Налоговая система Украины
План КОНТРОЛЬНОйЇРаБОТЫ
1. Основные обязанности налогоплательщиков..................................................... 3
2. Классификация налоговых ставок....................................................................... 5
3. Порядок расчета и уплаты акцизного
сбора....................................................... 7
4. Понятие «двойное налогообложение»................................................................ 8
5. Задача................................................................................................................. 11
6. Литература......................................................................................................... 12
1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Обязанности налогоплательщика устанавливаются
только совокупностью элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные
элементы закона о налоге.
Существенными элементами закона о налоге
являются те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его
исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся: налогоплательщик
(субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой
базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод
налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты
налога, способы и порядок уплаты налога.
Факультативными элементами закона о
налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень
определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии
надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания
и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые
правоотношения, налоговые льготы.
Установить элемент закона о налоге -
значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований
возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить
элемент закона о налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить
его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо
признаков, данных.
Субъект налогообложения - это
лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет
собственных средств.
С понятием "субъект
налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога" - лицо,
которое несет тяжесть налогообложения в итоге.
Налог уплачивается за счет собственных
средств субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог
может быть уплачен и иным лицом (представителем).
Налогоплательщики обязаны:
·
уплачивать законно установленные налоги;
·
встать на учет в органах Государственной налоговой службы Украины;
·
вести в установленном порядке бухгалтерский учет и вносить
исправления в отчетность;
·
предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
·
предоставлять налоговым органам и их должностным лицам документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
·
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей;
·
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы
в случаях и порядке, предусмотренном Законом Украины;
·
в течение установленного срока обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
·
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о
налогах и сборах.
Налогоплательщики -
организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных
ст.9 Закона Украины от 2 февраля 1994 года, обязаны сообщать в
налоговый орган по месту учета:
·
об открытии или закрытии счетов;
·
обо всех случаях участия в украинских и иностранных организациях;
·
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Украины,
- в 20-дневный срок после включения в ЕГРПО Украины;
·
о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности
(банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со
дня принятия такого решения;
·
об изменении своего места нахождения.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
Налоговая система базируется на
соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются
конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы
налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик
- лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через
механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому
рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое
фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или
имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги,
прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога - доход, за
счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент
налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная
единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоговая ставка – это
законодательно установленный размер налога на единицу обложения. Существуют два
подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный.
При универсальном - устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при
дифференцированном – несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух
направлениях. Первое – в разрезе плательщиков, когда для большинства плательщиков
выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных
плательщиков. Второе – в разрезе разных характеристик и оценок объекта налогообложения.
Цель установления как единых, так и дифференцированных ставок одна – создание
или одинаковых, или разных условий налогообложения для всех плательщиков.
Различают фиксированные,
пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Фиксированные ставки
устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров
дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные -
действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета
дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г.
налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные - средняя
ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При
прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только
большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя
ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог
может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту
абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные
налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лица с большими
доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим
лицам, обладающим незначительными доходами.
3. Порядок расчета
и уплаты акцизного сбора
Акцизный сбор – это косвенный налог,
который устанавливается на высокорентабельные и монопольные товары и включается
в их цену.
Налогоплательщиками в бюджет являются
субъекты предпринимательской деятельности – производители или импортеры
подакцизных товаров.
Объектами налогообложения являются:
1) оборот по реализации произведенных в
Украине подакцизных товаров. При этом оборотом от реализации является продажа,
обмен на другие товары, бесплатная передача. В налогооблагаемый оборот
включается реализация товаров для собственного потребления, промышленной переработки,
а также для собственных работников;
2) обороты по реализации конфискованного
и бесхозного или заложенного имущества;
3) таможенная стоимость импортных
товаров, приобретенных за иностранную валюту, в порядке товарообменных
операций, полученных без оплаты;
Плательщиками акцизного сбора в бюджет
является несколько видов субъектов предпринимательской деятельности:
1) Предприятия, организации, учреждения
как юридические лица, которые находятся на территории Украины и имеют счета в
банках.
2) Международные объединения, включая
международные неправительственные организации, иностранные юридические лица и
граждане, которые имеют расчетные счета в банках Украины.
3) Граждане, которые занимаются
предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.
Акцизный сбор исчисляется по ставкам,
которые определяются в двух вариантах:
·
в фиксированных ставках (суммах) на единицу реализованных, завезенных,
переданных товаров;
·
в процентах с оборота по реализации (передаче) товаров.
Фиксированные ставки акцизного сбора
установлены в евро на единицу реализованных товаров.
Сроки уплаты акцизного сбора в бюджет
зависят от вида подакцизных товаров, суммы налога, вида деятельности
хозяйствующего субъекта.
Отрицательное влияние налога
"акцизный сбор" на финансово-хозяйственную деятельность предприятий
имеет место тогда, когда установление косвенных налогов влечет за собой
повышение цен, ограничивает объем производства и реализации товаров, приводит к
накоплению нереализованных товаров.
Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства
за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов на
потребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, в
основном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачные
изделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено
прежде всего очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии налога
их производители получали бы сверхвысокие доходы.
4. Понятие «двойное
налогообложение»
В
случае ведения международной торговли правительства обеих торгующих сторон
могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли.
Международное двойное налогообложение – это налогообложение одного и того же объекта
(дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными
видами налогов в двух, или более странах.
Потенциальное
двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право
налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика,
а другая — на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может
также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их
резидентом, либо когда каждая из двух стран утверждает, что доход получен
именно в ней.
Статья 18, регулирующая устранение
двойного налогообложения, засчитывает сумму дохода, полученную за границей в
общую сумму дохода, который подлежит налогообложению на Украине, и
засчитывается при определении размера налога. При этом размер засчитанных сумм
не может превышать сумму налога, подлежащего к уплате в Украине. При этом обязательно
письменное подтверждение налогового органа соответствующего иностранного
государства о факте уплаты налога и наличии международных договоров об
устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты
налога.
Вопрос двойного налогообложения возникает
в нескольких случаях:
1. При
налогообложении доходов, получаемых нерезидентами за границей. В данной ситуации
разрешение противоречия возможно в рамках специальных международных соглашений,
в соответствии с которыми налогообложение происходит в одном из государств.
Либо регулируется в рамках национального законодательства. Суммы налогов на
прибыль или доходы, полученные за пределами территории, засчитываются при уплате
ими налогов с прибыли или дохода в Украине.
2. При
смешанном порядке уплаты налога. Подобная ситуация возникает при налогообложении
лиц, которые уплачивают налог и подают декларацию о доходах в разных местах.
3. При
налогообложении распределяемой части прибыли предприятий. Проблема заключается
в том, что прибыль, подлежащая распределению, облагается налогом два раза:
первый – при начислении налога на прибыль (доход) предприятия; второй – при налогообложении
дивидендов. Такой механизм подрывает стимулы к росту прибыли или ее
распределенной части. В данном случае возможно использование различных ставок
для распределенной и нераспределенной прибыли, полное или частичное
освобождение от налогообложения дивидендов или распределенной прибыли.
5. ЗАДАЧА
Определить сумму НДС, который подлежит
уплате в бюджет, или сумму бюджетного возмещения, при следующих условиях:
1) отгружено
продукции по контракту №1 на сумму 5000 грн. (с НДС) с оплатой в отчетном
квартале;
2) перечислено
поставщику за полученную в отчетном квартале продукцию 1200 грн. (с НДС);
3) получена
предоплата по экспортному контракту – 7000 грн;
4) отгружено
продукции по бартерному контракту на сумму 200 тыс. грн. Встречная поставка в
отчетном квартале 180 тыс. грн.
Решение:
НДС
= НДС - НДС
в бюджет полученный уплаченный
НДС = грн.
полученный
НДС = грн.
уплаченный
НДС = грн.
в бюджет
Ответ: сумма бюджетного возмещения составляет 3966,67 грн.
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Кучерявенко
Н.П. Основы налогового права. – Харьков, Изд. Константа, 1996г.
2. В.М.Федосов,
В.Ш.Опарін, В.О. П’ятаченко та ін. “Податкова система України”. Підручник,
К.-1994.
3. В.В.Буряковский,
Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, Пороги Днепропетровск-1998.
4. С.Терехін
“Фискальная политика Украины : под бременем пережитков плановой экономики» //
журнал «Финансовые риски», 1996, №3.
5.
В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її
розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.
6. Гридчина
М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины: Учеб. Пособие. –
К.: МАУП, 2000.
7. Дернберг
Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт: COLPI, 1997.