Уровень притязаний

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,93 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уровень притязаний

Уровень притязаний

Введение

Различные действия в деятельности связаны между собой не только как средство и цель, как причина и следствие зависимостями самих действий и их объективных результатов, но и тем субъективным, эмоциональным влиянием, которое в процессе деятельности результат одного действия оказывает на последующее действие. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда так или иначе изменяет психологические условия ее протекания. Влияние как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним.

Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить, размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на случайную удачу. Неуспех вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически субъективно более трудной, чем она объективно есть. Но если неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с трудностями, неуспех может обескуражить, деморализовать, легко представляясь как фатальный результат его собственной неспособности, то у более сильного человека, который чувствует в себе резерв еще не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало добиться успеха; в особенности если человек сознает, что постигшая его неудача явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны.

С этим влиянием успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно (сверх) трудных задач. Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым и уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи. Постановка сверхтрудных задач, вызывающая неудачные попытки их разрешить, и сознание их заведомой непосильности парализуют веру в свои силы и могут породить состояние, при котором все задачи становятся психологически более трудными; в результате задачи, которые посильны для данного субъекта, могут стать непосильными для него.

1. Исследование уровня притязаний

Для исследования уровня притязаний у учащихся была использована методика “лабиринты Х.Хекхаузена” (Приложение таб. 6). Учащимся было предложено 14 лабиринтов, которые они проходили за определенное время и опираясь на полученные данные, делали прогнозы времени прохождения следующих лабиринтов.

Полученные выборки обрабатывались следующим методом:

Автор методики диагностики уровня притязаний Х.Хекхаузен утверждал, что обработке подвергаются только 10 лабиринтов с 5 по 14, так как первые 4 тренировочные. Также он утверждал, что исследование можно сократить, так как по мере выполнения заданий возможны неадекватные результаты в связи с действием процесса научения. Поэтому для диагностики уровня притязаний по методике “лабиринты Х.Хекхаузена” мною было выбрано 9 лабиринтов с 5 по 13.

В каждом из 9 лабиринтов находилась разница между прогнозируемым и реальным временем выполнения задания.

На основании полученных данных среди полученных разниц находилось выборочное среднее (целевое отклонение). При значении целевого отклонения от – 5 до 5 уровень притязаний является адекватным, при значении от 5 до 9 уровень притязаний является заниженным, при значении 9 и более - чрезмерно заниженным и, соответственно, при значении от – 5 до – 9 - завышенным, и при значении – 9 и более - чрезмерно завышенным.

После интерпретации данных было получено значение уровня притязаний для каждого из учащихся (Приложение таб.7). На основании этих значений можно выделить в классе три группы различных по уровню притязаний:


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!