Конспект урока по биологии - гликолиз
Московский Педагогический Государственный Университет.
Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе
на тему:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Студентки биолого-химического
факультета
IV курса 1 группы
2 подгруппы
Уразовой Екатерины.
Москва 2001
Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического
обмена.
Задачи:
-
Дать представление об обмене
энергии в клетке. Познакомить с понятиями анаболизм и катаболизм, ассимиляция и
диссимиляция, аэробный и анаэробный гликолиз, цепь переноса электронов,
ферментативное окисление сахаров.
-
Формировать научное мировоззрение,
профориентация.
-
Развитие воображения, логического
мышления, памяти, формирование межпредметных связей.
Методы и методические
приемы: рассказ с элементами беседы,
демонстрация, беседа.
Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.
Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова,
дидактические материалы, школьная тетрадь.
Ход урока.
Мы знаем, что для поддержания
жизни организму требуется энергия. Мы запасаем и тратим энергию – и этот
процесс бесконечен, пока есть жизнь. В какой форме запасается энергия в
клетке? – АТФ. А что же является одним из основных поставщиков
энергии в клетке? – Глюкоза, В результате ее расщепления происходит
запасание АТФ.
Какие виды энергии Вы
знаете?
-
-Механическая
-
-химическая
-
-осмотическая
-
-электрическая
-
-световая
Обмен энергии в клетки можно
представить в виде следующей схемы.
Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.
Низкомолекулярные
органические и неорганические вещества
|
|
Высокомолекулярные органические вещества
|
|
Новообразование
Ассимиляция
Анаболизм
Пластический
обмен
|
Расщепление
Диссимиляция
Катаболизм
Энергетический обмен
|
Почему система не
замкнута?
Окисление глюкозы происходит
при помощи ферментов и поэтому называется ферментативным окислением глюкозы
– гликолизом (греч. «гликос» - сладкий, «лизос» - расщепление).
Расщепление происходит в 3
этапа. Давайте запишем таблицу этапов энергетического обмена.
Этап
|
Где происходит
|
Что происходит
|
КПД
|
I этап - подготовительный
|
В пищеварительном тракте,
внутри клетки
Под действием ферментов.
|
Углеводыàглюкоза + энергия
Липидыàглицерин +жирные кислоты +Е
Белкиàа/к +Е
Нуклеиновые кислотыàнуклеотиды +Е
|
Энергия не запасается, а
выделяется только в тепловой форме
|
II этап – бескислородный, анаэробный гликолиз
|
В цитоплазме клеток
Не связано с мембранами.
|
С6Н12О6à2C3H6O3(молочная кислота)+200кДж
(80 кДж запасается в виде 2 моль АТФ)
|
80
200*100%=
|
III этап – кислородный – аэробный гликолиз
|
В митохондриях клетки,
связан с внутренними мембранами митохондрий
|
2C3H603+6O2à6CO2 + 6H2O
+2600кДж (из них запасается 1440 в виде 36 моль АТФ)
|
1440
2600*100% =
55%
|
Итоговая формула II
и III этапа
|
|
С6Н12О6 + 6О2à6CO2 +6H2O + 2800кДж (из них 1520кДж запасается в виде 38 моль
АТФ)
|
1520
2800*100%=
54%
|
III.
Суть третьего этапа.
Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько
мембран? Как называется? Почему м/х называются «силовые станции»?
А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот
– при помощи ряда ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом
СО2 выделяется в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций
конечный результат которых - синтез АТФ:
1. Атом Н с
помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрий,
образующую кристы, где он окисляется до протона.
2. Протон Н+
выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для протонов эта мембрана
непроницаема, поэтому они накапливаются межмембранном пространстве, образуя
протонный резервуар
3. На
внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы кислорода О2-
( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)
4. Катионы и
анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов. Когда она
достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О. Энергия же идет на
образование АТФ.
Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.
IV.
Решение задач.