Авиационные ракетно-космические системы
Авиационные ракетно-космические системы
Ростопчин
Владимир Васильевич, Клименко В.И., ООО “Техкомтех”
Авиационные
ракетно-космические системы приобретают все большую популярность по нескольким
причинам. Одна из них: возможность перенести площадку старта космического
разгонщика в нужное место и сэкономить на инфраструктуре. Вторая: возможность
использования боевых ракет в качестве космических разгонщиков для выведения
полезной нагрузки в космос. И в том и в другом случаях предполагается
использование существующих самолетов для размещения космического разгонщика.
Возникает вопрос - какую систему выбрать, какими критериями оценки при этом
руководствоваться?
Часть 1. Современные самолеты-носители и
самолеты-разгонщики
В
рамках настоящей статьи целесообразно принять следующее пояснение к
используемой терминологии:
-
ракетно-космическая система (РКС): ракета - космический разгонщик с полезной
нагрузкой, контейнером и другим оборудованием, обеспечивающим функционирование
РКС;
-
самолет-носитель (СН) авиационной ракетно-космической системы (АРКС): самолет,
обеспечивающий размещение РКС на внешней подвеске или на борту самолета и
доставку ее в точку старта с заданными значениями высоты и скорости полета. Как
правило, самолеты-носители являются дозвуковыми бомбардировщиками или
транспортными самолетами, которые позволяют, главным образом, увеличить высоту
старта ракеты (до 12000 м) при относительно небольших величинах скорости полета
(800..850 км/ч) [1];
-
самолет-разгонщик (СР) АРКС: самолет, обеспечивающий размещение РКС на внешней
подвеске или на борту самолета и доставку ее в точку старта с заданным
значением высоты и сообщающий ракете при отделении некоторый уровень
кинетической энергии. Самолеты-разгонщики обычно являются сверхзвуковыми
бомбардировщиками или специально созданными самолетами, которые позволяют в
широком диапазоне по скорости и углу тангажа осуществлять отделение РКС,
выполняя роль своеобразной возвращаемой первой ступени [1].
Способ
отделения РКС от СН (СР) может оказывать существенное влияние на эффективность
применяемой РКС. Однако, сам способ отделения РКС от СН (СР) определяется
компоновочными возможностями самолета [1].
Применение
АРКС до настоящего времени пока еще не вышло за рамки
экспериментально-исследовательских работ [1, 2, 3], поэтому, приводимые
разработчиками, основные данные элементов и систем в целом постоянно меняются.
Особенности
и различия, существующих и разрабатываемых АРКС определяются, прежде всего,
характеристиками транспортного или боевого самолета, способного обеспечить
после относительно небольших доработок транспортировку и старт РКС. В настоящее
время в качестве СН АРКС рассматриваются: бомбардировщик B-52G (L-1011) и
Ан-124, а как самолет-разгонщик (СР): Ту-160. Основные характеристики самолетов
[4, 5] приведены в табл.1:
Таблица
1
Параметры
Похожие работы на - Авиационные ракетно-космические системы
|