Основные категории общения и их характеристика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Финансовая академия при правительстве РФ
Экономический факультет
Реферат
по Общей психологии
на
тему
Основные категории общения и
их характеристика
Москва 2007
Человек — «существо социальное». Это означает, что он
живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет
потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими
людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее
интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание,
формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений,
взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление
совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни,
взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в
сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно
взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый
является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассмотрим в этой работе вопрос основных категорий
общения и их характеристики.
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения
и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что
общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на
взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание
взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их
совместной деятельности[1].
Общение порождается потребностями в совместной
деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен
информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему
элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором
общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым
организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д)
ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Категория общение относится к одной из коммуникативных
категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А.
Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие
знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию
о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он
включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным
понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и
некоммуникативных мыслительных категорий»[2].
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные
категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах
и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко,
вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и
пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных
категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение
сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого
общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет
собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений,
установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям относятся категория
общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной
неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность,
коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного
давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности,
коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма,
сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория
коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории
общения:
¾
установление знакомства между людьми;
¾
поддержание определенных связей, отношений;
¾
связи могут быть поверхностными или более глубокими
(приятельскими, дружескими и т.п.);
¾
общение может быть нежелательным, предосудительным,
бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно
позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира
человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс,
происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в
контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения
(тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и
вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком)[3]. Это экспрессивно-мимические, к
которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела,
выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные
движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства:
высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их
своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом
их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты,
адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют
индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и
становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств
состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому,
обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в
совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей
коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою
готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого
рода взаимодействие ему желательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей
коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что
«общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или
средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых
ограниченных размерах»[4].
А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения,
в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи
необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды
деятельности человека.
Все основные категории средств общения формируются у
человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая
категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию
и роль во взаимодействии.
В общении с окружающими людьми человек использует
средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные
из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных
особенностей.
Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а
также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения[5]. Это модель организована вокруг
четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система,
кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.
Исследователь выделил определенные паттерны поведения,
которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых
ситуациях. Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты
взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное
визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к
кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким
образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно
сохраняют расстояния между собой и другими.
Люди, действующие в кинестетической категории общения,
в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, что
происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможности
займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с
которыми они разговаривают.
Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной
репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они
обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего
количества информации.
Общение — сложный, многофакторный и
многофункциональный процесс, который представляет собой не только
самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или
косвенно все остальные сферы. Значение категории общения определяется тем, что
оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего
мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс,
происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в
контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Общение возможно только между одушевленными
существами.
Общение выполняет различные жизненно значимые функции:
сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и
символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто
вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей;
предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор
поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и
другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.
Средства общения — это те операции, с помощью которых
каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во
взаимодействие с другим человеком. Можно выделить три основных категории
средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные
движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные
и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевые
средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001.
2. Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического
программирования без тайн. — М., 2001.
3. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в
помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004.
4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж,
2002.
7. Психологические исследования общения. — М., Наука, 1985.
8. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992.
9. Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова.
— М., 1979.
10. Шаманова
М.В. Категория общение как одна из коммуникативных категорий // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992. С. 7
[2] Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж,
2002. С. 31—32.
[3] Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в
помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004. С. 12—13.
[4] Психологические исследования общения. — М., Наука, 1985.
[5] Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического
программирования без тайн. — М., 2001.