Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,06 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты

ФГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГСХА

Кафедра экономикии товароведения




КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему: «Свободные экономические зоны»



СтудентПМ 1501 З группы

Румянцев А.А.

Руководитель к.э.н., доцент      

                                                                  Иванова Н.П.                                                          

Дата представления 

                                                                  «___»_________.20___ г.

Оценка

 

 

 

 

 

Тверь – 20__

Содержание

С.

    Введение…………………………………………………………….....3

1.   Общее понятие о свободных экономических зонах……………..6

1.1.   Понятие, сущность, возможности СЭЗ…..……...………….6

1.2.   Виды свободных экономических зон…………………….....8

1.3.   Привлечение инвестиций в СЭЗ……………………………10

2.   Свободные экономические зоны России………………………...17

2.1.   Первые свободные экономические зоны России…….........17

2.2.   Свободные экономические зоны России в наше время…..23

3.   Проблемы функционирования и перспектива развития СЭЗ в России………………………………..…………………………….28

3.1.   Проблемы функционирования СЭЗ в России……………..28

3.2.   Перспективы развития российских СЭЗ…………………..32

Выводы и предложения……………………………………………….36

Список использованных источников.…..……………………………38

  Приложения……………………………………………………………40

Введение

Создание свободных экономических зон – это одно из важнейших направлений, способствующее развитию отдельных территорий и регионов с экономической точки зрения. Ононаправлено на разрешение особо важных экономических задач, воплощениеприоритетных программ и проектов. Но при этом система льгот, которая устанавливается на территории свободных экономических зон, должна быть в полной мере индивидуальной и тесно связываться с воплощаемымина данных территориях программами.

В наше время организация свободных экономических зон сталаодной из важнейших частью мировой экономики.

В мировомопыте имеет место существовать множество видов свободных экономических зон. Исходя из их предназначения, СЭЗ могут быть направлены на увеличениеиностранных инвестиций, стимулирование предприятийна внутренний рынок, в том числе и для импортозамещения, или дляразвития и внедрение каких-либо передовых разработок. Отталкиваясь от этих задач,свободные экономические зоны можно разделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

На сегодняшний момент СЭЗ созданы в более чем 120 странах мира, при этом позволяя стимулировать в них рост экспортного производства и занятость трудоспособного населения. Считается, что к 2020г. свободные экономические зоны будут иметь20 – 25% товарооборота на мировом рынке. Поэтому роль СЭЗ в мировой экономике постепенновозрастает.

В разных источниках насчитывают от 400 до 2000 свободных экономических зон, но, как отмечают в журнале «МЕНЕДЖМЕНТ в России и за рубежом», к этому число невозможно отнести ни одну из отечественных СЭЗ, так как те образования, которые в Российской экономике называют "свободными экономическими зонами», не могутудовлетворить требованиям международныхстандартов.

Кроме того, несмотря на тщетные попытки создать на территории России реально функционирующие СЭЗ, они продолжают оставаться в нашей экономике скорее экзотическим явлением. Судя по тому, как остро ведутся дискуссии по поводу образования свободных экономических зон, а также отсутствиеположительных результатов работыотечественных СЭЗ, можем задаться вопросами: существует ли целесообразность и возможность широкого созданияна территории нашей страны?Смогут ли получить развитие СЭЗ в России и как именно должна при этом определиться ее специфика? Не будут ли являться зоны свободного предпринимательства"естественной монополией" отдельных приграничных районов РФ? Насколько обширные территории могут быть выделены для СЭЗ?  На каком уровне администрации должны будут приниматься решения о создании таких зон и какие при этом должны проводиться процедуры?

Для того, чтобыответитьна заданные вопросы,необходимопознакомиться с существующим мировым и отечественнымопытом, попытаться проанализировать накопленный, как положительный, так и отрицательный, опыт. Это поспособствует объективно оценить возможности и перспективы образования и развития СЭЗ в отечественной экономике.

Актуальность темы: заключается в том, что Российской экономике требуется развитие новейших рыночных форм организации свободного предпринимательства, международных торгово-промышленных связей, участия регионов в территориальном разделении труда. Именно свободные экономические зоны могут поспособствовать такому развитию отечественной экономике при условии, что будет содействие для расширения применения СЭЗ и исследование методов повышения эффективности функционирования СЭЗ.

Объект курсовой работы: свободные (особые) экономические зоны, как важнейший экономический институт, созданный для интеграции российской экономики в мировую.

Предмет курсовой работы:правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России.

Цель курсовой работы:выявить особенности функционирования особых экономических зон на территории РФ.

Задачи:

- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ;

- анализ свободных экономических зон, которые существуют или которые планируют создавать на территорииРоссийской Федерации;

- целесообразность создания СЭЗ в условиях отечественной экономики.

Методы исследования:

- сравнительный метод;

- историко-географический метод;

- аналитический метод;

Глава 1. Общее понятие о свободных экономических зонах

1.1. Понятие, сущность, возможности СЭЗ

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется создание экспортного капитала и внедрение иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

Свободные экономические зоны – неотделимая на данный момент часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений сильно закрепилась в мировой практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой значительный фактор быстрого экономического роста, который достигается за счет всевозможных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация мирового товарооборота.

Цели образования свободных экономических зон:

· создание производства и внедрение на внутренний рынок импортозаменяющих товаров, выделяющихся высоким качеством;

· освоение передового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка сотрудников, отработка разнообразных моделей систем менеджмента экономикой, освоение функциональной стороны отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;

· активизация стремительного роста экспортного потенциала экономической зоны;

· побуждение экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием зарубежных капиталов.

Создание подходящих условий делает свободные экономические зоны важным фактором в экономическом развитии страны, который ускоряет включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также побудить развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и уровне государства.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны, в которых на намерено выделенных территориях создаются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для иностранных граждан;
  • комплексные производственные зоны, которые организуются, прежде всего, на экспортное производство товаров широкого потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые организуются с ориентацией на создание и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где может бытьсовмещение беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Причины образования свободных экономических зон.

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономическим упадком с целью восстановления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимальные налоговые льготы. Свободные экономические зоныинструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется увеличение экономического уровня, а также уровня социального благосостояния.

При отборе региона для основания свободной экономической зоны используют такие меры, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают основной акцент на достижение более высокого уровня индустриализации: совершенствование промышленности, вовлечение иностранных капиталов, наращивание квалификации работников, внесение новых технологий.

1.2. Виды свободных экономических зон

По функциям (см. приложение 1):

1)   Зона свободной торговли (ЗСТ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной зоны. Внутри организуются операции по складированию и предпродажной подготовке товаров (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

2)   Промышленно-производственная зона (ППЗ) – часть национальной таможенной зоны, внутри которой организованно производство определенной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются всевозможные льготы.

3)   Технико-внедренческая зона (ТВЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной зоны, внутри которой располагаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации.

4)   Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) – территория, на которой ведется туристско-рекреационное движение – создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

5) Сервисная зонатерритория со беспрепятственным режимом для организаций, предоставлениемфинансовых и нефинансовых услуг.

6) Комплексные зоны – являются собой территория с привилегированным режимом хозяйственной деятельности в зоне отдельного административного субъекта. Это – зоны вольного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, организованные в кризисных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории специфического режима в Аргентине, Бразилии.

По степени объединения в экономику:

1)   Объединенные в национальную экономикутерритории, поляризованный на формирование связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и пособляющие решать вопросы экспортного выпуска, увеличение технологическойстепенивыпуска, увеличение качества товаров, возмещение внутренних интересов.

2)   Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых выпуск ориентирован на вывоз и увеличение валютной прибыли, а связь с внутренней экономикой минимум.

По системам льгот:

1)   Налоговые: налоговые «каникулы» – частное или абсолютноеизбавление инвесторов от выплаты налогов на состояние и владения, НДС и т.д.;

2)   Таможенные (импорт)частное или абсолютное избавление от ввозимых пошлин на полуфабрикаты, материал и т. д., импортируемых для внедренияв зону;

3)   Таможенные (экспорт) – частное или абсолютное избавление от вывозных пошлин на производимые внутри зоны товары;

4)   Финансовые – инвестиционные субсидии, государственныепривилегированные кредиты, пониженныенормы на выплату коммунальных сервисов и хайринг производственных помещений;

5)   Административные – облегченныйспособоформления предприятия, облегченный способвъезда-выезда иностранных граждан, свободныйэкспортправильно полученногодохода иностранными гражданами за границу.[1]

1.3. Привлечение инвестиций в СЭЗ

Организациясвободных экономических зон побуждает в разных кругах социумаобсуждения о правильностиобразования таких зон, об их задачах и целях, местах дислокации и т.д. Эти дискуссиинеобратимы, необходимы и становятсяважной частью процедурыустановления нового процесса в стране. Помощь со стороны передовых политических и общественных объединений, правительства, особых политических деятелей и деловых кругов играет неотъемлемоезначение, может сотворить концепцию вольных экономических зон в стране,подходящей и трудоспособной.

Такженеобходимоопределение вопроса об сторонах свободных зон – иностранных и национальных инвесторах. Именно состав сторонвыявляетпобеду или проигрыш новой формы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят от отзывов инвесторовзахотевшие бы вкладывать свои средства. Исследование мирового опыта показывает, что создателисободных экономических зон сталкиваются с проблемами различиямотивирующих моментов для зарубежных и национальных инвесторов. То, что могло бы быть важныммотивом для зарубежного инвестора, также может иметь вторичнуюважность для зарубежного инвестора.

Работа организаторов зон затрудняется ещё и тем, что они сами пока не отдают себе отчета в том, что мотивы и побуждающиестимулыпринимают разное пониманиезарубежными и национальными инвесторами. К примеру, для внутренних инвесторов существование в зонах глубоко сформированной инфраструктуры может присутствоватьогромноемотивирующее значение для совершениявкладов, а для зарубежного инвестора такой «мотив» будетглавным условием анализадопустимости вложения в зону. При этом отправной точкой для зарубежного инвестора является не степень инфраструктуры в зоне, а степень и особенность инфраструктуры в собственной стране или в других странах. Национальныевкладчики могут считать предпосылки, организованные в какой-либо данной зоне, более чем выдающимися и технически современными, в то время как зарубежныевкладчикибудут настроены более негативно. Этане состыковкапонимаетсянепреоборимой и ееважноакцентировать во внимание при создании и воплощениипланов зон.[2]

Не состыковки в уровнях соблазнительности свободных экономических зон не лишает возможности «консенсуса» с зарубежными инвесторами. Фактором, мотивирующим зарубежного инвестора состоять в зоне, может быть не уровень инфраструктуры, на беспошлинный ввозпродукции и услуг, избавление от налогов и другие привилегий, а разрешение прямого выхода на внутренний рынок. Также важен количество и возможность использования средств, которые получают в итоге их деятельности в зоне. Вопрос заключается в обязанности перевода дохода за границу, включая дивиденды по имеющимся в обороте акциям. Без разрешения этой проблемыбольшая часть фирм будет отказываться от вложения значимых капиталов в вольные экономические зоны.

Прямые зарубежные инвестиции в свободные экономические зоны рассматривают как прием пошаговогообъединениязарубежных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии разработки СЭЗ необходимо предусмотреть условияорганизации прямых и обратных связей зарубежных фирм с местными промышленниками. Такие связи обеспечивают получение местного сырья, компонентов, полуфабрикатов, оборудования и услуг. Доступ к внутреннему сырьюможет бытьглавныммотивом для зарубежных инвесторов. Но практика показывает, что добиться этого для зарубежных фирм, находящихся в зоне, оказывается достаточно нелегким делом и требуетбольшего времени.

Уделив больше внимание этому факту, организаторы зоны стараются учитывать следующие моменты:

Во-первых, местные ресурсы, закупаемыезарубежными фирмами, уже являются недостаточнымив стране, а рост потребности в результате появления на рынке зарубежных фирм, занимающихся в зоне, осложнит ситуацию. Если стоит вопрос опередовой перспективе, то зарубежныеорганизации, следуясвоим собственным интересам, преодолеюткризис, оплачивая это сырье по более высоким ценам, но это может ускорить рост инфляционных процессов и ухудшить проблему кризиса сырья для других организаций, занимающихся в стране. В длительном плане добавочный спрос со стороны организаций, занимающихся в зоне, может заставить местных подрядчиков увеличить производственные мощности для удовлетворения нового спроса, но такая процедура занимает некоторое количество лет.

Во-вторых, качество и технологическая степень местного сырья может не соответствовать эталону, предъявляемого к этому сырью зарубежными организациями, занимающихся в зоне. Этот вопрос, с которымзарубежные организации сталкиваются во всех моментах, когда используют местноесырье. Со временем местные подрядчики пошаговоувеличивают технологическуюстепень своего предприятия. Однако это технологическое усовершенствование не проходит автоматически, если разрыв в степенях технологии достаточно большой, зарубежные организации принимают решение о прекращении связей с местными подрядчиками и продолжаютсвою работу в зоне, ориентируясь на своих основных поставщиков. Из этого следует, что должна быть система приемов, мотивов и организационных форм создания экономических и технологических связей между зарубежными организациямивольных зон и национальными производствами, занимающихся за её пределами.

В-третьих, обязательность учета величины и уровня затрат, которые требуютустановление прямых связей между зарубежными организациями, занимающихся в зоне, и местными производствами. Будет ошибкой предполагать, что местные организации будут обеспечиватьзарубежные организациипродуктами и услугами, которые соответствуют техническим образцам покупателя и имеющимся в необходимом количестве. Эта ситуация скорее исключение, чем правило,а это значит, что серьезные инвестиции могут быть вложены в расширение производственных мощностей и увеличение технологической степени местных производств, которые находятся за пределами зоны, а также в покрытие производственных связей между этими производствами и организациями, занимающихся в зоне. Такие инвестиции внесутблаго всей экономике. Решение вопроса требует финансовых выплат, которые ранеене предусматривались, а это поднимаетколичество инвестиций на организацию свободных экономических зон.

Наличие данныхвопросов – кризис сырья и финансирования, не высокий технический уровень местных производств, низкое качество местных продуктов и услуг – вызываетпроблемы в решении вопроса создания связи между занимающимися в зоне зарубежными организациями и местными производствами, занимающимися за пределами зоны. Это способствует тому, что на первых этапах выход к местному рынку сырьевых ресурсов не будет сильным стимулом для возможныхзарубежных инвесторов. Тем не менее, потенциал иметь выход к местному сырью в длительной перспективе становится для них важным аргументом.

Процессобеспечениязарубежных организаций в СЭЗ местным сырьем является досрочным мероприятием и нет серьезных оснований сомневаться в том, что некоторое число возможных инвесторов проявятинтерес участвовать в развитие такогосырья.

Организаторы зон зачастуюдумают, что главным преимуществом для зарубежныхсторон свободных экономических зон будет уровень финансовых или иныхмотивов, снабжаемых правительством страны, организующей СЭЗ. В самом деле, так и было при организации первых СЭЗ, но за прошедшие десятилетия количество зон в мире настолько выросло, что условныеправа для зарубежных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт и другие) в большей степени, если не полностью, потеряли свое мотивирующее значение.[3]

Так как все страны, имеющие свободные экономические зоны, выделяют практически схожие льготы, то страна, желающая использовать эти выгоды в качестве основного мотива для вовлечениязарубежных инвестиций, должна будет предложить более выгодные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько не выгодно для страны в финансовом плане, что заставитсомневаться в общей экономической и финансовой целесообразности учрежденийтакого типа зон. Льготы, предоставляемые в зонах, можно классифицировать на две группы:

 1. Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами):

§  беспошлинный ввоз товаров и услуг;

§  освобождение от выплаты налогов на промежуток до 15 лет;

§  косвенные субсидии в формеснабжения во владение организации облагороженной территории.

2. Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):

§  процентная скидка с налога на доход (до 50%);

§  специальные субсидии для возобновленияорганизациям расходов за пределами страны;

§  скидка зарубежным организациям при приобретенииснаряжения местных предприятий.

Большая часть выгод из группы общих льгот на самом деле являются условными и в ценностном отношенииприравниваются нулю. Так введение десятилетнего льготного промежутка на оплату налогов не будет являться финансовым расходом для государственного бюджета, так как в отсутствие этого промежутка инвестор не вызвали бы интерес зоной. Опыт показывает, что специальные выгоды принимают лишь вторичную роль в утверждениизарубежными организациями решения об действии в зонах. В лучшем варианте, эти льготы дают лишь малую часть дополнительной выгоды, которая часто не воплощается. Вместе с тем, расходы на организацию специальных льгот может оказаться значимыми, так какприобретателями их возможным может быть наибольшее количествоорганизаций. Страна, намеривающаябороться за конкуренцию на мировом рынке свободных экономических зон, должна предоставитьмотивы и льготы, находящиеся на уровне мировых условий илипревосходить их. Такой же подход действует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических выгод.[4]

Исследование мирового опыта говорит, что зоны не могутвзаимодействовать успешно без необходимой инфраструктуры: облагороженная территории, сети телекоммуникаций, обеспечение водой, электроэнергией, без доступа к аэропорту, без наличия домов для местных и зарубежныхсотрудников. То, что 15-20 лет тому назад считалось инвесторами как сравнительная выгода, в данный моментрассматривается одним из первоначальных условий, без угождения которого зарубежная организация не будет рассматривать вопрос о действии в зоне. Поэтапнаястабилизация материальных и экономических льгот показывает, что эти две группы организованныхвыгод будут важным аргументом для вовлечения зарубежных инвесторов в зоны. Это будет являться лишь предварительным условием для принятия инвестором конкретного решения о воплощении инвестиций или о существовании инвестиций в будущем. Завершительное решение – импортировать капитал в зону или нет – зависит от тактических и стратегических мыслей инвестора.

Если предположить, что зоны в самом началеориентируют на возможность существования в них как зарубежных, так и местных производств, то необходимо создатьсредувовлечения в зоны национальных организаций и инвесторов. Сперва может показаться, что вовлечьместных инвесторов не трудно, так как они хотели быиспользоватьвысокоразвитую инфраструктуру и льготы, организованных в зоне, но, как показывает опыт, ситуация может быть совсем обратной. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позу или, проявив в началезаинтересованность, могут отклониться от действий в зоне. Это исходит из того, что существующиевыгоды в зоне могут вызыватьдля них возможные трудности работы в новых для национальных организаций условиях действия в зонах. Также сложным для них являетсяперевал от приемов организации и менеджмента производством, которые они употребляют, к действию в нестандартных производственных, технологических и организационных условиях.[5]

Таким образом, при организации проектов свободных экономических зон нужнопринимать во внимание проблему привлечения национальных производств, которые триумфально бы работали в этой свободной экономической зоне.

Глава 2. Свободные экономические зоны России

2.1. Первые свободные экономические зоны России

Процедурапоявления свободных зон в нашей стране, который начался ещев конце80-х годов, разделен,как описано в «Свободные зоны не свободны от кризиса»,на некоторые этапы.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) произошлопоявление самой идеи.По предложению правительства СССР была выработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны подразумевались как элемент государственной внешнеэкономической политики и методмотивации межгосударственных отношений СССР с иностранными партнерами. По форме они должны были стать зонами общего предпринимательства, а именно:узкими территориями с большой концентрацией предприятий с зарубежным участием.Считалось, что эти зоны будут организовываться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом,целью которого являлось производство наукоемкой продукции на основе синтеза советских технологий и зарубежного капитала. Хозяйственно-правовые услуги на территории зон рассматривалосьисключительно в отношении предприятий с зарубежным участием и в зоне, определяемойсуществовавшими в СССР порядкамиурегулирования зарубежных инвестиций.[6]

В начале 90-х годов государственная концепция свободных зон преумножилась региональными инициативами.Данные инициативы приобрели свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик расследование вопроса оборганизации зон было официально отложено на республиканский уровень: в июле-сентябре 2000 г.ВС РСФСР взял за основу предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об определении их территорий зонами свободного предпринимательства.Эти зоныорганизовывались в городах: Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области.В 2000-2001 гг.Совет Министров или Верховный Совет РСФСР определил по каждой зоне особое положение, которое закрепляло ее хозяйственно-правовой статус(Заметим при этом, что в статусе зоны назывались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободного предпринимательства", как в вышеназванных постановлениях об их организации.).Состав предложенных зонам льгот был фактически одинаковым, а сами зоны предусматривались уже не только как внешне-, но и как внутриэкономическое явление, призванноеорганизовывать противовесы централизованной системе хозяйствования.

Также принятые решения помогали притоку в зоны зарубежного капитала (увеличивалоськоличествообщих предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были обоснованы ни с точки зрения их реализации, ни по своим результатам.

Во-первых, ожидаемыеразмеры зон, охватывающие не только незначительные территории, но и громадные области, и даже края, были заранее нереальными из-за предъявляемых к ним колоссальных капиталовложений и несоблюдения на громадных территориях частных таможенных процедур.

Во-вторых, всеобщая раздача зональных льготопределенным территориальным образованиям без точных на то критериев сопутствовала волне самостийного появления новейших зональных подразделений, когда та или другая территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о введении соответствующего статуса, продвигая его утверждение в верхах. Руководство РФ оказалось под массовым давлением: в 2001 г.около 150 регионов настаивали на образование территорийсвободных зон.Данная активизация местных властей самоуправленияпоказывала их желание хоть как-то бороться с кризисными процессами, освободиться с помощью статуса зоны от массовых проблем, нахлынувших, как предполагалось, из центра.[7]

В конце 2001-начале 2002 гг., когда правительство РФ решило принять курс на широкое открытие экономики с целью ее нормализации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по урегулированию внешнеэкономической деятельности не рассматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И, хотя существующие в зонах статусные положения формально никто не исключал, налоговые службы определили их как исчерпавшие силу, что фактически уменьшало значительную часть ранее предложенных зонам льгот.[8]

Эта неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ привела к беспокойствузарубежных инвесторов, определившихданную ситуацию как принципиальный уход правительства от линии на организацию зон. Это, а также запрос руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 2002 г.) обязать действовать ранее введенных в зонах системы льгот помогли выходу в июне 2002 г.постановлению Президента РФ от 4.06.2002 г, подтверждающее действие прежних зональных льгот для зарубежных предприятий и предприятий с зарубежными инвестициями, оставлены отдельные преференции в области внешнеэкономической деятельности для отечественных предприятий и также предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, которые нацелены на упрощение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этого бюджетных кредитов, направление в особые зональные фондычастисредств от получения федеральной собственности и др.). Принятие постановления способствовало тому, что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии совершенствования территории и определенных инвестиционных работ по ее облагораживанию.

Несмотря на это, к началу 2003 г.в правительстве преобладала линия на удаление "суперзон". Разработанный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предполагалорганизациюв большей степени микрозон двух видов - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выбора зональных территорий был положен принцип сочетания выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное облагораживание, что определялось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

На фактическое закрытие ранее организованных зон были направлены решения, принятые в июне 2003 г.: законодательное уменьшение определенныхзонам таможенных преференций и очередная отмена налоговых льгот.[9]И, хотя зарубежным инвесторам положением президента были даны гарантии по сохранению прошлых условий деятельности на три года вперед, над зонами повисла атмосфера недостаточной перспективы.

Такое развитие событий прежде всего отражало нацеленность правительства сохранить те или другие территории, желающие получить статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

В следствии, к осени 2004 г. определились следующие контуры отечественной зональной политики:

· уменьшение (до 1-2 кв.км) предполагаемых размеров свободных зон, отменяющее создание относительно больших комплексных зон свободного предпринимательства;

· формальное воспроизведение и перенос на отечественную почву простых образцов из мирового зональногоопыта без учета ее ожидаемыхжеланий и увязки с национальной промышленной политикой;

· усложненная система управления зонами, совмещенный с множественными бюрократическими согласованиями и нереальностьюорганизации зон по желанию "снизу".

Некоторые регионы, не дожидаясь данных законодательных решений, начали плотную работу по воплощению проектов точечных и локальных с таможенных зон (облагораживание территории, организация Компании развития и т.п.). Они смоглиорганизоватьтребующиесяначальные средства (кто - частные, а кто -государственные), и это определило их ближайший успех. Первая, кто пошла по данному пути, была СЭЗ "Находка": опираясь на правительственный указ о принципиальной возможности организовывать на своей территории таможенные зоны, а также - специально выделенным на данные цели государственным кредитом Минфина (март 2005 г.), она создала первую такую зону уже к лету 2005 г. По такому же пути, но без федеральной государственной поддержки, шли правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (идентичная зона в районе городского аэропорта).

Наоборот, иные крупнейшие территории скооперировали усилия по продвижениюисключительных правительственных решений, дающий гарантии им либо воспроизведение прошлых, либо получение принципиально новейших индивидуальных льгот. Также отметим, что правительство РФ – наперекор с личным курсом на созданиеэксклюзивных локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был воссоздан режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 2004 г. была организована зона экономического благоприятствования в Ингушетии - "своя собственная модель оффшорной зоны, резко отличающаяся от общепринятых стандартов".Причем, когда в марте 2005 г. все эксклюзивные таможенные льготы в РФ снова официально отменили, соперничество территорий за особенные права не закончились. В особенности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 2005 г. Госдумой РФ эксклюзивного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", воздающего ей режим таможенной экстерриториальности.22 января 2006 г. данный Закон был принят Президентом.

Кроме СЭЗ экономического профиля в опыте Российской Федерации был выдвинут указ о создании научно-производственных территориальных комплексов и эколого-экономических зон. В соответствии с указом Президента РФ от 21.06.1994 № 1308 и постановлением Правительства РФ от 12.12. 1995 № 1215, «в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций» предусмотренаорганизация территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный». Указом Президиума ВС РФ от 12.10.1992 было обнародовано о создание эколого-экономической зоны «Горный Алтай».

Обширноеудостаивание зональными льготами особых территорий без определенных преференциальных аспектовактивизировал поток организации новейшихаппаратов со своеобразнымимеханизмами хозяйствования, когда-то или другое административно-территориальное образование заявляло о принятии им соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Так, в 1991 году около 15 регионов России добивались образования на своих территориях свободных зон.[10]

В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) и Федеральный закон от 22.07. 2005 №117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Работа прошлых зон было аннулировано. Исключением оказались Магаданская и Калининградская области.

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ основные цели создания ОЭЗ включают:

– развитие обрабатывающих отраслей промышленности;

– развитие высокотехнологичных отраслей производства новых видов продукции;

– развитие транспортной и других видов инфраструктуры;

– развитие туризма и санаторно-курортной сферы экономики.

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ на территории ОЭЗ внедряетсяособый режим организации бизнеса, и поэтому создается комплекс преференций и льгот для инвесторов:

– специальный административный режим (действует, принцип «одного окна» при регистрации предприятия в зоне).[11]

2.2. Свободные экономические зоныРоссии в наше время

В России бытуют особые экономические зоны четырёх типов (см. приложение 2):

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ (Приложение 1)

Промышленные ОЭЗ.

Огромные территории, которые расположены в больших промышленных регионах страны. Небольшое расстояние к ресурсной базе для производства, доступ к существующей инфраструктуре и главным транспортным путям — это лишь важные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, которые определяют их выгоды. Расположение производства на территории промышленных зон дает возможностьувеличить конкуренцию продукции на отечественном рынке за счет уменьшения издержек.

Промышленные зоны находятся на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Eлабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписануказ Правительства РФ оборганизациисвободной экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была организованасвободная экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область). В августе 2015 года Правительство РФ подписало Постановление № 826 об организациисвободной экономической зоны промышленно-производственного типа "СТУПИНО КВАДРАТ" в Ступинском муниципальном районе Московской области.

В числе важнейшихвидов деятельности промышленных зон производство:

  • автомобилей и автокомпонентов
  • строительных материалов
  • химической и нефтехимической продукции
  • бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ.

Распространение инновационных (технико-внедренческих) СЭЗ в больших научно-образовательных центрах, которые имеютграндиозные научные традиции и общепризнанные исследовательские школы, даютогромныересурсы для эволюцииновейшего бизнеса, образование наукоемкихтоваров и выводих на отечественные и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, выход к профессиональным кадровым ресурсам наряду с возрастающимаппетитом на новейшие технологии и усовершенствование разных отраслей отечественной экономики помогает инновационным ОЭЗ становиться привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Шесть инновационных зон находятся на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).

Важнейшими направлениями развития инновационных зон становится:

  • нано- и биотехнологии
  • медицинские технологии
  • электроника и средства связи
  • информационные технологии
  • точное и аналитическое приборостроение;
  • ядерная физика;
  • СВЧ-технологии.

Туристические ОЭЗ.

Находясь в одних из живописнейших и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ создаютхорошие условия для появления туристического, спортивного, рекреационного и иных видов бизнеса.

Семь туристических зон находятсяв зоне Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть зановоорганизованных ОЭЗ находятся в северокавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ.

Портовые зонырасполагаются в действительной близости от главных глобальных транзитных коридоров. Их расположение дает возможность приобрести доступ к возрастающему рынку крайне желаемых портово-логистических сфер как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Главной особенностью свободной экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» становится её близкое расстояние к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это даетвозможность для эволюции проектов, которые связанны с тех обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Главное направление эволюции портово-логистической зоны в Хабаровском крае – организацияновейшего многопрофильного портового, судоремонтного центра, опирающийся на благоприятное географическое расположение и уже находящуюся инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал указ № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября указ вступил в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» стало возможным строительство контейнерного терминала, усовершенствованиенаходящихся и установка новейших портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, стало возможнымпостройка буровых установок, что имеет огромное значение для правильногоисследования шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторам портовой ОЭЗ «Мурманск» дают налоговые и таможенные преимущества, а также подключение к инфраструктурным объектам. Еще одним гарантом являетсяпостоянство налоговых преимуществ в течение всего срока существования свободной экономической зоны.[12]

Таблица 1 – основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ

Специализация ОЭЗ

Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ

Санкт-Петербург

Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения

1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Дубна, Московская область

Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение

2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)

Елабуга, Татарстан

Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой

техники, автобусов и автомобильных компонентов

Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Липецк

Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров

1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)

Томск

Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий

1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)

Зеленоград

Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем

Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)


Исходя из выше изложенного, сделаем вывод, что образование в России свободных экономических зон может благоприятно повлиять на развитие отечественной экономики, инфраструктуры. Кроме того, создание СЭЗ поспособствует вливанию инновационных технологий и притоку высококвалифицированных сотрудников.

Глава 3. Проблемы функционирования и перспектива развития СЭЗ в России

3.1 Проблемы функционирования СЭЗ в России

На сегодняшний день контроль за свободными экономическими зонами в РФ крайненизкий. Все старания создать огромные площади ОЭЗ не принеслауспехов из-за того, что в самом начале первоначальной цельюбыло стремление приобрести зарубежные илифедеральныеинвестициии приобрести себельготыи преференции,анедобиваться определенной цели,соответствующейинтересамрегионаи всей страны. 

Проблемазонирования свободных экономическихзон – однаиз главных проблемвРФ,инаеерешениеотрицательновлияютдвавзаимосвязанныхфактора:недостатокосновныхвзглядовназонированиеОЭЗкаквтеории,такивопыте,атакжеотсутствиеполноценногоисогласованногозаконодательстваозонированиитерриторийОЭЗ.Самым эффективнымрешениемэтойпроблемыстановитсяопытобразованияпрофильныхкомиссий,проводящиеоценочнуюианалитическуюработувсехцелевыхкритериев, всехплюсовиминусоворганизациитойилиинойОЭЗ,группировалибыдокладыидоставлялибыихПравительствуРФнаобработкуипринятиезаключительногорешенияоприсвоениетерриториистатусаОЭЗ.[13] 

Втораяпроблема – этопроблемавовлечениярезидентовиинвестицийвразвитиеиработусвободныхэкономическихзон.Всентябре2013годанаофициальномсайтеСчетнойПалатыРоссийскойФедерациибылобнародованотчетоб итогах заключительногомероприятия«Аудитэффективностииспользованиягосударственныхсредств,направленныхнасозданиеиразвитиеособыхэкономическихзон».Рассмотрев данныйдокументможно заметить,чтозасемьлет(2006—2014года)государство сделаловкладвразвитиесвободныхэкономическихзоноколо112миллиардоврублей.Фактическикначалу2014годагосподствующимикомпаниямибылиорганизованыработынасумму52миллиардарублей,согласноданномудокладуэтолишьмалаядоля(26%)отожидаемойк2017годустоимости[1].

#

Рисунок 1 – реализованныегосударственныеинвестициивОЭЗна 2014 год,млрд.рублей

ДлярешенияэтойпроблемыфедеральныеорганывластипланируютотдатьуправлениеОЭЗрегионамизрукОАО«ОЭЗ»,приэтомзафедеральнымуровнемостанетсяправоприниматьилиотклонятьорганизациюновыхзон.Этоперераспределениепримет в следствииряднегативныхпоследствий:«увеличениерегиональнойдифференциацииврамкахуправленияОЭЗ»,отсутствие конкурентоспособностикризисныхрегионоввпротивостояниизаорганизациюнаихтерриторииОЭЗи,соответственно,убытоккадровипадение предприятий, которые там остались,чтоидетнаперекорсключевымицелямиобразованияифункционированиясвободныхэкономическихзон[2]. 

#

Рисунок 2 – оценка эффективности функционирования ОЭЗ в Российской Федерации в 2014 году, %

Кроме того,отметим,чтонакаждыйвложенныйрубльРоссииприходится74инвестиционныхкопейки,адляправильногоразвитияОЭЗ – этипоказатели достаточно низкие.Иэтовсе,несмотрянато,чтосвободныеэкономическиезонывыделяютрезидентам-инвесторамчетырекатегорииразнообразныхпреференцийистимулов:внешнеторговыепреференции(отличительныйтаможенно-тарифныйрежим,менее сложныйпорядокреализациивнешнеторговыхопераций),налоговыепреференции(измененныйпорядоквычисленияналоговойбазы,уменьшениеуровняналоговыхставокпоопределеннымвидамналоговилиосвобождениеотналогообложения),финансовыепреференции(разнообразныеформыгосударственныхсубсидий)иадминистративныепреференции(изменениепроцедурырегистрациипредприятийилицензирования).Нередко,ожидаемыеинвестицииРоссиивинфраструктуруобразуютнемаленькуюсумму,от3млрд.рублейдо40млрд.рублей.[14] 

 Третьяпроблема,которуюхотелосьбывыделитьвэтомисследовании,связанаснедостаткомквалифицированных рабочихкадровворганизованныхОЭЗ.Производствовотдельныхзонахноситособыйхарактер(ядерная-химия,медицина,авиаиавтопроизводство),ипоэтомуподборвысококлассныхспециалистовнасегодняшнийденьврегионахстоиточеньостро.

РешитьпроблемунедостаткакадроввОЭЗ сможет помочьопыторганизации инжиниринговыхцентров(ИЦ),направленныхнановейшиеотраслипромышленности.Этицентры могутобеспечитьсосуществованиенаукиитехнологий,атакже смогутпомочьпредприятиямвкомплектациимолодымиквалифицированнымикадрами. ПервымиинтерескданномупроектувыражалаОЭЗТВТ«Дубна»;кконцу2014годана еетерриториизапустилипервуюочередьИЦ.Ещеоднимспособомрешенияданнойпроблемыявляетсясотрудничестворезидентовсобразовательными учреждениями способнымиподготовитьипереподготовитьнеобходимыхимспециалистов,атакжеорганизациянатерриторияхсвободныхэкономическихзонспециализированныхобразовательныхцентров, способствующихзавершениюобучениястудентовиздругихрегионовсучётомспециализациикомпаний-резидентов.

Кроме того,отметим,чтовдокладеорезультатахконтрольногомероприятияфункционированияОЭЗестьсведения,показывающиереальноеколичествоорганизованныхрабочихмест(на2013год)несоответствуетзапланированному(Таблица1).

Таблица2 – отношениереальносозданныхна2013годрабочихместкзапланированному

ТипОЭЗ

Создано,чел.

Запланировано,чел.

Технико-внедренческиеОЭЗ

3350

5890

Промышленно-производственныеОЭЗ

4603

9000

Туристско-рекреационныезоны

104

ПортовыеОЭЗ

12

350

Итого

8069

15770


Подводяитог,всему, что было сказано выше, отметим,чтовРоссийскойФедерациисуществуетбольшое количестворазныхпроблемвэтойсфере,исуществованиеОЭЗне можетспособствоватьтому,что регионы,где онибылисозданы,автоматическиибез особыхусилийвыйдутвперед.ДляувеличенияэффективностифункционированиясвободныхэкономическихзонвРоссийскойФедерации,необходимопостоянносовершенствоватьсявданнойобласти.Чемстабильнееположениевданныхобразованиях,тембольшеиностранных инвесторовбудутготовывкладыватьсвоисредствавданныеобъекты.

3.2. Перспективы развития российских СЭЗ

На данном этапе отечественной экономикенеобходимо пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, требуемого профессионализма и конструктивного использования передового мирового опыта.

Очевидно, что, из созданных ранее свободных экономических зон, могут существовать в новых, более жестких условиях рыночных отношениях, только небольшая часть СЭЗ. Следственно, для того чтобы привлекать инвесторов, как зарубежных, так и отечественных, необходимо отказываться от территориальной аморфности и более строго определять модель развития свободных экономических зон. 

Но это совсем не значит, сто у отечественных СЭЗ нет будущего. Некоторая часть из них может существовать при грамотной корректировки проводимой политики и функциональной направленности. Самые перспективные отечественные СЭЗ представлены Санкт-Петербургом и Выборгом, в особенности первая, если преобразовать ее на созданиенескольких небольших припортовых и технологических зон. Так, например, в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области одна большая зона разделена на 13 более мелких зон. Также хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» (отечественный вариант СЭЗ «Шеннон»), где активно ведется облагораживание территории, которая прилегает к международному аэропорту «Шереметьево», в большом масштабе осуществляются работы по образованию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств. Все эти условия, наряду собоснованным технико-экономическим проектом, обещают свободной экономической зоне «Шерризон» в будущем успех. При благополучном исходе, успешное функционирование данной СЭЗ может привести к образованию таких же зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».[15]

Одной из перспективных форм свободных экономических зон являются технопарки, что в большей степени помогает объяснить особенность переплетения науки и производства в Российской Федерации. Отечественная наука значимо влияет на высокотехнологичные отрасли, в частности в фундаментальных исследованиях. Однако интеграция науки и производства до сих пор является острой проблемой.Достижения научно-технического прогресса почти не используется из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, наука, в точности, как и производство, сильно подвергнута монополизации. Такжене имеет места существования институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, который специализирован на предпринимательской деятельности, служащей продвижению новейших научных технологий до ее практического освоения. В данных условиях связью между наукой и производством могут служить технологические парки с исследовательскими центрами разной ведомственной принадлежности, в которых может быть задействована масса высококвалифицированных специалистов, обладающих колоссальным опытом в важных областях знаний.

Образование таких технопарков могло бы поспособствовать не только к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и помочь расширить и диверсифицироватьотечественный экспорт. Кроме того, технопарки, в которых присутствует иностранный капитал может привести к следующему для народного хозяйства эффекту: обеспечение дополнительного вливания валютных средств благодаря экспортным высокотехнологичным продукциям; поспособствовать развитию российской промышленности, которая сможет воспользоватьсярезультатамиработы технопарков, приобретая высокотехнологичную продукцию на внутреннем рынке; поможет ослабить отток высококвалифицированных сотрудников.

Другим стратегически оправданным направлением является реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. При условии создания обширной сети свободных таможенных зон, может поспособствовать ускорению интеграции России в мировую экономику и помочь привлечь большие потоки товаров и капиталов, которые в данной ситуации направляются в похожие зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, такие субъекты как Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край, которыебогаты всевозможными природными ресурсами, но не имеющие выигрышного расположения,смогут преобразоваться в ряд крупных концессионных участков. Особое внимание здесь необходимо уделять назаключение долгосрочных инвестиционных договоров, направленных на разработку минеральных ресурсов с гибкостью вразделе продукции, что могло быпоспособствовать приливузарубежного капитала в другие отрасли промышленности и социальной сферы местного значения.

Кроме этого, в настоящее моментфункционирование, поддержание и контрольсвободных экономических зон рассматривается как один из регуляторов экономики. Так, например, 6 октября 2009 г. экс-президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами ("РосОЭЗ"). Все функции и полномочия при этом перешли к Министерству экономического развития.[16]

Исходе из выше проанализированного, можнопосчитать, что в нашей стране при подходе к СЭЗ неуместен безоглядный энтузиазм и всеобщий нигилизм. Трудно оценивать однозначно деятельность свободных экономических зон в РФ. Так с одной стороны, отечественный опыт организации СЭЗ может считаться неудачным. В погоне за получением преференций по привлечению инвестиций местные власти не приняли во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние на экономику региона в долгосрочной перспективе. Поэтомубольшая часть образованных СЭЗ прекратили существовать. Но, с другой стороны, не стоит в полной мере отказываться от идеиорганизации СЭЗ в будущем. Ведь при грамотной политике работасвободных экономических зон также может поспособствовать увеличению скорости научно-технического прогресса, возрастание выпуска наукоемкой продукции. При этом невозможно не рассматривать СЭЗ как условие для улучшения экономики России в целом.В большей части случаев данные образования смогут помочь решить местные экономические и социальные задачи.Но для этого в государстве должна быть разработана грамотная правовая основа, так как неконтролируемый процесс организации различных зон экономического благоприятствования сможет разрушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.













Выводы и предложения

         Исходя из проанализированной литературы, мы пришли к выводу, что создание свободных экономических зон – это одно из важнейших направлений, способствующее развитию отдельных территорий и регионов с экономической точки зрения. Оно направлено на разрешение особо важных экономических задач, воплощение приоритетных программ и проектов.

         В наше время организация свободных экономических зон стала одной из важнейших частью мировой экономики.

Целью образования свободных экономических зон являются: создание производства и внедрение на внутренний рынок импортозаменяющих товаров; подготовка высококвалифицированного персонала;активизация роста экспортного потенциала экономической зоны;побуждение экономического развития регионов.

Свободные экономические зоны могут быть систематизированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

Процедура появления свободных зон в России началась еще в конце 80-х годов. На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) произошло появление самой идеи.В начале 90-х годов государственная концепция свободных зон преумножилась региональными инициативами. В июле-сентябре 2000 г. ВС РСФСР взял за основу предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об определении их территорий зонами свободного предпринимательства.В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) и Федеральный закон от 22.07. 2005 №117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

На сегодняшний день контроль за свободными экономическими зонами в РФ крайне низкий. Все старания создать огромные площади ОЭЗ не принесла успехов из-за того, что в самом начале первоначальной целью было стремление приобрести зарубежные или федеральные инвестиции и приобрести себе льготы и преференции, а не добиваться определенной цели, соответствующей интересам региона и всей страны.

Кроме того, функционированию СЭЗ в России мешают следующие проблемы: проблема зонирования свободных экономических зон; проблема вовлечения резидентов и инвестиций в развитие и работу свободных экономических зон; недостаток квалифицированных рабочих кадров. А также новейшая проблема функционирования СЭЗ – это санкции, которые ввели против Российской Федерации на фоне политических разногласий.

         Трудно оценивать однозначно деятельность свободных экономических зон в РФ. Так с одной стороны, отечественный опыт организации СЭЗ может считаться неудачным.Но, с другой стороны, не стоит в полной мере отказываться от идеи организации СЭЗ в будущем. Ведь при грамотной политике работа свободных экономических зон также может поспособствовать увеличению скорости научно-технического прогресса, возрастание выпуска наукоемкой продукции. Также образование таких зон может решить некоторые проблемы регионов.












Список использованной литературы

1. Архипов А.Ю., Павлов П.Ю., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности/Монография. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с.

2.  Баронов В.И., КостюнинаГ.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — 560 с.

3. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Леонтьев С.В., Новиков Д.А., Чернышев Р.А. Механизмы финансирования программ регионального развития; М.: ИПУ РАН, 2010.- 55 с.

4. Зимовец А.В. Международные расчеты и финансирование/ Таганрог: Издательство НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010.

5. Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. — СПб.: Экономическая школа, 2012. — 240 с. 15.

6. Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В./ Управление особыми 

экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы/Журнал аудит и финансовый анализ № 5 2014 г.

7. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмент повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы / Ю.А. Королев // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. 2009.

8. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010.

9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: в 2 т. / пер. с англ. 17-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009.

10.   Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. Проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. М: КНОРУС, 2011.

11.   Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации: особые экономические зоны [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gks.ru/

16.   Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изм. от 23.06.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».





















Приложения

Приложение 1

Карта свободных экономических зон России


 


[1]Киреев Л. Международная экономика. - М., 2000.

[2]Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

[3]Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

[4]Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

[5]Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

[6]Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса // Деловые люди. — 1999. — № 3. — C.44–46.

[7]Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М., 2001.

[8]Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмент повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы / Ю.А. Королев // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. 2009.

[9]Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2015) "О таможенном тарифе"

[10]Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации: особые экономические зоны [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11]Федеральный закон ФЗ-116 от 22 июля 2005 г. "Об особых экономических зонах"

[12]Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальная статистика [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gks.ru/

[13]Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы/Журнал аудит и финансовый анализ № 5 2014 г.

[14]Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальная статистика [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gks.ru/

[15]Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмент повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы / Ю.А. Королев // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. 2009.

[16]Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы/Журнал аудит и финансовый анализ № 5 2014 г.

Похожие работы на - Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!