Тетралогия Вагнера
Тетралогия Вагнера
В основу этого произведения положены
древнегерманские мифы. Вагнер был первый среди поэтов, кто сделал
литературную обработку мифов и решился использовать их для фабулы своего
грандиозного труда. В этом смысле он предстает не только как выдающийся
композитор, но и как крупный немецкий литератор. Собственно, это его главная
заслуга в области литературы.
Кольцо нибелунга - это 4 музыкальные драмы (слово опера не подходит
к этим сочинениям), объединенные единым либретто, написанным самим композитором.
Это: "Золото Рейна" (предвечерье музыкального представления
или, проще говоря - пролог, как бы небольшое вступление вынесенное в отдельное
произведение), "Валькирия" (1-й день музыкального
представления), "Зигфрид" (2-й день музыкального представления),
"Гибель богов" (или "Закат богов", 3-й день
музыкального представления). Тетралогия создавалась на протяжении почти 30 лет,
причем, что интересно: "Гибель богов" была начата вместе с
"Золотом Рейна", писалась с большими перерывами и была
окончена последней.
Вообще, написание оперы не было перманентным (непрерывно и равномерно текущим) процессом. Сам Вагнер писал:
"я оставил своего Зигфрида во втором действием под липой и принялся за
Тристана", затем на Тристане не остановился и написал еще "Нюрнбергских
майстерзингеров". По его собственным словам, он сам не знал
- когда найдет время снова приняться за тетралогию. К тому времени как он вернулся
к сочинению "Зигфрида" у него уже был собственный оперный
театр в Байрейте, построенный по плану композитора, и у него появилась реальная
возможность поставить тетралогию целиком и он с энтузиазмом продолжил работать.
Титанический труд был окончен к 1874 и в 76 году эти 4 музыкальные драмы
впервые шли вечер за вечером с 14 по 17 августа.
В целом тетралогия
является апофеозом творчества Вагнера. Она исполнена типичной для него
эпической героикой и безудержной романтикой, которая приковывает внимание
зрителей, увлекает их в сказочный мир, созданный Вагнером, заставляет их
полностью отрешиться от реальности. Словом, достигает той вершины, к которой
композитор шел всю свою долгую творческую жизнь.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©