ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет
среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
предметно-цикловой
комиссии
______________ О. А. Евсеева
«27» мая2024г.
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор
работы ________________________________________ А. А. Малыханова
Специальность44.02.02
Преподавание в начальных классах
Руководитель
работы
канд.
филол. наук, преподаватель _________________________Е. Н. Тутуркина
Нормоконтролер
канд.
филол. наук, преподаватель ___________________________Г. В. Земскова
Рецензент
канд.
филол наук, доцент _______________________________Н. В. Карабанова
Саранск
2024
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет
среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
предметно-цикловой
комиссии
______________ О. А. Евсеева
«10» ноября 2023 г.
ЗАДАНИЕ НА
ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
(ДИПЛОМНУЮ
РАБОТУ)
Студент Малыханова
А. А., группа
СДН-321
1 Тема:
Формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством игровых
технологий на уроках литературного чтения.
Утверждена
приказом ректора МГПУот 25.10.2023 г.№ 1768
2
Срок представления к защите: 03.06.2024 г.
3 Исходные данные для выпускной
квалификационной работы: психолого-педагогическая, методическая, учебная
литература, учебники по курсу «Литературное чтение».
4
Содержание выпускной квалификационной работы (дипломной работы):
4.1
Введение
4.2 Теоретические основы формирования коммуникативных
умений у младших школьников посредством игровых технологий на уроках
литературного чтения
4.2.1 Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
4.2.2
Особенности формирования коммуникативных
умений у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе
4.2.3 Сущность
понятия «игровые технологии» и их роль в образовательном процессе
4.3 Методический аспектформированиякоммуникативных умений у младших
школьников посредством игровых технологий на уроках литературного чтения
4.3.1 Методы
и приемы формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения
4.3.2 Анализ
системы упражнений, представленных в учебниках по литературному чтению
4.3.3 Выявление уровня
сформированностикоммуникативных умений у младших школьников посредством игровых
технологий на уроках литературного чтения
4.3.4 Методические
рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников
посредством игровых технологий на уроках литературного чтения
4.4
Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение А «Игровые технологии,
направленные на формирование коммуникативных умений»
4.7 Приложение Б «Анкета для выявления
уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников»
Руководитель
работы
канд. филол.
наук, преподаватель _________________________Е. Н. Тутуркина
Задание
принял к исполнению __________________________А. А. Малыханова
Аннотация
Выпускная квалификационная работасодержит 47страниц,26
использованных источников, 2 приложения.
Данная
работа посвящена формированию коммуникативных умений у младших школьников
посредством игровых технологийна уроках литературного чтения.
Выпускная
квалификационная работа(дипломная работа) включает теоретическое обоснование
особенностей формирования коммуникативныхумений
у младших школьников посредством игровых технологий на уроках литературного
чтения,
содержательную характеристику понятий «коммуникативные умения», «игровые технологии»;
раскрывает методический аспектформирования
коммуникативныхумений у младших школьников посредством игровых технологийна
уроках литературного; представляет анализ
психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ
учебников и учебных программ по литературному чтению.
В
работе предложены методические рекомендации по формированию коммуникативныхумений у младших
школьников посредством игровых технологий на уроках литературного чтения.
Объектом исследования
является процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников
посредством игровых технологий на уроках литературного чтения.
Цель работы – выявление особенностей
формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством игровых
технологий на уроках литературного чтения.
В
процессе работы использовались методы исследования: изучение и анализ
лингвистической, методической, справочной, психолого-педагогической литературы,
учебных программ, учебников для начальной школы; анализ и обработка результатов
констатирующего эксперимента.
В результате
исследования определены роль и значение коммуникативных уменийу младших школьников в
процессе учебной деятельности.
Степень
внедрения – частичная.
Область
применения – использование в практике начальной школы на уроках литературного
чтения.
Эффективность
– выявление и теоретическое обоснование комплекса эффективных педагогических
условий для успешного формирования коммуникативныхумений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения.
Содержание
|
Введение ……………………………………………………………………….
|
8
|
|
1 Теоретические основы формирования
коммуникативных умений у младших школьников посредством игровых технологий на
уроках литературного чтения ...………………………………………………………
1.1 Понятие
«коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
……………………………………………....................................
1.2 Особенности
формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроках
литературного чтения в начальной школе ………
1.3 Сущность
понятия «игровые технологии» и их роль в образовательном процессе
………………………………………………….
|
11
11
13
19
|
|
2 Методический аспект
формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством игровых
технологий на уроках литературного чтения ……………………………………………………..….
2.1 Методы
и приемы формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного
чтения ………………………………………………………
2.2 Анализ системы упражнений,
представленных в учебниках по литературному чтению……. ………………………………………………..
2.3 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
младших школьников посредством игровых технологий на уроках литературного
чтения ………………..………………………………….......
2.4 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений у младших школьников посредством игровых технологий на уроках
литературного чтения ………………………………………………
|
23
23
29
32
36
|
|
Заключение ……………………………………………………………………
|
42
|
|
Список использованных
источников …………………………………………
Приложение А«Игровые
технологии, направленные на формирование коммуникативных умений»
……………………………………………………
Приложение Б «Анкета для выявления
уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников»…………………...........
|
44
48
50
|
Введение
Одним из главных умений личности, являются
коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно
взаимодействовать с социумом, с различными целями при различных
обстоятельствах.В современном мире невозможно
представить человека без коммуникативных умений. Они необходимы для общения с
другими людьми, решения различных задач и достижения успеха в жизни. Особенно
важно формирование коммуникативных умений у детей, так как они только начинают
осваивать мир и учиться взаимодействовать с окружающими. Одним из эффективных
способов развития коммуникативных умений являются игровые технологии на уроках
литературного чтения.
Одной
из ведущих задач современного педагога при формировании коммуникативныхумений
является создание благоприятной обстановки, в которой возможно эффективное
овладение обучающимися высоким уровнем общения.В настоящее время в начальной
школе как никогда остро стоит проблема формирования коммуникативных умений у
младших школьников. Коммуникативные умения– осознанные коммуникативные действия
субъектов педагогического общения и их способность правильно строить свое
поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Данные действия
формируются, как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный
характер и активно использующийся учениками во всех сферах внешкольной жизни.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что: развитие коммуникативных умений
является важной задачей современного образования;в
последние годы значительно усилился интерес к проблеме формирования
коммуникативных умений; коммуникативная направленность процесса обучения одна
из основных направлений образования. Младшие школьники только начинают
осваивать навыки общения, в связи с этимвозникает необходимость разработки
комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования
коммуникативных умений у младших школьников. Использование игровых технологий
на уроках литературного чтения может стать одним из эффективных средств
развития их коммуникативных способностей.
Объектом исследования
является процесс формирования коммуникативной умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения.
Предмет
исследования: педагогические условия, обеспечивающие
эффективность формирования коммуникативныхумений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения.
Цель
исследования: выявление особенностей формирования коммуникативныхумений
у младших школьников посредством игровых технологий на уроках литературного
чтения.
Для достижения решения
поставленной цели формулируются следующие задачи:
– определить содержательную
характеристику понятия «коммуникативные
умения»
в психолого-педагогической литературе;
– выявить
особенности формированиякоммуникативныхумений у младших школьников на уроках
литературного чтения;
– раскрыть понятие
«игровые технологии» и их роль в образовательном процессе;
– выявить основные
методы и приемы формирования коммуникативныхумений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения;
– проанализировать
систему упражнений, представленных в учебниках по литературному чтению;
– выявить уровень
сформированности коммуникативных умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения;
– разработать методические
рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников
посредством игровых технологий на уроках литературного чтения.
Методологической
основой работы послужили исследования, посвященные
изучению педагогики начального образования, социальной психологии, изучающей
возрастные особенности младших школьников, также научная и научно-методическая
литература в области литературоведения.
Мы опирались на работы исследователей:С.
А. Козловой, З. У. Колокольниковой,С. И. Никитина, А. П. Панфиловой, И.
П. Подласого, Н.
Е.Щурковой и др.
Научная
новизна исследования
заключается в анализе психолого-педагогической и методической литературы по
теме исследования.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что в нем
сформулированы теоретические и методические основы формирования
коммуникативныхумений у младших школьников посредством игровых технологий на
уроках литературного чтения.
Практическая значимость
исследования: наблюдения и выводы предлагаемой
работы могут использоваться в различных аспектах учебной работы:в
научно-исследовательской работе студентов, при прохождении педагогической
практики, на уроках литературного чтения общеобразовательной школы.
Предложенные методики позволят учителю, воспитателю наметить пути и способы
повышения своего педагогического мастерства в данной области.
Структура
настоящей работы соответствует поставленным задачам.
Дипломная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка
использованных источников, приложений.
1 Теоретические
основы формирования коммуникативных умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения
1.1 Понятие
«коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
В
психолого-педагогической литературе часто используются два понятия: общение и
коммуникация. Обозначим разницу между ними. Коммуникация включает в себя
гораздо больше понятий. Сама по себе коммуникация – это путь сообщения, «связь
одного места с другим». Во взаимодействии людей она выступает как его
специфическая форма в процессе человеческой познавательно-трудовой
деятельности, которая осуществляется при помощи языка, а также других знаковых
систем. Коммуникативные взаимосвязи людей и есть ведущая часть межличностного
общения. Общение же предполагает только передачу какой-либо информации. В
общении могут быть переданы навыки и умения [21].
Соотношение
данных понятий достаточно хорошо исследовано в педагогике и психологии. Однако
вопрос о коммуникационных умениях требует дальнейших исследований и разработок.
В
педагогической литературе нередко используется термин «коммуникативные умения».
Коммуникативные
умения – это навыки общения, которые позволяют человеку эффективно
взаимодействовать с другими людьми. Они включают в себя способность ясно
выражать свои мысли, слышать и понимать собеседника, находить компромиссы и
решать конфликты (см. Рисунок 1.1).
Коммуникативные
умения играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают устанавливать
контакты, налаживать отношения, достигать цели и решать проблемы. Без этих
навыков сложно достичь успеха в учебе.
Рисунок
1.1Что включают в себя коммуникативные
умения
Коммуникативные
умения – это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и
практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать
коммуникативные знания.
В
психолого-педагогической литературе существует множество исследований,
посвященных развитию коммуникативных умений. Например, исследования показывают,
что дети, которые имеют хорошие коммуникативные умения, лучше учатся в школе и
легче адаптируются к новым условиям [18]. Также установлено, что люди с
развитыми коммуникативными умениями чаще достигают успехов в учебе и карьере.
В
психолого-педагогической литературе коммуникативные умения рассматриваются как
ключевой аспект развития личности и социальной компетенции [19]. Они включают в
себя умения выражать свои мысли четко и ясно, слушать и понимать собеседника,
умение эмпатии, умение решать конфликты конструктивно, а также умение
налаживать и поддержать отношения с окружающими.
Развитие
коммуникативных умений начинается с самого детства и продолжается на протяжении
всей жизни. Важно помнить, что эти навыки можно развивать и совершенствовать,
обучаясь общению, практикуя активное слушание и участвуя в различных социальных
ситуациях.
Понимание
и развитие коммуникативных умений имеет большое значение не только для
успешного обучения, но и для формирования здоровых отношений с окружающими
людьми, повышения самооценки и самопонимания. В целом, коммуникативные умения
способствуют развитию целостной и гармоничной личности.
Таким
образом, развитие коммуникативных умений является важным аспектом личностного
роста и социальной адаптации. Для этого необходимо учиться слушать других
людей, выражать свои мысли четко и понятно, находить компромиссы и решать
конфликты.
1.2 Особенности
формирования коммуникативных
умений у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе
Современная
организация учебного процесса является чрезвычайно сложным социальным
образованием, в котором протекает большое количество взаимосвязанных процессов
и явлений. Одной из основных задач учителя является повышение эффективности
организации учебных процессов. Одним из факторов достижения высокой
эффективности является грамотно выстроенная коммуникация между школьниками.
В
начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная
мотивация, необходимые ему учебные умения, знания и навыки, самооценивание и
самоконтроль. Развивается теoретическое
мышление, обеспечивающее усвоение научных понятий. Под руководством учителя
школьник овладевает содержанием развитых форм общественного понятия: научными
понятиями, нравственным ценностям, правовыми нормами, художественными образами.
Младший школьник принимает авторитет учителя, овладевает разными формами
учебного сотрудничества [2]. В его учебной деятельности формируются: чтение,
письмо, изобразительная и другая творческая деятельность.
В
самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью
является сознательный процесс управления своим поведением и деятельностью.
Младшие школьники еще не умеют рационально организовывать свой труд. Со
временем появляются и другие трудности. В результате повторяющихся неудач
школьника, у него возникает апатия, раздражительность и безразличие к учебной
деятельности.
Поэтому,
на смену авторитарному субъектно-объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный
подход, где развитие личности ребенка является главной ценностью
образовательного процесса. Этот подход подчеркивает важность уважения, доверия
и понимания в процессе обучения.
Основные
принципы гуманно-личностного подхода:
1.
Вера в потенциал каждого ученика: подход предполагает, что каждый ученик имеет
уникальный набор способностей и талантов, которые могут быть развиты через
образование.
2. Уважение
к личности ученика: вместо того чтобы рассматривать учеников как объекты
манипуляции, этот подход уважает их как независимых личностей, обладающих
правом на собственное мнение.
3.
Создание позитивной и поддерживающей среды: в рамках личностно-ориентированного
подхода учителя стремятся создать теплую и дружественную атмосферу, в которой
школьники могут чувствовать себя свободно, комфортно и безопасно.
4.
Акцент на сотрудничестве и взаимодействии: вместо конкуренции и соперничества,
подход стремится развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи среди
школьников.
5.
Ориентация на самоактуализацию и самореализацию: подход поощряет учеников к
саморазвитию и самореализации, позволяя им следовать за мечтой, идти к своей
цели, исследовать свои интересы, страсти и таланты.
Одна
из особенностей формирования коммуникативных умений на уроках – это применение
игровых технологий. Игры помогают детям раскрепоститься, снять напряжение, научиться
общаться друг с другом в игровой форме, а также работать в команде. В процессе
игры ученики могут обсуждать прочитанные произведения, выражать свое мнение,
слушать друг друга и выступать перед аудиторией. Кроме того, игровые технологии
помогают развивать навыки анализа текста, формулирование вопросов и ответов на
них.
В
первом классе формирование коммуникативных умений начинается с освоения базовых
навыков общения и взаимодействия с другими людьми. Важно, чтобы в этом возрасте
дети учились выражать свои мысли и чувства, слушать других, участвовать в
диалогах и общении с учителями и сверстниками. Вот несколько способов, как
формируются коммуникативные умения в
первом классе:
1.
Развитие умения выражать свои мысли и чувства: учителя могут проводить уроки,
на которых дети высказывают свои мысли по определенной теме, рассказывают о
своих интересах или переживаниях. Это помогает детям осознать важность
выражения своих мыслей и чувств.
2.
Учение активному слушанию: детям объясняют, как важно внимательно слушать
собеседника, задавать вопросы и проявлять интерес к его рассказу. Это
способствует развитию навыков эмпатии и понимания других людей.
3.
Обучение правилам вежливого общения: дети учатся здороваться, прощаться,
благодарить, извиняться и выражать свои мысли таким образом, чтобы не навредить
чувствам другим.
4.
Работа над решением конфликтов: учителя помогают детям разрешать конфликты
мирным путем, обсуждая причины разногласий, находя компромиссы и ища
взаимопонимание.
5.
Совместные проекты и игры: коллективные задания, игры и проекты способствуют
развитию командного духа, сотрудничества и умения работать в группе.
Важно
помнить, что формирование коммуникативных умений в первом классе должно
происходить постепенно, с учетом возрастных особенностей детей и под
руководством опытных педагогов.
Во втором классе
формирование коммуникативных умений продолжается, и дети начинают активнее
развивать свои навыки общения и взаимодействия. В этом возрасте учителя
продолжают работу над развитием умения выражать свои мысли и чувства, активным
слушанием, правилами вежливого общения и решением конфликтов, но добавляются и
новые методы, и подходы:
1.
Развитие навыков публичного выступления: дети учатся выступать перед классом,
рассказывать о своих интересах, проектах и переживаниях. Это помогает им
преодолевать страх перед публичными выступлениями и развивать уверенность в
себе.
2.
Учение основам активного слушания и эффективной коммуникации: детям объясняют,
как важно не только слушать, но и задавать вопросы, давать обратную связь,
уточнять непонятные моменты и проявлять активный интерес к собеседнику.
3.
Работа над развитием эмпатии и понимания: учителя проводят уроки, направленные
на развитие способности поставить себя на место другого человека, понять его
чувства и эмоции.
4.
Самостоятельные проекты и презентации: дети учатся работать самостоятельно или
в группах над проектами, готовить презентации и представлять свои идеи пред
классом.
Второй
класс – это время, когда коммуникативные умения детей становятся более сложными
и разнообразными. Учителя продолжают помогать детям развивать навыки общения и
взаимодействия, создавая условия для практики и развития коммуникативных умений.
В третьем классе дети
продолжают развивать свои коммуникативные умения, но уже на более высоком
уровне. В этом возрасте учителя используют различные методики и подходы для
формирования навыков эффективного общения и взаимодействия:
1.
Развитие умения анализировать информацию и выражать свое мнение: дети учатся
аргументировать свою точку зрения, обосновывать свои выводы и рассуждения, а
также критически мыслить.
2.
Обучение навыкам эмоционального интеллекта: дети изучают основы эмоционального
интеллекта, развивают умение распознавать свои и чужие эмоции, контролировать
их проявление и управлять своими эмоциями в общении.
3.
Работа над навыками активного слушания и эмпатии: дети учатся активно слушать
собеседника, проявлять эмпатию и понимание, уточнять непонятные моменты и
задавать вопросы для лучшего понимания.
4.
Развитие умений решения конфликтов: дети изучают способы эффективного
разрешения конфликтов, обучаются строить диалог и находить компромиссы в
сложных ситуациях.
5. Проекты и презентации: дети учатся работать
над более сложными проектами, готовить презентации с использованием различных
медиа-технологий, выступать перед аудиторией и аргументировать свои идеи.
В
третьем классе формирование коммуникативных умений становится более глубоким и
комплексным. Дети продолжают развивать навыки общения, взаимодействия и
эмоционального интеллекта, что помогает им успешно общаться с окружающими и
эффективно решать различные задачи в коллективе.
Еще,
одна из особенностей формирования коммуникативных умений у школьников на уроке
литературного чтения может включать развитие навыков слушания. Ученики должны
научиться слушать и понимать точку зрения своего собеседника, а также оценивать
ее. Для развития навыков слушания можно использовать различные методы, такие
как дискуссии, ролевые игры, работа в группах и т.д.
В четвертом классе
продолжается развитие коммуникативных умений, но уже на более сложном уровне. В
этом возрасте учителя используют различные методики и подходы для развития
навыков эффективного общения и взаимодействия:
1.
Развитие навыков активного слушания и высказывания своей точки зрение: дети
учатся активно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы,
аргументировать свою точку зрения и высказывать свои мысли четко и
последовательно.
2.
Обучение навыкам конструктивной обратной связи: дети учатся давать и принимать
обратную связь, формулировать ее конструктивно и вежливо, а также использовать
ее для собственного роста и развития.
3.
Развитие навыков работы в группе: дети учатся эффективно взаимодействовать в
группе, слушать мнения других, находить компромиссы и принимать общие решения.
4. Проекты и презентации: дети продолжают
работать над проектами и презентациями, углубляя свои навыки публичных
выступлений, использования медиа-технологий и аргументации своих целей.
В
четвертом классе формирование коммуникативных умений становится еще более
сложным и глубоким. Дети учатся общаться, выражать свои мысли и идеи, слушать и
понимать других людей.
Таким
образом, использование различных форм работы, организация проектной
деятельности, обучение навыкам публичного выступления, работа с текстом – все
это особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературного
чтения у младших школьников. Все эти методы помогают детям научиться общаться,
выражать свои мысли и работать в команде.
1.3 Сущность понятия «игровые
технологии» и их роль в образовательном процессе
Игры
– это не просто увлекательное занятие. Они обладают огромным потенциалом для
изменения мира к лучшему. Игры могут вдохновлять, мотивировать и объединять
людей. Они помогают нам развивать навыки сотрудничества, решения проблем,
стратегического мышления и даже эмпатии. Игры – это не просто развлечения, это
инструмент для создания лучшего мира, где каждый может найти свое место и
внести свой вклад.
В
последние годы растет число последователей и приверженцев в использовании игр в
образовательном процессе. Применение педагогических игр является основой
игровых образовательных технологий. Это понятие имеет обширную группу методов и
приемов организации учебного процесса в форме различных игр. Игровая форма
взаимодействия педагога и обучающегося подразумевает реализацию какого-либо
сюжета: игры, сказки, постановки в театре. При этом, образовательная задача
включается в само содержание игры. Они могут включать в себя ролевые, имитационные,
деловые, компьютерные и другие виды игр, которые помогают учащимся лучше усваивать
материал и развивать навыки решения проблем.
Прежде
чем говорить об играх в педагогике, сначала разберемся с понятием игры в целом.
Играм характерны 4 главных признака: свободно развивающаяся деятельность,
которая начинается с интереса обучающегося, она организуется ради удовольствия
от процесса, а не от результата; творчески активный характер этого действия,
или, «поле творчества»; эмоциональность деятельности, соперничество,
развлекательность, как внешнее проявление содержания; правила, отражающиеся в
содержании игры, логическую временную последовательность ее события.
В
структуру организации игры органично входят целеполагание, планирование,
реализация, а также рефлексия и анализ результата, как к самим обучающимся, так
и к педагогам. При этом в игре у обучающихся прежде всего возникает именно
субъектная позиция. Активность в игре помогает достичь высоких результатов в
освоении и укреплении новых знаний. Групповой характер взаимодействия служит
способом выстраивания взаимоотношений и развитии коммуникативных компетенций.
Мотивация к игре обеспечивается добровольностью, возможностью выбора и
соревновательностью [20].
В
структуру игры, как процесса входят следующие элементы:
1.
Цель игры – то, чего хотят достичь в ходе игры.
2. Правила
игры – определяют, как нужно играть и какие действия допустимы.
3.
Роли – то, кем являются игроки в игре, например, капитан команды, ведущий игрок
и т.д.
4.
Концепция игры – основная идея игры, ее сюжет и тематика.
5. Игровой
процесс – то, как происходит игра, какие задания выполняются, какие препятствия
преодолеваются.
6.
Итог игры – результат, которого достигают в конце игры. Это может быть победа,
поражение или достижение определенной цели.
Игровая
деятельность выполняет несколько функций, среди которых можно выделить:
развлекательную функцию, это все-таки основная функция игры; коммуникативную,
во время игры дети постоянно оказываются участниками человеческих отношений и
вступают в общение, в коммуникацию; функцию самореализации; терапевтическую
функцию, игра используется как средство преодоления трудностей, возникающих в
общении, обучении, воспитании; диагностическую функцию, игра позволяет
проводить педагогу мониторинговые срезы, выявлять интеллектуальные, творческие,
эмоциональные проявления; коррекции, с помощью игровых методов педагог может
вносить позитивные изменения в структуру личности; функция межнациональной
коммуникации, игры позволяют узнать общенациональные человеческие ценности,
культуру представителей разных национальностей, это особенно актуально для
Российской Федерации; функцию социализации, с помощью игры происходит включение
учащегося в систему общественных отношений.
Игра,
как феномен, позволяет без опаски выражать эмоции, осваивать незнакомые ранее
способы поведения и анализировать принимаемые решения [17].
Игры
подстраиваются под индивидуальные нужды игрока, дают возможности для
самостоятельных открытий.
Реализация
игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит под такими основными
направлениями:
–
дидактическая цель предстает в форме игровой задачи;
–
учебная деятельность подчинена правилам игры;
–
учебный материал и содержание предмета используется в качестве игрового;
–
в деятельность вводится элемент соревнования;
–
успех в игре является результатом выполнения задания на занятии.
По
характеру педагогического процесса выделяется следующая группа игр: обучающие,
тренировочные, обобщающие, контролирующие, познавательные, развивающие и
воспитательные. Так же выделяют: репродуктивные, продуктивные, творческие,
диагностические и коммуникативные игры.
Целью
игровых технологий в педагогике является выполнение задач – дидактических задач, среди которых можно
выделить расширение кругозора обучающихся, формирование особых учебных
действий. Развивающих – развитие памяти,
внимания, речи, разных типов мышления. Творческих идей – умение находить
оптимальное решение и т.д. Воспитательных – воспитание самостоятельности, воли,
формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих ценностей.
Воспитание сотрудничества, умение работать в команде. И социализация –
приобщение к нормам и ценностям.
Игровые
технологии широко применяются в обучении дошкольников, потому что игра является
основным видом деятельности в этот возрастной период. У ребенка формируется
воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних предметов на
другие. Ребенок учится понимать собственные чувства и их выражать, активно
включается в коллективную деятельность. Результаты применения игровых
технологий в дошкольный период формируют готовность к общественно значимым и общественно
оцениваемым действиям в обучении. Место педагогической игры в структуре занятий
зависит от целей, с которой она используется. Например, в начале урока может
применяться для подготовки учеников к принятию материала, в середине – с целью
активизации учебной деятельности младших школьников или закрепление и
систематизация новых понятий.
Таким
образом, используя игры и игровые технологии на занятиях, можно добиться
значительной степени повышения мотивации детей, позволить им развивать свою
индивидуальность.
2
Методический аспект формирования коммуникативных умений у младших школьников
посредством игровых технологий на уроках литературного чтения
2.1 Методы и приемы формирования коммуникативных умений у младших
школьников посредством игровых технологий на уроках литературного чтения
В
современном мире, где информационные технологии и виртуальное общение
становится все более распространенными, важно не забывать о развитии
коммуникативных умений у детей. Особенно актуальной становится эта задача в
младших классах, где формируется основа для успешного общения и взаимодействия
в будущем. Игровые технологии на уроках литературного чтения представляют собой
эффективный инструмент для развития коммуникативных умений у младших
школьников.
Игра
– это не только способ развлечения, но и мощное средство обучения. При помощи
игровых методов и приемов на уроках литературного чтения можно создать
атмосферу взаимодействия, сотрудничества и обмена мнениями. Ролевые игры
позволяют детям вживаться в различные роли, выражать свои мысли и чувства, а
также активно общаться с товарищами.театрализованные чтения способствуют
развитию выразительности речи, а также умению слушать и воспринимать
информацию.
Использование
игровых элементов в учебном процессе может значительно повысить мотивацию
учащихся и помочь им лучше усваивать материал. Игры предлагают
структурированный подход к обучению, который позволяет учащимся самостоятельно
исследовать и применять знания. При правильном подходе игровые технологии могут
стать мощным инструментом для развития навыков чтения, анализа и критического
мышления, необходимых для понимания и оценки литературных произведений.
Коллективные
чтения и обсуждения произведений литературы помогают детям выражать свое
мнение, анализировать тексты и находить общие точки зрения с другими. Игровые
задания, такие как кроссворды или викторины, способствуют развитию логического
мышления, умению работать в команде и решать задачи совместно [8].
Таким
образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения не
только делает процесс обучения увлекательным и интересным, но и способствует
развитию коммуникативных умений у младших школьников. Под руководством опытного
педагога и с помощью креативных методов обучения дети могут раскрыть свой
потенциал, стать более уверенными в общении и готовыми к конструктивному
взаимодействию с окружающим миром.
Рассмотрим,
какие же методы и приемы можно использовать для формирования коммуникативных
умений у младших школьников.
1.
Ролевая
игра на уроках литературного чтения является эффективным методом
формирования коммуникативных умений. Этот метод позволяет детям вживаться в
различные роли и активно общаться со своими одноклассниками. Рассмотрим
несколько примеров того, как ролевая игра может способствовать развитию
коммуникативных умений у детей на уроках литературного чтения.
Игра в роли героев произведения.
Дети могут вживаться в роли различных персонажей из литературных произведений,
выступать в их образах и вести диалоги между персонажами. Это поможет им лучше
понять характеры героев, их мотивы и отношения друг к другу.
Создание собственных сюжетов.
Дети могут придумывать собственные сюжеты и роли для игры, основанные на
произведениях, прочитанных на уроке. Это развивает их творческое мышление,
способность к фантазии и умение строить логические цепочки событий.
Драматизация отрывков из
произведений. Дети могут самостоятельно
подготавливать и исполнять короткие сцены или монологи из произведений литературы. Это поможет им развить выразительность речи,
актерское мастерство и умение предать эмоции через слова.
Обсуждение действий и поступков
героев. После завершения ролевой игры дети могут обсудить
действия и поступки героев, выразить свое мнение о них, аргументировать свою
точку зрения и слушать мнения других. Это способствует развитию навыков анализа
текста и умению аргументировать свою позицию.
2.
Игра-драматизация
– это метод обучения, при котором учащиеся воплощают в жизнь различные роли и
персонажи, играют сценки или ситуации, имитирующие реальные события или
произведения литературы. Этот метод позволяет детям выразить свои мысли,
чувства и эмоции через действия и речь персонажей, а также развивает их коммуникативные
навыки, творческое мышление и социальные навыки.
Игра-драматизация
может проводиться как на уроках литературного чтения, где дети играют сцены из
произведений, так и на других уроках, где дети могут воплощать различных
исторических или мифологических персонажей.
Этот
метод активно используется в образовательном процессе для развития творческого
потенциала детей, улучшения навыков общения и сотрудничества, а также для более
глубокого понимания содержания учебного материала. Есть несколько способов, как
игра – драматизация может способствовать развитию коммуникативных умений у
детей.
Один
из них – это развитие навыков выразительного
чтения. При игре в драматизацию дети учатся правильно передавать интонацию,
эмоции и акценты при чтении текста. Это помогает им лучше понимать содержание
произведения и привлекать внимание аудитории.
Еще
один из способов – улучшение навыков
невербальной коммуникации. Во время игры – драматизации дети используют
жесты, мимику и другие невербальные средства передачи эмоций и мыслей своего
персонажа. Это помогает им осознать важность невербальной коммуникации в
общении [24].
Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия.Для успешной игры-драматизации дети
должны работать в команде, слушать друг друга, распределять роли и
согласовывать действия. Это способствует развитию сотрудничества и
взаимодействия.
Так
же, эффективен способ улучшения умения
эффективно выражать свои мысли. Игра-драматизация помогает детям освоить
навыки аргументации, убеждения и выражения своих мыслей через речь и действия
персонажа. Это развивает у них способность выразить свою точку зрения.
Итак,
игра-драматизация на уроках литературного чтения не только делает процесс
обучения более интересным и захватывающим, но также способствует развитию коммуникативных
умений у младших школьников, помогая им лучше понимать тексты, выражать свои
мысли и чувства, а также эффективно общаться с окружающими.
3.
Коллективные
чтения–это метод обучения, при котором учащиеся читают тексты вслух
вместе с учителем или другими учениками, обсуждают содержание произведения,
выражают свои мысли и чувства по поводу прочитанного. Этот метод способствует
развитию коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного
чтения.
Посмотрим
на несколько преимуществ использования коллективных чтений как метода
формирования коммуникативных умений.
Одно
из преимуществ – это развитие навыков
аудирования и говорения. Учащиеся слушают друг друга, высказывают свои
мысли и идеи, обсуждают тексты, что способствуют развитию навыков общения.
Совместная деятельность,
также является одним из преимуществ использования данного метода. Коллективные
чтения создают атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, учащиеся учатся
работать в команде, слушать друг друга и поддерживать общий диалог [23].
Еще
одно преимущество – это развитие
эмоционального интеллекта. Обсуждение текстов и выражение своих эмоций
помогает детям лучше понимать себя и других, развивает их эмпатию и способность
к эмоциональной коммуникации.
И
последнее, улучшение навыков чтения и
понимания текста. Коллективные чтения помогают учащимся развивать навыки
чтения вслух, понимание содержания текста, анализа и интерпретации литературных
произведений [7].
Таким
образом, использование коллективных чтений на уроках литературного чтения
способствует не только формированию коммуникативных умений, но и развитию их
общих навыков чтения, анализа и обсуждения текстов.
4.
Игровые
задания – еще один эффективный способ формирования коммуникативных
умений. Чаще всего используются такие приемы как проведения викторин, разгадывание кроссвордов,
загадывание загадок, проведение «литературных диктантов» и квестов.
5.
Театрализованные
чтения – это форма литературного мероприятия, при которой тексты
литературных произведений читаются или исполняются с элементами театрального
представления. В ходе театрализованных чтений учащиеся могут вживаться в роли
персонажей, использовать жесты, интонации, мимику и другие театральные приемы
для передачи содержания и атмосферы произведения.
Театрализованные
чтения позволяют более ярко и эмоционально передать смысл и настроение текста,
привлечь внимание аудитории, создать атмосферу взаимодействия и общения. Эта
форма чтения особенно эффективна при работе с детьми, так как помогает им лучше
понять и вжиться в мир произведения, развивает актерское мастерство,
коммуникативные навыки и творческое мышление.
Театрализованные
чтения могут проводиться как на уроках литературного чтения, так и на
литературных вечерах, школьных или городских мероприятиях, театральных
фестивалях и конкурсах. Эта форма работы с текстами позволяет сделать
литературу более доступной, увлекательной и запоминающейся для детей [6].
Также
мы предлагаем использовать такие виды игровых технологий как игра «Через
стекло», игры-ситуации (см. Приложение А).
В
заключении можно подчеркнуть, что использование игровых технологий на уроках
литературного чтения для формирования коммуникативных умений у младших
школьников имеет огромный потенциал и множество преимуществ.
Игры
способствуют активизации учебного процесса, повышают мотивацию учащих,
развивают коммуникативные навыки, способствуют формированию критического мышления
и аналитических способностей [3].
Через
игровые технологии дети могут лучше понимать и анализировать литературные
произведения, обсуждать их со сверстниками, выражать свои мысли и идеи, учиться
слушать и уважать мнение других.
Использование
игр на уроках литературного чтения помогает создать атмосферу взаимодействия,
сотрудничества и радости от обучения, что важно для успешного формирования
коммуникативных умений у младших школьников.
Таким
образом, интеграция игровых технологий в учебный процесс позволяет эффективно развивать
коммуникативные умения у детей, делая процесс обучения более интересным,
эффективным и запоминающимся.
2.2 Анализ системы упражнений, представленных в учебниках по
литературному чтению
Нами проведен анализ системы упражнений
учебников по литературному чтению. Целью является выявление заданий с элементами
игровой деятельности на формирование коммуникативных умений у младших
школьников. Основой для исследования послужил учебник по литературному чтению
для 2 класса Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А.
Виноградской, М. В. Бойкиной часть 1 (УМК «Школа России») и учебник по
литературному чтению для 2 класса Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В.
Бойкиной часть 2 (УМК «Школа России») [9].
В учебнике по литературному чтению для
класса Л. Ф. Климановой,В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской,
М. В. Бойкиной часть 1 (УМК «Школа
России») предлагаются следующие задания:
Упражнение
1, страница 6.
Рассмотрите
с другом рисунки. Что в них общего и чем они отличаются? Сравните их по форме.
В данном упражнении обучающимся дается
задание в парах. Школьники должны, подумав, ответить на вопрос «Что общего и
какие различия на картинках?». Обучающиеся, при выполнении задания, задействуют
коммуникативные навыки. Данное задание можно превратить в игру, например, чья
пара придумает ответ смешнее, для усиления интереса. Оценивание ответа может
осуществляться как учителем, так и учениками.
Проектное
задание, страница 11.
Квест-игра.
Создание маленькой энциклопедии «История книги».
В данном проекте детям предстоит
работать в командах. Класс заранее можно разделить на 2 команды. Они должны
определить цель работы, договориться, какую энциклопедию будут составлять.
Проект можно представить в виде квест-игры. Дети отправляются на поиск
информации в школьную библиотеку и ищут нужный материал. Так же, проявляя
творческие способности, оформляют энциклопедию, добавляют иллюстрации к ней. В
коне проекта, учащиеся представляют свои проекты.
Упражнение
2, страница 23.
Разыграйте
с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев.
Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.
Здесь обучающимся предлагается разыграть
театральную сценку, с распределением ролей.Обучающиеся делятся на пары, и
выступают перед своими одноклассниками. Так же идет обсуждение характеров
отыгранных героев. Оценивание продукта может осуществляться как учителем, так и
учениками.
Упражнение
6, страница 38.
Разыграйте
с другом диалог лисы и тетерева, как в театре:
–
сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева;
–
определите основные слова, которые надо выделить голосом.
В данном упражнении обучающимся также
предлагается разыграть театральную сценку, с распределением ролей.Обучающиеся
делятся на пары, и выступают перед своими одноклассниками.Задание состоит из
двух частей: придумать как правильно прочитать слова и определить основные
слова. Оценивание продукта может осуществляться как учителем, так и учениками.
В учебнике по литературному чтению для
класса Л. Ф. Климановой,В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской,
М. В. Бойкиной часть 2 (УМК «Школа
России») предлагаются следующие задания:
Упражнение
2, страница 79.
Сочини
самостоятельно сказку о великой силе солнца.
В этом упражнении обучающимся дается
самостоятельное задание на создание собственной сказки. Представив задание в
виде игры, младшие школьники не только проявляют свои творческие способности,
но и проявляют коммуникативные умения, так как оценивание результатов
предоставляется их одноклассникам.
Упражнение
3, страница 14.
Придумай
сам пары рифмующихся слов. Запиши их в «Рабочую тетрадь». Поиграйте с друзьями
в игру «Рифма».
Здесь обучающимся предлагается поиграть
в игру «Рифма». Можно сделать это парной игрой или придумывать рифмы по
цепочке. Слово даст учитель, а школьникам нужно придумать на него рифму. Данное
упражнение помогает развить словарный запас, а главное, коммуникативные умения,
так как если кому-то будет сложно справиться с заданием, одноклассники смогут
ему в этом помочь.
Упражнение
8, страница 41.
Вообразите
себя на месте героев рассказа. Представьте, что вы видите движущуюся шляпу. Что
и как вы будете говорить? Составьте друг с другом диалог.
В данном упражнении ученикам дается
задание представить себя на месте героев рассказа и разыграть диалог друг с
другом. Это задание можно выполнить в качестве сценки-диалога, распределив
роли, что очень хорошо развивает коммуникативные умения.
Таким образом, оба учебника по литературному чтению
представляет собой эффективный аппарат организации работы по формированию коммуникативных
умений школьников посредством игровых технологий. Но наиболее разнообразным в
плане заданий на основе игровых технологий, на наш взгляд, все же является
учебник для 2 класса Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной часть 1 (УМК «Школа России»).
2.3 Выявление уровня
сформированности коммуникативных умений у младших школьников посредством
игровых технологий на уроках литературного чтения
В ходе исследования был
проведен эксперимент на выявление уровня сформированности коммуникативных
умений у младших школьников посредством игровых технологий. Эксперимент
проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №20
имени героя Советского Союза В.Б. Миронова» города Саранска. В нем были
задействованы обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 20 человек.
Перед проведением
эксперимента, мы раздали опросники школьникам, для выявления уровня
сформированности коммуникативных умений каждого ученика в отдельности
(Приложение Б). В ходе проведения опроса было выявлено, что 75% детей обладают
высоким уровнем коммуникативных умений, 20 % – средним, 5 % – низким уровнем.
Цель эксперимента –выявить уровень сформированности коммуникативных
умений у младших школьников посредством игровых технологий на уроках
литературного чтения.
Работа была
организована по следующим направлениям:
–
подбор соответствующих игровых методик;
–
проведение первичной диагностики;
–
выявление уровня сформированности коммуникативных умений у младших
школьников на уроках литературного чтения посредством игровых технологий;
–
анализ, обобщение и описание полученных результатов.
Для того, чтобы
проанализировать уровень сформированности коммуникативных умений у учащихся, класс
разделили на четыре команды,в каждой команде по 5 человек.
Задание
1.Весна и Зима.
Подготовьтесь прочитать
стихи с разной интонацией в игровой форме. Представьте себе, что сначала их
читает Весна, которая рада зеленой траве, а потом Зима, которая хочет унести
песенку весны с собой.
Здравствуй,
здравствуй, здравствуй,
Зеленая
трава!
Ты
шепчешь мне прекрасные
Зеленые
слова.
Песни
мне поешь ты
Теплые,
душистые:
Про
землянику спелую,
Про
облака пушистые,
Про
свежую поляну,
Покрытую
росой…
Возьму
я эти песни
И
унесу с собой.
Таблица 2.1
Результаты
выполнения задания «Весна и Зима»
|
|
Звезды
|
Лучики
|
Кометы
|
Светлячки
|
|
5 человек
|
5 человек
|
5 человек
|
5 человек
|
|
Выполнили верно
|
5 человек
|
5 человек
|
4 человека
|
5 человек
|
|
Допустили ошибку
|
–
|
–
|
1 человек
|
–
|
У большинства
учащихся (95%) не возникло трудностей при выполнении данного задания. Почти все дети в командах прекрасно справились с
заданием, смогли интонацией передать настроение Зимы и Весны. Однако 5%
учащихся не смогли передать верную интонацию.
Задание 2.Что
это за сказка?
Каждой команде
дается карточка, на которой написана строчка из сказки А.С. Пушкина.
Прочитайте отрывок из текста, скажите, о какой
сказке идет речь?
1 карточка:
«Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком
Кабы я была
царица
– говорит одна
девица».
2 карточка:
«Я ль, скажи
мне, всех милее,
Всех румяней и
белее?
Что же зеркальце
в ответ?».
3 карточка:
«Идет Балда
покрякивает,
А поп, завидя
Балду, вскакивает,
За попадью
прячется…».
4 карточка:
«Ветер по морю
гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в
волнах
На раздутых
парусах».
Таблица 2.2
Результаты
выполнения задания «Что это за сказка?»
|
|
Звезды
|
Лучики
|
Кометы
|
Светлячки
|
|
5 человек
|
5 человек
|
5 человек
|
5 человек
|
|
Выполнили верно
|
5 человек
|
5 человек
|
–
|
5 человек
|
|
Допустили ошибку
|
–
|
–
|
5 человек
|
–
|
В результате большая часть учащихся выполнила задание верно (75%),
указав верные варианты ответов. 25% (команда «Кометы») учащихся не смогли дать
правильный ответ, не выбрав никакой вариант. Это связано с тем,
что дети не смогли точно вспомнить, к какой сказке относятся предложенные
строки.
Задание
3.Чтение в нашей жизни.
На
столе лежат карточки с пунктами плана, выберите нужные пункты, которые подойдут
к нашему уроку.
Таблица
2.3
Что мы будем сегодня делать?
|
Знакомство
с произведением
|
Разыгрывание
диалога
|
Слушание
|
Просмотр
видеофильма
|
|
Ответы
на вопросы
|
Отжимание
|
Решение
примеров
|
Чтение
|
Таблица
2.4
Результаты выполнения задания «Чтение в нашей
жизни»
|
|
Звезды
|
Лучики
|
Кометы
|
Светлячки
|
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
|
Выполнили
верно
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
|
Допустили
ошибку
|
–
|
–
|
–
|
–
|
В ходе работы все (100%) справились с данным заданием, выбрав правильные
ответы «знакомство с произведением», «разыгрывание диалога», «ответы на
вопросы», «чтение».
Задание 4.Что это за сказка?
Возьмите карточки на столе, прочитайте ключевые слова и скажите, что это
за сказки?
1 карточка: рыбка, старик, корыто,
море
2 карточка: зеркальце, богатыри,
яблоко
3 карточка: петушок, шамаханская
царица, башня
Таблица
2.5
Результаты выполнения задания «Что это за
сказка?»
|
|
Звезды
|
Лучики
|
Кометы
|
Светлячки
|
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
|
Выполнили
задания
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
5
человек
|
|
Допустили
ошибки
|
–
|
–
|
–
|
–
|
В ходе работы все справились с выполнением данного задания (100%). Были
даны верные ответы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Так же все ответили правильно, что
это представлены сказки А.С. Пушкина.
Полученные результаты
могут быть полезны нам. Их можно использовать в качестве опорной схемы для
дальнейших наблюдений за учащимися и формированием у них коммуникативных умений.
С помощью подобных заданий легче организовать развитие ребенка, сделать учебный
процесс более гармоничным и интересным.
Итак, анализ
результатов диагностики формированиякоммуникативных умений с использованием
игровых технологий у учащихся 2 «Б» класса показал, что большинство обучающихся
класса характеризуются наличием высокого уровня сформированностикоммуникативных
умений.
2.4 Методические рекомендации
по формированию коммуникативных умений у младших школьников посредством игровых
технологий на уроках литературного чтения
Литературное чтение –
один из предметов, который помогает детям расширить свой кругозор и развить
свои коммуникативные способности.
Игра – один из видов
деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом
процессе [10].
Игровые технологии на
уроках литературного чтения – это эффективный инструмент, позволяющий
активизировать интерес детей к процессу обучения и создать пространство для
развития их коммуникативных умений. В игровой форме дети получают возможность
проявить свою активность, самостоятельность и творческий потенциал. Кроме того,
игры способствуют развитию таких важных качеств как сотрудничество,
адаптивность и самодисциплина.
Анализ практического
опыта позволяет выделить несколько ключевых направлений: создание интерактивных
игровых заданий, организация групповой работы и создание условий для
самостоятельной мыслительной деятельности детей. Эти подходы помогут
преподавателям сделать занятия более интересными для всех участников
образовательного процесса.
Игра – это не только
форма отдыха и развлечения, но и способ активного взаимодействия, коммуникации
и обмена информацией. При использовании игровых технологий в учебном процессе
происходит целенаправленное развитие коммуникативных умений у детей [1].
Во-первых, игровые
технологии способствуют развитию у детей навыков спонтанного и свободного
общения. Игра предоставляет возможность детям выражать свои мысли и эмоции,
выстраивать диалог, слушать других и отвечать на их реплики. При этом, игровой
характер занятий создает атмосферу доверия и способствует большей открытости
детей в общении [14].
Во-вторых, игровые
технологии позволяют развивать у детей навыки работы в команде и
сотрудничества. Игры, основанные на коллективной деятельности, требуют от детей
взаимодействия, распределения ролей, аргументации своих идей и поиска компромиссов.
Подобные игры помогают формировать коммуникативные умения, необходимые для
успешного взаимодействия в коллективе.
В-третьих, игры на
уроках литературного чтения позволяют развивать у детей навыки адекватного и
четкого выражения своих мыслей и идей. Дети активно участвуют в диалогах,
обсуждают сюжеты произведений и высказывают свое мнение. Игровой формат занятий
помогает им научиться структурировать свои мысли, аргументировать свои высказывания
и правильно формулировать свои мысли.
Игровые технологии
способствуют формированию коммуникативных умений у младших школьников на уроках
литературного чтения. Они создают благоприятную атмосферу для развития
спонтанного и свободного общения, способствуют развитию навыков работы в
команде и сотрудничества, а также помогают учиться адекватно выражать свои
мысли и идеи.
Игровые технологии
активно вовлекают детей в процесс обучения, способствуют развитию воображения и
креативного мышления.
Первоначально, важно
определить цели и задачи, которые ставятся перед уроками литературного чтения с
использованием игровых технологий. Целью может быть формирование навыка анализа
и интерпретации текста, развитие речевой культуры, расширение словарного
запаса, а также формирование коммуникативной компетенции. Задачи должны быть
ясно сформулированы и соответствовать учебной программе.
Далее, необходимо
определить игровую ситуацию, которая будет использоваться на уроке. Игра может
быть разнообразной: от ролевых игр до создания коллективного проекта. Важно
выбрать такую игровую ситуацию, которая будет соответствовать содержанию
прочитанного произведения и позволит активизировать коммуникативные навыки
школьников.
На уроке следует
предусмотреть различные игровые задания, направленные на развитие коммуникации.
Можно предложить детям играть роли героев произведения, выступать с докладом на
литературной конференции, создать коллективную историю или самостоятельно
написать сказку. В процессе игры дети не только развивают свои коммуникативные
умения, но и получают удовольствие от обучения.
Необходимо также
осуществлять постоянный контроль и оценку уровня развития коммуникативных
умений у младших школьников. Оценивание можно проводить как в ходе игры, так и
с помощью контрольных работ и тестов. Важно обратить внимание на уровень
активности и вовлеченности каждого ученика в игровую деятельность, а также на
уровень развития его коммуникативных умений.
Следует также учитывать
различный темп и способности учеников. Для этого можно проводить
дифференцированный подход к организации игровой деятельности на уроке
литературного чтения. Это позволит активно занять каждого ребенка и
способствует развитию его коммуникативных умений.
Итак, методические
особенности использования игровых технологий включают определение целей и задач
уроков, выбор игровой ситуации, проведение разнообразных игровых заданий,
постоянный контроль и оценку уровня развития коммуникативных умений учеников, а
также дифференцированный подход к организации игровой деятельности.
Вот несколько рекомендаций, которые
позволят эффективно развивать коммуникативные умения:
1. Игры с использованием ролевых карт –
на уроках литературного чтения можно использовать ролевые карты, на которых
изображены персонажи из произведений литературы. Ученики выбирают карты и
играют роли этих персонажей, общаются друг с другом, выражают свои мысли и
эмоции. Такие игры способствуют развитию навыков импровизации, активации
речевой деятельности, а также помогают ученикам лучше понять и вжиться в
персонажей произведений.
2. Коммуникативные игры в парах – можно
организовывать игры, в которых ученики должны в парах общаться друг с другом.
Например, «Интервьюер и интервьюируемый», «Сочини и расскажи», «Сделай
правильный выбор». Ученики задают друг другу вопросы, высказывают свое мнение,
аргументируют свои ответы. Такие игры развивают навыки слушания, формулирования
своих мыслей, аргументации, а также способствуют формированию умения слушать и
учитывать мнения других.
3. Коллективные игры – организация игр,
в которых все ученики принимают активное участие, это способствует развитию
коммуникативных умений и формированию навыков работы в коллективе. Например,
можно провести игру «Драматическая постановка», в которой группы учеников
должны представить свою версию сюжета произведения, а затем обсуждать и
аргументировать свои выборы. Это развивает навыки сотрудничества, коммуникации,
высказывания своих мыслей и умения учитывать мнение других [13].
4. Игры на основе текстов – игровые
задания, основанные на чтении и анализе текстов, позволяют развить
коммуникативные умения младших школьников. Например, можно провести игру
«Орфографический спринт», в которой ученики выбирают правильное написание слов,
основываясь на тексте произведения. Такие игры развивают навыки чтения,
анализа, понимания текста, а также помогают ученикам обогащать свой словарный
запас и расширять кругозор.
А теперь рассмотрим, какие игры можно
провести на уроках литературного чтения у первых, вторых, третьих и четвертых
классов.
Вот несколько игр на формирование
коммуникативных умений, которые можно провести на уроке литературного чтения в
1 классе:
1. «Живая книга»: учитель выбирает
несколько детей, каждый из которых представляет собой одного из главных
персонажей книги. Дети должны задавать вопросы этим «живым книгам», чтобы те
рассказали о своих приключениях и чувствах.
2. «Сказочный круг»: дети садятся в
круг, и каждому дается возможность продолжить сказку, начатую предыдущим
учеником. Это упражнение помогает развивать фантазию, навыки повествования и
слушания.
Эти игры помогут детям не только
улучшить коммуникативные умения, но и углубить понимание и анализ текста, а
также развить фантазию и творческое мышление.
Для урока литературного чтения во 2
классе подойдут следующие игры:
1. «Книжный марафон»: класс делится на 2
группы, каждая из которых читает определенный фрагмент книги. После чтения
каждая группа представляет свой фрагмент остальным, обсуждает его и отвечает на
вопросы.
2. «Читательский дневник»: дети ведут
записи о прочитанных книгах, описывают свои впечатления, выделяют любимые
моменты и обсуждают их с одноклассниками. Это способствует развитию умения
аргументировать свои мысли.
Эти игры помогают не только развивать
коммуникативные умения детей, но и способствуют глубокому пониманию
прочитанного, развитию критического мышления и социальным навыкам [5].
В 3 классе можно предложить следующие
игры:
1. «Книжный театр»: дети выбирают
отрывок из прочитанной книги и играют его в форме мини-спектакля перед классом.
Это помогает им вжиться в роль персонажей, развивает выразительное чтение и
умение работать в группе.
2. «Ассоциация с книгой»: дети называют
слова или фразы, которые ассоциируются у них с книгой, которую они читали. Это упражнение
помогает развивать ассоциативное мышление и способность связывать прочитанное с
собственным опытом.
Эти игры помогут детям развивать
коммуникативные умения, а также стимулируют интерес к чтению.
Вот несколько игр, которые можно
провести на уроке в 4 классе:
1. «Викторина по книге»: подготовьте
вопросы о содержании прочитанной книги и проведите викторину. Это поможет развить
умение формулировать вопросы, аргументировать ответы и слушать других.
2. «Книжная дискуссия»: организуйте
обсуждение книги, позволяя детям высказать свое мнение о различных аспектах
произведения, таких как сюжет, персонажи, конфликт и развитие событий. Это
способствует развитию аналитических навыков и способности аргументированно
выражать свое мнение [22].
Таким образом, организация игровых
заданий на уроках литературного чтения позволяет эффективно развивать
коммуникативные умения у младших школьников. Вышеперечисленные практические
рекомендации помогут учителю организовывать интересные и познавательные игры,
которые будут способствовать активизации речевой деятельности, развитию навыков
работы в коллективе и формированию навыков общения и сотрудничества у младших
школьников.
Заключение
Формирование коммуникативных умений у
младших школьников является одной из важнейших задач современного образования.
Особенно эффективным методом является использование игровых технологий на
уроках литературного чтения. Игры способствуют активизации речевой деятельности
учащихся, развитию их воображения и творческого мышления.
На уроках литературного чтения можно
проводить различные игровые формы работы: ролевые игры, квесты, инсценировки и
т.д. Эти методы позволяют детям пробовать себя в разных ролях, выражать свои
мысли и чувства, общаться с одноклассниками. Кроме того, игры делают учебный
процесс более увлекательным и интересным для детей.
Выпускная
квалификационная работа (дипломная работа) была нацелена на изучение
эффективности использования игровых технологий как средства формирования
коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Первая глава нашей
работы посвящена теоретическим основам формирования коммуникативных умений у
младших школьников посредством игровых технологий на уроках литературного
чтения. Мы раскрыли понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической
литературе. Выявили особенности формирования коммуникативных умений у младших
школьников на уроках литературного чтения. Также, мы раскрыли сущность понятия
«игровые технологии» и их роль в образовательном процессе; рассмотрели виды и
требования к игровым технологиям на уроках литературного чтения.
Во второй главе мы
рассмотрели методический аспектформирования коммуникативных умений у младших
школьников посредством игровых технологий на уроках литературного чтения,
рассмотрели методы и приемы формирования коммуникативных умений у младших
школьников, провели анализ системы упражнений, представленных в учебниках по
литературному чтению, а также, выявили уровень сформированности коммуникативных
умений у младших школьников посредством игровых технологий на уроках
литературного чтения, разработали методические рекомендации.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что игровые технологии играют важнейшую роль, особенно в
формировании коммуникативных умений у младших школьников.
Организация проведения
разных видов литературных игр требует не только определенных знаний, но и
творческого подхода, как учителя, так и учащихся. Постоянный поиск,
педагогическое мастерство, объединение усилий учителя и ученика, их
содружество, сотворчество, взаимное уважение, бескорыстная любовь к литературе,
совместное постижение ее вечных вопросов, догадок и нравственных уроков, учение
с увлечением – вот путь, которым должны идти учителя литературы, использующие в
своей работе игру как занимательную и эффективную форму активизации
познавательной деятельности, формирования коммуникативных умений учащихся.
Список используемых источников
1. Алоева, М. А. 100 идей для
школьных друзей : учебное пособие для вузов / М. А. Алоева. – Ростов на Дону :
Феникс, 2020. – 283 с. – ISBN 978-5-222-13218-0. – Текст :
непосредственный.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой
: книга для учителя / Н. П.
Аникеева. – Москва : Просвещение, 1987. – 144 с. – Текст :
непосредственный.
3. Громакова, К. Е. Игровые
технологии на уроке литературного чтения / К. Е. Громакова. – Текст :
электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Том
39. – С. 221–225. – URL :
http://e-koncept.ru/2017/970911.htm (дата обращения: 04.11.2023).
4. Гуслова, М. Н.
Инновационные педагогические технологии : учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования / М. Н. Гуслова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013.
– 288 с. – Текст : непосредственный.
5. Джежелей, О. В. Литературные
игры на уроках чтения 1 – 4 классы: программа
(обучение грамоте, литературное чтение) : методический комментарий / О.
В. Джежелей. – Москва : Издательство Просвещение, 2019. – 240 с. – ISBN 5-7107-9686-7. – Текст :
непосредственный.
6. Друзина, И. В. Использование игровых
технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к
чтению младших школьников / И. В. Друзина. – Текст
: электронный. – URL : https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii
(дата обращения: 04.11.2023).
7. Ибрагимова, Е. О. Игровые технологии
на уроке литературного чтения в начальной школе / Е. О. Ибрагимова. – Текст : электронный. – URL
:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/421256-igrovye-tehnologii-na-uroke-literaturnogo-cht
(дата обращения: 04.11.2023).
8. Калинкина, Е. В. Использование
игровых технологий, как средство повышения познавательного интереса на уроках
литературного чтения в начальных классах / Е. В. Калинкина. – Текст : электронный. – URL
:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/156834-ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-kak-sredstvo
(дата обращения: 04.11.2023).
9. Климанова,Л. Ф. Литературное чтение 2
класс: учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудио
приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 1 / Л. Ф. Климанова, В.
Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение, 2023 – 162 с. – Текст:
непосредственный.
10. Климанова,Л. Ф. Литературное чтение
2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудио
приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2 / Л. Ф. Климанова, В.
Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва: Просвещение, 2023 – 162 с. – Текст:
непосредственный.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический
словарь для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений: словарь / Г. М. Коджаспирова. – Москва :
Академия, 2005. – 173 с. – ISBN 5-7695-2145-7. – Текст :
непосредственный.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика
: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С. А.
Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2021. – 256
с. – ISBN 978-5-7695-7695-3. – Текст : непосредственный.
13. Колокольникова, З. У. Игровые технологии : учебное пособие для
вузов / З. У. Колокольникова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет,
2021. –164 с. – ISBN 978-5-7638-4584-6. – Текст : непосредственный.
14. Никитин, С. И. Геймификация,
игрофикация, играизация в образовательном процессе / С. И. Никитин. – Текст :
электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1159–1162. – URL
https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения: 04.11.2023).
15. Панфилова, А. П.
Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие /
А. П. Панфилова. – Москва :
Академия, 2009. – 192 с. – Текст : непосредственный.
16. Подласый, И. П. Педагогика начальной
школы : учебник для студентов педагогических училищ и колледжей / И. П.
Подласый. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 463 с. – ISBN
978-5-691-00533-6. –
Текст : непосредственный.
17. Селевко, Г. К. Современные
образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва :
Народное образование, 1998. – 200 с. – Текст : непосредственный.
18. Сластенин, В. А. Психология и педагогика
: учебное пособие / В.
А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : «Академия», 2008. – 480 с. – ISBN 5-7695-2643-2. –
Текст : непосредственный.
19. Сухомлинский, В. А.Сто советов
учителю : учебное пособие для вузов / В. А. Сухомлинский. – Москва : Советские
учебники, 2021. – 270 с. – ISBN
978-5-907508-04-0. – Текст : непосредственный.
20.Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. – Москва : Просвещение,
2021. – 36 с. – Текст : непосредственный.
21. Хуторский, А. А. Педагогическая
инноватика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В.
Хуторский. – Москва : Издательский центр «Академия», 2021. – 256 с. – ISBN
978-5-7695-6699-8. – Текст : непосредственный.
22. Шайхетдинова, Л. Р. Игровые
технологии как фактор познавательной деятельности учащихся / Л.Р.
Шайхетдинова. – Текст : электронный. –URL :https://infourok.ru/r-98855.html
(дата обращения 04.11.2023).
23. Щуркова, Н. Е. Педагогика.
Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для бакалавриата и
магистратуры / Н. Е. Щуркова. – Москва
:Юрайт, 2019. – 320 с. – Текст :
непосредственный.
24. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые
методики в классном руководстве : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. Е. Щуркова. –
Москва :Юрайт, 2019. – 168 с. –
Текст : непосредственный.
25. Эльконин Д. Б. Избранные
психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с. –
Текст : непосредственный.
26. Якушева, С. Д.
Основы педагогического мастерства : учебник для студентов средних
профессиональных учебных заведений / С. Д. Якушева. – Москва : Академия, 2019. – 256 с. – Текст :
непосредственный.
Приложение
А
Игровые
технологии, направленные на формирование
коммуникативных умений
Игра
«Через стекло»
Цель:
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации
Возраст:
ступень начальной школы (9 – 10 лет)
Форма:
групповая работа с детьми
Описание:
Участники разбиваются
на пары.
Педагог говорит:
– Представьте себе, что
один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены
друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть
друг друга.
Участникам предлагается
с помощью жестов передать друг другу содержание какого-либо сообщения.
Пример сообщений:
– Напиши мне письмо и
др.
Затем все обсуждают,
насколько точно участники смогли передать содержание сообщения и легко ли им
было понять друг друга.
Игры-ситуации
Цель:
развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями,
эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и
пантомимику.
Описание:
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Две девочки
поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется
поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел
своего друга – попробуй попросить у него прощение, помириться с ним.
4. Дети играют, у
одного ребенка нет игрушки – поделись с ним.
5.Ребенок плачет –
успокой его.
6. У тебя не получается
завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
7. К тебе пришли гости
– познакомь их с родителями, покажи им свою комнату и игрушки.
8. Ты пришел с прогулки
проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
9. Во время прогулки,
дети бегают на площадке, один мальчик сидит на скамейке грустный – подойди к
нему и спроси, что случилось.
10. Твой одноклассник
на уроке математики не понимает задачу – помоги ему решить ее.
Приложение
Б
Анкета
для выявления уровня сформированности коммуникативных умений у младших
школьников
Оцените свою работу в
группе, ответив на следующие вопросы анкеты. Для анализа используйте шкалу:
1 –нет
2 – не уверен
3 – да
Вопросы для анализа.
1. Всегда ли
комфортно ты ощущаете себя при работе в знакомой группе? Незнакомой группе?
2. Интересно ли тебе
работать над заданиями в группе?
3. Как часто ты
прислушиваешься к мнению других участников группы?
4. Как часто
прислушиваются к твоему мнению в группе?
5. Нравится ли
другим ребятам работать совместно с тобой в команде?
6. Долго ли тебя
беспокоит чувство обиды, причиненное тебе кем-то из твоихдрузей?
7. Легко ли тебе
удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Всегда ли тебе
трудно попросить прощения у своих друзей?
9. Любишь ли ты
придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и
развлечения?
10. Верно ли, что
у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний?
11. Часто ли ты в
решении важных дел делаешь все сам?
12. Правда ли, что
ты утомляешься от частого общения с товарищами?
13. Часто ли ты
помогаешь своим одноклассникам?
Все вопросы были
поделены на уровни:
Высокий уровень – 30 –
42 баллов.
Средний уровень –21 –
29 баллов.
Низкий уровень – 14 –
20 баллов.