Разработка паспорта безопасности пожаро-взрывоопасного объекта Моркинское линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) Газпром трансгаз Нижний Новгород
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ФИЛИАЛ В
ГОРОДЕ ЙОШКАР-ОЛА
424005, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. 8 Марта, д. 26, тел./факс +7(8362) 23-26-26 e-mail:
yoshkarolamail@gmail
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Разработка паспорта безопасности
пожаро-взрывоопасного объекта
Моркинское линейно-производственное управление магистральных газопроводов
(ЛПУМГ) Газпром трансгаз Нижний Новгород
Исполнитель:
Крылов Максим Юрьевич,
студент группы: ЗЧС–413/9
специальность 20.02.02
«Защита в чрезвычайных
ситуациях»
Научный руководитель:
Ведерников Константин
Владимирович,
преподаватель профессионального
цикла
Йошкар-Ола
2025
Введение
В современном мире, где
промышленное производство и транспортировка энергоносителей занимают
центральное место в экономике, вопросы безопасности становятся приоритетными.
Особенно остро стоит проблема обеспечения пожарной и взрывной безопасности на
объектах, связанных с обращением опасных веществ. Разработка и внедрение
эффективных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на таких
объектах являются не просто желательными, а критически необходимыми.
Данная дипломная работа посвящена
разработке паспорта безопасности пожаро-взрывоопасного объекта на примере
Моркинского линейно-производственного управления магистральных газопроводов
(ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород». Выбор данного объекта
обусловлен его принадлежностью к категории повышенной опасности, так как он
осуществляет транспортировку природного газа, являющегося легковоспламеняющимся
и взрывоопасным веществом, по магистральным газопроводам.
Актуальность дипломной работы определяется несколькими факторами:
Во-первых, в условиях постоянного
увеличения объемов транспортируемого газа и износа оборудования повышается риск
возникновения аварий и инцидентов, связанных с пожарами и взрывами.
Во-вторых, существующие нормативные
документы в области промышленной безопасности требуют обязательного наличия
паспорта безопасности для объектов, представляющих потенциальную опасность.
В-третьих, грамотно разработанный паспорт
безопасности позволяет не только оценить уровень риска, но и разработать
комплекс мероприятий по его снижению, что в конечном итоге способствует
сохранению жизни и здоровья людей, а также защите окружающей среды.
Целью дипломной работы является разработка паспорта безопасности
пожаро-взрывоопасного объекта Моркинского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз
Нижний Новгород", соответствующего требованиям нормативных документов и
учитывающего специфические особенности данного объекта.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1.
Проанализировать нормативно-правовую базу в области
разработки паспортов безопасности ПВО;
2.
Определить и идентифицировать опасные факторы и риски,
характерные для Моркинского ЛПУМГ;
3.
Провести анализ пожарной и взрывоопасности объекта;
4.
Разработать перечень мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
5.
Определить силы и средства, необходимые для ликвидации
возможных аварийных ситуаций;
6.
Сформировать структуру и содержание паспорта
безопасности пожаро-взрывоопасного объекта.
Объектом исследования является: Моркинское
линейно-производственное управление магистральных газопроводов ООО
"Газпром трансгаз Нижний Новгород".
Предметом исследования является: процесс разработки паспорта
безопасности пожаро-взрывоопасного объекта для Моркинского ЛПУМГ, включая анализ
рисков, разработку мероприятий по обеспечению безопасности и формирование
структуры документа.
В процессе исследования применялись
следующие методы:
1.
Анализ нормативной и технической документации;
2.
Метод экспертных оценок;
3.
Статистический анализ данных об авариях и инцидентах
на газопроводах;
4.
Методы моделирования и прогнозирования развития
аварийных ситуаций;
5.
Анализ рисков.
Методология
исследования Моркинской
линейной-производственной управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) Газпром
трансгаз Нижний Новгород в дипломной работе может включать следующие
элементы:
1.
Системно-структурный
анализ – позволяет исследовать теоретические положения
и аргументировать выводы;
2.
Факторный анализ
– помогает
оценить эффективность управления запасами на предприятии;
3.
Сравнительный
анализ – позволяет проводить сравнение различных
аспектов деятельности предприятия;
4.
Принципы научной
абстракции, классификации и агрегирования данных – используются
при исследовании теоретических вопросов;
5.
Методы индукции
и дедукции – применяются в процессе проведения исследования;
6.
Мысленное
моделирование – может использоваться при изучении определённой
проблематики.
Анализ использование источников
литературы можно
использовать
документальные и литературные источники.
Результаты исследования позволят
повысить уровень безопасности Моркинского ЛПУМГ, обеспечить готовность к
оперативной ликвидации возможных аварийных ситуаций и минимизировать
потенциальный ущерб.
Структура дипломной работы состоит из введения, четырех глав
и заключения. Содержит 51 страниц, 3 рисунков, 2 таблиц, 3 Приложения и
библиографический список из 22 наименований
Глава 1. Анализ нормативной базы
Разработка паспорта безопасности
для пожаро-взрывоопасных объектов, таких как Моркинское
линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) Газпром
трансгаз Нижний Новгород, является сложной и ответственной задачей, требующей
глубокого понимания нормативной базы, специфики производственных процессов и
потенциальных рисков. Этот процесс регламентируется целым рядом законодательных
актов, технических регламентов и нормативных документов, направленных на
обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды.
Основным документом, определяющим
необходимость разработки паспорта безопасности, является Федеральный закон от
21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов». Этот закон устанавливает правовые, экономические и
социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных
объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий и инцидентов на таких
объектах, а также на обеспечение готовности к локализации и ликвидации их
последствий. В соответствии с этим законом, организации, эксплуатирующие ОПО,
обязаны разрабатывать и утверждать паспорта безопасности, содержащие сведения о
потенциальных рисках и мерах по их снижению.
Критерии отнесения объектов к
категории ОПО и, соответственно, необходимость разработки паспорта безопасности
определяются в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ. Для объектов
газовой отрасли, таких как Моркинское ЛПУМГ, ключевым фактором является наличие
опасных веществ, таких как природный газ, в количествах, превышающих
установленные пороговые значения. Если на объекте обращаются опасные вещества,
указанные в Приложении 2 к закону, в количествах, равных или превышающих
указанные пороговые значения, то объект признается ОПО и подлежит регистрации в
государственном реестре опасных производственных объектов.
Далее, необходимо учитывать требования
Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 года № 1225
«Об утверждении Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки
паспорта безопасности опасного объекта». Этот документ устанавливает порядок
разработки, согласования, утверждения и корректировки паспорта безопасности
ОПО, а также требования к его содержанию. Правила определяют структуру паспорта
безопасности, перечень сведений, которые должны быть включены в документ, а
также порядок проведения анализа риска аварий на ОПО.
Паспорт безопасности ОПО, согласно
правилам, должен содержать общие сведения об объекте, характеристику опасности
объекта, анализ риска возникновения аварий, сведения о мероприятиях по
обеспечению промышленной безопасности и готовности к ликвидации последствий
аварий, а также сведения о страховании ответственности за причинение вреда в
результате аварии на ОПО.
Разработка паспорта безопасности
требует проведения комплексного анализа риска аварий на ОПО. Этот анализ должен
учитывать все возможные сценарии развития аварийных ситуаций, вероятность их
возникновения, а также потенциальный ущерб, который может быть причинен
персоналу, населению и окружающей среде. Методика проведения анализа риска
аварий определяется в нормативных документах, таких как «Методические
рекомендации по проведению анализа риска аварий на опасных производственных
объектах», утвержденные Ростехнадзором.
При проведении анализа риска аварий
необходимо учитывать специфику объекта, технологические процессы, используемое
оборудование, а также факторы, которые могут повлиять на вероятность
возникновения аварий, такие как человеческий фактор, техническое состояние
оборудования, внешние воздействия и другие.
Особое внимание при разработке
паспорта безопасности уделяется мероприятиям по обеспечению промышленной
безопасности и готовности к ликвидации последствий аварий. Эти мероприятия
должны быть направлены на предотвращение аварий, снижение вероятности их
возникновения, а также на обеспечение готовности к локализации и ликвидации
последствий аварий в случае их возникновения.
Мероприятия по обеспечению
промышленной безопасности включают в себя технические, организационные и
административные меры, направленные на снижение риска аварий. К техническим
мерам относятся, например, установка систем контроля и управления
технологическими процессами, применение оборудования, отвечающего требованиям
безопасности, проведение регулярных технических осмотров и ремонтов
оборудования. К организационным мерам относятся, например, разработка планов ликвидации
аварийных ситуаций, проведение учебно-тренировочных занятий с персоналом,
организация системы управления промышленной безопасностью. К административным
мерам относятся, например, разработка инструкций по безопасному ведению работ,
проведение обучения и аттестации персонала по вопросам промышленной
безопасности.
Готовность к ликвидации последствий
аварий обеспечивается путем создания системы оповещения об авариях,
формирования аварийно-спасательных служб, обеспечения их необходимым
оборудованием и материалами, а также путем разработки планов ликвидации
аварийных ситуаций, предусматривающих порядок действий персонала и
аварийно-спасательных служб в случае возникновения аварии.
В процессе разработки паспорта
безопасности необходимо учитывать требования технических регламентов,
устанавливающих требования к безопасности оборудования, зданий и сооружений,
используемых на ОПО. Например, для объектов газовой отрасли необходимо
учитывать требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности
машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), Технического регламента Таможенного
союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР
ТС 032/2013), а также требования других технических регламентов, применимых к
конкретному типу оборудования и технологическим процессам.
Кроме того, при разработке паспорта
безопасности необходимо учитывать требования нормативных документов,
устанавливающих правила безопасности при эксплуатации объектов газовой отрасли,
таких как «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»,
«Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов», а также другие
нормативные документы, применимые к конкретному типу объекта и технологическим
процессам.
Паспорт безопасности подлежит
согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, который осуществляет
надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО. Ростехнадзор
проводит экспертизу паспорта безопасности на соответствие требованиям
законодательства в области промышленной безопасности и принимает решение о
согласовании или отказе в согласовании паспорта безопасности.
После согласования с Ростехнадзором
паспорт безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей
ОПО. Утвержденный паспорт безопасности является обязательным для исполнения
всеми работниками организации, эксплуатирующей ОПО.
Паспорт безопасности подлежит
пересмотру не реже одного раза в три года, а также при изменении
технологических процессов, используемого оборудования, или при изменении
требований законодательства в области промышленной безопасности.
Таким образом, разработка паспорта
безопасности для пожаро-взрывоопасного объекта, такого как Моркинское ЛПУМГ,
является сложным и многогранным процессом, требующим глубокого понимания
нормативной базы, специфики производственных процессов и потенциальных рисков.
Этот процесс регламентируется целым рядом законодательных актов, технических
регламентов и нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности
персонала, населения и окружающей среды. Правильное и своевременное выполнение
всех требований нормативных документов позволяет обеспечить безопасную
эксплуатацию ОПО и снизить риск возникновения аварий и инцидентов.
1.1 Изучение требований к паспорту безопасности для пожаро-взрывоопасных
объектов
В контексте обеспечения
промышленной безопасности на опасных производственных объектах, коим,
безусловно, является Моркинское линейно-производственное управление
магистральных газопроводов (ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»,
паспорт безопасности играет ключевую роль. Этот документ представляет собой
всестороннюю оценку потенциальных рисков и угроз, связанных с эксплуатацией
объекта, и содержит комплекс мер, направленных на их предотвращение и
минимизацию последствий в случае возникновения аварийных ситуаций.
Паспорт безопасности, в сущности,
является визитной карточкой объекта, отражающей его техническое состояние,
уровень оснащенности системами защиты и готовность персонала к действиям в
нештатных ситуациях. Он разрабатывается в соответствии с требованиями
федерального законодательства и нормативных актов, регламентирующих вопросы
промышленной безопасности, и подлежит регулярному пересмотру и обновлению.
Процесс разработки паспорта
безопасности начинается с детального анализа характеристик объекта, включая его
географическое расположение, технологические процессы, используемое
оборудование и материалы. Особое внимание уделяется идентификации потенциальных
источников опасности, таких как утечки газа, взрывы, пожары и другие аварийные
ситуации, которые могут привести к негативным последствиям для персонала,
населения и окружающей среды.
На основе проведенного анализа
определяются наиболее вероятные сценарии развития аварийных ситуаций и
оцениваются масштабы их возможных последствий. При этом учитываются различные
факторы, такие как метеорологические условия, плотность населения в районе
расположения объекта, наличие социально значимых объектов и другие факторы,
которые могут повлиять на тяжесть последствий аварии.
Результаты анализа рисков служат
основой для разработки комплекса мер, направленных на предотвращение аварийных
ситуаций и снижение их негативных последствий. Эти меры включают в себя
технические решения, организационные мероприятия и подготовку персонала.
Технические решения предусматривают
внедрение современных систем контроля и управления технологическими процессами,
использование оборудования, отвечающего высоким требованиям безопасности, и
применение средств защиты от аварийных ситуаций, таких как системы
автоматического отключения, предохранительные клапаны, системы пожаротушения и
другие.
Организационные мероприятия
включают в себя разработку инструкций и регламентов, определяющих порядок
действий персонала в различных ситуациях, проведение регулярных тренировок и
учений, направленных на отработку навыков реагирования на аварийные ситуации, и
создание эффективной системы связи и оповещения.
Подготовка персонала является одним
из важнейших элементов обеспечения безопасности объекта. Она включает в себя
обучение персонала правилам безопасной эксплуатации оборудования, приемам
оказания первой помощи пострадавшим и действиям в случае возникновения
аварийных ситуаций.
В паспорте безопасности также
содержатся сведения о наличии на объекте необходимых ресурсов для ликвидации
последствий аварийных ситуаций, таких как аварийно-спасательное оборудование,
средства индивидуальной защиты, медикаменты и другие.
Особое внимание в паспорте
безопасности уделяется вопросам взаимодействия с местными органами власти,
аварийно-спасательными службами и другими организациями, которые могут быть
привлечены к ликвидации последствий аварийных ситуаций. В документе
определяются порядок оповещения, координации действий и предоставления
необходимой информации.
Важно отметить, что паспорт
безопасности не является статичным документом. Он подлежит регулярному
пересмотру и обновлению в связи с изменением технологических процессов,
внедрением нового оборудования, изменением требований законодательства и
другими факторами, которые могут повлиять на уровень безопасности объекта.
В случае с Моркинским ЛПУМГ,
паспорт безопасности должен учитывать специфику транспортировки газа по
магистральным трубопроводам, включая высокие давления и температуры, наличие
взрывоопасных смесей и другие факторы, которые могут представлять опасность для
персонала и окружающей среды.
В паспорте безопасности должны быть
отражены меры по предотвращению утечек газа, взрывов и пожаров, а также меры по
защите трубопроводов от коррозии, механических повреждений и других видов
воздействий.
Особое внимание должно быть уделено
вопросам обеспечения безопасности при проведении ремонтных и профилактических
работ на трубопроводах и оборудовании, а также при подключении новых участков к
существующей системе.
В паспорте безопасности должны быть
определены зоны ответственности различных подразделений и должностных лиц за
обеспечение безопасности объекта, а также порядок контроля за выполнением
требований безопасности.
Итак, паспорт безопасности является
важным инструментом управления рисками на опасных производственных объектах,
таким как Моркинское ЛПУМГ. Он позволяет выявить потенциальные угрозы и
разработать комплекс мер, направленных на их предотвращение и минимизацию
последствий в случае возникновения аварийных ситуаций. Регулярный пересмотр и
обновление паспорта безопасности, а также строгое соблюдение содержащихся в нем
требований являются залогом обеспечения безопасной и надежной эксплуатации
объекта.
Глава 2. Анализ существующих нормативных документов в области
безопасности
В Российской Федерации обеспечение
безопасности на пожаро-взрывоопасных объектах, к которым относятся
линейно-производственные управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ),
является приоритетной задачей, регулируемой обширным комплексом нормативных
правовых актов. Разработка паспорта безопасности такого объекта, как Моркинское
ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», – это не просто формальное
требование, а жизненно важный инструмент, направленный на предотвращение
аварий, минимизацию их последствий и защиту персонала, населения и окружающей
среды.
В основе нормативного регулирования
лежат федеральные законы, устанавливающие общие принципы и требования
безопасности. Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» является краеугольным камнем, определяющим критерии
отнесения объектов к категории опасных производственных объектов (ОПО),
устанавливающим требования к их эксплуатации, декларированию безопасности и
страхованию ответственности за причинение вреда. Именно этот закон обязывает
организации, эксплуатирующие ОПО, разрабатывать и утверждать паспорта
безопасности.
Однако, сам по себе закон не
содержит конкретных указаний по содержанию и порядку разработки паспорта
безопасности. Эти детали регламентируются Постановлением Правительства РФ № 151
«Об утверждении требований к разработке паспорта безопасности опасного объекта
и формы паспорта безопасности опасного объекта». Данное постановление
определяет структуру паспорта, перечень сведений, которые необходимо в него
включить, а также порядок его согласования и пересмотра. Оно акцентирует
внимание на необходимости идентификации опасностей, оценки рисков и разработки
мер по их снижению.
Применительно к Моркинскому ЛПУМГ,
как к объекту, связанному с транспортировкой газа, необходимо учитывать
требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Этот документ
содержит специфические требования к проектированию, строительству, эксплуатации
и ремонту газопроводов, газораспределительных станций и других объектов
газового хозяйства. При разработке паспорта безопасности ЛПУМГ необходимо
учитывать возможные аварии, связанные с утечками газа, взрывами и пожарами, и
предусматривать меры по их предотвращению и ликвидации.
Важную роль играют также
нормативные документы МЧС России, регулирующие вопросы пожарной безопасности и
гражданской обороны. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
устанавливает общие требования к обеспечению пожарной безопасности на объектах
различного назначения, включая ОПО. Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности (Федеральный закон № 123-ФЗ) содержит конкретные
требования к системам пожарной защиты, огнестойкости строительных конструкций и
эвакуации людей при пожаре.
Для Моркинского ЛПУМГ, как для
объекта, расположенного на определенной территории, необходимо учитывать
требования регионального и муниципального законодательства в области
безопасности. Это могут быть нормативные акты, регулирующие вопросы защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охраны окружающей
среды и другие.
Разработка паспорта безопасности –
это сложный и многоэтапный процесс, требующий привлечения квалифицированных
специалистов, обладающих знаниями в области промышленной безопасности, газового
хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды. На первом
этапе проводится идентификация опасностей, связанных с эксплуатацией ЛПУМГ.
Необходимо учитывать все возможные сценарии аварий, начиная от утечек газа и
заканчивая разрушением оборудования.
Далее проводится оценка рисков,
связанных с выявленными опасностями. Необходимо определить вероятность
возникновения аварии и размер ущерба, который она может причинить. Для оценки
рисков могут использоваться различные методы, такие как анализ видов и
последствий отказов (FMEA), анализ дерева событий (ETA) и другие.
На основе оценки рисков
разрабатываются меры по их снижению. Эти меры могут включать в себя технические
решения, такие как установка систем обнаружения утечек газа, автоматических
систем пожаротушения, предохранительных клапанов и других устройств
безопасности. Также разрабатываются организационные мероприятия, такие как
обучение персонала, проведение тренировок по ликвидации аварийных ситуаций, разработка
планов эвакуации и другие.
Паспорт безопасности Моркинского
ЛПУМГ должен содержать подробную информацию об объекте, его опасных
производственных факторах, возможных сценариях аварий, оценке рисков и мерах по
их снижению. Он должен быть разработан в соответствии с требованиями
нормативных документов и утвержден руководителем организации. Паспорт
безопасности подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет, а также при
изменении технологических процессов, увеличении объемов опасных веществ или изменении
требований нормативных документов.
Особое внимание при разработке
паспорта безопасности Моркинского ЛПУМГ следует уделить вопросам взаимодействия
с местными органами власти и населением. Необходимо информировать население о
возможных рисках, связанных с эксплуатацией ЛПУМГ, и мерах, которые принимаются
для обеспечения безопасности. Также необходимо проводить совместные тренировки
с местными службами экстренного реагирования по ликвидации возможных аварийных
ситуаций.
Таким образом, разработка паспорта
безопасности пожаро-взрывоопасного объекта, такого как Моркинское ЛПУМГ ООО
«Газпром трансгаз Нижний Новгород», – это комплексная задача, требующая учета
множества нормативных требований и специфических особенностей объекта.
Правильно разработанный и своевременно пересматриваемый паспорт безопасности
является важным инструментом для обеспечения безопасности персонала, населения
и окружающей среды.
2.1 Сбор и анализ информации о объекте
Моркинское линейно-производственное
управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ), входящее в структуру ООО
«Газпром трансгаз Нижний Новгород», представляет собой ключевое звено в системе
транспортировки природного газа по территории Российской Федерации. Его
деятельность имеет стратегическое значение для обеспечения энергетической
безопасности страны и бесперебойного снабжения газом потребителей в различных
регионах. Расположенное в Республике Марий Эл, Моркинское ЛПУМГ играет важную
роль в поддержании стабильности и надежности газотранспортной системы.
История Моркинского ЛПУМГ
неразрывно связана с развитием газовой промышленности в СССР и последующей
Российской Федерации. Созданное в период активного освоения газовых
месторождений и строительства магистральных газопроводов, управление прошло
долгий путь становления и модернизации. Начиная с небольшого подразделения,
обеспечивающего эксплуатацию первых газопроводов, оно превратилось в
современное предприятие, оснащенное передовыми технологиями и
высококвалифицированным персоналом.
Основная задача Моркинского ЛПУМГ
заключается в обеспечении надежной и безопасной транспортировки природного газа
по магистральным газопроводам, проходящим через территорию его ответственности.
Это включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание
газопроводов в работоспособном состоянии, предотвращение аварийных ситуаций и
оперативное реагирование на любые отклонения от нормального режима работы.
В структуру Моркинского ЛПУМГ
входят различные подразделения и службы, каждое из которых отвечает за
определенный участок работы. Это линейные обходчики, осуществляющие регулярный
осмотр трасс газопроводов, специалисты по ремонту и обслуживанию оборудования,
диспетчеры, контролирующие параметры транспортировки газа, и многие другие.
Слаженная работа всех этих подразделений является залогом успешного выполнения
задач, стоящих перед управлением.
Рисунок 1.
– Регионы деятельности ООО «Газпром трансгаз Нижний Новогород»
Особое внимание в Моркинском ЛПУМГ
уделяется вопросам безопасности. Предприятие располагает современными системами
обнаружения утечек газа, средствами пожаротушения и аварийно-спасательным
оборудованием. Регулярно проводятся учения и тренировки, направленные на
повышение готовности персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Технологическое оснащение
Моркинского ЛПУМГ соответствует самым современным требованиям. Здесь
используются передовые методы диагностики газопроводов, позволяющие выявлять
дефекты на ранней стадии и предотвращать их развитие. Внедряются
автоматизированные системы управления технологическими процессами,
обеспечивающие оперативный контроль за параметрами транспортировки газа и
оптимизацию режимов работы оборудования.
Коллектив Моркинского ЛПУМГ – это
команда профессионалов, преданных своему делу. Здесь работают опытные инженеры,
техники, рабочие, обладающие глубокими знаниями и навыками в области
эксплуатации газотранспортных систем. Многие сотрудники имеют многолетний стаж
работы на предприятии и передают свой опыт молодым специалистам.
Рисунок 2.
– Газотранспортнная система, обслуживаемая ООО «Газпром трансгаз Нижний
Новгород – Ивановское ЛПУМГ»
Моркинское ЛПУМГ активно участвует
в социальной жизни региона, оказывая поддержку образовательным, культурным и
спортивным организациям. Предприятие заботится о создании благоприятных условий
труда для своих сотрудников, обеспечивая их достойной заработной платой,
социальными гарантиями и возможностями для профессионального роста.
Экологическая ответственность
является неотъемлемой частью деятельности Моркинского ЛПУМГ. Предприятие
принимает все необходимые меры для минимизации негативного воздействия на
окружающую среду. Внедряются природоохранные технологии, проводятся мероприятия
по восстановлению лесов и водных объектов, осуществляется контроль за выбросами
и сбросами загрязняющих веществ.
В перспективе Моркинское ЛПУМГ
планирует продолжить модернизацию производственных мощностей, внедрение новых
технологий и повышение квалификации персонала. Предприятие стремится к
дальнейшему повышению надежности и безопасности транспортировки газа, снижению
эксплуатационных затрат и минимизации воздействия на окружающую среду.
Стратегическое значение Моркинского
ЛПУМГ для газотранспортной системы России трудно переоценить. От его надежной и
бесперебойной работы зависит обеспечение газом потребителей в различных
регионах страны, а также выполнение экспортных обязательств. Предприятие вносит
весомый вклад в энергетическую безопасность России и социально-экономическое
развитие Республики Марий Эл.
Деятельность Моркинского ЛПУМГ
оказывает влияние на экономическое развитие не только региона, но и страны в
целом. Бесперебойная транспортировка газа обеспечивает стабильную работу
промышленных предприятий, электростанций и других объектов, зависящих от
газоснабжения. Это способствует росту производства, созданию новых рабочих мест
и увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Социальная ответственность Моркинского
ЛПУМГ проявляется не только в поддержке местных сообществ, но и в создании
благоприятных условий труда для своих сотрудников. Предприятие обеспечивает
достойную заработную плату, социальные гарантии, возможности для
профессионального роста и повышения квалификации. Это способствует привлечению
и удержанию квалифицированных специалистов, что является важным фактором
успешной деятельности предприятия.
В условиях постоянно меняющихся
требований к надежности и безопасности газотранспортных систем, Моркинское
ЛПУМГ активно внедряет инновационные технологии и методы управления. Это
позволяет предприятию оперативно реагировать на возникающие вызовы и
обеспечивать стабильную работу газопроводов в любых условиях.
В заключение можно отметить, что
Моркинское ЛПУМГ является современным, высокотехнологичным и социально
ответственным предприятием, играющим важную роль в газотранспортной системе
России. Его деятельность направлена на обеспечение надежной и безопасной
транспортировки газа, поддержку экономического развития региона и страны в
целом, а также на создание благоприятных условий труда для своих сотрудников.
Предприятие вносит весомый вклад в энергетическую безопасность России и
социально-экономическое развитие Республики Марий Эл.
2.2
Характеристика Моркинского
линейно-производственного управления магистральных линий
Моркинское
линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) — это
производственное подразделение ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».
Моркинское линейно-производственное
управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) является одним из ключевых
филиалов ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", дочернего
предприятия ПАО "Газпром". Управление отвечает за надежную и
бесперебойную транспортировку природного газа по магистральным газопроводам,
проходящим по территории Республики Марий Эл и частично по соседним
регионам. Деятельность Моркинского ЛПУМГ
имеет стратегическое значение для обеспечения газом потребителей Приволжского
федерального округа и транзита газа в другие регионы России и за рубеж.
Основная задача
управления — транспортирование газа с заданными параметрами
по магистральным газопроводам (МГ) «Ямбург-Тула-1», «Ямбург-Тула-2»
и газопроводам-отводам (13 шт.) в целях бесперебойной поставки
газа потребителям в соответствии с утвержденным планом.
Основные
цели производственной деятельности:
1.
безаварийная и надежная транспортировка газа;
2.
бесперебойное снабжение потребителей газом;
3.
оперативное устранение аварий, аварийных ситуаций,
а также выполнение ремонтных работ на газопроводах
и сопутствующих объектах в зоне действия филиала;
4.
обеспечение постоянной технической готовности
аварийной техники и оборудования.
В состав
филиала входят следующие объекты:
1.
компрессорная станция, состоящая из двух
компрессорных цехов в составе которых 8 ГПА суммарной мощностью 128
тыс. кВт;
2.
12 газораспределительных станций, обеспечивающих
голубым топливом 9 районов Республики Марий Эл;
3.
компрессорный модуль МКЗСА-50-2У1 для заправки
автомобильного транспорта газомоторным топливом;
4.
физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп»
и база отдыха «Канал».
Общая
протяженность газопроводов и газопроводов-отводов в однониточном
исчислении в зоне ответственности Моркинского ЛПУМГ составляет 472,6 км. В том числе:
протяженность магистральных газопроводов- 236,1 км., протяженность
газопроводов-отводов — 236,5км.
История Моркинского ЛПУМГ тесно
связана с развитием газотранспортной системы в регионе и стране. (Здесь
необходимо провести историческое исследование, чтобы добавить конкретные факты
и даты об основании управления, этапах его развития, строительстве и вводе в
эксплуатацию магистральных газопроводов, модернизации оборудования и внедрении
новых технологий:
1.
Год основания: 18 сентября 1990 года.
2.
Первые газопроводы, введенные в эксплуатацию:
1.
2.
2.1.
20 августа 1985 года Министерством
газовой промышленности было принято решение о начале строительства двухниточной
системы газопроводов «Ямбург — Тула».
2.2.
В мае 1987 года началось
строительство компрессорной станции КС-21 «Моркинская». Рядом с посёлком Морки
проложили газовые магистрали и построили два компрессорных цеха — по одному на
каждую нитку газопровода.
2.3.
18 сентября 1990 года было
создано Моркинское линейно-производственное управление магистральных газопроводов
(ЛПУМГ).
2.4.
В 1995–1996 годах ввели
в эксплуатацию газопроводы-отводы до населённых пунктов Республики Марий Эл:
Мари-Турек, Сернур, Хлебниково, Параньга, Новый Торъял, Чодраял. Также
построили шесть газораспределительных станций с домами операторов.
3.
Основные
этапы расширения и модернизации:
1.
2.
3.
3.1.
18 сентября 1990 года — день рождения Моркинского ЛПУМГ, тогда же были определены
границы его ответственности;
3.2.
В 1995–1996
годах ввели в эксплуатацию газопроводы-отводы до
населённых пунктов: Мари-Турек, Сернур, Хлебниково, Параньга, Новый Торъял,
Чодраял и построили шесть газораспределительных станций с домами операторов;
3.3.
С 1997 по 2000 год на предприятии
ввели интегрированную систему управления, систему сбора, обработки и представления
технологической информации, цифровую связь, систему отображения информации,
стационарные системы вибродиагностики и дистанционного управления кранами АСУК;
3.4.
В 2004 году ввели в действие цифровую систему передачи данных для организации
диспетчерской связи и телемеханики с ГРС Моркинского ЛПУМГ;
3.5.
2007 году завершили
замену аналоговой радиорелейной линии связи на современную цифровую систему
связи «Iskra».
3.6.
В 2008 году открыли
многофункциональную спортивную площадку.
3.7.
В 2010 году начали
строить газопровод-отвод от магистральных газопроводов Ямбург – Тула I, Ямбург
– Тула II до города Йошкар-Олы и современную газораспределительную станцию
«Йошкар-Ола 2».
3.8.
В 2012 году завершили
строительство ФОКа «Олимп».
3.9.
30 августа 2013
года ввели в эксплуатацию газораспределительную станцию и
газопровод-отвод на Йошкар-Олу.
3.10.
В 2015 году на
компрессорной станции запустили автомобильный заправочный модуль.
3.11.
С 2018 года Моркинское
ЛПУМГ — филиал ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» возглавляет Алексей
Катречко.
4.
Вклад управления в газификацию региона:
Вклад
управления в газификацию региона заключается в строительстве и эксплуатации объектов,
связанных с Единой системой газоснабжения России.
Рисунок 3.
– Управление магистральным трубопроводом
Моркинское ЛПУМГ имеет четкую организационную структуру,
обеспечивающую эффективное управление и координацию деятельности всех подразделений.
1.
Руководство:
1.1.
Резунов
Сергей Николаевич - директор
ЛПУМГ;
1.2.
Садртдинов Риф Анварович - главный инженер.
2.
Основные отделы и службы:
1.1.
Производственно-технический
отдел (ПТО) – обеспечивает техническое руководство эксплуатацией газопроводов и
оборудования, разрабатывает техническую документацию, контролирует соблюдение
технологических регламентов;
1.2.
Служба
эксплуатации магистральных газопроводов (СЭМГ) – непосредственно отвечает за
эксплуатацию и обслуживание газопроводов, проведение плановых и внеплановых ремонтов,
обходы и осмотры трасс;
1.3.
Служба
эксплуатации компрессорных станций (СЭКС): – отвечает за эксплуатацию и
обслуживание компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого
давления в газопроводах;
1.4.
Служба
автоматизированных систем управления технологическими процессами (САУТП) – отвечает
за эксплуатацию и обслуживание систем автоматики, телемеханики и связи,
обеспечивающих автоматизированное управление технологическими процессами;
1.5.
Служба
энергомеханического оборудования (СЭМО): –отвечает за эксплуатацию и
обслуживание энергетического и механического оборудования, обеспечение
надежного энергоснабжения объектов ЛПУМГ;
1.6.
Служба
контрольно-измерительных приборов и автоматики (СКИПиА) – отвечает за обслуживание
и поверку средств измерений, обеспечение точности и надежности измерений
технологических параметров;
1.7.
Отдел
охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (ООТ, ПБ и
ООС) – обеспечивает соблюдение требований охраны труда, промышленной
безопасности и охраны окружающей среды на всех объектах ЛПУМГ;
1.8.
Отдел
материально-технического снабжения (ОМТС) – обеспечивает снабжение ЛПУМГ необходимыми
материалами, оборудованием и запасными частями;
1.9.
Транспортный
отдел – обеспечивает транспортное обслуживание деятельности ЛПУМГ;
1.10.
Бухгалтерия:
осуществляет бухгалтерский учет и отчетность;
1.11.
Юридический
отдел – обеспечивает юридическое сопровождение деятельности ЛПУМГ;
1.12.
Отдел
кадров – осуществляет подбор, расстановку и обучение персонала.
Моркинское
ЛПУМГ эксплуатирует разветвленную систему магистральных газопроводов и
связанных с ними объектов.
2.
Магистральные газопроводы:
2.1.
Перечислить
основные газопроводы, проходящие через зону ответственности ЛПУМГ:
2.1.1.
««Ямбург-Тула-1» и «Ямбург-Тула-2»;
2.1.2.
«Йошкар-Ола —
Сернур» и «Хлебниково — Параньга»;
2.1.3.
Общая протяжённость газопроводов и
газопроводов-отводов в зоне ответственности Моркинского ЛПУМГ в однониточном
исчислении — 472,6 км, из
них протяжённость магистральных газопроводов — 236,1 км, газопроводов-отводов — 236,5 км.
3.
Указать общее количество километров магистральных газопроводов
в зоне ответственности – 236,1 км. протяжённость магистральных газопроводов в зоне ответственности
Моркинского линейно-производственного управления магистральных газопроводов
(ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».
2.
2.1.
2.2.
4.
Описать особенности трасс газопроводов (рельеф
местности, пересечения с водными преградами, железными и автомобильными
дорогами).
5.
Компрессорные станции (КС): (Если есть)
6.
Указать количество КС – одна.
7.
Перечислить названия КС и их установленную мощность.
8.
Описать основное оборудование КС (газотурбинные
установки, центробежные компрессоры, системы охлаждения, системы автоматики).
9.
Газораспределительные
станции (ГРС):
Двенадцать газораспределительных станций, обеспечивающих
голубым топливом 9 районов Республики Марий – Эл;
10.
Описать типы ГРС и их производительность:
Станции на
ответвлении магистрального газопровода - расположены на конечном участке
ответвления к населённому пункту или промышленному объекту. Производительность
— от 5–10 до 300–500 тыс. м?/час;
Промысловая ГРС - предназначена
для подготовки газа (удаление пыли, влаги), добытого на промысле, а также для
снабжения газом близлежащего к промыслу населённого пункта;
Контрольно-распределительные
пункты - размещаются на ответвлениях от магистральных
газопроводов к промышленным или сельскохозяйственным объектам, а также для
питания кольцевой системы газопроводов вокруг города. Производительность — от
2–3 до 10–12 тыс. м?/час.;
Автоматическая ГРС - служит для
снабжения газом небольших населённых пунктов, совхозных и колхозных посёлков на
ответвлениях от магистральных газопроводов. Производительность — 1–3 тыс.
м?/час. ;
Газорегуляторные
пункты (ГРП) - служат для снижения давления газа и поддержания его на
заданном уровне на городских газовых сетях высокого и среднего давления.
Производительность — от 1 до 30 тыс. м?/час. ;
Газорегуляторные
установки - служат для питания газовых сетей или целиком объектов
с расходом газа до 1,5 тыс. м?/час. ;
По
производительности - ГРС бывают малые (1–50 тыс. м?/ч.), средние (50–160
тыс. м?/ч.) и большие (свыше 160 тыс. м?/ч.).
11.
Перечислить основных потребителей газа, получающих газ
через ГРС ЛПУМГ:
11.1.
объекты
газонефтяных месторождений (для собственных нужд);
11.2.
объекты
компрессорных станций (для собственных нужд);
11.3.
объекты
малых, средних и крупных населённых пунктов и городов;
11.4.
электростанции;
11.5.
промышленные
предприятия.
12.
Линейная часть – создаются для эксплуатации участков магистральных
газопроводов. Обслуживанием линейной части в ЛПУМГ занимается линейно-эксплуатационная служба (ЛЭС).
Некоторые обязанности ЛЭС:
12.1.
обеспечение
бесперебойной транспортировки газа на обслуживаемых участках газопроводов и
отводов;
12.2.
поддержание
в технически исправном состоянии линейной части газопровода со всеми линейными
сооружениями и оборудованием;
12.3.
выполнение
необходимых ремонтных работ и профилактических мероприятий, обеспечивающих
долговечность и надёжность газопровода;
12.4.
обеспечение
бесперебойной работы ГРС;
12.5.
периодические
осмотры газопроводов и сооружений на них для выявления утечек газа и ликвидации
их;
12.6.
измерение
давления газа на линейных кранах, продувка конденсатосборников и т.;
12.7.
подготовка
газопроводов, отводов и всех сооружений на них к осенне-зимней эксплуатации и
паводку;
12.8.
участие
в продувках и испытаниях вновь вводимых в эксплуатацию газопроводов, отводов и
установок ГРС и КС;
12.9.
защита
от коррозии подземных металлических сооружений линейной части магистральных
газопроводов, коммуникаций КС, СПХГ, газовых промыслов, а также защита от
атмосферной коррозии надземных трубопроводов.
13.
Описать системы электрохимической защиты газопроводов
от коррозии – включает в
себя установки катодной защиты, протекторные установки, установки дренажной
защиты, контрольно-измерительные и диагностические пункты, средства
телеконтроля и телеуправления, а также средства их электроснабжения.
Требования к системам ЭХЗ:
14.1.
Обеспечивают
степень защиты, соответствующую коррозионной агрессивности грунтов, температуре
газопровода и влиянию блуждающих токов;
14.2.
Проектируют
с учётом действующей ЭХЗ соседних газопроводов и перспективного строительства
подземных металлических сооружений вдоль трассы проектируемого газопровода;
14.3.
Предусматривают
дистанционный контроль и телеуправление всех установок;
14.4.
Контролируемые
параметры: ток, напряжение, потенциал газопровода и, по требованию заказчика,
параметры коррозионного мониторинга;
14.5.
Места
монтажа преобразователей УКЗ проектируют рядом с линейными кранами газопровода;
14.6.
УКЗ
и автоматические дренажи должны иметь защиту от атмосферных перенапряжений на
сторонах питания и нагрузки.
Активная защита сооружений от подземной
коррозии осуществляется путём непрерывной катодной поляризации всей поверхности
сооружений по технологической системе ЭХЗ.
Защиту сооружений от коррозии в ЛПУМГ
обеспечивает ЛЭС или специально созданная служба защиты от коррозии (СЗК).
Структура системы включает два уровня:
Верхний уровень осуществляет дистанционный контроль и управление технологическим
оборудованием, организует человеко-машинный интерфейс, накапливает информацию о
ходе технологического процесса и действиях оперативного персонала. Состоит из
пункта управления (ПУ ТМ) и, в ряде случаев, промежуточных пунктов управления
(ППУ ТМ), предназначенных для управления обособленными группами линейных
объектов.
Нижний уровень выполняет сбор, первичную обработку и передачу информации по
каналу связи на верхний уровень, а также формирует управляющее воздействие на
исполнительные устройства по командам, поступающим с верхнего уровня. Включает
контролируемые пункты телемеханики (КП ТМ) и системы автоматического управления
(САУ) оборудованием производственно-технологического объекта.
Некоторые функции системы:
1.
сбор,
передача и приём данных с объектов (текущих параметров, сообщений
телесигнализации, команд телеуправления и телерегулирования, интегральных
значений параметров);
2.
анализ
полученных данных и проверка их достоверности;
3.
отображение
результатов анализа и контроля (в виде текста на технологических схемах и в
таблицах, графиков, цветовой и звуковой сигнализации);
4.
проведение
в реальном времени необходимых расчётов и диагностики технологического и
сетевого оборудования;
5.
прямое
управление объектом с обеспечением передачи и выполнения команд;
6.
«дружественный»
диалог с пользователем при выполнении всех указанных действий.
В Моркинском ЛПУ МГ, например, использовалась подсистема обнаружения
нештатных событий (ПОНС) для унифицированного комплекса телемеханики (УНК ТМ).
ПОНС позволяет обнаруживать такие ситуации, как несанкционированная
перестановка кранов, неполное закрытие или открытие любых кранов, аварийные
ситуации, возникающие при частичном или полном разрыве газопроводов, и другие.
Итак, Моркинское
ЛПУМГ является важным звеном в системе газоснабжения России. Благодаря
профессионализму персонала, внедрению современных технологий и ответственному
отношению к вопросам безопасности и охраны окружающей среды, управление успешно
решает задачи по обеспечению надежной и бесперебойной транспортировки
природного газа потребителям.
2.3
Определение основных опасностей и уязвимостей
объекта
Моркинское линейно-производственное
управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) ООО "Газпром трансгаз Нижний
Новгород" является критически важным объектом в системе транспортировки
природного газа. Его деятельность связана с обеспечением непрерывной и безопасной
поставки газа потребителям, что обуславливает необходимость тщательного анализа
потенциальных опасностей и уязвимостей. Эффективное управление рисками на
данном объекте требует комплексного подхода, включающего идентификацию, оценку
и разработку мер по минимизации негативных последствий.
Основная опасность, присущая
объектам магистральных газопроводов, заключается в возможности разгерметизации трубопровода. Это
может произойти в результате целого ряда факторов, таких как коррозия металла,
механические повреждения, вызванные сторонним вмешательством (например,
строительными работами в охранной зоне), дефекты сварных швов, а также
экстремальные природные явления (землетрясения, оползни, наводнения).
Разгерметизация, в свою очередь, приводит к утечке газа, образованию
взрывоопасной концентрации и, как следствие, к возможности взрыва и пожара. Масштаб последствий таких аварий
может быть значительным, включая человеческие жертвы, разрушение инфраструктуры
и серьезный ущерб окружающей среде.
Другой значительной опасностью
является нарушение технологического
режима работы оборудования. Моркинское ЛПУМГ включает в себя сложные
технологические установки, такие как компрессорные станции,
газораспределительные станции и узлы редуцирования газа. Отклонения от
нормальных параметров работы (давления, температуры, расхода газа) могут
возникать из-за отказов оборудования, ошибок персонала, некачественного
обслуживания и ремонта, а также из-за внешних факторов (например, перепадов
напряжения в электросети). Нарушение технологического режима может привести к
аварийным ситуациям, остановам технологических процессов и перебоям в поставке
газа.
Важным аспектом является риск террористических актов и диверсий.
Объекты магистральных газопроводов, в силу своей стратегической важности, являются
потенциальными целями для злоумышленников. Возможные сценарии включают в себя
подрывы трубопроводов, выведение из строя ключевого оборудования, кибератаки на
системы управления и контроля. Реализация таких угроз может привести к
масштабным разрушениям, человеческим жертвам и дестабилизации энергетической
безопасности региона.
Уязвимость объекта также
определяется состоянием основных фондов
и инфраструктуры. Значительная часть газопроводов и оборудования
эксплуатируется в течение длительного времени, что приводит к накоплению
дефектов и снижению надежности. Недостаточное финансирование ремонтных работ,
применение устаревших технологий и материалов, а также несоблюдение требований
нормативных документов могут усугубить ситуацию и повысить вероятность аварий.
Серьезную уязвимость представляет
собой человеческий фактор.
Ошибки персонала при эксплуатации оборудования, несоблюдение правил техники
безопасности, недостаточная квалификация и подготовка, а также халатность могут
стать причинами аварий и инцидентов. Важным является вопрос обеспечения
достаточного количества квалифицированных специалистов, способных оперативно и
грамотно реагировать на нештатные ситуации.
Коррозия является
одним из главных врагов трубопроводов. Под воздействием окружающей среды и транспортируемой
среды происходит разрушение металла, что приводит к уменьшению толщины стенок
трубы и снижению ее прочности. Коррозия может быть как внутренней (вызванной
составом газа), так и внешней (вызванной воздействием почвы, воды и атмосферы).
Эффективная антикоррозийная защита, включающая в себя применение защитных
покрытий, электрохимическую защиту и регулярный мониторинг состояния
трубопровода, является необходимым условием обеспечения его безопасной
эксплуатации.
Необходимо учитывать и геологические риски. Территория, на
которой расположен Моркинское ЛПУМГ, может быть подвержена различным
геологическим процессам, таким как оползни, карстовые явления, просадки грунта
и сейсмическая активность. Эти процессы могут оказывать негативное воздействие
на трубопроводы и оборудование, приводя к их деформации, разрушению и, как
следствие, к авариям. Важным является проведение инженерно-геологических
изысканий и разработка мер по защите объекта от воздействия опасных геологических
процессов.
Таблица
1. - Основные опасности и уязвимости Моркинского ЛПУМГ ООО "Газпром
трансгаз Нижний Новгород"
|
Категория
|
Опасность/Уязвимость
|
Возможные последствия
|
Меры по снижению риска
|
|
Технологические
|
Разгерметизация трубопровода
|
Утечка газа, взрыв, пожар,
разрушение инфраструктуры, человеческие жертвы, ущерб окружающей среде
|
Регулярная диагностика
трубопроводов, антикоррозийная защита, контроль за сторонним вмешательством,
защита от геологических рисков, установка запорной арматуры
|
|
Нарушение технологического
режима
|
Аварийная остановка оборудования,
перебои в поставке газа, повреждение оборудования
|
Автоматизация
технологических процессов, регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования,
обучение персонала, резервирование оборудования
|
|
Террористические
|
Теракт/Диверсия
|
Разрушение объекта,
человеческие жертвы, дестабилизация энергетической безопасности
|
Усиление охраны объекта,
системы видеонаблюдения и контроля доступа, взаимодействие с правоохранительными
органами, кибербезопасность
|
|
Состояние фондов
|
Износ оборудования и
трубопроводов
|
Аварии, отказы оборудования,
снижение надежности
|
Своевременная замена
устаревшего оборудования, капитальный ремонт, использование современных
материалов и технологий
|
|
Человеческий фактор
|
Ошибки персонала,
несоблюдение правил безопасности
|
Аварии, инциденты, травмы
|
Обучение и аттестация
персонала, повышение квалификации, внедрение системы мотивации за соблюдение
правил безопасности, контроль за соблюдением правил
|
|
Коррозия
|
Коррозия металла
|
Уменьшение толщины стенок
трубы, снижение прочности, утечки газа
|
Применение защитных
покрытий, электрохимическая защита, регулярный мониторинг состояния
трубопровода
|
|
Геологические риски
|
Оползни, карстовые явления,
просадки грунта, сейсмическая активность
|
Деформация и разрушение
трубопроводов и оборудования, аварии
|
Инженерно-геологические
изыскания, строительство защитных сооружений, мониторинг геологической
обстановки
|
|
Внешние факторы
|
Дополнительные нагрузки на
оборудование и трубопроводы, затруднение проведения ремонтных работ
|
Учет климатических факторов
при проектировании и эксплуатации, обеспечение устойчивости оборудования к
внешним воздействиям, планирование работ с учетом погодных условий
|
|
Пожарная безопасность
|
Пожар, взрыв
|
Уничтожение оборудования,
человеческие жертвы, ущерб окружающей среде
|
Соблюдение правил пожарной
безопасности, наличие систем автоматического пожаротушения и сигнализации,
обучение персонала действиям в случае пожара
|
|
Управление безопасностью
|
Неэффективная система
управления охраной труда и промышленной безопасностью
|
Недостаточная идентификация
опасностей, неэффективные меры по снижению риска, недостаточный контроль
|
Создание и поддержание
функционирования эффективной системы управления охраной труда и промышленной
безопасностью, вовлечение всего персонала в процессы обеспечения
безопасности, постоянный контроль и мониторинг состояния безопасности объекта
|
Внешние
факторы, такие как климатические условия, также оказывают влияние на
безопасность объекта. Экстремальные температуры, сильные ветра, снегопады и
гололед могут создавать дополнительные нагрузки на оборудование и трубопроводы,
а также затруднять проведение ремонтных и аварийно-восстановительных работ.
Важным аспектом является обеспечение пожарной безопасности. На
объектах ЛПУМГ используются горючие и взрывоопасные вещества, что создает
повышенную опасность возникновения пожаров. Необходимо соблюдение строгих
правил пожарной безопасности, наличие систем автоматического пожаротушения и
сигнализации, а также подготовка персонала к действиям в случае возникновения
пожара.
Наконец, важную роль играет эффективность системы управления охраной
труда и промышленной безопасностью. Необходимо создание и поддержание
функционирования системы управления, обеспечивающей идентификацию опасностей,
оценку рисков, разработку и реализацию мер по их снижению, а также постоянный
контроль и мониторинг состояния безопасности объекта. Важным является
вовлечение всего персонала в процессы обеспечения безопасности и создание
культуры безопасности.
Таким образом, Моркинское ЛПУМГ ООО
"Газпром трансгаз Нижний Новгород" подвержено широкому спектру
опасностей и уязвимостей, обусловленных спецификой деятельности, состоянием
основных фондов, географическим положением и другими факторами. Эффективное
управление рисками требует комплексного подхода, включающего в себя
идентификацию, оценку и разработку мер по минимизации негативных последствий.
Применение современных технологий, своевременное проведение ремонтных работ,
повышение квалификации персонала и создание культуры безопасности являются
необходимыми условиями обеспечения безопасной и надежной эксплуатации объекта.
Глава 3. Разработка паспорта безопасности
1. Общие
сведения об объекте
1.1.
Полное наименование объекта: Моркинское линейное производственное
управление магистральных газопроводов Общества с ограниченной ответственностью
"Газпром трансгаз Нижний Новгород" (Моркинское ЛПУМГ ООО
"Газпром трансгаз Нижний Новгород").
1.2. Сокращенное наименование
объекта: Моркинское ЛПУМГ.
1.3. Юридический адрес ООО "Газпром трансгаз Нижний
Новгород": 603000,
Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 11 .
1.4. Фактический адрес Моркинского
ЛПУМГ: 425120, пгт Морки, р-н Моркинский, КС-21.
1.5. Основной вид деятельности:
Транспортировка природного газа по магистральным газопроводам.
1.6. Перечень опасных
производственных объектов (ОПО), входящих в состав ЛПУМГ: (Перечислить,
например: Участок магистрального газопровода, Газораспределительная станция,
Компрессорная станция, и т.д. с указанием класса опасности каждого ОПО).
1.7. Реквизиты организации:
ИНН:
5260080007;
КПП:
526001001;
ОГРН: 1025203016332 (ООО
"Газпром трансгаз Нижний Новгород").
1.8. Контактные данные
ответственных лиц:
Директор Моркинского ЛПУМГ: Резунов Сергей Николаевич, телефон +7 (83635) 9-73-34,
e-mail ceo@vtg.gazprom.ru.
Главный инженер Моркинского ЛПУМГ: Садртдинов Риф
Анварович.
1.9. Численность персонала,
работающего на объекте: 295.
1.10. Границы территории объекта:
Географические
координаты Моркинского ЛПУМГ: 56.427440643,
49.001724243.
Привязка
к местности: Моркинское ЛПУМГ находится в Республике Марий Эл, в городском поселении Морки.
2.
Характеристика опасности объекта
2.1.
Описание технологических процессов, представляющих опасность.
Технологические
процессы, которые осуществляются на компрессорной станции:
1.
очистка транспортируемого газа от механических
и жидких примесей;
2.
сжатие газа в центробежных нагнетателях или
поршневых машинах;
3.
охлаждение газа после сжатия в специальных
охладительных устройствах;
4.
измерение и контроль технологических
параметров;
5.
управление режимом работы газопровода путём
изменения количества работающих газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и режимного
состояния самих ГПА.
Процесс транспортировки газа происходит
так: газ по ответвлениям (шлейфам) газопровода поступает в компрессорные цеха
станции. После очистительных устройств он попадает в ГПА, где осуществляется
процесс сжатия, после чего пропускается через газоохладители и возвращается в
газопровод для дальнейшей транспортировки. Когда компрессорная станция не
работает, газ пропускается только по газопроводу.
Для дистанционного контроля параметров
транспорта газа и управления газовыми потоками на контролируемом участке
применяют системы автоматики на
компрессорной станции и системы
телемеханики на линейной части магистральных газопроводов.
2.2. Оценка масштаба возможных последствий аварий:
2.2.1. Зона
поражения при разрыве газопровода при
воспламенении газа поражается
территория радиусом до 350 метров от
места возникновения аварии. Также известны случаи, когда фрагменты газопровода
разлетались на расстояние до 500
метров. Размеры зоны осколочного воздействия определяются
максимальной дальностью полёта осколков, которая зависит от начальных скоростей
фрагментов трубы и характера разрушения оболочки трубы (вязкого или хрупкого).
2.2.2.
Зона поражения при взрыве на компрессорной станции при взрыве считается
территория с радиусом 70 и более метров от центра
взрыва, при этом избыточное давление во фронте ударной волны составит 11 кПа.
На таком участке возможно частичное разрушение остекления и отделочного
материала зданий. На расстоянии
15 метров от центра взрыва значение избыточного давления
ударной волны составляет 137 кПа, что приведёт к полному разрушению находящихся
рядом сооружений, а также смертельным поражениям людей.
2.2.3. Экологический ущерб в 2008 году в
журнале «География» упоминалось Моркинское ЛПУМГ (пос. Морки) как один из
крупных источников загрязнения атмосферного воздуха в Республике Марий Эл.
Объём выбросов составлял 6,5 тыс. т.
Таблица 2.
- Основные технические характеристики магистральных газопроводов Моркинского
ЛПУМГ
|
Параметр
|
Единица измерения
|
Примечание
|
|
Протяженность газопроводов
|
км
|
945,2
|
|
Диаметр газопроводов
|
мм
|
1400
|
|
Рабочее давление
|
МПа
|
Максимальное рабочее
давление
|
|
Материал газопроводов
|
-
|
Ст10 и 20
|
|
Количество компрессорных
станций
|
шт.
|
1
|
|
Количество ГРС
|
шт.
|
12
|
|
Год ввода в эксплуатацию
|
год
|
18 сентября 1990
|
3.1
Проведение
экспертного аудита паспорта безопасности и внесение необходимых изменений и
доработок
Погружение в глубины обеспечения
безопасности критически важного объекта, такого как Моркинское линейное
производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) ООО
"Газпром трансгаз Нижний Новгород", требует пристального внимания к
деталям и всестороннего понимания потенциальных угроз. Паспорт безопасности, являясь
ключевым документом в системе обеспечения безопасности, нуждается в
периодическом и экспертном аудите, направленном на выявление возможных
уязвимостей и несоответствий современным требованиям. Этот процесс представляет
собой не просто формальную проверку, а глубокий анализ, позволяющий
гарантировать надежную защиту объекта от широкого спектра рисков.
Первоочередной задачей экспертного
аудита является оценка актуальности и полноты информации, содержащейся в
паспорте безопасности. Учитывая динамичность факторов, влияющих на безопасность
объекта, необходимо убедиться, что документ отражает текущее состояние
инфраструктуры, технологических процессов, систем охраны и защиты, а также
действующие нормативные требования. В ходе аудита эксперты тщательно изучают
разделы паспорта, посвященные характеристике объекта, анализу потенциальных
угроз, оценке рисков и разработке мер по их предотвращению и ликвидации.
Особое внимание уделяется анализу
потенциальных угроз, которые могут быть направлены как на физическую
безопасность объекта. Эксперты оценивают вероятность реализации различных
сценариев, связанных с террористическими, диверсиями, техногенными авариями,
природными катастрофами и киберугрозами. При этом учитываются как внешние
факторы, такие как криминогенная обстановка в регионе и уровень
террористической активности, так и внутренние факторы, связанные с
особенностями эксплуатации объекта и уровнем подготовки персонала.
На основе анализа угроз проводится
оценка рисков, которая позволяет определить наиболее критичные области,
требующие повышенного внимания и дополнительных мер защиты. Оценка рисков
включает в себя определение вероятности возникновения неблагоприятных событий и
оценку потенциального ущерба, который может быть нанесен в результате их
реализации. При этом учитываются как прямые потери, связанные с повреждением
оборудования и нарушением технологических процессов, так и косвенные потери,
связанные с экологическим ущербом, социальными последствиями и репутационными
рисками.
Разработка мер по предотвращению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является одним из важнейших этапов
аудита паспорта безопасности. Эксперты оценивают достаточность и эффективность
существующих мер защиты, а также разрабатывают рекомендации по их
совершенствованию и дополнению. При этом учитываются как технические меры,
такие как установка современных систем охраны и сигнализации, так и
организационные меры, такие как разработка планов эвакуации и проведение учений
по отработке действий в чрезвычайных ситуациях.
В ходе аудита эксперты также
оценивают соответствие паспорта безопасности требованиям действующего
законодательства в области защиты от террористических актов, пожарной
безопасности, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Особое
внимание уделяется соблюдению требований, установленных федеральными законами,
постановлениями правительства Российской Федерации, нормативными актами
федеральных органов исполнительной власти и региональными нормативными актами.
По результатам аудита составляется
экспертное заключение, в котором отражаются выявленные недостатки и уязвимости,
а также рекомендации по их устранению. Экспертное заключение является основой
для внесения необходимых изменений и доработок в паспорт безопасности. Эти
изменения и доработки должны быть направлены на повышение уровня безопасности
объекта и обеспечение его надежной защиты от потенциальных угроз.
Внесение изменений и доработок в
паспорт безопасности – это процесс, требующий тщательного планирования и
координации. Необходимо определить приоритетность задач, распределить
ответственность между различными подразделениями и службами, а также установить
сроки выполнения работ. При этом важно учитывать финансовые и ресурсные
возможности предприятия, а также необходимость минимизации негативного
воздействия на производственные процессы.
Изменения и доработки могут
касаться различных аспектов паспорта безопасности. Например, может
потребоваться обновление информации о характеристиках объекта, пересмотр
анализа потенциальных угроз и оценки рисков, разработка дополнительных мер
защиты, корректировка планов эвакуации и действий в чрезвычайных ситуациях, а
также приведение документа в соответствие с новыми нормативными требованиями.
Особое внимание следует уделить
совершенствованию систем охраны и сигнализации. Необходимо провести анализ
эффективности существующих систем, выявить возможные слабые места и разработать
меры по их усилению. Это может включать в себя установку дополнительных камер
видеонаблюдения, усиление физической защиты периметра объекта, внедрение современных
систем контроля доступа и обнаружения вторжений, а также обучение персонала
правилам пользования этими системами.
Важным аспектом является
совершенствование системы управления доступом на объект. Необходимо разработать
и внедрить строгие правила допуска персонала, посетителей и транспортных
средств на территорию объекта. Это может включать в себя использование
электронных пропусков, биометрических систем идентификации, досмотр
транспортных средств и проверку документов.
Необходимо также уделить внимание
повышению уровня подготовки персонала по вопросам безопасности. Следует
регулярно проводить инструктажи, тренировки и учения по отработке действий в
чрезвычайных ситуациях. Персонал должен знать свои обязанности в случае
возникновения угрозы, уметь пользоваться средствами защиты и сигнализации, а
также оказывать первую помощь пострадавшим.
Внесение изменений и доработок в
паспорт безопасности должно сопровождаться ведением документации, отражающей
все этапы этого процесса. Необходимо фиксировать все выявленные недостатки и
уязвимости, разработанные меры по их устранению, результаты проведенных работ и
достигнутые улучшения. Эта документация позволит отслеживать ход реализации
мероприятий по повышению уровня безопасности объекта и обеспечивать их контроль.
После внесения всех необходимых
изменений и доработок паспорт безопасности должен быть утвержден руководством
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород". Утвержденный паспорт
безопасности является официальным документом, обязательным для исполнения всеми
сотрудниками Моркинского ЛПУМГ.
Глава 4 План внедрения паспорта безопасности на объекте
Внедрение паспорта безопасности на
объекте Моркинское ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" – это
комплексный и ответственный процесс, направленный на обеспечение надежной
защиты персонала, населения и окружающей среды от потенциальных угроз
техногенного характера. Учитывая специфику деятельности предприятия, связанную
с транспортировкой и переработкой природного газа, внедрение паспорта безопасности
приобретает особое значение, поскольку позволяет систематизировать информацию о
возможных рисках и разработать эффективные меры по их предотвращению и
ликвидации.
Первым этапом реализации этого
важного проекта является создание рабочей группы, в состав которой должны войти
квалифицированные специалисты из различных подразделений предприятия:
инженерно-технического отдела, отдела охраны труда и промышленной безопасности,
службы безопасности, экологической службы, а также представители администрации.
Возглавить рабочую группу должен опытный руководитель, обладающий глубокими
знаниями в области промышленной безопасности и нормативно-правовой базы.
Основная задача рабочей группы на
начальном этапе – детальное изучение нормативных документов, регламентирующих
порядок разработки и внедрения паспортов безопасности, таких как Федеральный
закон № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов", Постановление Правительства РФ № 151 "Об утверждении
требований к содержанию паспорта безопасности опасного объекта" и другие
соответствующие нормативные акты. Это позволит членам рабочей группы четко
понимать цели, задачи и требования, предъявляемые к паспорту безопасности, а
также избежать ошибок и неточностей при его разработке.
После изучения нормативной базы
необходимо провести тщательный анализ потенциальных угроз и рисков, характерных
для Моркинского ЛПУМГ. Этот анализ должен учитывать все особенности
производственного процесса, включая технологические схемы, используемое
оборудование, объемы и характеристики транспортируемого газа, а также
географические и климатические условия района расположения объекта.
Особое внимание следует уделить
выявлению наиболее вероятных сценариев возникновения аварийных ситуаций, таких
как разгерметизация трубопроводов, утечки газа, взрывы, пожары, а также
последствий этих аварий для персонала, населения и окружающей среды. Для этого
необходимо провести анализ статистических данных об авариях и инцидентах,
произошедших на аналогичных объектах, а также использовать методы
прогнозирования рисков, такие как анализ "дерева событий" и анализ
видов и последствий отказов.
На основе результатов анализа
рисков разрабатываются мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, которые должны быть включены в паспорт безопасности. Эти мероприятия
должны охватывать все аспекты обеспечения безопасности, начиная от разработки и
внедрения современных систем контроля и управления технологическими процессами,
заканчивая организацией обучения персонала и проведением учебно-тренировочных
занятий.
Важным элементом мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций является создание системы раннего
обнаружения утечек газа и других опасных веществ. Эта система должна включать в
себя установку датчиков загазованности, автоматических газоанализаторов и
других средств контроля, которые позволяют оперативно выявлять отклонения от
нормальных параметров и принимать меры по предотвращению развития аварийной
ситуации.
Для обеспечения эффективной
ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо создать на объекте
аварийно-спасательную службу, укомплектованную квалифицированными
специалистами, оснащенную современным оборудованием и средствами индивидуальной
защиты. Аварийно-спасательная служба должна быть готова к немедленному
реагированию на любые аварийные ситуации и проведению работ по спасению людей,
локализации и ликвидации последствий аварий.
Паспорт безопасности должен
содержать подробную информацию о мероприятиях по защите персонала и населения в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти мероприятия должны включать в
себя разработку планов эвакуации, организацию пунктов временного размещения,
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и проведение
информационно-разъяснительной работы.
Не менее важным аспектом является
обеспечение экологической безопасности объекта. Паспорт безопасности должен
содержать информацию о мероприятиях по предотвращению загрязнения окружающей
среды, таких как установка очистных сооружений, организация системы сбора и
утилизации отходов, проведение экологического мониторинга и обучение персонала
правилам обращения с опасными веществами.
Разработанный паспорт безопасности
должен быть согласован с территориальными органами МЧС России и другими
заинтересованными организациями. После согласования паспорт безопасности
утверждается руководителем предприятия и становится обязательным для исполнения
всеми работниками.
Внедрение паспорта безопасности –
это не разовая акция, а непрерывный процесс, требующий постоянного контроля и
совершенствования. Необходимо регулярно проводить анализ эффективности
мероприятий по обеспечению безопасности, выявлять недостатки и разрабатывать
меры по их устранению. Паспорт безопасности должен регулярно пересматриваться и
обновляться с учетом изменений в технологических процессах, нормативных
требованиях и других факторах.
Важным условием успешного внедрения
паспорта безопасности является активное участие всего персонала предприятия в
обеспечении безопасности. Необходимо проводить регулярное обучение и инструктаж
работников по вопросам промышленной, пожарной и экологической безопасности, а
также стимулировать их к проявлению инициативы в выявлении и устранении
потенциальных угроз.
Внедрение паспорта безопасности на
объекте Моркинское ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"
позволит значительно повысить уровень безопасности персонала, населения и
окружающей среды, снизить риски возникновения аварийных ситуаций и обеспечить
устойчивое функционирование предприятия. Это является важным шагом на пути к
созданию безопасной и эффективной системы транспортировки и переработки
природного газа, отвечающей самым высоким мировым стандартам.
4.1 Обучение
персонала и меры по обеспечению соблюдения требований документа
Обучение персонала Моркинского
ЛПУМГ и обеспечение соблюдения требований нормативных документов является
краеугольным камнем безопасной и эффективной эксплуатации системы магистральных
газопроводов. "Газпром трансгаз Нижний Новгород" придает
первостепенное значение этим аспектам, осознавая их прямое влияние на
бесперебойную поставку газа потребителям, экологическую безопасность региона и,
самое главное, на жизнь и здоровье сотрудников и населения.
Система обучения персонала
выстроена таким образом, чтобы охватить все уровни сотрудников, от рабочих до
руководителей высшего звена. Программы обучения разрабатываются с учетом
специфики выполняемых задач и требований нормативных документов,
регламентирующих деятельность предприятия. Ключевым элементом системы является
непрерывность обучения, что означает постоянное повышение квалификации
персонала, обновление знаний и навыков в соответствии с изменениями в
технологиях, нормативных требованиях и лучших практиках отрасли.
Первоначальное обучение является
обязательным для всех новых сотрудников, поступающих на работу в Моркинское ЛПУМГ.
Оно включает в себя вводный инструктаж по охране труда, пожарной безопасности,
промышленной безопасности и экологической безопасности. Кроме того, новые
сотрудники проходят обучение по основам технологии транспортировки газа,
устройству и эксплуатации оборудования, а также по правилам поведения на
территории опасных производственных объектов. Особое внимание уделяется
изучению нормативных документов, регламентирующих деятельность ЛПУМГ, таких как
федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, технические
регламенты, стандарты организации и инструкции.
После первоначального обучения
сотрудники проходят периодическую переподготовку и повышение квалификации.
Периодичность обучения определяется требованиями нормативных документов и
зависит от занимаемой должности и выполняемых работ. Целью периодического
обучения является обновление знаний, закрепление навыков и ознакомление с
новыми технологиями и оборудованием. Формы обучения могут быть различными:
лекции, семинары, практические занятия, стажировки на других предприятиях,
участие в конференциях и выставках.
Особое внимание уделяется
практическому обучению. Сотрудники проходят тренировки на учебных полигонах,
где отрабатывают навыки работы с оборудованием, ликвидации аварийных ситуаций и
оказания первой помощи пострадавшим. Практические занятия проводятся под
руководством опытных инструкторов и с использованием современного оборудования
и тренажеров.
Важным элементом системы обучения
является аттестация персонала. Аттестация проводится с целью проверки знаний и
навыков сотрудников, а также для оценки их соответствия занимаемой должности.
Аттестация может быть первичной, периодической и внеочередной. Первичная
аттестация проводится после окончания обучения, периодическая – через
определенные промежутки времени, а внеочередная – при изменении нормативных
требований или при выявлении нарушений в работе.
Обучение руководителей и
специалистов имеет свои особенности. Для них разрабатываются специальные
программы обучения, включающие в себя вопросы управления персоналом,
планирования и организации работ, контроля за соблюдением требований
безопасности, анализа рисков и принятия решений в сложных ситуациях.
Руководители и специалисты также проходят обучение по вопросам экологической
безопасности и социальной ответственности.
Одним из важнейших направлений
работы Моркинского ЛПУМГ является обеспечение соблюдения требований нормативных
документов. Это достигается путем разработки и внедрения системы управления
промышленной безопасностью, охраны труда и окружающей среды. Система управления
включает в себя разработку и актуализацию нормативных документов, проведение
проверок и аудитов, анализ рисков, разработку и реализацию планов мероприятий
по улучшению условий труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Контроль за соблюдением требований
нормативных документов осуществляется на всех уровнях управления. На уровне
ЛПУМГ создаются комиссии по проверке знаний и навыков персонала, по проведению
аудитов безопасности и по расследованию несчастных случаев и инцидентов. На
уровне "Газпром трансгаз Нижний Новгород" проводятся плановые и
внеплановые проверки деятельности ЛПУМГ.
В случае выявления нарушений
требований нормативных документов принимаются меры по их устранению и
привлечению виновных к ответственности. Меры могут быть различными:
предупреждения, выговоры, штрафы, отстранение от работы. В наиболее серьезных
случаях материалы передаются в правоохранительные органы.
Особое внимание уделяется
предотвращению аварий и инцидентов. С этой целью проводятся регулярные
обследования оборудования и трубопроводов, разрабатываются и реализуются планы
мероприятий по повышению надежности и безопасности эксплуатации, проводятся
тренировки по ликвидации аварийных ситуаций.
Важным элементом обеспечения
соблюдения требований нормативных документов является взаимодействие с
надзорными органами. Моркинское ЛПУМГ своевременно предоставляет в надзорные
органы необходимую информацию, участвует в проверках и выполняет предписания
надзорных органов.
Большое значение придается созданию
культуры безопасности на предприятии. Культура безопасности – это совокупность
ценностей, убеждений и норм поведения, которые разделяются всеми сотрудниками
предприятия и направлены на обеспечение безопасности труда и предотвращение
аварий и инцидентов. Создание культуры безопасности – это длительный и сложный
процесс, требующий постоянного внимания и усилий со стороны руководства и всех
сотрудников предприятия.
В Моркинском ЛПУМГ реализуется
комплекс мер по созданию культуры безопасности, включающий в себя обучение
персонала, проведение конкурсов и акций, направленных на повышение безопасности
труда, создание системы мотивации за соблюдение требований безопасности,
проведение регулярных совещаний по вопросам безопасности.
Эффективное обучение персонала и
неукоснительное соблюдение требований нормативных документов позволяют
Моркинскому ЛПУМГ обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию системы
магистральных газопроводов, минимизировать риски возникновения аварий и
инцидентов, защищать жизнь и здоровье сотрудников и населения, а также
сохранять окружающую среду для будущих поколений. "Газпром трансгаз Нижний
Новгород" рассматривает эти аспекты как приоритетные и постоянно
совершенствует систему обучения и контроля за соблюдением требований безопасности.
Вывод:
Заключение
Разработка паспорта безопасности
пожаро-взрывоопасного объекта, такого как Моркинское ЛПУМГ ООО "Газпром
трансгаз Нижний Новгород", является ключевым элементом в обеспечении
промышленной безопасности и предотвращении чрезвычайных ситуаций.
Паспорт безопасности позволяет
определить необходимые меры для предотвращения таких происшествий, минимизации
их последствий и обеспечения готовности к эффективному реагированию в случае
чрезвычайных ситуаций. Он служит основой для планирования и реализации
мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объекта и персонала,
а также для взаимодействия с контролирующими органами и заинтересованными
сторонами. В конечном счете, разработка паспорта безопасности способствует
созданию безопасной и устойчивой среды для функционирования Моркинского ЛПУМГ.
Список литературы
1.
Федеральный закон № 116-ФЗ
от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов": Основной закон, регулирующий вопросы промышленной
безопасности в России.
2.
Приказ Ростехнадзора № 533
от 15.12.2020 "Об утверждении федеральных норм и правил в области
промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и
газопотребления": Содержит требования к обеспечению безопасности при
эксплуатации газораспределительных сетей.
3.
Приказ Ростехнадзора от
20.11.2017 № 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в
государственном реестре опасных производственных объектов и ведению
государственного реестра опасных производственных объектов":
Регламентирует процедуру регистрации ОПО, что необходимо для разработки
паспорта безопасности.
4.
ГОСТ Р 12.3.047-2012
"Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность
технологических процессов. Общие требования. Методы контроля":
Определяет общие требования пожарной безопасности для технологических
процессов.
5.
ГОСТ 12.1.004-91
"Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие
требования": Общие требования пожарной безопасности.