Экзистенциально-инициальная работа с телом
Экзистенциально-инициальная
работа с телом
Мы не имеем
тела, отдельного от нашей души, тело - это лишь часть души, наделенная пятью
чувствами.
(Уильям Блэйк)
Поведать я хочу
об измененьи форм, что с телом происходят. Все твари на земле. Сама земля и
небо меняются… И мы как часть творенья не можем не стремиться к измененью.
(Овидий.
"Метаморфозы")
Прежде чем
говорить непосредственно о работе, необходимо прояснить термины. Когда мы
произносим слово экзистенциальный, часто на память приходят Камю и Сартр, и
далеко не все знают, что экзистенциализм как таковой далеко не исчерпывается
этими несколько мрачными французами. Да и среди самих французов далеко не все
столь пессимистичны, например, Габриель Марсель (Марсель, 1995). Что же
касается немцев (или немецко-говорящих экзистенциалистов) их взгляд на жизнь
куда оптимистичнее, хотя и не менее серьезен, чем у французов. (Хайдеггер, 1993;
Binswanger, 1962; Boss, 1962).
Такое очень
разное отношение к жизни побудило одного из американских авторов разделить всех
экзистенциалистов на Yes-экзистенциалистов и No- экзистенциалистов. Иными
словами, если мы рассмотрим "шкалу" от Небытия к Бытию, то около
полюса небытия окажется Камю и рядом с ним Сартр, а ближе всего к полюсу бытия
будут М.Хайдеггер, Г.Марсель и ряд религиозных экзистенциалистов (Van
Dusen,1962). Также интересно отметить, что у Ж.П. Сартра и А. Камю именно
человек выступает в качестве меры всех вещей, в то время, как, например,
Хайдеггер в качестве точки отсчета рассматривает не человека, а само бытие, что
позволяет провести разделение экзистенциалистов еще по одному основанию
антропоцентризм - онтоцентризм (от онтос - бытие, греч.). С точки зрения
психотерапии в качестве перспективного можно рассматривать только
Yes-экзистенциализм и онтоцентрическое направление (Летуновский, 2001).
Нет единого
понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается
просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в
качестве самого себя ничем не детерминированного - ни социумом, ни собственной
биологией, ни даже самим собой длящимся из прошлого. По словам М.К.Мамардашвили
(Мамардашвили,1993) Экзистенция - это то, что ты должен сделать сам, здесь и
сейчас. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи
другого, на плечи ближнего, нации, государства, общества. Возникает
закономерный вопрос "кому должен?" - самому себе, своей собственной
Сути.
Еще одно
достаточно широко распространенное заблуждение, заключается в том, что
экзистенциальная психотерапия представляет собой абстрактное философствование и
к телу никакого отношения не имеет. В то время как проблема телесности была
одной из центральных у таки экзистенциально ориентированных авторов как Медард
Босс (Boss, 1958) и Ван ден Берг (Van den Berg, 1962), однако, на наш взгляд,
методические аспекты психотерапевтической работы с телом лучше всего
проработаны малоизвестным немецким экзистенциальным психотерапевтом Калфридом
фон Дюркхаймом (Дюркхайм, 1992).
Следующий
термин, который нам следует прояснить это понятие инициации. В
экзистенциально-инициальном подходе речь идет не столько об одномоментной
процедуре инициации, сколько об инициальном пути, то есть пути экзистенциальном
в узком смысле этого слова. Здесь мы напрямую выходим на тему подлинности
собственного существования и усилии необходимом для такого рода подлинности. А
быть подлинным - значит жить во всей полноте своего существа, всецело
присутствуя в ситуации, а следовательно и в своем теле.
Конкретный опыт
психотерапевтической практики показывает, что путь к целостному присутствию
человека в мире, очень часто начинается именно с целостного присутствия в своем
теле. И наоборот, дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к
чему-то чуждому - один из главных признаков психического нездоровья самой
различной этиологии и более того - онтологической незащищенности человека
(Лэнг,1995). И когда доступ к глубокому контакту с пациентом бывает закрыт
вследствие мощных психологических защит конкретное физическое тело пациента
часто является основным, если не единственным ресурсом для запуска успешного
психотерапевтического процесса.
Путь к
онтологической защищенности (или укореннености в Бытии) лежит через укоренение
себя в своем собственном теле, которое заключается в обучении пациента
чувствовать свое тело с одной стороны максимально дифференцированно (ощущая
каждую его частичку), с другой - максимально интегрировано (как единое целое)
при чем как в статике так и в движении. В некоторых случаях хорошие результаты
дает непосредственно техника представления себя деревом и укоренения в земле
(пускания корней, заземления). В последствие, после достижения пациентом
некоторых успехов, акцент в работе переноситься на соотношение телесности
человека с другими людьми, вообще с миром, со своей собственной Сутью.
Основной целью
совместной работы психотерапевта и пациента является прозрачность телесности
пациента для своей собственной Сути, только в этом случае можно говорить о
подлинности его существования. Под Сутью понимается не архетип Self в
Юнгианском смысле, а само Бытие, раскрывающееся в уникальном паттерне
конкретной человеческой экзистенции. Только в контакте со своей Сутью человек
может быть самим собой. Человек, прозрачный для своей сути открыт миру и
укоренен в Бытии.
Отличительные
особенности экзистенциально-инициальной работы с телом:
Принципиальные:
1. Тело
понимается как я сам, экзистенциальная опора всего сущего, эталон моей
неразрывной связи с миром, моей безусловной причастности миру.
2. Тело
рассматривается вне (или до) субъект-объектного членения реальности, как
телесно-душевный континуум, включающий смысловые горизонты.
3. Тело
рассматривается в неразрывной связи с другими и с миром (бытие-в-мире,
бытие-вместе).
4. Тело
выступает как своего рода "напоминатель" присутствия смерти в моей
жизни, конечности моего физического существования.
Методические:
5. Терапевт при
непосредственной работе с телом пациента не руководствуется ни какими заранее
установленными алгоритмами и схемами, его конкретные действия всецело
определяются и задаются контекстом ситуации.
6. В работе с
движениями тела отрабатывается движение всей целостностью своего существа,
исключая привычную последовательность: ментальный приказ - действие.
7. Терапевт
должен быть предельно собран и всецело присутствовать (быть при сути) в
ситуации.
8. Уделяется
особое внимание связи с миром, развивается чувствование собственной
нераздельности с другими и с миром.
9. Базовый
принцип тренировки - от тела к более широкой реальности, например, телесная
собранность, становиться собранностью вообще - чертой характера, качеством
личности.
10. Толкование
конкретного опыта проводиться не каузально (психоаналитическая традиция), а
экзистенциально ("Как я существую?") и проспективно ("Какие
наброски смысла мне открываются?").
11.
Экзистенциально-инициальная психотерапия - не есть форма одностороннего
воздействия на пациента, а просто общий отрезок Пути (совместный процесс), на
котором один (терапевт) лишь немного больше заботиться о другом (пациенте),
т.е. расчищает дорогу и выступает в качестве проводника.
Базовые
методики работы с телом:
1). Инициальная
работа с телом ("лайбарбайтен"). Метод разработан Калфридом
Дюркхаймом и подразумевает непосредственный телесный контакт между руками
терапевта и телом пациента.
2). Рисование в
состоянии сосредоточенности. Метод разработан Марией Гиппиус и обоснован ею в
докторской диссертации "Графическое выражение чувств" в Лейпцигском
институте Гештальтпсихологии под руководством Крюгера и Вертхаймера в 1936г.
3). Инициальная
работа с мечем. Метод также разработан К. Дюркхаймом на основе простейших
движений с деревянным мечем из японского искусства владения мечом - Кен-До.
Опыт нашей
работы показывает, что данный подход показывает хорошие результаты, при работе
с депрессивными состояниями, психосоматикой, а также традиционной для
экзистенциализма проблематикой: экзистенциальная боль (тяжелые психические
травмы), проблема жизненного выбора, поиск смысла жизни (ноогенный невроз),
аутентичность, страх смерти и др.
Список
литературы
1. Дюркхайм
Калфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб., - Импакс, 1992. - 156
с.
2. Лейнг Р.
Разделенное Я. - К.1995. - 320с.
3. Летуновский
В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. //
1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии.
Материалы сообщений. - М.2001. - с.28-32.
4. Летуновский
В.В. Экзистенциальная парадигма и проблема понимания. // 5 Международная
конференция "Психология, педагогика и социология чтения". Материалы
сообщений. - М.2001.
5. Марсель
Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М.,1995. - 187 с.
6. Мамардашвили
М.К. Психологическая топология пути // Мир человека: хрестоматия для учащихся.
Часть 1. М.: Интерпракс, 1993, с.297-302.
7. Мерфи
Мишель. Будущее тела. - Лос Анжлес: 1992, 785 с.
8. Круг Урсула.
Раскрепощение "Я". // Человек №3 - 1993, с.97-98.
9. Пфеффлин
Андрэас. Прийти к себе. // Человек №3 - 1993, с.89-95.
10. Хайдеггер
М. Бытие и время. - М.,1993. - 451 с. (II).
11. Хайдеггер
М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993. -
447 с. (I).
12. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New
York: Philosophical library, 1958. с.113-117.
13. Boss M. "Daseinanalysis" and
psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton
Co. 1962, pp.81-89.
14. Binswanger L. Being-in-the-world: selected papers
of Ludwig Binswanger. New York: Basic Books, 1963.
15. Van den Berg. The human body and the significance
of the human movement. // Psychoanalysis and Existential Philosophy, A Group of
articles. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp.89-129.
16. Van Dusen W. The theory and practice of
existential analysis. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp. 24-41.
Летуновский
В.В. Экзистенциально-инициальная работа с телом.