Политический риск и методы его оптимизации
Политический риск и методы его оптимизации
Горшкова А.А.
Быстрота
изменений в политике, социальной сфере, экономике повышает вероятность быстрых
непредвиденных событий и спорность и альтернативность принятых решений, то есть
усиливает политический риск. Оценка и управление им позволяют предвидеть
события. Заранее принимать соответствующие меры и избегать катаклизмов.
За
рубежом интерес к проблеме политических риском возник еще в начале 50-х гг.,
однако, до начала 80-х гг. из-за отсутствия необходимого материала и
недостаточной разработанности методов анализа и прогноза политического риска в
научной литературе отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска.
Резкий рост интереса к проблеме был отмечен после Иранской революции 1979 г.,
которая, с одной стороны, вызвала множество споров о возможности верных оценок
и прогнозов политического риска, а с другой, предоставила огромный фактический
материал для исследований в этой области. Сейчас исследованиями политического
риска занимаются как частные компании, так и целые институты, которые ежегодно
публикуют данные по разным странам мира.
В
зависимости кто и как проводит исследование, выделяются различные определения
политического риска. В данной работе под политическим риском [c.139] понимается
“вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в
условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что
ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления
нежелательных событий”.
Таким
образом, из определения, вытекает, что политический риск – это неустранимый
элемент любого политического процесса. Он порождается неопределенностью
политической среды и характеризуется особым типом взаимосвязи объективной
политической ситуации и деятельности субъекта в ней. Под неопределенностью в
данном случае понимается “отсутствие ясных четких, облеченных в формальные процедуры,
легко понятных и общепринятых методов ведения дел”.
Политический
риск обусловливается множеством факторов неопределенности, вызванных в первую
очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой
области. Условно их можно подразделить на:
–
информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о
всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической
ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого
подсчета приобретений и утрат, непониманием и игнорированием интересов других
участников политических действий и т.д.;
–
социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом
проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов,
низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и
другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием
множества нерешенных социальных проблем;
–
персональные, связанные с личностью политика, неустойчивостью его поведения,
склонность к автономии без учета коллективного характера политических действий,
повышенной наклонности к риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики
более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в
них и иногда их сами же и создают;
–
правовые: зачастую политический риск возникает вследствие правового и
морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий
и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих
морально-политических характер;
–
экономические: причиной политического риска могут также стать: отсутствие
необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие
развитой и стабильной экономической инфраструктуры, неликвидность
государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы,
отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика
и т.д.
–
случайные: наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников
политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая
ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка
политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее,
рождающих всевозможные угрозы и опасности). [c.140]
Политический
риск естественным образом возникает в условиях плюрализма, политической
конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно
вывести следующие свойства политического риска:
1.
Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он
присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных
преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.
2.
Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько
индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми
политическими интересами.
3.
Иерархичность политического риска проявляется на уровне последствий,
вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую
иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне,
региональные риски, страновые и наконец районные.
4.
Политический риск крайне субъективен поскольку, наверное, как никакой другой
зависит не только от объективных обстоятельств среды, в которой он формируется,
но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или
случившихся событий.
5.
Данный вид риска может выступать как самостоятельный фактор политики или быть
элементом других видов риска – социального, коммерческого, инвестиционного,
экологического и так далее. В этом проявляется многоплановость политического
риска.
Таковы
основные свойства политического риска. Однако при изучении политического риска
необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не
явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень
общественных беспорядков забастовок, демонстрации и т.п.), стабильность
правительства (вероятность его сохранения у власти), политический плюрализм, степень
этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения
в политике (уровень национализма, коррупции, непотизма), роль принуждения при
удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность,
антиконституциональные действия и социальные конфликты.
Чтобы
избежать подобного были разработаны разнообразные методы оптимизации
политического риска, которые условно можно подразделить на количественные и
качественные.
В
первой половине 80-х гг. американские аналитики О’Лири и В. Коплин предложили
для определения политического риска со стороны правительства систему оценки, в
основе которой лежит выяснение направлений политики по тому или иному вопросу
на базе анализа позиций действующих лиц. Свою модель они назвали prince model. Она
опирается на четыре критерия:
–
ориентация или позиция деятелей в той или иной области;
–
твердость следования своей позиции;
–
власть и влияние отдельных лиц;
–
важность соответствующего вопроса для конкретного лица.
Каждый
участник может занимать по тому или иному вопросу позитивную (+), негативную
(–) или нейтральную (0) позиции, давая оценки (по пятибалльной [c.141] системе)
по трем остальным критериям. Эти оценки перемножаются, суммируются по всем
участникам. При этом максимальное число баллов составляет +– 25 баллов.
Вероятность совершения того или иного события определяется долей (%)
положительных баллов в их общем количестве. Prince model является одним из
примеров количественного метода анализа и оценки политического риска.
Классический
качественный подход реализуется в форме традиционного доклада, обычно по одной
стране. Авторами докладов являются эксперты, обладающие информацией о стане.
Этот наиболее распростаненный подход реализуется в двух фрмах: “Old hands”, то
есть сбор информации об интересующем субъекте, и “Grand Tour”, поездка в страну
в целях ознакомления с реальным положением дел на месте. Результаты излагаются
в виде нескольких сценариев от самого неблагоприятного развития ситуации
(негативный сценарий) до самого удачного (позитивный сценарий).
Однако
наиболее оптимальный путь оптимизации политического риска – это синтез и
интеграция двух подходов на основе статистики и экспертного анализа.
Изучение
этих методов не устраняет риск, но снижает его остроту и предотвращает многие
опасные последствия, поэтому сегодня очень важно уделять им соответствующее
внимание.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/