Роберт Гук и Исаак Ньютон
Современная Гуманитарная Академия
Белгородский
филиал
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
НА ООО «СЕЛЕНА»
Начало практики: 09.02.2009г.
Окончание практики:
22.03.2009г.
Выполнил:
Руководитель
работы:
Белгород
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………....3
1.Общая характеристика
предприятия……………………………...…….5
2. Организационные структура
предприятия……………...……………..7
3.Анализ
финансово-хозяйственной деятельности ООО «Селена»…….8
4. Анализ кадровой
политики предприятия……………………………...14
5.Рекомендации по
совершенствованию системы управления предприятием……………………………………………………………………..17
6. Заключение………………………………………………………………24
7.Список использованной
литературы……………………………………27
8.
Приложения…………………………………………………………...…29
ВВЕДЕНИЕ
В России, с переходом от
административно-командной системы к рыночной экономике, произошли
принципиальные изменения в методах управления предприятиями. В рыночной
экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно принимает многие
решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Исчезли
регламентация организационной структуры управления, численности и должностного
состава управленческого персонала. Ранее предприятие практически работало
только в сфере производства, сейчас же ему приходится осваивать особенности
работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику,
организацию своей собственной торговой сети. Предприятие само формирует цели и
задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает
необходимые для их реализации средства, набирает персонал, приобретает
оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов. Управленческая
деятельность с необходимостью должна постоянно совершенствоваться в
соответствии с усложнившимися требованиями производства и реализации продукции,
усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании
технико-экономических и иных параметров предприятия.
Роль грамотного,
квалифицированного управления в этих условиях представляется неоценимой.
Современный менеджер должен не только иметь высокий уровень теоретической
подготовки, но и обладать умением самостоятельно решать профессиональные
задачи, что и обусловливает актуальность выполнения данной работы.
Практическая преддипломная
работа является важной ступенью, предшествующей завершающей части обучения
студента - написанию ВКР. Выполнение практической работы служит подготовке к
профессиональной деятельности менеджеров и закреплению полученных студентами
теоретических знаний. Мною была пройдена производственная практика в качестве
стажера менеджера по продажам на ООО «Селена». Продолжительность практики
составила 6 недель.
Цель преддипломной
работы заключается в определении теоретических основ управления предприятием в
современных условиях и использование практических данных на примере ООО
«Селена».
В соответствии с
поставленными целями в практической работе ставятся следующие основные задачи:
- общее знакомство с
деятельностью предприятия;
- анализ
документооборота;
- анализ существующей
структуры управления на предприятии;
- анализ основных
экономических показателей деятельности предприятия;
- разработка мероприятий
по совершенствованию механизма управления анализируемой организацией.
Объектом исследования
является ООО «Селена».
Предметом исследования
является действующий механизм и процесс управления на анализируемом предприятии
- ООО «Селена».
В качестве
информационно-аналитической базы использовались документы
бухгалтерско-финансовой отчетности в ООО «Селена» за последние два года работы
организации, организационные и распорядительные документы предприятия, а также
данные опроса персонала и результаты непосредственного наблюдения за
действующими на предприятии механизмами управления.
1.
Общая характеристика предприятия.
ООО «Селена» создано 10
ноября 2004 года. Общество является юридическим лицом и действует на основании
Устава и действующего законодательства РФ. Полное фирменное наименование:
Общество с ограниченной ответственностью «Селена». Государственный
регистрационный номер: 1023101334850.
Общество было создано на
базе ВНИИПАВ (Всесоюзного научно-исследовательского института поверхностно
активных веществ). Опыт работы в области синтеза и производства поверхностно-активных
веществ позволяет творческому коллективу создавать новые препараты, успешно
конкурирующие с западными и отечественными аналогами.
Место нахождения и
почтовый адрес общества: 309290, Россия, Белгородская область, город
Шебекино, ул. Садовая, 2/2.
Уставный капитал
общества составляет 51000 (пятьсот десять тысяч) рублей. Общество создает
резервный фонд, предназначенный для покрытия непредвиденных убытков и расходов.
Отчисления в резервный фонд осуществляются ежегодно до достижения суммы, равной
15% уставного
капитала.
Общество имеет валютный,
расчетный и другие счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим
наименованием, товарный знак, эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты. Срок
деятельности Общества неограничен.
Установленная
хозяйствующему субъекту в Статрегистре идентификация с использованием
Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД):
24.13 - Производство
прочих основных неорганических веществ;
24.51.3 - Производство
мыла и моющих средств;
24.51.2 - Производство
органических поверхностно-активных веществ, кроме мыла;
24.51.4- Производство
средств для ароматизации и дезодорирования воздуха; производство полирующих и
чистящих средств, восков;
24.66.3 - Производство
смазочных материалов, присадок к смазочным материалам и антифризов;
51.44.4 - Оптовая
торговля чистящими средствами;
51.45.2 - Оптовая
торговля туалетным и хозяйственным мылом;
24.12 - Производство
красителей и пигментов.
Целями общества являются:
получение прибыли от осуществления хозяйственной и финансовой деятельности,
насыщение потребительского рынка товарами, продукцией, работами и услугами
путем осуществления производственной, торговой, коммерческо-посреднической
деятельности в соответствии с действующим законодательством и Уставом
общества.
Предметом деятельности
Общества являются:
- Проведение
научно-исследовательских работ, оказание научно-технических и информационных
услуг по разработке, постановке на производство и реализации наукоемких видов
продукции;
- торгово-закупочная и
посредническая деятельность;
- производство
строительных материалов;
- оказание транспортных и
экспедиционных услуг;
- внешнеэкономическая
деятельность;
- брокерская и коммерческая
деятельность, маркетинг;
- грузовые перевозки.
Общество вправе
осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим
законодательством.
2. Анализ
организационной структуры управления предприятием.
Высшим органом общества
является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью
ООО «Селена» осуществляется генеральным директором. На ООО «Селена»
используется линейно-функциональная структура управления. Приложение 2.
3. Анализ производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности
ООО Селена.
В ходе анализа
производственно-хозяйственной деятельности ООО «Селена» мной были использованы
бухгалтерские балансы за 2007-2008гг -Приложение 1, и отчеты о прибылях и
убытках 2007-2008гг.-Приложение 3.
Анализ использования
основных производственных фондов.
Основные производственные
фонды составляют материально-техническую базу предприятия. В сочетании с
рабочей силой они определяют его производственную мощность. Технический уровень
и степень использования основных фондов и в первую очередь его активной части –
решающие факторы роста производительности труда и достижения высокой
эффективности производства.
Анализ начнем с изучения
состава и движения основных фондов.
Состав и движение
основных фондов, тыс. руб.
Годы
|
На начало года
|
Поступило за год
|
Выбыло за год
|
Остаток на конец года
|
2006
|
984
|
440
|
198
|
1226
|
2007
|
1226
|
34
|
63
|
1197
|
2008
|
1197
|
2339
|
82
|
3454
|
Таблица 1.
На основе данных табл.1.
рассчитаем следующие показатели:
-коэффициент обновления
(Koбн), характеризующий долю новых фондов в общей их стоимости на конец года,
коэффициент выбытия (Кв), коэффициент прироста (Кпр), коэффициент износа
(Кизн), коэффициент годности (Кг).
Результаты проведенных расчетов
сведены в табл.2.
Показатели состояния
основных фондов ООО «Селена»
Показатели
|
2006
|
2007
|
Изменение за 2006-2007гг.
|
2008
|
Изменение за 2007-2008 гг.
|
Коэффициент обновления
|
0,359
|
0,028
|
-0,331
|
0,677
|
0,649
|
Коэффициент выбытия
|
0,201
|
0,028
|
-0,173
|
0,069
|
0,041
|
Коэффициент прироста
|
0,447
|
0,028
|
-0,419
|
1,954
|
1,926
|
Коэффициент износа
|
0,242
|
0,306
|
0,064
|
0,253
|
-0,053
|
Коэффициент годности
|
0,758
|
0,694
|
-0,064
|
0,747
|
0,053
|
Таблица 2.
Как показывают данные
табл. 2, в 2008 году отмечено резкое увеличение интенсивности обновления
основных фондов предприятия. Это связано в первую очередь с тем, в 2008 году на
предприятии завершилось строительство и введена в эксплуатацию собственная
котельная. Следует отметить, что благодаря проведенному обновлению основных
фондов, в 2008 году отмечается повышение коэффициента годности основных фондов.
Общий процент износа
основных фондов на 01.01.09г. составляет 25,3%.
Анализ
использования материальных ресурсов.
Оборотные средства
необходимы для обеспечения бесперебойного процесса производства и обращения.
Оборотные средства – это экономическая категория, которая определяется как
совокупность оборотных фондов и фондов обращения (готовая продукция на складе,
денежные средства и т.д.).
Динамика движения
оборотных средств ООО «Селена» за 2006-2008 годы представлена в таблице 3.
Динамика движения
оборотных средств ООО «Селена».
Наименование
|
2006
|
2007
|
2008
|
Запасы
|
1644
|
2884
|
4478
|
Расходы будущих периодов
|
2
|
2
|
2
|
НДС по приобретенным ценностям
|
231
|
265
|
115
|
Дебиторская задолженность
|
731
|
1691
|
3115
|
Денежные средства
|
8
|
82
|
369
|
Итого оборотные средства
|
2616
|
4924
|
8079
|
Таблица 3.
Наибольшую долю в
структуре оборотных фондов предприятия составляют запасы. Это негативный факт,
свидетельствующий о наличии значительных остатков сырья, готовой продукции и
товаров, то есть система управления запасами на предприятии не оптимальна.
Однако следует отметить, что удельный вес запасов ООО «Селена» постепенно
сокращается (62,8% в 2006 году, 58,6% в 2007 году и 55,4% в 2008 году).
Анализ финансового
состояния предприятия.
Основными источниками
информации для анализа финансового состояния организации являются данные
бухгалтерского учета и отчетности. Наиболее полная информация для анализа
содержится в бухгалтерском балансе.
Для оценки финансового
состояния предприятия проанализируем состав и структуру источников средств за
три последних года (табл.4.).
Показатели финансовой
независимости и структуры капитала
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Порядок расчета
|
Нормативное значение
|
Фактические значения
|
2006
|
2007
|
2008
|
1.
|
Коэффициент автономии
|
490/700
|
≥0,5
|
0,57
|
0,53
|
0,42
|
2.
|
Коэффициент финансовой зависимости
|
(590+690)/700
|
≤0,5
|
0,42
|
0,47
|
0,58
|
3.
|
Коэффициент равновесия
|
490/(590+690)
|
≥1
|
1,35
|
1,14
|
0,73
|
4.
|
Коэффициент финансового риска
|
(590+690)/490
|
≤1
|
0,74
|
0,88
|
1,37
|
5.
|
Коэффициент финансовой устойчивости
|
(490+590)/700
|
≥0,5
|
0,57
|
0,53
|
0,42
|
6.
|
Коэффициент мобильности
|
290/700
|
|
0,40
|
0,55
|
0,69
|
7.
|
Индекс постоянного актива
|
190/490
|
≤1
|
1,05
|
0,84
|
0,73
|
Таблица 4.
Оценивая таблицу
показателей финансовой независимости, структуры капитала и мобильности
предприятия, можно сделать вывод, что в течение рассматриваемого периода
отмечается ухудшение финансовых показателей, на конец 2008 года значения отдельных
из них не соответствовали нормативам.
Значение коэффициента
автономии на начало 2008г. – 0,53, на конец – 0,42. Снижение показателя
свидетельствует об ослаблении финансовой независимости предприятия, что не
позволяет привлекать дополнительные средства.
Значение противоположного
ему коэффициента финансовой зависимости, наоборот, увеличилось, что
свидетельствует о росте финансового риска.
Значение коэффициента
финансового риска (соотношения заемных и собственных средств) показывает
зависимость от внешних источников средств, а, именно, сколько заемных средств
привлекается на 1 рубль собственного капитала организации. Значение
коэффициента на конец 2008 года (1,37) не соответствует нормальному
ограничению, что говорит об увеличении зависимости предприятия от внешних
инвесторов и кредиторов.
Значение коэффициента
финансовой устойчивости также снизилось с 0,57 в 2006 году до 0,42 в 2008
году, что свидетельствует о неустойчивом состоянии предприятия.
Анализ себестоимости продукции.
Структура и динамика
затрат на производство и реализацию представлены в таблице 5.
Структура себестоимости
товарной продукции ООО «Селена»
Вид затрат
|
2007
|
2008
|
Тыс. руб.
|
%
|
Тыс. руб.
|
%
|
Материальные затраты
|
3188
|
76,8
|
6764
|
78,0
|
Затраты на оплату труда
|
590
|
14,2
|
1405
|
16,2
|
Отчисления на соцнужды
|
174
|
4,2
|
139
|
1,6
|
Амортизация основных средств
|
42
|
1,0
|
52
|
0,6
|
Прочие расходы
|
158
|
3,8
|
312
|
3,6
|
Итого
|
4152
|
100
|
8672
|
100
|
Таблица5.
Анализ данных таблицы 6
позволяет сделать вывод о том, что производство химреагентов относится к числу
материало- и энергоемких, так как удельный вес материальных затрат составляет
более 70%.
Динамика затрат на 1
рубль товарной продукции приведена в табл. 6.
Динамика затрат на рубль
товарной продукции.
Год
|
Общие затраты на
производство, тыс.руб.
|
Товарная продукция,
тыс.руб.
|
Затраты на рубль
продукции, (графа 2/графа 3), руб./руб.
|
Темп роста затрат на
рубль продукции,%
|
2006
|
3150
|
2972
|
1,06
|
102,1
|
2007
|
4152
|
5405
|
0,77
|
-27,3
|
2008
|
8672
|
9756
|
0,89
|
+15,6
|
Таблица 6.
Рис. 1. Структура затрат
на производство продукции за 2008 год
Из данных таблицы 6
видно, что в 2008 году на предприятии значительно выросло значение показателя
затрат на 1 рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя
увеличился на 15,6%. Этот момент следует оценить как весьма тревожный. Вариантом
решения проблемы сокращения производственных затрат для предприятия может
выступить жесткая экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве:
трудовых и материальных.
4.Анализ
кадровой политики ООО «Селена».
Методы организации труда,
порядок нормирования, вопросы по установлению окладов и доплат устанавливаются
генеральным директором общества самостоятельно. Взаимоотношения между Обществом
и наемными работниками строятся на основе трудового договора (Приложение 4), заключаемого
в соответствии с действующим законодательством. Работники Общества подлежат
социальному и медицинскому страхованию. В качестве системы оплаты труда на ООО
«Селена» для всех категорий работников установлены должностные оклады.
Анализ
численности и структуры персонала.
Показатели
|
2007 год
|
2008 год
|
Изме-
нение
|
Абс.
|
Уд. вес.
|
Абс.
|
Уд. вес.
|
Численность,
чел., всего
В том
числе:
- рабочие
-
руководители
-специалисты
|
36
22
6
8
|
100
61,1
16,6
22,2
|
33
19
6
8
|
100
57,6
18,2
24,2
|
-8,3
-13,6
-
-
|
Таблица 7.
В целом за 2008 год
наметилось сокращение общего числа рабочих и уменьшение их удельного веса в
общей численности работников предприятия. Это связано с высокой текучестью
производственных рабочих и свидетельствует о низкой мотивированности этой
категории персонала. По результатам устного опроса, уволившихся по собственному
желанию, в качестве основной причины увольнения были названы низкая заработная
плата и неудовлетворительные условия труда.
Анализ движения работников
Показатели
|
2007г.
|
2008г.
|
Отклонения
|
2008 к 2007
|
36
|
33
|
-3
|
2.Количество уволенных, всего
В т.ч. по собственному желанию
за нарушение трудовой дисциплины
по другим причинам
|
20
15
3
2
|
15
12
3
-
|
-5
-3
-
-2
|
3.Количество принятых работников,
чел.
|
18
|
15
|
-3
|
4. Число работников, проработавших
весь год, чел.
|
16
|
17
|
1
|
5.Коэффициент оборота по выбытию.
|
0,56
|
0,45
|
-0,11
|
6. Коэффициент оборота по приему.
|
0,5
|
0,45
|
-0,05
|
7. Коэффициент постоянного состава.
|
0,47
|
0,5
|
+0,03
|
Таблица 8.
Коэффициент оборота по
приему характеризует отношение числа работников, принятых за данный период, к
среднесписочной численности работников.
Коэффициент оборота по
приему снизился в 2008 году до уровня 0,05.
Коэффициент оборота по
выбытию характеризует отношение числа рабочих, выбывших за данный период, к
среднесписочной численности работников предприятия.
На протяжении 2007-2008
гг. значение коэффициента оборота по выбытию было больше значения коэффициента
оборота по приему, и равнялось 0,56 в 2007году и 0,45 в 2008 году.
Коэффициент постоянства
кадров характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в
анализируемом периоде (году, квартале). В связи с уменьшением коэффициента
оборота по выбытию в 2008 г., отмечается повышение величины коэффициента
постоянства кадров до 0,5в 2008 году.
В целом отмечается очень
высокий процент текучести среди производственных рабочих, 86 % - в 2007г, и 74%
- в 2008г.
За различные нарушения
трудовой дисциплины в 2007г. уволено 15%, в 2008 – 20% от общего числа
уволенных. Этот показатель свидетельствует также о низком уровне дисциплины на
производственном участке.
5. Рекомендации по
совершенствованию системы управления ООО
«Селена».
В качестве средства
повышения компетенции работников управления, можно рекомендовать услуги
Федерального учебного центра повышения квалификации «Русская Школа Управления»,
г. Москва.
Курс повышения
квалификации руководителей «Генеральный директор».
Продолжительность
семинара - 6 дней.
Обучение проводится с
выездом бизнес-тренера к заказчику семинара, оплата за проезд и проживание
включена в стоимость курса: 42000 руб.
В программе курса:
1. Личная эффективность
Генерального директора.
2. Компетентный
руководитель: получение выдающихся результатов от обычных людей.
3. Система управления
организацией. Финансово устойчивая и инвестиционно привлекательная модель
ведения бизнеса.
4. Обеспечение
безопасности бизнеса.
5. Управление переговорами.
Как можно увидеть –
программа шестидневного курса охватывает весь комплекс основных проблем, с
которыми приходится сталкиваться современному руководителю предприятия.
Расчет затрат на
проведение курсов повышения квалификации руководителей:
Предприятие располагает
как собственным помещением для проведения семинара, так и основными
необходимыми материально-техническими средствами, поэтому в расчет, помимо
стоимости курса, включены только необходимые дополнительные средства.
Стоимость курса – 42000
руб.
Флипчарт (доска для
демонстрационного материала, ведения наглядных записей) – 12000руб.
Маркеры – 280руб.
Стиратель для флипчарта –
245 руб.
Итого: 54525 руб.
Следующим предложением,
по нашему мнению, должно явиться создание должности специалиста по маркетингу,
поскольку маркетинговые исследования на исследуемом нами предприятии проводятся
в недостаточном объеме и людьми, профессионально недостаточно компетентными.
Календарный план
организации новой должности на ООО «Селена».
Мероприятия
|
Период времени
|
1.Проведение
экспертного анализа по изучению вопроса эффективности внедрения проекта по
организации должности специалиста по маркетингу на ООО «Селена».
|
2 недели
|
2. Разработка и
обозначение функциональных обязанностей специалиста по маркетингу ООО
«Селена».
|
2 недели
|
3. Подбор персонала,
рассмотрение представленных резюме, произведение предварительного отбора,
собеседований с кандидатами. Выбор претендента на новую должность.
|
3 недели
|
4. Закупка необходимого
оборудования и мебели для организации рабочего места нового сотрудника.
|
1 неделя
|
5. Проведение
маркетингового исследования на ближайший квартал и соотнесение его
результатов с общей стратегией фирмы.
|
1 месяц
|
Таблица 12.
Итого, по итогам плана,
можно сделать следующий вывод: для организации должности маркетолога на ООО
«Селена» потребуется примерно 12 недель. В течении трех месяцев можно провести
все необходимые преобразования и начать работу новой штатной единицы.
В проектных расходах по
плате труда специалиста по маркетингу установить должностной оклад в размере
12000 руб./мес.
Почтово-телеграфные и
канцелярские расходы:
- доступ в Internet (безлимитный 256 кб/с) 580 руб./месяц;
- почтово-телеграфные
расходы – 60 руб./месяц;
- канцелярские расходы –
100 руб./месяц на человека;
- расходы на телефон –
100 руб./месяц на человека.
Всего приведенные расходы
на год работы службы:
12*(580 + 60 + 100 + 100)
= 10080 рублей.
Перечень
материально-технических средств.
№ п.п.
|
Наименование
материально-технических средств
|
Кол-во, шт.
|
Цена за ед., руб.
|
1.
|
Компьютерное оборудование и
оргтехника в составе:
|
|
|
1.1.
|
Компьютер Intel core
2000 2,3Ггц, WD-500 Гб, RAM-2 Ггб (DDR-2), Giforse 9600 GT-500MB, SB, SA,
CD-DVD -RW, Modem ADSL, Wireless mouse, Wireless keyboard, Monitor SONY NFT
|
1
|
31 000
|
1.2.
|
Источник бесперебойного питания
Back UPS CS 500
|
1
|
300
|
1.3.
|
Цифровая фотокамера Canon
|
1
|
11 000
|
2.
|
Программное обеспечение
|
1
|
8 000
|
3.
|
Офисная мебель
|
|
|
3.1.
|
Компьютерный стул
|
1
|
1 500
|
3.2.
|
Компьютерный стол
|
1
|
4 000
|
3.3.
|
Полка
|
1
|
200
|
ИТОГО:
|
|
56 000
|
Часть необходимых
материально-технических средств уже имеется на балансе предприятия, поэтому в
расчет берутся затраты на приобретение недостающего оборудования.
Таким образом, расходы
на год работы маркетолога составят:
144000+1080+56000=210080
рублей.
Дальнейшее развитие
службы маркетинга возможно за счет выделения группы маркетинга среди менеджеров
отдела продаж, и преобразования ее отдел маркетинга. Руководство деятельностью
создаваемой группы будет возложено на ранее нанятого специалиста в области
маркетинга. Подчиняться созданный отдел будет непосредственно Генеральному
директору.
В нашем случае для
организации, имеющей постоянный, стабильный доход, со временем возникает вопрос
о расширении своих возможностей. Они заключаются в увеличении штата сотрудников
и организации дополнительной службы маркетинга, что со временем окупится, и
будет приносить предприятию новые доходы.
Следующим рекомендуемым
нами маркетинговым мероприятием является известный в практике фирм способ
завоевания новых клиентов, создания потенциальных потребителей и одновременно
образования благоприятного имиджа фирмы – участие в отраслевой выставке. Участие
в выставке предполагает минимальный состав группы в количестве двух человек:
торгового представителя и одного из разработчиков продукта. Расчет затрат
включает стоимость участия в выставке, расходы на изготовление рекламных
образцов продукции, стоимость проживания сотрудников, принимающих участие в
выставке, а также изготовление рекламных брошюр, ручек и календарей с логотипом
фирмы.
Расчет затрат на участие
в ежегодной отраслевой выставке:
ВВЦ «МАНЕЖ» г.Москва
(продолжительность - 3 дня). Время проведения- март.
Стоимость участия –
60 000 руб. с НДС
Изготовление
рекламных брошюр – 12 000 руб.
Изготовление
ручек и календарей с логотипом фирмы – 23 000 руб.
Наработка
образцов продукции и расфасовка в 100г флаконы – 2500 руб.
Проезд
и проживание участников (2-а человека, Москва, 3-и дня) – 19 000 руб.
Итого: 116 500 руб.
Общая сумма затрат на
рекомендуемые мероприятия: 54525+210080+116500= 381105 руб.
В ходе исследования
внутренней среды предприятия было выявлено, что на ООО «Селена» отсутствует
система стимулирования сотрудников, очень высока текучесть производственных
рабочих, частыми являются нарушения производственной дисциплины. Что
свидетельствует об отсутствии на предприятии
политики сохранения
кадров, недостаточном внимании к трудовому потенциалу фирмы. Как уже было
сказано, оформление трудовых отношений, заключение и расторжение договоров с
работниками, ротация кадров, в силу отсутствия кадровой службы на предприятии –
находится в ведении бухгалтерии. Считаем целесообразным разработку системы
мотивации и определение структуры дополнительных льгот поручить работникам
бухгалтерии.
Современная
система мотивации на предприятии должна отвечать следующим требованиям:
- занятость всех
работников трудом;
- обеспечивать
равные возможности для профессионального и служебного роста;
- согласованность
уровня оплаты с результатами труда;
- создавать
условия безопасности труда;
- поддержание в
коллективе благоприятного психологического климата.
В приведенной
ниже таблице показаны возможные способы экономического стимулирования различных
групп персонала:
Персонал
|
Вознаграждения
|
Отдел продаж
|
- Индивидуальные
комиссионные с объёмов продаж
- Продвижение на более
престижные должности с повышением оклада.
|
Производственные рабочие
|
- Групповая сдельная
система оплаты труда
- Премии за досрочное
завершение работы
- Премии за
сверхурочную работу
|
Специалисты
|
- Вознаграждение за
сверхурочную работу
- Общая схема долевого
участия в прибыли
- Повышение в должности
|
Социально-экономическая
эффективность проекта.
Мероприятия
|
Социальная
эффективность
|
Экономическая
эффективность
|
1.
Разработка
кадровой
политики.
2. Создание
системы
мотивации работников.
3.Прогнозирование
потребности в персонале.
4.Разработка
правил внутреннего трудового распорядка и должностных инструкций.
5.
Определение структуры дополнительных льгот.
|
1. Снижение
текучести
кадров.
2.
Повышение личной
заинтересованности
работника в результатах своего труда.
4.
Улучшение морально-
психологического
климата в коллективе.
5.
Повышение уровня
внутренней
корпоративной
культуры.
6.
Увеличение социальной защищенности работников
7.
Повышение уровня
трудовой
дисциплины
|
1 Повышение эффективности работы
всего предприятия
1.
Увеличение
товарооборота.
2.
Увеличение
прибыли.
3. Снижение
затрат на поиск нового персонала.
5.
Увеличение
производительности
труда.
6. Предотвращение
«утечки
кадров» в конкурирующие организации.
7. Снижение
потерь от простоев и брака.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные условия
развития предприятий в нашей стране таковы, что им приходится работать в новой
атмосфере жесткой конкуренции, в борьбе за качество продукции и
профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее
диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых
требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя,
умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и
функциональных обязанностей. Настоящее время — время новых производственных и
управленческих технологий, нарастающей конкуренции, глобализации мировой
экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения
системного подхода в управлении — ставит перед управлением новые задачи.
Управлять современным предприятием
- это значит воздействовать на него таким образом, чтобы оно достигало
поставленной перед ним цели в изменчивых условиях внешней среды, причем без
принципиальной потери устойчивости. Цель предприятия, которая поставлена перед
ним его владельцем, заключается либо в получении определенной прибыли, либо в
захвате определенной доли рынка. Значит, управление должно заключаться в том,
чтобы, сохраняя устойчивость одних показателей деятельности (производительности
труда, торговой наценки, фондоотдачи и многих других), добиваться роста других:
объемов реализации, активов, прибыли.
В исследованном нами
предприятии был обнаружен ряд упущений в отношении подхода к управлению,
маркетинговой политики, а также в отношении сохранения кадрового потенциала.
В
ходе анализа системы управления организации ООО «Селена» было выявлено, что перспективной
является стратегия проведения маркетинговых исследований. Прежде всего,
необходимо уделить должное внимание маркетинговой деятельности, то есть
провести необходимые маркетинговые исследования для поиска новых рынков сбыта. Одним
из зарекомендовавших себя способов завоевания новых потребителей является
участие в промышленных выставках. Одна из вносимых нами рекомендации - участие
представителей ООО «Селена» в выставке индустриальной химии, проводимой
ежегодно на территории ВВЦ, г. Москва.
Далее,
необходимо создать в организационной структуре управления штатную должность
специалиста по маркетингу, дальнейшее развитие службы будет проходить по пути
создания отдела маркетинга, который бы отслеживал динамику внешней среды и
вырабатывал способы адаптации предприятия к этим изменениям.
Следующим из предложенных мероприятий следует назвать
разработку
кадровой политики, основным назначением которой будет:
- обеспечение условий для
высокопроизводительного труда, мотивированности работников, высокого уровня его
организованности труда, самодисциплины, выработка у персонала стремления к
взаимодействию и сотрудничеству;
- формирование стабильного
коллектива как условия окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу
(привлечение, развитие персонала), закрепление работников в организации;
- обеспечение реализации
потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий
труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и
должностного продвижениям;
- повышение
эффективности управления персоналом и достижения тем самым целей управления.
В ходе проведения работы
было выяснено, что руководство исследуемого предприятия не использует всех
стратегий, обеспечивающих выживаемость и конкурентоспособность предприятия.
Отчасти приверженность устаревшим методам и стандартам управления связана с
возрастом руководства высшего звена, чей профессиональный путь начинался в
эпоху административно-командной экономики, с присущими ей методам управления.
Тем не менее, как уже было сказано, управление предприятием в новых
экономических условиях требует новых подходов, поэтому, одной из необходимых,
по нашему мнению, рекомендаций является проведение семинара повышения
квалификации для работников управления.
Особое место менеджмента
в рыночной экономике обусловлено тем, что именно управление должно обеспечить
связанность, интеграцию производственных и экономических процессов на
предприятии с внутренней и внешней средой, конкурентоспособность бизнеса, адаптацию
производства к требованиям рынка. Эти обстоятельства требует качественно нового
подхода к организации управления отечественными предприятиями. Приобретя
экономическую свободу и лишившись в основной своей массе государственной
поддержки, предприятия должно обладать определенным организационным
потенциалом, который бы позволил ему выживать и развиваться в условиях рыночной
экономики. Залогом эффективного функционирования предприятия в современных
условиях является его способность адаптироваться к постоянно меняющейся внешней
и внутренней среде. Решающую роль в этом процессе играет компетенция менеджеров
предприятия, успешное внедрение им прогрессивных методов управления, высокий
уровень теоретических знаний и практических навыков.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адизес И. Как
преодолеть кризисы менеджмента Диагностика и решение управленческих проблем
Санкт-Петербург.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. -
285с.
2. Атаманчук Г.Я.
Управление: сущность, ценность, эффективность Учебное пособие для ВУЗов М.:
Академический проект, 2006.-542с.
3. Баканов М. И. Анализ
хозяйственной деятельности в торговле М.: Экономика, 2007.-217с.
4. Белякова Т.А.
Экономическое управление организацией Спб.: Издательство Санкт-Петербургского
университета экономики и финансов, 2007.- 91с.
5. Веснин В. Р.
Менеджмент. Учебник М.: ТК Вельби Изд. Проспект, 2006. - 504с.
6. Виханский О.С.
Менеджмент Учебник М.: Экономистъ, 2006. - 670с.
7. Голубков Е.П.
Маркетинг: стратегии, планы, структуры М., “Дело” , 2007. – 212с.
8. Гонтаров В.И. Основы
менеджмента Учебное пособие Минск: Современная школа, 2006. - 279с
9. Горелик О.М.
Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений
Учебное пособие для ВУЗов М.: КноРус, 2007.-269с.
10. Дафт Р. Л. Менеджмент
для слушателей программ МВА Спб.: Питер, 2006. - 863с.
11. Друкер П. Практика
менеджмента Учебное пособие /Пер. с англ./ М.: Вильямс, 2007. - 400с.
12. Друкер П. О
профессиональном менеджменте /Пер. с англ./ М.: Вильямс, 2006. - 306с.
13. Менеджмент в вопросах
и ответах Учебное пособие М.: ТК Вельби. Изд. Проспект, 2006. - 176с.
14. Качалина Л. Н.
Конкурентоспособный менеджмент М.: Еxmo Education, 2006. - 459с.
15. Мазур И.И., Шапиро
В.Д., Ольгедроге Н.Г. Всеобщая история менеджмента. М.: ЕЛИМА, 2007.- 784с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Бухгалтерский
баланс Форма № 1 по ОКУД
на 31 декабря 2008 г.
Организация Общество с
ограниченной ответственностью Селена
ИНН налогоплательщика
3129002200
Вид деятельности
Производство органических поверхностно активных веществ, кроме мыла
Организационно правовая
форма / форма собственности
Общества с ограниченной
ответственностью / Частная собственность
Единица измерения: тыс.
руб.
Актив
|
Код показателя
|
На начало отчетного года
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
|
110
|
21
|
14
|
Основные средства
|
120
|
1197
|
3454
|
Незавершенное строительство
|
130
|
2700
|
58
|
Доходные вложения в материальные
ценности
|
135
|
-
|
_
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
140
|
—
|
_
|
Отложенные налоговые активы
|
145
|
—
|
—
|
Прочие внеоборотные активы
|
150
|
89
|
90
|
_
|
151
|
_
|
|
Итого по разделу I
|
190
|
4007
|
3616
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
|
210
|
2884
|
4478
|
в том числе:
сырье, материалы и другие
аналогичные ценности
|
211
|
1415
|
3716
|
животные на выращивании и откорме
|
212
|
—
|
—
|
затраты в незавершенном
производстве
|
213
|
-
|
—
|
готовая продукция и товары для
перепродажи
|
214
|
1467
|
760
|
товары отгруженные
|
215
|
-
|
—
|
расходы будущих периодов
|
216
|
2
|
2
|
прочие запасы и затраты
|
217
|
-
|
-
|
|
218
|
-
|
—
|
Налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям
|
220
|
265
|
115
|
Дебиторская задолженность (платежи
по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
1691
|
|
в том числе покупатели и заказчики
|
231
|
1122
|
-
|
Дебиторская задолженность (платежи
по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
|
3115
|
в том числе покупатели и заказчики
|
241
|
-
|
1155
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
250
|
-
|
-
|
Денежные средства
|
260
|
82
|
369
|
Прочие оборотные активы
|
270
|
68
|
68
|
—
|
—
|
|
290
|
4990
|
8145
|
БАЛАНС
|
300
|
8997
|
11761
|
Пассив
|
Код показателя
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
|
410
|
510
|
510
|
Собственные акции, выкупленные у
акционеров
|
411
|
( - )
|
( - )
|
Добавочный капитал
|
420
|
31
|
31
|
Резервный капитал
|
430
|
_
|
_
|
в том числе:
резервы, образованные в
соответствии с законодательством
|
431
|
|
|
резервы, образованные в
соответствии с учредительными документами
|
432
|
|
|
-
|
433
|
_
|
|
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
|
470
|
4244
|
4421
|
Итого по разделу III
|
490
|
4785
|
4962
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
|
510
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства
|
515
|
—
|
_
|
Прочие долгосрочные обязательства
|
520
|
_
|
_
|
-
|
521
|
_
|
_
|
Итого по разделу IV
|
590
|
—
|
_
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
|
610
|
84
|
84
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
4040
|
6627
|
в том числе:
поставщики и подрядчики
|
621
|
3580
|
6498
|
задолженность перед персоналом
организации
|
622
|
65
|
_
|
задолженность перед
государственными внебюджетными фондами
|
623
|
9
|
19
|
задолженность по налогам и сборам
|
624
|
222
|
77
|
прочие кредиторы
|
625
|
164
|
33
|
Задолженность перед участниками
(учредителями) по выплате доходов
|
630
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
640
|
88
|
88
|
Резервы предстоящих расходов
|
650
|
_
|
_
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
660
|
_
|
_
|
-
|
661
|
_
|
|
Итого по разделу V
|
690
|
4212
|
6799
|
БАЛАНС
|
700
|
8997
|
11761
|
СПРАВКА о наличии ценностей,
учитываемых на забалансовых счетах
|
|
|
|
Арендованные основные средства
|
910
|
—
|
-
|
в том числе по лизингу
|
911
|
—
|
—
|
Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение
|
920
|
|
|
Товары, .принятые на комиссию
|
930
|
—
|
-
|
Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов
|
940
|
|
|
Обеспечения обязательств и платежей
полученные
|
950
|
_
|
|
Обеспечения обязательств и платежей
выданные
|
960
|
—
|
—
|
Износ жилищного фонда
|
970
|
_
|
|
Износ объектов внешнего
благоустройства и других аналогичных объектов
|
980
|
|
|
Нематериальные активы,.полулученные
в пользование
|
990
|
|
|
|
995
|
-
|
|
Руководитель Кудряшов
П.А. Гл. бухгалтер Безуглова Н.А.
Бухгалтерский
баланс Форма № 1 по ОКУД
на 31 декабря 2007 г.
Организация Общество с
ограниченной ответственностью Селена
ИНН налогоплательщика
3129002200
Вид деятельности
Производство органических поверхностно активных веществ, кроме мыла
Организационно правовая
форма / форма собственности
Общества с ограниченной
ответственностью / Частная собственность
Единица измерения: тыс.
руб.
Актив
|
Код показателя
|
На начало отчетного года
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
|
110
|
28
|
21
|
Основные средства
|
120
|
1226
|
1197
|
Незавершенное строительство
|
130
|
2693
|
2700
|
Доходные вложения в материальные
ценности
|
135
|
—
|
—
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
140
|
—
|
—
|
Отложенные налоговые активы
|
145
|
—
|
—
|
Прочие внеоборотные активы
|
150
|
89
|
89
|
_
|
151
|
—
|
—
|
Итого по разделу 1
|
190
|
4036
|
4007
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
|
210 -
|
1644
|
2884
|
в том числе:
сырье, материалы и другие
аналогичные ценности
|
211
|
744
|
1415
|
животные на выращивании и откорме
|
212
|
-
|
—
|
затраты в незавершенном
производстве
|
213
|
—
|
—
|
готовая продукция и товары для
перепродажи
|
214
|
898
|
1467
|
товары отгруженные
|
215
|
-
|
-
|
расходы будущих периодов
|
216
|
2
|
2
|
прочие запасы и затраты
|
217
|
—
|
-
|
_
|
218
|
-
|
—
|
Налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям
|
220
|
231
|
265
|
Дебиторская задолженность (платежи
по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
731
|
1691
|
в том числе покупатели и заказчики
|
231
|
426
|
1122
|
Дебиторская задолженность (платежи
по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
|
|
в том числе покупатели и заказчики
|
241
|
-
|
-
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
250
|
-
|
-
|
Денежные средства
|
260
|
со
|
82
|
Прочие оборотные активы .
|
270
|
68
|
68
|
|
271
|
-
|
-
|
Итого по разделу II
|
290
|
2682
|
4990
|
БАЛАНС
|
300
|
6718
|
8997
|
Пассив
|
Код показателя
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
|
410
|
510
|
510
|
Собственные акции, выкупленные у
акционеров
|
411
|
( - )
|
( - )
|
Добавочный капитал
|
420
|
31
|
31
|
Резервный капитал
|
430
|
|
_
|
в том числе:
резервы, образованные в
соответствии с законодательством
|
431
|
|
|
резервы, образованные в
соответствии с учредительными документами
|
432
|
|
|
-
|
433
|
_
|
_
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
3321
|
4244
|
Итого по разделу III
|
490
|
3862
|
4785
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
|
510
|
|
|
Отложенные налоговые
обязательства
|
515
|
_
|
|
Прочие долгосрочные
обязательства
|
520
|
|
_
|
-
|
521
|
_
|
_
|
Итого по разделу IV
|
_
|
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
|
610
|
802
|
84
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
1966
|
4040
|
в том числе:
поставщики и подрядчики
|
621
|
1630
|
3581
|
задолженность перед
персоналом организации
|
622
|
105
|
65
|
задолженность перед
государственными внебюджетными фондами
|
623
|
32
|
9
|
задолженность по
налогам и сборам
|
624
|
69
|
221
|
прочие кредиторы
|
625
|
130
|
164
|
Задолженность перед
участниками (учредителями) по выплате доходов
|
630
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
640
|
88
|
88
|
Резервы предстоящих
расходов
|
650
|
—
|
_
|
Прочие краткосрочные
обязательства
|
660
|
|
_
|
-
|
661
|
_
|
_
|
Итого по разделу V
|
690
|
2856
|
4212
|
БАЛАНС
|
700
|
6718
|
8997
|
СПРАВКА о наличии
ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
|
|
|
|
Арендованные основные
средства
|
910
|
|
—
|
в том числе по лизингу
|
911
|
—
|
—
|
Товарно-материальные
ценности, принятые на ответственное хранение
|
920
|
|
|
Товары, принятые на
комиссию
|
930
|
|
—
|
Списанная в убыток
задолженность неплатежеспособных дебиторов
|
940
|
|
|
Обеспечения
обязательств и платежей полученные
|
950
|
_
|
|
Обеспечения
обязательств и платежей выданные
|
960
|
—
|
|
Износ жилищного фонда
|
970
|
—
|
|
Износ объектов внешнего
благоустройства и других аналогичных объектов
|
980
|
|
|
Нематериальные активы,
полученные в пользование
|
990
|
_
|
|
—
|
995
|
|
|
Руководитель Кудряшов П.А.
Гл. бухгалтер Рыбальченко И.В.
Приложение 2.