Градский
ПЛАН
1. Жизнь и творчество.
2. Заключение.
Жизнь и творчество
Александр Градский родился 3 ноября 1949
года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать -
драматическая актриса. В 1957 году семья переезжает в Москву и несколько лет
вплоть до ранней смерти матери (1963г.) живет в 8-метровом подвале на углу
Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958г. по 1965г.
А.Г., по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки
(педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). Рано (по тем временам) знакомится
с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра),
в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса,
К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин,
Джильи, Каллас).
Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения.
Уже во время учебы в школе А.Г. пробует свои силы в школьных вечерах, поет,
аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке, даже
делает первые записи на студии "звукового письма", до сих пор
сохранившиеся.
В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет
вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких
концертах (в репертуаре " два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). 1964 г. -
время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ! В это время
было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором,
поэтом, короче - Александром Градским.
В 1965 г. А.Градский организовывает группу под названием СЛАВЯНЕ,
куда также вошли Михаил Турков (гитара), Виктор Дегтярев (бас-гитара), Вячеслав
Донцов (ударные) и Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ - третья по времени
создания советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и
популярной. В своем первоначальном составе СЛАВЯНЕ просуществовали не более
года: Александр Градский решает, что только русский язык должен быть основой
будущей его музыки и песен - отсюда возникает идея создания группы СКОМОРОХИ.
Однако, после ухода А.Г. из СЛАВЯН его отношения с Донцовым и Дегтяревым не
прекратились: сначала они успешно продолжают совместную работу в группе СКИФЫ,
а чуть позже организовывают группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968
года, играют западные хиты на танцах в клубах и школах.
Группа СКОМОРОХИ появилась в 1966 году и ориентировалась
исключительно на песни и композиции собственного сочинения и только на русском
языке. В первый состав СКОМОРОХОВ кроме Александра Градского входили Владимир
Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ
РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после
чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в
том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский
определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись
и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты
бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть
позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и
так и не вернулся в группу.
Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает
музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда
начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на
кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая
вокала, чтобы не "засветиться". Иногда к нему присоединяются Буйнов и
Полонский, иногда они работают в поездке, в то время как А.Г. "покоряет"
Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в
знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и
опять же не поет.... За эти два-три года он объехал почти пол-Союза с самым
разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически
никогда и нигде не пел. Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный
концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...
Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать
в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл.
1969 год - поступление А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на
факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он
совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному
классу - Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как
С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную
карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о
птицеферме" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".
До 1970г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский
и Шахназаров), потом к ним присоединяется Александр Лерман - интеллектуал,
лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, а вместо
В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный
барабанщик Юрий Фокин. Это - звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно
поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и
навсегда, равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того
периода не сохранилось...
В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров за 10 дней до начала
всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина... Фокин приводит
к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена,
и, в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре, после
чего СКОМОРОХИ блестяще выигрывают фестиваль, отдав лишь два первых приза из
восьми присуждавшихся тогда самодеятельному АРИЭЛЮ. Все предыдущие семь лет
вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После
фестиваля к группе время от времени начинают присоединяться флейтист, пианист и
вокалист Глеб Май и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян.
Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри
горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на
радиостанции "Юность", на свой страх и риск организовывает студийные
записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Тут становится окончательно ясно:
СКОМОРОХИ - это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос
Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.
Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с
гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных
и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и
первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным
многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор
всей музыки, некоторых стихов и супервокалист, осуществивший впервые в СССР
многократное наложение четырехголосия. Одна композиция ("Только ты верь
мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех
инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он
записывает две его песни для LP "Как прекрасен мир "
("Джоконда" и "Жил был я "), впервые в Союзе используется
при этом 16-канальная аппаратура.
В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк.
При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов,
Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев. В конце 1972 года рядом с
Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который,
практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ. В
начале 1973 года Градский и Ю.Иванов (И.Саульский и Ю.Фокин к тому времени
занялись рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и
группами) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные
концерты то Фокина, то Чалдраняна. Чехарда с составом (учитывая, что группа, по
убеждению А.Г., должна состоять не более чем из 4-х человек) приводит к
поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников. Выдающийся
барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных
саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, как оказалось впоследствии,
навсегда стали постоянными друзьями Александра Градского, с которыми и были им
записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям,
вокальные сюиты и многое другое. Именно Васильков и Зенько вместе с Градским и
Ивановым и составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и
убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.
В 1973 году выходит первый сингл Александра Градского с
"радио" записями. В том же году, на одной из студийных записей,
опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется
приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о
влюбленных" Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает
Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а
затем и автора песен, части стихов и всей музыки. Небывалый по тем временам
случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку
к 2-серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых
режиссеров страны! Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году
первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который
"Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает
Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в
мировую музыку" (цитата). В том же году Градский получает диплом об
окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный
певец" (цитата).
Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он
получает возможность гастролировать по стране, и концерты его проходят в
переполненных залах при огромном ажиотаже публики. В огромных дворцах спорта он
работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию
трех-октавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени
репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним
группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Поскольку вся эта
работа организована через филармонии, благодаря творчеству Градского на
рок-музыке появляется "печать" официального искусства, т.е. она как
бы становится официально разрешена. Теперь уже мало кто помнит, что именно А.Г.
"пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся
"брешь", ринулись все остальные рокеры...
В 1975 году по следам "Романса..." Градский работает над
несколькими фильмами, не забывая о записях и участвует даже в проектах других
авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и
др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции
Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и
Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати, эта песня в исполнении Градского
- единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные
его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в
политике и повседневной жизни...
В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты
"Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова - вторую часть.
"Русские песни", первая рок-пластинка в СССР, вышла в свет в 1980 г.
Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за
другой: "Утопия АГ", "Сатиры ", "Сама жизнь",
"Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на
стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута"
(сборник записей 1971-74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на
русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция"
на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной),
балет "Человек" (либретто А.Г.). Все эти работы предназначаются для
LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "непонятным"
соображениям... Рекорд здесь принадлежит сюите "Размышления шута";
несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была полностью опубликована лишь
спустя 16(!) лет после записи.
1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он
полностью переходит в разряд "протестантов", замешивая на роковой
музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о
друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек
из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в
отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не трогают, затем, в
1983-84 г.г. кое-какие неприятности случаются, но всегда голос и талант
принимаются во внимание... Градского "со скрипом" принимают в Союз
композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась
только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и
политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему
15-минутную овацию...
В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес
и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг. Светланова и партнеров по
сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной
из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию
"Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г.
"щелкает" как орешек...
К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора
"Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP,
пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в
Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и
песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную
деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной
музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города,
начинает его реконструкцию. Московское театрально-концертное музыкальное
объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших
проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов
в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических
оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей
по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ ", т.е. 13
компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского,
создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и
"Живьем в России" (1996 г.).
Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в
совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки,
как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна
Уорвик, Сэмми Дэвис, Grateful Dead, Синди Петерсон в США, Германии, Испании,
Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном
Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей
японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска и дает несколько
концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных
песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими
романсами. Три его балета ("Человек","Распутин" и
"Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер
Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти
спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом.
Заключение
3 ноября 1999 г. в Государственном концертном зале
"Россия" состоялся юбилейный концерт Александра Градского, который
был приурочен к 50-летию певца, музыканта и композитора, а также к 35-летию его
творческой деятельности. В этом концерте приняло участие более 400 артистов. На
следующий день указом президента России Александру Градскому было присвоено
почетное звание "Народный артист Российской Федерации". Но несмотря
на возраст и всенародное призвание, Градский не останавливается на достигнутом
и с упорством продолжает работать. На повестке дня - строительство своего музыкального
театра. Он по-прежнему стремится к новых вершинам. Дай Бог ему удачи!