Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,69 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)

Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)

3.2. Участие прокурора при рассмотрении дел в судах.

4.1. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Подозреваемый - это лицо: 1) которое задержано по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 122 УПК; 2) в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения. Обвиняемый - это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Это постановление выносит следователь или дознаватель на основании доказательств, уличающих лицо в совершении конкретного преступления. Сущность и содержание принципа выражается в следующем:

Подозреваемый и обвиняемый в целях защиты своих прав и законных интересов наделены по закону широким кругом прав, которые они реализуют лично на различных стадиях процесса.

Подозреваемый и обвиняемый вправе иметь защитника с момента задержания или ареста подозреваемого, или предъявления обвинения обвиняемому. Закон предусматривает случаи обязательного участия в деле защитника.

Органы и должностные лица, ведущие процесс, обязаны обеспечить указанным лицам возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.

4.2. Судебные коллегии судов среднего звена: порядок формирования, полномочия.

5.1. Порядок подбора и выдвижения кандидатов в судьи. Наделение их судебными полномочиями.

Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших  федеральных судов Российской Федерации - Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования  судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. “е” ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного Суда российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных  судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет  судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных  Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции  лишь одной палаты Федерального Собрания - Совета Федерации.

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается  федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного  Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований,  установленных ст. 119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные  требования, указанные в федеральном законе: Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.  Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся  на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный  экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения  в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации  установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры,  однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно.  Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими  научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается  Советом Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил при голосовании большинство общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного  Суда представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Президентом Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

При укомплектовании Конституционного Суда важнейшее значение приобретает  эффективное взаимодействие Совета Федерации с Президентом при выдвижении  и утверждении новых кандидатур на судейские посты. Между тем в конце 1994 г. на этом пути встретились серьезные помехи. После того как в июле 1994 г. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»  был принят, потребовалось провести довыборы судей, с тем чтобы доукомплектовать  Суд до нового численного состава. Однако вследствие разногласий между Советом  Федерации и Президентом по поводу предлагаемых кандидатур на судейские посты процесс укомплектования Суда затянулся. Даже когда Совет Федерации 24 октября  1994 г. утвердил достаточное количество членов Суда для обеспечения необходимого  кворума, судьи так и не смогли приступить к работе, так как согласно переходным  положениям нового Закона они были вправе избирать своего Председателя лишь после укомплектования Суда до полного состава. Это произошло лишь в конце января 1995 г. В результате Председатель Суда был избран лишь в начале февраля 1995 г., а рассмотрение первого дела новым составом состоялось лишь 23 марта 1995

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Его полномочия  могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде (ст. 17 и 18).

Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя  Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных  коллегий судей этих судов.

Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда  Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных  коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители  назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации,  основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов  государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.  Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации  по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной  коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений  законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных  округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда  Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации. Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных  округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской  Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной  коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными ( представительными) органами государственной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  основанному на заключении квалификационных коллегий судей  этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации. Председатели арбитражных судов  субъектов Российской Федерации и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном  законами субъектов Российской Федерации.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ о Суд.С. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливается ФКЗ. 

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

 В части 3 ст. 128 КРФ сказано, что полномочия, порядок образования и деятельности высших судебных органов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, что имеет основополагающее значение для авторитета судебной власти и обеспечения ее независимого правового статуса. Такие законы приняты. Это Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г., Федеральный  конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г. и Федеральный конституционный закон “О судебной системе  Российской Федерации”

5.2. Прокурорский надзор: его понятие, направления, отрасли и их общая характеристика.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов.

В предмет прокурорского надзора включается проводка законности  деятельности органов хозяйственного управления предприятиями,  учреждениями, организациями и объединениями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями  и движениями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные  в Конституции Российской Федерации, в Законе «О прокуратуре  Российской Федерации», иных нормативных актах Российской Федерации и республик в ее составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача основополагающего характера:  осуществление надзора за точным и единообразным исполнением  действующих на территории РФ законов органами местного самоуправления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевой, областной администрации, администрации автономной  области и автономных округов - сюда же включается осуществление  надзора за исполнением законов министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного  управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне зависимости от их подчиненности,  общественными организациями и движениями, должностными  лицами и гражданами.

Эта задача, сформулированная в законе, охватывает в целом всю деятельность органов прокуратуры по всем отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной  власти и управления, общественные формирования, должностные  лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали, в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований  государственной и трудовой дисциплины.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизированы  в Законе «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры имеют задачей обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.

Органы прокуратуры охраняют права национально-государственных  и административно-территориальных образований  местного самоуправления, местных представительных органов,  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений  и организаций, общественных и политических организаций и движений, кооперативных, акционерных объединений, коммерческих  банков и иных объединений, осуществляющих реализацию  программы рыночной экономики в стране.

Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.

Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей. Закон «О прокуратуре РФ», Генеральный  прокурор РФ в своих приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений или отступлений от закона.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые указанными государственными  органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств республик в составе РФ.

Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий надзор стал надежной преградой на пути местничества  и ведомственности, подрывающих основы законности в государстве, ее единства и неуклонного исполнения. Прокуроры  призваны содействовать обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, внедрению принципов хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Особую остроту  в настоящее время приобретает задача по исполнению законов в следующих направлениях: об охране от всяких посягательств общегосударственной собственности; о соблюдении  государственной и трудовой дисциплины; об охране природы  и рационального использования ее ресурсов; о борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией; о защите прав и законных интересов граждан.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры строят свою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О прокуратуре РФ» и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким  образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности; задержание  лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось  не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению  в правах; никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования  закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие  и смягчающие его ответственность; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимаемые  следственными органами меры по их устранению; обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности  личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В стадии надзора за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами стоят задачи следующего характера: обеспечение требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уголовных  дел во всех судебных инстанциях; квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного  обвинения по уголовным делам; способствовать суду постановить  по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый -приговор; обеспечить своевременное и правильное  обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению.

В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи прокуроров в различных стадиях судебного разбирательства  уголовных дел: при принятии судом (судьей) уголовных  дел к производству и выполнении по ним необходимых процессуальных действий (ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором государственного обвинения по уголовным делам (ст. 248 УПК); в случаях опротестования прокурором незаконных  и Необоснованных приговоров, определений и постановлений  судов (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве по уголовным  делам в порядке надзора (ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356-370 УПК); при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-386 УПК).

В приказах Генерального прокурора РФ №7 от И марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона « О прокуратуре РФ», № 20 от 28 мая 1992 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ», а также в Рекомендациях от 22 июля 1992 г. о поддержании прокурорами государственного обвинения в судах по уголовным делам поставлена  задача по повышению активности и качества поддержания  государственного обвинения в суде, чтобы прокурор своим участием в процессе способствовал, а не препятствовал установлению истины по делу, помогал постановить законный, обоснованный и справедливый приговор. Предлагается организовать  прокурорский надзор в судах таким образом, чтобы он стал надежной гарантией законности в правосудии по уголовным  делам.

Задача прокуроров состоит в повышении воспитательного значения судебных процессов, их предупредительного значения  в отношении склонных к правонарушениям граждан.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается прежде всего в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам  дела и противоречащих уголовному или уголовно- процессуальному законодательству, чтобы заключение прокурора  в суде кассационной инстанции помогало составу судей принять правильное решение по уголовному делу.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит  в том, чтобы глубоко и внимательно проверять жалобы,

принесенные на судебные приговоры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым эти жалобы принесены. При отказе в принесении протеста составленное  прокурором заключение (постановление) об отказе в принесении надзорного протеста должно быть полным, объективным  и убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, -  мотивированный и убедительный.

В случаях, принесения протеста в порядке надзора этот процессуальный акт должен быть законным, обоснованным, мотивированным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», а также в УПК и ГПК Они состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую  колонию определенного судебным приговором  режима содержания; соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного  с лишением свободы как в рабочих, так и в жилых зонах; исполнение законодательства, регламентирующего порядок  и условия содержания и перевоспитания осужденных; законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительно-трудовых  учреждений правовых актов и опротестование  тех из них, которые не соответствуют закону; проверка законности дисциплинарной практики; соблюдение установленных  законом прав и обязанностей осужденных; своевременное  и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе; давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать суду вынести законное и обоснованное определение об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и приносить протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или противоречат закону.

Перед Генеральным прокурором РФ стоит особой сложности задача по укомплектованию квалифицированными кадрами органов специализированных прокуратур по надзору за законностью  в местах лишения свободы, четко разграничить компетенцию  этих и территориальных прокуратур. Не менее важной задачей является обеспечение полной занятости осужденных  общественно-полезным трудом, которая рассматривается  как важное средство перевоспитания осужденных. Генеральный  прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров, чтобы они всемерно способствовали администрации исправительно-трудовых колоний в предупреждении проникновения в места лишения свободы спиртных напитков, наркотических веществ, огнестрельного и холодного оружия, денег и других запрещенных  предметов.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение ( ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях гражданского судопроизводства  своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения  ни исходили (ст. 12 ГПК); принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных  законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях, требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности,  обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан (ст. 126 ГПК); своевременно  опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение суда (ст. 282 и 315 ГПК), а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное  и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту прокурора (ст. ЗОЗ ГПК); глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное  заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ (ст. 322 ГИК); при принесении надзорного  протеста строго руководствоваться требованиями, сформулированными  в ст. 324 и 328 ГИК о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.  

6.1. Судебные приставы: их основные функции.

6.2. Народные заседатели: порядок и сроки избрания, основные права и обязанности.

Согласно ст.1 ФКЗ о Суд.С  Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (ст. 8 ФКЗ). 

Народные заседатели - это граждане, избранные в установленном законом порядке в состав всех судов Российской Федерации для участия в коллегиальном рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Народным заседателем может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выбора 25 лет, а народным заседателем военного суда - гражданин Российской Федерации, состоящий на действительной военной службе.

Народные заседатели районных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а военных судов - на собрании военнослужащих по воинским частям и учреждениям также открытым голосованием. Народные заседатели вышестоящих судов до 1993 г. избирались соответствующими Советами народных депутатов. Срок полномочий народных заседателей всех судов -пять лет.

В связи с проведением судебной реформы Указом Президента Российской Федерации "О замещении вакантных должностей федеральных судей" от 25 декабря 1993 г. №2289 установлено, что избранные ранее народные заседатели краевых, областных, Московского и Санкт-петербургского городских судов и военных судов временно осуществляют свои полномочия впредь до принятия соответствующего федерального закона. С введением в действие ФКЗ о Суд.С судьи всех судов РФ, а также народные и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены) (ст. 37 ФКЗ).

Народные заседатели независимы и подчиняются только КРФ и  закону.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Председательствующий в судебном заседании судья обязан разъяснить народным заседателям их права и обеспечить реальное использование этих прав. Нарушение равенства прав народных заседателей судьями является основанием к отмене принятого решения. Они равны с председательствующим в судебном заседании судьей в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора или решения. В своей деятельности по осуществлению правосудия народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Действующий уголовно-процессуальный закон установил такой порядок совещания судей при постановлении приговора, в соответствии с которым все вопросы решаются простым большинством голосов. Председательствующий подает свой голос последним. Оставшийся в меньшинстве председатель или народный заседатель вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое при провозглашении приговора не объявляется, но приобщается к делу (ст. 306, 307 УПК). Это обеспечивает равенство всего состава суда при разрешении дела и ограждает народных заседателей от давления на них авторитетного мнения профессионального судьи.

По делу, требующему продолжительного времени для его разбирательства, может быть вызван запасный народный заседатель, который присутствует в зале судебного заседания с начала разбирательства данного дела и в случае выбытия народного заседателя заменяет его. Если запасный народный заседатель, вступивший на место выбывшего, не требует возобновления судебных действий, разбирательство дела продолжается (ст. 242, 420 УПК).

Народные заседатели, избранные в установленном законом порядке, призываются к исполнению своих обязанностей в суде в порядке очередности, не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием. Впервые избранные народные заседатели приносят присягу.

Угроза по отношению к народному заседателю или его оскорбление в связи с деятельностью по отправлению правосудия влечет уголовную ответственность. Воспрепятствование явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей наказывается штрафом (ст. 165 КоАП). Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 5.п.5 ФКЗ). 

Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе - по другим уважительным причинам (ст. 73 ЗоС).

Народным заседателем военного суда может быть избран каждый гражданин Российской Федерации, состоящий на действительной военной службе, независимо от срока пребывания на военной службе, воинского звания и должностного положения. Кандидаты в народные заседатели военных судов должны отвечать двум главным условиям:

быть гражданами Российской Федерации и

состоять на действительной военной службе.

Естественно, что при избрании народного заседателя учитываются моральный облик кандидата, его поведение, авторитет среди сослуживцев и т.п.

В отличие от народных заседателей общих судов, которые не могут быть моложе 25 лет, народными заседателями военных судов могут избираться граждане, достигшие 18 лет, поскольку именно с этого возраста осуществляется призыв на военную службу. Это позволяет избирать в качестве народных заседателей военных судов не только офицеров и лиц, проходящих сверхсрочную военную службу, но также рядовых и сержантов срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных Сил.

Народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей сроком на пять лет, ответственны перед избирателями и отчитываются перед ними. Народный заседатель, не оправдавший оказанного ему доверия, может быть отозван по решению избирателей, принятому на собрании военнослужащих открытым голосованием. Порядок проведения собраний военнослужащих по выборам и отзыву народных заседателей военных судов определяется Министерством юстиции РФ совместно с Министерством обороны РФ.

Народные заседатели военных судов, так же как и народные заседатели общих судов, привлекаются к отправлению правосудия и порядке очередности на срок не более двух недель в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. При осуществлении правосудия народный заседатель пользуется всеми правами судьи и является равноправным судьей независимо от должности и звания председательствующего в судебном заседании судьи и другого народного заседателя. Так же как и судьи, народные заседатели военных судов при отправлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

7.1. Верховный Суд Российской Федерации: полномочия и место в судебной системе.

На территории РФ действуют следующие виды судов:

Осуществляющие конституционный контроль

Похожие работы на - Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!