Внедрение новых педагогических технологий
К важнейшим показателям,
характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся.
Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие.
|
|
Средний оценочный балл
|
|
|
Рус.яз.
|
Литер
|
Алгебра
|
Геом.
|
Истор.
|
Физ.
|
Хим.
|
Ин.яз.
|
Информ.
|
ПУ-18
|
1 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПУ-33
|
1 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний оценочный балл
|
|
|
Рус.яз.
|
Литер
|
Алгебра
|
Геом.
|
Истор.
|
Физ.
|
Хим.
|
Ин.яз.
|
Информ.
|
ПУ-18
|
2 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПУ-33
|
2 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данных графиков видно,
что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и на
разных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподавания
предметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организации
учебного процесса и многих других факторах.
Следующим этапом нашего
исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и
родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками
образовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся
(в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И,
учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных руководителя и 43 родителя –
ПУ-33.
Анкеты, заполненные
учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области
образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями,
дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности
учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п.
Анкеты, заполненные
классными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях и
возможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степени
влияния родителей на образовательный процесс.
Мы получили следующие
результаты по ПУ-18:
Степень осведомленности
|
Учащиеся
|
Родители
|
Классные руководители
|
|
|
|
|
По ПУ-33:
Степень осведомленности
|
Учащиеся
|
Родители
|
Классные руководители
|
|
|
|
|
Данные исследования
показали, что степень осведомленности между участниками образовательного
процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие в
школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности
детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно
сотрудничают с родителями.
Результаты по ПУ-18 менее
утешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматься
над степенью информированности между участниками образовательного процесса.
Все сказанное в этой
части главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную роль
играет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства.
Психологи подразделяют
всех руководителей по трем уровням:
1. Руководители
первичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимися
знаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций,
обязаностей и полномочий.
2. Руководители
среднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных и
социально-коммуникативных качеств;
3. Руководитель
верхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными
навыками.
Именно руководитель
верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотно
разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативными
навыками.
В настоящее время в связи
с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к
руководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны
обладать руководители, условно можно разделить на три группы.
Наименование группы
|
Свойства личности
|
Значение в работе
|
1. Интеллектуально-личностные свойства
|
Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать.
Склонность к продуманному риску.
|
Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт
прогнозирования событий, динамики
|
2. Эмоционально-волевые свойства
|
Позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость. Способность
привлекать к себе людей.
|
Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты.
|
3. Социально- групповые качества
|
Достижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность,
ответственность
|
Умение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция
управления, решения проблем.
|
В процессе данного
исследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющая
проанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческой
деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе)
руководителя ПУ-18.
Сильные стороны
управленца:
1. Умение
обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать и
расширять свои возможности.
2. Умение
влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9)
баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или
влиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представления
о роли руководителя.
Личные ограничения:
1.
Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать
достаточно новые идеи и неумение их использовать.
2.
Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мере
использовать свое время, энергию, умения.
3.
Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности
добиваться результата от работы подчиненных.
Это субъективный взгляд
руководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У
этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако,
недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной
этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для
внедрения новых идей в образовательный процесс.
На наш взгляд более важна
экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании
принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководитель
требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что руководитель
пропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта,
46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты
можно представить в следующей таблице:
Способности
|
Субъективное мнение
|
Объективное мнение
|
Умение влиять на
окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности
|
Развито
|
Развито
|
Творческий подход,
пропаганда и внедрение достижений педагогической работы и передового опыта
|
Не развит
|
развит
|
Способность управлять
собой
|
Не развита
|
Не развита
|
Умение обучать
|
Развит
|
Развито
|
Как видно, мнение
совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал в
руководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможно
такое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности в
образовательный процесс.
Сейчас рассмотрим
результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-33.
Сильные стороны
управления:
1.
Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
деятельности (10 баллов);
2.
Умение обучать (9 баллов);
3.
Творческий подход (8 баллов);
Личностные ограничения:
1. Способность
управлять собой (6 баллов);
2. Способность
руководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата о
работы подчиненных;
3. Умение
наладить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективно
работающей «команды».
У этого руководителя
развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, неспособность
сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целей
исследования.
В ходе экспертной оценки
принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директор
требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директор
обладает способностью руководить; 54% считают, что директору не хватает умения
наладить групповую работу. Сравнительные результаты можно представить в
следующей таблице:
Способности
|
Субъективное мнение
|
Объективное мнение
|
Умение влиять на
окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности
|
Развито
|
Развито
|
Способность руководить
|
Не развито
|
развито
|
Умение наладить групповую
работу
|
Не развито
|
Не развито
|
Умение обучать
|
Развито
|
Развито
|
Как видно, субъективное
мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическим
коллективом, за исключением: учителя считают, что директор обладает
способностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства.
Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу.
Похожие работы на - Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ
|