Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления
Припоминание как основа развития музыкальной памяти,
внутреннего слуха и активности музыкального мышления
С.А.Мальцев
Многолетний
опыт преподавания сольфеджио на музыкальном факультете педагогического училища
даёт некоторое основание для анализа проблем, с которыми приходится
сталкиваться преподавателю на первых же занятиях с первокурсниками; на
преодоление этих трудностей часто уходит много времени.
Уровень
учащихся как по способностям, так и по знанию предмета бывает, как правило,
различен, так как все они учились в различных музыкальных школах, студиях,
отличающихся друг от друга и уровнем возможности набора (я имею в виду способности
детей), и уровнем преподавания сольфеджио.
Почти
во всех случаях сразу бросается в глаза отсутствие осмысленности производимых
действий – исключительно важного момента для развития и воспитания музыкального
слуха.
В
настоящей статье мне хотелось бы поговорить о припоминании как о необходимом
элементе музыкального мышления, предшествующем любому практическому действию в
интонационном воспроизведении (вслух или про себя) звука, интервала, аккорда
или мелодического оборота.
Припоминание
(или воспоминание) как навык, как попытка восстановления в памяти тех или иных
музыкальных элементов, уже слышанных и даже хорошо знакомых, необходимо не
только в любой форме работы на уроке, но и в любом виде музыкальной
деятельности.
Припоминание
тем более важно, что теоретические знания идут вслед за слуховыми ощущениями,
должны опираться на уже имеющийся слуховой опыт. Не случайно в музыкальных
школах преподаватели пытаются ассоциировать звучание, например, интервалов с
чем-либо уже знакомым для детей: секунда – “клякса” или “ёжик”, кварта –
“труба” и т.д. – и лишь потом переводят эти слуховые ощущения в просто секунду,
кварту и т.д.
Воспитание
и развитие музыкального слуха можно разделить в этом смысле на два необходимых
и последовательных этапа.
Первый
этап – от слухового опыта и ассоциаций – к теоретическим знаниям, то есть
воплощение звучания в теорию.
Формула:
Зучание (слуховой опыт)
Похожие работы на - Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления
|