География нефти
ГЛАВА I.
Основные места размещения предприятий по российской
федерации
1.1. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений
нефти Российской Федерации
До
революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на
Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые
нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной
войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В
1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения
месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное
значение, на территории России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в
Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район
выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР. До
недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам нефти
район. Здесь были открыты такие известные месторождения, как
Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское,
Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти
в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы
(до 3%), парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает
качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В
1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с
начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных
на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея.
Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где
находятся такие месторождения, как Самотлорское,
Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко - Советское,
Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В
последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири
росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие
районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством,
высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь
- главный нефтедобывающий район страны.
На северо-востоке европейской
части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и
Вайваш). Он обеспечивает нефтью север европейской части страны.
Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору,
разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская
нефтегазоносная провинция). Часть добываемой здесь нефти по
трубопроводу поступает в Ярославль. Кроме основных нефтедобывающих районов
нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть
по нефтепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре. В
Калининградской области находится месторождение нефти локального
значения. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера,
Восточной Сибири и
Дальнего Востока. Нефтяная промышленность страны вступила в качественно
новую, более сложную станцию развития, когда возникает необходимость резко
увеличить объем поисково – разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в
зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах
морей, формирования необходимой для этого производственно –технической базы.
Начата добыча нефти в Арктике, шельфе у о.Кологуев (Песчаноозерское
месторождение).
1.2. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче
К
настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов
нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во
многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва
Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий
Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область,
где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти.
Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где
добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция
- 3,2%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.
Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда
добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень
выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том
числе более 30% в Тюменской области, 70% в
Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе.
Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и
высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи
нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем - сохранение
высокой производительности старых районов.
Наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его
технико-экономические стали ниже по сравнению с прежним
уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась. При
"старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание
новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно - Сибирская
низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно - Сибирской нефти
возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой
нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз
формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).
Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации
месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым
фонтанным способом. Теперь его доля заметно
сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа, с помощью которого
в 1987г было добыто свыше 2/3 всей нефти. Оценивая в целом сырьевую
базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в
количественном отношении она достаточна для решения текущих и
прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре
разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на
эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует
применения более сложных и дорогостоящих технических средств и
технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов
повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. В условиях непрерывного
ухудшения качественного состояния сырьевой базы отрасли увеличение
нефтеотдачи приобретает стратегическое значение для стабилизации и развития
процессов нефтедобычи.
1.3. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные
места размещения предприятий
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит
от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и
транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами
потребления жидкого топлива. Добытая из недр земли нефть содержит большое
количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает
на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем
очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые
строятся в районах потребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая
промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин,
дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются
потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву
нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей.
Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах
массового потребления нефтепродуктов.
Между
тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления
нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и
хранением:
1.
транспортировка
нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;
2.
для транспортировки нефти
могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой
нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;
3.
хранение сырой нефти обходится
дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность
одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.
Размещение переработки
нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор
становится лимитирующим.
Нефтепереработка
в разных районах страны находится в зависимости не только от качества
исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в
местных условиях оказываются наиболее эффективными.
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов
(Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск,
Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань,
Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас
проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее
переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная
часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный),
идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах
добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов
идущих на восток (Ачинск).
Распределение нефтепереработки по экономическим районам
России в % к итогу
Экономические районы
|
Нефтепереработка
|
Север
|
1,9
|
Северо-Запад
|
--
|
ЦЭР
|
16,6
|
Волго-Вятский
|
7,7
|
ЦЧР
|
--
|
Поволжье
|
17,5
|
Северный
Кавказ
|
7,1
|
Урал
|
24,3
|
Западная
Сибирь
|
9,9
|
Восточная
Сибирь
|
11,1
|
3,9
|
Калининградская
область
|
--
|
ИТОГО
|
100
|
1.4. Магистральные нефтепроводы как одна из
составляющих нефтяной промышленности. Транспорт нефти
В
настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда
совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти
привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру
грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный
в части перевозок нефти и нефтепродуктов.
Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время
дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем
перевозка по железной дороге.
На
железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и
Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на
Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии.
Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов
транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны
используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по
внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти
(исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода
диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости
движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной
подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась
развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более
95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300
км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по
значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными,
межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые
обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые -
интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая
очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими
нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы
образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и
режимного управления, которая получила название системы дальних
транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как
Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск;
Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая;
система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы,
включая выходы к экспортным терминалам.
|
Всего по
России
|
По России
|
Показатель
|
и странам СНГ
|
(АК
"Транснефть")
|
Протяженность
нефтепроводов тыс. км
|
62,3
|
48,1
|
Суммарная
Вместимость резервуаров м3
|
16530,0
|
В
свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны.
Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский
район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов,
идущих по следующим направлениям:
На восток - Туймазы -
Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты);
Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);
На запад -
нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до
Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию,
Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс;
Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний
Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши
(Северо - Запад);
На юг - Пермь -
Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в
Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных
потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком
на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных
нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по
следующим направлениям:
На запад - Усть-Балык
- Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон
- Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
На юг - Шаим -
Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент -Чарджоу;
На восток -
Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на
запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района
восточного направления. Из других магистральных направлений,
возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются
Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе;
Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха -
Комсомольск-на-Амуре.
1.5. Задачи перспективного развития отрасли
В
настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии
глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в
1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и
в 1993г. еще на 40-45 млн.т. Выход из сложившегося кризисного положения в
нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго
связывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с
последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли
должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а
Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.
В
указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания по поставкам нефти
для государственных нужд сокращены до 20% ее добычи, остальные 80%
предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь
вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в
условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически
снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь
предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для
повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса
России имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и
приватизации. В процессе акционирования принципиальные
изменения происходят в организационных формах. Государственные
предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и
нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого
типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в
государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами
акций, находящихся в государственной собственности,
образовано специальное Государственное предприятие "Роснефть",
которому передаются пакеты государственных акций около 240 акционерных
обществ, в том числе по добыче нефти и газа - 26, по
нефтепереработке - 22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также по
производству масел и смазок, переработке газа, бурению скважин,
геофизике, машиностроению, науке и
другим видам
обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также различные
ассоциации, банки, биржи и другие организации.
Для управления
акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов
созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций
акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по
транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее
время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период
в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия
обладает крупными неразведанными ресурсами нефти,
объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты
анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в
России свидетельствует об их неидентичности разведанным запасам.
Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно
главным образом в регионах с низкой разведанностью - на шельфах северных и
восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность
открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе
прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи
пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными
эксплуатационными затратами на их применение по сравнению с
традиционными способами добычи нефти. В связи с этим Минтопэнерго РФ
разрабатываются предложения о принятии в
законодательном порядке ряда мер, направленных на экономическое
стимулирование применения новых эффективных методов повышения
нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических
средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов,
занимающихся разработкой новых методов, а главное - более динамично наращивать
добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодо бывающей
отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью
привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного
капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике
наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых
месторождений, которые не получили должного развития в отечественной
промышленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
"Трубопроводный транспорт нефти" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г
2.
"Топливно-энергетический комплекс" Москва, Менатеп N4-9 1993г 4.
Байков, Берлин "Нефть СССР" Москва, Недра 1987г
3. "Нефтяная
промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г
4. "Народное
хозяйство Российской Федерации" Москва 1993г