Возникновение и развитие педагогической профессии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2024-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возникновение и развитие педагогической профессии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет среднего профессионального образования

Специальность 44.02.02Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

«Возникновение и развитие педагогической профессии»

 

 

Выполнила: студентка группы СДН- 323

Богословская Екатерина

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

 

Проверила: ЛаскуткинаО.А ,

преподаватель предметно-цикловой комиссии профессионального цикла по специальности Преподавание в начальных классах

 

 

 

Саранск 2024

Содержание

 

 

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Зарождение педагогической деятельности в архаических обществах………………………………………………………………………5

3. Глава 2. Развитие педагогики в античном мире……………………………..6

4. Глава 3. Педагогическая мысль в Средние века ………………………….....6

5. Глава 4.  Формирование педагогической профессии в Новое время……….7

6. Глава 5. Развитие педагогической профессии в XIX-XX веках…….............7

7. Глава 6. Современные тенденции развития педагогической профессии…..8

8. Заключение……………………………………………………………………..8

9. Список литературы…………………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Педагогическая профессия, одна из древнейших и наиболее значимых в истории человечества, прошла долгий и сложный путь развития, отражая эволюцию общества, культуры и понимания процесса обучения.  От передачи знаний и навыков в рамках семьи и общины к сложной системе профессиональной подготовки и специализации – путь педагогики насыщен преобразованиями, обусловленными социальными, экономическими и философскими изменениями. Данный реферат рассматривает ключевые этапы формирования и развития педагогической профессии, анализируя ее эволюцию от архаических форм воспитания до современных педагогических парадигм.

Актуальность реферата определяется несколькими факторами:

Постоянная эволюция образования: Образовательные системы постоянно меняются, адаптируясь к новым технологиям, социальным реалиям и потребностям общества.  Понимание исторического пути развития педагогической профессии помогает анализировать современные вызовы и находить эффективные решения.

Роль учителя в обществе: Учитель играет ключевую роль в формировании личности, передаче знаний и ценностей будущим поколениям.  Изучение истории профессии позволяет оценить ее значимость и влияние на социальный прогресс.

Профессиональное самоопределение:Для будущих педагогов изучение истории профессии является важным этапом профессионального самоопределения, позволяющим понять ее особенности, сложности и перспективы.

 Развитие педагогической науки: Анализ исторического опыта способствует развитию педагогической науки, обогащая ее новыми знаниями и методами.

 Влияние социальных изменений:Социальные и политические изменения всегда отражались на педагогической практике.  Изучение истории позволяет понять взаимосвязь между общественными процессами и развитием образования.

В целом, реферат остается актуальным, поскольку он помогает лучше понять современное состояние образования и наметить пути его дальнейшего развития.  Он полезен не только для студентов-педагогов, но и для всех, кто интересуется историей образования и его влиянием на общество.

 Объект исследования: педагогическая профессия во всей её исторической динамике.

Предмет исследования:этапы становления педагогической профессии

Цель исследования: проследить эволюцию педагогической профессии от древности до современности, выявив ключевые этапы её развития и трансформации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зарождение педагогической деятельности в архаических обществах

 В первобытном обществе передача опыта и знаний осуществлялась стихийно, в процессе повседневной жизни. Дети усваивали навыки охоты, земледелия, ремесел путем подражания старшим, участия в коллективной деятельности.  Воспитание носило преимущественно практический характер, направленный на адаптацию к условиям существования.  Роль «педагога» выполняли родители, старейшины племени, опытные охотники или ремесленники.  В этот период не существовало формализованных систем обучения или специализированных учебных заведений.  Передача знаний была неотделима от быта, традиций и ритуалов.  Элементы педагогического воздействия проявлялись в процессе обучения табу, обрядов и мифологических представлений.  Этап характеризуется отсутствием систематического и целенаправленного обучения, знания передавались спонтанно и преимущественно в рамках семьи и общины.На этом этапе обучение и воспитание строились за счёт коллективной спонтанной помощи старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания.

В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми.

Функции педагогов выполняли старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту.

Позднее каждое племя открывало для себя школу — варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звёздам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

 

Глава 2. Развитие педагогики в античном мире

Античный мир ознаменовался появлением первых систематизированных подходов к обучению и воспитанию. В Древней Греции возникли философские школы, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли.  Сократ, Платон и Аристотель разработали концепции воспитания, основанные на развитии разума, нравственности и физических способностей.  Появились первые школы, ориентированные на подготовку граждан-политиков.  Педагогический процесс начал выходить за рамки семьи, приобретая более организованный и целенаправленный характер.  Возникновение риторики как искусства убеждения способствовало развитию методов обучения и совершенствованию ораторских навыков.  В Древнем Риме педагогика получила дальнейшее развитие,  в частности,  в связи с формированием системы образования для подготовки государственных служащих.  Педагогический процесс приобрел  более формализованный характер, появились первые учебные программы и методы преподавания.

 

Глава 3. Педагогическая мысль в Средние века

Средневековье характеризуется доминированием религиозной идеологии, которая существенно повлияла на систему образования.  Монастырские школы и соборные училища играли важную роль в передаче знаний, преимущественно религиозного характера.  Значительное внимание уделялось изучению латыни, богословия и схоластики.  В эпоху Возрождения интерес к античной культуре и гуманизму привел к переосмыслению целей и задач образования.  Возникло новое понимание человека, его возможностей и места в мире.  Педагогика начала ориентироваться на развитие индивидуальности, творческих способностей и всестороннего развития личности.  Яркими представителями этого периода являются Эразм Роттердамский, Томас Мор и Мишель де Монтень, чьи труды оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и практики.

 

Глава 4.  Формирование педагогической профессии в Новое время

Новое время характеризуется быстрым развитием науки, техники и общественных отношений, что потребовало изменения системы образования.  Появились новые типы учебных заведений: гимназии, университеты, профессиональные школы.  Развитие педагогической мысли связано с именами таких выдающихся деятелей, как Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо.  Коменский разработал дидактические принципы, ориентированные напостепенность и наглядность обучения.  Локк подчеркивалважность  практического опыта в воспитании, а Руссо  отстаивал идеи естественного образования,  в  соответствии  с  естественными  склонностями  ребенка.  Профессия педагога начинает формироваться как специальность, требующая определенной подготовки  и  профессиональных  навыков.

 

Глава 5. Развитие педагогической профессии в XIX-XX веках

XIX век ознаменовался появлением новых педагогических систем и методов,  связанных с именами  Песталоцци,  Фребеля,  Гербарта.  Песталоцци  акцентировал  внимание на  развитии  сенсорных  способностей  ребенка,  Фребель  разработал  систему  дошкольного  воспитания,  а  Гербарт  сформировал  формальную  педагогику.  В  XX  веке  педагогика  развивалась  под  влиянием  психологии,  социологии  и  антропологии.  Возникли  новые  педагогические  направления:  вальдорфская  педагогика,  педагогика  С.  Френе,  гуманистическая  педагогика  и  др.  Профессия  педагога  претерпевает  значительные  изменения:  повышаются  требования  к  профессиональной  подготовке,  развивается  система  повышения  квалификации,  появляются  новые  специальности  в  педагогике.

 

Глава 6. Современные тенденции развития педагогической профессии

Современная педагогическая профессия характеризуется высокой динамикой и постоянным изменением.  Развитие информационных технологий, глобализация  и  инновационные  подходы  к  обучению  требуют  от  педагогов  новых  знаний  и  навыков.  В  фокусе  современной  педагогики  находятся  проблемы  личностно-ориентированного  обучения,  инклюзивного  образования,  развития  критического  мышления  и  креативности.  Профессия педагога  становится  все  более  сложной  и  многогранной,  требуя  высокого  уровня  профессионализма  и  постоянного  самосовершенствования.  Значительное внимание уделяется развитию компетентностного  подхода  в  образовании,  использование  инновационных  технологий  в  процессе  обучения, а также  активное  включение  педагогов  в  исследовательскую  деятельность.Эти тенденции  взаимосвязаны  и  влияют  друг  на  друга.  Они  требуют  от  педагогов  постоянного  профессионального  роста  и  готовности  к  адаптации  к  динамично  меняющимся  условиям.

 

Заключение

Развитие педагогической профессии – это непрерывный процесс,  отражающий  эволюцию  общества  и  понимания  человека.  От  стихийной  передачи  знаний  в  архаических  обществах  до  сложной  системы  профессиональной  подготовки  и  инновационных  методов  обучения    путь  педагогики  насыщен  переменами.  Современная  педагогическая  профессия  требует  от  специалистов  высокой  квалификации,  постоянного  самосовершенствования  и  способности  адаптироваться  к  изменениям  в  обществе  и  образовании.  Дальнейшее  развитие  педагогики  будет  определяться  постоянным  поиском  эффективных  методов  обучения,  учета  индивидуальных  особенностей  учащихся  и  использования  инновационных  технологий.  Педагогическая профессия остается одной из самых важных и востребованных,  способствуя  развитию  личности  и  общественного  прогресса.

 

Список литературы

1. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. М., 1990. Источники по истории Реформации. Вып. I. Т. 2 / Пер. Н.А. Куна; Под ред. М. Егорова. М., 1907.

2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 408.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; Под ред. З. И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С. Ф. Егоров. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.

5. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

6. История педагогики: Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Возникновение и развитие педагогической профессии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!