Возникновение и развитие педагогической профессии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е.
ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет
среднего профессионального образования
Специальность
44.02.02Преподавание в начальных классах
РЕФЕРАТ:
«Возникновение
и развитие педагогической профессии»
Выполнила: студентка группы СДН- 323
Богословская Екатерина
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Проверила: ЛаскуткинаО.А ,
преподаватель предметно-цикловой комиссии
профессионального цикла по специальности Преподавание в начальных классах
Саранск 2024
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Зарождение
педагогической деятельности в архаических обществах………………………………………………………………………5
3. Глава 2. Развитие
педагогики в античном мире……………………………..6
4. Глава 3. Педагогическая мысль в Средние века ………………………….....6
5. Глава 4. Формирование педагогической профессии в Новое
время……….7
6.
Глава 5. Развитие педагогической профессии в XIX-XX веках…….............7
7.
Глава 6.
Современные тенденции развития педагогической профессии…..8
8.
Заключение……………………………………………………………………..8
9.
Список
литературы…………………………………………………………….9
Введение
Педагогическая
профессия, одна из древнейших и наиболее значимых в истории человечества,
прошла долгий и сложный путь развития, отражая эволюцию общества, культуры и
понимания процесса обучения. От передачи
знаний и навыков в рамках семьи и общины к сложной системе профессиональной
подготовки и специализации – путь педагогики насыщен преобразованиями,
обусловленными социальными, экономическими и философскими изменениями. Данный
реферат рассматривает ключевые этапы формирования и развития педагогической
профессии, анализируя ее эволюцию от архаических форм воспитания до современных
педагогических парадигм.
Актуальность
реферата определяется несколькими факторами:
Постоянная
эволюция образования: Образовательные системы постоянно меняются, адаптируясь к
новым технологиям, социальным реалиям и потребностям общества. Понимание исторического пути развития
педагогической профессии помогает анализировать современные вызовы и находить
эффективные решения.
Роль
учителя в обществе: Учитель играет ключевую роль в формировании личности,
передаче знаний и ценностей будущим поколениям.
Изучение истории профессии позволяет оценить ее значимость и влияние на
социальный прогресс.
Профессиональное
самоопределение:Для будущих педагогов изучение истории профессии является
важным этапом профессионального самоопределения, позволяющим понять ее
особенности, сложности и перспективы.
Развитие педагогической науки: Анализ
исторического опыта способствует развитию педагогической науки, обогащая ее
новыми знаниями и методами.
Влияние социальных изменений:Социальные и
политические изменения всегда отражались на педагогической практике. Изучение истории позволяет понять взаимосвязь
между общественными процессами и развитием образования.
В
целом, реферат остается актуальным, поскольку он помогает лучше понять современное
состояние образования и наметить пути его дальнейшего развития. Он полезен не только для студентов-педагогов,
но и для всех, кто интересуется историей образования и его влиянием на
общество.
Объект исследования: педагогическая
профессия во всей её исторической динамике.
Предмет
исследования:этапы становления педагогической
профессии
Цель
исследования: проследить эволюцию педагогической
профессии от древности до современности, выявив ключевые этапы её развития и
трансформации
Глава
1. Зарождение
педагогической деятельности в архаических обществах
В первобытном обществе передача опыта и знаний
осуществлялась стихийно, в процессе повседневной жизни. Дети усваивали навыки
охоты, земледелия, ремесел путем подражания старшим, участия в коллективной
деятельности. Воспитание носило
преимущественно практический характер, направленный на адаптацию к условиям
существования. Роль «педагога» выполняли
родители, старейшины племени, опытные охотники или ремесленники. В этот период не существовало формализованных
систем обучения или специализированных учебных заведений. Передача знаний была неотделима от быта,
традиций и ритуалов. Элементы
педагогического воздействия проявлялись в процессе обучения табу, обрядов и
мифологических представлений. Этап
характеризуется отсутствием систематического и целенаправленного обучения,
знания передавались спонтанно и преимущественно в рамках семьи и общины.На этом
этапе обучение и воспитание строились за счёт коллективной спонтанной помощи
старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей
среде для выживания.
В
коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство,
охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили
наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек
учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми.
Функции
педагогов выполняли старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение
окружающих благодаря богатому жизненному опыту.
Позднее
каждое племя открывало для себя школу — варе вананга (дом знаний). В этих
учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и
преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и
определению по звёздам благоприятных периодов начала и окончания
земледельческих работ.
Глава
2. Развитие педагогики
в античном мире
Античный
мир ознаменовался появлением первых систематизированных подходов к обучению и
воспитанию. В Древней Греции возникли философские школы, которые внесли
значительный вклад в развитие педагогической мысли. Сократ, Платон и Аристотель разработали концепции
воспитания, основанные на развитии разума, нравственности и физических
способностей. Появились первые школы,
ориентированные на подготовку граждан-политиков. Педагогический процесс начал выходить за
рамки семьи, приобретая более организованный и целенаправленный характер. Возникновение риторики как искусства
убеждения способствовало развитию методов обучения и совершенствованию
ораторских навыков. В Древнем Риме
педагогика получила дальнейшее развитие,
в частности, в связи с
формированием системы образования для подготовки государственных служащих. Педагогический процесс приобрел более формализованный характер, появились
первые учебные программы и методы преподавания.
Глава
3. Педагогическая
мысль в Средние века
Средневековье
характеризуется доминированием религиозной идеологии, которая существенно
повлияла на систему образования.
Монастырские школы и соборные училища играли важную роль в передаче
знаний, преимущественно религиозного характера.
Значительное внимание уделялось изучению латыни, богословия и
схоластики. В эпоху Возрождения интерес
к античной культуре и гуманизму привел к переосмыслению целей и задач
образования. Возникло новое понимание
человека, его возможностей и места в мире.
Педагогика начала ориентироваться на развитие индивидуальности,
творческих способностей и всестороннего развития личности. Яркими представителями этого периода являются
Эразм Роттердамский, Томас Мор и Мишель де Монтень, чьи труды оказали
значительное влияние на развитие педагогической теории и практики.
Глава
4. Формирование педагогической профессии в Новое
время
Новое
время характеризуется быстрым развитием науки, техники и общественных
отношений, что потребовало изменения системы образования. Появились новые типы учебных заведений:
гимназии, университеты, профессиональные школы.
Развитие педагогической мысли связано с именами таких выдающихся
деятелей, как Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Коменский разработал дидактические принципы,
ориентированные напостепенность и наглядность обучения. Локк подчеркивалважность практического опыта в воспитании, а
Руссо отстаивал идеи естественного
образования, в соответствии
с естественными склонностями
ребенка. Профессия педагога
начинает формироваться как специальность, требующая определенной подготовки и
профессиональных навыков.
Глава
5. Развитие педагогической профессии в XIX-XX веках
XIX
век ознаменовался появлением новых педагогических систем и методов, связанных с именами Песталоцци,
Фребеля, Гербарта. Песталоцци
акцентировал внимание на развитии
сенсорных способностей ребенка,
Фребель разработал систему
дошкольного воспитания, а
Гербарт сформировал формальную
педагогику. В XX
веке педагогика развивалась
под влиянием психологии,
социологии и антропологии.
Возникли новые педагогические направления:
вальдорфская педагогика, педагогика
С. Френе, гуманистическая педагогика
и др. Профессия
педагога претерпевает значительные
изменения: повышаются требования
к профессиональной подготовке,
развивается система повышения
квалификации, появляются новые
специальности в педагогике.
Глава
6. Современные
тенденции развития педагогической профессии
Современная
педагогическая профессия характеризуется высокой динамикой и постоянным
изменением. Развитие информационных
технологий, глобализация и инновационные
подходы к обучению
требуют от педагогов
новых знаний и
навыков. В фокусе
современной педагогики находятся
проблемы личностно-ориентированного обучения,
инклюзивного образования, развития
критического мышления и
креативности. Профессия
педагога становится все
более сложной и
многогранной, требуя высокого
уровня профессионализма и
постоянного самосовершенствования. Значительное внимание уделяется развитию
компетентностного подхода в
образовании, использование инновационных
технологий в процессе
обучения, а также активное включение
педагогов в исследовательскую деятельность.Эти тенденции взаимосвязаны
и влияют друг
на друга. Они
требуют от педагогов
постоянного
профессионального роста и
готовности к адаптации
к динамично меняющимся
условиям.
Заключение
Развитие
педагогической профессии – это непрерывный процесс, отражающий
эволюцию общества и
понимания человека. От
стихийной передачи знаний
в архаических обществах
до сложной системы
профессиональной подготовки и
инновационных методов обучения
– путь педагогики
насыщен переменами. Современная
педагогическая профессия требует
от специалистов высокой
квалификации, постоянного самосовершенствования и
способности адаптироваться к
изменениям в обществе
и образовании. Дальнейшее
развитие педагогики будет
определяться постоянным поиском
эффективных методов обучения,
учета индивидуальных особенностей
учащихся и использования
инновационных технологий. Педагогическая профессия остается одной из
самых важных и востребованных,
способствуя развитию личности
и общественного прогресса.
Список
литературы
1. Гуманистическая
мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени
(Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г.
Безрогова. М., 1990. Источники по истории Реформации. Вып. I. Т. 2 / Пер. Н.А.
Куна; Под ред. М. Егорова. М., 1907.
2. Джуринский А. Н.
История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 408.
3. История образования
и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. пед.
учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; Под
ред. З. И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.
4. История педагогики в
России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост.
С. Ф. Егоров. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- 400 с.
5. История педагогики:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология
(дошкольная)» / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.
6. История педагогики:
Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.:
Учеб. пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А. И.
Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 192 с.