Советская культура и искусство во второй половине 1960-х - 1980 гг: соцреализм и андеграунд
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
Исторический факультет
Кафедра “История, обществознание и
политология”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине: Современная история России
направление подготовки/специальность: 44.03.01 Педагогическое образование направленность:История
(академический бакалавриат)
на тему:
«Советская культура и искусство
во второй половине 1960-х- 1980гг: соцреализм и андеграунд»
Выполнил:
Студент 3 курса, группы Б-ПОИ-21
Скороходкин Владислав
Викторович
Научный руководитель:
Сивцева Саассылаана
Иннокентьевна
д. и. н., профессор
г. Якутск
2024г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Развитие советской культуры и
искусства в 1960-х- 1980-е.гг..…..6
1.1. Культура как совокупность образа
жизни, традиций, ценностей и норм.9
1.2. Социалистический реализм после
оттепели 1960-хгг………………...13
Глава 2.Андеграунд как явление
неофициальной культуры.......................15
2.1.Значение понятия андеграунд, его
сущность………………………….17
2.2.Известные представители советской
культуры их вклад в развитие андеграунда……………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….23
Использованная
литература…………………………………………………..24
Введение
Актуальность. В
целом по истории России, Советская культура была и остается неотъемлемой частью
нашей с вами культурной жизни. Если брать период конца 1950х-1960х годов то в
публицистике она отмечалась одним словом - шестидесятые. 1960-ые года, они
тесно связаны с особым стилем жизни того времени, отсюда вытекает образ мыслей
людей и соответственно они имели разнообразные комплексы идей и базовые
ценности, которое всё объединилось в одно культурное поле (появляется
андеграунд). Отмечу, что самые важные изменения, в данном периоде это
отклонение от курса коллективизма и конечно от идеализма и начинает рождаться
новый курс, который начал идти в сторону индивидуальных качеств и
потребностях человека. Наконец культура 1980 х-годов, она обусловливается новым
концептом - человек и мир.
Влияние
социально-исторического пути России ослабевает в пользу двух компонентов
концепции - общечеловеческой и гуманистической. Прежде всего актуальность темы
на сегодняшний день, это изучение культуры, потому что в каждом периоде
создается уникальный модель поведения, образа жизни. Ведь именно в анализе
такого модуля, мы можем понять, воссоздать колорит прошлых времен. Важно
понимать, что начала 1960-х годов — это начала особого периода, то есть
переломный или же исторический момент, ведь именно с него и начинается
самостоятельное начало культуры нашей страны.
Степень изученности темы. Научных работ, статей,
журналовпро культуру 1960-х и 1980-х годов предостаточно, культура она
охватывает все сферы нашей жизни, поэтому его стоит отнести в наш повседневный
быт, стоит отметить отдельные работы известных и авторитетных ученых, что
писали про саму культуру выделенных годов, ведь эти периоды не просто стояли,
они развивались и делятся на многие виды, явления и отсюда вытекают множество
аспектов многогранного развития целого десятилетия.
Из
опубликованной литературы можно привести работу «Особенности развития советской культуры в
1965-1985 годов», написанную Никоновой Светланой Игоревной, доктором исторических
наук. Работа подробно отображает изменения, которые случились в самом советском
обществе и в духовной жизни страны, рассказывает про эволюционный процесс в
культурном направлении и разные внешние факторы.
Одна
из наиболее описывающих жизнь в культурном плане 60-х является работа Лукашевой
Натальи Петровны, кандидата культурологии “Культура и человек в советской
повседневности 60-70-х годов” в нашем случае берем только 60-е годы.
Центральной темой диссертации является обсуждения понятия “советский гражданин”
данное понятие достигает своего апогея именно в этот период и это перетекает в
сознание людей в разных сферах жизни (культуры, политики и конечно
затрагивает идеологию) т.е кратко - речь идет о культуре повседневности, быта,
языка.
Таким
образом степень изученности она присутствует,есть довольно много работ
известных авторов, деятелей. За эти периоды, появилось множество выдающихся и
известных работ, произведений, которые были не только сделаны, но и получили
массовое признание народа так внутри так и вне страны. Хочу выделить отдельно
кинематографию СССР, и представителей, которые оставили большой след в культуру
- А.А.Тарковский, А.Д.Герман, Т.Абуладзе, С.Н.Параджанов и многие другие).В
качества фундамента для темы по курсовой работе выбраны и использованы личные
воспоминания Евгения Шейнмана известного поэта где он подчеркивает, что
изучение соцреализма для него было почти что неотъемлемой частью его жизни,
вторым он уделяет внимание работе “Дни нашей жизни” Веры Кетлинской - он
сказал, что ее работа это апофеоз литературы по соцреализму, третье это работы
“Люди с чистой совестью” “Честь смолоду” то есть даже в личных воспоминаниях мы
уже имеем огромным набор материалов для написания работы. Дальше идут труды
известных деятелей науки и культуры. Например такими как: Андрея Андреевича
Вознесенского (поэт, художник, публицист) его работа - “Лонжюмо” была посвящена
Ленину и о его слушателях марксистской школы, здесь наблюдается огромное
количество разных литературных произведений периода 1960-х и 1980-х. Данная
группа имеет достаточно достоверные сведения о периоде заданной по теме,
которые подкрепляются многими фактами, самими авторами. Подытоживая, я отмечу,
что, изучая более детально данные периоды мы можем увидеть и узнать новые
факты, с какой стороны жизни советские граждане жили, а самое интересное, это
можно использовать для обучающихся школ в виде уроков или лекций, также
возможно сделать семинарское занятие для студентов.
Объект
исследования: Советская культура и искусство во второй половине
1960-х 1980-х.
Предмет
исследования:Соцреализм и андеграунд.
Цель
исследования: изучитьнаправление в культуре - соцреализм и новое явление
андеграунд.
Задачи
исследования:
1. Сделать анализ социальных
и полит реалий и их влияние на жизнь советских граждан.
2. Проанализировать
неофициальное движение - Советский андеграунд.
3.
Методы
исследования: В работе применялись общенаучные методы такие как:
историко-сравнительный нарративный и историко-типологический методы.
Структура
работы:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава
1. Развитие советской культуры и искусства в 1960-х - 1980-е. гг
1.1. Культура
как совокупность образа жизни, традиций, ценностей и норм
Если говорить про
советскую культуру периода 1960-х и 80-х, то одним предложением можно сказать,
что развитие культуры имело противоречивый характер, так как оно было связано с
оттепелью, которое сменилось потом заморозками.
Одно из самых интересных
фактов было то, что власть имущие ответственные за культуру в стране пытались
выставить для народа, иностранным гостям, демократические формы проведения
различных мероприятий, к примеру – многоразовые выезды разных союзов
интеллигенций, научно-практические конференции и.т.д Однако стоит понимать, что
все эти проводимые мероприятия, конкурсы были просто для восприятия глаз, на
сознание общества, ведь всё было заранее согласовано с высшими партийными
властями[1].
Позднее идеология всё
равно была на первом месте, таким образом она давила на различные сферы
культуры отсюда вытекает и усиленная цензура, которая контролировала
деятельность советской интеллигенции. Конечно, власть Советского Союза
запретила и лучшие в мире фильмы, театральные спектакли и многое другое. Что же
касается целого культа личности про Сталина, то тут СССР начала огромную работу
по устранению различно отрицательно, негативно написанных про него мемуары,
документы. Т.е начали сформировать светлый и положительный образ Сталина,
например в фильмах.
Важно понимать, что на
рубеже 50-80-х годов начало активизироваться художественная жизнь страны. Уже в
1957 году, состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший
делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были
подведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского
искусства (из примера работ авторов, смотреть приложения 1,2,3 на странице 8).
Как ранее отмечалось, в
СССР активно развивалось наука, современные технологии, в 1965 году первым из
Советского Союза в космос полетел Алексей Архипович Леонов, а уже в 1984 году
полетела первая женщина в открытый космос, Светлана Евгеньевна Савицкая. Что же
насчет литературы в период застоя, несмотря на название периода “ЗАСТОЙ” в
стране активно печаталась всевозможная печатная продукция и конечно это
способствовало увеличению грамотности
населения. Хочу отметить, что СССР этого года была в числе самых читающих стран
в мире. В начале 1980-х ежегодно издательства печатали на свет более 80.000
тысяч наименования книг, брошюр и общее составляющее было более 2 млрд
экземпляров. А советские семьи имели моду держать у себя семейные библиотеки,
не стоит забывать и про труды авторов марксизма. Также популярным стали мемуары
самого Леонида Брежнева в конце 70-х годов[2].
Кинематография имеет свой расцвет в годы 1970 по 80-е, почему потому что именно
в этот промежуток начали появляться народные фильмы и сериалы советского
производства, например – “Война и Мир” Сергея Федоровича Бондарчука, “Братья
Карамазовы”, “Преступление и наказание” а в связи с победоносным окончанием
ВОВ, начали снимать и на эту тематику, такие как “А зори здесь тихие”“Они
сражались за родину”. В данный период появился термин – авторское кино. В сфере
искусство и скульптуры тут произошла конкретная разделение на две части –
официальная и неофициальная или иными словами – “другое искусство”. По первой
части, художники работали в манере реализма и были на стороне социалистического
жанра, представителями которыми являлись Таир Теймур Салахов, Петр Петрович
Оссовский, Борис Сергеевич Угаров, Андрей Андреевич Мыльников.
Г.М. Коржев. “Поднимающий знамя”.
1957-1960 гг. Приложение 1.
А.П. Левитин. Этюд к картине - “Теплый день”.
Приложение 2.
Ю.И. Пименов. “Свадьба на завтрашней улице”.
1962 г.
А.Т.Пушнин. “Тракторист Володя Игнатов”.
1954 г.
Приложение 3.
В общих чертах,
изменения и последующее развитие сферы культуры в 65-е по 85-е годы затронули
само советское общество и его духовную жизнь, потому что эволюция культуры
происходит и изнутри и вне, в ходе этих изменений мы ясно видим, что советская
культура и искусство они вышли за рамки политической борьбы, но не стоит сразу
убирать данный фактор, так как она всё равно остается и останется
идеологическим оружием государства и партии[3].
Желание советского
руководства к укреплению культурных ценностях можно увидеть в ратификации
особого документа о международном пакте об экономических, социальных, культурных
правах, 1973 года. Это не только говорит о стремлении укрепить свои культурные
ценности, а вообще добиться норм международной культурной политики, чтобы было
поле, где можно развивать наши традиции, к примеру спорт. Особое влияние на
общество и конкретно на молодежь сыграла музыкальная сфера, ярым представителем
которого является Дмитрий Дмитриевич Шостакович(приложение
4), сумевший твердо отстоять достоинства и честь
человечности, милосердия и справедливости, которого очень не хватало в
советском пространстве. Начали массово возникать молодежный-музыкальный жанр, соответственно
и становления и появления рокерских групп, хотя партийная бюрократия активно пыталась
подавить такие очаги, но сильно так не помогало. Стоит учесть, что времена 60-х
можно считать общественным лицемерием и лживых лозунгов про великий
социалистический реализм, и рок практически взял на себя роль молодежного
протеста против застоявшийся партийный режим, которое охватывало не только
культурную часть жизни страны. Данный протест призывал обратить внимание на
распространенные проблемы общества и даже к обновлению общественной системы
жизни. А молодым членом движения был известным нами всем, Цой(приложение 5).
В 1960х, в связи с тем,
что официальная власть препятствовало возникновении на публике не
социалистических работ, то авторы, чтобы показать свои работы для глаз,
оценивания людей, начали искать новые зоны сбыта, то есть за пределы страны.
Сам экспорт из СССР, руководство партии рассматривало как пропаганду
буржуазного положения, используемая против коммунистического или
государственного строя. Одним из ярких моментов, когда государство открыто
воспрепятствовало творческому показу в 1 июня 1961 года в зале выставки
Московского отделения Союза художников РСФСР – М. Андропова, Л. Берлина, Б.
Биргера и другие.
И наконец образование в
Советском союзе. В 1970-ые годы в стране развернулась масштабная работа и
подготовка к учебному процессу среднего образования. Школы строились не только
в городах, но и в сёлах, при этом это было частое явление перевалившая уже за
140 тысяч школ малого, среднего размера. Соответственно выросли и
педагогические кадры, а в системе образования, конкретно в учебные программы
произошли большие изменения. Теперь начиная с 4-го класса, учащиеся изучают
основы наук в 10ую пятилетку страна закончила к всеобщему среднему образованию.
Но проблема состояло в том, что ученики, закончившие школу, были плохо
подготовлены по практической части, поэтому чтобы исключить такой проблем,
руководство приняло закон о перестройке школы, задумка была весьма интересной и
оно делало упор на самостоятельный труд, то есть намного ближе приближало
школьника к труду и конечно же к будущей работе в заводе. И как обычно бывает в
жизни, план полностью осуществить не получилось в виду материально-технической
части самой школы и казалось добавление нескольких часов в пользу труда должна
была встретиться с объятиями, но педагоги воспротивились этим реформам, потому
что сильно опасались снижения уровня общеобразовательной подготовки,
определенно логика присутствует в деле. Насчет высшего образования, то
институты становились университетами и для оказания дополнительной помощи на
поступление в высшее образование, создавались рабочие факультеты в следствие
чего возникла проблема переполнения кадров или, иными словами, трудности с
трудоустройством. Если раньше система заочного образования была не настолько
обширна, теперь она была расширена также этого коснулась и вечернего
образования. Как и в нынешнем времени, новоиспеченные специалисты своего дела
обычно после выпуска работали не по специальности. Большим плюсом я считаю
введение в период перестройки договорные обязательство (целевики) и вузов и различных
предприятий на подготовку своих будущих специалистов.[4]
Что же насчет
отечественной науки, то тут дела обстоят уже потруднее. В 60-е года, в отдельно
взятых сферах науки начала возникать заметное отставание, на что конечно было
обращено внимание группы ученых. Причина оказалась весьма предсказуемой из-за, нехватки
свободы в творческом поле и вдобавок ограниченные возможности найти нужную и
правдивую информацию для работы ученых. Также была проблема специальных
приборов для введения науки, качества была в разы ниже и была нехватка. Но в
период 1970-х было сделано капиталовложение и это в некотором мере помогло
закрыть отставание, тем не менее начались космические исследование, в практику
вошло длительные полеты по космосу, а извлекаемые оттуда знания, результаты не
только использовались по узкой специальности, но и применялись в народных
хозяйствах, в геологической сфере и даже для рыболовство нашлось что применять.
Таким образом благодаря
развитию технологий в сфере культуры, советские граждане любили ходить в кино –
вышли знаменитые фильмы такие как “Кавказская пленница”(приложение
6)потом пришла пора мультиков (1960-е гг) “Винни-пух”(приложение
7)
Спорт всегда была
актуальна и молодежь активно занималась, проводя много времени на футбольных
полях, спортплощадках. Популярной частью спорта были турпоходы. Благодаря
различным литературным жанрам многие пропадали в библиотеке, не смотря на
подавление со стороны властей художников, в данной сферой многие занимались
самодеятельностью. А музыка нынче была в моде из-за вспышки популярности рок
групп и вечерами молодежь и не только сидела и играла в гитарах перед костром.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
1.2. Социалистический
реализм после оттепели 1960-х гг
Социалистический реализм
это один из методов в литературе, используется также в сфере кинематографии, в
архитектуре, театре и в искусстве начала 20 века. Самая главная идея концепции
состояло в всеобщем позитиве и идеализации идеологии коммунизма.
К примеру, мы не
однократно наблюдали художественную картину, где труженики колхоза с улыбкою
шагают посреди пшеничного поля, где мысль была показать народу всеобщую любовь
и счастье к труду это и есть социальный реализм.
В 1964 год,
когда Хрущев был снят с должности главы государства, ознаменовало падение
либерализации культуры. А позже уже в 1968 году была подавлена пражская весна
военными силами советского союза и с тех пор культурный климат стал намного
холоднее и консервативнее. В данный
период на поле литературного творчества, имелись две преимущественно больших
лагеря разделенные на десталинизацию и неосталинизм, а если смотреть с другой
стороны имеем актуальную проблему появившиеся в современной эпохе и отсюда
вытекают два жанра – городская и деревенская (антисталинизм) прозы. В 1978 году
вышла автобиография про генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева, где
отмечено его талантливое руководство страной, восстановление народного
хозяйства, об освоении целинных земель. Казалось, в этом ничего такого нет, но
это явление дало вспомнить про культ личности, которую успели похоронить во
время Хрущёва. Нить автобиографии, которую пытался донести литературный журнал “Новый
мир” была в том, что все дороги успеха в каком-то деле ведут к одному человеку
или к партии, данную способность этих людей можно отнести к обладающим
сверхъестественными силам.
Отмечу, что в
литературе, как и в сталинские времена поднимается тема семьи, со всеми
присущими ей чертами это единство, кровные узы, и как группа людей
представляющая ценность для общества и страны. И как метафора она была полем
для целого обсуждения и даже какого-то движения и люди того периода толковали
это как целостность, которая была утрачена со временем качество, возникает
вопрос, что за целостность? Это тема
была, где неосталинисты тосковали по нему, ведь она означала такие
чувства как – уверенность и единство, а оно было запечатлено в сталинское время
– эмблема Мосфильма[5].
Одной из самых
интересных и актуальных в социалистическом реализме данного периода и не
только, была тема кончина одно члена семьи либо какая то иная форма ухода, на
эту бесспорно было множество различных вариантов, это репрессии, войны
различного уровня, чистки потенциальных предателей или просто конфликт внутри
семьи, вместе с этим менялась и окружающая среда, то есть кто-то из членов
уходит в деревню и там остается жить, работать. Так и работала советская
литература (1960-х и 80-х) по этой концепции, но самой любимой темой было
расставание сына с отцом из-за конфликта интересов, внешнего воздействия и.т.п,
иными словами, прочные связи между родственниками непременно распадались, но
можно растолковать это и по другому как сын потерял своего отца, наставника по
жизни, таким образом благодаря этим значениям сталинская литература обретает
новые оттенки.
Подведя итоги первой
главы, ясно видно какое течение и повороты были
в творческом методе в период 1960-го по 1980-х годов, со временем необходимость
добавлять в каждой творческой работе социалистический реализм отпал, иными
словами, потеряла главенствующую роль. Пришла пора модернизма. В данном случае
всё начиналось с попытки перестройки в период оттепели, но политика провалилась
и соответственно попытка обновить тоталитарную систему легитимности,
последствием этого стало фактическое признание не необходимости учитывать
сталинский тотальный режим. Следом наступила яростная атака на старые
литературные концепции и случилось не мыслимое, проведена дискуссия на тему
творческого метода, которая была непоколебима и неприкосновенно.
Глава 2. Андеграунд как
явление неофициальной культуры
2.1. Значение понятия андеграунд, его сущность
Особенностью данного
культурного направления являлась в 50-х-80-х существование параллельно с
официально признанной партией культурой, неофициальной культуры и надо учесть,
что это была одна из современных духовных форм сопротивления нынешнему режиму.
А само появления движения непосредственно связано с политической системой
государство.
Хочу отметить, что история неофициальной
культуры советского союза оставалась и остается мало изученной, а ведь
определенные научные работы они есть и, с происшествием достаточного времени
можно уже объективно посмотреть на данное явление.
Известный автор
различных энциклопедий Д.Десятерик, описывает термин андеграунд с английского
перевода как подполье и подземелья, а его представители выражают свои мысли,
взгляды и главное работы в творчестве таким образом, что всегда выходит
противоречащим определениям официальной культуры[6].
Чертой андеграунда
является путь, идущий в разрыв с господствующей идеологией в СССР всем тем
понятиям, нормам, ценностям присущий к идеологии и в обществе. Одно из самых
интересных фактов, это то, что неофициальная культура появлялась в странах, где
искусство и творческие работы были в прямом подчинении на идеологию, в нашем
случае коммунистической, стоит отметить дополнительные черты характера движения
— это бунтарство и вызывающее поведение в обществе.
Имеется
исследовательская работа некоторых ученых, Савицкого, Лурье, где отмечали
процесс работы над феноменом – андеграунд. При это всегда возникал вопрос,
который при изучении не давала покоя, а что лежало в основе самого движения?Есть
два известных варианта – андеграунд явление в культуре и нонконформизм, то есть
тут можно увидеть схожесть между двумя терминами.
В первом варианте это
явление субкультуры, есть мнение что его происхождение относят к послевоенному
времени, когда все виды развлечения переходят в сферу промышленности, а это в
свою очередь попадает в жесточайшую диктатуру потребителя, получается так что
потребитель выбирает товар в котором не нужна оригинальность, индивидуальность
автора и таким образом получается что права человека из субкультуры нарушаются
ради большой прибыли в производстве, нужна массовость, а не один два
продукта.
Во втором варианте мы
рассмотрим феномен в интернете одну интересную конференцию, называется RELCOMCULTUREUNDEGROUND,
где автор четко высказывает свою позицию – нет такого термина и определения
четко указывающий, описывающий что такое андеграунд, ведь сам феномен разделен
на множество разнообразных систем и само определение сильно затуманено, но есть
точка где их объединяет одна особенность – нонконформизм. В конференции,
исследователи показали андеграунд с позиции эксперимента, суть которого
заключается в поиске новые методов, форм или, иными словами, новизну, а это уже
своеобразное восстание против нынешней системы культуры (или против высших
властей), следовательно, иными словами, искусство феномена андеграунд следует
интерпретировать как о бунтарском движении.
В заключении, андеграунд
это слово возникла не в советском союзе, а в западе в середине 20 века, но не
стоит путать андеграунды запада и СССР, потому что есть фундаментальные
различия возникновения, например связано с историей, обстоятельством, цели,
деятельность.
Значение понятия
андеграунда приводится полная противоположность официальной культуре, иными
словами, она есть в искусстве, музыке, литературе, в кино и.т.д Данный феномен
всегда содержала в себе запрещенные творческие работы и главное были
независимые группы авторов работающих в вне цензуры, что с другой стороны хоть
и не легально, но развитие шло, а это в свою очередь доказало, что многие
андеграунские произведения стали популярными в массах.
Под нарушением и
цензурой имеется ввиду, идти в разрыв от господствующей политики партии,
отказаться от норм и традиций общества и социальных видов ценностей.
Чтобы разобраться, в
сущности, андеграунда, стоит взглянуть в прошлое, когда только начинала
появляться. У феномена была своя философия, которая называлась экзистенциализм,
смысл заключалось в единоличном ответственности за свои действия, за свою
жизнь, которую ты сам выбираешь прожить счастливо и искренне, либо повернуть в
кривую дорожку. А распространил и популяризовал после второй мировой войны Жан
Полю Сартру. В то время, когда консерватизм возобладал над сознанием общества,
начали выходить творческие работы отрицающие устоявшиеся ярлыки, стереотипы, то
есть андеграунд обратил свой взор на истинную сущность человека и как личности,
который благодаря своему сознанию, может создать свой образ жизни, ценностей.
Стоит отметить, что в
отличие от социалистического реализма, где автор должен учитывать положение
идеологии своего государство как в СССР, то в андеграунде на первый план вышло
переживание и трагедия самого человека или автора, таким образом они переносили
свои чувства в рисунки, комиксы затрагивая проблемы общества, а это затрагивало
некоторые интересы партии и государства, зачем показывать другим свои проблемы,
ведь всё хорошо, к примеру идеалы коммунизма, не позволяли такую свободу
авторам.
Если
в целом увидеть как и почему возник данный феномен, то можно понять, что
андеграунд популяризовалась из-за естественной среды, это социальной и
культурной сферы. Положение феномена выросла за счет главенствующей идеологии,
когда оно насильно пыталась выдавить и подавить всё, что могло противоречить её
интересам и идеям.
Как
выше отмечал, сущность андеграунда можно поделить на две стороны, на
американскую и на советскую.
Интересную
точку взгляда высказал Борис Гройс, то что, наш андеграунд от слова вообще не
подходит для явлений происходивших в 50-х по 80-х годов, что культурная
составляющая скорее напоминает и указывает на веселую жизнь в нью-йоркской
богемы и как мы понимаем в США царила буржуазия с ее благополучием и разных
бумажных законов и отсюда вытекают различные ночные клубы, наркотики, свободная
любовь. Все виды музыкальных жанров, отмечу нетрадиционных направлений для того
времени, и вся вот это атмосфера и жизнь не соответствуют другому государству,
Советскому союзу. Там царила уже иная атмосфера, царило весьма серая и унылое
беззаконие, а сами отечественные представители не рисковали открыто выставлять
свои работы на публику, мало ли, то есть не выходили из дома.
Но
главная мысль автора, Бориса Гройса лежит в сравнении целей противостояния
членов феномена в своих странах, запад в своих глазах видело противником
социальную часть общества, а именно социальное поведение, различные нормы
эстетики, а одно из самых главных целей было изменить сознание общества и те
преграды, которую строила общества, то есть предрассудки, а в советской части
мы прекрасно знаем это против цензуры, господствующей системы (идеологию) и
против одной из самых страшных явлений – репрессии, одна из причин почему
бояться показать свои творческие работы на массы.
Хочется
отметить, что можно с уверенность сказать, что явление и движение – андеграунд
несет разные смыслы и историю возникновения, но всё же у них есть общие
интересы, функции и в искусстве, и в обществе стран. [7]
2.2. Известные
представители советской культуры их вклад в развитие андеграунда
Одним из представителей
отдавший большой вклад в общее творческое дело в андеграунде, является Евгений
Леонидович Кропивницкий, известный художник, поэт и конечно, стоит отметить его
как основателя Лианозовской группы и отмечу, что он подвергся гонениям, именно
из-за этой группы, к примеру его исключили из союза художников советского
союза, плюс ему добавили обвинения в формализме. Но стоит понимать, что его
вклад лежит не только в его группе, но также и в Лианозовской школе, которую он
основал вместе с членами своей семьи и данная школа внесла значительный вклад в
движении неофициальной культуры, которая отразилась в искусстве, живописи, и
даже в поэзии.
Еще один, не менее яркий
член неофициальной культуры, Владимир Львович Слепян, художник и литератор,
первый человек андеграунда в советском союзе, сделавшую свою квартиру одним из
центров неофициальной художественной жизни творческих людей в 1956-58 годах,
данная улица, где проживал Слепянов, называлась – Трубная. Что примечательно, это
то, как в квартире сформировалась целое сообщество, в которое присоединялись
такие личности как – Злотников, Куклес, Шелковский. А в 50-х годах, даже
совместно с Юрием Злотниковым проводил такое мероприятие как – сеанс
одновременной живописи.
Евгений Михнов Войтенко,
не просто художник, а автор абстракционист и представитель нонконформизма
своего города, Ленинграда. Был членом одного интересного клуба или, иными
словами, товарищества, экспериментального изобразительного искусства. Его
деятельность тесно с оригинальной техникой спонтанной живописи, довольно
разнообразный стиль и искусства, но самое удивительное в его биографии, это то
что он был удостоен чести быть первым среди представителей неофициальной
культуры (андеграунд) которому официальные власти разрешили ему провести
персональную выставку, своей работы, было это в 1978 году.
Анатолий Тимофеевич
Зверев уроженец Москвы, работал художником, один из ярких представителей нонконформизма,
как и остальные основал русский экспрессионизм в 1960-х годов. К сожалению,
публичных выставок у него не было, провел всю свою жизнь в Москве, даже после
его смерти, творческие работы выставлялись в небольших помещениях либо в
подземных галереях. Но есть одно достижения, довольно необычное для того
времени, это что американский журнал lifeв 1959 году взяло две репродукции его
картин и уже 1961 году,его работы фигурировали в Нью-Йоркском музее, затем
последовала зарубежная выставка, не получилось в советском пространстве, так
получилось в западном поле.
Владимир Игоревич
Яковлев, известен как основатель российского импрессионизма, хочется отметить,
что несмотря на фоне множества ярких и разнообразных личностей
нонконформистского движения, Владимир выделяется по особенному, потому что на
его творческую деятельность сильно повлияло его физические недостатки, а именно
были проблемы с его зрением, самое худшее последовало в конце жизни, где провел
остатки своей жизни в психиатрических больницах. Тем не менее его деятельность
продолжает жить. В 1963 году была проведена первая его выставка в Штейнберском
музее Ф.М. Достоевского, который длился один день.
Илья Иосифович Кабаков,
советский, но и американский художник, известен тем, что его называют
патриархом московского концептуализма и тот, который создал особый жанр в сфере
искусства, а именно – тотальный инсталляций, который отмечу очень известный для
живущих в западе русским художникам.
Таким образом, подводя
итог известных представителей движения неофициальной культуры – андеграунда,
несмотря на репрессии и гонения со стороны властей, их творческие работы
фигурировали во многих выставках и даже на зарубеже их работы знали. Конечно,
стоит отметить, что жизнь у них была тяжела, тем не менее многие из них
основатели своих сообществ и вывели на свет множество особенных жанров.
Также не стоит забывать
и про политику КПСС вместе вытекающими решениями, принятый на съезде XXVII.
Программа касающиеся культурного направления СССР, содержала серьезные
организационные перестройки всей системы и реформы, несущиеся творческий
характер, одним предложением можно написать шли большие эксперименты для
культурного строительства. Решение КПСС, можно разделить на три этапа. Во-первых,
внимание народа всегда была приковано на укрепление и развитие фундамента (мат
базы) социал-культурной сферы, страна хотела более быстрое строительство
различных культурных объектов для развития духовной потребностейграждан всех
слоев. Во-вторых, своей главной задачей партия видела в открытии широкого поля
с большим спектром направлений, которое открыло бы таланты людей и их
способности, которые послужили бы стране, заодно обогатить граждан богатой
духовными знаниями.
Заключение
Делая вывод, можно выделить итоги работы.
В 1960-1980-х годов, начинается противостояние двух культур (официальная и
неофициальная).
Соцреализм после наступления хрущёвской оттепели соцреализм постепенно начал
сдавать позиции. В середине 1950-х годов его начали критиковать на страницах
газет за «лакировку действительности». Писатели старались уйти от мертвящих
сюжетных догм, дать своим персонажам хотя бы немного свободы внутри текста, а в
политических разговорах появлялась робкая критика сталинизма. К началу
1980-х движение соцреализма начало угасать. После распада СССР
многие тенденции соцреализма преобладали до середины-конца 1990-х и начала
2000-х годов.
Андеграунд в условиях подпольной деятельности смогла не
только выжить, но и распространиться в массы, при этом не стоит забывать и репрессии,
и ссылки в сторону представителям этого течения. В первую очередь андеграунд служил
платформой для выражения несоответствующих официальным политическим идеям идей
и творчества, также являлся местом встречи и взаимодействия людей с различными
мировоззрениями и творческими интересами, что помогало расширять горизонты и
формировать индивидуальные взгляды.
Таким образомв 1960–1980-х годах развитие культуры в
СССР носило противоречивый характер. «Оттепель» сменилась
«заморозками»: усилились идеологическое давление и цензура, контроль над
деятельностью советской интеллигенции.
Использованная
литература
1.
Бубенщиков.А.В. СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ЭПОХУ ТОТАЛИТАРИЗМА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / Бубенщиков.А.В. Культура. Культурология /
Музейное дело. Музееведение. —Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет,
2022. — С. 15-19.
2.
История советской политической цензуры: Документы и
комментарии / Отв. сост. Т.М. Горяева. М., 1997. – C. 100-130.
3.
Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. М.,
1998.4. «Исключить всякие упоминания.» Очерки истории советской цензуры.
4.
ЛобыневаЕ.И, Разработка вопросов культуры в документах КПСС в
1960-1980 гг: Приволжский научный вестник, 2011. С. 1-7.
5.
Компост —
Молодёжная субкультура 1980-х годов в СССР. С. 1-3.
6.
Материалы
XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С.
50-70.
7.
Конев В.П.
Советская художественная культура. Новороссийск, 2001. С. 200-245.
8.
Петров В.М. Субкультура российского андеграунда 1960-1980-х:
системные черты // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное
целое. СПб., 2001. С. 1-12.
9.
Потапов,
С. В. Неофициальное искусство в СССР. 1970-е годы [Электронный ресурс] / С. В.
Потапов II Галерея искусств Даев. - URL: #"https://psv4.userapi.com/c848024/u12780981/docs/d12/dd89a0e889fd/Alexeeva_L_Pokolenie_ottepeli.fb2?extra=VoaDFDdLkJWYHf_XEPicjeFybP2zD50aSP_mVR2fmRLFmZUy0Z55KLWMsBhnp_OcJKW-Mwr9oeBZiMMEDVY8_PEKQZViq-lKWPXwZ0wOPR-dMFWzkSIIjY1VjWrHt9_Q8RA_PF5q5pvQ4TAG4Z7VMkOf&dl=1">https://psv4.userapi.com/c848024/u12780981/docs/d12/dd89a0e889fd/Alexeeva_L_Pokolenie_ottepeli.fb2?extra=VoaDFDdLkJWYHf_XEPicjeFybP2zD50aSP_mVR2fmRLFmZUy0Z55KLWMsBhnp_OcJKW-Mwr9oeBZiMMEDVY8_PEKQZViq-lKWPXwZ0wOPR-dMFWzkSIIjY1VjWrHt9_Q8RA_PF5q5pvQ4TAG4Z7VMkOf&dl=1]
11.
Савицкий,
С. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы / С.
Савицкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. –123-176 с.
12.
Сироткин,
Ю. Л. Стигматизация как социокультурный феномен // Ю. Л. Сироткин II Вестник
Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 2 (20). -С. 100-106.
13.
Турицын Игорь Викторович, Давыдов Станислав Геннадьевич НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1950-Х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х гг / Турицын Игорь Викторович, Давыдов
Станислав Геннадьевич // Современная научная мысль. — 2019. — № . — С. 6-23.
14.
Фан
ЦзиньсюйРОЛЬ АВАНГАРДА В НЕОФИЦИАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ И
СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1930-1980-Х ГГ.:
ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ. Фан Цзиньсюй // Философия и культура. — 2023. — № . — С. 1-13.
[1]История советской политической цензуры:
Документы и комментарии / Отв. сост. Т.М. Горяева. М., 1997-с.32.
[2]История советской политической цензуры:
Документы и комментарии / Отв. сост. Т.М. Горяева. М., 1997-с.45.
[3]Тенденции социокультурного развития России.
1960-1990-е гг. / РАН. Министерство Культуры РФ. Российский институт
культурологии; Отв. ред.: И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 1996.
[4]Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.
М.: Политиздат, 1986. С.39.
[5]Скарлыгина Е.Ю. Неподцензурная культура
1960-1980-х годов и «третья волна» русской эмиграции. М., 2002. С.27.
[6]Савицкий, С. Андеграунд. История и мифы ленинградской
неофициальной литературы / С. Савицкий. - М.: Новое литературное обозрение,
2002. - 223 с.
[7]Савицкий, С. Андеграунд. История и мифы ленинградской
неофициальной литературы / С. Савицкий. - М.: Новое литературное обозрение,
2002. - 223 с.