Философские взгляды М. Монтеня

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2025-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философские взгляды М. Монтеня

Департамент образования и науки города Москвы

Государственного автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского

учебный корпус «Колледж Медведково»

 

 

РЕФЕРАТ

По предмету «Основы философии»

Тема: «Философские взгляды М.Монтеня»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 14КПш-232

Ивакина Полина Евгеньевна

Преподаватель:

Буркова Лариса Фёдоровна

 

 

 

Москва, 2024

Содержание

Введение……………………………………………..……………………...3

1.1. Биографические сведения о жизни М.Монтеня…………………..5

1.2. Особенности философского учения М.Монтеня…………………7

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………..15

 

 

Введение

Мишель де Монтень – французский философ эпохи Возрождения. Его жизнь пришлась на период позднего Ренессанса и на многочисленные Религиозные войны во Франции. Этот период не был мирным и стабильным, напротив, он был отмечен глубоким социальным и религиозным кризисом. Возрождение(ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры, которая пришла на смену Средним векам и предшествовала Новому времени. Она пришлась на начало XIV века в Италии (с XV века повсеместно в Европе) - последнюю четверть XVI века и начало XVII века. Отличительные черта культуры Возрождения – светский характер, антропоцентризм, гуманизм.

В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

В самом названии эпохи Возрождения заложена ее сущность — это возвращение к Античности, возрождение идей и теорий того времени, в противовес уходящей философии Средних веков. Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, и магико-мистические мотивы позднеантичных подделок под откровения. В Средние века главным объектом изучения всех философских направлений был Бог, теперь же его место занял человек, которого начали считать венцом творения. Философов и других представителей науки и искусства, которые ставили человека в центре мироздания, стали называть гуманистами. Именно они придумали исторический термин «Новое время». Всю историю человечества они поделили на три периода: Древняя история, Средние века и Новое время. Античность, или Древний период, гуманисты считали утраченным золотым веком, Средние века — периодом застоя, а Новое время было названо так из-за того, что с этого момента начиналась новая эпоха в жизни человечества, когда были возрождены идеалы Древней Греции и Рима.

Философов эпохи Возрождения все больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Все эстетическое (связанное с чувством) доминирует в философских учениях этой эпохи.Возрождения сосредоточена на проблеме человека в его индивидуальности и свободе. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен.

В эпоху позднего Возрождения сформировалисьфилософские взгляды М. Монтеня благодаря ренессансному гуманизму.Гуманизм (от лат. humanus – человечный) Мировоззрение, основу которого составляет защита достоинства и самостоятельной ценности личности, ее свободы и права на счастье. Возрождение не было широким народным движением. Гуманистаминазывали немногочисленную группу ученых и художников, которым покровительствовали щедрые меценаты.

Мишель Монтень вошел в историю европейской мысли как один из самых глубоких философов рубежа позднего Возрождения и Нового времени, чьи труды оказали глубокое воздействие на критически мыслящие умыпоследующих столетий.

 

Мишель де Монтень – французский мыслитель, психолог, автор знаменитых «Опытов». Монтень появился на свет 28 февраля 1533 года в городе Сен-Мишель-де-Монтень, расположенном вблизи известной французской провинции Бордо. Будучи представителем состоятельной семьи, отец которого недавно получил дворянский титул, он воспитывался в соответствии с либерально-гуманистическими взглядами отца, поэтому поучил качественное домашнее образование.

С двух лет началось обучение маленького Мишеля — ребенка обучал надому наставник, взаимодействие с которым происходило исключительно на латыни. Латынь была выбрана потому, что его наставник, будучи немцем, совсем не знал французского языка. Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в престижную школу города Бордо.

Отец хорошо продумал будущую биографию ребенка. В двадцать один год отец приобрел для своего наследника должность судьи. После окончания университета в Тулузе, где Мишель де Монтень прослушал курс по философии и праву, он открыл собственную практику.

Молодого человека всерьез заинтересовала политическая деятельность, и он питал надежды связать с этой сферой будущее. В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо и оказался придворным Карла XI, был причастен к осаде Руана и даже получил в награду орден Святого Михаила.

На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. Среди многих государственных деятелей мнение Мишеля по тем или иным вопросам было авторитетным. Он всегда находил общий язык с другими мыслителями, политиками и конечно же писателями. Хорошее воспитание и квалифицированное образование на протяжении многих лет помогали поддерживать порядочность репутации. Любовь к литературе и начитанность со временем позволили начать собственную писательскую карьеру. Погрузившись в актуальные тенденции и собственные размышления.

Работа над знаменитой книгой «Опыты» началась в 1572 году. На тот момент официальным названием труда было «Эссе» (это слово в переводе также означало «эксперимент», «опыт» и «набросок»). Спустя восемь долгих лет в период с 1580 по 1581 была издана первая часть трудов. Даже для посвященной публики работа стала настоящим открытием. Буквально каждое предложение превратилось в цитату или афоризм.

Однако, желаниям Монтеня до конца дней своих провестижизнь в уединении не суждено было сбыться. После выхода сочинениямужчина отправился в путешествие по Европе. Спустя время он заочно узнал,что был избран мэром Бордо. Вернувшись на родину, писательпонял, что отказаться от поста невозможно. В этом философа убеждал дажекороль Генрих III.

Занимая административную позицию во время гражданской войны,Монтень всячески пытался примирить гугенотов и католиков. Егопроизведение пришлось по духу обеим сторонам, поэтому те и другиепытались трактовать его в свою пользу. В своей политической деятельностиМонтень старался большинство проблем решать мирным путем.

Мишель женился в 1565 году. Его избранница была достаточно богата, что значительно упростило личную жизнь молодых. Спустя три года после торжества отец жениха умер, оставив сыну в наследство процветающее имение, где молодая семья с радостью поселилась. Спустя еще три года, в 1571 году в биографии Мишеля вновь произошли изменения. Он продает подаренную отцом должность судьи. Получая вместе с этим свободу и возможность заниматься всем, чем только заблагорассудиться. При этом приданное жены и богатое наследство позволяли совершенно не задумываться о финансовой стороне жизни.

 

Во время религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон. В начале июля 1588 года сторонники католической Лиги арестовали философа, и де Монтеню пришлось сутки провести в Бастилии. Затем, благодаря вмешательству Екатерины Медичи, де Монтеня отпустили. В 1590 году Генрих IV предложил Мишелю де Монтеню стать своим советником, однако философ это предложение отклонил.

У Мишеля де Монтень было много детей. Однако мало кто из них дожил до зрелого возраста. Они все умирали еще в детском возрасте и только одна из его дочерей смогла прожить полноценную жизнь. О своих взглядах на жизнь и отношении к семье и окружающим Монтень в последствии рассказал в одном из трудов.

Гуманист, философ и писатель умер осенью 1592 года в библиотеке родного замка.1 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университета.На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: «Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона».

 

1.2. Особенности философского учения М. Монтеня

Вклад в науку, который Монтень внес своим произведением, сложно переоценить. В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как продолжатель античного скептицизма Пиррона. Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии души, Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира.Главным принципом его морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить – в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями. Так, из первой книги «Опытов» видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности -- скептицизма.

Несмотря на скептицизм, Монтень верит в возможность совершенствования человеческого мышления на основе познаниязакономерностей природы. Его скептицизм является символом неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокиенравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации.

Главный труд Монтеня «Опыты» – собрание различных эссе, написанных живым французским языком (не латынью), чтобы как можно больше людей познакомились с его произведениями, ибо он считал, что пишет главным образом для них. В этих эссе философ в первую очередь познает самого себя, как он указывает в предисловии к «Эссе», «содержание моей книги – я сам». Книга рассказывает о таких человеческих явлениях как: сомнение, ненависть, радость, осознание с точки зрения скептицизма.В «Опытах» Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха.

Для Монтеня основная проблема – проблема человека, но не того, что занимает центральное место во вселенной, а человека обычного, конкретного.Однако философ разрушает антропоцентризм, желание человека рассматривать себя как центр вселенной. Он создает новую иерархию человека в мире. Несомненно, наличие у Монтеня его стихийно-материалистического убеждения в объективности независимо от всякого сознания существующих предметов и объектов. Человек, считает он, не автономная единица в природе, живущая по сверхъестественным законам, которые полагаются неким верховным существом. Он часть природы и подчиняется естественным законам. Поэтому человек должен признать тот неумолимый факт, что он живет по законам природы и, действуя согласно этим законам, может обрести свободу. Здесь явно повторяется стоический тезис, что свобода есть действие в согласии с необходимым, неумолимым законом природы.

Интересно и отношение мыслителя к несчастьям. Мишель де Монтень считал, что к неизбежным неурядицам и несчастьям разумно будет относиться с покорностью. Надо стараться как можно скорее свыкнуться с ними. Монтень говорит о том, что нельзя заменить неисправность какого-либо одного органа усиленным функционированием другого. Особое внимание уделял философ и субъективным несчастьям, подчеркивая, что ослабление остроты этих несчастий и переживаний во многом зависит от самих людей. Для того, чтобы это понять, необходимо посмотреть на богатство, славу и почести с философской точки зрения. Философ подчеркивает, что главной обязанностью человека является в первую очередь отношение к самому себе. И только потом идут обязанности касательно других людей и всего общества в целом. Де Монтень подчеркивает, что если человек будет воспринимать интересы других людей так же близко, как и свои собственные, то он никогда не сможет достичь душевного счастья и спокойствия.  А принципом, по которому должно происходить регулирование этих отношений, является принцип справедливости.

По отношению же к государству первый долг человека – уважение к существующему порядку. Но это не означает необходимость примирения с существующими недостатками. Однако, по мнению философа, существующая власть всегда является предпочтительнее смены власти, так как нет гарантии, что новое правительство даст не окажется гораздо хуже нынешнего.

Философия, по мнению Монтеня, должна вернуться к повседневной жизни. Орудием для этого является самопознание. Монтень призывает отказаться от любых авторитетов и школ, ибо они не могут привести человека к знанию. Поэтому он критикует схоластику, ибо она не истинна, так как основана на традициях, а не на чётком и прочном философском фундаменте, который проверен и доказан.Подлинная философия может быть только свободной, не принимающей на веру никакие доводы и положения. Поэтому она существовала в античном мире, но схоластика ушла от неё, и один из признаков того, что она не является подлинной философией, – то, что схоластика везде одинакова. Подлинная философия всегда свободна.

Главный порок для философии, по мысли Монтеня, это власть авторитета, отсутствие свободы. Поиск истины в такой философии подменяется толкованием, экзегетикой. А подлинная философия говорит о человеке, о его конкретных нуждах, о его радостях и болях, горе и счастье, и поэтому подлинная философия, как и подлинный человек, радостна и счастлива.

Монтень по-своему подходил и к проблеме бессмертия души. Он ее решает в духе материализма, доказывая, что состояние тела непосредственно отзывается на душе: достаточно укуса бешеной собаки, чтобы потрясти душу до основания. Отрицая идеи Платона о воздаянии в будущей жизни, он спорит с этим, так как тот, по его мнению, кто будет испытывать эти наслаждения, уже не будет прежним человеком, это будет что-то совсем иное.

Говоря о педагогической теории Монтеня, следует отметить большое количество новаторских идей. По мнению философа, цель воспитания заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка специалиста, а в том, чтобы воспитать в нем личность с твердой волей, развитым умом и благородным характером; человека, умеющего наслаждаться жизнью и переносить выпадающего на его долю несчастья. Эти взгляды Монтеня оказали значительное влияние на развитие педагогики. Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами XVII—XVIII веков. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения.

Во взаимоотношениях с близкими философ придерживался взглядов, которые впоследствии описал в трудах. Он размышлял о том, что отношения с супругой должны быть дружными, даже если не испытываешь любви. Занимаясь воспитанием детей, следует заботиться об их здоровье и стараться дать все необходимое.

В целом, философия Монтеня – это не столько система, сколько образ мышления, основанный на честности, самоанализе, скептицизме, толерантности и стремлении к мудрости в повседневной жизни. Его “Опыты” – это не просто размышления о жизни, а скорее приглашение к диалогу с самим собой, к поиску ответов на вечные вопросы, которые каждый из нас задаёт себе в течение своей жизни.

 

Заключение

Мишель Монтень был крупнейшим мыслителем европейского Ренессанса, оказавшим существенное влияние на процесс развития философской мысли Франции эпохи Генриха IV. Его можно с полным основанием считать последним гуманистом Возрождения и первым моралистом Нового времени.

Монтень поколебал основы антропоцентризма, который доминировал в сознании его предшественников. От него идет линия критики мнимого всемогущества человека, противопоставляющего себя природе и рассматривающего окружающий мир как безграничное поле приложения своих креативных потенций.

Монтень первым из гуманистов начинает говорить о несовершенстве человеческого разума, видя доказательство этого тезиса в несовершенстве того мира, который создан волей и руками людей.

Монтень уже при жизни пользовался известностью и славой, многие стремились подражать ему. Литературная форма его «Опытов» сразу получила признание и уже Ф. Бэкон воспользовался ею при создании своих эссе.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня «Опыты» стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает для себя прелести повседневности.Монтень учит нас принимать противоречивость мира и самих себя, ценить индивидуальность и стремиться к умеренности во всем. Его гуманизм, скептицизм и искренность продолжают вдохновлять и сегодня, делая его размышления актуальными и значимыми для понимания человеческой природы и места человека в мире.В «Опытах», наверняка, нет ни одной темы из жизни тогдашнего общества, которую бы не затронул Мишель Монтень. Труду этого философа свойственны попытка все охватить, ничего не упустить из виду, а также сомнение, которое он распространяет на всю культуру человека. Три книги «Опытов» воссоздают картину многолетнего, непрестанного самоанализа, пристального внимания к са­мому себе, ко всей многогранной жизни человеческой личности во всех ее проявлениях.«Опыты» оказали огромное влияние на европейскую культуру. По словам одного из исследователей, «Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нём писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой».

Наследником и другом Мишеля де Монтеня был Пьер Шаррон. В работе «Де ла Сажессе» (1601 и 1604) он реорганизовал многие идеи своего учителя, отложив в сторону наиболее тревожные.

Также Монтень оказал влияние на творчество многих западных писателей и учёных, в числе которых Фрэнсис Бэкон, Блез Паскаль, Жан-Жак Руссо, Ральф Уолдо Эмерсон, Штефан Цвейг, Айзек Азимов. Отголоски его идей также прослеживаются в романах Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

Список литературы

1. Дмитриев, В. В.  Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16786-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538005 (дата обращения: 20.11.2024).

3. Иоселиани, А. Д.  Основы философии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Д. Иоселиани. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18997-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555652 (дата обращения: 10.12.2024)

4. Кочеров, С. Н.  Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09669-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491445 (дата обращения: 10.12.2024).

5. Краткий философский словарь. — 2-е изд. - Москва: Проспект, 2010.

6. Светлов, В. А.  Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16867-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540966 (дата обращения: 11.12.2024).

7. Спиркин, А. Г.  Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 (дата обращения: 19.11.2024).

8. https://4brain.ru/blog/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8F/ – Философские размышления Мишеля Монтеня

9. https://bigenc.ru/c/monten-mishel-e342e0 – Большая Российская Энциклопедия – Мишель Монтень

 

Похожие работы на - Философские взгляды М. Монтеня

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!