Подсолнечник

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,57 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подсолнечник














Курсовая работа

Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников

Введение


Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.

Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе - значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом [6].

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению [40].

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе - психолого-педагогическое сопровождение.

Основными задачами психолого - педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями [12].

Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

Авторы Битянова М.Р., Овчарова Р.В., Фридман Л.М., и др. занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их к школе, говорят о необходимости включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих» [45]. Но в большинстве психолого-педагогических работ определяются особенности сопровождения родителей первоклассников только группы риска.

Объектом нашего исследования является процесс психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.

Предмет исследования - особенности психолого - педагогического сопровождения родителей первоклассников.

Цель нашего исследования заключается в определении особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.

Гипотеза: мы полагаем, что именно психолого - педагогическое сопровождение всех родителей первоклассников, осуществляющееся за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, поможет повысить их психологическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско - родительские отношения.

Задачи исследования:

1.       Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.       Выявить особенности психолого - педагогического сопровождения родителей первоклассников;

.        Выявить уровень готовности родителей к школьному обучению первоклассников;

.        Разработать программу психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников;

База исследования: МОУ Алексеевской СОШ Омской области Москаленского района. В нем принимали участие 16 родителей первоклассников.

Методы исследования:

Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы;

Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ диагностик;

Методы обработки результатов: методы математической обработки данных.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения.

В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.

Во второй главе раскрыты диагностика и проект психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.

первоклассник психологический педагогический


1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников

1.1 Система психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса


Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [40, Соколова].

Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются дети, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, их родители (законные представители), педагогические работники, принимающие участие в воспитании и развитии ребенка.

Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1.       Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника;

2.       Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения;

3.       Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении;

4.       Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей первоклассников.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения относятся [40]:

·              психолого-педагогическое консультирование - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;

·              психолого-педагогическая коррекция - комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;

·              педагогическая (дефектологическая) коррекция - комплекс мероприятий, направленных на развитие способностей к обучению;

·              психолого-педагогическая профилактика - комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка и межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;

·              психолого-педагогическое просвещение - комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности участников образовательного процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.

Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения [23]:

I. Поступление ребёнка в школу.

. Проведение групповых (родительское собрание) и индивидуальных консультаций родителей первоклассников.

. Групповая консультация педагогов первоклассников.

II. Первичная адаптация детей в школе.

1. Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Система занятий с фиксированной мини-группой школьников.

. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными учениками и детьми данного возраста в целом.

. Организация психокоррекционной работы и педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.

. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.

Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы

1.2 Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников


Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей [30].

Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

Исследование Березиной Т.А. и Ворониной О.И. показало, что для родителей первоклассников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов. Но большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции - принятием роли школьника.

Достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное - стремиться к обучению в школе.

1.3 Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников


Казакова Е.И. считает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях [12].

Важно учитывать, что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [40]. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о педагогическом сопровождении родителей.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:

·        Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка - позиции школьника.

·        Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.

·        Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.

·        Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

·        Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Этапы психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников:

. Диагностический этап - педагог-психолог образовательного учреждения выявляет уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?», анкета «Готовы ли к школе родители?» На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения.

По результатам проведенной диагностики педагог-психолог разрабатывает психолого - педагогические программу сопровождения родителей первоклассников.

На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.

. На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.

Педагог - психолог выясняет круг родительских проблем, связанных с будущим обучением детей в школе. Родители подробнее знакомятся с современной школой, спецификой обучения детей в первом классе.

. Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.

. Этап подведения итогов - в ходе совместных встреч педагога - психолога образовательного учреждения и родителей выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.

Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила поведения мамы первоклассника», «Готовы ли мы к школе?», «Не мешай мне учиться» (Приложение 4) и др. После чего родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению (Приложение 5).

Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.

Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой результативности является совместная работа педагога - психолога образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.

Анализ научно - методической литературы показал необходимость включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.

Психолого-педагогическое сопровождение - не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [40].


2. Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников в образовательной практике


2.1 Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников


Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников необходима для выявления уровня готовности родителей к школьному обучению детей.

Исследовательская работа проводилась в период с 10 - 17 ноября 2012 года на базе МОУ Алексеевской СОШ Омской области Москаленского района.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

.        Метод теоретического анализа научно - методической литературы.

2.       Метод тестирования.

3.       Метод анкетирования.

.        Метод математической обработки данных.

1. Теоретический анализ и обобщение психолого - педагогической литературы. Проводился путем изучения учебно - методических пособий, статей, периодической печати. Проанализировано 45 литературных источников.

В ходе изучения литературы мы столкнулись с проблемой необходимости реализации психолого - педагогического сопровождения родителей первоклассников.

. Метод тестирования. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» - Н.Н. Серова.

. Метод анкетирования. Анкета «Готовы ли к школе родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.

. Метод математической обработки данных.

При обработке и анализе данных исследования применялись общепринятые методы математических расчетов.

На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.

По результатам проведенной диагностики мы разработали психолого - педагогическую программу сопровождения родителей первоклассников.

На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.

Анализ психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников

Наше исследование началось с анализа научно-методической литературы по вопросу - особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников. Мы выяснили, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах детства, особенно при подготовке ребенка к школе.

Для входной диагностики использовался метод тестирования. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» - Н.Н. Серова.

Анкета «Готовы ли к школе родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.


Таблица 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»

Готовы к школьной жизни - до 4б.

Подготовиться к возможным трудностям - 5-10б.

Посоветоваться с детским педагогом - психологом - 10 и более б.

1

4



2

4



3


6


4

4



5


8


6



12

7

2



8

4



9

3



10

3



11


8


12

4



13


5


14


5


15



11

2




В результате исследования мы выявили, что 9 родителей (56,5 %) могут оптимистично ждать 1 сентября и сами вполне готовы к школьной жизни своего ребенка; 5 родителям (31,5 %) лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; и двум родителям (12 %) было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом - психологом, что можно наглядно увидеть на рис. 1.


Рис. 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»

Таблица 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.


помочь, не рассердившись

не кричать, принимать спокойно все так, как есть

не унижать

не обижать

не сравнивать с другими своего ребенка

не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе

1

+

+

+

+

+

-

2

+

+

+

+

+

-

3

-

+

+

+

+

-

4

+

+

+

+

+

-

5

+

+

+

+

+

-

6

+

-

+

+

+

-

7

+

+

+

+

+

-

8

-

+

+

+

+

-

9

+

+

+

+

-

10

+

+

+

+

+

-

11

+

+

+

+

+

-

12

+

+

+

+

+

-

13

+

+

+

+

+

-

14

+

+

+

+

+

-

15

-

+

+

+

+

-

16

+

+

+

+

+

-



В результате анкетирования родителей мы выяснили, что 13 (81 %) родителей готовы помочь своему ребенку не рассердившись; 15 (93 %) - готовы не кричать и воспринимать все так, как есть; все родители (100 %)

готовы не унижать своего ребенка, не обижать и не наказывать без явной причины, а лишь потому, что они не в духе. Что можно наглядно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.

Исходя из результатов тестирования и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку. Что еще раз доказывает необходимость включения в процесс сопровождения родителей первоклассников.

 

.2 Проект психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников


Казакова Е.И. утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.

Главной целью процесса психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников является развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:

1.       Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка - позиции школьника;

2.       Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей;

3.       Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;

4.       Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи;

5.       Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;

6.       Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

При этом важно, чтобы в ходе сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников предполагает несколько этапов:

1.       Диагностический этап;

2.       Этап знакомства и установления контактов;

4.       Этап подведения итогов.

На диагностическом этапе нами был выявлен уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» (прил. 3). Анкета «Готовы ли к школе родители?» (прил. 2).

По результатам проведенной диагностики разработана психолого-педагогическая программа сопровождения родителей первоклассников.

На этом этапе определена тематика встреч в ходе сопровождения родителей, которая включает проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.

На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.

Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.

С этой целью разработана программа психолого - педагогического сопровождения родителей первоклассников, включающая цикл встреч, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решение педагогических задач и проблемных ситуаций, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей (Приложение 3).

В программу встреч включены такие темы, как «Что такое готовность к школе?», «Хочу ли я в школу?», «Что могут и что не могут наши дети» (психофизические особенности первоклассников), «Как развивать интеллект ребенка», «Играем пальчиками», «Учимся мыслить логично», «Что важно знать о внимании ребенка», «Как научить ребенка запоминать», «Что такое детское «Я» и как с ним ладить», «В доме первоклассник» (Приложение 6), «Ребенок в обществе одноклассников» и др.

Так, например, встреча на тему «Что такое готовность к школе?» помогает родителям понять, что скрывается за понятием «готовность к школе», почему она важна. Входе встречи внимание родителей обращается на важность мотивационной стороны готовности ребенка к школе, обсуждаются принципы организации занятий с детьми дома, необходимость их игрового характера и опоры на интерес детей.

В ходе встречи «Играем пальчиками» обсуждается необходимость развития мелких мышц руки ребенка для его общего развития и успешного формирования навыка письма. Родители знакомятся с играми и игровыми приемами, развивающими мелкие мышцы руки зрительно-моторную координацию ребенка, узнают, как самим определить готовность руки ребенка к письму.

Решая проблемные ситуации, родители получают возможность в доверительной атмосфере и в игровом, непринужденном общении отработать навыки своего поведения в трудных ситуациях. Проигрываются такие ситуации, как ребенок принес первую двойку; его не любят одноклассники; он не хочет идти в школу; у него опять не получается вовремя выполнить домашнее задание; учитель считает, что ребенок не такой способный, как думали родители.

Работа с родителями включает использование следующих форм и методов:

·    Традиционные родительские собрания

·        Семинары

·        Круглые столы

·        Индивидуальные и групповые консультации

·        Устный журнал

·        Творческая лаборатория

На этапе подведения итогов выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.

Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила поведения мамы первоклассника» и др. После чего родители получают рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению.

Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой результативности является совместная работа педагога - психолога образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.

Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.


Заключение


Анализ научно-методической литературы показал необходимость включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих». Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.

Психолого - педагогическое сопровождение - не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [40].

В ходе психолого - педагогического сопровождения родителей решаются и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе сопровождения родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Именно психолого - педагогическое сопровождение всех родителей первоклассников, осуществляющееся за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, повышает их психологическую компетентность, выстраивает эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.

Библиография


1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

2.       Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - Москва: 2008 г. - 129 с.

.        Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет. Педагогический факультет № 5/ - Москва: Знание, 1985. - 95 с.

.        Безруких М., Ефимова С. Знаете ли Вы своего ученика? // Москва: Просвещение, 1991 г. - 141 с.

.        Безруких М.М. Почему не сбываются большие ожидания? «Школьный психолог», 2000 г., № 20

.        Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. Москва, 2001 г. - 217 с.

.        Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. - Москва: 2009 г. - 263 с.

.        Белов А. Первое знакомство со школой: радость или слезы? / Александр Белов // Обучение & карьера в России и за рубежом. - 2007. - № 9. - С. 72-77.

9. Березина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.П., Ромашкина А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Под ред. Т.А. Березиной. Санкт - Петербург, 1997.

10.     Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва: 2002. - 312 с.

11.     Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. - Москва: 1998 г. - 248 с.

.        Булгакова Н.Ф., Гузикова Н.А. Этапы и содержание психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях периода на новые стандарты образования.

.        Вайнер М.Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни / М.Э. Вайнер // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 15-19.

.        Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть1, 2. - Москва: 2001 г. - 304 с.

15.     Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Т. 4 - М.: «Педагогика», 1984.

.   Гайдаенко Е. Первое сентября: советы детям и родителям / Елена Гайдаенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - № 4. - С. 17-18

17.     Где будем учиться? // Мой ребенок. - 2006. - № 3. - с. 102-104.

.        Домашняя работа: чему можно научиться дома? // Домашний Очаг. - 2009. - № 5. - С. 100-103

.        Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией И.В. Дубровиной. Москва: Просвещение, 1991 г. - 275 с.

20.     Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва: Просвещение, 2005 г. - 163 с.

21.     Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе / Ирина Ермакова, Ольга Даниленко // Народное образование. - 2008. - № 5. - с. 157-165.

22.     Есикова Е. Левый марш / Екатерина Есикова // Российская газета. - 2008. - 28 авг. - 3 сент. (№ 182) - с. 23

23.     Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность младших школьников // Психологическая служба школы, Омск 1992 г.

.   Змерзлая Т. Школьная жизнь. Как все начинается? / Татьяна Змерзлая // Куда пойти учиться. - 2007 г. - № 8. - с. 30-33.

25.     Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации первоклассников // Начальная школа, № 7, 1996 г.

.        Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. - Москва, 1999 г. - 188 с.

.        Лосев П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе: из опыта работы учителей начальных классов / П.Н. Лосев, С.В. Дейс // Начальная школа. - 2005. - № 8. - С. 51-55.

.        Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - Санкт-Петербург: Речь, 2005 г. - 250 с.

.        Мартынова Е. Цена знаний / Екатерина Мартынова // Мой кроха и я. - 2006. - № 4. - С. 94-96: фот.

30.     Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 //http://cfo.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp? DocumID=121881.

31.     Мягкова Т. Идеальный ученик / Татьяна Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66-69. О психологической готовности к поступлению в школу будущего первоклассника.

32.     Наволоцкая Я. 1 сентября - пора за парту / Янина Наволоцкая // Мой ребенок. - 2006. - № 8. - С. 102-104

.        Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе - Москва: ТЦ «Сфера», 1998 г. - 322 с.

.        Порецких Т. «Первоклассные» трудности / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. - 2006. - № 3. - С. 92-94.

.        Порецких Т. Ученик и родители: море проблем / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. - 2005. - № 11. - С. 98-100.

.        Порецких Т. Ученица и ученик: разный подход / Татьяна Порецких // Мой кроха и я. - 2007. - № 3. - С. 96-98. О психологических особенностях первоклассников.

.        Пятибратова Н. Мама всегда с тобой / Наталия Пятибратова // Мой ребенок. - 2009. - № 4. - С. 142-144

38.     Расташанская Т.В. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса. - Томск: ТОИПКРО, 2010 г. - 84 с.

.   Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении // Айрис Пресс, Москва, 2004 г.

40.     Соколова Н.Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников // http://hghltd.yandex.com.

41.     Титова Т.Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников / Т.Е. Титова // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 11-12. Советы родителям первоклассников по формированию у детей стойкой мотивации к учению.

.   Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, Москва, 2008 г.

.   Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь - Томск: Пеленг, 1992. - 133 с.

45.     Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Санкт - Петербург: Речь, 2003 г.

Похожие работы на - Подсолнечник

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!