Возникновение естествознания
Возникновение естествознания
Для
понимания того, что представляет собой современное естествознание, важно
выяснить, когда оно возникло. В этом отношении развиваются различные
представления.
Иногда
отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда
человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в
книге "Наука в истории общества" пишет: "Так как основное
свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными
манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из
практических технических приемов первобытного человека..."
Некоторые
историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в
Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают
первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были
накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать
теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне
справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в
городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.
Некоторые
историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением
мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью
оксфордских ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти
исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на
авторитет предания или философской традиции.
Большинство
историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно
говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы
И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с
возникновением науки, являются работы И.Ньютона. Рождение науки, естествознания
здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее
математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве
особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское
общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.
Существует
точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это
время наука оформляется в особую профессию благодаря в первую очередь реформам
Берлинского университета, проходивших под руководством знаменитого
естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась
новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с
исследовательской деятельностью. Эта модель была лучше всего реализована в
лаборатории известного химика Ю.Либиха в Гисене. В результате утверждения новой
модели образования на мировом рынке появились такие товары, разработка и
производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения,
ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс
превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nrc.edu.ru/