Стиль общения учителя и обучающихся на процесс и результаты учебной деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3-4
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ……………………………………………………………......5-28
ГЛАВА 1. Теоретические
основы физической культуры…………………………5-17
1.1. Физическое
развитие и здоровье………………………………………………..5-6
1.2 Влияние физической
активности на здоровье детей и подростков…………...6-7
1.3 Профилактика
заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни…7-9
1.4 Формирование
социальных и личностных качеств…………………………...9-12
1.5 Роль командных
видов спорта в развитии социальных и личностных качеств……………………………………………………………………………...12-15
1.6 Влияние
конкуренции на развитие уверенности в себе и отсутствие страха перед неудачами…………………………………………………………………………..16-17
Выводы по первой
главе…………………………………………………………...17-18
ГЛАВА 2. Методы и принципы
воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом………………………………………………………………18-25
2.1 Методические
принципы физического воспитания…………………………18-20
2.2Реализация принципов физического воспитания
на уроках физической культуры……………………………………………………………………………20-24
2.3 Современные
подходы к воспитательной работе в школе через физическую культуру……………………………………………………………………………24-25
Выводы по второй
главе…………………………………………………...............25-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27-28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………............................29-30
Введение
Существует два уровня понимания воспитания:
широкое и узкое. Широкое понимание воспитания предполагает целостный процесс
приобщения к многообразию знаний и взаимодействия индивида и общества,
культурных традиций. Воспитание в широком смысле представляет собой целостную
структуру взаимосвязей, обеспечивающим интересы всех субъектов, через которую
эффективно решаются социальные задачи и осуществляется гармоничное развитие
личности для ее организации жизни в социуме.
Собственно, узкий подход к воспитанию
рассматривает наряду с понятиями целей, содержания и результатов воспитания
методы и приемы педагогического воздействия на воспитанников. В этом плане
воспитание выступает как процесс передачи знаний, умений, культурных и
социальных норм. Учебный процесс реализует тот факт, что учение бывает трудным
и легким. В этом процессе дети, как учащиеся, являются активными субъектами.
Они предъявляют требования к тому, что и как с ними будут делать и на каком
уровне должен находиться их уровень самоосознания.
Таким образом, воспитательный процесс — это
динамичное взаимодействие учителя и воспитанников, ведущее к формированию у
последних личностных качеств и характеристик, необходимых для выполнения ряда
образовательных стандартов, становления определённых жизненных ценностей и
формирования возможностей эффективной самореализации в будущем.
В богатом смысле слова образование в
настоящее время подразумевает организацию всего процесса и создание всех условий
для формирования системы социальных ценностей, убеждений и качеств личности,
способствующих социальной адаптации ребенка.
Спортивная подготовка наряду с физическим
воспитанием и составляет важнейшую часть здорового образа жизни и гармоничного
развития человека. Спорт, физическая культура укрепляет здоровье и формирует у
подростков высокие моральные и духовные качества. Спортивные занятия являются
важнейшим средством воспитания физической силы, целеустремленности, стойкости,
дисциплинированности, что ведет к гармонии общей физической и душевной силы
учащихся.
Актуальность
курсовой работы предопределена тем, что физическая культура и спорт – это
мощные средства формирования у молодежи таких личностных качеств, как
дисциплина, упорство, ответственность, командный дух, умение преодолевать
трудности, достигать поставленной цели. Использование воспитательных
возможностей спортивной деятельности молодежи имеет особенно важное значение,
поскольку весь воспитательный процесс на сегодняшний день обусловлен:
Цель курсовой работы – рассмотреть роль воспитания учащихся в процессе
занятий физической культурой и спортом, выявить методы и формы воспитательного
воздействия на школьников в ходе занятий.
Задачи:
·
Изучить
теоретические основы воспитания через физическую культуру и спорт
·
Проанализировать
роль спортивных мероприятий в воспитании школьников
·
Оценить
влияние физкультуры на формирование ценностей и нравственных качеств учащихся
·
Рассмотреть
современные подходы к воспитательной работе в школе через физкультуру
Данная работа
состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и списка
литературы.
Глава
1. Теоретические основы физической культуры
1.1 Физическое
развитие и здоровье
Физическое развитие детей – это сложный путь,
который представляет собой эволюцию организма, при этом посредством
разнообразной физической нагрузки обогащается морфологические и функциональные
системы. В раннем возрасте формируется основа, на которой впоследствии будет
строиться здоровье и активный образ жизни. Без адекватной физической нагрузки
гармоничного развития не достичь, поскольку именно физическая нагрузка
составляет основу всестороннего роста и развития детей. Физическое развитие
коррелирует с состоянием здоровья: чем больше отклонений, тем выше вероятность
заболеваний.
Тело ребенка в процессе его становления
подвергается большому количеству активностей: танцам, подвижным играм, домашним
хлопотам, физическому воспитанию. Такие формы активной деятельности не только
доставляют радость, но и служат основой для формирования осознанного отношения
к собственному «Я», всеобъемлющего самосознания, для развития физической силы,
для создания фундамента здорового образа жизни.
Физическое воспитание, современное по своей
организации, направлено на формирование у детей элементарных двигательных
навыков и умений, навыков выполнения различных видов движений, на укрепление
здоровья, развитие и закаливание физических качеств, нравственно-вольевых
положительных свойств. Внедрение системы мероприятий, составленной по
предметной тематике, не только формирует в детстве привычку к физическим
упражнениям и активному образу жизни на протяжении всей дальнейшей жизни, но и
прививает чувство бережности и любви к своему здоровью, укрепляет здоровье и
продлевает активность.
Физическое состояние ребенка — это основа и
залог его всестороннего развития. Здоровый организм — это основа формирования и
развития воли, характера и нравственных качеств, равно как и основных
физических качеств. Именно активный образ жизни является основой детского роста
и развития, а также развития индивидуальных способностей. Таким образом, мы
видим, что осознание каждым родителем и педагогом необходимости заботы о
физическом здоровье детей и ведения активного образа жизни — это залог
правильного физического развития, это развитие гармоничной личности, способной
реализовать свои способности.
1.2 Влияние
физической активности на здоровье детей и подростков
Физическая культура составляет большой
компонент в формировании у детей здорового образа жизни. Она представляет собой
не только выполнение физических упражнений, но и представляет собой целое
направление практики, цель которого — привить ребенку навыки к занятиям
физкультуры, к активному образу жизни, изучение методов и приемов ее освоения,
приобщение к той или иной форме, привить навыки к выполнению простых движений,
приучить к занятиям физической культурой, занятия которой должны привить любовь
и интерес, что будет способствовать дальнейшему развитию двигательной
активности человека.
Сначала мы
занимаемся с самыми маленькими: новорожденными, вообще не подвластными себе, и
отрабатываем с ними рефлексы. Затем с возрастом вводятся более гибкие элементы,
основной конструкцией которых служит игра. К двум-трем годам дети активно
играют и в образе игры развивают более структурированные элементы, которые
начинают напоминать физкультуру. Здесь требуется обязательное присутствие
родителей, создающих условия для физической работы в домашних условиях. К
четырех-пяти годам мы наблюдаем, что эти элементы физической активности прочно
вошли в повседневную жизнь детей, поэтому родители должны учитывать
необходимость совместной физической работы с ребенком, чтобы создать
возможность для развития физических нагрузок и физической активности. Все это
подчеркивает, что без участия родителей в совместной работе с детьми в детском
учреждении невозможно обеспечить гармоничное развитие ребенка, чтобы ребенок
мог «воспитать» самого себя сам, живя дома и в детском саду, прилагая
физические усилия по сохранению здоровья и получения хорошего образования. Мы
решаем вместе с родителями задачи по формированию у ребенка навыков и привычек
здорового образа жизни здорового, активного образа жизни, сочетающего в себе
активные игры и организованную физическую работу, с учетом их индивидуальности,
что позволяет ребенку проявлять себя как личность, развивая свои физические и
морально-нравственные качества.
Спорт действительно является великолепной
лабораторией, где происходят бесчисленные эксперименты по развитию всех
сенсорных систем организма. Благодаря активным движением в организме создается
бесчисленное множество синапсов – тех соединений нервных клеток, которые
отвечают за передачу сигналов. Образование этих синапсов является необходимым
условием формирования миелиновой оболочки, без которой импульсы от рецепторов
головного мозга, а следовательно, также и обработка информации происходили бы
медлено, и, в среднем, меньше на 90% в скорости [Акрамова].
Наиболее эффективные способы социальной
адаптации и взаимодействия подростков - это секции, командные виды спорта и
физкультурные мероприятия. Процесс совместной деятельности, общения,
взаимодействия и налаживания эффективных коммуникаций со сверстниками позволяет
формировать социальные и лидерские качества [Иванов].
Регулярные занятия спортом – надежный барьер
на пути болезней и гарант сохранения здоровья обучающихся. Именно с помощью
систематических физических нагрузок развиваются важнейшие физические качества:
скорость, гибкость, сила и выносливость. Кроме того, физическая активность
позволяет укрепить защитные функции организма, значительно улучшить обмен
веществ, избежать гиподинамических состояний и болезней сердечно-сосудистой
системы, а также предотвратить возникновение избыточного веса.
1.3 Профилактика заболеваний, связанных с
малоподвижным образом жизни
В рамках предыдущей главы мы рассмотрели
профилактику заболеваний, обуславливаемых гиподинамией. Данная тема,
представляющая собой одну из важнейших и наиболее актуальных, заслуживает
дальнейшего внимания. Гиподинамия, свойственная детскому и подростковому возрасту,
может вызвать и способствовать развитию нарушений, настолько серьезных, что
опасных для жизни и здоровья. В их числе:
·
Ожирение,
лишний вес – риск сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.
·
Осанка,
искривление позвоночника, деформация суставов, патологии опорно-двигательного
аппарата – следствие сидячего или малоподвижного образа жизни.
·
Метаболическая
активность – предшественник диабета II типа, коварно проникающего вещественными
дефицитами
·
Психоэмоциональные
расстройства: тревожности, неполноценности, депрессии.
Профилактика
гиподинамии – система мероприятий.
·
Для
профилактики гиподинамии основным направлением является физическая активность.
ВОЗ рекомендует, чтобы дети и подростки не менее 60 минут в день проводили в
физической активности средней или высокой интенсивности [WHO]. Причем
физическая активность должна включать как аэробные упражнения (бег, плавание и
другие спортивные нагрузки), так и занятия по укреплению мускулатуры и костей
(в т.ч. танцы и гимнастика).
·
Условия
для физической активности – еще одно направление в профилактике гиподинамии.
Речь идет о спортивных объектах в школе и на улице, игровых площадках и
вовлечении детей в физическую культуру. Досуг – активный (семейные прогулки,
подвижные игры) и ограничение экранного времени (не более двух часов в день).
·
Здоровые
привычки – предупреждение гиподинамии: внедрение физической активности в
повседневную жизнь (ходьба до школы, подъем по лестнице) и др.; повышение
осведомленности о пользе регулярного занятия спортом через занятия в
образовательных учреждениях; пропаганда здорового питания как способа борьбы с
ожирением и его последствиями.
·
Регулярная
диагностика и медицинский контроль: плановые осмотры, направленные на выявление
факторов риска и болезней; мониторинг физического развития детей (измерения
роста, веса, состояния опорно-двигательного аппарата и контроль массы тела)
[Кузнецова].
·
Что
касается профилактических мероприятий, примерами могут служить: спортивные
секции и клубы в школе – активное вовлечение детей в спорт, проведение
спортивных праздников и мероприятий на свежем воздухе, мониторинг физической
активности и короткие физкультминутки в течение уроков. Рекомендуются
мотивационные программы: система наград за участие в спортивных мероприятиях,
внедрение геймификации в учебные занятия.
1.4 Формирование
социальных и личностных качеств
Термин «личность»
происходит от греческого слова «лицо», «маска» изначально обозначавшего маску
актера. Постепенно слово стало означать не только маску, но и саму личность
актера. В настоящее время личностью называют сложную социально-психологическую
структуру, возникающую в процессе взаимодействия человека с обществом, с миром,
в процессе накопления жизненного опыта. Некоторые ученые полагают, что личность
формируется в первые годы жизни и затем развивается. В этом понимании младенец
не является личностью, а представляет собой лишь зачатки личности, которые
затем развиваются и адаптируются к социуму.
Личность
формируется под влиянием многих и различных факторов – как внутренних, так и
внешних. Прежде всего, это влияние общества – своеобразное воспитание, в том
числе результаты управления людьми и воздействия на них самих, а также привычки
и законы, нравы и обычаи, традиции и т. д. Говоря о внутренних факторах, мы
подразумеваем сами человеческие качества, составляющие индивидуальность
человека, особенности его внутреннего мира, различные внутренние конфликты и
несоответствия, которые могут иногда резко отличаться в зависимости от
внутренних обстоятельств. Причем в каждый данный момент времени лишь часть этих
факторов имеют максимальное значение, однако не всегда таковые позволяют
человеку стать личностью.
Чтобы начать здесь
разобраться, определим факторы, которые формируют личность. К таким факторам
можно отнести появление интересов, целей и стремлений. Интересы задают
направление движения, а их количество не всегда говорит о том, насколько глубок
человек, но индивидуально характеризует его. Как вы думаете, чей бы вы образом
жизни предпочли жить? Личности, которая на протяжении всей жизни идет в
определенном направлении, развивается, совершенствуется, или образу жизни
человека, который не ставит себе никаких целей? Безусловно, лучше всего жизнь
второго человека не стоит, чем жизнь первого. Мы можем сделать вывод, что
личность – это человек, который ставит перед собой цель, знает, куда он идет,
понимает, для чего он совершает те или иные действия, стремится по максимуму
развиваться и познать окружающий мир [Махов: 73-75].
Способности к
обучению постепенно ослабевают. Эта закономерность проистекает из зрелости
общей личности, сложившейся системы нравственных ценностей и имеющихся
личностных свойств. Наиболее яркий пример подобного обучения, зависимого от
идеологии и складывающегося в результате социальных ориентиров и оценок,
демонстрирует подростковый возраст. Заблуждения не разрушают людей, имеющих
четкие жизненные установки, моральные действительные ориентиры и обеспечивающие
социально-психологический комфорт. Им нужно постоянно сравнивать моральные и
идеологические ориентиры, с личной внутренней оценкой окружающих, отклонять,
отвергать все, что морально не совпадает.
Когда мы имеем дело
с личностями с четко выраженной индивидуальностью и значительными личностными
качествами, то воспитывать их труднее. Это также относится именно к воспитанию.
С точки зрения системы воспитательных, образовательных и социальных требований,
система требований, предъявляемых группе, система наиболее значимых и
авторитетных требований (группы, педагога и т. д.), система воспитательных
требований вообще. Система ее личностных и индивидуальных качеств — система
особенностей, которая должна подвергаться воздействию. Поэтому структура и
содержание воспитания зависят не только от соответствующих возрастных
особенностей. Кроме того, необходимо учитывать установочные, духовные,
моральные и нравственные ценности, задачи и цели воспитания, содержание
молодого человека и ее системы интересов.
В итоге, каждая
личность имеет свои интересы и своеобразный социальный подход к жизни,
отражающий ее индивидуальность.
Принадлежность
человека к различным группам в процессе социализации порождает формирование и
усвоение им установок и правил. Социальная жизнь каждого человека – это
постоянное взаимодействие с разными коллективами, все они каким-то образом
влияют на развитие человека. Воспитание в семье формирует представление о
личной ответственности и близких отношениях, школа и вуз обучает навыкам
сотрудничества, работа – деловому общению и трудовой морали. Но не только
количество социальных связей важно, но и их многообразие – разная социальная
среда обогащает опыт, обучает навыкам, участвует в процессах взросления.
Спортивная
деятельность—это одна из форм социальной активности, важная на той стороне. Она
не менее важна для формирующейся личности, чем труд, семья, учеба. Спорт
требует от человека понимания его роли в жизни общества. В жизни спорта
существуют как высоконравственные, так и чисто физически ориентированные нормы.
Таким образом,
целесообразность деятельности является важнейшей составляющей личностной
структуры спортсмена. Стремление к спортивным достижениям требует от личности
больших усилий и эмоциональных затрат, что может привести к одностороннему
развитию личности, когда интересы физической культуры и спортивных достижений
надстраиваются над морально-нравственным и духовным воспитанием. Чрезмерные и
неуместные нагрузки могут не только снизить уровень умственного и
эмоционального развития, затрудняя социализацию. Это подтверждает необходимость
комплексного подхода в развитии индивидуальности как таковой, выражающийся в
органическом единстве физического, духовного, морального, эстетического
воспитания, так и уникальности. Уникальность, или неповторимость, личности проявляется
в оригинальности манеры, индивидуальных компонентах и уровнях развитости
индивидуальных способностей. Спортивная среда воспитывает коллективизм,
патриотизм, но может формировать как положительные, так и отрицательные
качества личности. С одной стороны, эта среда заставляет развивать
положительные качества, такие как командный дух, патриотизм, с другой,
порождает такие негативные стороны как заносчивость, эгоизм. Подобные тенденции
подтвердили исследования зарубежных психологов Дж. Кистлера. Э. Ригардсона,
которые вывели неутешительные данные: нравственные установки у спортсменов
значительно менее развиты, чем у людей, не связанных со спортом [Махов: 78].
1.5 Роль
командных видов спорта в развитии социальных и личностных качеств
Отличие командных
видов спорта от индивидуальных игр заключается в том, что для достижения
результата игроки той или иной команды должны взаимодействовать между собой.
Поэтому в любом командном виде спорта, помимо технической оснащенности, игроки
должны иметь навыки командного взаимодействия, что способствует формированию
социальной компетенции. Это доверие друг к другу, способность поддержать и
выручить, взять на себя часть обязанностей, ответственность за общие действия,
умение делегировать полномочия. Командный дух требует жертвовать личной выгодой
ради блага команды, работать над собой, что способствует формированию таких
характеристик личности, как уверенность в себе и собственных силах, лидерство,
способность выполнять коллективные задачи в условиях неопределенности, умение
работать в команде, в коллективе.
При взаимодействии
между членами команды наивысшая эмоциональная цена, по сравнению с другими
факторами, признается эмпатия. Эта способность сопереживать и понимать другого
человека разными способами ценна в командном спорте, особенно в сложные моменты
во время игры. Она обеспечивает умение находить выход из конфликтных ситуаций и
эффективно сотрудничать. Преодоление совместных трудностей погружает членов
команды в комадный атмосферу, удерживает в рамках команды. Эмпатия становится
той силой, которая обеспечивает защиту от эмоциональной боли, создавая
защищенный внутренний мир, в котором каждый спортсмен знает, что вместе с ним
есть еще один, и, в конечном счете, вся команда. Внутреннее ощущение «мы»
переходит в межличностные отношения, называемое эмоциональной связью, когда
члены команды чувствуют и понимают друг друга, в результате чего гарантирована
эмоциональная привязанность и доверие друг к другу [Гладкова, Шибанова:
1818-1820].
В таком ключе,
командные виды спорта являются эффективным средством для формирования
инициативы и лидерства. Каждому участнику такая деятельность предоставляет
возможность продемонстрировать свои сильные стороны и навыки совместной работы.
Существует целый ряд игр, методов и упражнений, направленных на развитие
инициативы, сплочения и доверия.
Четкое понимание ролей и обязанностей. Зная,
за что каждый отвечает, мы используем сильные стороны и проявляем инициативу,
что помогает всем вместе достичь цели.
Поиск совместных решений. На этапе выполнения
работы над проектом команде может понадобиться совместный поиск решения трудных
вопросов, возникающих по ходу осуществления проекта. Все члены команды должны
активно участвовать, обмениваться новыми идеями, совместно преодолевать
трудности, возникающие на этом этапе.
Сложные задания. Иногда один человек не может
решить задачу, исходя из недостатка знаний и опыта. В этом случае другие члены
команды должны помочь ему и вместе найти решение.
Сотрудничество в команде – это не только
возможность учащихся углубить свои знания, но и показать свои способности в
разных ситуациях, реализовать свои идеи, продемонстрировать креативное
мышление.
Например, в 2017 году Макгоун и Хоул
опубликовали работу под интригующим названием «Влияние участия в спортивных играх
на развитие навыков работы в команде у молодежи», в которой собрали и
проанализировали результаты множества исследований, выявив положительное
влияние командных видов спорта на личность и социализацию ребенка. Оказалось,
что в процессе игры в комфортной обстановке, в команде, поддерживающей друг
друга, спортсмены развивают навыки общения, лидерства, адаптации к
обстоятельствам, сотрудничества.
Гардинер и Крус (2015) провели исследование
«Влияние участия в командных видах спорта на развитие социальных навыков у
молодежи», которое показало, что командные виды спорта формируют в молодой
среде единство, доверие, уважение, возможность преодоления стресса и
трудностей.
Исследование Смит и Джонс (2018) на тему
«Спортивные игры как средство развития руководящих способностей у молодежи»
показывает, что командные виды спорта являются хорошим тренажером для лидерских
способностей. Участие в соревнованиях позволяет молодежи не только управлять
командой, принимать важные решения в условиях неопределенности, но и разрешать
возникающие конфликты, которые заложат основу будущего карьерного успеха.
В процессе спортивной игры у участников
формируются позитивные социальные качества: эмпатия, инициативность и
способность к совместной деятельности. Так, эмпатию и инициативу развитая
игровая деятельность формирует и развивает у ее участников. Поддерживая друг
друга в сложных ситуациях, разделяя радости и переживания, участники учатся
лучше понимать друг друга и укрепляют эмоциональные связи в команде.
Важно также упомянуть о значении
инициативности в коллективных играх. Умение занимать лидерские позиции,
организовывать действия всей команды и вовлекать в преодоление трудностей своих
партнеров, данная способность ребенку в процессе игры предоставляет возможность
научиться принимать решения и нести за них ответственность. Этим детские
коллективные игры и способствуют выработке и дальнейшему успешному развитию у
детей опыта действительно эффективного, основанного на взаимопомощи,
коллективного труда и совместной деятельности.
Кроме того, командные виды спорта позволяют
людям с разным опытом, умениями, политическими взглядами и культурой
взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию взаимопонимания и
способности принимать себя такими, какие они есть. Спортсмены учатся ценить
особенности и индивидуальность друг друга. Это помогает преодолевать общие
трудности, налаживать доверительные отношения и работать на общую цель,
несмотря на разницу в характерах участников [13].
1.6 Влияние конкуренции на развитие уверенности в
себе и отсутствие страха перед неудачами
Соперничество в спорте — это важный
конструктивный элемент, который обуславливает возникновение таких личностных
черт, как уверенность, настойчивость, стойкость. Конкуренция требует от
спортсменов максимальной мобилизации внутренних ресурсов с целью преодоления
трудностей. В процессе соревнований спортсмену нужно преодолевать себя,
переносить негативный опыт, повышать уровень собственных психических и
физических характеристик. Конкуренция позволяет учиться преодолевать свои страхи,
выявлять ошибки и исправлять их. Преодолевая неудачи, люди начинают
воспринимать себя адекватно, осознают свои возможности, быстрее адаптируются к
изменениям внешней среды. Процесс самопознания повышает уровень уверенности и
позволяет переносить навыки преодоления невзгод в другие сферы жизни [Gould,
D., Udry, E.].
Спортсмены, конкурируя друг с другом, учатся
воспринимать поражение не как фатальную остановку, а как временные затруднения
на пути к успеху и нечто значимое, несущие в себе важные уроки. Успешные
спортсмены становятся уверенными и готовыми к новым вызовам, поскольку пережили
неудачу и вышли из нее более сильными [Dweck, C. S.].
Второй аспект соперничества — это социальный
аспект. Спортивные соревнования — это соревнования не только индивидуумов, но и
«взаимодействие с конкурентами и партнерами» (Carron, A. V., Hausenblas, H.
A.). Социальная поддержка благодаря команде и тренерам помогает справиться со
стрессом и снизить страх перед неудачей. Генерация поддержки в команде помогает
спортсменам легче справляться с негативными эмоциями, связанными с неудачами
[Carron, A. V., Hausenblas, H. A].
В напряженных соревнованиях немалую роль,
выше физической силы, играют опыт, выдержка, мужество и стойкость. Результаты
боя со всеми конкурентами формируют зрелую личность, создают навыки избавления
от давления несоответствующе оцененных успехов и неудач. Важно не избежать
неудач, а научиться пользоваться, зарабатывать возможность использовать их для
собственного роста, увеличивая уверенность в своих силах. Соревнования — это не
только показы физического совершенства, но и средство для выработки навыков
преодоления трудностей, а также формирования высокой самооценки и
соответствующей «ростовой» ментальности. Неудача не разваливает, а дает
возможность расти [Baumeister, R. F., Scherner, L.].
Выводы по первой
главе
В рамках данного исследования нами был
подробно рассмотрен ряд актуальных вопросов в области физического воспитания,
таких как физическое развитие, здоровье и общая физическая подготовленность
детей, влияние физических нагрузок на организм, а также основные причины и
профилактика заболеваний. Мы старались показать, как занятия физической
культурой способствуют физическому и нравственному воспитанию, укреплению
характера, формированию личных качеств и командных умений. В этой связи особое
внимание обращалось на необходимость проведения командных игр в период детства,
когда характер формируется. Умение справляться с неудачами и сохранять
уверенность в себе вносят немалую лепту в эти процессы.
Физическое развитие
детей дошкольного возраста — это не только укрепление здоровья, это основа
формирования всесторонне развитой, активной, здоровой и гармоничной личности
ребенка. В этом возрасте проявляется влияние физического развития на другие его
стороны: эмоциональную, интеллектуальную, социальную и т. д. Эти годы — время,
когда ребенка учат осваивать окружающий его мир, находя для этого средства и
возможности в двигательной деятельности, в игровой деятельности. Это время
подготовки основ здоровья, которое будет служить человеку всю жизнь. Участие в
спортивных мероприятиях, командных, небольших играх и соревнованиях
способствует формированию личностных качеств, таких как коммуникация, работа в
команде, лидерство и уверенность в себе. Спорт для старшеклассников — это
возможность самовыражения и социальная интеграция. Это то место, где подростки
научатся уважать окружающих, принимать решения и осознавать ответственность за
них. Это скорее потому, что регулярные занятия спортом помогают поддерживать
хорошее здоровье, развивать гибкость, выносливость и служат профилактикой
различных заболеваний. Однако спорт может травмировать. Поэтому важно помнить,
что всестороннее развитие спортсмена важно. Для этого необходимо, чтобы его
интересы были разнообразны, а деятельность — многогранной. Поэтому участие в
разных видах спорта, различных секциях, в других общественных мероприятиях
обогатит жизненный опыт подростков и поможет избежать узкого профиля в
развитии. Спорт — это средство не только достижения физической цели — это еще и
средства формирования таких ценностей, как честность, уважение, взаимопомощь.
Глава 2. Методы и принципы воспитания в
процессе занятий физической культурой и спортом
2.1Методические принципы физического
воспитания
Чтобы достичь целей
физического воспитания, в методике выделяются несколько важных принципов,
осуществляющих формирование и развитие двигательных навыков у учащихся. Они
перекликались по содержанию с общими принципами дидактики, но имели свои
особенности и специфику. Принципы физического воспитания: принцип доступности,
принцип наглядности, принцип активности и сознательности, принцип динамичности
и принцип системности.
Принцип активности и сознательности студентов
означает, что занятия физической культурой должны планироваться, строиться и
направляться на основе учет интересов и потребностей студентов. Данный принцип
предполагает активное формирование и развитие у обучающихся мотивации к
занятиям физической культурой, сознательного понимания целей и задач предстоящих
занятий, осознанного использования изучаемых движений.
Принцип наглядности. Он предполагает
использование всех имеющихся средств обучения, с помощью которых можно
продемонстрировать изучаемые движения, т. е.: живую демонстрацию двигательных
действий преподавателем или более опытными обучающимися, фильм, слайды,
фотографии, таблицы и т. д. Это принцип усвоения информации, облегчающий
восприимчивость учащимися нового материала. Принцип доступности. Он заключается
в том, что преподаватель на занятиях должен учитывать физическую
подготовленность, возможности, индивидуальные способности и уровень обучаемости
каждого отдельного обучающегося или группы обучающихся. Принцип не только
позволяет формировать двигательную грамотность, двигательные навыки, но и активизирует
обучаемость каждого отдельного обучающегося или группы обучающихся.
Сегодня
образовательный процесс становится все более и более групповым. В рамках
группового метода работы с учащимися изначально составляются небольшие группы
(группы, состоящие из учащихся, имеющих одинаковую степень подготовки). Каждой
группе даются специальные задания, развивающие тот или иной объект,
сформировавшийся в процессе индивидуальной работы. Это позволяет
индивидуализировать образование, так как учащиеся работают над разными
заданиями. Группы миниатюризируются (чем меньше группа, тем более отзывчива она
к изменениям в обучении, следовательно, тем быстрее и легче учитель может
предложить в группе «задание, соответствующее состоянию группы»), таким
образом, в каждой группе учителю известен «состояние» каждого учащегося.
Не менее явным
данный принцип можно проследить и в спортивном тренинге, где каждый тренер, в
отличие от преподавателя, ориентирован на эмоциональный и личный контакт со
своим подопечным. В этой связи он может индивидуально подбирать пороги
сложности, сувениры, разнообразные объемы и уровни развития, от одного до
восьми учащихся, тренируя их по определенной методу, ориентированному прежде
всего на индивидуальные потребности и специфичные скрытые возможности, качества,
склонности и способности своих подопечных. Каждый ученик эксклюзивно
тренируется в том или ином случае по той или иной методике, заранее
определенной и адаптированной к его индивидуальным условиям, прогрессивным и
собственным возможностям. Каждый прослушал урок-собеседование, причём не
сначала, а во время урока.
Непременным условием удовлетворительной
спортивной подготовки является систематичность занятий. Это предполагает
правильную дозировку нагрузки, что обеспечивается чередованием нагрузок с отдыхом,
учитывающим физиологические особенности человека. Избыток или недостаток
нагрузок нарушает физиологические функции жизнедеятельности, часто приводит к
хроническим перенапряжениям, снижению иммунитета, срыву запоминания учебного
задания и его выполнения. Поэтому необходимо строго регламентировать режим
двигательной деятельности на каждой тренировке, организовывать такие перерывы,
которые обеспечивали бы восстановление, предотвращали бы нарушение процесса
обучения, отвыкания от выполнения движений. Идеальный спортивный режим строго
определяет систему занятий, время, отводимое на каждое занятие. Обычаи детской
тренировки часто сочетают в себе положительные и отрицательные начала, а
использование строгого режима поддерживает оптимальность нагрузки. Систематизация
– это сознательное обучение, когда научитесь выполнить одно действие, перейдете
ко второму, и так далее, пока не станете работать, как ваш учитель.
Основное содержание динамичности – это
содержание постоянного увеличения сложности выполнения как двигательных
заданий, так и объемов, а также интенсивности нагрузки, но с учетом принципа
доступности. Важнейшее здесь содержание – это увеличение нагрузки – ее
увеличение в процессе обучения и тренировок всегда должно быть динамическим, т.
е. постоянным. Без этого не удастся овладеть достаточным уровнем специальной
подготовки для выполнения задач возрастающей сложности.
Организм, выполняя
однообразные физические нагрузки, перестает на них реагировать, т.е. перестает
реагировать на однообразные физические нагрузки. В результате этого
физиологические реакции, связанные с такими привычными возрастаниями нагрузок,
становятся менее выраженными, т.е. функция организма за счет своей экономии
выполняет привычные нагрузки менее энергичными затратами.
Существуют разнообразные
формы динамики нагрузки. К примеру, в условиях минимальной нагрузки действуют
линейные наращивания, а при скачкообразной смене нагрузок целесообразно
активизировать результаты предыдущих усилий. Колебательная нагрузка меняется в
разных циклах. Важным является понимание того, что все принципы взаимосвязаны и
являются разными сторонами процесса физического воспитания в его едином
процессе. По этой причине невозможно выделить в этом едином процессе какой-либо
один принцип и рассматривать его вне связки с другими [12].
2.2
Реализация принципов физического воспитания на уроках физической культуры
Физическая культура
– важный элемент образовательного процесса. Она формирует физические качества:
выносливость, силу, гибкость и т.п., а также прививает опыт физической
активности, делая учеников более физически развитыми и здоровыми. Физическая
активность может быть разнообразной: спортивные игры, прогулки, туристические
походы, занятия спортом и утренняя гимнастика и т.п. Несмотря на многообразие
видов деятельности в физической культуре, их педагогическая основа общая и
учитель может успешно сочетать воспитательные, образовательные и
оздоровительные задачи.
Совершенно
очевидно, что содержание и форма организации учебного процесса – важнейшая
составная часть педагогической деятельности. Содержательная сторона процесса
обучения включает практическую подготовку учащихся в необходимых физическим
упражнениям. Структура урока – это связующее звено между содержанием и формой.
Другими словами, содержание должно определять, а форма обеспечивать. Немало
условий и факторов, о которых необходимо помнить, разрабатывая урок: возраст
учащихся, пол, уровень физического развития и подготовки.
Безусловно,
практическая сторона неразрывно связана с теоретической (педагогической
теорией, методикой физического воспитания) и выражается в построении и
проведении индивидуально-целевого урока. Каждый урок физической культуры — это
сложная педагогическая система, состоящая из трех ступеней-требований (задач
комплекса): образовательной, воспитательной и оздоровительной. Обучение и
воспитание участников урока пронизывают весь его организм — сверху донизу. Не
следует механически переносить методические схемы в данную ситуацию, поскольку
она сама по себе динамична и меняется. Необходимо вносить те или иные
коррективы в содержание и методы проведения занятия в зависимости от обстановки
и особенностей работающих со всех сторон. В этом-то и заключается искусство
педагога. Объединить в одном процессе всех занимающихся и создавать атмосферу
гармонии и взаимопонимания, исключая «отстающих». Поэтому каждая подводка урока
должна решать свои четко определенные педагогические задачи, которые
осуществляются в данном конкретном уроке. Частные задачи, решая, приводят к
общим целям. Чем последовательнее идут к общей цели, тем успешнее будет
проводимое занятие.
Физкультурные
занятия, в отличие от обычных тренировок, направлены на достижение
образовательных целей. Обычно нижестоящие специализированные тренировки
рассматриваются как мероприятия, целью которых является развитие отдельных
качеств или оздоровление. Образовательные же цели урока связаны с познанием
разных физических упражнений, формированием у школьников навыков ведения
активного и здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что помимо образовательной
задачи у урока имеется также задача сохранения здоровья и других, не менее
важных задач. Но следует отметить, что задача по укреплению здоровья может быть
выполнена лишь при условии правильно подобранной физической нагрузки, т. е.
разнообразной и должной дозированной. Если в этом плане урок будет провален,
значит, он не достигнет своей конечной цели.
Разработка
образовательного процесса немыслима без четкого определения целей и задач.
Некоторые из задач требуют достаточно большого времени для достижения конечного
результата. Так, формирование у учащихся определенных навыков невозможно
осуществить за один урок. Общее количество задач, решаемых в одном занятии,
зависит от общей цели спортивной программы, возможностей учащихся и от времени,
отведенного на реализацию программы.
Регулирование
нагрузки – одна из главных задач занятий физической культурой. Оптимальное
соотношение объема и интенсивности физических упражнений зависит от многих
факторов, в том числе от методики изложения и объяснения нового материала. Так,
учитель должен стремиться к правильной организации урока, той, которая
обеспечивает высокую плотность урока, то есть оптимальное соотношение общего
времени урока с активным временем работы ученика.
С точки зрения
педагогической деятельности, к педагогическим затратам времени на уроке
относятся потери, связанные с условиями, когда ученики осуществляют рефлексию,
например по поводу своего поведения или поведения одноклассников, а также с
объяснениями, инструктажами и показами учителя; с потерями, связанными с
техобслуживанием, медицинским контролем, переходами к месту выполнения задания
(в такой ситуации речь не идет о целесообразности потерь времени), с
выполнением восстановительных процедур и физических упражнений.
Так называемые
потери времени нецелевого характера связаны с нарушением взаимодействия.
Ликвидировать эти потери можно путем понимания самими учащимися и педагогом
назначения той или иной деятельности и организации работы каждого как
целенаправленной деятельности. Плохо организованное действие, в котором,
казалось бы, делается все необходимое для выполнения задачи, превращает
действия в «бестолковые траты времени», так как все участники действуют не
целенаправленно. По этой причине цель должна быть и у всех, кто участвует в
учебном процессе. Следует помнить, что все виды деятельности не равносильны по
их целевому назначению, а следовательно, не могут равнозначно оцениваться в
учебной нагрузке. Учебный процесс должен включать выполнение разного количества
действий, во много раз превышающих то количество действий, которое необходимо
для достижения целей, учитывая, что в нем не будет сделано много действий,
необходимых для выработки полезных действий. Нельзя минимально сокращать время
выполнения недостаточно длительных заданий, а их выполнение заменять
выполнением «долгих» передвижений. Учебный процесс необходимо систематически
готовить с учетом необходимого количества времени для выполнения различных
видов деятельности, соотношения количества времени, необходимого для исполнения
всех видов деятельности.
Каждое занятие
имеет свои предельные нагрузки, которые зависят от возраста, пола, уровня
физической подготовки, целей урока и т. д. Прежде всего, нужно учитывать
возрастные и половые особенности. При подготовке своего занятия (в том числе
для повышения и оптимизации нагрузки на уроках физической культуры) нужно
изучить и применять методы организации различных видов работы (с применением
определенных средств). На уроке необходима постоянная целевая направленность и высокая
интенсивность работы. Интенсивность работы на уроке физической культуры
регулируется методическим путем «прямыми и косвенными показателями педагога». К
прямым методическим показателям относятся: «количество повторений», «скорость
выполнения», «весовые нагрузки», «размер нагрузок», «количество повторений» и
т. д.; к косвенным методическим показателям – «изменения внешних условий»,
«изменения в способе выполнения упражнений» и т. д.
Внеурочный
физкультурный досуг. Он не менее важен, чем уроки физической культуры. Это не
просто досуг, а задание, продуманное, научно обоснованное, основанное на
конкретной жизненной ситуации, когда учитель организует с помощью данного
задания качественное распределение между физической, учебной и досуговой
деятельностью школьника. Проводятся они так же, как уроки, но с гораздо большей
долей самоорганизации учащихся.
По данным
исследовательских данных, 9% младших школьников (2-4 классы) имеют высокий
уровень физической подготовки, 57% средний и 34% низкий уровень. Кроме того,
21% учащихся имеют первую группу здоровья, 57% -вторую, 23% - третью. По
результатам исследования, только 11% учеников освоили навыки физической
культуры. Соперничают среди ребят на уроках 19%, активные и стремящиеся к
личному лидерству 22%, желающие активно двигаться 17%. Интерес к физкультуре и
общение на уроках занимают последнее место. Все это говорит о том, что интерес
детей к занятиям физической культурой в процессе обучения недостаточен. [12].
Мы излагаем результаты исследования, которые открывают нам три рекомендации.
Первая - активно вовлекать детей в физические игры и спорт, тем самым создать
основополагающий и развивающий спорт. Вторая задача заключалась в создании
условий, способствующих формированию положительной мотивации к занятиям физической
культурой. Для этого целесообразно: - активно вовлекать детей в физические игры
и в спорт. Предложить детям такие игры, как футбол, волейбол, баскетбол, легкая
атлетика, а также в занятия физической культурой в школе; - организовать разные
турниры и соревнования и проводить их с различной периодичностью, чтобы
вдохновить детей заниматься физической культурой и улучшать свои качества,
навыки; - информировать и пропагандировать здоровье школьников и подростков
посредством мероприятий, лекций, спортивных семинаров.
2.3 Современные подходы к воспитательной
работе в школе через физкультуру
Современное
образование немыслимо без физической культуры, которая является неотъемлемой
частью целенаправленного формирования и воспитания личности. Важнейшую роль по указанным
направлениям играют актуальные и современные по своим принципам методы,
направленные на воспитание и развитие всех участников образовательного
процесса.
Важным
нововведением стало внедрение в образовательный процесс физической культуры
межпредметных связей, обеспечивающих интеграцию содержания и методического
процесса урока физической культуры за счет других предметов обучения (биологии,
истории, математики и др.). Обучение физической культуре с межпредметными
связями способствует осмысленной разработке общепредметной физической
активности учащихся, умении оценивать свои возможности, программировать свои
действия. Проектная деятельность школьников: изучение проблемы здорового образа
жизни, исследовательская работа по отдельным вопросам физической активности,
проектирование и защита собственного проекта способствует формированию группы
школьников, повышает интерес к занятиям предметом, развивает чувство
ответственности, критического мышления и принятия решений. Безусловно, многие
дети демонстрируют свою способность быть спортивными в и вне школы, активно
занимаясь с другими командой или школьной командой, тем более, если эти
отношения начинаются с детства. Через командные игры, такие как волейбол,
футбол, баскетбол, они учат детей уважать личные качества друг друга и
соперников. Опыт в командной игре формирует необходимость проявления лидерских
качеств, формирует понимание чувства товарищества, необходимого для достижения
общей цели. Совершенно естественно, что игра - один из важнейших способов социализации
детей, освоения социальной роли человека. Дети выступают здесь как субъекты
деятельности, вовлекаются в различные виды активного поведения, осваивают
социальную действительность, опыт других людей. Важным аспектом является то,
что дети в играх действуют осознанно, понимают свои действия, они сами
разрабатывают правила игры, что приводит к формированию их личности. Процесс
игры нередко становится основным средством формирования и развития личности.
Здоровьесберегающие
технологии в образовании направлены на предупреждение заболеваний детей, ведь
главная цель их развития в процессе образования - формирование у детей
устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спорта.
Воспитание у обучающихся осознания важности физического здоровья, отказа от
вредных привычек, активного образа жизни формируется через систему практических
действий и отношений. Формирующая роль здоровьесберегающих технологий как в
образовании, так и в воспитании определяется системой учебной и внеучебной
деятельности школы, обеспечивающей организацию и управление здоровьесберегающей
деятельностью. Безусловно, здоровьесберегающие технологии в процессе
формирования здоровья детей будут эффективны лишь в том случае, если
самопознание человеческого существа осуществляется в процессе общения,
совместной деятельности, где условия, средства, действия и отношение к их
результатам предопределяются перенесли и педагогами, выглядящих в подростках
социально-активную личность, подъявляющую себя в совместной с другими
деятельности. Начиная с ранного возраста, ребенок познает окружающий его
физический мир, осваивает способы воздействия на него. Подчеркну, что в данном
случае важно материализовать призыв Платона: «Не достаточно знать, как это
делается, нужно еще знать, как это делается хорошо». Эффективными и безопасными
средствами оздоровления называются регулярные занятия физическими упражнениями,
трудовой деятельностью. Физическая культура детей формируется в том числе и
благодаря овладению практическими навыками в процессе организуемых занятий, игр
и т. д., которые обеспечивают достаточное развитие всех компонентов и признаков
здоровья. Доказано, что здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе могут гармонично сочетать развивающие игровые элементы, относящиеся
непосредственно к физической культуре, а также проектно-программные и
исследовательские элементы как к физической культуре, так и к предметным циклам
образования. Включение в образовательный процесс детей проектирования,
диагностики и обучения, адресованного непосредственно здоровью детей, позволит
разработать ролевые и программно-целеустановленные системы взаимодействия детей
и педагогов в условиях образования. Удачная реализация здоровьесберегающих
технологий может происходить в процессе социальной активности школьного
коллектива, охватывающего как однократного, так и многократного характера.
Выводы
по второй главе
Теперь перейдем к
характеристике методов проведения урока физической культуры, физического воспитания
и физического развития учащихся. Напоминаю, что эффективность урока физической
культуры во многом зависит от правильного применения принципов преподавания –
массовости, доступности, наглядности, последовательности и систематичности и,
следовательно, в течение учебного года на секции должны записаться все
школьники, что заложено в концепции физического воспитания молодого поколения –
воспитания и социализации. Физическая культура не только способствует
физическому развитию, но и оказывает значительно более активное воздействие на
физическое развитие и формирование личности школьника. Во всем процессе
планирования и применения методов физического воспитания, мозга, внедрения их
признаков в ходе урока физической культуры педагог должен добиваться высоких результатов.
Признаками урока физической культуры могут служить: наличие четкого плана
урока, многообразие форм учебной деятельности учащихся, активность их в
раскрытии темы урока. Преподаватель должен четко учитывать индивидуальные
физические качества школьников, страдающих от недостатков физического развития,
переоценки своих возможностей и, следовательно, нельзя переутомлять их и давать
чрезмерные нагрузки. Для успешного планирования и применения методов
физического воспитания преподавателю следует вести гибкую, творческую работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следовательно,
необходимо учитывать всю многогранность физической культуры, ее значение для
здоровья детей и подростков, укрепления здоровья, профилактики заболеваний,
физического развития и т. д. Особенно это установлено для командных видов
спорта, на чем мы настаиваем, т. к. они менее затратно, большей активизируют
физическую работу организма. Спортивные игры и командные виды соревнований
(футбол, волейбол, баскетбол) развивают у детей уверенность в физических силах,
т. к. в игре детям необходимо действовать в команде, проявление своих
возможностей. Таким образом, дошкольный возраст – это не только возраст роста и
физического развития, но и возраст формирования активного работоспособного
человека, т. е. активного работоспособного субъекта. В этот период времени,
преодолевая препятствия, играя, двигаясь, дети познают окружающий мир,
формируют активно работоспособного человека. Его нельзя недооценивать. В этот
период закладываются все характеристики физического и психического здоровья.
Подростковый возраст укрепляет здоровье, физическую выносливость, обеспечивает
функцию защиты организма от вредных воздействий и т. д.
В
нашем исследовании выделены и методические аспекты физического воспитания.
Методические аспекты мы понимаем, прежде всего, методические принципы
(доступности, наглядности, систематичности, целенаправленности); методы,
методики, т. е. то, что ориентировано на решение обучающей задачи, определяемой
планом. Методические принципы организации формируют доступность,
целенаправленность физического воспитания, побуждают всех обучаемых заниматься
физической культурой. Современные педагогические подходы ориентированы на
социализацию и здоровье детей, помогают воспитать у них осознание фактора
своего здоровья и активного внедрения в социальную деятельность, т. е.
формируют активного, работоспособного человека. Использование физической
культуры в учебном процессе трудно переоценить, она формирует гармонично
развитую личность. Организуя уроки физической культуры, педагог должен
использовать все современные технологии обучения в многообразии их, чтобы
организованность уроков, структурированность, современное устойчивое решение
всех задач, поставленных современными педагогами, были всегда. Каждый урок
должен работать на рациональные и качественные показатели, для этого необходимы
цель и задач урока, научная обоснованность, структура урока, применение
необходимых технологий, методик, максимальная включенность, индивидуализация и
осознанность учащихся, правильное, целенаправленное назначение, и корректировка
физической нагрузки, т. е. исключение пробелов (недостатка).
Сущность
направленности образования в условиях урока определяется искренним, преданным
следованием педагогом этой системе принципов физического воспитания, структуры
и внутренней логики, которой он, безусловно, обязан знать, но при этом
максимальная степень подстройки и адаптации ее, взаимодействия с ней. Учитель,
располагающий своим сердцем к уроку и его задачам, отыскивающий ей и вместе с
ней инновационные формы этого взаимодействия в контексте возрастающей
потребности адаптации ее к ученикам, создает благотворные условия для
качественного формирования у учащихся не только физического, но и физических
жизней, физических качеств: силы, ловкости, быстроты, гибкости движений,
чувства равновесия, устойчивости, умения обойтись без травм и оскорблений
оппонента, без раздражения, без возмущений и недовольства. В условиях урока
удается достигнуть реальной интеграции, согласованности образовательной,
воспитательной и санитарной сфер жизнедеятельности учащихся. Это гарантирует
качественное овладение учащимися содержанием образования по физической
культуре, уверенные победы в процессе решения задач образования, воспитания,
здоровья в каждом контакте с учениками, в каждом качестве урока физической
культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Baumeister, R. F., & Scherner, L. (2005).
Self-esteem and achievement motivation. In A. Elliot & C. Dweck (Eds.),
Handbook of Competence and Motivation.
2. Carron, A. V., &
Hausenblas, H. A. (2006). Group dynamics in sport. Fitness Information
Technology.
3. Dweck, C. S. (2006).
Mindset: The New Psychology of Success. Random House.
4. Gould, D., &
Udry, E. (1994). Psychological skills for enhancing performance: Arousal
regulation and mental preparation. In J. M. Williams (Ed.), Applied sport
psychology: Personal growth to peak performance (2nd ed.).
5. Анализвлиянияспортивныхигрикомандныхвидовспортанаразвитиекоммуникативныхнавыковисоциализацию. - Текст: электронный // Сайт apni.ru- URL: https://apni.ru/article/9213-analiz-vliyaniya-sportivnyh-igr-i-
komandnyh-vidov-sporta-na-razvitie-kommunikativnyh-navykov-i-socializaciyu
6. Борисова Т. В. Физическое воспитание и
здоровье школьников. Москва // Физкультура и спорт.
7. Гладкова Н. М., Шибанова А. С. Влияние
командных видов спорта на развитие личностных качеств детей дошкольного
возраста // Вестник науки. - 2024. - С. 1816-1821.
8. Иванов Д. П. Социокультурные аспекты
физической культуры и спорта. Санкт-Петербург // Наука.
9. Иванова Л. А. Гиподинамия у детей: причины и последствия.
Москва // Просвещение.
10.
Кузнецова Н. И.
Профилактика ожирения и гиподинамии у школьников. Санкт-Петербург //
Издательство СПбГУ.
11.
Махов
С.Ю Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и
спортом // Наука 2020. - 2019. - С. 72-86.
12.
Методические принципы физического воспитания и
их реализации в процессе занятий физическими упражнениями // Спортивный клуб
единоборств Магма URL:
http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/metodicheskie-printsipy-fizicheskogo-vospitaniya-i-ih-realizatsii-v-protsesse-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami
(дата обращения: 03.01.2025).
13.
Роль
спортивных игр в развитии навыков командной работы у молодежи. - Текст:
электронный / URL: https://alley-/domains_data/files/July24/ROL-SPORTIVNIH-IGR-V-RaZVITII-NaVIKOV-KOMaNDNOI-RaBOTI-U-MOLODEZHL.pdf;