Социальная динамика науки
Социальная динамика науки
Научное
сообщество
Наука производит не только знания, но и (вос)производит ученых и
среду их обитания - научное сообщество. Мифологизированный образ ученого-творца
есть часть механизма редупликации ученых в "малой" науке. В
"большой" науке существуют образы организатора и исполнителя. Наука -
сфера деятельности, поэтому ведущей в ней является организация, а не поиск
истины.
Структурные единицы: науки, область знания, научная дисциплина,
специальность, школа, группа. Номенклатура специальностей ВАК в прошлом
насчитывала около 15 000 наименований, сейчас - около 3000.
Для специалистов референтная группа - собратья по профессии, для
институционалистов - начальники и наставники. Группа устанавливает стандарты
мышления и нормы деятельности, формирует властные связи и условия консенсуса,
структурирует интересы и информацию.
Идеальный нормативный кодекс науки: стремление к истине (по дороге
к успеху), универсальность знания (в рамках группы, школы, страны, культуры),
общедоступность (с полицейскими и коммерческими ограничениями), критичность (за
вычетом догматических установок), бескорыстность (остающаяся после патентования
и приоритетных схваток).
Честность и
объективность - условия и продукты научной деятельности. Вряд ли общество имеет
другой их источник. Нравственность ученых не выше нравственности общества, но
нравственные изъяны ученых имеют более серьезные последствия, чем
профессиональная безнравственность политиков. В обществе есть два полюса
безответственности - ученые и политики.
Клятва
Гиппократа для ученых разработана в 1991 г.
Ученые звания и ученые степени - средства стратификации научного
сообщества. Плату за звания выдавали два генералиссимуса - Франко и Сталин.
Крестный ход номенклатуры в науку начался после того, как надбавка (за степень)
50 руб. (при окладе инженера 90 - 180 руб.) была заменена должностным окладом
(для имеющих степень) от 250 до 500 руб. Ученую степень без защиты диссертации
присуждали и "по совокупности трудов": номенклатурный
"ученый" имел право включить в список своих "трудов"
результаты любых работ, имевших на первом листе его подпись в грифе
утверждения.
В ближайшие годы ученые степени будут иметь областью действия не
страны, а экономико-политические регионы (глобализация!).
Интеллектуальная собственность. Авторское право. Новое знание не
может быть предметом собственности, а его информационное воплощение - может.
Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения собственностью в
пределах, установленных Гражданским Кодексом. Авторское право распространяется
на произведения науки, являющиеся результатом творческой деятельности:
исключительные права на авторство, имя, неприкосновенность произведения, на
опубликование и использование, на вознаграждение и на передачу права
пользования.
Бернскую
конвенцию 1883 г. (царская) Россия и Советский Союз не подписали. Почему?
Договорные отношения. Претензии на долю участия в авторском праве
могут иметь соавторы, финансовые и другие кредиторы, заказчики исследования,
работодатели и начальники. Доля определяется договором.
В отсутствие договора все права принадлежат работодателю, если
работа выполнена в рамках служебных обязанностей: чья корова, того и теленок.
Например, Российская АН - единственный владелец всей произведенной в ее стенах
научной продукции.
Патенты и лицензии. Знание "как делать" может быть
защищено патентом. Часть прав владелец патента может уступить по лицензионному
договору.
Терминология. Термины ученый и конструктор в последнее время
вытеснил объединивший их термин исследователь.
Научная
элита
Уровень элитарности ученого можно вычислить по частоте цитирования
его публикаций. Наивысшим признаком элитарности может служить принадлежность
деятеля науки к редакционной коллегии научного журнала: именно редколлегия
принимает тексты к публикации и тем самым определяет возможность их
цитирования. Избрание в академии и награждение медалями и премиями хорошо
коррелирует с индексом цитирования. Такова европейская структура.
В США рост количества публикаций уменьшает шанс быть принятым на
работу: корпорации полагают, что "публикатор" будет работать "на
себя".
Интернет с его свободой уже реформирует элиту. В частности, растет
число моноавторских публикаций.
Уровень значимости научных коллективов может быть численно оценен
такими же средствами.
Особую роль играют Нобелевские премии, медали Филдса, Планка и
другие метки элитарности.
Реалии
российской науки
В "чистой" науке за 1918 - 1919 гг. создано 33
института, в промышленности за 1928 - 1931 гг. число НИИ выросло с 30 до 205.
Перед началом перестройки численность работников в науке достигла 5 млн. (40% -
ВПК).
В 90-ые годы произошла принудительная "демилитаризация"
науки вследствие истощения источников волевого финансирования. Тираж книг упал
в 10 раз. Оборудование отстало на 2 -3 поколения. Полностью исчезла
отечественная вычислительная техника. Однако за 1990-1993 годы академический
сектор сократился всего на 9%, а число докторов наук выросло на 17%.
Куда идти?
Отрасль:
Фундаментальная наука.
Цели: Ставит
себе цели сама, частично но запросам отраслевой науки и экономики.
Личный риск:
Большой - выбор школы, группы, учителя.
Отрасль:
Отраслевая наука.
Цели: Выполняет
заказы экономики и предлагает ей свои инициативные исследования.
Личный риск:
Средний: зависит от инициативы.
Отрасль:
Промышленные образцы.
Цели:
Завоевание сектора рынка.
Личный риск:
Минимальный - в отсутствие личной инициативы.
Женщины в
науке
Соотношение Gentlemen:Ladies с ученой степенью:
от 25:1 до 6:1 в hard science (физико-математические,
компьютерные, геологические, технические)
с трехлетним сроком полной амортизации знаний и умений;
от 5:1 до 3:1 в neutral science (химия, биология) с 5-летним
сроком амортизации;
2:1 в soft science (социальные и гуманитарные) с 10-летним сроком
амортизации.
В России среди женщин в науке 10% кандидатов и 0,64% докторов
наук, а всего женщин - до 65% (женщина имеет шанс стать рядовым, мужчина -
сержантом). Женщины-академики в СССР - 1,6%, в США - 2,2%.
Женщины-инженеры: менее 4%.
Национальные
особенности
Англия
"Лондонское королевское общество для совершенствования знаний
о природе" установило вступительный и ежегодный денежный взносы. Научным
вступительным взносом Ньютона был телескоп.
Указ Эдуарда III запретил организацию новых университетов, но
сейчас их уже 44. Сегодня на одного преподавателя приходится в среднем 7
студентов. "Таймс" ежегодно печатает списки выпускников в порядке
рейтинга.
Количество R&D примерно равно российскому: порядка 60 000 чел.
Германия
Имперская и государственная организация науки и образования с
характерным ведущим положением университетской науки. Общество Макса Планка по
оказанию содействия наукам (фундаментальные исследования) и Общество
Фраунгофера (прикладные исследования) и другие фонды и общества - большая
наука.
Количество R&D превосходит российское примерно в 3 раза.
Франция
Парижскую академию наук создал Кольбер. Государственная
организация науки в русле программы де Голля "национального величия"
создала хороший оркестр с планируемой программой. Стажировка за границей и
стабильная "тихая" карьера дома - этот стереотип нарушен контрактной
системой и программой непрерывного образования. В целом для Франции характерно
отставание малой великой державы.
США
Три сектора: отраслевой (70%), федеральный (11%), университетский
(12%).
Независимость ученых от финансирующих структур в контексте
свободного общества. Высокую степень доверия имеет медицина, на втором месте
(40%) находится наука, в то время как по оплате труда ученые довольствуются
десятым местом. Условия труда: от разовой оплаты до пожизненной должности.
Количество R&D превосходит российское примерно в 12 раз.
Расходы на 1 год на 1 научного работника в России - $ 1000, в США
- $ 150 000.
Структуры в
науке
Обитатели науки непрерывно изменяют структуру среды обитания. В
Новое время дробление предметных областей (способ обхода трудных проблем) и
развитие новых методов исследования породило огромное число научных дисциплин.
Количество экологических ниш выросло, возникли серьезные проблемы не только в
общении, но и в идентификации ученых. Предметный подход, сохраняясь в
консервативной сфере образования, уступил место проблемному подходу,
вооруженному инструментом междисциплинарной методологии. Деление наук на
фундаментальные и прикладные отражает стремление инженеров распространить на
себя ореол "учености". Фундаментальными следовало бы считать
результаты, а не области.
Организационные структуры порождены финансовыми потоками и
традиционным разделением академической и университетской науки. Деятельность
транснациональных корпораций во все большей степени определяет структуру
научного сообщества, распределение ученых по направлениям деятельности, по
территориям и по организационно-экологическим нишам. Государственная поддержка
продолжает оставаться решающей для новых научных фронтов. В Японии она
централизована, в США распределена по федеральным ведомствам, в Германии - по
землям (важен результат!).
Для интеллектуальной деятельности национальные и государственные
границы прозрачны. В западной культуре пионерами в этом деле стали теологи, по
проложенной ими дороге пошли ученые, а в последнее время - бизнесмены и
политики. Набравший силу процесс называют глобализацией. Нематериальные активы
и их производители приобрели права гражданства в экономике. Новое принимается с
трудом, особенно теми, кто не участвует непосредственно в инновациях. Против
импорта предметов потребления едоки не возражают, а экспорт интеллектуалов - во
встречном направлении - неодобрительно обзывают утечкой мозгов.
Что касается эмиграции ученых из России, то это эмиграция в
основном не из России, а из российских академических и других научных структур,
ставших непригодными для обитания мигрантов.
Наука и мир
Ежегодный рост численности ученых в конце ХХ века составил 7% при
росте численности населения 1,7%, затраты на деятельность одного ученого
удваиваются каждые 10 лет. Рост численности программистов особенно
настораживает экономистов (но не программистов); 40% программистов в США -
иммигранты.
Производственная функция науки (Решер): F (t) = K log10R(t),
где F (t) - число значимых открытий за время t, R (t) - затраченные на науку
ресурсы, К - константа. Для поддержания постоянной скорости роста числа
открытий следует экспоненциально увеличивать затраты ресурсов.
Мир в целом затрачивает на науку примерно 1,5% ВВП, из них на долю
США приходится 40%. Более половины обитателей науки живут и работают в
"развитых странах"; максимальное число на душу населения - в Японии
(6,4 на 1000). Корпорации затрачивают на исследования до 50% годового оборота.
Жизнь
человека и наука
Нравственные принципы лежат за пределами науки. Наука изучает
человека и социум, может предсказать результаты решений, но акт выбора -
большей частью вне науки.
Духовные ценности не закодированы в ДНК. Инстинкт познания
обладает потенциями, далеко выходящими за социально безопасные пределы.
Духовные ценности устанавливает человек, и это высший доступный ему вид
творчества.
Религиозные и чисто этические учения питаются экзистенциальной
проблемой смертности человека, предлагают и эксплуатируют идею бессмертия, идею
предотвращения исчезновения личности. Воскрешение мертвых и бессмертие - в них
нет эволюционной необходимости, поэтому им нет места в процессе эволюции.
"История мчится вскачь, стуча золотыми подковами по черепам
дураков".
Наука предлагает другой выход, другое решение (неразрешимой)
проблемы сохранения личности в (трагическом спектакле) эволюции: внести себя
как вклад в процесс эволюции. Научное мировоззрение определяет этику,
включающую именно эту волю к бессмертию. Но кто не хочет бессмертия, тот и не
получит его.
Наш выбор определяет наша модель мира, включающая наше
представление о смысле жизни. Выбор - это решение о распределении наших
ограниченных ресурсов (прежде всего - времени (времени жизни), остальные
ресурсы производны от него). Потребности, претендующие на ресурсы, мы
организуем в иерархическую структуру, динамически определяющую их приоритеты.
Структура потребностей определена генетически, социально и лично; внешне она
выражается структурой осознанных и неосознанных целей и ценностей (от
инстинктов до смысла жизни). Именно эта структура определяет наш выбор.
"Я думаю,
вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когда с его
глаз спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвии
частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к
жизни. Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и
вершина эволюции, что много прекраснее".
Аббат Тейяр де
Шарден, "Феномен человека"
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.crealab.org/