Производство стали и чугуна и их применение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    350,85 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производство стали и чугуна и их применение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Финансы

Студентки: Лепик Юлии Евгеньевны

Группа № Зб-ЭФК 301           Курс № 3

Тема: Государственная финансовая поддержка развития малого бизнеса

Факультет: экономики

Специальность: финансы и кредит

Отделение: заочное

Научный руководитель:Иванова Елена Владимировна

                                              

Поступила работа                  Допуск к защите          Защита работы

                                                                   Оценка

                                                                           Подпись преподавателя




Омск – 2016 – 2017 г.

Оглавление

Введение. 3

1. Теоретические основы государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса. 5

1.1.Сущность, цели и задачи малого предпринимательства. 5

1.2. Основные способы и направления государственной финансовой  поддержки  7

2. Анализ государственной финансовой поддержки малого бизнеса на региональном уровне. 12

2.1. Состояние малого бизнеса в Омской области. 12

2.2. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства в регионе  14

3. Основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса. 19

Заключение. 27

Список литературы.. 29







ВВедение


На фоне глобальных экономических перемен и изменений малый бизнес является одним из приоритетных направлений развития российской экономики. Неблагоприятные факторы и несовершенный механизм государственной защиты, которые формируют деловую обстановку, утверждают о необходимости поиска внутренних источников развития, эффективных методов управления.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях нашей действительности необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого бизнеса, для чего необходимо оптимальная и эффективная система государственных органов, осуществляющих государственное управление малым бизнесом. 

Целью курсовой работы является изучение особенностей государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса.  

Объект курсовой работы – малый бизнес.

Предмет  – система государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. 

Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели следующие: 

1. Выявить и охарактеризовать понятие и сущность малого бизнеса как объекта государственного регулирования; 

2. Оценить состояние малого бизнеса в России и Омской области; 

3. Охарактеризовать систему государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса в РФ в целом и в конкретном регионе.

Исследованность темы относительно высокая, так как большинство информации о государственном управлении малым бизнесом предоставлена в открытом доступе, которая содержится в различных источниках.

Цели и задачи работы обусловили её структуру. Курсовая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Во второй главе на примере Омской области показана роль региональной составляющей поддержки в развитии малого бизнеса.

Третья глава направлена на выявление существующих проблем и предложение возможных решений по совершенствованию государственной финансовой поддержки сферы малого бизнеса.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использованы следующиеметоды: экономические методы, аналитические методы, методы статистической обработки информации, графические методы.

Теоретическую базу написания курсовой работы составили труды отечественных авторов в сфере государственной поддержки малого бизнеса,  монографии, периодические научные печатные издания, сборники статей, научные доклады, материалы научных конференций и семинаров, информационно-аналитические материалы, национальные нормативно-правовые акты, данные Росстата, Омскстата, материалы интернет-ресурсов.














         1. теоретические основы государственнойфинансовой поддержки развития малого бизнеса


1.1.Сущность, цели и задачи малого предпринимательства


Важнейшая особенность развития мировой экономики XXI века − небывалый рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства и резкое повышение его значимости. Развитие малого предпринимательства в настоящее время является одним из ключевых факторов роста эффективности производства и в России

Субъекты малого и среднего бизнеса способны оперативно заполнять ниши в сфере производства потребительских товаров и оказания услуг населению. Малое предприниматель­ство − это форма организации деловой активности физических и юридических лиц [5, с. 3]. Такая форма позволяет выражать людям свой творческий потенциал и од­новременно с этим зарабатывать на жизнь. Снижается уровень безработицы и повышается уровень занятости населения, товарная масса на рынке растёт, коли­чество рыночных услуг также увеличивается, расширяется ассортимент. Малый бизнес способен быстро окупаться и создавать на рынке здоровую конкуренцию, приносить дух предпринимательства, тем самым дополнительно стимулировать прочих продавцов на рынке. Малые и средние предприятия способны эффективнее проти­водействовать монополизму, благодаря чему на рынке появляется многообразие форм собственности. На рынке также активизируется инвестиционная деятель­ность, и начинается активный перелив финансовых средств в сферу малого биз­неса.

Если говорить о малом бизнес в России, то сейчас он находится на стадии своего становления. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, показатель развития малого бизнеса в РФ составляет только 20%, в странах же Западной Европы, Китая и СШАданный показатель достигает более 50% [8, с. 47]. Это говорит о том, что Россия, к сожалению, пока что не воспринимает малый бизнес как двигающую силу экономики. Од­нако стоит отметить, что с каждым годом популярность малого предпринима­тельства в России растёт. Всё большее число физических лиц стремятся открыть своё собственное дело и зарабатывать на жизнь, будучи не наёмным работником, а собственником.

С правовой точки зрения в России существует федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором чётко прописаны все критерии отнесение предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса [1] (таблица 1).

Таблица 1 − Критерии отнесение предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса


микропредприятия

малые         предприятия

средние   предприятия

1. предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах1)


120 млн руб.



800 млн руб.



2000 млн руб.


2. Средняя численность работников

до 15 чел.

до 100 чел.

от 101 до 250 чел.

3. Доля участия иностранных организаций в уставном капитале фирмы


не более 49%

1) Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства» № 265 от 04.04.2016. Вступило в действие с 01.08.2016.

Необходимо отметить, что критерии в России отличаются от критериев отнесения предприятий к категории малых за рубежом. Например, в США к малым относятся предприятия:

1) зарегистрированные в США или Канаде;

2) выручка от продаж которых не превышает 25 млн долл. США;

Таким образом, в основе установления критериев отнесения предприятий к категории малых в США лежит стоимостной подход.

С экономической точки зрения малый бизнес − это институциональные хозяйствующие единицы, которые решают в обществе задачи экономического ха­рактера, выполняя определенные функции, благодаря чему увеличивают благо­состояние всего общества в целом [10, с. 44].

В российских условиях субъекты малого бизнеса отличаются своими специфическими чертами: низким уровнем инновационности, высокой криминализацией, высокой зависимостью от внутреннего спроса, дефицитом финансирования, неустойчивостью субъектов малого и среднего бизнеса [12, с. 90].

Малый и средний бизнес является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Он способствует развитию конкуренции, ведет к насыщению рынка потребительскими товарами и услугами, эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, в данной среде создается важная прослойка общества − средний класс. Сектор малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Он осваивает, как правило, экономические ниши, непривлекательные для крупного бизнеса.

Из вышесказанного следует однозначный вывод о том, что развитие мало­го и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономическо­го роста страны, состояние занятости её населения, качество и структуру вало­вого национального продукта, что обуславливает важность этого сектора пред­принимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.

 

1.2. Основные способы и направления государственной финансовой поддержки


В Российской Федерации сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства, включающая в себя широкий круг инструментов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки.

На федеральном уровне реализуется ряд масштабных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, основнымииз которых выступают программа Минэкономразвития России, программа льготного кредитованияГК «Внешэкономбанк» и программа гарантийнойподдержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий»(Агентство кредитных гарантий).

К настоящему моменту в России прошли апробацию меры и инструменты поддержки малыхи средних предприятий, нашедшие широкоеприменение в зарубежных странах, обладающихмноголетним опытом поддержки малого и среднего предпринимательства. К числу таких инструментов можно, в частности, отнести предоставление грантов на начало собственного дела,создание бизнес-инкубаторов и технопарков,предоставление микрозаймов и гарантий по кредитам, инструменты информационно-консульта-ционной поддержки предпринимателей.

Ключевым звеном в существующей системеподдержки малого бизнеса занимает программа Министерства экономического развитияРоссии. По данной программе на основе конкурса деньги из бюджета Федерации делят между регионами, для проведения мероприятий по поддержке малых и средних предприятий на территории определенного региона из регионального бюджета. Все субъекты Российской Федерации принимают участие в данной программе (рис. 1).

В 2015 г.программе Минэкономразвития России исполнилось 10 лет. Размер финансирование из бюджета Федерации за время работы программы увеличился в 12 раз.

Рисунок 1 − Финансирование программы в 2005-2016 гг.  [17]

В результате снижения финансирования Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидии субъектам Российской Федерации значительно сокращены, по сравнению с 2015 годом( ~ на 30% ) (таблица 2).

Таблица 2 − Финансирование Программы в 2016 году [17]


Субсидии на поддержку МСП

Софинансирование объектов капитального строительства

Объем бюджетных ассигнований
федерального бюджетавсоответствии
с государственной программой РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»

14,8 млрд. рублей

1,9 млрд. рублей

Сокращенный Минфином России объем,представленный в проекте Закона о бюджете на 2016 год

11,2 млрд. рублей

1,66 млрд. рублей

Предусмотрено ФНС на ведение реестра МПС

0,6 млрд. рублей

-

Предусмотрено Росмолодежина программу«Ты-предприниматель»

0,25 млрд. рублей

-

Итого к распределению

10,6 млрд. рублей

1,66 млрд. рублей


Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в такомформате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как:

−   льготные налоговые режимы;

−   упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;

−   льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;

−   отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;

−   финансовая поддержка бизнесов;

−   иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.

Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах(как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многоезависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации большийприоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, вдругих − металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды,деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типичноинновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержкуоснователи «стартапов», основной бизнес-идеей которых является, как правило, созданиесовершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.

В 2016 от государства можно получить следующую поддержку:

1)   Гранты, для начинающих малый бизнес. Был увеличен размер выплаты субсидии. В 2015 году данная субсидия составляла 300000 руб., а в 2016 уже составляет 500000 руб. Денежный средства предоставляются на основе конкурса, для надобности ведения бизнеса, исключая на выплату заработной платы и аренду помещения..

2)   Поддержка для приобретения основных средств. В 2016 году можно получить 5000000 на бизнес, который в дальнейшем позволит увеличить рабочие места, налоговые поступления и повысить значимость малого бизнеса. Для получения такой субсидии необходимо подготовить и защитить проект по развитию своего бизнеса и предоставить пакет документов для комиссии.

3)   Субсидия от Центра занятости. Для открытия и развития маленького предприятия можно получить 58800 руб.

4)   Компенсация полученных кредитов. Для того, чтобы получить компенсацию необходимо предоставить бизнес-план и пакет документов, далее выносят решение о покрытии некоторой процентной ставки по кредиту. Сумма может составить до 15000000 руб.

5)   Поддержка незащищенным категориям общества. Субсидию 1500000 могут получить на развитие своего бизнеса выпускники интернатов, инвалиды, матери или отцы-одиночки, освободившиеся из тюрем.

6)   Переквалификация и стажировка за счет государственных средств (полное или частичное покрытие расходов).

7)   Бизнес-инкубаторы. Помощь в составлении бизнес-плана, для получения субсидии, помощь в расширении помещений и складов.

8)   Помощь в ведении налогового и бухгалтерского учета на безвозмездных условиях.

9)   Развитие инновационных технологий. Максимум можно получить 2500000 руб. на покрытие расходов на продвижение нового продукта, получение на него лицензии и патента.

На практике помощь предприятиям, могутоказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного родаорганизации и фонды, которым отведена такая роль.

Таким образом, положение и значимость малого бизнеса в рыночной экономике определяется его функционалом и реальным вкладом в развитие общества. Малый бизнессегодня является «базисным развитием»  всех процессов,которые проистекают в экономике. Он, как отрасль и сфера социальной экономической иполитической жизни, становится основой устойчивого развития экономики любой страны.

2.Анализ государственной финансовой поддержки малого бизнеса на региональном уровне


2.1.Состояние малого бизнеса в Омской области


Увеличение количества малых предприятий и численности работающих на предприятиях данного экономического сектора, а также увеличение количества инновационных товаров, утверждает опрогрессе и роли малого предпринимательства в Омской.

Развитие малого бизнеса в Омской области имеет большое значение для инвестиционной привлекательности экономики. Поэтомуинтерес вызывают малые предприятияОмской области по различным видам деятельности (рис. 2).

Рисунок 2 − Структура малых и средних предприятий видам деятельности [Сост. автором по:13]

В Омской области отраслевая структура распределения предприятий малого бизнеса остается почти неизменной на протяжении многих лет. В 2016 г. действовало 52,92%  от общей численности малых предприятий вторговой сфере, в сфере ремонта транспортных средств, мотоциклов, изделий быта, а также предметов личного пользования, в обрабатывающих производствах – 6,80%, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг  – 16,36%,  в строительстве  – 4,12%.

В сравнении с другими округами, Сибирский федеральный округ находится на 3-м месте по количеству малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В 2014 году Омская область заняла 5-е место по СФО по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей. Рейтинг по городам Сибирского федерального округа предоставлен в таблице 3.

Таблица 3 − Рейтингсубъектов РФ в Сибирском федеральном округе по количеству малых предприятийи ИП (по состоянию за 2014 год) [13]

Количество предприятий и ИП

Средняя численность работников

Рейтинг по средней численности

Сибирский федеральный округ

701 035

1 462 446

Новосибирская область

130 450

316 042

1

Красноярский край

237 175

2

Кемеровская область

79 308

187 338

3

Алтайский край

91 063

172 806

5

Омская область

80 994

158 334

6

Иркутская область

79 622

182 812

4

Томская область

37 297

78 459

7

Республика Бурятия

32 503

43 672

8

Республика Хакасия

21 765

27 679

10

Забайкальский край

26 264

41 405

9

Республика Алтай

6 869

10 847

11

Республика Тыва

5 824

5 879

12

 

 





2.2. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства в регионе


В 2007 году Правительство области сформировало некоммерческую организацию - «Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства», целью этой организации является предоставлениеодинакового доступа для малых и средних организаций к кредитным и другим различным ресурсам. Были проведены работы по усовершенствованиюведения бизнеса.Особое внимание уделялось снятию административных барьеров и совершенствованию налогового законодательства.

В результате комплекса мер поддержки в 2015 году помощь была оказана 215 новым проектам на сумму около 190 млн.руб.

При этом,на первом месте оказывалась помощь малым предприятиям, которые обновляют основные фонды, вводят новейшие современные технологии, выпускают конкурентоспособную высококачественную продукцию, в том числе экспортно-ориентированную. Поддержку на продвижение собственных предметов торговли на межрегиональные и международные рынки получили более чем 550 предприятий.

Особое внимание уделялось предпринимательству молодого поколения:111 молодых бизнесменов получили поддержку в виде гранта на сумму более чем 35 млн.руб., 85 индивидуальных предпринимателей воспользовались субсидиями на сумму более 150 млн.руб.

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) приведен на рис.3.

Рисунок 3 − Оборот малых предприятий, млн. рублей (без микропредприятий) [Сост. автором по: 13]

В ходе всего периода наблюдения замечается рост оборота малых предприятий, за исключением последнего года, что связано с финансовым кризисом 2014 года.

Вышесказанное позволяет сделать вывод одостаточно грамотной политике Омской области в отношении малых предприятий.

В Омскойобласти удерживается положительная тенденция развития малого и среднего предпринимательства. Согласно материалам Федеральной службы государственной территориальной статистики по Омской области, с 2014 годав регионе осуществляет деятельность более 70 тыс. субъектов предпринимательства. Наэтих субъектах трудится свыше 26% экономически активного населения региона,они обеспечивают трудовую занятость для 280 тыс.человек.

Достижение таких результатов стало возможным благодаря применению в Омском регионе целого комплекса мер поддержки малого и среднего бизнеса:

-  принятие Закона Омской области от 17 октября 2008 года N1076-03 «Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области»;

создание Межведомственной Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Омской области, служащим для устранения споров, которые связаны с развитием и усовершенствованием малого  и среднего бизнеса. Система нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Омской области представлена на рис. 4.

Скругленный прямоугольник: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Закон Омской области от 17.10.2008 № 1076-ОЗ "Об отдельных вопро-сах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на тер-ритории Омской области"
 





















Рисунок 4 − Система нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Омской области[18]

В Омской области финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнесапостояннопроводилась согласно долгосрочным целевым-результативным программам.

В 2014 году на поддержку малого предпринимательства направили более чем 385 млн.руб. (из них 222 млн.руб. – федеральные средства).

На сегодняшний день на территории Омской области
действует государственная программа Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» Экономическое развитие в 2014-2020 годах (постановления Правительства Омской
области от 16.10.2013 №266-п). В рамках данной программы создана подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области».

По программе «Развитие малого и среднего предпринимательства» всеобщаявеличина финансирования составляет 3млрд. руб, а поподпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области»величина финансирования с помощьюобластного бюджета составляет 1,5 млрд. руб. Финансирование по годам представлено в таблице 4.

Таблица 4 − Распределение финансирования подпрограммы по годам [1]

Год

Средства областного
бюджета, тыс. руб.

Средства федерального
бюджета тыс. руб.

Всего, тыс. руб.

2015

93 937 101,47

222 824 482,00

316 761 583,47

50 683 372,76

138 708 659,00

189 392 031,76

2017

 46 163 813,62

 0,00

46 163 813,62

2018

47 787 916,22

 0,00

47 787 916,22

2019

172 268 816,17

50 000 000,00

222 268 816,17

2020

198 423 816,17

50 000 000,00

248 423 816,17

Итого

777 579 958,64

696 402 572,00

1 473 982 530,64


Базисной работой, равным образом, также является предоставление микрозаймов и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2014 году возросло общее количество предоставленных  займов и поручительств. В виде займов, по итогам 2014 года,были получены 20,4 млн.руб. Динамика предоставления займов показана на рис.5.

Рисунок 5 –Динамика количества выданных микрозаймов за

2012-2015 годы[[Сост. автором по: 21]

В 2015 году финансовая поддержка на развитие малого и среднего бизнеса возросла в 2 раза. Практически в 2,5 раза увеличилось количество получателей субсидий. За помощью, в виде финансовой поддержки, поступило 62 заявки, из которых, 26 – от омских представителей и 36 – из 19-ти районов.

В 2015 году Омской области проведены конкурсы по предоставлению субсидийсубъектам малого и среднего предпринимательствана арендную оплату, ремонт, покупку помещения, покупку оборудования, покупку мебели и материалов, на оснащение зданий и сооружений, на подготовку и обучение персонала. Поддержку получили 24 субъектапредпринимательства. Из них 14 субъектов из города Омска, а 10 из Любинского, Азовского, Омского,Исилькульского, Муромцевского и Нижнеомского районов. Этими субъектами было создано 372 рабочих места.

3. Основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса


В России намного меньше малых и средних предприятий, по сравнению с зарубежными странами. Поэтому развивать и поддерживать малый и средний бизнес становится главнейшим направлением.

Более доступным способом поддержки малых и средних предприятий в России является предоставление субсидий, которыми могут воспользоваться организации младше 2-х лет на компенсацию совершенных расходов, на начальных шагах этими средствами воспользоваться невозможно. Поэтому, предпринимателям недостаточно собственных средств и они обращаются в банк, с целью получить кредит. При этом, процентные ставки – высокие (30% и выше), также необходимо, чтобы имелось имущество в залог, расчетный счет в банке, который выдает кредит и поручительство третьих лиц. Это приводит к тому, что посчастливится  получить всего 10 или 15% от нужной суммы денег.

Те малые и средние предприятия, которые проходят первый этап развития находятся в зависимости с другими негативными отрицательными факторами.

Еще в 2012 году был проведен опрос «Опорой России», который показал, что руководители предприятий считают более крупными проблемами в развитии малых предприятий: налоги, законодательство, инфляцию, пониженный доступ к персоналу и пониженный доступ к финансам. Данные социологического опроса предоставлены в таблице 5.

Таблица 5 – Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России[20]

Значимость

Главные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация

5

Дефицит, поставки

6

Высокая % ставка за кредит и сложность в его получении

7

Неплатежеспособность клиентов и партнеров

8


Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Коррупция, взятки, действия властей, ЦБ и Правительства

12

Трудность с арендой, недостаток помещений, площадей

13

Недостаточный опыт, культура, мало информации

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Плохое отношение к предпринимателям

















На сегодняшний день данные по социологическому опросу остаются неизменными. Следовательно, можно определить главные проблемы малого бизнеса в России: трудности в получении кредитов и их высокие % ставки, налоги и  нестабильность законодательства.

К значительным проблемам малого бизнеса также необходимо отнести присоединение России 22 августа 2012 года к Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Я считаю, что вступление во Всемирную Торговую Организацию это, несомненно, плюс. Это открывает для малых предприятий новые пути развития, но для их продвижения требуется на уровне России разработать систему развития малого и среднего бизнеса в условиях ВТО, развивать инновационную сферу, повышать эффективность использования сырья и энергии, а также создать доступ к получению кредитов, путем поддержки банков государством, это даст гарантию начальной финансовой обеспеченности малых и средних предприятий.Благодаря этому, будут появляться новые малые предприятия, следовательно, это приведет к экономическому развитию страны вцелом.

На региональном-областном уровне, первостепенной задачей в настоящее время также становится сбережение и развитие устойчиво-работающих предприятий, повышение и расширение их мощности и увеличение объемов выпускаемой продукции, создание и предоставление дополнительных мест работы.

Ввиду этого, Министерством экономического развития и торговли были определены основные-ведущие направления государственной поддержки малого исреднего предпринимательства в Омской области, которые представлены на рис. 6.

 









Рисунок 6 − Основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства[16]

Развитием и созданием информационной среды для малых предприятий занимается Сеть Евро Инфо Центров. В Омской области действует Региональный Интегрированный Центр – Омская область, который оказывает информационно-консультационные услуги по поддержке предприятий, заинтересованных в развитии делового сотрудничества с предприятиями регионов России, а также стран Евросоюза, на данный момент, услуги центром оказываются бесплатно.

Главной задачей для развития региона остается изменение устоявшейся
структуры малых и средних предприятий по видам экономической деятель-
ности. Большая доля предприятий малого и среднего бизнеса относится к
сфере торговли и услуг. Решение задач с помощью программ поддержки создает условия для развития малых предприятий в таких сферах как промышленность, производство и переработка сельхозпродукции, жилищное коммунальное хозяйство и другие.

На социальных и экономических показателях региона, таких как: снижение безработицы, увеличение налоговых поступлений и др. положительно отражается увеличение доли малого предпринимательства.

В Омской области действуют большое количество агентств и фондов, которые совершают, в различной форме и видах, поддержку предпринимателей, в том числе и малых, которые функционируют на территории Омскойобласти. Региональный фонд по поддержке малого бизнеса в Омске и Омской области является важнейшим сре­ди них.

Региональный Омский фонд по поддержке малого бизнеса был основан в августе 2007 года. Его основными целями являются:

- поддержка малого предпринимательства, выражаемая в оказании консультационных и информационных услуг;

- развитие системы кредитования субъектам малого и среднего предпринимательства;

- развитие системы по поручительствами обязательствам;

-привлечении инвестиций;

- побуждение усовершенствования инноваций в бизнесе и изучение новых технологий;

- развитие инфраструктуры финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Миссией регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства является - становление и развитие предпринимательства Омской области.

С инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно ознакомиться в таблице 6.



Таблица 6 − Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [18]

Наименование организации

Поддержка в виде

Адрес

Омскийрегиональный фонд поддержки малого предпринимательства

Поручительства по кредитным договорам;

644007, г. Омск, ул. Булатова, д. 100

Некоммерческая унитарная организация "Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства"

Предоставляют финансовые микрозаймы

г. Омск, ул. Булатова, д. 100

Бюджетное учреждение Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор»

Поддержка в виде консультации и информирования, способствование благополучного установления делового сотрудничества с зарубежными странами

г. Омск, ул. Чапаева, д. 111

Омская Региональная общественная организация "Центр инноваций социальной сферы"

Объединение организаций и граждан, занимающихся социальным предпринимательством;

Поддержка в виде консультации(образовательной, информационной, методической и правовой);

Повышение развития социальных предпринимателей

г. Омск, ул. Чапаева, д. 111

Омский региональный парк информационных технологий

Развитие информационных технологий, создание новейших предприятий ИТ-отрасли

г. Омск,пр-т.Комарова, д.21, корпус 1

Центр поддержки экспорта Омской области

Помогает предприятиям выйти на международный рынок;

Поддержка в виде консультации и информирования

г. Омск, ул . 70 лет Октября, д. 25, корпус 2

Региональный интегрированный центр

Помощь в повышении конкурентоспособности предприятия на международных, а также межрегиональных рынках

г. Омск, ул. 70 Лет Октября, 25,корпус 2



Использование всех указаний и мер по поддержке малого
и среднего бизнеса в комплексе, создаст положительную среду для
развития бизнеса на областной территории.

Большую важность для развития малых предприятий в любом регионе имеет система налогообложения, потому что на­логи играют не только фискальную, но и роль регулирования. Государство выбирает различные варианты налоговых инструментов, оно может илистимулировать или, наоборот, сокращать различные виды деятельности, их масштабы и  эффективность приме­няемых технологий, а также темпы их развития.

Актуальным, на сегодняшний день, остается вопрос о совершенствовании специальных налоговых режимов, которые охватывают зна­чительный контингент налогоплательщиков. Это, как правило, малые предприятия и микро-предприятия. Законодательство, вводя специальные налоговые ре­жимы, изменило некоторые отдельныесоставные части налогообложения и отменило ряд налогов в каждом конкретном налоговом режиме.

Рисунок 7 − Поступление налогов по спецрежимам от малого бизнеса в Омской области [Сост. автором по: 18]

Целью данных мер являлось: стимулирование предпринимательской активности, увеличения числа малых предприятий и расширения сферы их деятельности. Но на практике данные меры не достигли должного эффекта, а также появилось множество проблем по вопросам формирования налоговых баз, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Таким образом, на региональном уровне развитие малого и среднего предпринимательства является одним из факторов экономического и социального развития Омской области. Представители малого бизнеса работают во всех сферах экономики региона. Малые и средние предприятия создают новые рабочие места, увеличивают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, что является очень важным.

Я считаю, что поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, который является основным двигателем эконо­мики, выгодно всем: население получает расширенный ассортимент товаров по­требления и услуг (целевые направления малого и среднего бизнеса), а государство − рост экономической активности, рас­ширение и стимулирование внутреннего рынка сбыта, повышение уровня качества и жизни населения, и, одна из самых важных задач, повышение доходов местных бюджетов.
















заключение

 

В рамках данной курсовой работы курсовой работы были рассмотрены особенности государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса, изученосостояние малого бизнеса в России и Омской области.

По изученному материалу можно сделать вывод, что в России показатель развития малого бизнеса в составляет только 20%, в странах же Западной Европы, Китая и США данный показатель достигает более 50%.

ВОмской области увеличивается количество предприятий и наблюдается рост рабочей силы, а также повышается доля в общем объеме товаров и услуг. В 2014 году Омская область заняла 5-е место по СФО по количеству малых предприятий. Отраслевой структурой на протяжении нескольких лет является сфера оптовой и розничной торговли.

Поддержка и реализация предпринимательских инициатив, которые направлены на становление и развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время является одним из неотъемлемых условий развития современного государства.

В свою очередь, развитие малого предпринимательства требует форми­рования благоприятного экономического и политического климата в стране, а также нивелирования влияния отрицательных внешних факторов. Другими словами, в стране должны бытьсозданы возможности для развития малого бизнеса и  сформированы благоприятные предпосылки для этого.

Созданию благоприятных условий для развития малого и среднего на
территории Омской области способствует реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» в рамках государственной программы «Развитие экономического потенциала Омской области» Экономическое развитие в 2014-2020 годах.

Нормативно-правовой основой развития малого и среднего предпринимательства в Омской области является закон Омской области от 17.10.2008 № 1076-ОЗ "Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области"

Так же существуют и факторы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства в регионе. В их числе: недостаточное количество собственных оборотных средств,  высокая степень износа основных средств, дефицит квалифицированного персонала, ограниченность доступа к кредитным
ресурсам, отсутствие эффективных мер поддержки в процессе продвижения
инновационной российской продукции на рынки иностранных государств.

На сегодняшний день современные экономические условия таковы, что создавать малые предприятия, а тем более выводить их на определенный уровень конкурентоспособности становится сложнойзадачей. Этому противодействует целый ряд негативных факторов.

Недостаточный уровень конкурен­тоспособности малых предприятий, который затрудняет их деятельность наравне с крупными и средними компаниями, является одним из таких факторов, оказывающий отрицательное воздействие.

В настоящее время политика развития малого бизнеса в России предусматривает целый ряд мер, в числе которых совершенствование системы нормативно-правового регулирования, разработка целевых программ, рождение специализированных фондов по поддержке малого бизнеса, которые финансируются из бюджета государства и другие.

Однако остается еще целый ряд факторов, так или иначе ограничивающих развитие малого бизнеса в стране, а именно, «нестабильность» налого­вого законодательства,недостаточность финансирования, затрудненность доступа к рынкам сбыта, администра­тивные барьеры.

Следовательно, основная и главная задача государства в направлении финансовой поддержки и развития малого бизнеса должна основываться на разумности регулирова­ния предпринимательской деятельности с целью максимального снижения влияния отрицательных факторов и оказания необходимой государственной поддержки.

Список литературы

Нормативные акты:

1.   Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. от 29 декабря 2015 г.) // Система ГАРАНТ. Режим доступа: #"#">Современные тенденции развития малого бизнеса России // Вопросы региональной экономики. − 2015. Т. 23. − № 2. С. 3.

6.   Губанов Р.С. Факторы инвестиционной привлекательности экономики рязанской области: опыт, реалии и перспективы // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). − 2015. − № 1 (26). С. 97-101.

8.   Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. − 2015. − № 10. С. 47.

9.   Идигова Л.М., Аслаханова С.А. Анализ состояния развития малого бизнеса в России // Вестник научных конференций. − 2015. − № 1-5 (1). С. 44.

10. Идигова Л.М., Аслаханова С.А. Анализ состояния развития малого бизнеса в России // Вестник научных конференций. − 2015. − № 1-5 (1). С. 44.

11. Ильяева Ю.М., Рытикова А.О. Совершенствование государственной политики поддержки субъектов малого бизнеса в России // Фундаментальные исследования. − 2015. − № 2-24. С. 5438-5444.

12. Павлова Е.А., Григорьев И.Н. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии российской экономики // В сборнике: Социально-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015.

13. Омская область в цифрах (краткий статистический сборник). − Омскстат, 2016 год.

14. Сидоров А.И., Ахметсафина Э.С., Султанов А.А. Место малого и среднего предпринимательства в современной экономике // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. − 2015. С. 150-152.

15. Уланова Е.Н. Развитие государственной поддержки малого бизнеса в России // Инновационное развитие экономики. − 2015. − № 4 (28). С. 65.

Ресурсы Интернета:

16. Министерство экономического развития и торговли Омской области. Господдержка. − Режим доступа:  http://www.fond-omsk.ru




Похожие работы на - Производство стали и чугуна и их применение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!