Вселенная и пути ее эволюции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,54 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вселенная и пути ее эволюции

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента(ки)__ 3     курса_______юридического_______факультета

_____________________очной_________________формы обучения

_________________Лялина Сергея Алексеевича_________________

Тема: Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Способы обеспечения.

Руководитель: Клепиков С.Н._________________________________
__________________________________________________________








Защитил                                                                                        Оценка

«___»_________20__г.                                                          ____________________


                                                            Воронеж

                                                              2014 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ………………………………….6

1.1. Понятие, назначение и правовое регулирование вопроса обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов………………………………………6

1.2. Виды способов обеспечения уплате таможенных платежей и налогов…………………………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ СПОСОБОВ ОБЕСЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ……………………16

2.1. Денежный депозит………………………………………………………..16

2.2. Банковская гарантия……………………………………………………..17

2.3. Поручительство и залог…………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..29

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким. Таможенные платежи составляют значительную долю доходной части федерального бюджета России. Именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов.

Для решения этих вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей. Эти способы представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов государства путем предупреждения возможных нарушений и восстановления его имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой таможенных пошлин, налогов.

Институт обеспечения уплаты таможенных платежей также является одним из действенных механизмов упрощения порядка таможенного оформления и применения упрощенных процедур таможенного оформления.

Объектом воздействия способов обеспечения в таможенном праве являются таможенные платежи как составляющая часть федерального бюджета Российской Федерации. Иными словами, таможенное обеспечение направлено на содействие исполнению обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. Под таким исполнением понимается как исполнение указанных обязанностей в добровольном порядке в виде активных положительных действий плательщика таможенных платежей (уплата таможенных платежей), так и в принудительном (взыскание налогов и сборов). При этом обеспечение уплаты таможенных платежей может иметь две направленности:

а)носить превентивный, предупредительный характер, чтобы не допустить уклонения от уплаты таможенных платежей;

б)в случае нарушения установленного порядка уплаты, гарантировать полное взимание причитающихся таможенных платежей.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что любой даже самый законопослушный субъект правоотношений в случае отсутствия надлежащих мер по обеспечению правового поведения, имеет склонность к пассивному поведению, приводящему к неисполнению обязательных предусмотренных законодательством норм, либо к прямому их нарушению. Таким образом, меры правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей играют превентивную роль, способствующую совершению управомоченными субъектами действий соответствующих действующему законодательству. Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов.

Целью курсовой работы является изучение вопроса обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, правовой базы, посвященной данному вопросу, а также способов обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов

Исходя из цели, формулируются следующие задачи:

·   изучить теоретические основы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов;

·   проанализировать правовую базу, посвященную данному вопросу;

·   дать подробную характеристику отдельным способам обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих  методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой  проблеме; методы изучения, обобщения  и анализа существующих нормативно-правовых актов.

Объектом исследования являются порядок применения обеспечения  уплаты таможенных платежей.

Предметом исследования выступают  правовые нормы, регулирующие порядок  применения обеспечения уплаты таможенных платежей, а также правоприменительная  практика по данной проблематике.

Работа  состоит из введения, двух глав, разбитых на подпункты, заключения и списка используемых источников.





















ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВ

1.1. Понятие, назначение и правовое регулирование вопроса обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов

В ТК сохранилась сложившаяся еще в рамках национального таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза традиция, предполагающая детальную регламентацию общественных отношений по обеспечению уплаты таможенных платежей и налогов. Так же как и в ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской Федерации (2003 года) и аналогичных законодательных актах Республики Казахстан и Республики Беларусь, в ТК обеспечение уплаты таможенных платежей стало предметом регулирования отдельной главы (ст. ст. 85 - 88 ТК). Такой подход отражает ту особую роль, которую играют обеспечительные меры в качестве гарантий законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Под уплатой таможенных пошлин, налогов понимается совершение плательщиком действий по внесению установленной суммы соответствующего таможенного платежа на определенный таможенным законодательством счет или в кассу таможенного органа. Сущность исполнения данной обязанности составляет совершение таким лицом действия, направленного на переход права собственности на принадлежащие ему денежные средства к государству. Публично-правовая природа данной обязанности не исключает гражданско-правового характера отдельных элементов механизма ее реализации, одними из которых и являются отдельные обеспечительные меры.

В ст. 85 ТК установлены общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, такие как основания применения обеспечительных мер, условия освобождения от обязательств по обеспечению уплаты таможенных платежей, субъекты применения обеспечительных мер, условия возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит обеспечению в следующих случаях:

·   применение таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке товаров (глава 32 ТК);

·   изменение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 83 ТК);

·   помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (глава 35 ТК);

·   выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК);

·   иные случаи, предусмотренные ТК, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, содержащийся в п. 1 ст. 85 ТК перечень оснований для применения обеспечительных мер является открытым, т.е. может дополняться ТК, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Так, в дополнение приведенного перечня в силу ТК обеспечение уплаты таможенных пошлин производится в случаях:

·   включения юридического лица в реестр таможенных представителей при условии, что у таможенного представителя обязанность по внесению таможенных платежей возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов;

·   включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков;

·   присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора;

·   отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения в отношении товаров;

·   помещения товаров под таможенную процедуру при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения;

·   выпуска товаров в случае, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки;

·   выпуска до подачи таможенной декларации товаров, определенных в ТК.

Рассматривая национальный уровень правового регулирования, следует также отметить основания применения обеспечительных мер, не предусмотренные ТК. В России кроме случаев, предусмотренных в ТК и в международных договорах, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях:

·   условного выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

·   выпуска товаров при проведении дополнительной проверки;

·   помещения товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза;

·   осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", как и ТК, предусматривает открытый перечень оснований для применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу п. п. 5 и 7 ч. 2 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела в случаях, предусмотренных названным законом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим законом, иными федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

В Республике Казахстан кроме случаев, предусмотренных ТК и международными договорами, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях:

·   замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами;

·   периодического таможенного декларирования;

·   осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика или таможенного представителя.

В Республике Беларусь, так же как и в Российской Федерации, законодатель пошел по пути установления открытого перечня оснований применения обеспечительных мер. В силу п. 2 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь исполнение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов до наступления срока исполнения налогового обязательства по их уплате обеспечивается: в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Поскольку сам институт обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов имеет гражданско-правовые корни, соответствующие нормы таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза содержат отдельные диспозитивные нормы, предусматривающие возможность применения обеспечительных мер в зависимости от воли участников таможенных правоотношений. Так, в силу ч. 3 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено для целей выпуска товара в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства и (или) счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.

В п. 2 ст. 85 ТК предусмотрены обстоятельства, при которых обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется. Например, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения. Данный перечень также является открытым и допускает иные случаи, предусмотренные ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. В этой связи следует отметить, что аналогичные нормы закреплены и в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, например, в силу п. 4 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляют в эквиваленте менее пятисот евро по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, если иное не установлено Таможенным кодексом Республики Беларусь;

2) в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

В правоотношениях, связанных с обеспечением уплаты таможенных пошлин и налогов выделяют активный (лицо, на которое может быть возложена соответствующая обязанность) и пассивный (лица (таможенные органы), которым предоставляется такое обеспечение) субъекты.

Лицом, производящим обеспечение уплаты таможенных платежей, является плательщик. Однако предусматривается и исключение, связанное с установлением дозволения, в силу которого обеспечение уплаты таможенных платежей может быть произведено и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых применяются обеспечительные меры, если иное не установлено ТК.

Лицами, предоставляющими такое обеспечение, признаются таможенные органы, осуществляющие выпуск товаров. В частности, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться:

·   таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения - при применении процедуры таможенного транзита при перевозке товаров в силу;

·   нескольким таможенным органам государства - члена Таможенного союза в случае принятия таможенными органами генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

При определении пассивного участника правоотношений по обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов (таможенного органа) также следует учитывать положения главы 3 ТК, в которой установлен порядок взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, в том числе по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена Таможенного союза.[1] В данном случае следует учитывать положения Соглашения от 21 мая 2010 года "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров", в соответствии с которым таможенные органы государств - членов Таможенного союза взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом государства - участника данного Соглашения[2], принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему обеспечение.

Общие условия применения возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов:

·   исполнение обеспечиваемой обязанности;

·   отсутствие обеспечиваемой обязанности в связи с ее невозникновением.[3]

1.2. Виды способов обеспечения уплате таможенных платежей и налогов

Возможность применения мер, обеспечивающих уплату таможенных пошлин и налогов, - это важная гарантия исполнения юридических обязанностей, составляющих содержание таможенных правоотношений. Установленные в п. 1 ст. 86 ТК способы обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей представляют собой индивидуально-правовые гарантии формирования у плательщика имущественной заинтересованности в надлежащем исполнении своих обязанностей. Так, наличие такой заинтересованности обусловлено тем, что при нарушении обеспечиваемой обязанности уплата таможенных пошлин и налогов производится за счет предоставленных в обеспечение денежных средств или иного имущества, либо на плательщика возлагаются дополнительные обременения.
         В случаях, предусмотренных ТК, международными договорами, иными актами Таможенного союза, национальным законодательством государств - членов Таможенного союза, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Порядок и общие условия обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленные в главе 12 ТК, в целом соответствуют тому порядку обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и иных обязательных платежей, который предусмотрен в национальном законодательстве о налогах и сборах государств - членов Таможенного союза.

Рассматриваемый институт изначально был заимствован из гражданского права, для которого он является традиционным со времен Древнего Рима. Об этом свидетельствуют такие обеспечительные меры, как банковская гарантия, залог имущества и поручительство, к которым гражданское законодательство применяется в субсидиарном порядке. В связи с гражданско-правовыми корнями рассматриваемого института для главы 12 ТК характерна большая степень диспозитивности, нежели для других институтов таможенного права, о чем в частности свидетельствует п. 2 ст. 86 ТК, в соответствии с которым плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

В ст. 86 ТК конкретизированы отдельные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Так, в п. 1 указанной статьи предусматриваются следующие обеспечительные меры:

1) внесение денежных средств (денег);

2) банковская гарантия;

3) поручительство;

4) залог имущества.

Данный перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является открытым, поскольку законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Российское и белорусское таможенное законодательство дополнительных обеспечительных мер не предусматривает. Отдельного упоминания заслуживает Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в п. 1 ст. 144 которого помимо названных способов обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрена дополнительная обеспечительная мера - страхование. Особенности ее применения закреплены в ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Все способы обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин и налогов, как предусмотренные в ТК, так и установленные национальным таможенным законодательством одного из государств - членов Таможенного союза, следует разделить на две группы:

1) обеспечительные меры, связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества);

2) обеспечительные меры, предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство, применительно к Республике Казахстан - страхование).

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов может предоставляться в денежной (депозит) или натуральной (залог) форме. При предоставлении обеспечения в денежной форме могут использоваться как безналичные расчеты (общее правило), так и в исключительных случаях - наличные денежные средства.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ СПОСОБОВ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВ

2.1. Денежный депозит

Денежный депозит является одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов и описывается в ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов вносятся на счет Федерального казначейства.

Денежный депозит может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа.

Проценты на сумму денежного депозита не начисляются.

При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным депозитом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного депозита в порядке, установленном Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

 При исполнении или прекращении обязательства, обеспеченного денежным депозитом, либо если такое обязательство не возникло, денежный депозит подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. В случае утраты таможенной расписки таможенный орган, ее выдавший, на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), выдает дубликат таможенной расписки.

Денежный депозит может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным депозитом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий:

1) если обязательства по товарам исполнены или прекращены;

2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам.

Остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного депозита подлежит возврату либо зачету в счет авансовых платежей.[4]

2.2. Банковская гарантия

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее - Реестр).

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности[5], гражданского законодательства Российской Федерации[6] и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Банковская гарантия должна быть безотзывной. В ней должны быть указаны:

1) обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

2) право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии;

3) обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза;

5) срок действия банковской гарантии.

Срок действия предоставленной банковской гарантии не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом гаранту требования по банковской гарантии в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией.

Банковская гарантия на момент ее представления в таможенный орган должна вступить в силу. Допускается принятие банковской гарантии до ее вступления в силу при условии, что банковская гарантия предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления банковской гарантии в силу не превышает 15 дней. Такая банковская гарантия используется в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов после вступления ее в силу.

Плательщик при выборе банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов представляет в таможенный орган с сопроводительным письмом банковскую гарантию. Она также может быть представлена в таможенный орган банком, иной кредитной или страховой организацией, которые выдали банковскую гарантию. Вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий представляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию. В случае если указанные документы ранее представлялись в таможенный орган, дополнительного их представления не требуется.

Банковская гарантия рассматривается таможенным органом в течение трех рабочих дней со дня ее поступления.

В случае приема банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенный приходный ордер.

В случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган информирует об этом лицо, представившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, в течение трех рабочих дней со дня ее поступления.

Возврат банковской гарантии осуществляется таможенным органом на основании письменного заявления плательщика при условии, что таможенный орган удостоверится в исполнении, прекращении обеспеченных обязательств, либо при условии, что такое обязательство не возникло. Допускается вместо возврата банковской гарантии направление таможенным органом гаранту письма об его освобождении от обязательств в связи с отказом таможенного органа от своих прав по банковской гарантии.

Срок рассмотрения письменного заявления плательщика таможенных пошлин и налогов не должен превышать пять рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае отказа в возврате банковской гарантии таможенный орган в указанный срок в письменной форме информирует об этом плательщика с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной или страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела[7].

 

2.3. Поручительство и залог

 

Поручительство

Поручительство оформляется посредством договора поручительства между таможенным органом и поручителем. К правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, выполнением обязательств, обеспеченных поручительством, представлением поручителю требования, прекращением поручительства, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации[8] и Федерального закона «О таможенном регулировании Российской Федерации»[9].

При выборе плательщиком поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

Вместе с указанным предложением нужно предоставить в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, а также согласие плательщика с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Проект договора поручительства должен содержать следующие положения:

·   плательщик таможенных пошлин и налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства;

·   срок действия договора поручительства не превышает двух лет.

1) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям[10], определяемым Правительством Российской Федерации;

2) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты представления указанной банковской гарантии.

В случае заключения договора поручительства таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин и налогов таможенный приходный ордер.

В случае отказа в заключении договора поручительства таможенный орган информирует об этом лицо, предложившее заключить договор поручительства, с указанием причин, послуживших основанием для отказа в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.

Залог имущества

Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин и налогов. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита залог имущества может быть представлен также иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

К правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации[11] и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской

 Федерации»[12].

Предметом залога может быть имущество, которое в соответствии со ст. 336 Гражданского Кодекса РФ может являться предметом залога, за исключением:

1) имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

2) имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

3) товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;

4) электрической, тепловой и иных видов энергии;

5) предприятий;

6) имущественных прав;

7) ценных бумаг;

8) космических объектов;

9) залога товаров в обороте;

10) продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;

11) имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда.

Для определения рыночной стоимости предмета залога осуществляется оценка предмета залога в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением предоставляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, а также документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий.

Проект договора о залоге имущества должен содержать следующие положения:

1) последующий залог имущества, заложенного для обеспечения обязательств перед таможенными органами, в течение срока действия договора о залоге имущества не допускается;

2) лицо, которому принадлежит заложенное имущество (залогодатель), не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа;

3) залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенному органу;

4) залогодатель производит оценку предмета залога за свой счет;

5) залогодатель и таможенный орган пришли к соглашению об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке в случае неисполнения обязательств, обеспеченных залогом имущества;

6) замена предмета залога допускается с письменного согласия таможенного органа другим равным по стоимости имуществом, что оформляется дополнительным соглашением к договору о залоге имущества;

7) в случае обращения взыскания на предмет залога расходы на его реализацию покрываются за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, а при их недостаточности - за счет залогодателя.

Договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов более чем на 20 процентов.

Договор о залоге имущества может заключаться с оставлением предмета залога у залогодателя, если у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога не будут соблюдены, или с передачей заложенного имущества таможенному органу.

Предложение заключить договор о залоге имущества рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

При заключении договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер.

В случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа в течение 15 рабочих дней.

При неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества.

Все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из базовых институтов экономики. Обеспечение уплаты таможенных платежей - важная гарантия исполнения обязанностей, установленных ТК ТС. Таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК ТС, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.

Подробная регламентация  этого вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения  уплаты таможенных платежей в обеспечении  законности в таможенной сфере, а  также в реализации фискальной функции  таможенного регулирования.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежные средства (деньги), банковская гарантия, поручительство, залог имущества.

Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей денежными  средствами, представляет собой внесение денежных средств на счет таможенного  органа применяется по выбору плательщика.

Внесение денежных средств  производится в кассу или на счет таможенного органа. Денежный залог  принимается в валюте РФ или в  иностранной валюте, курс которой  котируется Центральным банком РФ.

Банковской гарантией  признается письменное обязательство  банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта), принятое на себя по просьбе  другого  лица (принципала), по которому гарант должен уплатить кредитору принципала (бенефициару) определенную денежную сумму  при наличии предусмотренных  данным обязательством условий и  при предоставлении бенефициаром письменного  требования об ее уплате.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства  полностью или в части. Обеспечительный  характер поручительства проявляется  в том, что при нарушении обязательства  кредитор имеет возможность предъявить свои требования не только к должнику, но и к поручителю, что значительно  повышает вероятность надлежащего исполнения обязательства.

Залог является одним из наиболее эффективных способов обеспечения  исполнения обязательств. Его сущность состоит в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения его должником  получить удовлетворение из стоимости  заложенного имущества преимущественно  перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

ТК ТС предусматривает  возможность расширения перечня  на уровне норм национального законодательства. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность  установления на уровне национального  законодательства иных случаев, когда  обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. При  этом законодательством государств ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения, которых нет  в российском законодательстве. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей и валюта, в которой оно вносится, будут определяться национальным законодательством, поскольку имеются существенные различия в сфере гражданского права  и банковского законодательства государств ТС.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой  специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.
         Таким образом, можно сделать вывод, что наличие вышеуказанных обеспечительных мер позволяет обеспечить уплату значительных таможенных платежей. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные и правовые акты

1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (ред. от 16.04.2010);

2. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»;

3. Таможенный Кодекс Республики Беларусь

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014);

5. Соглашения от 21 мая 2010 года «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»;

6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.12.2014) «О банках и банковской деятельности»;

8. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 N 717 «О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»;

9. Приказ Минфина России от 10.10.2011 N 126н (ред. от 18.09.2014) «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»;

Научная и учебная литература

10.  Бакаева О.Ю. Таможенное  право России. М.: Юристъ, 2010. – С. 504;

11.  Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник. — М.: Дашков и К, 2010. –С. 839;

12.  Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2004 – С. 365;

13.    Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. -М.: РИО РТА, 2006. – С. 411

14.    www.consultant.ru – Электронная версия «Консультант +»

15.    www.vch.ru – Виртуальная таможня


[1] Таможенный Кодекс Таможенного Союза, п. 5 ст. 85

[2] Соглашения от 21 мая 2010 года «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»

[3] Таможенный Кодекс Таможенного Союза, п. 6, ст. 85

[4] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,     ст. 146

[5] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.12.2014) "О банках и банковской деятельности"

[6] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014), ст. 368

[7] Приказ Минфина России от 10.10.2011 N 126н (ред. от 18.09.2014) «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»


[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014), ст. 361

[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014), ст. 334

[12] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,     ст. 146



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!