Психодиагностика как практическая деятельность
Психодиагностика
как практическая деятельность
1. Области
социальной практики, требующие применения психодиагностики
Чаще всего
вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях
социальной практики:
расстановка
кадров, профотбор, профориентация;
оптимизация
обучения и воспитания;
прогнозирование
социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
судебно-психологическая
экспертиза;
консультативная,
психотерапевтическая помощь;
др.
2. Ситуация
клиента и ситуация экспертизы.
Все случаи
обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
ситуация
клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за
консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные
обращения и др.);
ситуация
экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например,
администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике,
например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося
поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления,
профессиональной пригодности и т.д.
Ситуацию
клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
мотивация
клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за
помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек
как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В
случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше
контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение
правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует
от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.
Характер
обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ
психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ
психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия
администрацией решения (см. ниже).
3. Варианты
использования психодиагностических данных
Данные
используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в
методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать
со своим опытом).
Данные
используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
Данные
используются администрацией для принятия решения.
На этапе
предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения
целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение
того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней
информации (не отвечающей на вопросы заказчика).
Лучше всего
отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть
предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в
виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным
требованиям.
4. Основные
требования к психологическому заключению
Психологическое
заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки
заказчика к получению такого рода информации.
Содержание
заключения должно вытекать из целей диагностики.
В содержание
заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера
полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
Заключение
должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть
используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных,
выводы.
В заключении необходимо
указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования,
таких как:
состояние
респондента;
характер
контакта испытуемого с психологом;
нестандартные
условия тестирования;
др.
5. Способы
решения психодиагностических задач
Ниже приведены
некоторые способы решения психодиагностических задач:
Длительное
наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка
цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается.
Создание
психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели
исследования.
Применение
методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)
С точки зрения
решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие
преимущества:
представляют
информацию о человеке за короткий промежуток времени;
данные,
полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать
количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;
позволяют
прогнозировать поведение человека;
др.
6. Этапы
психодиагностического процесса
Существует
несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:
Этапы
психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
Формулировка
проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные
медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в
учебном заведении, др.).
Формулировка
гипотез и выбор диагностических методов.
Проведение
тестирования; анализ полученных данных.
Формулировка
заключений (например, об уровне психического развития).
Ответы на
вопросы, поставленные на первом этапе.
Формулировка
мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
В практике
психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:
Подход "по
рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает
прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.
Узколабораторный
подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными
результатами.
Комплексный, но
ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов,
большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно
загружают испытуемого.
Общей чертой
этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.
"Задавать
правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики"
Й. Шванцара
Список
литературы
Общая
психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
С. 10-13.
Анастази А. Психологическое
тестирование.Т. II – М.: Педагогика, 1982.
Шванцара Й.
Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. –
Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.
Grubitzsch S. Testtheorie – Testpraxis. Psychologische
Test und Prufverfahren im kritischen Uberblick. – Germany, Hamburg: Rowohlt
Taschenbuch Verlag Gmbre, 1991. S. 192-195.
Психологическая
дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации
/ Отв. ред. В.В.Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с.
Белова. О.В.
Психодиагностика как практическая деятельность