Специальная психология как наука
Выполнен студенткой
ХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХ
Москва, 2003
Оглавление
История
становления специальной психологии. 3
Определение,
цели и задачи специальной психологии. 4
Литература. 7
Возникновение
специальной психологии (от греч. особенный, своеобразный) как самостоятельной
отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия.
Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе
«Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже
многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая
вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что
касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития
человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей
протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
До этого времени
специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии — комплексной
науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов
отклоняющегося развития, так и разработку научно обоснованных
медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к
детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном
развитии
Специальную психологию
можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в
детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов
(органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или
выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его
социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и
дальнейшее профессиональное самоопределение.
В центре внимания
специальной психологии — дети и подростки с различными отклонениями в
психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном
развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в
образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью специального
психологического сопровождения в системе образования является выявление,
устранение и предотвращение дисбаланса между процессами
обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.
Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической
базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации,
включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных
образовательных учреждений.
Основная цель службы
реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и
организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах
деятельности специалиста:
дифференциальная психологическая диагностика,
направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение
сохранных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;
разработка индивидуальной психокоррекционной
программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой
развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
оценка учебной и социальной микросреды для
организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
формирование и реализация индивидуальной
коррекиионной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической
коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная
с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой
сферы, коррекция поведенческих проблем;
оказание помощи педагогам в организации адекватных
условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными
потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы
оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка,
предложения по подбору и распределению детей в классе;
обеспечение психологической поддержки родителей и
лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на
формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в
обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей
ребенка с требованиями учебного процесса;
обеспечение социально-психологических предпосылок
эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную
среду на разных возрастных этапах развития ребенка;
формирование психологической культуры субъектов
образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей,
имеющих отклонения в развитии, в социокультурную среду образовательного
учреждения;
формирование у педагогов, учителей, воспитателей,
администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их
заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах
собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.
Научно-методической
основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и
зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом
развитии разных категорий детей с отклонениями в развитии, в разработке
психологических методов выявления, устранения и предупреждения отклонений в
развитии.
Новые технологии службы
специальной психологической помощи в системе образования разрабатываются на
основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними
областей психологических знаний, на основе анализа существующего опыта
деятельности практических педагогов и психологов.
1. Основы специальной
психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В.
Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. —
М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
2. Выготский Л. С.
Собр. соч.: В б т. — М., 1983. — Т. 5.
3. Годфруа Ж. Что
такое психология. — М., 1992. — Т. 2.
4. Лебединский В. В.
Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
5. Лурия А. Р.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М., 1973."
6. Пожар Л.
Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.
7. Усанова О.Н. Дети с
проблемами психического развития. — М., 1995.