Виды политики
Виды
политики
ПОЛИТИКА происходит от греч. polis - город-
государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, -
государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная
сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической,
идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил
распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и
правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в.
Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти
институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие
политической мысли и представлений о государстве
привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической
философии и политической науки. Представление о политике значительно
расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком
случае, оно оказалось предметом самых различных
толкований. В настоящее время можно выделить не менее четырех основных
толкований политики:
1) как отношения,
включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между
классами (В.И. Ленин),
группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления
об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел,
понимаемых как дела государства (Аристотель), а
также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями
(государств друг к другу) - в средневековой
традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже
весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей
классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более
философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории
конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда.
2) Логически вытекающее из первого
понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими,
как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь
выше); средства политики -та же власть,
насилие, язык и языковые структуры, речь и
символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные
технократические концепции); жизнедеятельность
(у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве
человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами).
3) Объяснение через функции
(функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и
внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д.
и т.п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама
по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических задач
опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая
и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.
4) Объяснение политики через ее цели
(телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и
малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же
очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим
толкованиям присущи многие общие и их
собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших
определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько
замещают политику; они часто неспецифичны для нее
- как, например, деятельность, средство, отношение,
конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять
любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль,
экономику и т.п.; многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но
и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна
политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец,
функция политики; отпадают, далее, самые слабые
определения - через средства, цели и др. Решение проблемы наметил
уже К.Шмитт, ее усовершенствовали
современные исследователи. Оно состоит в выделении
самой политики ее универсальной абстрактной сущности -ее принципиального
начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений
и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу,
определяющую ее сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления
(много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и т.п.),
относительно которых возможны соответствующие частные определения,
справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на
международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами
внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными
общественными организациями, всемирными и региональными международными
организациями. В.п. опирается на экономический, демографический, военный,
научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних
определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных
направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
Формой традиционного
осуществления В.п. является установление дипломатических отношений (или
снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении
отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств
государства при всемирных и региональных международных организациях или
членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству
зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;
осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов
с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное
государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в
диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых
каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить
сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного обмена
информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение
двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру
вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного
характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической
деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других
(по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной
блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных
действий В.п. обстановки и т.д.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений
экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной,
репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов,
ориентированных на сохранение или реформирование существующего
социально-политического строя. В осуществлении целей В.п. государство
использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений
собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и
льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных
статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными
средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в
государственном секторе экономики; направленная организация социального
воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере
здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и
пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в
девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение
социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества,
и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других
общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств,
степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического
развития.
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных
социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на
подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или
невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых,
национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.
В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п. выделилась на рубеже
XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной практике установился взгляд
на В.п. как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей
политики государства. В.п. нельзя отнести только к внешней или только к
внутренней политике. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики
связана с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием
в разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю
деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств
политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно
взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики. В
условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и всепроникающей
интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с экономической,
социальной, научно-технической, а также с политикой в области духовной жизни
общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду комплексных, синтезированных
разновидностей политики.
ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий
теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические
формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения
государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и
глобальные международные процессы. Исторически становление Г. связано с
исследованием роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с
концепциями географического детерминизма.
Основные
пространственно-географические особенности государств преломляются в концепциях
пропорционального развития сухопутных, надводных и подводных военно-морских сил
(а также транспортного флота большого и малого каботажа), морских и воздушных
сил береговой охраны, военно-воздушного, транспортно-воздушного и авианосного
флотов с соответствующим техническим и иным обеспечением. Программы военного
ракетостроения и военные аспекты космических программ планируются с учетом
географического положения, состояния и пропорции вооружений потенциального
противника и обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов
противостоящих им вооружений.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и
оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и
возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей
нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Экология
долгое время была предметом изучения естественных наук, первоначально - биологических,
затем географических. В настоящее время она становится сферой повышенного интереса
политики. Возрастает значение антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов, обусловленных различными
формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в
целом. Основная задача экологии человека - определение места человека в
изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал человеческой деятельности
постоянно расширяется, включая в последнее время глубины океанов и космическое
пространство. Взаимодействия природы и общества в их диалектическом единстве и
борьбе - предмет исследования социальной экологии. В ходе научно-технической
революции неизмеримо усиливается влияние производственной деятельности на
экономику: состав атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим
планеты, фон радиоактивности и т.п. Это нередко приводит к нарушениям
экологического равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий
на экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к возникновению
глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения, угрожающие
естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества:
опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая,
минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность развития,
демографический дисбаланс, загрязнение окружающей среды растущими токсическими
отходами и др. В связи с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом,
нарастанием динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность
перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели нашей
цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из
нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической безопасности.
Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя
множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических и политических,
составляет суть экологизации политики.