Сказка как социогенетический инвариант семейных отношений
Сказка как социогенетический инвариант семейных
отношений
Абраменкова В. В.
Сказка
— посох, о который опирается слепец — человечество.
Велемир
Хлебников
Гипотезы происхождения сказки
В
мировом творческом наследии жанр сказки представляет собой универсальное
явление, при всем многообразии которого традиционные формулы сказки (сюжет,
композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов
[Пропп, 1946, 1976; Померанцева, 1965]. Генетические корни сказки как жанра
устного народного творчества, возникшего из первобытного мифа, теряются в
незапамятных временах, но уже с XVII века сказка, исчерпав себя как
продуктивный вид фольклора, медленно затухает и деградирует, живя старым
багажом. Многие сказковеды [Мелетинский, 1958 и др.] считают, что судьба сказки
как самостоятельной языковой формы предопределена - она погибнет, вытесненная
литературой. Так ли это - покажет время.
Откуда
взялась сказка? Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Одна из них
- антропологическая, ее последователи (Ван Геннеп, Б. Малиновский) видели в
сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со
временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистическая гипотеза
отражает эволюцию сказки как устной традиции народного творчества (Пропп, 1976;
Мелетинский, 1958). Исходя из анализа формальной структуры сказки,
универсальной для многих культур, исследователи приходят к выводу о едином
источнике возникновения сказки и дальнейшем ее "кочевье" по странам и
континентам. Психоаналитическая гипотеза, возводя сказку к древним мифам, магии
и снам, приписывает ей выражение "извечных подавляемых желаний" и
"комплексов человека" (3. Фрейд, К. Юнг). Каждая из этих гипотез
затрагивает тот или иной аспект сказки как социогенетической инварианты, но все
они оказались бессильны ответить на центральный вопрос: зачем возникла сказка,
каков смысл ее появления и существования в истории культуры?
Если
до Нового времени сказка функционировала как устный жанр, зависящий от
мастерства и индивидуальности сказителя, и предназначалась для взрослой
аудитории, то уже в конце XVII века в изданиях появляются специально
обработанные детские сказки. И в настоящее время мы имеем дело с
канонизированным сводом литературы для детей - с одной стороны, и сказкой как
особого жанра детского фольклора, в котором авторами являются сами дети, — с
другой.
Почему
в истории культуры большинства народов возникла необходимость появления такого
странного, с утилитарной точки зрения, феномена — детской сказки? Какова ее
роль в процессе социализации? И зачем ребенку сказка? Существуют различные
версии значения для ребенка сказок, которые в общем сводятся к тому, что сказка
является особым средством усвоения ребенком окружающей действительности. Тогда
почему ребенок, перед которым открыт мир в его первозданной непознанности,
разнообразии, ярких красках, предпочитает ирреальное отображение сказочного
мира — реальному? Откуда в нем потребность в небылицах, вымысле, нелепице?
Почему так сильна любовь ребенка именно к волшебным сказкам с их архаикой и
алогичностью?
Сказка
как средство воспитания потому, вероятно, блестяще выполняла функции
"назидания, развлечения, устрашения" [Бахтин, 1918], что отвечала сущностным
потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до детского
сознания, "втолковать" в форме моральных сентенций, прекрасно
осваивалось ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивало его
поведение. К.Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки, повторяемость
отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствуют быстрому
запечатлению сказки в памяти ребенка. Эта кажущаяся доступность сказки вкупе с
поэтически образной формой, безусловно, способствует ярким впечатлениям и ее
запоминанию. Но дело заключается не столько в дидактическом и эстетическом,
сколько в психолого-педагогическом воздействии сказки на ребенка.
Благодаря
своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в
сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место,
сопереживая им и пытаясь содействовать (Запорожец, 1948). Особое значение для
детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик-с-пальчик,
Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка и другие, т.е. те
персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость.
В
образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные
представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов:
хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они персонифицированы
в образах Кащея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги,
доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в
оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.
В
любой сказке, идет ли в ней речь о животных ("Зимовье зверей"), об
обыденных предметах ("Пузырь, Соломинка и Лапоть"), о царях и
солдатах ("Семь Семенов"), о добрых молодцах и красных девицах и
т.п., запечатлены различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому
или иному сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в
сказке представлены внутрисемейные отношения.
Необходимость
анализа этих отношений в сопиогенетическом исследовании социальной психологии
детства обусловлена не только тем очевидным обстоятельством, что семья в ходе
истории человеческого общества является для ребенка той естественной
питательной средой, в которой осуществлялась первичная социализация ребенка, но
прежде всего тем обстоятельством, что она (семья) представляет собой для
ребенка социальную группу, воплощающую живую микромодель общества в целом.
Народная сказка в поэтической художественной форме дает
общественно-типизированные образцы социально-психологических отношений в семье:
супругов между собой, родителей к детям и детей к. родителям и между собой,
отношение к старшим членам семьи, другим родственникам. Типы отношений в семье
с момента ее возникновения в истории культуры и до наших дней претерпели
существенные изменения, что не могло не найти своего отражения в сказке как
особой форме выражения общественного сознания. Подобно археологическому
культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке
можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох,
находящихся в едином временном "сказочном" пространстве.
Историко-культурный
анализ сказок дает представление об эволюции института семьи и внутрисемейных
отношений с глубокой древности и до Новейшего времени. В сказках достаточно
отчетливо проступают три основные исторические эпохи формирования семейных
отношений в культуре. Первая эпоха - древнейшая, архаичная. Эпоха первобытности
связана с началом разложения родового строя, при котором брачно-родственные
отношения представлены в форме объединений родового типа. Это - эпоха
примитивной демократии, равенства всех членов родовой семьи. Изображение
семейных отношений в сказке этого периода не знает четкой иерархии по
половозрастному типу, в ней звучит эпическая идея единения; главный герой не
выделен, либо его образ очерчен без откровенной идеализации. Примером такой
"сказочной семьи" может служить известная "Репка", в
которой люди наравне с животными, объединяясь общей земледельческой целью,
действуют сообща. Это выражение идеалов равенства и спаянности людей в
первобытно-общинный период социогенеза. Вторая эпоха — древняя. Она связана со
становлением моногамной семьи, расцветом патриархальной (большой) и появлением
нуклеарной (малой) семьи. В сказках, отражающих этот период, заметно выражена
иерархия во внутрисемейных отношениях: супружеских (главенствующая позиция мужа
и подчиненная - жены) и родительско-детских (полное подчинение воли родителей,
их особое отношение к младшему из детей, часто пренебрежительное, насмешки
старших братьев или сестер над самым младшим). В сказках этого периода,
отображающих строгую половозрастную иерархию, могут обнаружиться и еще более
древние слои семейных отношений - своеобразные исторические реликты отношений,
допустим, матриархата — женского приоритета, или минората — предпочтения
младшего сына старшему в праве наследования. Такой отголосок матриархата можно
найти в сказке о чудесной тотемной супруге — волшебнице, принявшей звериный
облик и вследствие нарушения супругом установленных ею запретов (табу)
покидающей своего мужа. Тем самым она лишает его своего покровительства и
обрекает на тяжкие испытания (как в сказке "Царевна-лягушка").
Пережиток древнейшего инфантицида — умерщвления детей, а также предпочтения младшего
сына старшему можно найти и в сказке "Мальчик-с-паль-чик", В ней
родители оставляют в лесу своих семерых детей на съедение диким зверям, и лишь
благодаря смелости и находчивости самого маленького из них, перехитрившего
людоеда и овладевшего его чудесными сапогами- скороходами и кошельком, все
оканчивается благополучно.
В
сказках, отражающих этот древний период в становлении семейных отношений,
вероятно, формируются основные полоролевые образцы мужского и женского
поведения и эстетического облика "доброго молодца и красной девицы".
И,
наконец, последний период формирования семейных отношений в культуре - третья
эпоха. Она связана с процессом утверждения классового общества и упрочения
нуклеарной семьи современного типа. "Сказочная семья" этого периода
так же, как и всех предыдущих, основана на браке. Но если архаичный древнейший
брак — это средство достижения героем каких-либо благ, например, волшебных
предметов ("Молодильные яблоки"), брак древнего периода является
целью, ради которой совершаются подвиги. Недаром сказки часто завершаются —
"честным пирком, да за свадебку". В третьем периоде брак выступает
как данность, как то, после чего ведется повествование.
Сами
внутрисемейные отношения здесь лишены налета идеализации, так свойственной
второму периоду, и зачастую могут принимать форму распрей: между братьями или
сестрами, между отцом и детьми, между супругами. Появляются мотивы "злой
жены" или ее супружеской неверности: прежняя иерархия с приоритетом мужа
переворачивается", обнаруживая главенство жены в семейных отношениях, но
это главенство связано не с особыми магическими способностями женщины, как в
архаичной сказке, а с ее скверным характером и забитостью мужа (как в
"Сказке о рыбаке и рыбке"). Появляются темы обездоленной падчерицы
("Морозко"), хитрой матери, желающей погубить сына-царевича
"ради полюбовника" ("Притворная болезнь"); младшей
сестрицы, несущей наказание за злые действия старших сестер и вынужденной
"трое железных башмаков износить, трое посохов железных изломать, трое
колпаков железных порвать", прежде чем обрести мужа ("Финист — Ясный
Сокол"), и пр.
Таковы
на материале анализа сказки основные периоды социогенеза семейных отношений,
связанного с историческими эпохами становления семьи как социального института.
И детской сказке, не только нашла свое отражение эволюция семьи с древнейших
времен, но и запечатлена обобщенная оценка семейных отношений каждой из эпох.
Основные социальные ценности, позитивные установки, четкие полоролевые и
эстетические образцы, вероятно, были сформированы во вторую эпоху, которую
можно было бы назвать классической (патриархальной).
Сказка,
обнаруживая в себе пласты "различной древности", дает представление
(особенно в своих ранних периодах) об идеальной семье, а значит, как
справедливо отмечает В.Я. Пропп: "Сказка - не только вчерашний день, но
мечта о будущем" [Пропп, 1976. - С. 143].
Являясь
выражением общественного сознания прошлого, детская сказка сама формирует
определенные аспекты индивидуального сознания настоящего и будущего. Как
социогенетическая; инварианта, относительно стабильная на протяжении веков,
сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у
ребенка эстетических эталонов и представлений, в частности, об идеальной семье,
семейном счастье. Эти "сказочные представления" могут впоследствии
активно влиять на личность взрослого человека.
Нам
не известны исследования, в которых был бы дан анализ воздействия
социогенетического, в частности, сказочного наследия на представления зрелой
личности. Вместе с тем художественная литература дает нам блестящие образцы
такого анализа. Так, И.А. Гончаров пишет о детстве Обломова: "...Он в
бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, и она нашептывает ему о какой-то
неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются чудеса, где текут
реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской
только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, Да
красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать... Взрослый Илья Ильич,
хотя после и узнает, что нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над
сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом:
сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем
сказка не жизнь, а жизнь не сказка... И старик Обломов, и дед выслушивали в
детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек и
дядек, сквозь века и поколения" (Курсив мой. – В.А.) (Гончаров, 1965. - С.
138 – 139).
Влияние
сказки на формирование личности ребенка XIX в. трудно переоценить; известно,
что А.С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: "Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!", а что такое сказка для ребенка XX в.? По
мнению А.В. Запорожца, ценность сказки в том, что "она способствует
активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как
бы от их лица", благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная
значимость человеческих поступков (Запорожец, 1948. - С. 54). А с точки зрения
К.И. Чуковского, "...до семи-восьмилетнего возраста сказка для каждого
нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень
питательный хлеб" (Чуковский, 1981.-С. 429).
Социогенетический инвариант сказке в онтогенезе
Ответ
на вопрос о месте сказки в социализации современного ребенка, в формировании
его представлений о семейных отношениях может быть получен с помощью
экспериментально-психологического анализа. Существуют ли и в какой форме в
сознании современного ребенка и его поведении социогенетические формулы
прошлого, в частности, историко-культурные типы семейных отношений? При этом во
всем многообразии обобщенных характеристик (типов) семейных отношений нас,
прежде всего, будет интересовать аспект полоролевых стереотипов и представлений
о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре.
Построить
такой эксперимент, с нашей точки зрения, оказывается возможным благодаря тому,
что сложившийся тип семейных отношений, который усваивает ребенок, фиксируется
не только в идеальных образцах-установках, но реально "опредмечивается"
в окружающих ребенка материальных объектах, запечатлевается в них (достаточно
вспомнить семейные реликвии). За миром предметов отчетливо просматривается мир
семьи и личностная перспектива социальной позиции ребенка, реальных и идеальных
полоролевых представлений.
Смена
социальной позиции ребенка в ситуации принятия им той или иной социальной роли
(отца или матери, сказочного персонажа определенного пола и себя в будущем)
позволяет обнаружить определенный пласт динамических смысловых образований
личности ребенка в семье и обществе, обусловленный социогенезом семейных
отношений. В соответствии с методическим принципом смены социальной позиции
ребенка в деятельности и благодаря механизму идентификации со сказочными
персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений,
представленный в описании жизни сказочных героев. Методикой, реализующей
принцип смены социальной позиции ребенка в ситуации принятия им социальной
роли, является разработанная нами методика "Лото". Она заключается в
том, что ребенок, имея набор карточек с изображением различных предметов
реальной и сказочной жизни, должен разложить их по заданию экспериментатора
так, чтобы на его планшете оказывались предметы "для мамы", "для
папы", а также для сказочных персонажей - Василисы Премудрой и
Ивана-Царевича. Таким образом, ребенок последовательно ставился в позицию того
или иного лица посредством предметов, которые отражали тип взаимоотношений в
реальной семье и в семье сказочной, с точки зрения полоролевых стереотипов
поведения.
Дети-дошкольники
4,5 — 6,5 лет в первой серии эксперимента распределяли карточки с изображением
предметов на "мамином" и "папином" планшетах. Набор
карточек включал как чисто женские (спицы и клубок шерсти; помада и духи и
пр.), так и чисто мужские (футбольный мяч, бритвенный прибор, молоток с
гвоздями и др.), так и нейтральные по характеру предметы, т.е. предметы отдыха
и быта (кресло, телевизор, пылесос и др.), а также "сказочные"
предметы (сапоги-скороходы, волшебную палочку и пр.). Именно при раскладе
детьми нейтральных предметов особенно отчетливо проявился характер
взаимоотношений в семье, распределения в ней ролей и обязанностей между
взрослыми, а сказочные предметы раскладывались на "волшебные" и
"неволшебные". Затем из всего комплекта карточек каждый ребенок
должен был выбрать карточки с теми предметами, которые понадобятся ему во
взрослой жизни. Этот этап является наиболее важным для анализа того, как
идеальные образцы семейных отношений, дошедшие до нас в описаниях сказочной
семьи, влияют на детские представления о семейных отношениях, как они
пересекаются и пересекаются ли с современными.
Результаты
исследования оказались следующими: большинство дошкольников все нейтральные
предметы раскладывали так, что на "мамином" планшете оказывались, как
правило, карточки, изображающие предметы домашнего обихода и хозяйственных
работ (швабра, пылесос, даже молоток с гвоздями и т.д.). А на
"папином" — карточки с изображением предметов отдыха и спорта
(телевизор, книги и газеты, диван, теннисные ракетки и т. д.).
Достаточно
убедительно дети демонстрировали свои представления о распределении
обязанностей в современной семье и отношения к кругу занятий мамы и папы в его
доме. Отмечались случаи, когда родители заменялись детьми сказочными
персонажами, символизирующими исторически сложившиеся типы полоролевого
поведения, например, Иваном-Царевичем и Василисой Премудрой. Но оказалось
очевидным, что дошкольники уже пятого года жизни имеют достаточно четкие
представления о традиционно мужских или женских сферах деятельности и эталонах
поведения. Поэтому они не отдавали Ивану-Царевичу мягкий диван, а Василисе
Премудрой молоток с гвоздями, что свидетельствует о тех существенных сдвигах в
полоролевых позициях мужчины и женщины в современной семье, о переворачивании
исконных, зафиксированных в культуре образах маскулинности и фемининности.
В
то же время для мальчиков и для девочек оказываются достаточно притягательны те
моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных
персонажах. Особенно притягателен для детей образ чудесной невесты, а затем
супруги Василисы Премудрой, воплощающий в себе исконно русский, патриархальный
и буквально домостроевский идеал женщины — мудрой жены и Ненаглядной Красоты
[Шамаева, 1996].
В
процессе эксперимента с детьми проводилась беседа, последний вопрос которой
касался детских представлений о будущем: "Какие из предметов тебе
понадобятся, когда ты станешь совсем взрослым?" Ребенок в своей
"модели будущего" отражает то представление о семье, которое у него
сложилось, поэтому почти все дети на этот вопрос отвечали сразу: "Ну,
конечно, папины" (мальчики) или "Ну, конечно, мамины" (девочки),
что свидетельствовало о формировании половой идентичности ребенка, при этом
главным образом родитель того же пола, что и ребенок, является моделью
идентификации. Так оказалось, что у мальчиков выбор предметов "для себя
взрослого" состоял из 66% предметов "для папы", а у девочек — из
77% предметов "для мамы". Для своей будущей семьи дети выбирали также
и сказочные волшебные предметы: ковер-самолет, говорящее зеркальце,
скатерть-самобранку и др., "обеспечивающие" красивую, интересную —
"сказочную" жизнь.
Таким
образом, в сказках ребенку открывается "идеальный" тип
взаимоотношений и соответствующие полу образцы, поведения, имеющие
культурно-историческую природу. Предложенные детям картинки с изображением
предметов реальной и сказочной жизни становились стимулом для воспроизведения
обобщенной картины семейных отношений, которые открываются ребенку как
нормативные через позиции родителей, в частности, в распределении семейных
обязанностей. Кроме того, вырисовывается картина социальных отношений,
зафиксированная в сказках, поскольку именно в сказках перед ребенком предстает
более широкий мир — мир человеческих отношений вообще.
Нельзя
не выразить в этой связи солидарность с мнением о сказке оригинального русского
философа и исследователя кн. Е.Н. Трубецкого: "...сказка заключает в себе
богатое мистическое откровение, ее подъем от житейского к чудесному, ее искание
"иного царства" представляет собою великую ценность духовной жизни и
несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от
язычества к христианству" (Трубецкой, 1997. — С. 426).
Идентификация
с родителями и усвоение ребенком типа отношений в семье определяют формирование
у него "модели будущего". Идентификация ребенка со сказочными
персонажами, а в дальнейшем и с другими литературными героями служит обогащению
этой модели.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/