ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН И КВАЛИФИКАЦИЯ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Административное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2025-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН И КВАЛИФИКАЦИЯ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН И КВАЛИФИКАЦИЯ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

§ 1. Административно-правовая характеристика правонарушений, посягающих на здоровье граждан. 6

§ 2. Составы административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан  15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Жизнь и здоровье человека являются одним из самых ценных объектов, охраняемых государством.Правовая охрана здоровья человека является важнейшим аспектом любой правовой системы, так как здоровье, в своем роде, представляет собой основополагающий элемент, обеспечивающий полноценное существование индивида и общества в целом. В современном мире, где влияние различных факторов на здоровье человека становится все более значительным, необходимость в правовых механизмах, способных защитить и сохранить здоровье граждан, становится критически важной.

В настоящее время именно здоровье человека нередко является предметом посягательства. Нормы конституционного, уголовного и административного законодательства гарантируют физическую неприкосновенность личности. Правонарушениям, посягающим на здоровье граждан присуща невысокая степень общественной опасности, однако, их совершение демонстрируют пренебрежительное отношение к устоям общества и морали, тем самым ущемляя частные интересы.

Доля административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан в общей структуре административных правонарушений остается стабильно высокой и не имеет тенденцию к снижению.

Основным видом административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан, являются побои, которые были декриминализованы законодателем в 2016 году, их доля в структуре всех административных правонарушений довольно высока.

Объект выпускной квалификационной работы ? совокупность общественных отношений, возникающих в сфере административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан.

Предмет исследования – нормы Конституции Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, российская судебная практика, теоретические разработки ученых по вопросам  регламентации административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан.

Цель выпускной квалификационной работы – проведение комплексного исследования административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан и квалификация их отдельных составов, выявление проблем ихправового регулирования и разработка предложений по их устранению. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

-   исследовать административно-правовую характеристику правонарушений, посягающих на здоровье граждан;

-   изучить составы административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан;

-   дать общую характеристику и особенности производства поделам об административных правонарушениях, посягающих на здоровье граждан;

-   рассмотреть особенности возбуждения и проведение административного расследования поделам об административных правонарушениях, посягающих на здоровье граждан;

-   выявить проблемы реализации административной ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье граждан

Теоретическая основа исследования. Вопросами исследования административных правонарушений, посягающих на здоровье гражданзанимались такие авторы, как: Агапов А.Б., Болдырева Д. А., Борзенкова Е. А., Бочаров С.Н., Дизер О.А., Коркин А. В., Корниенко О. В., Косаре в М. Н., Лобкова А. С., Малыхина Е. А., Недоступенко Т.А., Смолякова А. С., Стахов А.И., Соколов А.Ю.,  Шихнабиев Р.А. и пр.

Методологическую основу исследования составляет использование комплекса средств и методов, которые позволяют всесторонне проанализировать предмет исследования и сделать соответствующие научные выводы, а именно: общенаучные, частно-научные и специальные методы сбора, анализа и обобщения теоретического материала, дедукции и индукции, а также формально - юридический, сравнительно-правовой методы. 

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3 «О полиции», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональное законодательство об административных правонарушениях РФ (законы и кодексы субъектов РФ), а также ведомственные нормативные правовые акты.

Теоретическая значимость данной работы состоит в расширении теоретических знаний и систематизации научных исследований в сфере административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений при проведении комплексных исследований, также в рамках совершенствования правовой регламентацииадминистративных правонарушений, посягающих на здоровье граждан.

Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

§ 1. Административно-правовая характеристика правонарушений, посягающих на здоровье граждан

 

Российская Федерация, являясь правовым и демократическим государством, провозглашает жизнь и здоровье человека основной ценностью и дает гарантии их государственной защиты.

Действующее российское законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность за посягательство на здоровье граждан.

Административная ответственность, традиционно находящаяся в центре внимания административно-правовой науки, в первую очередь призвана обеспечить предупреждение не только административных правонарушений, но и не допустить совершения общественно опасных деяний.

Ответственность – одна из фундаментальных правовых категорий. Следует отметить, что нельзя выявить полноценное содержание материальной ответственности и рассмотреть его без определения теоретических положений понятия «юридическая ответственность». В современной правовой науке юридическая ответственность представляет собой очень динамичное и неоднозначное явление, и именно поэтому до сегодняшнего дня данный термин носит дискуссионный характер среди учёных-правоведов.

Административная ответственность представляет собой часть юридической ответственности. Административная ответственность обладает специфическим воздействием на правонарушителей, она призвана оказать превентивную функцию при совершении деяний, еще не достигших по степени своей общественной опасности преступления. Установление административной ответственности происходит посредством издания государством правовых норм, определяющих основания ответственности и меры, которые могут применяться к нарушителям[1].

КоАП РФ в своей структуре имеет главу шестую, положения которой устанавливают административную ответственность за административные правонарушения,посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения и общественную нравственность[2].

Анализ статьей данной главы КоАП РФ позволяет сделать вывод, что все структурированные в ее рамках статьи можно условно разделить на несколько больших групп, критерием разделения будет непосредственный объект правонарушения.

В рамках настоящего исследования представляют интерес те правонарушения, непосредственным объектом которых является здоровье граждан. Необходимо отменить, что совершение некоторых правонарушений влияют на здоровье граждан косвенно, а не прямым образом. 

К административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан, можно отнести следующие:

-   ст. 6.1КоАП РФ «Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения»;

-   ст.6.1.1КоАП РФ «Побои»;

-   ст.6.2КоАП РФ «Незаконное занятие народной медициной»;

-   ст. 6.8КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»;

-   ст. 6.9КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»;

-   ст. 6.9.1КоАП РФ «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»;

-   ст. 6.10КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ»;

-   ст. 6.15КоАП РФ «Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»;

-   ст. 6.16КоАП РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

-   ст. 6.17КоАП РФ « Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»;

-   ст. 6.18КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»;

-   ст. 6.19 КоАП РФ «Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей»;

-   ст. 6.20КоАП РФ«Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов»;

-   ст.6.23 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

-   ст.6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»;

-   ст. 6.25 КоАП РФ «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

-   ст. 6.28КоАП РФ «Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий»;

-   ст. 6.30КоАП РФ «Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

-   ст. 6.31КоАП РФ «Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов»;

-   ст. 6.32КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности»;

-   ст. 6.33КоАП РФ «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»;

-   ст. 6.34КоАП РФ «Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации либо с нарушением установленного порядка их нанесения либо несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения или внесение в нее недостоверных данных»;

-   6.36 КоАП РФ «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

Родовым объектом перечисленных статей КоАП РФ является здоровье.

Первоочередно, является целесообразным рассмотрение термина «здоровье» для проведения более детального анализа объекта рассматриваемых правонарушений.

-   Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ[3];

-   Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.98 № 3-ФЗ[4].

-   Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125-ФЗ[5];

-   Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 № 38-ФЗ[6];

-   Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 № 157-ФЗ[7];

-   постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»[8]

-   приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»[9] и пр.

Согласно статьей второй Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ под здоровьем понимается «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Как уже было отмечено ранее, здоровье выступает в качестве родового объекта административным правонарушений, ответственность за которые предусмотрена положениями главы 6 КоАП РФ. Здоровье как родовой объект данной главы КоАП РФ – совокупность общественных отношений, которые обеспечивают безвредные условия жизни и деятельности для населения.

Помещение таких родовых объектов как «здоровье»«санитарно-эпидемиологическое благополучие» в рамках одной главы не случайно. Реализация здоровья населения осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является важнейшим аспектом жизни общества, определяющий здоровье и качество жизни граждан. Это состояние подразумевает наличие безопасных условий для проживания, работы и отдыха, а также защиту от инфекционных и неинфекционных заболеваний. Забота о санитарно-эпидемиологическом благополучии включает в себя профилактику заболеваний, организацию санитарного контроля и обеспечение доступа к качественным медицинским услугам.

Одним из главных факторов, влияющих на санитарно-эпидемиологическое состояние, является контроль за окружающей средой (например, законодателем установлена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах).

Кроме того, программа вакцинации и просвещения населения о здоровье играют ключевую роль в предотвращении распространения инфекционных заболеваний. Информирование о правильной гигиене, рациональном питании и физической активности способствует укреплению иммунитета и снижению заболеваемости.

Степень тяжести причинения вреда здоровью определяется на основе Постановления Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»[10].

Законодатель наделяет полномочиями к рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на здоровье граждан, ответственность за которые предусмотрена положениями  главой 6 КоАП РФ, следующие субъекты:

-   судьи;

-   комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, в

-   органы внутренних дел;

-   органы, осуществляющие федеральный государственный пожарныйнадзор;

-   органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющие региональный государственный жилищный надзор;

-   федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по контролю и надзору в сфере здравоохранения;

-   федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по государственному контролю за обеспечением безопасностидонорской крови и ее компонентов.

Административная ответственность предполагает применение мер административного наказания, которые строго регламентированы законодателем. За правонарушения, ответственность за которые предусмотрена положениями главы 6 КоАП РФ, предусмотрены следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) административный арест;

4) обязательные работы;

5) административное приостановление деятельности;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации;

7) конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения.

 Тезисно рассмотрим данные судебной статистики за 2023 год.

Всего рассмотрено дел (по числу лиц)[11]:

- по ст. 6.1 КоАП РФ – 100 дел;

- по ст. 6.1.1 КоАП РФ – 170611 дел;

- по ст. 6.8 КоАП РФ – 14742 дел;

- по ст. 6.9 КоАП РФ – 110810 дел;

- по ст. 6.9.1 КоАП РФ – 26991 дел;

- по ст. 6.16 КоАП РФ – 397 дел;

- по ст. 6.17 КоАП РФ – 174 дел;

- по ст. 6.18 КоАП РФ – 97 дел;

- по ст. 6.31 ч. 1 КоАП РФ – 13 дел;

- по ст. 6.33 КоАП РФ – 19 дел;

- по ст. 6.36 КоАП РФ – 16 дел.

Исходя из статистических данных можно прийти к выводу, что основная часть административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан, приходится на ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» – 170611 дел и ст. 6.9 КоАП РФ  «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» – 110810 дел.

Основным видом назначаемого судебными органами административного наказания является административный штраф:

- в отношении 94469 лиц по ст. 6.1.1 КоАП РФ (55%);

- в отношении 60071 лиц по ст. 6.9 КоАП РФ (54%;

Также часто по ст. 6.1.1 КоАП РФ назначается такой вид административного наказания, как обязательные работы в отношении 8336 лиц (4,9%) и административный арест в отношении 5452 лиц (3,2%).

По ст. 6.9 КоАП РФ назначается такой вид административного наказания, как административный арест в отношении 35880 лиц (32,4%).

Таким образом, подводя итог данному параграфу работы, отметим, что административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье граждан структурирована законодателем в положениях главы 6 КоАП РФ. Родовым объектом такого рода правонарушений выступает здоровье человека. Здоровье как родовой объект данной главы КоАП РФ – совокупность общественных отношений, которые обеспечивают безвредные условия жизни и деятельности для населения.

Проведенное исследование статистических данных позволяет прийти к выводу, что основная часть административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан, приходится на ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» – 170611 дел и ст. 6.9 КоАП РФ – 110810 дел. Самым назначаемым видом административного наказания по рассматриваемой категории правонарушений является административный штраф, административный арест и обязательные работы.

 

 

§ 2. Составы административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан

 

 

Административное правонарушение имеет определенный состав необходимых составляющих, дающих возможность объявить его таковым. Состав административного правонарушения содержит в себе такие составляющие: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона[12].

Рассмотрим некоторые из правонарушений, посягающих на здоровье граждан, более детально.

Статья 6.1 КоАП РФ «Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения».

Субъектом данного правонарушения является физическое лицо, достигшее возраста административной ответственности (согласно ст. 2.3 КоАП РФ – шестнадцать лет). Для данного правонарушения характерен специальный субъект, а именнолицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, венерические болезни или контакты, создающие опасность заражения.

В доктрине права субъективная сторона представляет собой психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением правонарушения. Иными словами, субъективная сторона ? это внутренняя суть любого правонарушения.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется исключительно умышленной формой вины.

Объективная сторона состава административного правонарушения может характеризоваться как действием, так и бездействием. Применительно к рассматриваемому случаю – это бездействие, то есть сокрытии лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты[13].

Мерой административного наказания является административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Как уже было отмечено ранее, самым «популярным» административным правонарушением, посягающим на здоровье граждан, являются побои. Отметим, что данная статья была декриминализована в 2016 году. Так, побои или иные действия насильственного характера, которые стали причиной физической боли, но при этом не повлекли последствия, обозначенные в положениях ст. 115 УК РФ и при однократности таких действия могут быть квалифицированы по ст. 6.1.1 КоАП РФ.

Законодатель, активно оперируя термином «Побои» как в КоАП, так и в УК РФ, не раскрывает их сущности ни в одном нормативном правовом акте, тем самым порождая научный интерес к данной дефиниции.

 Т.А. Недоступенко в своем диссертационном исследовании выделяет следующие признаки побоев, которые определяет в качестве обязательных и существенных:

-   только активные физические движения, совершаемые через воздействие на тело другого лица против его воли;

-   наносимые удары, сопровождающиеся болевым чувством, возникающим у другого лица;

-   образовавшиеся телесные повреждения являются результатом и подтверждением примененного физического насилия;

-   воздействие через непосредственные удары по телу другого лица;

-   отсутствие наступления вреда для здоровья;

Для определения степени тяжести причинения вреда здоровью в настоящее время используются «Медицинских критериях определения степени тяжести причиненного здоровью человека», согласно которым:  «поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека»[15]. То есть, такого рода действия можно назвать побоями.

 Субъектом данного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности.

Рассматривая субъективную сторону данного административного правонарушения, можно отметить, что, учитывая насильственный характер действий, имеет место быть исключительно умышленная форма вины, то есть все действия совершается с прямым умыслом.

Мерой административного наказания являются:

-   административный штраф в размере от пяти до тридцати тысяч рублей;

-   административный арест от десяти до пятнадцати суток;

-   обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

Субъектом, уполномоченным к рассмотрению данных административных правонарушений, являются судьи.

Рассмотрим статистические данные по данной статьей в г. Москва. Так, согласно статистическим сводкам в г. Москва в 2022 году поступило 3071 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ. 1210 дел было возвращено в административный орган, 1687 дел рассмотрено по существу, из которых в отношении 35 дел был назначен административный арест, в отношении 1603 дел – административный штраф, в отношении 49 дел – исправительные работы[16].

Далее рассмотрим ст. 6.9 КоАП РФ, по которой в 2023 году было рассмотрено 110810 дел[17].

Для определения состава данного правонарушения, необходимо обратиться к положениям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ[18]. Положения данного законодательного акта ставят под запрет потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Такого рода запрет действует на территории всей страны.

Непосредственным объектом является здоровье граждан.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения указана прямо в статье. Также устанавливаются определенные исключения, такие как потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо одурманивающих веществ в общественных местах, а также невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

 В положениях данного закона раскрывается понятие наркотических средств:  вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Вся совокупность видов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в отношении которых осуществляется государственный контроль, изложены законодателем в ст. второй Федерального закона № 3-ФЗ.

В настоящее время имеется весьма обширная классификация наркотических средств, которая имеет различные признаки и критерии классификации. В зависимости от применяемых государством мер контроля этот перечень распределяется по четырем спискам:

Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список № 1);

Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список № 2);

Психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускаются исключение некоторых мер контроля в (список № 3);

Прекурсоры (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработки наркотических средств и психотропных веществ), оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список № 4).

Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства[19].

 Мера административного наказания:

-   для гражданина РФ ? административный штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;

-   для иностранного гражданина или лица без гражданства ?административный штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы РФ.

Далее рассмотрим положения ст. 6.24 КоАП РФ, объектом которого также является здоровье граждан.

Объективная сторона состава административного правонарушения заключается в запрете курения табака, никотинсодержащей продукции, либо использование кальянов на определенных территориях.

Правонарушение такого рода может быть осуществлено исключительно на определенных территориях, которые регламентированы законодателем и отражены в положениях Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащейпродукции»[20].

Согласно данному законодательному акту, в такого рода территориям относятся следующие: территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных, медицинских услуг, в поездах дальнего следования, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Как и для предыдущих составов административных правонарушений, в качестве субъекта выступает физическое лицо в возрасте от шестнадцати лет. Для рассматриваемого правонарушения субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Статья 6.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Правоотношения, характерные для данной статьи регулируется на основе Федерального закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[21]. Положения данного законодательного акта отражает все виды информации, которая так или иначе приносит вред здоровью и (или) развитию детей:

 1) информация, запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

В 2023 году было зарегистрировано 168 правонарушений такого рода, всего рассмотрено дел (по числу лиц) – 174.

 Объективная сторона состава административного правонарушения по ст. 6.17 КоАП РФ выражается в:

а) нарушении установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.20 "Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов" КоАП РФ, ст. 6.21 "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних" КоАП РФ, ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ "Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушении предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния", ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ "Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ и ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ" и ст. 13.36 "Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" КоАП РФ), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ);

б) неприменении лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ);

в) размещении в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 3 ст. 6.17 КоАП РФ).

Законодатель возлагает функция государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, на следующие субъекты:

-   Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

-   Министерство культуры Российской Федерации;

-   Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

-   Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Субъектом правонарушения по ст. 6.17 КоАП РФ являются: граждане, должностные лиц, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Для субъективной стороны рассматриваемого правонарушения характерны две формы вины: умышленная и неосторожная.

Далее рассмотрим положения ст. 6.32 КоАП РФ. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.32 КоАП РФ, является здоровье граждан. Объективная сторона состава административного правонарушения выражается в противозаконном получении информированного добровольного согласия (ч. 1), а также нарушение сроков, установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ч. 2).

Согласно законодательству России, искусственное прерывание беременности может производиться в определенные сроки, а именно при сроке беременности до двенадцати недель, а также при наличии  информированного добровольного согласия. Также законодательством предусмотрены такие показания, как социальные и медицинские. При социальных показаниях для искусственного прерывания беременности, а именно наступление беременности из-за совершения противоправного деяния - изнасилования, срок, при котором допустимо искусственное прерывание беременности, достигает двадцати двух недель[22].

При медицинских показаниях для искусственного прерывания беременности, которыми могут являться новообразования, болезни крови, болезни нервной системы, срок независим, при котором допустимо искусственное прерывание беременности.

 Субъектом состава административного правонарушения являются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами, должностные лица, а также юридические лица. Субъективная сторона обычно выражается в форме умысла.

Таким образом, в рамках данного параграфа работы были рассмотрены составы некоторых административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан. Проведенный тезисный анализ составов рассматриваемых правонарушений позволяет прийти к выводу, что они могут быть совершены как физическими, так и юридическими лицами. Именно субъективная сторона наполняет содержанием совершенное административное правонарушение. Без субъективных признаков, их установления привлечь субъекта к административной ответственности практически невозможно.



 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доля административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан в общей структуре административных правонарушений остается стабильно высокой и не имеет тенденцию к снижению.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье граждан структурирована законодателем в положениях главы 6 КоАП РФ. Родовым объектом такого рода правонарушений выступает здоровье человека. Здоровье как родовой объект данной главы КоАП РФ – совокупность общественных отношений, которые обеспечивают безвредные условия жизни и деятельности для населения.

Основная часть административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан, приходится на ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» – 170611 дел и ст. 6.9 КоАП РФ – 110810 дел. Самым назначаемым видом административного наказания по рассматриваемой категории правонарушений является административный штраф, административный арест и обязательные работы.

В работе были рассмотрены составы некоторых административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан. Проведенный тезисный анализ составов рассматриваемых правонарушений позволяет прийти к выводу, что они могут быть совершены как физическими, так и юридическими лицами. Именно субъективная сторона наполняет содержанием совершенное административное правонарушение. Без субъективных признаков, их установления привлечь субъекта к административной ответственности практически невозможно.



 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.

2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации #", 25.02.2013, № 8, ст. 721.

11.   О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 48.

13.   О донорстве крови и ее компонентов: Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации #"_Hlk154601922">14.   Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Официальный интернет-портал правовой информации #"_Hlk154601865">16.   О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 // Официальный интернет-портал правовой информации #"Майкопский государственный технологический университет" ; составитель: Джамирзе Бэла Юнусовна. - Майкоп : ИП Кучеренко В. О., 2022. Ч. 2. - 2022. - 118 с.

18. Административная ответственность в российском административном праве (изменения в законодательстве с позиций правоприменительной практики) : монография / Ю. А. Грачёв, А. А. Кежов, А. В. Никишин, И. В. Степанов ; МВД России, Санкт-Петербургский университет. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - 89 с.

19. Административная ответственность: учебное пособие / Б. В. Россинский, А. В. Сладкова, Л. В. Стандзонь, М. С. Студеникина ; (МГЮА). - Москва : Норма : Инфра-М, 2020. - 247 с. 

20. Административное право: учебник / Под ред. Л. Л. Попова. - М.: Юристъ, 2015. - 705 с.

21. Административное правонарушение и административная ответственность: учебное пособие / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал ; авторы-составители О. Н. Дядькин [и др.]. - Владимир : Владимирский фил. РАНХИГС, 2021. - 112 с.

22. Актуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях : учебное пособие / составитель Митрофанова С. В. - Воронеж : Научная книга, 2020. - 79 с. 

23. Биккинин И.А. Административная ответственность: понятие, принципы и основания : учебное пособие / И. А. Биккинин, Э. Р. Голубева, Г. Ю. Каримова ; Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2021. - 31 с.

24. Дорошенко О.М. Административное право: учебник / О. М. Дорошенко. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2021. - 167 с. 

25. Корниенко О.В.  Особенности производства по делам обадминистративных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.1.1 "Побои" Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях [Текст] : учебно-практическое пособие / [О. В. Корниенко, А. В. Коркин, М. Н. Косарев] ; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел. - Екатеринбург : Уральский юридический ин-т МВД России, 2018. - 54 с.

26. Морозова Н.А. Административная ответственность в Российской Федерации: теория, законодательство и судебная практика : учебное пособие /  Красноярск: СФУ, 2022 (Красноярск). - 402 с.

27.   Недоступенко Т.А. Административная ответственность за  побои: диссертация ... кандидата юридических наук : 5.1.2. / Недоступенко Татьяна Александровна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» ; Диссовет 24.2.435.03 (24.2.435.03)]. - Белгород, 2023. - 228 с.

28. Осинцев Д.В. Административная ответственность: учебник для вузов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям / Д. В. Осинцев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва :Юрайт, 2020. – 465 с.

29. Пудовочкин Е.Ю. Проблемы квалификации преступлений с административной преюдицией : (судебная практика) : монография / Ю. Е. Пудовочкин. - Москва :Юрлитинформ, 2022. – 20 с.

30. Тимошенко И.В. Административная ответственность: материально-правовой аспект : учебное пособие /  Таганрог : ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2020. - 93 с.

 

 

 

 

Практические материалы

31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.

32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях» // Российская газета,№142, 03.07.2019.

33. Обзор судебной практики, связанной с рассмотрением судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Побои».

 

Научные статьи

34.   Бабенко, В. С. Состав административных правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность / В. С. Бабенко // NovaUm.Ru. – 2022. – № 35. – С. 40-42. – EDNRCYKPA.

35.   Болдырева Д. А. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и благополучие населения // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2015. №3 (22). С. 55-60.

36.   Борзенкова, Е. А. Признаки правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность // Молодой ученый.  2021.  № 46 (388).  С. 136-138. 

37.   Лобкова, А. С. Проблемный аспект при квалификации административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность / А. С. Лобкова, Е. А. Малыхина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 октября 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 146-148.

38.   Смолякова А. С. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность // 2024.  №22 (172) С. 47-52.

39.   Шихнабиев Р.А.  Меры административного предупреждения, принимаемые сотрудниками полиции по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан // Административное и муниципальное право.  2020. № 5.  С. 11-22.

 

Электронные ресурсы

40. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Судебный департамент при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL:#"all">


[1]Осинцев Д.В. Административная ответственность: учебник для вузов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям / Д. В. Осинцев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва :Юрайт, 2020. – С. 65.

[2]Смолякова А. С. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность // 2024.  №22 (172) С. 47-52.

[3] Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации #"_Hlk154595860">Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Судебный департамент при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL:#"#">#", 25.02.2013, № 8, ст. 721.

[21] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, № 1, ст. 48.

[22]Борзенкова, Е. А. Признаки правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность // Молодой ученый.  2021.  № 46 (388).  С. 136-138. 

Похожие работы на - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН И КВАЛИФИКАЦИЯ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!