещи, определенные родовыми признаками, в таких случаях также переходят в собственность граждан, а вещи индивидуально-определенные хотя и передается во временное пользование, однако их невозвращение влечет ответственность лишь в гражданско-правовом порядке. Иначе решается вопрос в тех случаях, когда заранее, до получения имущества в качестве ссуды или по трудовому договору, умысел виновного был направлен на обманное завладение социалистическим имуществом

Предметом хищения является определенное имущество - вещь, имеющая хозяйственно-экономическую или культурную ценность. Поэтому не могут рассматриваться как хищение случаи незаконного, получения определенных благ материального характера за счет социалистической собственности, но не путем завладения конкретным социалистическим имуществом (например, обманное пользование на льготных условиях медицинской помощью, незаконное устройство в пансионат для престарелых или нетрудоспособные, незаконное устройство гостей в пансионат или интернат, незаконное получение жилья, незаконное использование бесплатного проезда и т. п.). Подобные действия могут квалифицироваться либо как должностное преступление, если сил совершены должностным лицом к имеются другие признаки этого состава, либо как подлог документов, если таковые использовались, либо вообще не образуют состава преступления, а виновному в гражданско-правовом порядке может быть предъявлен иск соответствующей организацией.

Предметом хищения могут быть любые вещи и предметы материального мира, способные иметь денежную оценку, в добывание и в производство которых вложен человеческий труд. Природные богатства - земля, ее недра, воды, леса, особи дикой флоры и фауны, хотя и являются объектами права социалистической собственности, однако пока они не извлечены из естественного состояния с применением человеческого труда, предметом хищения быть не могут. Нарушение правил пользования природными богатствами могут влечь ответственность по соответствующим статьям Уголовного Кодекса

Если продукты природных богатств извлечены из естественного состояния либо государственные или общественные организации искусственно вырастили растения, животных и т. п., завладение ими в корыстных целях образует состав хищения имущества.[12] При этой не имеет значения, была ли оприходована продукция, добытая силами и средствами государственной или общественной организации[13], и произведена ли денежная оценка ее либо выращенных растений и животных. Стоимость похищенного в этих случаях определяется на основании заключения эксперта.

Как хищение должны квалифицироваться случаи самовольной добычи золота, эавладения золотоносной породой или концентратом, похищение добытого золота и т. д. на золотоносных площадях и приисковых территориях, на которых ведутся разработки или которые ухе разведаны. Иначе решается вопрос, если лицо находит золото на отработанном участке либо на неразведанных золотоносных территориях либо присваивает золото, добытое старательским способом

Предметом хищения могут быть любые вещи, в том числе изъятые из гражданского оборота (яды, валютные ценности и т. д.). Исключение составляют лишь отдельные виды имущества, обладающие специфическими свойствами (оружие, наркотики), в силу чего завладение ими отдельными гражданами создает угрозу в первую очередь не социалистической собственности, а иным объектам).

Похищение различного рода документов, штампов, печатей, бланков, если эти предметы не представляли самостоятельной материальной ценности и лицо не имело цели получения по ним государственного или общественного имущества, образует состав преступления, предусмотренного ст. 195. Если имела место такая цель, содеянное рассматривается как приготовление к хищению социалистического имущества.[14]

Как оконченное хищение должно квалифицироваться завладение деньгами и государственными ценными бумагами (облигации государственных займов), а также такими документами, которые сами по себе представляют материальную или культурную ценность (историческая реликвия, ценная рукопись и т. п.) либо являются ценными бумагами, находящимися в обращении и представляющими, собой как бы эквивалент стоимости (билеты денежно-вещевой и иных лотерей, знаки почтовой оплаты, талоны на бензин и т. п.).

Хищение представляет собой преступное, т. е. незаконное и безвозмездное извлечение с корыстной целью социалистического имущества из фондов государственных или общественных организаций и завладение им или передачу имущества третьим лицам.

Незаконным извлечение социалистического имущества будет тогда, когда виновный без согласия и помимо воли собственника завладевает социалистическим имуществом или передает его третьему лицу заведомо зная об отсутствии у него права на получение данного имущества.[15] Использование законно полученного социалистического имущества не на те цели, которые были обусловлены при получении, не может рассматриваться как хищение (например, получение по месту работы для личных нужд стройматериалов, продуктов, корма для скота и т. п. и последующая их продажа).

Хищение предполагает безвозмездное завладение государственным или общественным имуществом Не является хищением такое завладение государственным или общественным имуществом, которое, будучи незаконным, не связало, однако, с причинением имущественного ущерба государству или общественной организации, ибо виновный полностью оплачивает стоимость имущества или представляет за имущество иную компенсацию (равноценное имущество, труд и т. п.)

Изъятие имущества, вверенного виновному, путем замены его на менее ценное, совершенное с целью присвоения или обращения в собственность других лиц, должно квалифицироваться как хищение в размере стоимости изъятого имущества" [16]

Под безвозмездностью понимается как незаконное получение социалистического имущества совсем бесплатно, так и по заниженным ценам, например по оптовым ценам, путем искусственной незаконной уценки товаров, выбраковки промышленных изделий, скота и т. п. (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1979, № 6, с. 8; 1977, № 2, с. 2). В этих случаях размер хищения определяется той частью имущества, стоимость которой не была возмещена виновным.

Для большинства форм хищения способом извлечения социалистического имущества является преступное завладение этим имуществом, сопряженное с изъятием его из чужого владения (хищение путем кражи, грабежа, мошенничества и злоупотребления служебным положением).

При совершении хищения путем присвоения и растраты виновный вначале владеет социалистическим имуществом правомерно, а затем, приняв решение об удержании имущества, начинает им владеть преступно. Момент изменения характера владения представляет собой, по сути дела, не что иное, как преступное завладение социалистическим имуществом.

В отдельных случала хищений путем злоупотребления служебным положением, когда социалистическое имущество наводится не во владении, а в ведении должностного лица, имеющего право распоряжаться этим имуществом через других лиц, виновный может, не устанавливая над имуществом непосредственно своего незаконного владения, передать его с корыстной целью третьим лицам. Как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г., по ст. 92 следует квалифицировать, в частности, „незаконное назначение или выплату должностным лицом в корыстных целях государственных или общественных средств в качестве различных платежей лицам, не имеющим права на их получение"

При всем многообразии форм хищения и своеобразии способов преступного завладения государственным или общественным имуществом последствия действий виновного всегда одинаковы: преступник нарушает отношения собственности и неразрывно связанные с ними отношения по распределению материальных благ. Конкретно это выражается в причинении имущественного ущерба государству или общественной организации, уменьшении их наличных имущественных фондов и преступном обогащении за этот счет отдельных лиц, которые либо сами завладевают социалистическим имуществом в целях обращения его в свою пользу, либо передают имущество с корыстной целью третьим лицам.

Под имущественным ущербом как последствием хищения следует понимать не только так называемый „положительный материальный ущерб государственным или общественным организациям, измеряемый стоимостью похищенного имущества в ее денежном выражении. В понятие имущественного ущерба входят и другие материальные потери, являющиеся прямым следствием похищения социалистического имущества, например упущенная выгода, убытки, связанные с остановкой производства вследствие похищения инструментов, запасных частей, ценного сырья или иного имущества. Однако это вовсе не значит, что общая сумма ущерба есть одновременно и та сумма, которая определяет размер хищения. Понятие имущественного ущерба нельзя отождествлять с понятием размера хищения как основания для квалификации содеянного, так как определение размера хищения зависит и от второго последствия при похищении — степени обогащения виновного, а также направленности его, учитывается прежде всего стоимость похищенного, а иные обстоятельства, влияющие на общий имущественный ущерб, в частности значимость похищенного имущества для народного хозяйства, его размер в натуральном виде (вес, личество предметов и т. д.), учитываются как вспомогательный критерий при квалификации хищения и назначении наказания

Момент окончания хищения определяется с учетом специфики отдельных форм этого преступления. Однако во всех случаях, за исключением разбоя, для оконченного преступления необходимо, чтобы виновный завладел имуществом, т. е. не просто фактически овладел имуществом, а, изъяв его из фондов государственных или общественных организаций, получил реальную возможность им распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться им.

Точное установление момента окончания хищения возможно при учете особенностей конкретной формы его совершения и имеет большое значение для правильного решения следующих вопросов: о возможности добровольного отказа от продолжения хищения, круге соучастников в хищении, разграничении кражи, грабежа и разбоя, применении квалифицирующего признака „использование технических средств" при краже, назначении наказания.

Возмещение имущественного вреда виновным или возвращение похищенного имущества после того, как преступление было окончено, не устраняет состава преступления, а должно учитываться судом при индивидуализации ответственности и наказания.

Хищение, в какой бы форме оно ни совершалось, предполагает наличие у виновного прямого умысла, направленного на преступное завладение государственным или общественным имуществом с целью обращения в своп пользу или передачу его с корыстной целью другим лицам; расхититель сознает, что похищаемое имущество является собственностью государства или общественной организации и находится в их наличных фондах, что он не имеет права на это имущество, но тем не менее, руководствуясь корыстными мотивами, стремлением к паразитическому обогащению, активно направляет свою волю к тому, чтобы преступно завладеть социалистическим имуществом.

Возможно заблуждение виновного в отношении принадлежности похищаемого имущества, что практически может быть при совершении хищений, сопряженных с изъятием имущества из чужого владения (при краже, грабеже, разбое; реже — при хищении путем мошенничества). Действия виновного в таких случаях квалифицируются в соответствии с направленностью его умысла. Если виновный полагал, что похищает социалистическое имущество, а в действительности оказывается, что имущество является личной собственностью граждан, то деяние рассматривается как посягательство на собственность. Однако, так как в данном случае собственности реального ущерба не причиняется, действия виновного должны квалифицироваться как покушение на хищение имущества. Аналогично должен решаться вопрос и при ошибке обратного характера, т. е. при намерении похитить личное имущество и фактическом эавладении имуществом содеянное квалифицируется как покушение на похищение личного имущества.

Важным моментом, характеризующим субъективную сторону при хищении государственного или общественного имущества, является сознание виновным того обстоятельства, что у него нет права на государственное или общественное имущество и он преступно, т. е. незаконно и безвозмездно, завладевает или передает третьим лицам это имущество, причиняя ущерб государству или общественной организации (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1959, № 2, с. 19). Если виновный фактически имел право на получение государственного или общественного имущества, то нарушил установленный порядок его получения, его действия не могут быть квалифицированы как хищение.

Содержание и направленность умысла при хищении вытекают из сущности этих преступлений и обусловливаются определенными мотивами и целями, которые в юридической литературе и судебной практике именуются корыстными. Лицо имеет цель потребления или иного использования либо распоряжения государственным или общественным имуществом „как своим собственным", без намерения когда-либо возвратить его государству или общественной организации либо возместить стоимость этого имущества. Последнее обстоятельство отличает хищение от случаев временного позаимствования государственного или общественного имущества для его использования (взятие имущества в кредит, самовольный угон автомашин, эксплуатация машин в корыстных целях лицами, которым они вверены по работе, и т. д.). „Приобретение товаров в кредит, хотя и с нарушением установленных правил, но без цели присвоения, не может быть квалифицировано как хищение"

При передаче имущества третьим лицам виновный либо намеревается извлечь материальную выгоду путем последующего получения определенной части переданного имущества от третьих яиц, либо его корыстные устремления удовлетворяются незаконным обогащением таких лиц, а судьбе которых преступник лично заинтересован (родственники, иждивенцы, друзья и т. п.). Так, передача третьим лицам социалистического имущества с корыстной целью имела место, когда Ш., работая прорабом, завышал в нарядах рабочим объем выполненных ими работ, а затем требовал от них часть переполученных денег.

Корыстная цель присуща и многим другим преступлениям (спекуляции, обману покупателей, взяточничеству, злоупотреблению служебным положением), однако при хищении корыстная цель всегда связана с изъятием имущества и обращением его в пользу отдельных лиц.

При хищении наряду с корыстными мотивами в качестве сопутствующих могут иметь место и другие мотивы (хулиганские, месть, честолюбие и т. д.). Однако наличие любого из этих мотивов или их совокупность при отсутствии корыстного мотива как ведущего, определяющего волевой акт и содержание умысла, меняет социальную сущность содеянного и исключает квалификацию преступления как хищения. Из этого исходит и практика высших судебных органов, отвергающая попытки отдельных судов признать возможность бескорыстных хищений.[17]

То обстоятельство, что корыстная цель присуща хищению независимо от того, в какой форме оно совершается, вовсе не означает, что эту цель должны преследовать все соучастники. Некоторые соучастники хищения, не преследуя корыстной цели, могут действовать из ложно понятых товарищеских отношений, под влиянием угроз или вымогательства, в силу родственных или дружеских связей, служебной зависимости и т. п. Однако если этим лицам был известен характер совершаемого исполнителем деяния, они должны нести ответственность как соучастники хищения. Наличие корыстной цели у виновного в хищении не означает, что для оконченного состава необходимо, чтобы лицо успело фактически извлечь выгоду из похищенного имущества.

Способ хищения, определяющий форму этого преступления, заключается в совокупности приемов, методов и средств, приводящих к завладейте виновным социалистическим имуществом или передаче этого имущества третьим лицам.

Некоторые формы хищения в качестве способа совершения включают в себя, и это оговорено в законе, такие преступления, как злоупотребление служебным положением или обман, могущий выражаться, в частности, в использовании подложных документов

При индивидуализации наказания за хищения наиболее существенное значение имеют обстоятельства, относящиеся к квалифицирующим признакам: размер похищенного, повторность, совершение хищения группой, степень и характер насилия, примененного при разбое, и т. д.

Роль указанных признаков не ограничивается лишь тем, что они выступают в качестве элементов отдельных составов, обусловливая квалификацию хищения по определенной статье и части статьи закона. Степень выраженности каждого из этих признаков в конкретном хищении имеет важное значение и при назначении наказания. Так, признаком любого состава хищения являются вредные последствия, выражающиеся в нанесении материального ущерба организациям, учреждениям, предприятиям и т. д. В зависимости от размера ущерба в законе выделяются различные по характеру опасности виды хищения (мелкое, значительное, крупное, особо крупное). Однако размер похищенного в конкретном хищении, относящемся к одному и тому же виду этого преступления, может значительно колебаться.

Повторность может заключаться в том, что виновный совершил два хищения, но возможны случаи, когда лицо совершает преступление три, четыре и далее большее число раз или его преступная деятельность превратилась в систему.

Хищение путем кражи

Специфика кражи как одной из форм хищения состоит в том, что преступное завладение имуществом владения государственных или общественных организаций производится путем тайного его похищения, т. е. изъятия имущества из владения государственных или общественных организаций либо из владения отдельных лиц, которым это имущество было вверено для определенных целей.

Виновный при краже может изъять имущество владения государственных или общественных организаций либо непосредственно своими силами, либо используя для этого какие-нибудь приспособления (технические средства, различного рода орудия и т. п.); он может воспользоваться для достижения своей цели невменяемым субъектом или даже животным (похищение вещей при помощи специально дрессированной собаки)

Характерной особенностью кражи является то, что имущество государственных или общественных организаций в момент совершения преступления находится в чьем-либо владении: государственной или общественной организации, должностных или частных лиц, даже если последние незаконно обладают имуществом (например, лица, похитившие его).

Под владением понимается обладание вещью, нахождение ее в сфере хозяйственной деятельности владельца, обеспечивающее последнему возможность пользоваться и распоряжаться его. Поэтому кражей будет изъятие имущества, находящегося в помещениях государственных и общественных организаций, в определенных хранилищах, в помещениях и квартирах граждан и т. п., если, конечно, виновный знает о том, что похищаемое имущество является собственностью.

Кражей будет также завладение имуществом, хотя специально- и не охраняемым, но находящимся на территории предприятия, учреждения или организации; временно оставленным в определенном месте; находящимся на строительных площадках и в иных местах производства работ или в сфере хозяйственной деятельности социалистической организации государственных или общественных организаций. Завладение виновным заведомо безнадзорным социалистическим имуществом не образует состава кражи.

При краже е имущество находится в чужом по отношению к преступнику владении, когда виновный не имеет никакого отношения к похищаемому имуществу. Однако иногда виновный в краже может и фактически обладать имуществом, либо иметь к нему доступ по службе, либо охранять его, но он не наделен при этом никакими правомочиями по распоряжению, управлению, хранению имущества.[18] Так, кража будет, если похищается имущество, в отношении которого лицо не было наделено никакими правомочиями, а могло лишь использовать его при выполнении порученной работы (например, хищение сырья или готовой продукции рабочим на производстве либо продуктов сельского хозяйства колхозником или рабочим совхоза) или лицом, которое охраняло либо по роду службы имело доступ к имуществу, вверенному другим лицам (например сторожем, комендантом, начальником пожарно-сторожевой охраны)

Особенностью способа действия при краже, отличающей это преступление от других форм хищения и прежде всего от грабежа и разбоя. является тайный характер завладения имуществом. Лицо, совершающее кражу, действует тайно, т. е. помимо и вопреки воле собственника или владельца изымает имущество способом, незаметным как для лиц, в ведении или под охраной которых оно находится, так и для третьих лиц. Все эти лица или отсутствуют в момент совершения кражи, или присутствуют на месте совершения преступления, но не сознают факта кражи (например, похищение имущества у пьяного, либо в присутствии спящего сторожа, либо в момент, когда владелец отвлекся и ослабил внимание к охране имущества). Вместе с тем похищение, совершенное на глазах у лица, заведомо для виновного не способного понимать значения происходящего (например, по малолетству, вследствие умственной неполноценности, состояния опьянения), должно квалифицироваться как кража.

Кража, как и всякое иное хищение, совершается с прямым умыслом на преступное завладение имуществом с корыстной целью. Спецификой субъективной стороны кражи является лишь то, что виновный стремится действовать тайно; именно на этом построен весь его расчет по зааладению социалистическим имуществом.

В некоторых случаях завладения имуществом определенные трудности вызывает установление содержания и направленности умысла виновного. Так, при завладении (угоне) транспортным средством иногда трудно установить подлинное содержание умысла виновного. О краже имущества в этих случаях может идти речь, если виновный, зная что машина принадлежит государству или общественной организации, или безразлично относясь к принадлежности машины, фактически являющейся собственностью государства или общественной организации, тайно угоняет ее с целью присвоить или снять с нее отдельные детали. О таком содержании умысла может свидетельствовать подделка документов на угнанную машину, подделка или смена государственных номеров, перекраска машины и т. д.

Кража признается оконченным преступлением, когда имущество изъято и виновный имеет реальную возможность распоряжаться или пользоваться им по своему усмотрению.

Получение такой возможности при краже зависит от конкретной обстановки ее совершения, характера похищаемого имущества и намерений виновного. Так, изъятие из склада и погрузка в автомашину на охраняемой территории предприятия нескольких десятков ящиков с минеральной водой или нескольких бидонов с молоком либо изъятие из цеха готовых промышленных изделий и запрятывание их на охраняемой территории предприятия с целью последующего выноса не образует оконченной кражи, так как виновные еще не имеют реальной возможности ни распорядиться, ни пользоваться похищенным имуществом. Напротив, изъятие из цеха бидона спирта, запрятывание его на охраняемой территории в целях потребления спирта без выноса с этой территории является оконченной кражей.

Задержание в проходной мясокомбината с похищенным мясом не образует оконченной кражи, в то время как задержание за пределами овощной базы лица, похитившего несколько мешков картофеля, дает основание признать кражу оконченной

Признание кражи оконченной лишь при завладении виновным социалистическим имуществом, когда он получает возможность распорядиться имуществом по своему усмотрению или пользоваться им, вытекает из сущности хищения имущества и дает возможность правильно решить ряд других вопросов, связанных с ответственностью за хищение. Прежде всего это относится к вопросу о круге возможных соучастников в краже имущества.

Хищение путем грабежа

Грабеж совершается в присутствии потерпевшего, лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, либо в присутствии посторонних, когда виновный сознает, что эти лица понимают характер его преступных действий. Например, в магазине, воспользовавшись отлучкой продавца, лицо берет выручку, зная, что другие это видят.

При рассмотрении дела о хищении путем грабежа необходимо установить характер насилия и степень его тяжести. Это обстоятельство имеет важное значение и для отграничения грабежа от разбоя.

Открытым признается такое похищение, которое совершается в присутствии потерпевшего, лиц, во владении, ведении или под охраной которых находится имущество, либо в присутствии посторонних лиц, когда виновный сознает, что эти лица понимают характер его преступных действий, но игнорирует данное обстоятельство

Открытый характер похищения при грабеже настолько повышает общественную опасность содеянного и преступника, что законодатель даже при мелком размере похищенного не считает возможным отнесение грабежа к менее опасному виду рассматриваемого преступления — мелкому хищению имущества. Независимо от размера похищенного действия виновного квалифицируются по соответствующей части ст. 90.

При решении вопроса о характере похищения социалистического имущества (тайном или открытом) очень важно установить не только факт присутствия на месте совершения преступления лиц, не являющихся соучастниками, но и то обстоятельство, что эти лица понимали характер совершаемых преступником действий, пусть даже они не могли воспрепятствовать похищению, например по малолетству, старости, болезненному состоянию и т. д. Одновременно для признания содеянного грабежом необходимо, чтобы и сам преступник сознавал открытый характер похищения, т. е. знал, что его преступные действия наблюдаются третьими лицами, понимающими характер происходящего

В отдельных случаях похищение, начавшись как тайное, затем превращается в открытое, ибо преступник в процессе изъятия социалистического имущества оказывается замеченным. Квалификация действий виновного в таких случаях зависит от того, решится ли он, будучи замеченным, на завершение изъятия и завладение имуществом. Если преступник, будучи замеченным, отказывается от намерения довести до конца преступление (например, бросает похищаемое имущество в процессе его изъятия или бегства с места совершения преступления), его действия должны квалифицироваться как покушение на кражу имущества Если же виновный пытается завершить изъятие и завладеть социалистическим имуществом, налицо будет грабеж (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1981, № 1, с. 12).

Грабеж, будучи открытым похищением, признается о конченным с момента завладения социалистическим имуществом и получения преступником реальной возможности им распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться им. ,

Если виновному не удалось завладеть похищаемым имуществом и он был задержан или имущество у него было отобрано в процессе изъятия, бегства непосредственно с места совершения преступления или в процессе борьбы за удержание похищаемого имущества, — налицо будет покушение на грабеж.

С субъективной стороны грабеж предполагает наличие прямого умысла и корыстной цели, т. е. лицо сознает принадлежность похищаемого имущества государству или общественной организации, незаконность и безвозмездность, а также открытый характер завладения имуществом, желая таким путем обратить похищаемое имущество в свою пользу). Отсутствие указанных признаков в их совокупности, когда, например, происходит открытое завладение социалистическим имуществом с целью его уничтожения, или из хулиганских побуждений, или в целях временного его использования, или в силу действительного или предполагаемого права на это имущество, — содеянное не образует состава грабежа, а может квалифицироваться в зависимости от обстоятельств дела

Специфичным для грабежа квалифицирующим признаком является применение виновным при открытом похищении социалистического имущества насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего . Посягательство в этих случаях направлено не только против собственности, но и против телесной неприкосновенности или свободы лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, либо любых третьих лиц, по мнению преступника, могущих или пытающихся воспрепятствовать похищению имущества. Это обстоятельство повышает в значительной мере общественную опасность как преступления, так и преступника.

Под насилием, являющимся при грабеже средством завладения имуществом, понимается как физическое, так и психическое насилие Несомненно, что угроза даже не опасным для жизни или здоровья, в ряде случаев способна парализовать сопротивление потерпевшего, а применение такой угрозы, безусловно, свидетельствует о большей дерзости виновного.

Физическое насилие при грабеже не должно быть опасным для жизни или здоровья, т. е. оно не должно создавать опасности для жизни или здоровья в момент его применения и тем более не должно влечь за собой причинения реального вреда здоровью потерпевшего. Психическое насилие при грабеже, может выражаться лишь в угрозах немедленно применить насилие, не опасное для жизни или здоровья Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, образует состав

Насилие при грабеже служит средством для завладения социалистическим имуществом и применяется умышленно, чтобы лишить потерпевшего либо возможности, либо желания противодействовать похищению. Поэтому не являются насильственным грабежом случаи похищения социалистического имущества так называемым ,рывком", когда виновный не применяет и не желает применить насилие, а, рассчитывая на неожиданность, выхватывает, например, сумку с деньгами у инкассатора, кондуктора и т. п. и пытается скрыться. Если в подобных случаях потерпевшему в результате неосторожности преступника и были причинены незначительные повреждения (например, царапины руки ногтем или пряжкой ремня, сумкой), действия виновного должны квалифицироваться как грабеж без насилия, ибо на его применение у преступника не было умысла, насилие не было средством завладения имуществом.

Обычно насилие при грабеже предшествует изъятию социалистического имущества; однако оно может быть применено и в процессе начавшегося похищения для удержания изъятого имущества, когда преступник, намереваясь совершить кражу, оказывается застигнутым на месте преступления и применяет насилие для удержания похищаемого имущества. Возможно, однако, что при открытом похищении лицо, в ведении или под охраной которого находится социалистическое имущество, или третьи лица, оправившись от растерянности, пытаются оказать сопротивление преступнику, помешать похищению или удержать уже схваченное преступником имущество. Применение к указанным лицам насилия, не опасного для жизни или здоровья, в этих случаях также образует грабеж, квалифицируемый по ч. 2 ст. 90.

Не могут рассматриваться как насильственный грабеж те случаи, когда виновный, натолкнувшись на сопротивление или просто будучи обнаруженным, сразу бросает похищенное и пытается скрыться, применяя насилие к кому-либо, чтобы избежать задержания

Грабеж с насилием признается оконченным преступлением не в момент применения насилия, а лишь в момент завладения виновным социалистическим имуществом.

Хищение путем разбоя

Разбой, будучи одной из форм хищения, посягает одновременно и на такие объекты, как жизнь и здоровье человека. По конструкции состава преступления разбой охватывает и реальное умышленное причинение вреда здоровью, от легких с расстройством здоровья до тяжких телесных повреждений, и умышленное создание опасности для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению.

Закон не ограничивает круг лиц, которые могут быть потерпевшими при разбое в связи с насильственным посягательством виновного на социалистическую собственность. Чаще всего это лица, во владении, ведении или под охраной которых находится имущество; но это могут быть и посторонние лица, могущие, по мнению преступника, помешать завладению имуществом. Наконец, это могут быть лица, в судьбе которых заинтересовано лицо, ведающее имуществом или охраняющее его, и применение тяжкого насилия к которым может обеспечить преступнику достижение его целей.

Нападение при разбое, представляя собой внезапное насильственное воздействие на потерпевшего, может быть как открытым, т. е. осознаваемым лицом, подвергшимся нападению, или третьими лицами, так и выражающимся в неожиданном и никем не наблюдаемом насильственном воздействии на лиц, которые и сами могут не сознавать факта нападения (удар сзади, выстрел из засады, введение в организм яда и т. п.).

При разбое насилие может быть физическим или психическим. Физическое насилие, как это следует из закона, должно быть по своему характеру , опасным для жизни и (точнее было бы сказать ..или") здоровья лица, подвергшегося нападению". К такому насилию прежде всего относятся все случаи причинения телесных повреждений, которые фактически повлекли за собой расстройство здоровья, начиная от легких с расстройством здоровья до тяжких телесных повреждений .

Для наличия разбоя необязательно, чтобы здоровью был причинен реальный вред, достаточно такого насилия, которое в момент совершения преступления создавало бы опасность для жизни или здоровья потерпевшего.

Психическое насилие при разбое выражается в угрозе немедленно применить физическое насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего (угроза убить, причинить тяжкие, менее тяжкие или легкие с расстройством здоровья телесные повреждения). Форма выражения угрозы может быть самой различной — слова, жесты, демонстрация оружия или иных предметов, применение которых может быть опасно для жизни или здоровья потерпевшего. Действия виновного лишь тогда можно квалифицировать как разбой, когда угроза для жизни или здоровья была действительно реальной и наличной, не оставляла сомнений у потерпевшего в том, что в случае противодействия преступнику или невыполнения его требований она будет реализована, что одновременно входило и в планы преступника или во всяком случае он хотел создать видимость реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего. Психическое насилие при разбое выражается в угрозе немедленно применить физическое насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего (угроза убить, причинить тяжкие, менее тяжкие или легкие с расстройством здоровья телесные повреждения). Форма выражения угрозы может быть самой различной — слова, жесты, демонстрация оружия или иных предметов, применение которых может быть опасно для жизни или здоровья потерпевшего.

Действия виновного лишь тогда можно квалифицировать как разбой, когда угроза для жизни или здоровья была действительно реальной и наличной, не оставляла сомнений у потерпевшего в том, что в случае противодействия преступнику или невыполнения его требований она будет реализована, что одновременно входило и в планы преступника или во всяком случае он хотел создать видимость реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего.

Насилие при разбое служит средством для завладения имуществом, и поэтому оно по времени обычно предшествует завладению. Учитывая эту особенность разбоя, а также исходя из задачи усиленной охраны личности, законодатель признает разбой оконченным преступлением с момента совершения нападения, независимо от того, успел ли преступник причинить реальный вред личности и успел ли он завладеть социалистическим имуществом. Применение насилия в процессе начавшегося изъятия имущества или даже непосредственно после изъятия в целях его удержания, также образует состав разбоя.

Если подобная ситуация возникает в случаях, когда лицо изъяло имущество на охраняемой территории, а при попытке вынести его, столкнувшись с противодействием, применило насилие в целях завершения преступного завладения социалистическим имуществом, — содеянное представляет собой в зависимости от характера насилия грабеж или разбой.

Состав разбоя отсутствует, когда виновный применяет насилие с единственной целью избежать задержания. В этом случае налицо будет совокупность преступлений; хищения или покушения на него (в форме кражи, грабежа или мошенничества) и соответствующего преступления против порядка управления.

Заключение

В постановлениях Пленума Верховного Суда, отмечается, что суды повысили внимание к рассмотрению дел о хищениях и разбазаривании народного добра, глубже стали исследовать обстоятельства совершенных преступлений, выявлять причины и условия, им способствующие, добиваться неотвратимости наказания, обеспечивают, и основном, правильное применение законов об ответственности виновных и возмещении ущерба, причиненного государственным и общественным организациям расхитителями, а также лицами, нерадиво относящимися к хранению и расходованию народного добра. Вместе с тем Пленум указал, что судам надлежит активизировать борьбу с хищениями государственного и общественного имущества

Встречаются случаи, когда органы следствия и суды не полностью вскрывают преступную деятельность отдельных лиц и условия, способствующие хищениям; неправильно отграничивают одни виды хищений от других, вследствие чего неверно квалифицируют действия расхитителей, назначают виновным меры наказания, не соответствующие тяжести содеянного и личности виновных (необоснованно мягкие или, наоборот, чрезмерно строгие меры наказания).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кудрявцев В.Н. "Закон, поступок, ответственность". М., 1984.

Малеин Н.С. "Правонарушение: понятие, причины, ответственность".

Кудрявцев В. Н. "Причины правонарушения". М., 1976.

Уголовный кодес РСФСР. М., 1992

Анашкин Г.З. Настольная книга народного заседателя. М., Знание

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта [1] Реестр выданных лицензий УВД Архангельской области.  

[2] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1.

[3] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 10.01.2003г. №15-ФЗ).

            [4] - Евланова  О. А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1999.

[5] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1.

[6] - Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности».

[7] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности»

[8] - Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г.


[10] (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1964, № 6, с. 7; 1967, У 8, с. 16; 1970, №> 6, с. 15)

[11] (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1964, № 6, с. 7; 1967, У 8, с. 16; 1970, №> б, с. 15)

[12] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч. 1, с. 67.

[13] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1969, № 12, с. 10-11

[14] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1972, № 3, с. 20-21

[15] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1974, № 4, с. 14; 1973, № 2, с. 15

[16] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1982, № 1, с. 12

[17] (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1981, № 11, с. 2-3).

[18] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч. 2, с. 154

Похожие работы на - Организация частной детективной и охранной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!