Значение биологии
Значение
биологии
Науки возникают не сами по себе,
не потому, что их кто-то выдумывает просто «из интереса». Любая наука появляется в результате
необходимости решения человечеством тех или иных задач, вставших в процессе его
развития. Биология не исключение, она тоже возникла в связи с решением очень
важных для людей проблем. Одной из них всегда было более глубокое постижение
процессов в живой природе, связанных с получением пищевых продуктов, т.е.
знание особенностей жизни растений и животных, их изменение под воздействием
человека, способов получения надежного и все более богатого урожая. Решение
этой проблемы – одна из фундаментальных причин развития биологии.
Другая, не менее важная причина
- это изучение биологических особенностей человека. Человек – продукт развития
живой природы. Все процессы нашей жизнедеятельности подобны тем, которые
происходят в природе. И поэтому глубокое понимание биологических процессов
служит научным фундаментом медицины.
Появление сознания, означающее гигантский шаг вперед в самопознании материи,
тоже не может быть понято без глубоких исследований живой природы, по крайней
мере, в 2-х направлениях – возникновение и развитие мозга как органа мышления
(до сих пор загадка мышления остается неразрешенной) и возникновение
социальности, общественного образа жизни.
Увеличение производства
продуктов питания и развитие медицины – важные, но не единственные проблемы,
определявшие развитие биологии как науки на протяжении тысячелетий. Живая
природа является источником многих необходимых для человечества материалов и
продуктов. Нужно знать их свойства, чтобы правильно использовать, знать, где
искать их в природе, как получать. Во многом исходным источником таких знаний
является биология. Но и этим не исчерпывается значение биологических наук.
В XXI
в. население Земли настолько возросло, что развитие человеческого общества
стало определяющим фактором развития биосферы Земли. К настоящему времени
выяснилось, что живая природа не только источник пищи и множества необходимых
продуктов и материалов, но и необходимое условие существования самого
человечества. Наши связи с ней оказались гораздо более тесными и
необходимыми, чем это считали еще в начале ХХ в.
Например, воздух казался таким
же неиссякаемым и постоянным ресурсом природы как, скажем, солнечный свет. На самом деле это не так. Тот качественный
состав атмосферы, к которому мы привыкли, с его 20, 95% кислорода и 0,03%
углекислого газа – производное деятельности живых существ: дыхания и
фотосинтеза растений, окисления отмершего органического вещества. Кислород
воздуха возникает только в результате жизнедеятельности растений. Главные
фабрики кислорода – тропические леса и океанские водоросли. Но уже сегодня, как
показывают наблюдения, количество СО2 в атмосфере возникает в результате
освобождения огромного количества углерода при сгорании нефти, газа, угля,
древесины, а также других антропогенных воздействий. Это значит, что мы живем
уже за счет запасов О2, накопленных в прошлом, на протяжении миллионов лет
эволюции живых существ на планете.
Та вода, которую мы пьем, точнее
- чистота этой воды, ее качество тоже
определяется в первую очередь живой природой. Наши очистные сооружения лишь
завершают тот огромный процесс, который незримо для нас происходит в природе:
вода в почве или водоеме многократно проходит через тела мириадов
беспозвоночных, фильтруется ими и, освобождаясь от органических и
неорганических остатков, становится такой, какой мы знаем ее в реках, озерах и
ключах.
Проблема качества воздуха и воды
– одна из экологических проблем, а экология – биологическая дисциплина, хотя
современная экология давно перестала быть только ею и включает в себя много
самостоятельных разделов, зачастую принадлежащих к разным научным дисциплинам.
Таким образом, качественный
состав и воздуха, и воды зависит от жизнедеятельности живых организмов.
Следует добавить, что и плодородие
почвы – основа урожая – результат жизнедеятельности обитающих в почве живых организмов:
огромного числа бактерий, беспозвоночных, водорослей.
Человечество не может
существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее в
«рабочем состоянии». К сожалению, это не так просто сделать. В результате
освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства,
промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее
число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид
восстановить невозможно. Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает
уникальным генофондом. В нашей стране один вид позвоночных животных исчезает в
среднем за 3, 5 года. Как изменить эту тенденцию и вернуться на эволюционно
оправданный путь постоянного увеличения общей «суммы жизни», а не ее
уменьшения? Эта проблема касается всего человечества, но решить ее без работы
биологов невозможно.
В данный момент особенно быстро
развиваются молекулярная биология, биотехнология и генетика. Недавно
проведенный в Англии опрос общественного мнения показал, что из всех наук
наибольшее впечатление на британцев произвели достижения генетики (более 50%
опрошенных). Наибольшее беспокойство в связи с развитием науки также вызвала
генетика. Все остальные науки заинтересовали менее 10% населения. На
международной генетической конференции, посвященной 50-летию открытия двойной
спирали ДНК, проходившей с 10 по 14 марта 2003 года в английском городе Ньюкасл
Апон Тайм, обсуждались проблемы
биоэтики, ДНК-идентификации и т.п.
Не надо думать, что биологами в
классических областях науки – зоологии, ботанике, морфологии, физиологии,
систематике и других – все уже сделано. Работы тут еще очень много. Научно
описано менее половины населяющих нашу планету организмов – всего около 4, 5
млн. видов, а по некоторым расчетам, не более трети или даже четверти их. Даже
в нашей стране, расположенной в основном в умеренной климатической зоне, не
отличающейся многообразием органических форм, ученые открывают десятки новых
видов (в основном беспозвоночных).
В странах с высоким приростом населения и интенсификацией хозяйства (да и в других
странах тоже) нужно заниматься экономией природных ресурсов и их возобновлением
– естественно, это тоже задача
биологов.
Список
литературы
Энциклопедический словарь юного
биолога. М.: Педагогика, 1986.
Энциклопедия «Экология». М.:
Аванта+, 2001.
Журнал «Химия и жизнь», №7-8,
2003.