Сравнение и анализ религиозной и научной картин возникновения и развития нашего мира

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,13 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение и анализ религиозной и научной картин возникновения и развития нашего мира

Министерствообразования Московскойобласти

Государственноеобразовательное учреждениевысшего образования Московскойобласти

Государственныйгуманитарно-технологический университет

Факультет математики и физики


Курсовая работа

по методике преподавания математики на тему:

«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики с учётом индивидуальных возможностей учащихся»

 


Выполнил:

студент 3 курса очного отделения

факультета математики и физики

Балакина Дарья Дмитриевна

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор

Григорьев Сергей Георгиевич

Орехово-Зуево

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава I.Характеристика современного этапа информатизации образования…………………………………………………………………………6

1.1. Понятие электронного образовательного ресурса и его виды………6

1.2. Специфика работы федеральных образовательных ресурсов………11

Глава II. Электронные образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения…………………………………………….15

2.1. Цели и задачи использования ЭОР в обучении………………………15

2.2. Преимущества использования ЭОР в обучении………………………18

2.3. Методические рекомендации использования электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Показательная функция, ее свойства и график»…………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ…………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ №3…………………………………………………………32

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

1. личностные, включающие готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2. метапредметные, включающие освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

3. предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Таким образом, возникла необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР).

Целью данной курсовой работы является исследование применения электронных образовательных ресурсов на уроках математики.

Задача курсовой работы – познакомиться с характеристикой современного этапа образования, изучить ЭОР как средство повышения эффективности обучения, а также рассмотреть фрагмент урока по математике с использованием ЭОР и ИКТ технологий.

При написании данной работы были использованы в качестве основного источника информации по данному вопросу учебник А.В. Осина «Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе приведена основная информация о современной образовательной структуре,понятия видов ЭОР, охарактеризована специфика работы некоторых образовательных ресурсов.

Глава вторая посвящена выявлению целей и задач ЭОР, методическим рекомендациям по их применению.

Глава I. Характеристика современного этапа информатизации образования

1.1. Понятие электронного образовательного ресурса и его виды

Быстрое развитие и внедрение в последней трети XX века средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом повлекло за собой качественное изменение самого общества, переход его в новое состояние — информационное.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы — это массивы документов, понятия, теории, методики, совокупность интеллектуальных ресурсов, участвующих в информационном обмене, в том числе и с помощью компьютерных средств. Другими словами, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях.

Образование признано одним из важнейших приоритетов современной России. Общей целью образовательных реформ является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных,эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитывать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учить и учится в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы. Работа с электронными образовательными ресурсами легко вписывается в урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроке математики делает его творческим, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность, в соответствии с уроком, отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.

Поэтому в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Что же понимается под электронным образовательным ресурсом или ЭОР?

Под электронным образовательным ресурсом понимается совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сеть [14]. Более простым языком, электронный образовательный ресурс - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на три уровня. Самые простые электронные образовательные ресурсы – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу [14].

Электронные образовательные ресурсы следующего уровня тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги читаются последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В электронном образовательном ресурсе же это можно сделать гораздо удобнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (фрагменты текста просматриваются в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием) [14].

Третий вид электронных образовательных ресурсов - это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие электронные образовательные ресурсы по существу не отличаются от аудио- и видео-продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере [14].

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у мультимедиа-ЭОР. Это самые эффективные и интересные для образования продукты.На данный момент многие учителя успешно применяют в своей педагогической практике разнообразные мультимедиаресурсы, в которых есть не только текст, но и звук, графика, фото, анимация и видео. Ученик, включая все виды восприятия информации, более успешно развивает свое мышление и приобретает навыки практической деятельности. Таким образом, используется все виды восприятия, следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Также существует еще одна классификация ЭОР:

1. по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, офлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

2. по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

3. по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

4. по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), КИМы.

К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем, по мнению А.В. Осина, можно отнести:

1. отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных;

2. модифицируемость контента: возможность расширять имеющуюся структуру, т.е. дополнять содержимое ОМС новой информацией;

3. возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;

4. неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий [11,с. 26].

В настоящее время в школах есть в достаточном количестве разнообразные электронные учебные пособия по математике, не требующие подключения к сети интернет и включающие в себя иллюстрированные учебники, интерактивные учебные модели, редакторы чертежей, справочные материалы, биографии математиков, вопросы и задачи для проверки знаний, журналы учета работы учащихся. Такими средствами обучения являются учебные электронные пособия для основной школы издательства «Дрофа» - «Математика 5-9» и пособия издательства «ФИЗИКОН» - «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Стереометрия», «Открытая математика 2.6. Функции и графики», программные продукты издательства компании и Мефодий» - «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», а также И.В. Жаборский «Видеоуроки по математике 6 класс, алгебра и геометрия 7 класс», на этих дисках записаны видео уроки и презентации ко всем темам по математике и «Уроки математики в 5, 6 классах» - мультимедийное приложение к методическому пособию издательства «Планета», диск которого содержит презентации к каждому уроку, выполненные в программе PowerPoint, а также интерактивные тесты, игры, самостоятельные работы, математические диктанты. 

С использованием Интернет в школах применяются ЭОР федерального назначения, а точнее Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) и Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, речь о которых  пойдет в следующем пункте курсовой работы.

1.2. Специфика работы федеральных образовательных ресурсов

В России на федеральном уровне были разработаны ЭОР так называемого первого и второго поколений.

ЭОР первого поколения является проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования [13].

Устройство ФЦИОР представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий надежное хранение образовательных ресурсов, безотказное функционирование сервисов и приложений. ФЦИОР используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями:

·   сайты школ – сервис, предоставляющий возможность создания и сопровождения сайта учебного заведения с использованием конструктора сайтов;

·   электронная почта – сервис, предоставляющий учебному заведению – пользователю сервиса «сайты школ» доступ к электронным почтовым ящикам;

·   поддержка пользователей – сервис, ориентированный на решение проблем пользователей, возникающих при использовании ресурсов и сервисов ФЦИОР.

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет единую современную технологическую платформу. Портал обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM [13].

В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедиасистем. Доступ к электронным образовательным ресурсам организуется через каталог, эффективные средства поиска и заказа ресурсов. Портал содержит необходимые программы для работы с электронными образовательными ресурсами, тематические форумы и многие другие средства, реализующие эффективную обратную связь с пользователями.

В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные модули открытых мультимедиасистем по 16 учебным предметам школьной программы, в том числе и по математике, с 5-го по 11-й класс. Идет активное наполнение каталога новыми ресурсами, совершенствуются инструменты отбора и использования ЭОР.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет чуть более чем 1 600 электронных учебных модулей по математике, созданных для общего образования.

Хранилище ФЦИОР пополняется электронными образовательными ресурсами всех типов для всех уровней образования в целях формирования единого образовательного пространства на всей территории страны и обеспечения онлайн-доступа педагогов и школьников к современным технологиям обучения и учебно-методическим материалам.

Ресурсы портала могут использоваться всемиучастниками образовательного процесса: учителями при подготовке и ведении занятий, учащимися на уроках и при самостоятельных занятиях, методистами, разработчиками учебно-методических материалов, работниками органов управления образованием, родителями. Портал представляет интерес для широкой общественности, например, для самообразования. Ресурсы хранилища используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в хранилище [13].

Доступ к ресурсам хранилища для системы общего, начального и среднего профессионального образования, расположенного по адресу fcior.edu.ru, организован через различные разделы сайта хранилища, рассчитан на массового пользователя и обладает наглядным, удобным и понятным пользовательским интерфейсом [13].

Ещё одним федеральным образовательным ресурсом, наравне с ФЦИОР, является Единая коллекция ЦОР. В Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов: информационные источники для системы образования элементарные информационные источники информационные источники простой и сложной структуры - ИИСС инструменты учебной деятельности инструменты организации учебного процесса учебно-методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов ЦОР к уже рекомендованным к использованию традиционным предметным учебно-методическим комплектам (УМК) инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК 

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция), которая была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Единой коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Цель работы заключалась в разработке научно-методических основ и концепции построения и функционирования децентрализованной системы образовательных ресурсов на базе системы хранилищ электронных образовательных ресурсов для создания единого информационного пространства с обеспечением доступа и распространения ресурсов от поставщика к потребителю[10].

В 2013 году были разработаны программные модули, позволяющие оптимизировать взаимодействие центрального (федерального) хранилища Единой коллекции электронных образовательных ресурсов и существующих региональных узлов, предоставляющих доступ к ресурсам региональных «зеркал» хранилища. Такими подключаемыми программными модулями являются:

1.   репозитории (то есть место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные);

2.   модули обновления;

3.   модули хранения электронных образовательных ресурсов;

4.   модули передачи электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, на федеральном уровне задачу информатизации обучения выполняют два основных федеральных проекта – ФЦИОР и Единая коллекция ЦОР, в которых учитель и учащиеся, и их родители, могут найти разноуровневые модули по каждому предмету, не исключая и математику.

ГлаваII. Электронные образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения

2.1. Цели и задачи использования ЭОР в обучении

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет учителю проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к образованию и повысить эффективность обучения. Разнообразие компьютерных программ и мультимедийных ЭОР дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению.

Применение компьютерных технологий открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. В отличие от обычных технических средств обучения использование компьютера и ЭОР на уроке математики позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Изучение в школе предметов «Математика», «Алгебра», «Геометрия» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителя является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. С помощью компьютера можно смоделировать сложные математические объекты и закономерности, объяснить и закрепить новый материал, организовать самостоятельную работу, провести контроль знаний учащихся. Использование наглядных пособий можно дополнять анимациями, интерактивными схемами и моделями, электронными образовательными ресурсами нового поколения. Часто в практической деятельности встречается необходимость некоторые иллюстрации показать не сразу, а в определенный момент, и компьютер позволяет предъявить видеоряд своевременно и эффективно.

На современном этапе в преподавании математики особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из сети Интернет. Использование новых информационных технологий в курсе математики значительно повышает уровень обученности при низкой мотивации учащихся за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование  информационных технологий в обучении математики, а затем алгебры и геометрии, направлено на реализацию следующих целей:

1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества, то есть подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Применение компьютера на уроках математики позволяет не только организовать активную и осмысленную работу учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения: 

1. графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные математические построения;

2. возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. 

Компьютер с использованием ЭОР можно применять на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.Как можно увидеть уроки с применением компьютерных средств не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование компьютерных технологий наиболее эффективно на уроках изучения нового материала (презентации и лекции), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения математического практикума. К наиболее эффективным формам представления материала по математике, о чем упоминалось и ранее, следует отнести мультимедийные ЭОР, а точнее мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Использование ИКТ и ЭОР на уроках математики позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения, отразить существенные стороны математических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

2.2.  Преимущества использования ЭОР в обучении

У ЭОР множество преимуществ. ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов, целиком состоят из визуального или звукового фрагмента. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Для хранения ЦОР не нужны шкафы или библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, являющийся весьма важным, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их, учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет частично использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

Также использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, например математический брейн–ринг или «Поле чудес», обеспечить подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, быстро и объективно проверить знания обучающихся.

Необходимо помнить, что применениеинновационных процессов обучениязаключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса. Очень важно обеспечить сохранение здоровья детей при использовании ЭОР и компьютерных технологий.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения в 1-11 классах представлена в таблице 1[15].

Таблица 1.


Непрерывная деятельность (мин.), не более

Классы

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Исходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой с компьютером, работой с интерактивной доской. Применение ЭОР не отменяет традиционные формы и методы обучения, а лишь дополняет их, повышая эффективность и качество образования.

2.3. Методические рекомендации использования электронных образовательных ресурсовпри изучении темы «Показательная функция, ее свойства и график»

Для успешного проведения урока с использованием ИКТ и ЭОР, также как и традиционного урока, учителю приходится решать следующие задачи:

·   дидактическая, включающая в себя подготовку учебного материала урока, конкретную компьютерную программу;

·   методическая, вкоторой определяются методы использования компьютера в преподавании темы, осуществляетсяанализ результатов урока, постановка следующей учебной цели;

·   организационная - организация работы, избегающей перегрузки учащихся и нерациональной траты времени;

·   учебная, то есть выработка и закрепление у учащихся знания

по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой.

Построение урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно - методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием.

Многолетние педагогические эксперименты показывают, что в развитии творческих способностей учащихся достигается большая эффективность, если учащийся выполняет задание самостоятельно. В большей степени это возможно на уроках с использованием ИКТ.

Установление новых связей между понятиями и идеями, четкая и грамотная постановка учебной, воспитательной и развивающей целей и моделирование на их основе образовательной деятельности, учет особенности конкретного классного коллектива и каждого его члена при отборе приемов педагогических техник – всё это позволяет максимально реализовать поставленные цели на каждом этапе урока.

При конструировании урока можно выделить три этапа. Первый этап – это постановка цели. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:

·   формирование, закрепление, обобщение или углубление знаний;

·   формирование умений;

·   контроль усвоения материала.

Обязательно аргументируется необходимость использования ИКТ на данном уроке. С помощью ИКТ можно осуществить:

·   регулирование объёма материала;

·   формирование навыков и умений информационно - поисковой деятельности;

·   необходимость объективного оценивания знаний и умений в короткие сроки.

В соответствии с данными аргументами выбираются необходимые электронные ресурсы.

На основе сформулированных требований к образовательным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится отбор средств ИКТ, выбирается форма урока (урок-презентация, урок- исследование, урок-практикум, поисково-исследовательский проект). Выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель - учащийся – средства ИКТ - учебный материал). Определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, компьютер с проектором).

Второй этап конструирования урока представляет собой поэтапное планирование урока.Для каждого из этапов определяется:

·   цель;

·   длительность этапа;

·   форма организации деятельности учащихся;

·   функции учителя и основные виды его деятельности;

·   форма промежуточного контроля.

На основании чего заполняется технологическая карта урока, которая содержит в себетему, задачи, цели занятия; перечень универсальных учебных действий; планируемые результаты, перечень ресурсов. В технологической карте расписаны основные этапы организации учебной деятельности учителя и учащихся, планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты на каждом этапе урока.

И, наконец, заключительный этап, третий этап – это этап педагогической реализации.

Основная цель этапа - перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. На уроке с использованием информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль над работой учащихся.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером, о которых речь шла в предыдущем пункте курсовой работы.

В данной работе рассматривается применение ИКТ и ЭОР на уроках алгебры и начал анализа по теме «Показательная функция, её свойства и график». Обучение ведется по учебнику «Алгебра и начала анализа»  для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. А. Г. Мордкович и др. М.: Мнемозина, 2008 и «Алгебра и начала анализа: задачник» для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. А. Г. Мордкович и др. М.: Мнемозина, 2008

Тема «Показательная функция, её свойства и график» является одной из важных тем математического анализа. С помощью показательной функции, учитывая ее свойства, можно решать задачи, связанные с показательными уравнениями и показательными неравенствами.

На уроках алгебры и начал анализа по теме «Показательная функция, ее свойства и график» можно использовать следующие ЭОР и методы ИКТ:

1.   электронные учебники;

2.   технология компьютерного тестирования;

3.   интернет-технологии;

4.   презентационная графика.

По данной теме наиболее подходящими электронными учебниками являются:

1.   «Открытая математика. Функции и графики», Физикон, 2005 г.

2.   «Открытая математика. Алгебра», Физикон, 2006 г.

3.   «Математика 5-11 кл., практикум», Дрофа, 2003 г.

4.   «Интерактивная математика 5-9», электронное учебное пособие к УМК под ред. Дорофеева Г. В.

5.   «ЕГЭ 2016. Типовыетекстовые задания», под редакцией И.В. Ященко.

Для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне, можно использовать обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса математики. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. В это время с классом отрабатывается материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Также применимы обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

Далее рассматривается  фрагмент урока с применением электронного учебника.

С помощью обучающей программы «Математика, 5-11, практикум, Дрофа» учащийся под руководством учителя изучает теоретический материал по теме «Определение степени»: это определение степени, свойства степени (см. приложение 1).

Затем учащийся самостоятельно выполняет ряд практических заданий по данной теме (см. приложение 2).

Наблюдения учителей показывают, что применение учебных электронных изданий способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

Таким образом, электронный учебник становится серьезным подспорьем ученику и учителю при работе в классе и самостоятельной подготовке, а также потенциально готовит человека к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование ЭОР в школе на уроках математики превращает этот предмет в увлекательную науку, которая не только дает хорошее качество знаний учеников, но и формирует у них личностные качества и способы поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.Использование ЦОР позволяет заинтересовать детей путём яркого, наглядного представления материала; привлечь учащихся к созданию собственных ЦОР при выполнении проектов; осуществлять объективный контроль над уровнем успеваемости учащихся.

Данная курсовая работа обосновала актуальность использования электронных образовательных ресурсов в обучении. В работе была раскрыта сущность понятия «электронный образовательный ресурс», систематизированы и охарактеризованы виды электронных образовательных ресурсов, представлены адреса образовательных Интернет-ресурсов по математике. Были выявлены и сформулированы цели и задачи использования ЭОР на уроках математики в школе.

С помощью ЭОР учитель может разрабатывать уроки различных типов, экономя при этом время на подготовку к занятиям и увеличивая объем времени на дистанционную поддержку учащихся и внеклассную работу, причем, не снижая уровня эффективности обучения своих учеников. Использование новых ресурсов и деятельностной технологии несомненно повышает профессионализм учителя, а учащимся гарантирует получение прочных знаний по математике и объективность в оценивании образовательных результатов.

Для учителей, осваивающих электронные образовательные ресурсы, в интернете уже существует огромное количество сайтов с разнообразной информацией. Среди этого существует множество полезных сетевых сообществ учителей, обменивающихся опытом работы в этом направлении.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются системно-деятельностый подход, личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей детей с учетом здоровьесберегающих технологий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

1.   Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа, методическая разработка / Селезнева И. Ю., Ярославль. – 2010. – 69 с.

2.   Использование ЭОР в обучении: опыт, проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции / Сост. Ю.А. Каверин. – 2012. – 62 с.

3.   Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. — М.: Агентство «Издательский сервис»,2004; 2 е изд. — М.: Ритм, 2005. 

4.   Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Математика и информатика: cборникучебно - методических материалов для педагогических вузов / сост. Ю.А. Дробышев, В.Г. Виноградорский, Е.П. Осьминин; под.общ. ред. Ю.А. Дробышева. М.: Университетская книга, 2008. — 304 с. — (Библиотека информатизации образования).

5.   Математика 5-11 [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Москва: Дрофа, 2003. – 1 эл. опт.диск (CD- ROM).

6.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"Рисунок 1" src="/wimg/1/94067.files/image002.jpg">

 

Приложение №2

 

Приложение №3

Похожие работы на - Сравнение и анализ религиозной и научной картин возникновения и развития нашего мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!