Общая характеристика таможенной процедуру отказа в пользу государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2025-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика таможенной процедуру отказа в пользу государства

титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы таможенной процедуры отказа в пользу государства  5

1.1 Понятие и правовая природа таможенной процедуры отказа в пользу государства  5

1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры отказа в пользу государства в Российской Федерации и странах ЕАЭС.. 8

Глава 2. Анализ применения таможенной процедуры отказа в пользу государства  12

2.1 Статистический анализ применения таможенной процедуры отказа в пользу государства в Российской Федерации за последние годы.. 12

2.2 Проблемные вопросы, выявляемые в процессе применения процедуры отказа в пользу государства. 14

Глава 3. Совершенствование порядка применения таможенной процедуры отказа в пользу государства. 18

3.1 Предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации. 18

3.2 Зарубежный опыт регулирования отказа в пользу государства и возможность его применения в России. 20

Заключение. 24

Список используемых источников и литературы.. 26

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная система таможенного регулирования играет важнейшую роль в обеспечении экономической безопасности государства, контроле за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в наполнении федерального бюджета. Одним из специфических правовых инструментов, применяемых в рамках таможенного регулирования, является таможенная процедура отказа в пользу государства, поскольку данная процедура предоставляет право владельцу товаров добровольно отказаться от них с последующей передачей их в распоряжение государства, что может быть обусловлено различными причинами – от нецелесообразности ввоза товаров до невозможности их реализации на внутреннем рынке.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования правоприменительной практики в области реализации таможенной процедуры отказа в пользу государства в условиях современных экономических и внешнеполитических вызовов. На практике возникают различные спорные вопросы, связанные как с порядком помещения товаров под данную процедуру, так и с определением их дальнейшей судьбы, изъятием, уничтожением или реализацией.

На сегодняшний день вопросы применения данной процедуры активно регулируются как на национальном, так и на наднациональном уровне, однако, несмотря на наличие достаточной нормативной базы, в правоприменительной практике возникают случаи неоднозначного толкования норм, а также имеются пробелы в законодательстве, что порождает правовые конфликты и судебные споры, и в связи с этим системное исследование теоретических и практических аспектов таможенной процедуры отказа в пользу государства представляется крайне востребованным.

Целью исследования является комплексный анализ таможенной процедуры отказа в пользу государства, выявление существующих проблем правоприменения и разработка предложений по совершенствованию порядка её реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть понятие и правовую природу таможенной процедуры отказа в пользу государства;

2. проанализировать нормативно-правовое регулирование данной процедуры в Российской Федерации и странах ЕАЭС;

3. провести статистический анализ применения процедуры отказа в пользу государства в России за последние годы;

4. определить основные причины помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства;

5. выявить проблемные вопросы, возникающие в процессе применения процедуры и разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики;

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и их дальнейшего обращения в собственность государства.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, а также правоприменительная практика и судебные решения по данным вопросам.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

 

1. Теоретические основы таможенной процедуры отказа в пользу государства

1.1 Понятие и правовая природа таможенной процедуры отказа в пользу государства

Современная таможенная политика любой страны, включая Российскую Федерацию, неразрывно связана с регулированием порядка перемещения товаров через таможенную границу. В структуре таможенных процедур особое место занимает процедура отказа в пользу государства, обладающая рядом особенностей как в правовом содержании, так и в практическом применении, и несмотря на сравнительно редкое использование в обороте, данная процедура имеет важное значение для обеспечения законности внешнеэкономической деятельности, защиты экономических интересов государства, регулирования оборота нежелательных, невостребованных либо запрещённых к ввозу товаров.

Существует несколько видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад[1].

Согласно статье 117 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), таможенная процедура отказа в пользу государства представляет собой установленный таможенным законодательством порядок помещения товаров в собственность государства по инициативе декларанта или иного уполномоченного лица[2]. Такое помещение осуществляется с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также без применения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством.

Как отмечает Д.В. Воронцов: «Отказ в пользу государства уже по названию понятная суть процесса. Декларант передает государству в собственность на безвозмездной основе груз. При этом с него снимается обязательство вносить любые платежи согласно закону. После помещения продукции под этот режим они становятся товарами ЕАЭС»[3].

Фактически, данная процедура является легализованным инструментом добровольного отчуждения имущества в пользу государства без взаимных обязательств и компенсации со стороны последнего. Основной особенностью является то, что отказ осуществляется по волеизъявлению собственника или декларанта, но возможен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например, в связи с невозможностью использования товара по назначению, его утратой потребительской ценности или экономической нецелесообразностью его ввоза.

Правовая природа таможенной процедуры отказа в пользу государства двойственна: с одной стороны, она регулирует отношения по отчуждению имущества, что имеет сходство с гражданско-правовыми институтами дарения или отказа от права собственности, однако в отличие от гражданского права, здесь отказ осуществляется в рамках публично-правового регулирования – таможенного законодательства, и предполагает непосредственное участие уполномоченных государственных органов.

В общем случае ТК ТС устанавливает срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров и расширяет по сравнению с ТК РФ перечень случаев, когда обязанность по уплате таможенных платежей прекращается (ст. 80 ТК ТС):помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру[4].

Таким образом, правовая природа процедуры носит публично-правовой характер, поскольку осуществляется в интересах государства и общества, что подтверждается тем, что передача имущества осуществляется безусловно в собственность государства, и впоследствии оно обращается в федеральную собственность либо уничтожается или реализуется в установленном порядке.

Классификация по критерию направления движения товаров связана с тем, что декларант может стремиться либо вывезти товар, либо ввезти его на таможенную территорию ЕАЭС. К ввозным таможенным процедурам относятся выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства, переработка для внутреннего потребления, таможенный транзит[5].

В большинстве случае обязанность по уплате пошлин прекращается, когда она исполнена, а также в таких случаях, как признание таможенными органами уничтожения или утраты товаров, отказ в выпуске, отзыв декларации, конфискация товаров, задержание товаров, изъятие или арест товаров, завершение процедуры, помещение товаров под иную процедуру. Эти случаи характерны для большинства процедур. Но есть и специфические случаи: принятие товаров уполномоченным экономическим оператором для таможенного транзита (ст. 153, п. 3 ТК ЕАЭС), вывоз товаров с территории свободной таможенной зоны (ст. 208, п. 4 ТК ЕАЭС), реализация товаров ряду лиц для процедуры беспошлинной торговли (ст. 247, п. 2 ТК ЕАЭС)[6].

Цель введения и существования данной процедуры заключается не только в упрощении таможенного администрирования, но и в предотвращении нахождения на территории страны товаров, которые по разным причинам нецелесообразно или невозможно выпустить в свободный оборот (несоответствие товаров установленным требованиям безопасности, невостребованность владельцем, экономическая неэффективность дальнейшего использования, нарушение установленных запретов и ограничений, гуманитарные или экологические соображения).

Передача таких товаров в собственность государства позволяет минимизировать экономические потери, обеспечить соблюдение норм права и сократить расходы на их хранение и уничтожение.

Таким образом, можно сказать о том, что таможенная процедура отказа в пользу государства является важным и необходимым инструментом таможенного регулирования, обеспечивающим возможность добровольного отчуждения товаров в собственность государства в установленных законом случаях, а её правовая природа носит публично-правовой характер, сочетая в себе элементы административного регулирования и вещного права.

1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры отказа в пользу государства в Российской Федерации и странах ЕАЭС

Современная система таможенного регулирования государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) строится на принципах унификации и гармонизации законодательства, направленного на обеспечение упорядоченного перемещения товаров через таможенную границу. Одной из специфических процедур в этой системе является таможенная процедура отказа в пользу государства.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), принятый 11 апреля 2017 года, является основным документом, определяющим единые для всех стран-участниц ЕАЭС таможенные правила, включая порядок применения процедуры отказа в пользу государства.

В частности, положения статьи 117 ТК ЕАЭС содержат определение данной процедуры и основные условия её применения:

– добровольный отказ от товаров в пользу государства;

– освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;

– освобождение от соблюдения запретов и ограничений, установленных в отношении перемещения товаров через таможенную границу.

Статья 118 ТК ЕАЭС устанавливает требования к помещениям товаров под процедуру отказа, порядок оформления декларации на товары, необходимость предоставления документов, подтверждающих волеизъявление декларанта.

Также в Таможенном кодексе Союза регламентированы:

– особенности помещения отдельных категорий товаров под процедуру отказа;

– порядок распоряжения товарами после их помещения под данную процедуру;

– ответственность за нарушение порядка применения процедуры.

Таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Дата и время подачи декларации фиксируются таможенным органом в журнале регистрации деклараций на товары в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных технологий[7].

На уровне национального законодательства Российской Федерации таможенная процедура отказа в пользу государства регулируется:Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, статья 124 закона раскрывает порядок реализации таможенных процедур, в том числе отказа в пользу государства, с указанием на необходимость соблюдения норм ТК ЕАЭС[8].

Приказом ФТС России от 19 декабря 2017 года № 1861 «Об утверждении инструкции о порядке применения таможенных процедур», где определяются:

– требования к составлению и подаче декларации на товары при помещении под процедуру отказа;

– перечень необходимых документов;

– особенности взаимодействия таможенных органов и уполномоченных организаций при передаче или реализации товаров.

Гражданским кодексом Российской Федерации, где в статье 236 закреплён общий порядок отказа от права собственности. Данное положение применяется в части, не урегулированной специальными таможенными актами[9].

Бюджетным кодексом Российской Федерации, который определяет порядок зачисления в федеральный бюджет доходов от реализации или утилизации имущества, поступившего в собственность государства по таможенной процедуре отказа[10].

В странах-участницах ЕАЭС также действует единая правовая основа, представленная ТК ЕАЭС. Вместе с тем, национальное законодательство каждой страны содержит внутренние акты, регулирующие порядок помещения товаров под процедуру отказа и последующего распоряжения ими, например, в Республике Беларусь действует Таможенный кодекс Республики Беларусь, приведённый в соответствие с нормами ТК ЕАЭС, а также Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 34, регламентирующее порядок оформления процедур.

При этом, интересным моментом является то, что Киотская конвенция не содержит описания ряда завершающих ТП, имеющихся в ТК ЕАЭС и ТКС (под названием особое использование): уничтожение, отказ в пользу государства[11].

Таким образом, можно сказать о том, что нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры отказа в пользу государства представляет собой стройную систему правовых норм, основанную на сочетании наднациональных и национальных правовых актов. На уровне ЕАЭС установлен единый правовой режим, обеспечивающий унификацию таможенных процедур, что создаёт благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

Глава 2. Анализ применения таможенной процедуры отказа в пользу государства

2.1 Статистический анализ применения таможенной процедуры отказа в пользу государства в Российской Федерации за последние годы

Таможенная процедура отказа в пользу государства является довольно редкой – её реже всего применяют участники внешнеэкономической деятельности. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, составленная статистика показывает, что менее 0,1?% всех поданных таможенных деклараций на выпуск товаров приходится именно на этот режим и из примерно 1000 выпущенных деклараций всего одна попадает под отказ в пользу государства, что подчёркивает узконаправленное применение этой процедуры[12].

По официальной информации, на которую ссылаются аналитические ресурсы, ежегодно регистрируется около пяти-десяти тысяч таких деклараций, если общее число деклараций составляет несколько сотен миллионов. Таким образом, абсолютное количество сравнительно невелико, но в абсолюте это сотни случаев ежегодно, а динамика показывает некрупные варианты – в периоды экономического спада или изменения тарифов наблюдается относительный всплеск, когда компании стремятся минимизировать расходы на хранение и логистику путём отказа от товара.

Анализ показывает, что две ключевые причины в 90?% случаев определяют выбор этой процедуры:

1. Истечение срока годности или приближение этого срока, из-за чего товар теряет возможность легитимного вывоза или реализации.

2. Отсутствие спроса либо невозможность продажи по рыночным причинам, например, из-за изменения конъюнктуры или падения маржинальности – особенно при росте импортных ставок[13].

Также причиной провального решения о ввозе может быть «переоценка собственных возможностей» импортером, что приводит к накоплению товара на складах и росту затрат на его хранение и в таких условиях отказ с освобождением от таможенных платежей становится более рациональным решением.

ФТС также указывает на принцип материальной выгоды: таможня оформит отказ только если затраты государства (на хранение или уничтожение) не превышают ожидаемую выгоду от передачи товара и в противном случае может быть отказано в применении режима.

Процедура часто применяется в нескольких сегментах:

1. Выставочные товары и рекламное оборудование, которые после экспонатов остаются на складе и транспортировка обратно экономически невыгодна,

2. Перевозимые товары с неясным рынком сбыта, особенно при росте тарифов, когда сборы делают их нерентабельными для продажи на внутреннем рынке.

3. Медицинское оборудование и скоропорт, находящиеся под давлением сроков и логистических ограничений — хотя официальной статистики по этим сегментам мало.

С 2018 по 2024 годы наблюдается незначительный рост случаев отказа, что связано с общим спадом спроса и входящими новыми таможенными тарифами, однако рост остаётся точечным, отражая экономическую конъюнктуру – он не показывает устойчивого тренда, а скорее разовые всплески, когда расходы на хранение превышают возможную выгоду от реализации.

Так, например, в исследовании А.О. Бондаренко указывается следующее: «Активное применение таможенных процедур таможенного склада и беспошлинной торговли обусловлено наличием в регионе деятельности Ростовской таможни семи таможенных складов и трех магазинов беспошлинной торговли. Следует отметить, что за исследуемый период не применялись или применялись в единичных случаях такие процедуры, как отказ в пользу государства и уничтожение»[14].

Таким образом, процедура отказа в пользу государства сохраняет характер редкой внештатной меры, применяемой в исключительных ситуациях, вероятность воспользоваться этой процедурой – менее 0,1?% от всех ДТ, но абсолютный объём начисляется уже сотнями—тысячами деклараций.

2.2 Проблемные вопросы, выявляемые в процессе применения процедуры отказа в пользу государства

Процедура отказа в пользу государства является одним из наименее используемых, но при этом крайне специфичных и важных таможенных режимов, а её специфика заключается в том, что после завершения процедуры товары переходят в собственность государства без возмездной компенсации бывшему владельцу. Несмотря на кажущуюся простоту, применение данной процедуры на практике сопровождается рядом юридических, организационных, экономических и правоприменительных проблем, которые снижают её эффективность и создают затруднения как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов.

На практике перед таможенными органами встаёт вопрос: целесообразно ли принимать конкретный товар в пользу государства, если его дальнейшее использование или реализация экономически невыгодна? Законодательством установлено, что передача возможна только при наличии экономической целесообразности (например, когда стоимость имущества выше затрат на его содержание или утилизацию), однако единых критериев и расчётных методик для определения этой целесообразности на уровне законодательства нет, что приводит к субъективности решений со стороны таможенных органов.

Импортными таможенными процедурами являются выпуск для внутреннего потребления; реимпорт; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); уничтожение и отказ в пользу государства. Провозные таможенные процедуры представлены различными видами таможенной процедуры таможенного транзита[15].

После перехода товара в собственность государства возникает задача его реализации или уничтожения, что особенно остро стоит в отношении:

– скоропортящихся товаров;

– медицинских препаратов и оборудования;

– продукции с ограниченным сроком хранения или морально устаревшей техники.

Однако инфраструктура по утилизации и реализации таких товаров в России развита недостаточно и нередко такие товары длительное время хранятся на складах временного хранения (СВХ), что создаёт убытки для бюджета и усложняет работу таможенных органов.

Многие участники ВЭД, особенно средний и малый бизнес, плохо информированы о возможности применения процедуры отказа в пользу государства, а отсутствие популяризации процедуры и разъяснительной работы со стороны ФТС приводит к тому, что участники ВЭД продолжают нести убытки из-за хранения неликвидных товаров либо инициируют более затратные процедуры (уничтожение, обратный вывоз).

Хотя действующее законодательство устанавливает порядок и сроки принятия решений по помещению товаров под процедуру отказа в пользу государства, на практике оформление занимает значительно больше времени, чем предусмотрено регламентами, что связано с необходимостью проведения дополнительной экспертизы, определения целесообразности приёма товара, получения разрешений от различных госструктур.

Пятое АААС (20.09.2017, дело №?05АП?5318/17): таможня отказала ПАО «Славянский СРЗ» в смене режима с реэкспорта на «отказ в пользу государства». Апелляционный суд счёл нормы ТК ЕАЭС без ограничения перечня процедур и обязал выдать разрешение на отказ в пользу государства[16].

Шестое АААС (14.05.2018, дело №?06АП?1447/18). Товар – контрафакт – запрещён к обороту. Суд подтвердил отказ помещать его под режим отказа в пользу государства: условие закона о запрете товара выполнено.[17]

Согласно Положению, при помещении товаров под таможенную процедуру следует учитывать, что некоторые товары составляют исключение и не подлежат помещению под указанные таможенные процедуры, например, ввезенные в качестве проб и образцов для проведения исследований или предназначенные для демонстрации на выставках[18].

Процедура отказа в пользу государства требует взаимодействия между ФТС, Минфином, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом), санитарными и ветеринарными службами, что осложняется отсутствием единой цифровой платформы для обмена информацией, что значительно замедляет процесс принятия решений и увеличивает вероятность ошибок.

Интересной практикой является постановление Арбитражного суда ДВО (20.12.2017, дело №?А51?8883/2017), когда судно-«ржавчина» на Владивостокской таможне: реэкспорт не удался, и суд принял режим «отказ в пользу государства», что позволило избежать расходов на реэкспорт и сложные процедуры[19]. Суд подчеркнул, что законодательство не даёт иных средств решения.

Таким образом, можно сказать о том, что процедура отказа в пользу государства, несмотря на свою потенциальную полезность для бизнеса и государства, на практике сопровождается рядом серьёзных проблем, которые существенно снижают её эффективность.

 

Глава 3. Совершенствование порядка применения таможенной процедуры отказа в пользу государства

3.1 Предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации

Таможенная процедура отказа в пользу государства является важным инструментом таможенного регулирования, позволяющим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) минимизировать убытки от хранения и утилизации товаров, утративших для них ценность, а также содействующим государству в пополнении бюджета и обеспечении социально-экономических нужд, однако, как показал проведённый в предыдущих главах анализ, действующее законодательное регулирование процедуры содержит целый ряд пробелов, несогласованностей и административных барьеров, препятствующих её эффективному применению.

На сегодняшний день таможенные органы самостоятельно определяют целесообразность приёма товаров в пользу государства, что ведёт к субъективности решений и неравномерности правоприменительной практики по регионам, в связи с чем предлагается:

– разработать и утвердить на уровне Правительства Российской Федерации методику расчёта экономической целесообразности передачи товаров в собственность государства с учётом их рыночной стоимости, затрат на хранение, транспортировку, реализацию и утилизацию;

– закрепить в Таможенном кодексе ЕАЭС и Федеральном законе «О таможенном регулировании» положение о том, что товары, потенциально пригодные для последующей реализации или использования в государственных, социальных и благотворительных целях, подлежат безусловному принятию в пользу государства.

Также длительность оформления отказа в пользу государства является одной из главных проблем на практике, в связи с чем необходимо внести изменения в статью 268 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании», установив предельный срок для оформления процедуры не более 20 рабочих дней с момента подачи заявления и предусмотреть ускоренное оформление в случае скоропортящихся товаров или продукции с ограниченным сроком хранения (до 5 рабочих дней).

Для собственников товаров отказ от них лишь в редких случаях является целесообразным. Например, резкое повышение ввозных пошлин заставляет задерживать импортеров товар на СВХ, что стоит денег. В таком случае ввоз партии становится невыгодным, как и его содержание на складе. Поскольку транспортировка груза обратно – это тоже лишние затраты, то собственнику выгоднее всего оформить отказ от товара[20].

На практике сложность вызывает дальнейшая судьба товаров, переданных в пользу государства, поэтому важно разработать и утвердить отдельный федеральный закон или внести изменения в закон о государственном имуществе, регламентирующий порядок передачи, реализации, безвозмездной передачи и уничтожения товаров, перешедших в собственность государства по таможенной процедуре отказа и предусмотреть возможность приоритетной передачи товаров на социальные, гуманитарные и благотворительные цели без проведения длительных согласований.

На сегодняшний день действующее законодательство устанавливает определённые ограничения на передачу некоторых категорий товаров в собственность государства (например, товары, подлежащие обязательной сертификации, без действующих сертификатов), поэтому важно расширить перечень передаваемых в пользу государства товаров, разрешив передачу определённых категорий продукции с истекшим сроком сертификатов, если они могут быть реализованы или использованы в технических или непищевых целях (например, промышленное оборудование, автозапчасти, стройматериалы) и предусмотреть возможность проведения ускоренной повторной сертификации таких товаров.

Таким образом, предлагаемые изменения в действующее законодательство Российской Федерации направлены на устранение текущих правовых и организационных барьеров, затрудняющих эффективное применение таможенной процедуры отказа в пользу государства.

3.2 Зарубежный опыт регулирования отказа в пользу государства и возможность его применения в России

Таможенное регулирование является неотъемлемой частью государственной экономической политики большинства стран мира. Практика отказа владельца от товара в пользу государства – это универсальный механизм, позволяющий государству распоряжаться товарами, от которых по разным причинам отказывается декларант или которые не могут быть выпущены в свободное обращение. В зарубежной практике данная процедура получила широкое распространение и обладает разнообразными формами реализации в зависимости от экономической модели и системы таможенного администрирования конкретной страны.

В США отказ от собственности в пользу государства осуществляется по нормам Таможенного закона США (Title 19 U.S. Code) и если владелец отказывается от права собственности, товар становится «property of the United States Government» и передаётся на баланс Управления по таможне и охране границ (CBP).

Особенностью американской системы является то, что после конфискации или отказа товар может:

– реализовываться на открытых аукционах;

– передаваться федеральным или местным органам власти;

– уничтожаться или утилизироваться.

В странах Европейского союза процедура отказа в пользу государства регулируется Таможенным кодексом Союза (Union Customs Code). Там предусмотрено:

– обязательное оформление письменного заявления об отказе;

– экономическая оценка целесообразности приёма товара;

– возможность передачи конфискованных товаров в собственность государства, с последующей реализацией, перераспределением или уничтожением.

В Китае действует централизованная система утилизации или реализации отказных товаров. Все товары, от которых отказались участники ВЭД, передаются в распоряжение Генерального таможенного управления КНР, где:

– принимается решение о дальнейшей судьбе товаров;

– проводится обязательная проверка на предмет безопасности;

– имущество либо реализуется через государственные аукционы, либо передаётся госучреждениям.

Таможенная процедура отказа в пользу государства предполагает уведомление таможни по месту регистрации о намерении поместить продукцию под процедуру с последующей подачей декларации на товары, а также получение специального разрешения в Федеральном органе исполнительной власти.После выпуска декларации продукцию необходимо передать в течение трёх дней[21].

Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства[22]. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.

По примеру Евросоюза, в российском законодательстве следует предусмотреть возможность приоритетного безвозмездного распределения товаров гуманитарного, медицинского и образовательного назначения среди нуждающихся, регионов, пострадавших от ЧС, и благотворительных организаций.

В Китае и США функции по распоряжению товарами осуществляют отдельные государственные органы или государственные аукционные операторы, поэтому в России можно создать специализированное федеральное учреждение (или выделенное подразделение Росимущества), которое будет заниматься учётом, хранением, реализацией и перераспределением имущества, переданного по процедуре отказа в пользу государства.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показал, что система отказа от товаров в пользу государства активно применяется во многих странах и имеет высокую эффективность, особенно при наличии чётких процедур, единых регламентов и прозрачных механизмов реализации имущества. Наиболее успешными примерами являются США, страны ЕС и Китай.

 

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило всесторонне рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования таможенной процедуры отказа в пользу государства, определить её место в системе таможенного регулирования Российской Федерации, проанализировать действующее нормативно-правовое обеспечение и выявить существующие проблемы правоприменения.

В рамках первой главы работы были изучены теоретические основы таможенной процедуры отказа в пользу государства: было установлено, что данная процедура представляет собой установленный таможенным законодательством порядок помещения товаров в собственность государства по воле их владельца, с освобождением последнего от уплаты таможенных платежей и иных обязательств, связанных с выпуском товаров. Понятие и правовая природа процедуры отказа в пользу государства подробно раскрыты в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и нормативных правовых актах Российской Федерации, что обеспечивает её нормативную определенность.

В главе второй был проведен анализ практического применения процедуры отказа в пользу государства, рассмотрены официальные статистические данные о количестве и объеме товаров, переданных государству за последние годы, определены основные причины помещения товаров под эту процедуру. Среди них – невозможность или нецелесообразность ввоза товаров, экономическая неэффективность их использования, отказ от исполнения обязательств в силу внешних обстоятельств, а также несоблюдение владельцем требований законодательства. Исследование показало, что наибольшее количество случаев помещения товаров под данную процедуру связано с их невостребованностью, либо невозможностью легализации на внутреннем рынке.

Анализ судебной практики по делам, связанным с процедурой отказа в пользу государства, подтвердил наличие неоднозначного подхода к разрешению отдельных вопросов, что, в свою очередь, осложняет правоприменительную деятельность.

В третьей главе сформулированы конкретные предложения по совершенствованию порядка применения таможенной процедуры отказа в пользу государства. В частности, предложеноразработать и утвердить единые методические рекомендации для таможенных органов по реализации процедуры, установить четкий порядок оценки стоимости передаваемых товаров и др.

Отдельно был проанализирован зарубежный опыт регулирования аналогичных процедур в странах Таможенного союза и иных юрисдикциях и отмечено, что в ряде государств успешно применяются механизмы электронных торгов и благотворительных отчислений товаров, переданных государству, что может быть адаптировано для использования в российской практике.

Таким образом, обобщая итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о высокой значимости таможенной процедуры отказа в пользу государства как для таможенного администрирования, так и для регулирования внешнеэкономической деятельности в целом.

 

 

Список используемых источников и литературы

1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.

2.   Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. от 28.05.2022 № 152-ФЗ) // СЗ РФ. 2018. № 32 (часть 1). Ст. 5082.

3.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. от 13.06.2023 № 209-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. от 26.03.2022 № 65-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

5.   Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: #"https://base.garant.ru/62125775/?utm_source=">https://base.garant.ru/62125775/?utm_source= (дата обращения: 27.05.2025).

7.   Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 г. N 05AII-5318/17 // Гарант. URL:  https://base.garant.ru/62125775/?utm_source= (дата обращения: 25.05.2025).

8.   Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2018 г. N 06AII-1447/18 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/62533802/?utm_source= (дата обращения: 25.05.2025).

9.   Бондаренко, А. О. Оценка влияния таможенных процедур на объемы внешней торговли в регионе деятельности Ростовской таможни / А. О. Бондаренко, С. А. Михайлова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(38). – С. 23-30. 

10. Вавилова, Е. В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Евразийского экономического Союза / Е. В. Вавилова, В. Г. Свинухов, С. В. Сенотрусова // Международный научный журнал. – 2016. – № 7. – С. 180-184. 

11. Воронцов, Д. В. Исследование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру / Д. В. Воронцов, О. В. Глушак // Актуальные вопросы экономической безопасности и таможенного дела: Сборник научных работ всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 17 апреля 2020 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 31-34.

12. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры : учебник для вузов / А. П. Джабиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 470 с. 

13. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : практическое пособие / А. Н. Клейменова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 144 с.

14. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : учебник для вузов / А. Н. Клейменова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 136 с.

15. Лащук, Е. В. Таможенные операции, совершаемые при экспорте морских (речных) судов с территории РФ / Е. В. Лащук // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 4(31). – С. 726-731.

16. Малиновска, В. М. Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС / В. М. Малиновска // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2015. – № 4(5). – С. 70-80.

17. Мельник, К. Ю. особенности применения таможенной пошлины / К. Ю. Мельник // Энигма. – 2020. – № 19. – С. 53-63.

18. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 380 с. 

19. Отказ в пользу государства - значение термина // АльфаСофт. URL: https://www.alta.ru/information/glossarium/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/ (дата обращения: 24.05.2025).

20. Отказ в пользу государства: особенности процедуры // Taisu. URL: https://taisu-tb.ru/info/otkaz-v-polzu-gosudarstva/?ysclid=mbng11q6br554858933 (дата обращения: 27.05.2025).

21. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебник для вузов / под редакцией Ю. Н. Туганова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 168 с.

22. Причины отказа в пользу государства // Novelco. URL: https://novelco.ru/press-tsentr/tamozhennaya-protsedura-otkaz-v-polzu-gosudarstva-im-94/?utm_source= (дата обращения: 26.05.2025).

23. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 N 98 «Об Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары». П. 3.

24. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 253 с. 

25. Сурник, А. П. Особенности импорта на таможенную территорию Евразийского экономического союза парфюмерно-косметической продукции / А. П. Сурник, Н. С. Черникова // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2021. – № 1(21). – С. 41-46.

26. Таможенная процедура отказ в пользу государства (ИМ 94)// Uscol. URL: https://ucsol.ru/tamozhennye-uslugi/otkaz-v-polzu-gosudarstva (дата обращения: 25.05.2025).

27. Таможенная процедура отказ в пользу государства // Вентура. URL: #"all">


[1]Лащук, Е. В. Таможенные операции, совершаемые при экспорте морских (речных) судов с территории РФ / Е. В. Лащук // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 4(31). – С. 726.

[2]Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: #"https://ucsol.ru/tamozhennye-uslugi/otkaz-v-polzu-gosudarstva">https://ucsol.ru/tamozhennye-uslugi/otkaz-v-polzu-gosudarstva (дата обращения: 25.05.2025).

[13]Причины отказа в пользу государства // Novelco. URL: https://novelco.ru/press-tsentr/tamozhennaya-protsedura-otkaz-v-polzu-gosudarstva-im-94/?utm_source= (дата обращения: 26.05.2025).

[14]Бондаренко, А. О. Оценка влияния таможенных процедур на объемы внешней торговли в регионе деятельности Ростовской таможни / А. О. Бондаренко, С. А. Михайлова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(38). – С. 26.

[15]Малиновска, В. М. Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС / В. М. Малиновска // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2015. – № 4(5). – С. 77.

[16]Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20сентября 2017 г. N 05AII-5318/17 // Гарант. URL:  https://base.garant.ru/62125775/?utm_source= (дата обращения: 25.05.2025).

[17]Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14мая 2018 г. N 06AII-1447/18 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/62533802/?utm_source=(дата обращения: 25.05.2025).

[18]Сурник, А. П. Особенности импорта на таможенную территорию Евразийского экономического союза парфюмерно-косметической продукции / А. П. Сурник, Н. С. Черникова // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2021. – № 1(21). – С. 42.

[19]Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 г. N 05AII-5318/17 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/62125775/?utm_source= (дата обращения: 27.05.2025).

[20]Отказ в пользу государства: особенности процедуры // Taisu. URL: https://taisu-tb.ru/info/otkaz-v-polzu-gosudarstva/?ysclid=mbng11q6br554858933 (дата обращения: 27.05.2025).

[21]Отказ в пользу государства - значение термина // АльфаСофт. URL: https://www.alta.ru/information/glossarium/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/ (дата обращения: 24.05.2025).

[22]Таможенная процедура отказ в пользу государства // Вентура. URL: http://ventura-tp.ru/otkaz/ (дата обращения: 24.05.2025).

Похожие работы на - Общая характеристика таможенной процедуру отказа в пользу государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!