Нетрадиционные формы организации уроков обществознания в старших классах общеобразовательной школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2025-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нетрадиционные формы организации уроков обществознания в старших классах общеобразовательной школы

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный педагогический университет»

 

Институт филологии, истории и права

Кафедра правовых дисциплин

 

 

«К защите»

зав. кафедрой правовых

дисциплин

 _________ /К.С. Иналкаева/

«___» __________2020г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: «Нетрадиционные формы организации уроков обществознания в старших классах общеобразовательной школы»

 

 

 

Выполнил (а): студент(ка) 5 курса, направления 44.03.05

Педагогическое образование

(профили «История» и «Право») 

 

  ____________

/Магомадова ЛидияРуслановна/

 

Руководитель ВКР

 

  ____________

 

/М-Э.Х. Шамсуев/

 

 

 

 

Нормоконтроль, нач. УМУ

____________

/С.А. Багашев/

 

 

 

ВКР защищен на оценку____________ (протокол № ______  «_____» __________ 2020г.)

 

Секретарь ГЭК   ____________________

 

Грозный, 2020

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..............................................................................................5

1.1 Понятие, признаки и функции нетрадиционного урока в старшей школе…………………………………………………………………………...5

1.2.Основные модели организации  нетрадиционных форм уроков......................................................................................................12

1.3Роль учителя в организации учебной деятельности на уроке обществознания …………………………………………………….…….…23

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС..............................................................................................27

2.1Реализация нестандартных форм уроков права в старшей школе...................................................................................................... 27

2.2 Требования, предъявляемые к современному нестандартному уроку, и тенденции его развития......................................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......…42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образование человека – это время его просвещения и становления, как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, нестандартное мышление, целеустремленность, креативность и умение ориентироваться в большом потоке информации. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Необходимым условием для расширения и развития знаний, умений и навыков, является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм организации уроков.

Актуальность данногоисследованияобусловлены тем, чтона сегодняшний день «нетрадиционные формы организации урока» являются одним из ведущих способов для оживления урока и привлеченияучащихся к активной работе на занятиях, что позволяетразнообразить формы объяснения нового материала, повышают качество обученности и уровня воспитанности личности ученика.

Современное школьное образование находится перед серьезнымвызовом времени – ведь именно оно призвано способствовать становлению и развитию компетентной личности. Профессиональный и компетентный  педагог должен подготовить социально компетентного гражданина.

Роль в этом процессе школьного обществознания[1] как учебного предмета и методики его преподавания чрезвычайно велика, так как она призвана помочь школьникам  в дальнейшем ориентироваться в этом социуме.

Цельисследования: рассмотреть нетрадиционные формы организации обучения на уроках обществознания.

Задачи:

1. Изучить нетрадиционные формы организации уроков в процессе обучения;

2. Рассмотреть понятие и виды нетрадиционного урока по обществознанию;

3. Провестинестандартный урок по обществознанию и доказатьего эффективность;

4. Проанализировать методическую литературу по данной теме.

Объект исследования – школьное обществоведческое образование.

Предмет исследования– организациянестандартныхформ уроков обществознания.

Практическая значимость заключается в методической разработке занятий с использованием нестандартных форм организации урока, и в возможности практического использования полученных результатов исследования на уроках обществознания в старших классах в общеобразовательной школе

Структура ВКР:работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.1 Понятие, признаки и функции нетрадиционного урока в старшей школе

 

Образование, к которому предъявляются все более высокие требования в контексте происходящих в России инновационных процессов, становится на сегодняшний день главным императивом выживания и развития человечества.

Система педагогического образования остается центральным звеном современного образовательного пространства, обеспечивающим успешное решение учебно-воспитательных задач. Это во многом определяется соответствующей профессиональной подготовкой педагогических кадров, основанной на использовании в образовательном процессе эффективных педагогических технологий, а также методов обучения[2].

Начина с 2001 года все ученики перешли на новую программу. Она состоит из трех ступеней: первая – 4 года начального образования; вторая – 5 лет основного обучения; третья – 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с ч. 5 статьи 66 Федерального закона[3] «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан Российской Федерации.Согласно данному закону, среднее общее образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме).

Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников, в которой ученики показывают свои знания, умения и навыки, заработанные на уроках.

Урок[4] – это основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных учреждениях среднего уровня.

Традиционный урок[5] – это урок, который характеризуется порядком, дисциплиной, проверенной регламентацией, точными очертаниями учебного материала, исполнительностью учеников подчиняющихся учителю, сложившимися стереотипами  и традициями.

Использование традиционных форм обучения привело к тому, что у учащихся снизился интерес к обучению, стала развиваться тенденция невыполнения домашних заданий, на уроках все меньше происходит диалогов и бесед, объяснения учителя во время урока стали заменять активность учащихся. У них нет возможностей в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.

Около 60 % преподавателей в школах называют  возраст третьего мира ученика (старший подростковый возраст) наиболее сложным в работе, так как, этот отрезок пути стоит между детством и взрослением. В этот период у подростка, меняется отношение к сверстникам (одноклассники) и взрослым (учителя, родители).

Основные причины, из-за которых возникают трудности в школах, по мнению учителей, это:

1. «Самоустранение семьи от воспитания детей»;

2. Низкое материальное положение общеобразовательной организации (школы);

3. «Падение престижа образования»;

4. «Ослабление дисциплины и порядка».

5. «Пассивность и незаинтересованность учащихся».

В сложившейся ситуации в три раза больше учителей склонны обвинять детей, нежели пересматривать собственную педагогическую позицию и собственное отношение к детям. Также, среди основных причин имеющих непосредственное отношение учителей к работе выделяются[6]:

1. «Плохое научное и методическое обеспечение»;

2. «Несовершенство системы, подготовки и переподготовки педагогических кадров».

Цели традиционного урока, заключаются в формирование знаний, умений и навыков,воспитание личности с уже заданными определенными свойствами.

В первую очередь,такой урок решает задачу – вооружить ученика знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе, при широком использовании наглядных пособий.Весь изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер.

В традиционном уроке учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников, то в нетрадиционном – совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Необходимым условием развития и расширения знаний, умений и навыков является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.

Термин «не­стандартный урок»[7] был введен в научный обиход Иваном ПавловичомПодласым, где он описывает его как, импровизированное учебное занятие, которое имеетнестандартную (нетрадиционную) структуру.

В своей монографии Иван Павлович классифицирует 36 видов нестандартных уроков (урок – соревнование,урок – путешествие, урок – ролевая игра, урок – диспут и др.).

В 70-х годах, термин «нестандартный урок» был дополнен термином «нетрадиционный урок».Из-за снижения уровня интереса школьников к учебному процессу в 70-80-х годах в школьную практику входят нетрадиционные формы организации урока, который имеет главную цель привлечь внимание учеников к процессу обучения и постараться удержать интерес учащихся.

Н.Г. Прашкович[8]в своих исследованиях выявила главные отличия нетрадиционного урока:

1. Отступление от основной дидактической цели и структуры;

2. Отступление от моно-предметного содержания урока;

3. Преимущественное использование дискуссионного, игрового, исследовательского и творческого вида деятельности.

Нестандартный урок характеризуется взаимодействием учителя и учащихся и управлением за деятельностью учащихся, как в рамках урока, так и за рамками.При подготовке и проведения нестандартного урока, учитель предметник выступает организатором учебной деятельности.Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся, как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Основная цель нетрадиционного урока, замотивировать учащихся к работе, сделать их более заинтересованными в изучение предмета, через раскрепощение, достигающийся интересом и вовлеченностью учащихся.

Задачи нестандартных уроков[9]:

1. Обучающая – это формирование специальных ЗУН (знаний, умений, навыков) и научного мировоззрения.

2. Воспитательная – формирование системы культурных и нравственных отношений.

3. Развивающая – умение делать выводы и сопоставлять факты, решать проблемы, выделять главное.

4. Творческая – раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, проявление инициативы.

Психологически нестандартный урок воспринимается учащимися менее остро, так как стандартный урок - это обязательства, где учащийся обязательно должен проявить себя.Подготовка нестандартных уроков, их проведение, анализ необыкновенным образом сплачивают коллектив, улучшают отношения между преподавателем и учащимися.

Нетрадиционные технологии урока:

- интегрированные уроки;

- уроки в форме соревнования и игр;

- уроки с использованием фантазии;

- уроки с использованием публичных форм общения;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных общественной практики;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия;

- перенесение в рамки урока нетрадиционных форм внеклассной работы.

Признаки нетрадиционного урока[10]:

1. Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант с 45 минут, передвигается 1,5 астрономических  часа, превращаясь в «нерегламентированный урок».

2. Место проведения урока – тематически украшенный кабинет с добавлением элементов декора, изменение стендового материала или с выездной формой проведения на поляне, у озера, в лесу и др.

3. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности для дальнейшего проведения урока.

4. Использование внепрограммного материала, в зависимости от уровня познавательной деятельности и знаний учащихся.

5. Возможность привлекать людей из самых разных профессий для организации урока.

6. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя, при подключение эмоционально-волевой сферы с применением наглядного материала.

7. Коллектив учащихся делится на инициативные группы, отвечающие за разные функции.

8. Подключение эмоциональной сферы школьников с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

9. Помощь учащихся при проведении нетрадиционного урока.

10. Четкая организация урока.

11. При выборе формы нетрадиционного урокаучитывать мнение учащихся.

12. Максимум творчества!

Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность  не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

Функции нетрадиционного урока[11]:

1. Развивающая функция–в ходе обучения, происходит развитие навыков школьника. Развивается мышление, речь, наблюдательность, воображение, эмоционально–волевая сфера, потребностно–мотивационная область и формируется опыт творческой деятельности;

2. Образовательная функция – вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками для их дальнейшего использования на практике;

3. Воспитательная функция– нацелена на преобразование воспитания личности школьника в процессе общения, с использованием механизмов психической деятельности (убеждение, подражание, эмоциональное заражение);

4. Стимулирующая функция – используется для стимулирования мотивационной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний, умений и навыков, поддержанию интереса школьников к учебной деятельности;

5. Рефлексивная функция–конечный результат деятельности школьника на уроке (самоанализ деятельности школьника и ее результат);

6. Коммуникативная функция – использование коммуникативных систем для процесса общения.

Из всего сказанного следует вывод о том,  что из-за обязательности стандартного урока, произошло снижение уровня интереса школьников к процессу обучения, в связи, с чем в школьную программу вошли нетрадиционные формы организации урока. На данный момент не существует единой классификации нетрадиционных форм организации уроков, из-за огромного количества форм уроков (более 100). Ученые методисты классифицируют их по-разному, к примеру: И.П. Подласый[12]в своей классификации рассказывает о существование 36 видов нетрадиционных форм (урок – игра, урок КВН, урок – путешествие, урок – конкурс, урок – соревнование и др.).

 

1.2 Основные модели нетрадиционных форм уроков

 

Для организации и проведения нестандартного урокаучителю важно ясно представлять себе, почему избрана та или иная форма, насколько она соответствует педагогическим целям. Также нужно учитывать жизненный опыт учащихся, так как именно он влияет на понимание и восприятие материала. Если учитель пренебрегает этим аспектом, то существенно снижается результативность занятий на уроках.

Выбор формы урока зависит от:

1. Возможностей учителя;

2. Наличия учебного материала по теме;

3. Информации и источников;

4. От места урока в теме;

5. Интеграции урока.

Чтобы мобилизовать учащихся на активную или более замотивированную деятельность необходимо изредка организовывать нестандартные уроки. Как часто должны проводиться нестандартные уроки, решает преподаватель исходя из, личностных характеристик учащихся, предмета, класса, темы урока и временных рамок.

Основные  модели нетрадиционных форм урока:

«Урок – экскурсия»

Урок-экскурсия[13] проводится преподавателем дисциплины, для того чтобы учащиеся визуально осмотрели местность, которая близко связано с темой урока. Использование этой формы организации урока дает ученикам «эффект присутствия», что значительно повышает интерес учащихся к уроку и процессу обученияв целом. В методической разработке урока выделяются 3 этапа.

1этап – подготовка к проведению экскурсии, где преподаватель оглашает цель и задачи урока, дает ученикам групповое задание с применением раздаточного материала.

 2 этап – экскурсия и закрепление учебного материала по данной теме урока с применением актуализации опорных знаний.

 3 этап – систематизация и обобщение материала для подведения итогов и рефлексия.

 Особенностью применения этой формы урока заключается в том что, на базе такого урока реализуется принцип наглядности обучения школьников. Временные рамки урока 40 – 45 минут для младших классов и 75 минут для старших классов.

«Урок – спектакль»

Большинство тем можно изучить в виде урока спектакля. Такая форма нестандартного урока позволяет поддержать интерес к изучениюпредмета, развить ораторские способности и легко усвоить материал в игровой форме. Основная задача такого урока, вызвать интерес учащихся и повысить активность класса и качество обучения за счет театрально игровой деятельности на уроке. Структура урока спектакля состоит из 6 этапов.

1. Подготовительный этап – определяется конечная дидактическая цель и задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся, определяется дата предстоящего мероприятия и происходят пробы, распределение ролей и заучивание текста.

2. Организационный этап – выстраивание рабочего пространства.

3. Основной этап – характеризуется погружением в спектакль.

4. Итоговый этап – подводятся итоги проделанной работы.

5. Информационный этап – дается домашнее задание на следующий урок.

6. Заключительный этап – рефлексия урока.

«Урок – соревнования»

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Основная дидактическая цель урока соревнования заключается в закрепление изученного материала. Основная задача заключается в повышение уровня интереса школьников к данной дисциплине. Этапы урока соревнования.

1. Подготовительный этап – учитель делает объявление классу. Выбирается место, дата, время, порядок и условия проведения урока –

соревнования. Происходит распределение участников на команды.  Дается предварительное домашнее задание командам.

2. Игровой этап – начинается соревнование между командами.

3. Итоговый этап – подведение итогов и объявление победителей.

«Урок – ролевая игра»

Ролевая игра или[14] — игра развлекательного или учебного назначения, в которой участник берет определенную роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли. Сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Как будут развиваться события в мире игры — зависит от действий игроков. Идея ролевой игры приписывается Дэвиду Уизли. Мир игры вне зависимости от формы определяет ход игры.

Виды ролевой игры:

Проблемно-дискуссионная игра – это вид разыгрываемой игры, где все действия идут без сценария, основная задача связана с разбором проблемы, которая была поставлена в начале игры.

Театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого.

Театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры.

Структура урока ролевой игры состоит из 4 этапов:

1. Подготовительный;

2. Игровой;

3. Заключительный;

4. Анализ результатов.

«Урок – КВН»

Урок КВН является одной из «неклассических» форм организации образовательного процесса, основан на популярной игре – Клубе Веселых и Находчивых (КВН).

Организация урока КВН состоит из:

1.  Подготовка проведения урока: определяется тема, цели, задачи и планируемые результаты урока, разделение класса на команды, выбор капитанов команд и оформление помещения.

2.  Основной части: приветствие, разминку конкурс капитанов, музыкальный конкурс домашнее задание.

3.  Подведение итогов: конкурсы оцениваются по отдельности.
Структура урока – КВН представлена:

1.  Разминка команд (деление класса на команды).

2.  Выполнение командами (на время) письменной работы по вариантам.

3.  Проверка домашнего задания: конкурс газет; конкурс докладов и т.д.

4.  Конкурс капитанов команд (им даётся по два задания на сообразительность и быстроту реакции на вопрос).

5.  Викторина.

6.  Подведение итогов работы судейской коллегией (ученики старших классов). Определение команды – победительницы, награждение членов команды.

«Урок взаимообучения»

Урок взаимообучения – проводится при прохождении несложного для восприятия учащихся школьного учебного материала. Используется в работе со средними и старшими классами.

Суть урока – взаимообучения заключается в помощи учащимися друг другу, при объяснении материала и проверкиготовности ответить. Проводится в разных формах:

1. Устная;

2. Письменная;

3. Устно – письменная.

Этапы урока:

1. Организационный этап: учитель объясняет правила учащимся, делит их на команды по принципу «слабый – сильный».

2. Основной этап: учащиеся отчитываются учителю о проделанной работе.

3. Итоговый этап: подводятся итоги урока.

«Урок – деловая игра»

Деловая игра[15] форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Её предназначение – отработка профессиональных умений и навыков, это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее педагог анализируетрезультаты учащихся и выводит их в конечную оценку.

Этапы деловой игры:

1. Подготовительный. Определение целей, задач и прогнозируемых результатов. Разработка сценария, плана и правил игры. 

2. Введение в игру. Предполагает постановку перед участниками игры деловой проблемы, указания целей, условий, регламента, распределения ролей, формирование групп, проведение инструктажа,  консультаций, ответов на вопросы  участников игры.

3. Проведение игры. Игра протекает в соответствии со сценарием. Изменять ход игры нельзя. Только ведущий может корректировать действия участников игры.

4. Анализ результатов. Включает в себя выступление экспертов, подведение итогов игры, анализ результатов игры ее участниками.

«Мозговая атака»

Брейнсторминг[16], мозговая атака или мозговой штурм – это метод активного обучения, направленный на генерацию идей. Основной задачей мозговой атаки, является получение наибольшего количества вариантов для решения поставленной проблемы.

Учащиеся отвечают по следующей категории:

1. Троечник;

2. Хорошист;

3. Отличник.

Это делается для того, чтобы учащиеся с наименьшими показателями активности на уроке, смогли первыми высказать свое мнение, дабы не подражать тем, кто более активен на уроке.

Этапы мозгового штурма:

1. Организационный: заключается в постановке проблемы, которую нужно решить путем генерации идей. Распределение ролей: (ведущий, помощник, участник).

2. Основной этап: процесс генерирования идей.

3. Итоговый этап: подсчет идей, анализ проделанной работы.

«Урок дебаты»

Дебаты[17] – чётко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

Этапы урока дебатов:

1. Подготовительный этап – подбор темы для дебатов (выбираетсяактуальной тема, которая имеет разные точки зрения).Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы).

2. Организационный этап – учитель оглашает правила дебатов.

3. Введение в дискуссию –  участники делятся на группы, чтобы дальше отстаивать свою точку зрения на решение данной проблемы.

4. Обсуждение проблемы в группах – распределяются роли, готовятся вопросы, аргументы и контраргументы на возможные вопросы.

5. Дебаты – по мере готовности, группы выступают в порядке очередности. Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

6. Рефлексия – совместный анализ результатов дискуссии.

«Урок семинар»

Урок семинар[18] – является одним из видов нетрадиционного урока, главная цель, которого заключается в самостоятельном рассмотрение проблемы и коллективном обсуждении на уроке между учащимися.

Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.Этапы урока семинара:

Подготовительный этап – семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты.

Организационный этап– ученики готовятся к работе: организуют рабочее место

Введение в занятие – семинарское занятие начинается со вступительного слова учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок проведения, рекомендует, на что обратить внимание, что записать в тетрадь, дает другие советы.

Основной этап –  далее обсуждаются вопросы семинаров форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтение первоисточников с комментариями, доклады, рефераты и т.д. затем учитель дополняет сообщения, отвечает на вопросы, дает оценку ответам.

Итоги – подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Рефлексия – заполняют таблицу – опросник для групповой рефлексии.

«Урок – аукцион»

Урок – аукционэто нетрадиционная форма организации урока, носящая игровой характер. Используется учителем предметником в групповой форме, после окончания раздела или главы. Суть игры заключается в продаже и покупке лотов (вопрсы), путем решения задач учителя. Каждый лот имеет регламентированное время (на ответ 30 секунд). Изначальный капитал команды не превышает 50 монет. Побеждает команда, которая выкупила больше лотов. Для организации такого урока, нужен следующий состав:

1. Судья;

2. Ведущий;

3. Помощники;

4. Участники.

Этапы урока – аукциона:

1. Подготовительный этап: учитель объявляет тему урока. Ставит дидактическую цель и задачи урока.

2. Организационный этап: подготовка рабочего пространства, для проведения урока – аукциона.

3. Основной этап: проведение урока – аукциона.

4. Итоговый этап: подводятся итоги, объявляется победитель.

5. Информационный этап – дается домашнее задание на следующий урока.

«Урок зачет»

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Классификация урока – зачета[19]:

1. Дифференцированный зачет – это контрольно – измерительная работа, для оценки усвоения школьного материала с последующим выставлением итоговой оценки.

2. Тематический зачет – это один из видов контроля ЗУН с применением раздаточного материала.

3. Письменный зачет – ученикам раздаются письменные работы, с разными вариантами заданий. Задания должны быть рассчитаны на низкий, средний и продвинутый уровень усвоения знаний.

4. Устный зачет – целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.

5. Комбинированный зачет – используется после прохождения тем с большим объемом информации. Виды комбинированного зачета:

а) Устная.

б) Устно-письменная.

Этапы урока-зачета:

1. Организационный этап–определяется тема урока, примерный перечень вопросов и тип зачета.

2. Основной этап – учитель выбирает себе помощников (учащиеся, которые на отлично освоили тему урока), получившие зачет автоматически на уроке. Помощники при контроле учителя помогают ему принимать зачет у остальных учащихся.

3. Итоговыйэтап –оценка возможностей учащихся на уроке. При устном зачете, оценка оглашается к концу урока. Если зачёт устный, то оцениваются ответы учащихся на этом же уроке. При всех остальных типах (имеют письменный элемент), на следующем занятии.

«Урок – диалог»

Урок – диалог – это форма организации учебного процесса, характеризующая активным высказыванием реплик двух и более лиц.  Учитель реализует диалог, выстраивая беседу формируя вопросы и ответы к ним, спрашивая мнение учащихся. Диалог начинается со слов ученика: (я хочу высказать свое мнение, мне хочется сказать, могу ли я предложить и другие высказывания). Самая главная задача учителя, при такой форме проведения урока – это умение слышать и слушать ученика.

Этапы урока – диалога:

1. Организационный– определяется тема урока, цель, задачи и разъясняются правила.

2. Основной –класс делится на группы случайным образом и начинается диалог.

3. Итоговый – анализ пройденного урока, учитель высказывает свою точку зрения, выставление оценок.

«УрокДиспут»

Урок диспут[20] – это публичный спор в управляемой организованной форме на определенную тему, с целью выявления истины. Основа диспута, это выступления его участников, которые рассказывают о своей точке зрения на данный вопрос. Так как у учеников нет достаточного набора знаний и умений, ввести научный спор то, как правило, учитель проводит его, затрагивая проблемы, где ответом может выступить личное мнение учащихся. Такие темы учитель выбирает при изучении вопросовсоциальных конфликтов, нравственности, культуры, семьи, брака, морали, межличностных отношений, и др.

Диспут – является одним из сложных по реализации форм организации урок. Данная форма применяется после тщательной подготовке сторон, для получения конечного итога, в виде аргументированного и правильно сформулированного спора.

Диспут рекомендуется проводить в старших классах, так как у старшего звена в отличие от младшего, есть накопленный жизненный опыт и более лучше развиты ораторские навыки.

Структура урока:

1. Подготовительный этап – определение темы, цели и задачи урока, подготовка помещения, выбор стороны спора, раздача основной и дополнительной литературы.

2. Основной этап – выступление участников с противоречивыми позициями и изложение собственной точки зрения с соответствующей аргументацией.

3. Итоговый этап – итог диспута определяется победой команды, которая смогла наиболее убедительно аргументировать доводами в пользу своей позиции.

На основании изложенного выше,можно сказать, что нетрадиционные формы организации урока используются для стимуляции дальнейшей деятельности учащихся в учебном процессе. При выборе формы урока – учитель должен учитывать: предмет, класс, тему урока, личностные характеристики, темперамент, жизненный опыт и восприятие материала учащимися. Чаще всего педагоги используютв своей деятельности: урок –

деловая игра, урок – ролевая игра, урок – семинар, урок – КВН, урок – соревнование.

 

1.3 Роль учителя в организации учебной деятельности на уроке обществознания

 

Профессия педагога является одной из самых древнейших. Подготовка подрастающего поколения к труду и жизни, необходимость передачи ему собственного опыта и знаний привело к тому, что воспитание и обучение рано выделились в самостоятельную общественную функцию.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

Согласно этому закону, учитель — это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения. Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личностишкольника. Меняется общество,соответствии с ФГОС меняется характерпедагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников.

В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях. Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно — теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение[21] — это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся.

Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса. Современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное — воспитывает личность.

На уроках в обществоведческом курсе особенно важен по сравнению с другими учебными предметами демократический стиль отношений  учителя и учащихся, основанный на уважении ученика, на внимании к его точке зрения, на взаимном доверии.Ведь содержанием общения здесь являются вопросы человековедения, общественные проблемы, непосредственно затрагивающие интересы личности.

Авторитарный стиль, пренебрежение к индивидуальным особенностям восприятия рассматриваемых сюжетов противоречат содержанию изучаемого курса. Внимания требует и отношение учителя к вопросам и репликам учащихся.

Доброжелательность, стремление помочь разобраться в волнующих проблемах, аргументированные ответы — эти черты характерны для педагогического стиля, отвечающего целям современного обществоведческого образования. К представленным здесь ориентирам для анализа урока не следует относиться формально. На том или ином уроке то или иное требование может приобрести особую значимость. Недостаток по одному из показателей на данном уроке может компенсироваться высоким качеством реализации других требований. Поэтому наиболее полную оценку учебного процесса может дать только анализ системы уроков по определенной теме.

Главная задача современного педагога:

1. Мотивация и увлечение учащихся в процессе обучения (когда ребенок увлечен процессом обучения)

2. Представления обратной связи  (улыбка, кивок головы, детальный разбор работы).

Ничто не разрушает педагогический процесс так, как невнимание к работе ученика. Важнейший фактор мотивации – признание значимости работы ученика.

На сегодняшний день очень сильно изменилась роль учителя в организации учебной деятельности. Если раньше роль учителя заключалась в  передачи знаний ученикам, то теперь он должен научить школьников, как самим добывать знания постоянно направляя их. Современный учитель должен создать условия в процессе обучения для работы в данной предметной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

2.1  Реализация нестандартных форм уроков права в старшей школе

 

Нетрадиционная форма организации урока позволяет сформировать более глубокий интерес к предмету и самому обучению в целом. Как правило, нетрадиционные уроки проводятся после завершения раздела или нескольких тем. Проведение такого урока выполняет функцию обучающего контроля и оценки знаний учащихся[22].

Сегодня, практически любой учитель обществознания, хотя бы изредка применяет в своей деятельности нетрадиционную форму урока. Разработка модели организации урока с нетрадиционной формой, по обществознанию в старших классах, зависит от конечной дидактической цели, которую перед собой ставит преподаватель. Разрабатывая урок учителю необходимо построить учебное занятие, не только как процесс усвоения системы знаний, умений, навыков и компетенций, составляющих их инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития самой личности учащегося.

Рассмотрим примерный план-конспект урока по праву в форме «урока – соревнования» на тему «Подросток и закон» из цикла «Правоотношения и правонарушения» в 10  классе.

Цель урока: Закрепление изученного материала по теме: «Правоотношения и правонарушения».

Задачи урока:

1. Формирование представления о правовой ответственности у учащихся;

3. Повышение  уровня интереса у учащихся к  данной дисциплине.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Урок – соревнование.

Участники игры: Учащиеся 10 «Б» класса. (Команда №1 «Эрудиты», команда № 2 «Знатоки»).

Деятельность учащихся: групповая, фронтальная, парная.

Система контроля учащихся:

1. Внутренний самоконтроль;

2. Самоконтроль;

3.   Взаимоконтроль;

4.   Внешний контроль учителя.

Средства обученияучебник Обществознания, авторы:Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. (10 класс,профильный уровень).

Организация  и оборудование:

1. В помещении 2 круглых стола, для участников команд;

2. Таблички с названиями команд.

3. Бейджи/эмблемы команд.

4. Для проведения урока соревнования в классе подготовлены: персональный компьютер, интерактивная доска, монитор, колонки и раздаточный материал (карточки, конверты, жребий).

Этапы урока соревнования.

1 этап: Подготовительный

При подготовке проведения урока – соревнования, преподаватель объявляет ученикам о предстоящем событии. На этом этапе будет выбрано время, место, условия и порядок проведения урока. Позже школьники начинают делиться на команды и выбирать капитанов. Во избежание споров, преподаватель делит команды по принципу «слабый – сильный». Всем участникам игры дается определенное задание.

Предварительное домашние задание:

1)   Название команды;

2)   Девиз;

3)   Стих;

4)   Эмблема;

5)   Рисунок;

6)   Задание для капитанов.

Содержание урока – соревнования:

I тур: Представление команды;

II тур: Викторина 1 вопрос = 1 балл;

III тур: Блиц игра;

IV тур: Юные детективы;

V тур: Конкурс капитанов;

VI тур:  Подведение итогов. Объявление победителя.

2 этап: Игровой

Учитель: Вы никогда не задумывались, почему люди совершают преступления? Что их толкает на это? Ведь, каждый человек, по сути, может сделать выбор, совершить ли ему то, или иное действие за которое он будет нести ответственность. Ежегодно количество преступлений  совершаемых детьми подросткового возраста превышает145 тысяч.

Причинами совершения преступления у детей подросткового возраста могут быть разными, но они имеютодну общность, большинство случаев произошло из-за того, что подросток в связи с эмоциональным всплеском не контролировал свои действия или же в силу своей правовой неграмотности не знал, что это противоправное деяние.

Наш сегодняшний урок посвящен теме «Подросток и закон», чтобы еще раз разъяснить вам, об ответственности за свои действия. Командам было дано задание, разъяснены все правила. Начинаем!

I тур: Представление команды.

Капитаны команд, подходят к центру и тянут жребий. Проигравшая команда, первой выходит представлять себя. В ходе этого тура, обе команды должны представить:

1. Название своих команд;

2. Девизы;

3. Стих посвященный теме «Подросток и закон»;

4. Бэйджи или эмблемы;

5. Рисунок команды.

Команда, которая лучше справится с заданием, из каждого пункта получает 3 балла, другая команда 1 балл.

II тур: Викторина 1 вопрос = 1 балл (20 вопросов).

Вопросы:

1. Правоотношение – это?

2. Уголовная ответственность по общему правилу наступает?

3. Правонарушение – это?

4. Приведите пример совершения преступления по неосторожности.

5. Что такое «Проступок»?

6. Приведите пример отягчающих наказание обстоятельств.

7. Что такое «Преступление»?

8. Как называется ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом?

9. Кража – это?

10. Мелкое хищение – это?

11. Приведите пример смягчающих наказание обстоятельств.

12. Вымогательство – это?

13. Какое наказание предусматриваетсяза нарушение общественного порядка?

14. Какое наказание предусматривается занасильственное лишение жизни кого-либо?

15. Приведите пример дееспособного гражданина.

16. Вина – это?

17. Признаки состава преступления?

18. Приведите пример совершения преступления с умыслом.

19. Штраф – это?

20. Приведите пример хищения в крупных размерах.

III тур: Блиц игра.

Блицтурнир19 предполагает следующее: внимательно выслушав вопрос и варианты ответов, команда должна выбрать вариант ответа и озвучить его. В случае если команда дает неправильный ответ, то отвечать будет та команда, которая первой даст сигнал о готовности к ответу. Каждой команде будет задано по три вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

1.  Один из обязательных признаков, характеризующих деяние как преступление:

а) Общественная безопасность;

б)  Общая опасность;

в)  Общественная опасность.

2. Превышение должностных полномочий, получение взятки, дача взятки, халатность и др.:

а) преступления против государственной власти;

б)  преступления против правосудия;

в)  преступления против основ конституционного строя.

3. Малозначительное деяния – это:

а) не виновное деяние;

б)  не содержащее признаков деяния, упомянутого в УК;

в)  содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности;

г) принадлежащее к группе преступлений, обладающих наименьшей опасностью.

4. Среди категорий преступлений выделяют следующую категорию:

а) опасные;

б)  неопасные;

в)  особо опасные;

г) небольшой тяжести;

д)  тяжкие.

5.В нашей стране, к несовершеннолетним преступникам, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия или им может быть назначено наказание, в виде:

а) штрафа;

б)   лишения права заниматься определённой деятельностью;

в) обязательных работ;

г) исправительных работ;

д)   ограничения свободы;

6.   Вставьте в предложение пропущенное словосочетание (в нужной грамматической форме).Субъект преступления – это тот, кто нарушил, преступил закон, то есть____________.

IV тур: Юные детективы. За правильный ответ 5 баллов.

1. Если человека поймают при совершении этого преступления, то ему не избежать наказания. Однако, если предотвратить данное преступление не получается, то те, кто его совершил, остаются без наказания. Что это за преступление?

2. Серийный убийца похищал людей и заставлял их принимать 1 из 2 таблеток: первая не приносила вреда, а вторая мгновенно убивала. Оставшуюся таблетку убийца всегда принимал сам. Похищенный проглатывал выбранную таблетку, запивал водой и тут же умирал, а убийце всегда доставалась безвредная таблетка.Почему убийце ни разу не попалась таблетка с ядом?

3. Инспектор Уэллисрасследует дело о краже. В ходе этого дела  подозреваются Бэтни, Клэрт и Лиони. Все они заявили, что не виновны, но каждый из них дал следующие показания:

а) Бэтни: Это не я, но я знаю, что это сделал Лиони.

б)  Лиони: Я и Клэрт  тут не причем.

в) Клэрт: Лиони не делала это. Преступление совершил Бэтни.

Помогите  инспекторуУэллису разобраться, кто виновен. Кто же он?Ответ: Лиони.

4. Гражданин М из города Z, выполняет опасную для жизни и здоровья человека работу и чтобы предотвратить опасность, он должен носить маску. На своей очередной смене, гражданин М, срывает с себя маску и умирает. Позже полиция выяснила, что погибший из социально обеспеченной семьи, наркотические и психотропные вещества он не принимал, а дома его ждала любимая семья. Помогите полиции выяснить почему, гражданин  М, снял маску и можно ли считать это смертью по неосторожности?Ответ: Гражданин М был водолазом. При очередном глубоком погружении он впал в состояние азотного наркоза.

5. Произошло страшное убийство. Судили двоих. Суд присяжных признал одного из обвиняемых виновным, а другого невиновным.
В заключительной речи судья обратился к тому, кто был признан виновным, и сказал: "Это самое удивительное дело из всех, которые мне приходилось разбирать. Хотя ваша вина, безусловно установлена, по закону я должен выпустить вас на свободу". Как объяснить это загадочное выступление судьи?

V тур: Конкурс капитанов.

Приведите пример нарушения чужих прав у сказочных персонажей. Клеще: В  сказке Золушка, было нарушено право на имя, на отдых итд.Капитаны команд должны привести по 2 примера. За правильный ответ 5 баллов, за частично правильный ответ 3 балла.

3 этап: Итоговый

VI тур:  Подведение итогов. Объявление победителя.

Перед объявлением результатов игры учитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей.

Решение судьи не поддается обсуждению[23]. Объявлять результат надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор соревнования приучает занимающихся к правильной самооценке. Если соревнование проводится впервые, можно разобрать его подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.

При определении результатов учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. При оценке действий учеников учитель учитывает допускаемые ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные.

Руководителем также оцениваются, знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать, использовать знакомые двигательные действия в определенных игровых ситуациях.

Подведение итогов имеет педагогическую ценность и для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в процессе соревнования, которыми учитель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы сошкольным коллективом и каждым учеником в отдельности.

Итак, нетрадиционная форма урока используется в педагогическом процессе гораздо реже стандартных уроков, но именно они повышают уровень интереса школьников к процессу обучения. Использование урока –

соревнования на этом этапе работы, позволило использовать теорию на практике.  Главная задача урока заключалась в формирование представления о правовой ответственности у учащихся.

Урок[24]– соревнование был направлен на демонстрацию личностных качеств учащихся, формирование критического мышления, формированию аргументационной базы учащихся. Участие школьников в этом мероприятие усилило их интерес к данному предмету и  понимаю смысла «незнание закона не освобождает тебя от ответственности».

 

2.2 Требования, предъявляемые к современному нестандартномууроку, и тенденции его развития

 

Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса, отличительная особенность которого, заключается в наличии: предмета, класса как постоянной группы учеников, стандартного отрезка времени 35-45 минут и четкого места в расписании.

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Формы организации образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа должна содержать трираздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел должен включать: учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Общие требования, предъявляемые к современномунетрадиционному уроку:

1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

2. Частоеиспользование нетрадиционных форм организации урока нецелесообразно.

3.Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, которая очень часто занимает намного больше времени, чем подготовка к стандартному уроку.

4. Учителю необходимо учитывать уровень подготовленности класса.

5. Интеграция усилий учащихся и учителей с использование принципа «с детьми и для детей».

Дидактические требования к нетрадиционным урокам[25]:

1. Углубить и расширить знания, полученные на предыдущих занятиях (на стадии подготовки происходит расширение и углубление знаний);

2. Повысить интерес к предмету;

3. Учащийся становится исследователем, нужно добыть знания на основе уже имеющихся знаний, которые были получены в результате работы с учителем;

1. Комплекс свободной работы с условием ее дальнейшего выполнения;

2. В состав урока должны входить элементы занимательности;

3. Доступность основной и дополнительной литературы.

Воспитательные требования урока состоят:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке,

2. Формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

3. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

4. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;

5. Внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Основные принципы нестандартных уроков:

1. Взаимопонимание с учеником;

2. Учение без принуждения;

3. Принцип трудной цели;

4. Принцип опоры на ученика;

5. Принцип оценки как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию;

6. Принцип самоанализа;

7. Принцип отказа от шаблона в организации урока, от рутины и формализма проведения;

8. Использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Действия учителя и учащихся:

1. Проводится тщательная подготовка таких уроков.

2. Продумывается ход урока с учетом особенностей класса.

3. Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся.

4. Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия.

5. Обсуждается последовательность операций на уроке, проверяются конкретные задания отдельных учащихся.

6. В тот или иной вид деятельности на уроке включаются «сильные» и «слабые» учащиеся, «трудные» и «равнодушные».

Гигиенические требования к современному уроку[26]:

1. Температурный режим: +15-+18 0С, влажность: 30-60%;

2. Физико-химические свойства воздуха, (после окончания каждого урока, учитель обязан проветривать класс);

3. Достаточное освещение класса;

4. Предупреждение утомления и переутомления;

5. Чередование  видов  деятельности  (смена  слушания  выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6. Использованием физкультминуток;

7. Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. Соответствие классной мебели росту школьника.

Психологическая подготовка к уроку:

1. Осознание ее необходимости;

2. Мысленное переживание предстоящего урока;

3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока;

4. Использование  для  эмоционального  освещения  учебного  материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.);

5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

При подготовке к уроку учитель ведет:

1.   Учет особенностей учащихся класса: успеваемость, дисциплина темп работы, отношения к предмету, форсированность УУД, форма работы,

2.   Учет индивидуальных особенностей учителя: импровизация, темперамент, коммуникабельность, управление восприятием учащихся.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Кризис внимания учащихся:

1. Интервал: 0 –4 минуты, качество усвоения материала 60%;

2. Интервал: 5 – 23 минуты, качество усвоения материала 80%;

3. Интервал: 24 –34 минуты, качество усвоения материала 40 – 55%;

4. Интервал: 35 – 45 минуты, качество усвоения материала 6%.

Организованность учащихся[27]:

1. Отношение  учащихся  к  учению,  их  самоорганизация  и  уровень умственного развития;

2. Возможные  группы  учащихся  по  уровню  обучаемости,  учет  этих обстоятельствпри  определении  сочетания  индивидуальной,  групповой  и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учебная нагрузка[28]:

1. 5 класс: не более 30 часов при 6 дневном обучении;

2. 6 класс: не более 32 часов при 6 дневном обучении;

3. 7 класс: не более 35 часов при 6 дневном обучении;

4. 8 – 9 класс: не более 36 часов при 6 дневном обучении;

5. 10 – 11 класс: не более 37 часов при 6 дневном обучении.

Требования к результатам урока:

1. Конкретность;

2. Осязаемость;

3. Возможность представления;

4. Возможность контроля;

5. Встроенность в систему знаний, умений и навыков.

Способствуют успеху урока:

1. Хорошее знание материала урока;

2. Бодрое самочувствие;

3. Продуманный план урока;

4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

5. Правильный выбор методов обучения;

6. Разнообразие методов обучения;

7. Занимательность изложения;

8. Ярко  выраженное  эмоциональное  отношение  учителя  к  излагаемому материалу;

9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока:

1. Неуверенность в своих знаниях;

2.  Безразличное отношение;

3.  Рыхлая композиция урока;

6. Скованность движений;

7.  Неумение учащихся работатьс предложенными методами обучения;

6. Однообразие методов обучения;

7. Бесстрастный рассказ учителя;

8. Монотонность и сухость при изложении нового материала;

9. Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

В итоге, хотелось бы подчеркнуть следующее: нетрадиционный урок, позволяет избавиться от рутинности, но он требует длительной подготовки, стандартное время 30 календарных дней. Используемые методические приемы, для нестандартного урока в процессе обучения направлены  на развития личностных характеристик ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты использования нетрадиционных форм урока. Из-за усредненного подхода, чрезмерной монотонности и бесконечного повторения пройденного материала  в 70 –х годах, стандартный урок становится рутинной обыденностью, чем и выражается снижение уровня интереса школьников к процессу обучения, в связи, с чем в школьную программу вошли нетрадиционные формы организации урока.

Нетрадиционный урок – это урок, который не имеет регламентированной структуры, ученики  наравне с учителем становятся авторами сценария, выходя за рамки обычного урока. Нетрадиционный урок несет в себе основную цель – заинтересовать учащихся  на изучение предмета через раскрытие творческого потенциала.

Нетрадиционная форма урока, выявляетличностный потенциал школьника. Именно на таких уроках, ученики показывают качественное усвоение материала, высокую степень активности, как никогда ранее оживляя урок, что позволяет учителю рассмотреть их способности. Тем самым подтверждая актуальность данного исследования.

Цель исследования заключалась в рассмотрение  основных нетрадиционных форм организации  урока. Данная цель была достигнута, путем изучения трудов зарубежных и отечественных методистов. В ходе исследования было выяснено, что чаще всего педагоги используют в своей педагогической практике, следующие формы уроков: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок – семинар, урок – КВН, урок – соревнование.

 

Содержание курса обществознания и время на его изучение предоставляют широкие возможности для применения многообразных форм уроков. Различные формы нетрадиционных уроков могут использоваться не во всех образовательных условиях, оптимально решают разные виды педагогических задач. Профессиональный педагог должен научиться отбирать форму урока, адекватную задачам конкретного урока.

Во второй главе мы рассмотрели эмпирическое внедрение нетрадиционных форм в педагогический процесс. Нетрадиционные формы организации уроков нельзя использовать в качестве постоянной основы. Так, как он является промежуточным этапом в базисном учебном плане. Вторая глава является экспериментальной частью. В процессе реализации эксперимента, была выполнена главная задача исследования: провести нестандартный урок по обществознанию и доказать его эффективность. Благодаря данным полученным в результате исследования, можно сделать вывод  о том, что эффективность данного исследования была доказана, высоким уровнем активности на уроке, дальнейшей замотивированностью учебным процессом  в целом, изменением отношений на доверительную основу между «ученик – учитель».

Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.

Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты

 

1. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 17.07.2015) //СПС КонсультантПлюс.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»(ред. от 01.02.2012) //СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015)//СПС КонсультантПлюс.

4. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана (ред. от 01.02.2012)»//СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 01.05.2019) //СПС КонсультантПлюс.

Литература

7.Багнюк, И. В. Интерактивные методы и формы социально-педагогической работы с учащимися [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Багнюк, И. В. – Электрон.текстовые данные. – Минск, 2015. — 60 c. – Режим доступа: #"Образование и педагогика"/ И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.

22. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 400 с.. 2003

23. Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие. — М.: Издательство Международного юридического института, 2010. 272 с.

24. Рыжов, В. Н. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических колледжей и лицеев[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рыжов В. Н. —  – Электрон. текстовые данные. –Москва, 2017. — 318 c. – Режим доступа: #"all">


[1]Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 17.07.2015) //СПС КонсультантПлюс.

[2]Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»(ред. от 01.02.2012) //СПС КонсультантПлюс.

[3]Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015)//СПС КонсультантПлюс.

[4]Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана (ред. от 01.02.2012)»//СПС КонсультантПлюс.

[5]Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

 

[6]Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 01.05.2019) //СПС КонсультантПлюс.

 

[7]Багнюк, И. В. Интерактивные методы и формы социально-педагогической работы с учащимися [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Багнюк, И. В. – Электрон.текстовые данные. – Минск, 2015. — 60 c. – Режим доступа: #"Образование и педагогика"/ И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.

 

[22]Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 400 с.. 2003

19Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – (Серия «Учебник для вузов»). Спб.: Питер, 2017. – 183с.

[23]Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие. — М.: Издательство Международного юридического института, 2010. 272 с.

[24]Рыжов, В. Н. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических колледжей и лицеев[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рыжов В. Н. —  – Электрон. текстовые данные. –Москва, 2017. — 318 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.81766.html. – ЭБС «IPRbooks»

[25]Соболевой, О. Б. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 173 с.

 

[26]Тищенко О. В. Методика обучения и воспитания: Учебно-методическое пособие /.- Братск: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2014. – 105с.

[27]Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – (Серия «Учебник для вузов»). Спб.: Питер, 2017. – 183с.

[28] Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учебн. пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений /Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 –38 с.

 

Похожие работы на - Нетрадиционные формы организации уроков обществознания в старших классах общеобразовательной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!