Возвращение «открытия»

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,22 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возвращение «открытия»

1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Некоторые считают, что развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь идет речь о полном его взрослении. Это да, но некоторые черты развития представителей данной возрастной категории достаточно неплохо себя проявляют в младшем школьном возрасте. Ребенок уже взрослый. Да вот только он себя таковым не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей. Почему? Да потому что он помнит себя, каким он был ранее. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, еще не прочувствовал этого.

Поэтому все-таки младший школьный возраст называют вершиной детства. И это не просто так, ведь основные моменты, которые присутствуют в детском возрасте, у младших школьников также имеются. Например, склонность к фантазированию. Хоть она и несколько меньше, чем у детей, которые ходят в детский садик, но при этом значительно больше, чем даже у подростков. Виной тому служат пока еще неразвитые лобные доли мозга, которые заканчивают свое формирование только в 12 лет. Временами еще в более позднем возрасте.

Общая характеристика младшего школьного возраста - дело немного неблагодарное. Каждый человек показывает себя по-своему на данном возрастном этапе. Одни могут помогать родителям и даже зарабатывать какие-то деньги, а другие продолжают играть в песочнице. Что касается заработка денег, так это чаще всего происходит при содействии родителей. Например, ребенку могут давать деньги за хорошие оценки в школе[9, с. 112].

Есть один момент. Младший школьный возраст бывает разный. Чаще всего деньги даются ребенку уже в более поздние этапы данного периода, так как маленьким детям деньги особо и не нужны. Впрочем, дети бывают разные. Кто-то начинает требовать карманные деньги у родителей уже в семилетнем возрасте, а кому-то такая идея и способность приходит только в подростковом возрасте. Правда, подростковый возраст должен быть этапом, когда человек должен хоть как-то, но работать. Да, пусть у родителей. Но при этом механизм его существования должен быть взрослым. Ладно, это мы уже отходим от темы.

Добавляет сложности к составлению детальной психологической характеристики данного возрастного этапа и тот факт, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика младшего школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В странах постсоветского пространства она очень похожа, так что это большой плюс. Давайте рассмотрим основные моменты.

Общая характеристика младшего школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение является одной из принципиальных особенностей человека. Так, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Агентом обучения в младшем школьном возрасте становится школа. Благодаря ей, он может не только впитывать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все более новые знания.

Для младшего школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Так, дети стремятся выучить то, что говорят им. Данный возрастной период характерен высокой конкуренцией. Потом это будет сходить на "нет", так как для детей этого и более поздних этапов все равно характерно преобладание желаний над необходимостью. Так что родителям следует развивать силу воли[9, с. 115].

В младшем школьном возрасте тренировка силы воли является процессом достаточно сложным. Ведь лобные доли еще недостаточно развиты, чтобы выполнять произвольную регуляцию действий. Тем не менее у представителей младшего школьного возраста действия уже более осознанные.

Уже нельзя сказать, что младший школьный возраст - это период полного детства. Так, ребенок уже знает, что нужно говорить, а что в данной ситуации не следует. Конечно, это происходит далеко не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что дите делает, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя сделать то, что ему доставляет психологический дискомфорт, и относится он к этому достаточно спокойно. Тем не менее есть один момент.

Общая характеристика младшего школьного возраста, вернее, один из ее часто встречаемых пунктов, чаще всего говорит о неусидчивости детей. Эта беда порой встречается и у взрослых. Именно от неусидчивости берется лень. Впрочем, она может быть и следствием лени. Но опыт делания домашнего задания, не откладывая на потом, у детей может быть и положительным. Тем не менее это не всегда приводит к этому эффекту. Дети достаточно часто придают первоочередное значение удовольствиям, а то, что делать нужно, часто игнорируют.

Также общая характеристика младшего школьного возраста включает в себя такой пункт, как неумеренность. Что это означает? Неумеренность - это неспособность контролировать интенсивность чего-то, держать свои эмоции и выполнять действия на уровне золотой середины. Например, ребенок может целый день гулять и совершенно игнорировать выполнение домашнего задания.

Такое явление, как прогулы школьных занятий, у представителей данной возрастной группы - это достаточно редкое явление. Тем не менее в школьных классах можно увидеть группу людей, которые не только сами не ходят время от времени на уроки, но и склоняют к этому других людей. Это приводит к негативному влиянию школьного окружения на социализацию этих детей. Поэтому среднестатистическая общая характеристика младшего школьного возраста может быть не очень красивой. Естественно, если ее будет составлять честный преподаватель.

Только в этом возрастном периоде ребенок может съесть гору конфет, а потом ничего не есть. Впрочем, некоторые так и остаются на данном этапе и продолжают нагло потакать своим желаниям, которые выполняют всего лишь сигнальную функцию, а не являются основным мотивом к действию. Так что следует искоренять у детей попытки каким-нибудь образом превысить порог допустимого удовольствия. Это еще ни к чему хорошему не приводило.

Усваивание учебного материала. Сложно - вот как может охарактеризовать усвоение учебного материала младший школьный возраст. Общая характеристика включает в себя такие моменты, как трудности при пересказе текстов в непродолжительном времени. И причем речь здесь идет конкретно о кратком пересказе. Детальные пересказы у детей данного возраста получаются достаточно хорошо, так как в данном случае не нужно стараться отделить главное от второстепенного.

Это является пока еще достаточно сложной задачей для представителей такой возрастной категории, как младший школьный возраст. Общая характеристика объясняет это тем, что лобные доли, которые отвечают за отделение главного от второстепенного, еще недостаточно сформированы. Да, это те же участки мозга, которые отвечают за силу воли у ребенка и контроль желаний. Ведь он непосредственно связан с логическим осмыслением ситуации. Все-таки дети еще склонны идти на поводу у эмоций, но это со временем может уйти[11, с. 82].

Отношения с родителями. Данный вопрос уже обретает подростковые черты. Характеристика младшего школьного возраста указывает на то, что дети, принадлежащие к данной возрастной группе, любят родителей. Но при этом уже стараются этого не показывать, а временами даже стремятся взять верх над ними. При этом мнение родителей является по-прежнему ценным, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка.

Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. В данном случае может быть даже бунт самого ребенка. Некоторые рассказывают, что в подростковом возрасте это происходит. А вот ничего подобного. Такое может быть в любое время. Просто мотивы несколько иные. Хотя и здесь они могут быть похожими.

Характеристика младшего школьного возраста включает в себя еще такой важный пункт, как хитрость. Дети действительно на данном этапе склонны хитрить. Причем это нельзя назвать полноценным обманом. Просто люди от 6 до 10-11 лет прибегают к разного рода уловкам. Например, если они заболели, то могут запросто преувеличить то, что они действительно чувствуют. Собственно, мозги у ребенка развиваются, поэтому и склонность вилять хвостом также может развиваться.

Причем важно понимать, что далеко не каждый ребенок может хитрить. Это сделать пытаются все, но не у каждого человека получается. Это приводит порой к тому, что воспитание в духе честности действительно получается. Но в каких-то случаях ребенок может действительно очень хорошо хитрить, или же родители также могут закрывать глаза на это. В данном случае это может привести к двуличности характера в будущем, что может существенно затруднить общение с другими людьми[11, с. 90].

А что по поводу трудолюбия? Есть ли какие-то моменты? Все зависит от того, как ребенок себя чувствует в работе. Никому не нравится выполнять неинтересную работу, которая еще при этом подрывает самооценку человеку. Поэтому такая деятельность не будет иметь успеха у вашего ребенка. Поэтому следует поощрять его попытки научиться определенному делу. Например, если он хочет научиться программировать (а это достаточно распространенное желание у детей в нынешнее время), то это нужно поощрять.

Вообще, следует одобрять любые попытки ребенка получить какой-то навык. Ведь не существует бесполезных умений. А если их применять комплексно, то можно достичь еще лучших результатов. Вот такая трудолюбивая характеристика младшего школьного возраста. Кратко выражаясь, трудолюбие - это нахождение себя, своего призвания и дальнейшее ему следование. Поэтому если вы будете поощрять эти попытки у своего ребенка, то будет очень хорошо.

Очень важное значение имеет психология ребенка. Ведь общая психологическая характеристика младшего школьного возраста является самой противоречивой, какую только можно придумать. Про подростковый возраст, например, было сказано очень много. Там расписаны стратегии воспитания, которое уже, по сути, является не столько воспитанием, сколько обычным научением.

Детей рассматриваемой нами возрастной категории все же нужно еще воспитывать. Хотя делать это следует не так интенсивно, как при наступлении подросткового возраста. Наказывать еще можно, но в последнее время считается, что значительно эффективнее показывать естественные последствия того, что ребенок делает не так. Ведь в психологии ребенка уже есть сопротивление родителям. Очень часто бывает так, что ребенок любит своих родителей. Да, естественно. Как может быть иначе. Но вот показать дети это боятся, стесняются по той причине, что им кажется, что если они это сделают, то не будут настолько взрослыми. В общем, для данного возрастного периода характерно большое количество тараканов. Но в подростковом возрасте их будет еще больше. Готовьтесь.

Данный возрастной этап можно назвать периодом активного развития ребенка. Как раз на начало младшего школьного возраста попадает физиологический кризис. Ребенок может чувствовать себя уставшим, раздражительным и необщительным. Да, детство - это сложный период, ничего тут не поделаешь. При этом важно отметить, что этот физиологический кризис, несмотря на такое сложное слово, является благоприятным моментом, который способствует социализации и обучению ребенка. Это, так сказать, положительный кризис.

Тем не менее следует учитывать раздражительность, которую имеет ребенок, и понимать, что данная особенность не является слишком страшной. Просто нужно моделировать естественные последствия его поведения. Не ругайте, а лучше будет, если вы покажете ему, к чему определенные его действия могут привести. Это научит его нести ответственность за собственные поступки, что станет основой его взрослости.

Таким образом, ребенок уже начинает ощущать себя полноценным субъектом общественных отношений, что закладывает основу его развития. Считается, что нужно поддерживать начинания ребенка во взрослости уже в подростковом возрасте, но желательно это начинать раньше, чтобы хотя бы начать вырабатывать правильную модель поведения у себя до наступления переходного периода.

В данном возрасте активно развиваются лобные доли мозга, что провоцирует отстранение от фантазий (постепенное) и активный интерес к реалиям жизни. Родителю важно помнить, что эти реалии должны показываться ребенку этого возраста точечно, чтобы не шокировать его и не травмировать.

Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте подразумевает то, что ребенок может быть несколько раздражительным. Работайте с проблемой, а не следствием. Развивайте в нем чувство ответственности.

1.2 Понятие коммуникативной компетентности в современной научно-педагогической литературе

Сегодня становится необходимым и важным условием качественного образования - компетентностный подход в преподавании учебных дисциплин. Введение компетентностного подхода в образовательный процесс ориентирует на подготовку не только высокопрофессионального конкурентоспособного ученика, но и личности, имеющей в своей ценностной картине мира необходимый набор этических концептов, которая предполагает адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях и готового взять на себя ответственность, в первую очередь, в управлении политическими, экономическими, социально-культурными процессами. И, несомненно, сегодняшние школьники должны уметь находить рациональное решение в многообразии, предстоящих перед ними задач, актуальных в свободном обществе цивилизованных конкурентных отношений.

В подготовке ученика, способного к мобильности в условиях нового времени, трудно переоценить значение коммуникативной компетентности, которая является результатом качественного профессионального образования. Понятие «компетентность» широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы.

В соответствии с ФГОС НОО к метапредметным результатам обучения относится коммуникативная компетентность учащихся, которая определяется как «умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:        определять цели коммуникации, оцениватьситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленномуизменениюсобственного речевогоповедения».

Вкоммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, таким образом можно говорить о необходимости формирования социально коммуникативной компетентности учащихся.

Термин коммуникативная компетентность активно используется в психолого-педагогической литературе.Понятие«коммуникативная компетентность»впервые былоиспользовано А.А.Бодалевым и интерпретировалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Социологическая энциклопедия дает уточненное понятие коммуникативной компетентности - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:

- знание и чувственном опыте индивида;

- способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

- понимание себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды».

В.Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения». В.Н. Кунициной, Н.В. Казариновой и В.М.Погольша коммуникативная компетентность определяется как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [22, с. 154].

В.Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения». Также В.Н.Кунициной, Н.В.Казариновой и В.М. Погольша коммуникативная компетентность определяется как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [22, с. 156].

Ю.М.Жуков определяет коммуникативную компетентность как «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми»». В ее состав включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [14, с. 89].

Ю.Н. Емельянов характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:

- способность брать на себя и исполнять различные социальные роли;

- способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях;

- умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;

- осознание своих ценностных ориентацией, потребностей;

- техники работы с людьми;

- перцептивные возможности [13, с. 112].

Проанализировав различные понятия, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, включающее в себя готовность и способность достигать целей общения, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психологических состояний и личностного склада собеседника, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения.

Согласно ФГОС коммуникативная компетентность звучит так: «Умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами) [1].

Если опираться на принятую в социальной психологии структуру общения, которая включает перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты, то коммуникативную компетентность можно рассматривать как составляющую общения. Тогда коммуникативный процесс понимается как «информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами» [34, с. 166].

Потребность в общении является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Мотивы, обслуживающие ее, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими - от эгоистически- манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Завязывая отношения с другими, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т.д. [22, с. 158].

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что любое общение содержит три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную - это передача и обмен информацией;

- интерактивную, т.е. взаимодействие;

- перцептивную - взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рисунок 1).

Рис. 1 - Структура общения [2, с .87].

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.

Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,регуляционно-коммуникативная,аффективно-коммуникативная [27, с. 260].

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.

Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания [2, с. 90].

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Представляется важным то, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров. Но вся ситуация коммуникативного аспекта значительно усложняется благодаря их наличию.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения [32, с. 116].

У многих людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии. Именно эти навыки составляют основу коммуникативной компетентности.

Выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности.

Е.С. Кузьмин и В.Е. Семенов выделяют следующие компоненты:

- ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида;

- способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Ю.М. Жукова, Л.А. Петровская определяют составляющие структуры коммуникативной компетентности как:

- адекватная ориентация человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации;

- готовность и умение строить контакт с людьми;

- внутренние средства регуляции коммуникативных действий.

Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков составляющие коммуникативной компетентности видят следующим образом:

- знания, умения и навыки конструктивного общения.

Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцев считают составляющими структуры коммуникативной компетентности:

- внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

В данном исследовании мы остановимся на следующем понимании коммуникативной компетентности, которое будет использоваться в нашей работе: коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

1.3 Особенности общения младших школьников

Формирование у младших школьников навыков общения является одной из актуальных проблем на современном этапе, так как общение выступает важной стороной жизнедеятельности ребенка. Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности.

Потребность в общении психологи относят к одному из важнейших условий формирования личности и рассматривается как взаимодействие личности и социокультурной среды, при этом последняя одновременно служит источником формирования данной потребности.

Общение - важнейшая социальная потребность, без которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Поскольку человек существо биосоциальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

В настоящее время психологи, педагоги и социологи отмечают ухудшение отношения детей к непосредственному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Компьютерная коммуникация создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует раскрепощенность, и некоторую безответственность в общении.

Младший школьный возраст связан с вхождением в процесс обучения как наиболее систематизированную форму общения, с учебной деятельностью как ведущей в данном периоде, происходит переход от наглядно-образного мышления к абстрактному, к умению строить рассуждения, делать выводы. С поступлением ребенка в школу также происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть дня дети проводят, контактируя сокружающими людьми:сверстниками, учителями и другими людьми.

Изменяетсясодержание общения, в него не входят темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. В первых классах учащиеся больше общаются с учителем, проявляя к нему наибольший интерес, чем к сверстникам, так как учитель является для них авторитетом, но уже к III-IVклассам все меняется.

Учитель становится для детей менее значимой и авторитетной личностью, у них растет интерес к общению со сверстниками, который постепенно увеличивается к среднему и старшему школьному возрасту.

Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают.

В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления.

С помощью внутренней речи младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания. Благодаря внутренней речи у детей формируются определенные установки и отношение к окружающему миру, развивается способность к саморегуляции поведения.

В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи:

- внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;

- собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

- внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов.

 Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается сокращением структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) предполагает развертывание структуры внутренней речи и построение ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития.

Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать различные средства языка.

С внешнимиизменениями характера общения происходят и внутренние, которые выражаются в изменении тем и мотивов общения. Если в первых классах школы партнер по общению определялся в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IVклассам проявляются иные мотивы межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных качеств партнера по общению.

Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Освоение культуры общения в младшем школьном возрасте позволяет успешнее реализоваться в дальнейшем.

Педагогам и психологам необходимо контролировать общение у младших школьников и при необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, общение включает в себя такие составляющие как:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

2) знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»);

3) умение организовать общение («Я умею»).

Поэтому перед педагогом-психологом стоит цель научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Формируя навыки общения младших школьников, педагог-психолог должен следовать следующим правилам:

1) научить детей правильно распределять роли в совместной деятельности и выполнять свои обязанности;

2) быть лидерами в общественной деятельности;

3) соблюдать установленные правила совместной работы, быть хорошими исполнителями;

4) научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;

5) создавать эмоционально благоприятные условия в детском коллективе;

6) научить каждого ребенка быть самостоятельным в группе или коллективе, преследовать собственные цели, не ущемляя интересы других;

7) правильно вести дискуссию, высказывать собственное мнение и слушать мнение других, доказывать свою позицию и признавать правильность позиций других;

8) научить решать конфликты в сфере межличностных отношений.

Совершенствованию культуры речи младших школьников способствуют упражнения, направленные на совершенствование акцентологических и произносительных норм, лексической и грамматической структуры речи.

Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть:

1) литературным;

2) доступным и соответствующим младшему школьному возрасту;

3) разнообразным (от народных до авторских произведений русских и зарубежных авторов);

4) познавательным;

5) насыщенным изучаемыми явлениями.

Благодаря разнообразным упражнениям у младших школьников развиваются специальные умения и навыки, свидетельствующие о культуре общения: произносить слова в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами; определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; употреблять слова в правильной грамматической форме, не использовать в речи нелитературные слова; уметь оценивать речь окружающих с точки зрения качеств речи; уметь передавать мысли и чувства с помощью средств интонационной выразительности.

Таким образом, педагогу-психологу необходимо использовать различные формы, методы и приемы в работе с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию всех составляющих процесса общения. Стоит отметить, что формирование навыков общения осуществляется внутри целостной системы личности совместно с развитием личности.

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!