Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,40 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся

Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся. Работа выполнена на материале курса физики 7-го класса

О.А. Злётова, П.В. Скулов

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес.

Мотивацией учебной деятельности и её воспитанием у школьников занимались такие известные психологи, как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман.

Такие педагоги и деятели, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов, Г.И. Щукина, отводили ведущее место в учебном процессе именно мотивам учения. В наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как В.Н. Липник, В.А. Филипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина.

Разработкой нетрадиционных, оригинальных уроков занимались: С.А. Тихомирова, В.И. Елькин, И.Я. Ланина и другие.

Наиболее известные авторы физики, как Я.И. Перельман, М.И.Блудов, Л.Я. Гальперштейн, предлагают использовать замысловатый материал книг для самостоятельного изучения, для самообразования школьников.

Анализ дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок, позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован, по различным источникам. Поэтому мы попытались подобрать и объединить все уже имеющиеся в литературе занимательные материалы и разработать дополнительные элементы занимательности, как систему средств мотивации учебной деятельности учащихся в процессе изучения темы 7-го класса .(цель)

Мы исследовали пути и способы мотивации учебной деятельности учащихся посредствам занимательности, в процессе изучения вышеуказанной темы.

В центре нашего внимания были занимательные материалы: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, физика в художественной литературе, игры, используемые при изучении темы .

Можно предположить, что материалы исследовательской работы будут способствовать формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся.

Новизной исследования является использование различных занимательных материалов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения темы , а также разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по теме, не встречающихся в другой литературе.

Нами составлен ряд задач, которые в шутку были названы . Главный герой этих задач семиклассник - хулиган Илюша, он очень часто задавал вопрос , поэтому дети прозвали его Почемучка. Перед каждой задачей идет текст к ней, а затем условие и решение. Главная цель при написании текстов к задачам - это их образность. Образ героя должен быть симпатичен ученикам. Подобные задачи призваны воздействовать на эмоции учащихся, вызвать у них эффект сопереживания, при их решении ярко проявляется осознание жизненной значимости изучаемого материала, появляется желание объяснить окружающие явления. Вот один из примеров задачи:

.

Задача: Потонет ли в воде стеклянная бутылка, доверху наполненная водой? Бутылка, со ртутью в ртути?

Целесообразно использовать на занятиях по физике тексты из литературных произведений.

На уроках изучения нового материала литературные тексты могут применяться для введения в тему, иллюстрации изучаемых закономерностей, закрепления пройденного материала. После текстов рекомендуем учащимся задавать вопросы. Так при объяснении темы , можно использовать отрывок из произведения А.П. Чехова :

.

О какой силе идёт речь в отрывке?

Привлечение отрывков из произведений художественной литературы будет интересным приёмом при опросе. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему. Так, например, при повторении темы . Можно предложить учащимся отрывок стихотворения:

Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

В интересной форме закрепить знания учащихся по решению качественных и количественных задач позволяют сказки с физическими вопросами и заданиями. Одна из подобных сказок придумана нами. Называется . Ученики отвечают на вопросы и решают задачи сформулированные учителем в ходе чтения сказки. Например: Почему мыльные пузыри имеют форму шара? Или рассчитайте давление воды на наибольшей глубине Азовского моря?

Ребята переживают за колобка, помогают ему спастись из лап лесных зверей и искренне радуются его победе. Задачи к сказке подобраны исходя из материала учебника по физике 7 класса А.В. Перышкина, Н.А. Родиной.

Чтобы вызвать эмоциональный подъём, можно перед чтением выставить на стол картинку-заставку и на доске повесить схему движения героя по лесу. (продемонстрировать)

В разработке придуманы ребусы и кроссворды по самым ключевым понятиям темы .

Ребусы и кроссворды можно порешать на факультативных занятиях, а также на уроке при объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в конце занятия, чтобы снять усталость. Хорошо это сопроводить беседой о происхождении того или иного физического явления, величины, о том, где они используются, о приборах и инструментах, показать эти приборы и инструменты. Составление ребусов и кроссвордов, посвященных конкретным разделам и темам физики, можно давать учащимся в качестве домашнего задания.

Например, после изучения темы , в начале урока ученикам можно предложить ребус, в котором зашифровано понятие барометр. После его разгадывания далее задается вопрос: . И предлагается учащимся рассказать все, что они о нем знают. (продемонстрировать).

Некоторые люди считают кроссворды и ребусы скучными и однообразными. Но эти известные средства мотивации учебной деятельности учащихся бывают самые различные.

В исследовательской работе приведен японский кроссворд, относящийся к архимедовой силе. Основным отличием японского кроссворда от обыкновенного является, то, что в нем загадан рисунок, а не слова. Этот недавно появившийся кроссворд уже успел приобрести своих поклонников, как среди взрослых, так и детей. (На плакате представлен уже разгаданный японский кроссворд. Детям было поставлено задание: )

Также в разработке был составлен кроссворд , по основным понятиям вышеуказанной темы. В кроссворде дана сетка с уже вписанными в нее словами. Ученики должны придумать вопросы к ним. Эти кроссворды даются учащимся как домашние задания, для развития творческих способностей, логического мышления, для работы со справочной литературой и получения дополнительной оценки, что в последствии формирует познавательный интерес школьников к физике и мотивирует их учебную деятельность.

Для развития памяти и внимания разработан обобщающий кроссворд по теме - венгерский, сокращенно венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученики должны найти спрятанные там слова и охарактеризовать каждое из них. О проводимом исследовании автор докладывал на Всероссийской конференции "Формирование практических умений", которая проходила в январе в г.Ульяновске. Материалы опубликованы в сборнике конференции.

Педагогический эксперимент был проведен в 7-м классе 24 средней школе г.Барнаула. Эксперимент проводился методом ранжирования предметов. После его проведения результаты обсчитаны и представлены в виде столбиковых гистограмм.

По результатам эксперимента можно сделать вывод: использование занимательных материалов на уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса.

В заключении хотелось бы отметить, что мы продемонстрировали только часть занимательных материалов. В работе же представлено их многообразие: есть большой кроссворд, названный , присутствуют элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки. Также присутствуют занимательные опыты, кроссворды, составленные учениками 7-го класса 24 средней школы г.Барнаула, обобщающая игра , составленная по принципу игры . Все эти материалы помогут учителю сделать уроки физики полезными, яркими и любимыми.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/


Похожие работы на - Занимательные материалы по физике как средство мотивации учебной деятельности учащихся

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!