Акцизы на примере ХМАО-Югра

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Налоги
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2024-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акцизы на примере ХМАО-Югра

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»



 

 




 

Курсовая работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

«Акциз на отдельные виды товаров: действующий механизм начисления и уплаты, направления его совершенствования»

(на примере ХМАО-Югры)

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 1э02

Поливко А.Ф.

Научный руководитель:
Костина О.В. – доцент

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск, 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Теоретические основы акцизного налогообложения в Российской Федерации. 5

1.1   Акцизы: понятие, виды.. 5

1.2 Особенности исчисления уплаты акцизов в Российский Федерации. 10

2 Роль акциз в формировании бюджета ХМАО-Югры на примере АО «БерезгаГаз Югра»  13

2.1 Анализ доходов бюджета ХМАО-Югры и роль акцизов в его формировании  13

2.2 Акцизное налогообложение АО «БерезкаГаз Югра». 20

3 Проблемы акцизного налогообложения и направления совершенствования акциза  27

3.1 Основные проблемы акцизного налогообложения и направления их совершенствования. 27

3.2 Направления совершенствования акцизного налогообложения в ХМАО-Югра на примере АО «БерезкаГаз Югра». 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 42

 

 




 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования – акцизы на отдельные виды товаров, обусловлена тем, что всовременных условиях акцизы являются одним из важнейших источников формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации.Они позволяют государству регулировать отдельные экономические и социальные процессы.

Акцизы – это косвенные налоги, включенные в цену товаров определенного перечня и уплачиваемые покупателем. Как и все косвенные налоги, акцизы перекладываются на потребителей, таким образом, фактическим предъявителем является конечный покупатель подакцизной продукции. Акцизы обычно взимаются с высокодоходных товаров с целью передачи части сверхприбылей производителей подакцизных товаров в доходы государства и пополнения государственного бюджета.

Система акцизного налога на протяжении длительного времени постоянно развивалась. Однако на сегодняшний день практика использования акцизов как фискального и регулятивного инструмента налоговой политики еще не совершенна.

Целью курсовой работы является определение роли акцизного налогообложения в формировании бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть сущность акциз в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также изучить механизм их взимания в Российской Федерации;

– изучить структуру, состав и тенденции формирования акцизов на примере региона ХМАО-Югра и производственного предприятия АО «БерезкаГаз Югра»;

– определить основные проблемы акцизного налогообложения и направления совершенствования системы акцизного налогообложения на примере ХМАО–Югра.

Объект исследования – акцизное налогообложение в РФ.

Предмет исследования – роль акциз в формировании бюджета ХМАО-Югра.

Источниками получения информации по теме работы послужили: учебная и научная литература; периодические издания; публикации в сети интернет.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения.

В первой главе изучены теоретические основы акцизного налогообложения: сущность, принципы, виды. Также рассмотрена система взимания акциз на территории РФ.

Во второй главе рассмотрен бюджет ХМАО-Югра за период 2020-2022 годы, определена роль акциз в его формировании.

В третей главе выявлены основные проблемы акцизного налогообложения, а также представлены перспективы развития акциз на территории ХМАО-Югра.

 

1 Теоретические основы акцизного налогообложения в Российской Федерации

1.1  Акцизы: понятие, виды

Акциз – это косвенный федеральный налог на определенный круг потребительских товаров, и один из способов пополнения государственного бюджета.

Этот вид налога существует долгое время, его истоки лежат в Древнем Риме. С давних времен механизм акциза был неизменен: потребитель даже не задумывался, что в цену продукта уже заложена доля для государственной казны. Товары, облагаемые акцизом, всегда считались предметами роскоши, товарами для удовольствия [8].

Система акциз в Россию начала работать во второй половине XIX века и стала одним из основным источником пополнения казны. Подакцизные товары включали как товары первой необходимости (к примеру, чай, сахар или спички), так и товары народного потребления (табак, солод). В 1901 году 60% всех государственных доходов поступали от подакцизных товаров в государственную казну.

После революции 1917 года акцизы были отменены. Вскоре– в рамках новой экономической политики (НЭП), их вернули в 1921 году, и акцизная система просуществовала до 1932 года. После этого ее снова отменили почти на 60 лет. Лишь после распада СССР и перестройки в 1992 году акцизы в России были вновь возвращены [12].

Акцизы – это специальные налоги, облагаемые определенные группы товаров с целью регулирования потребления вредных продуктов и товаров роскоши, увеличения государственных доходов.

Суть акцизов заключается в том, что товары или услуги, считающиеся вредными или роскошными, облагаются дополнительным налогом. К таким группам товаров относятся: алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, предметы роскоши и т. д.[11].

 

На акцизы возложены ряд важных функций, которые способствуют органам государственной власти решить ряд важных задач. Основные функции акцизов представлены в таблице1.

Таблица 1 – Функции акцизов

Функция

Характеристика

Финансовая функция

 

Является основной функцией акцизов. Акцизы способствуют пополнению государственного бюджета дополнительными ресурсами, за счет которых реализуются различные государственные программы и проекты: социальные, образование, здравоохранение, инфраструктуру и другие сферы, требующие финансирования.

Регулирующая функция

 

Акцизы помогают государству контролировать и регулировать потребление конкретных товаров из группы вредных и роскоши.Высокие ставки акцизного налога на определенные товары способствуют сокращению их потребления, тем самым влияя на общественное благосостояние. К примеру, высокие акцизы на алкоголь и табак снижают потребление данных товаров, тем самым способствую улучшению здоровье населения.

Защитная функция

 

Защитная функция акциз проявляется в механизме государства оградить отечественных производителей от конкуренции со стороны импорта. Введя высокие акцизы на импортную продукцию, правительство может сделать ее более дорогой для потребителей и тем самым стимулировать покупку отечественной продукции. Это может способствовать развитию национальной промышленности и предложению новых рабочих мест в стране.

Социальная функция

 

Данная функция акциз, способствует реализации социальной справедливости. Устанавливая прогрессивные ставки налога на потребление, правительство имеет возможность облагать высокими налогами предметы роскоши зажиточных слоев населения, в то время как более низкие доходы могут облагаться налогом по низким ставкам или освобождаться от налога на потребление.

Составлено автором по: [8].

 

В целом функция акциза носит фискальный характер, то есть формирование финансовых ресурсов государства. Также, ценовые и налоговые механизмы являются эффективным способом сокращения потребления товаров, которые оказывают негативное воздействие на здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения рекомендует повысить акцизы на табачную продукцию до 70%. Следует отметить, что такой уровень акциз сделает табак не покупаемым и разрушает фискальную функцию налога [12].

Считается, что потребление регулируется акцизами, но основная цель этого вида налога – пополнение бюджета, с акцизами это достигается стабильно и регулярно.

Акцизным налогом принято считать косвенный налог, который взимается в момент производства потребительских товаров в стране.

Косвенный налог – это налог на товары и услуги, который производитель не платит напрямую, а устанавливает в виде надбавки к цене.

Эти деньги производитель вычитает из выручки и направляет в государственную казну. Фактически покупатель платит налог, а производитель его только собирает.

Именно тот факт, что компания не платит собственные деньги, а передает их от покупателя государству, делает налог косвенным. Более того, покупатель зачастую даже не подозревает, что платит какой-то налог, поскольку он уже включен в цену[9].

Косвенные налоги более целесообразны в странах с высоким уровнем жизнедеятельности: платежеспособное население чаще покупает товары, в том числе высокой ценовой каегории, тем самым восполняя большими суммами казну. Акциз позволяет населению делать выбор: если человек не хочет платить такой налог, он может отказаться от покупки товаров, подлежащие акцизному налогу – сигареты или алкоголь[11].

Акцизный сбор противоречит интересам предпринимателей и ограничивает размер прибыли, не всегда можно увеличить цену реализации пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Акцизы уплачиваются как в федеральную казну, так и местные бюджеты. В таблице 2 представлен пример изменений отчисления акциз между федеральным бюджетом и региональным бюджетом ХМАО на примере ГСМ[23].

 

 

 

Таблица 2 – Распределение поступлений дохода от акциз ГСМ между бюджетами

Товар

Федеральный бюджет

бюджет ХМАО

с 01.01.19 г. по 31.01.19 г.

86,65%

13,35%

с 01 .02. 19 г. по 31.12.19 г.

41,9%

58,1%

с 01.01.2020 года

33,4%

66,6%

с 01.01.2021 года

25,1%

74,9%

с 01.01.2022 года

16,7%

83,3%

Составлено автором по: [23].

 

Плательщиками акцизного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, то есть лица, осуществляющие определенную (предусмотренную законодательством) деятельность с подакцизными товарами.

Подакцизная продукция представляет собой вид товаров, облагаемых специальным налогом – акцизом. Акцизный налог – косвенный налога в виде надбавки к стоимости определенного вида продукции, вводимый государством для пополнения бюджета, а также с целью регулирования спроса на определенный вид товаров[16].

Товары, подлежащие акцизному налогу, имеют общую характеристику: все они высокорентабельны и имеют низкую себестоимость производства, что делает их весьма привлекательными с налоговой точки зрения. Фактические поступления в бюджет РФ от акцизных сборов составляют около 5-8% совокупных налоговых поступлений, чтоявляется очень высоким показателем. Подакцизными налогами признаются как товары, произведенные на территории Российской Федерации, так и импортированные [11].

Полный перечень товаров, подлежащих акцизному налогу, указан в статье 181 НК РФ (таблица3) [1].

 

 

Таблица 3 – Список товаров, облагаемые акцизом

Наименование товара

Наименование товара

Этиловый спирт

Спиртосодержащая продукция (например, эмульсии) с содержанием этилового спирта более 9%

Табачная продукция

Алкогольная продукция с содержанием объема этилового спирта более 0,5%

Жидкости для электронных сигарет

Сладкая газированная вода

Легковые автомобили

Мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт)

Средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол.

Автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла (для дизельных и карбюраторных двигателей), авиационный керосин.

Природный газ и другое.

Составлено автором по: [1].

 

Весь перечень подакцизных товаров условно делят на две основные группы:

– подлежат обязательной маркировке;

– не подлежат обязательной маркировке.

К первой группе относятся табачные изделия, расфасованные для розничной продажи, и алкогольная продукция в таре от 50 мл до 100 литров. С 1 сентября 2023 года в эту группу также вошли пиво, сидр и медовуха.

К группе, не подлежащим маркировке, относятся все остальные товары из перечня подакцизных товаров[11].

Список подакцизных товаров изменяется достаточно часто. К примеру, с 1 июля 2023 года введен акциз на сладкие напитки. Ставка акциза на напитки с сахаром или подсластителями, содержание которых превышает 5 г на 100 мл, а доля этилового спирта не превышает 1,2%, составляет 7 рублей. за 1 л [1].

Из этого перечня видно, что подакцизные товары не относятся к товарам первой необходимости. Все подакцизные товары имеют достаточно большую разницу между себестоимостью и продажной ценой, то есть имеют высокую маржу.

 

1.2 Особенности исчисления уплаты акцизов в Российский Федерации

Акцизная система РФ регулируется Налоговым кодексом: статья 22 определяет подакцизную продукцию, ставки и механизм ее уплаты[1].

Каждый вид подакцизной продукции имеет свою ставку и формулу расчета налога. Акцизы рассчитываются с использованием двух видов ставок – фиксированной и комбинированной (таблица4) [13].

Таблица 4 – Виды ставок для расчета акциза

Вид ставки

Характеристика ставки

Пример

Фиксированная (твердая)

Фиксированная ставка – определенная сумма за единицу, вес или определенный объем товара.

Твердая ставка –фиксированная сумма каждой позиции группы товаров. Формула расчета (л, шт., вес):

ATС=Количество (CT)*Ставка.

 

В 2023 году акциз на игристое вино составил 45 руб./литр. При реализации 6000 литровых бутылок игристого вина, акциз составит:

АТС = 6 000*45 = 270 000 руб.

Комбинированная

Комбинированная ставка определяется согласно стоимости и типа товара. Применяется к табачной продукции.

 

В 2023 году для сигарет и папирос установлена ставка в размере 2603 руб. за 1000 штук фиксировано + 16% от розничной цены, но суммарно не менее 3536 руб. за 1000 штук.

АТС=2603+(50*150)*0,16 = 3803 руб.

Поскольку получившаяся сумма налога больше минимальной, к уплате – 3536 руб.

 

Составлено автором по: [13].

 

Срок уплаты акцизов дифференцирован, и зависит от вида операции: внутренняя, ввоз товаров из ЕАЭС и ввоз из стран, не входящих в ЕАЭС. Подробно сроки уплаты акциз с товаров представлен в таблице 5.

Как и для других сборов налоговой системы, для акцизов устанавливаются четкие сроки уплаты. Налоговый период по акцизу – один месяц, а сроки уплаты зависят от вида подакцизного товара.28 число – дата уплаты, а какого месяца по счету после реализации товара покупателю, зависит от вида товара. Предусматривается также в определенных случаях авансовый платеж по акцизу [10].

Таблица 5 – Сроки уплаты акциз

Вид операции

Сроки

Внутри РФ

 

Уплачивается каждый месяц. Срок оплаты не позднее 28 числа следующего месяца. К примеру, срок оплаты акциз за август 2023 года – до 28 сентября 2023 года. Если 28-е число приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, срок уплаты переносится на следующую рабочую дату.

Ввоз подакцизных товаров из ЕАЭС

Уплачивается за месяц, в котором ввозимые товары были зарегистрированы. Срок оплаты не позднее 20 числа следующего месяца.

Ввоз товаров из стран, не входящих в ЕАЭС

Акциз уплачивается наряду с другими таможенными пошлинами до подачи таможенной декларации

Составлено автором по: [1,11].

 

Производители и импортеры подакцизной продукции уплачивают акцизы в обязательном порядке, но в некоторых случаях, государство предоставляет производителям продукции преференции, данные льготы в оперативном режиме пересматриваются и изменяются, в зависимости от экономической ситуации в стране и мире, необходимости поддержки определенной отрасли и т.п.[13].

Применение и уплата акцизов регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ, при этом, отдельной статьи, предусматривающей льготы по акцизам для налогоплательщиков не существует.Информация об определенных преференциях представлена в различных статьях Налогового Кодекса РФ(таблица 6) [1].

Таблица 6 – Преференции по уплате акциз

Преференция

Основание

Характеристика

Освобождение от акциза и нулевая ставка.

Статья 183 НК РФ

Акциз не взимается, если:

– передача этилового спирта внутри предприятия в его структурное подразделение для последующего производства спиртосодержащей продукции в аэрозольной упаковке (парфюмерия, косметика);

– реализация авиационного керосина российского производства.

Статья 193 НК РФ

Нулевая ставка акциза применяется к:

– спирт этиловый, который реализуется предприятиям, уплачивающим авансовый платеж по акцизному сбору;

– пиво с долей этилового спирта до 0,5% включительно.

Продолжение таблицы 6

Преференция

Основание

Характеристика

Вычеты по акцизам

Статья 200 НК РФ

Налоговые вычеты, уменьшающие акциз, сумма которого исчисляется в соответствии с нормами статьи 194 НК РФ:

– предоставляется на суммы акциза, уплаченные при покупке подакцизной продукции или ее ввозе в Россию, при условии, что эта продукция впоследствии использовалась в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Освобождение от уплаты авансовых платежей.

Статья 204 НК РФ

Доступно для налогоплательщиков, представивших банковскую гарантию и уведомление об освобождении от уплаты налогов.

Составлено автором по: [1, 11, 13].

 

Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации не предусматривает льгот по акцизу. Однако имеются ряд преференций на список товаров, материалов[13].

Резюмируя главу, акцизы – это налоги, взимаемые с определенных товаров и услуг. Основные цели и задачи акцизного налогообложения: регулирование рынка, защита окружающей среды и увеличение доходов бюджета. Акцизы могут быть различных видов, включая специфические и адвалорные акцизы. Расчет акцизного сбора основан на определенных принципах, таких как налоговая ставка и налоговая база. Использование акцизов имеет социальный посыл – помогают сократить потребление вредных товаров. В целом акцизы являются важным инструментом налоговой политики, требующим баланса между экономическими и социальными интересами.

 

 

 

2Роль акциз в формировании бюджета ХМАО-Югры на примере АО «БерезгаГаз Югра»

2.1 Анализ доходов бюджета ХМАО-Югры и роль акцизов в его формировании

Структура доходной части бюджета ХМАО – Югра за период 2020-2022 годы представлена в таблице 7.

Таблица 7 – Фактические доходы бюджета АО ХМАО-Югры, тыс.руб.

Наименование 

2020 год

2021 год

2022 год

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Доходы

261 727 587

100,0

274 651 997

100,0

299 043 772

100,0

налоговые доходы

226 349 066

86,5

246 978 441

89,9

239 370 959

80,0

неналоговые доходы

7 770 900

3,0

6 696 239

2,4

13 757 619

4,6

безвозмездные поступления

27 607 622

10,5

20 977 317

7,6

45 915 194

15,4

Составлено автором по: [20, 21, 22].

 

За исследуемый период структура доходов регионального бюджета остается неизменной, с преобладанием налоговых доходов, которые в 2020-2021 годах составляют 86-90% совокупных доходов бюджета автономного округа, на 2022 год – 80,0%. Неналоговые доходы составляют около 3,0%. Следует отметить, что в 2022 году она вырастет до 4,6%. Структура доходов ХМАО-Югры представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура доходов бюджета АО ХМАО-Югры по факту 2022 года

В таблице 8 представлена динамика изменений доходов бюджета за 2020-2022 годы.

Таблица 8 – Динамика изменений фактических доходов бюджета АО ХМАО-Югры

Наименование 

2021/2020 гг.

2022/2021 гг.

2022/2020 гг.

абс., тыс. руб.

отн., %

абс., тыс. руб.

отн., %

абс., тыс. руб.

отн., %

Доходы

12 924 409

104,9

24 391 776

108,9

37 316 185

114,3

налоговые доходы

20 629 375

109,1

-7 607 482

96,9

13 021 894

105,8

неналоговые доходы

-1 074 661

86,2

7 061 381

205,5

5 986 720

177,0

безвозмездные поступления

-6 630 305

76,0

24 937 877

218,9

18 307 572

166,3

Составлено автором по: [20, 21, 22].

 

Стоит отметить ежегодный рост доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, при этом темпы роста увеличиваются. Интересный факт: в 2022 году налоговые поступления сокращаются, доля неналоговых увеличивается более чем вдвое.

Интерес представляют налоговые поступления, поскольку в эту группу входят акцизы. Рассмотрим структуру налоговых поступлений в разрезе 2020-2022 годов (таблица 9).

Структура налоговых доходов ХМАО-Югра показывает, что основными доходами бюджета являются налог на прибыль и НДФЛ – около 66-67% в 2020 и 2021 годах, в 2022 году доля налоговых доходов составила 54,5%. Далее по существенности, следует налог на имущество – 39,3% в 2022 году. Доля поступлений акцизного налога в 2022 году составляет 5,6% в общей сумме бюджета региона, что существенно выше уровня предыдущих лет – 3,8% и 3,9% соответственно в 2020 и 2021 годах.

Структура налоговых доходов в 2022 году представлена на рисунке 2.

 

Таблица 9 – Состав и структура налоговых доходов бюджета АО ХМАО-Югра, тыс.руб.

Вид налога

Поступило в бюджет

2020 год

2021 год

2022 год

Изменение 2022/2020 гг.

сумма

%

сумма

%

сумма

%

абс.

прирост, %

Всего поступило доходов

226 349 066

100,0

246 978 441

100,0

239 370 959

100,0

13 021 894

5,8

Налог на прибыль, доходы

149 405 457

66,0

165 646 086

67,1

130 397 295

54,5

-19 008 162

-12,7

Акцизы

8 616 296

3,8

9 619 797

3,9

13 319 552

5,6

4 703 256

54,6

Налог на совокупный доход

0,0

82 585

0,0

137 606

0,1

129 085

1514,9

Налог на имущество

67 117 713

29,7

70 159 390

28,4

93 984 818

39,3

26 867 105

40,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

678 494

0,3

851 684

0,3

978 088

0,4

299 594

44,2

Государственная пошлина, сборы

522 585

0,2

618 898

0,3

553 600

0,2

31 015

5,9

Составлено автором по: [20, 21, 22].

 

 

Рисунок 2 – Структура налоговых доходов бюджета ХМАО-Югры по факту 2022 года

 

Поступления по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и НДФЛ, обеспечили 92,5% налоговых поступлений по факту 2022 года. В 2021 году они составляли 94,3%.

Налог на имущество организаций, поступивший в бюджет автономного округа, в 2022 году увеличился на 35,2% по сравнению с 2021 годом. Увеличение доходов связано с изменением порядка учета и отчетности основных средств, в части переоценки и амортизационных отчислений.Положительной динамике доходов ежегодно способствует также рост налоговой базы за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей.

По налогу на прибыль наблюдается тенденция к снижению, связанная с возвратом излишне уплаченных сумм налога крупнейшими налогоплательщиками, особенно в связи с введением Федерального закона, изменяющего подход к учету курсовой разницы, накопленной по обязательствам и дебиторской задолженности, стоимость которых выражается в иностранной валюте.

Также отрицательной динамике доходов способствовало снижение налоговой базы ряда крупнейших нефтегазодобывающих компаний из-за превышения расходов над доходами. Поступленияналога на прибыль прямо пропорциональны доходам от добычи и реализации нефти и нефтепродуктов.

Налог на доходы физических лицпоказывает увеличение, что связано с ростом фонда оплаты труда работников предприятий нефтяной промышленности[21].

Рост акцизов в региональный бюджет обусловлен положительной динамикой поступлений от акцизов на горюче-смазочные материалы в размере 2865778,4 тыс. руб. за счет повышения налоговых ставок на 4% с 2022 года. Также наблюдался рост поступлений от алкогольной продукции, за счет увеличения уровня отчислений в региональные бюджеты на 4% начиная с 2022 года.

Анализ структуры поступлений акцизного налога в бюджетную систему Ханты-Мансийского автономного округа-Югры представлен в таблице 10.

Из представленных данных следует, что на период 2020-2022 годов в бюджете региона заложены только акцизы, уплачиваемые на товары, произведенные на территории Российской Федерации.

Как уже отмечалось, ежегодно увеличивается сумма акцизов, уплачиваемых в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с ростом на 12% и 38% в 2021 и 2022 годах соответственно.

Согласно представленной аналитики, следует, за исследуемый период наибольшую долю в общей сумме акцизов, поступивших в бюджетную систему Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, занимали акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо. Доля акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, так называемый «крепкий» алкоголь, за исследуемый период снизилась с 33,5% в 2021 году до 30,6% в 2022 году.

 

Таблица 10 – Состав и структура налоговых доходов бюджета АО ХМАО-Югра, тыс.руб.

Вид налога

Поступило в бюджет

2020 год

2021 год

Темп роста

2022 год

Темп роста

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

8 616 296

100

9 619 797

100

1 003 502

112

13 319 552

100

3 699 755

138

Акцизы на пиво, производимое на территории РФ

83 033

1,0

90 506

0,9

7 472

109

88 611

0,7

-1 894

98

Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%

2 738 725

31,8

3 224 760

33,5

486 036

118

4 071 850

30,6

847 089

126

Доходы от уплаты акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья

98 321

1,1

8 810

0,1

-89 511

9

9 566

0,1

756

109

Доходы от уплаты акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья (дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)

289

0,0

51

0,0

-238

18

-48

-0,004

-100

-94

Доходы от уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ

8 070

0,1

463

0,0

-7 607

6

740

0,01

278

160

Доходы от уплаты акцизов на этиловый спирт из непищевого сырья, производимый на территории РФ

26 686

0,3

5 824

0,1

-20 862

22

3 992

0,03

-1 832

69

Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо

2 411 592

28,0

2 898 790

30,1

487 198

120

4 584 373

34,4

1 685 584

158

Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

17 249

0,2

20 386

0,2

3 137

118

24 763

0,2

4 376

121

Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин

3 244 269

37,7

3 854 205

40,1

609 936

119

5 061 666

38,0

1 207 461

131

Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин

-444 588

-5,2

-494 318

-5,1

-49 730

111

-525 961

-3,9

-31 643

106

Акцизы на средние дистилляты, производимые на территории РФ

479 821

5,6

10 321

0,1

-469 500

2

 

0,0

-10 321

0

Доходы от уплаты акцизов на средние дистилляты, производимые на территории РФ

-47 172

-0,5

 

0,0

47 172

0

 

 

 

 

Составлено автором по: [20, 21, 22].

 

Структура суммы доходов акциз, поступивших в бюджет ХМАО-Югры за 2022 год представлено на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Структура доходов акциз, поступивших в бюджет ХМАО-Югры по факту 2022 года

 

По результатам анализа можно сделать вывод, что акцизы не являются основным доходным налогом бюджета Ханты-Мансийского автономного округа и поэтому в настоящее время не направлены на реализацию и выполнение фискальной функции налогов. В первую очередь, акцизный сбор на примере ХМАО-Югра выполняет социальную функцию, регулируя спрос и потребление подакцизных товаров, особенно бензина, топлива, алкогольной и табачной продукции.

 

2.2 Акцизное налогообложение АО «БерезкаГаз Югра»

АО «БерезкаГаз Югра» – предприятие нефтегазовой отрасли, входит в состав группы компаний «БерезкаГаз». АО «БерезкаГаз Югра» – современный инжиниринговый холдинг, осуществляющий проектирование и производственный процесс использования попутного нефтяного газа на высокотехнологичном оборудовании.

Компания находится по адресу: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Энгельса, дом 60, помещение 1 [26].

Карточка АО «БерезкаГаз Югра» представлена в таблице 11.

Таблица 11 – Карточка АО «БерезкаГаз Югра»

Параметр

Характеристика

Полное наименование предприятия

Акционерное общество «БерезкаГаз Югра»

ИНН

8601036768

Дата регистрации

31.10.2008 г.

Основной вид деятельности

19.20.2 Разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа

Дополнительные виды деятельности

42.22.1 Строительство междугородних линий электропередачи и связи

35.22 Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

33.11 Ремонт металлоизделий

35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям

77.39 Аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки

49.50.2 Транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки

52.24.1 Транспортная обработка контейнеров

19.20 Производство нефтепродуктов

Составлено автором по: [26].

 

Деятельность АО «БерезкаГаз Югра» состоит из следующих направлений:

разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа;

– строительство междугородних линий электропередачи и связи;

– распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям;

– ремонт металлоизделий;

– передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям;

– аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств;

– транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки;

– транспортная обработка контейнеров;

– производство нефтепродуктов.

Перерабатывающая компания АО «БерезкаГаз Югра» эксплуатирует УКПГ в районе Западно-Салымской и Шапшинской группы месторождений.

АО «БерезкаГаз Югра» в плане управленческой структуры – относится к линейно-функциональным (рисунок 4). Отличительной особенностью этой структуры является акцент на решении простой и четко определенной функциональности.

Аппарат управления обществом возглавляют общее собрание акционеров, совет директоров и генеральный директор.

Рисунок 4 – организационная структура ОА «БерезкаГаз-Югра»

 

Основной деятельностью любого субъекта хозяйствования является получение прибыли, поэтому характеристика основных технико-экономических показателей даст представление о деятельности АО «БерезкаГаз Югра» (таблица 12).

 

 

Таблица 12– Основные технико-экономические показатели «БерезкаГаз Югра»

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Изменение 2022/2020гг

абс.

отн.,%

Выручка, тыс. руб.

2848172

4905140

3236672

388500

114

Полная себестоимость, тыс. руб.

1786024

2006831

1880507

94483

105

Средний уровень затрат, доля

0,627

0,409

0,581

-0,046

93

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1062148

2898309

1356165

294017

128

Рентабельность продаж, %

37,3

59,1

41,9

4,61

112

Чистая прибыль, тыс. руб.

-3165029

2135079

74437

3239466

-

Рентабельность конечной деятельности, %

-111,1

43,5

2,3

113,42

-

Численность персонала, чел.

118

120

121

3

103

Производительность труда одного работника, тыс. руб.

24137,1

40876,2

26749,4

2612,3

111

Фонд заработной платы, тыс. руб.

157790

162540

174155

16365

110

Среднемесячная заработная плата работника

111434

112875

119941

8508

108

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

2644294

2508440

2741093

96799

104

Фондоотдача, руб.

1,08

1,96

1,18

110

Фондоемкость, руб.

0,928

0,511

0,847

-0,082

91

Фондовооруженность труда одного работника, тыс. руб./чел.

22409,3

20903,7

22653,7

244,4

101

 

Анализ основных технико-экономических показателей АО «БерезкаГаз Югра» за 2020-2022 годы свидетельствует об увеличении трехлетнего оборота компании на 14% (пик роста наблюдается в 2021 году), при этом общие затраты увеличились на 5%. Существует лаг между темпами роста затрат и темпами роста доходов, что указывает на экономию затрат на единицу услуги. Данная тенденция проявляется в показателе средней стоимости затрат – снижение показателя на 7%.

Показатели прибыли имеют положительную динамику: в 2020 году наблюдаются потери бизнеса, вызванные пандемией коронавируса и ограничительными условиями ведения бизнеса, в 2021 году – существенно увеличивается чистая прибыль, в 2022 году наблюдается снижение по сравнению с предыдущим годом, основанием данной ситуации является санкционная политика Запада, нестабильность на мировом нефтяном рынке.

АО «БерезкаГаз Югра» применяет общую систему налогообложения. Согласно которой компания уплачивает следующие налоги:

– налог на прибыль организаций;

– налог на добавленную стоимость;

– налог на имущество организаций;

– транспортный налог;

– акцизы;

– выступает налоговым агентом по подоходному налогу с работников компании.

АО «БерезкаГаз Югра» является налогоплательщиком акциз на следующие виды продукции:

– бутан технический;

– пропан-бутановая техническая смесь.

Согласно пункту 12 статьи 193 налогового кодекса РФ, ставка акциза на сжиженный углеводородный газ (СУГ) на период 2022-2023 год составляет 4 500 рублей за 1 т. СУГ, подлежащий переработке.

В части акцизов на нефть, продукты переработки углеводородного сырья действует «обратный» акциз для отдельных видов продукции. Механизм «обратного» акциза предусмотрен для семи групп подакцизных товаров, в том числе для сжиженных углеводородных газов.

Также, для получения обратного акциза АО «БерезкаГаз Югра» соответствует следующим условиям, необходимым в рамках выплат обратного акциза на 1 января 2023 года:

– юрлицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации, исключения из ЕГРЮЛа;

– у компании нет задолженности по налогам, сборам и страховым взносам;

– компания направила более 4 млн. тонн сырья в 2022 году на собственные мощности по переработке.

АО «БерезкаГаз Югра» является налогоплательщиком акциза на сжиженный углеводородный газ (СУГ), но также пользуется правом на обратный акциз. Суммы по отчислениям акциза по предприятию приведены в таблице 13.

Акциз на сжиженный углеводородный газ (СУГ) был введен с 01.01.2022 года, как следствие, данные представлены по факту 2022 года, а также прогноз 2023 года, основанный на факте за 10 месяцев 2023 года.

Таблица 13 – Расчет сумм акциз АО «БерезкаГаз Югра»

Показатели

2022 год

ФАКТ

2023 год

ПРОГНОЗ

Изменение

абс.

прирост,%

Объем СУГ, подлежащий переработке, млн.т.

12,9

17,6

4,7

36,4

Ставка акциз, руб./т

4500

4500

0

0,0

Сумма начисленного акциза, млн.руб.

58050

79200

21150

36,4

 

Согласно представленным данным следует, что сумма акциза, начисленного на сжиженный углеводородный газ (СУГ) АО «БерезкаГаз Югра» по факту 2022 года составила 58050 млн. рублей, существенный рост по прогнозам за 2023 год связан с пуском новых мощностей перерабатывающего производства, как следствие, при неизменной ставке акциза, сумма подлежащая к уплате составляет 79200 млн. рублей, что на 36,4% выше предшествующего периода.

Согласно действующему налоговому законодательству АО «БерезкаГаз Югра» имеет «обратный» акциз на сжиженный углеводородный газ (СУГ).

Резюмируя вторую главу, следует. Акцизы не являются основным доходообразующим налогом бюджета ХМАО-Югра.

Наибольшую долю в общей сумме акцизов, поступивших в бюджетную систему ХМАО-Югра, занимали акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо.

АО «БерезкаГаз Югра» является налогоплательщиком акциза на сжиженный углеводородный газ (СУГ), но пользуется правом на обратный акциз.

3Проблемы акцизного налогообложения и направления совершенствования акциза

3.1 Основные проблемы акцизного налогообложения и направления их совершенствования

Акциз является одним из рычагов государственного регулирования производства и потребления отдельных видов товаров. Законодательная база по данному вопросу актуализируется в постоянном режиме: уточняются правила взимания отдельных акцизов и вводятся новые:

– в 2022 году введен акциз на жидкую сталь;

– в 2023 году введен акциз на сахаросодержащие напитки.

 









































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Основные проблемы акцизного налогообложения

 

В части акцизов на этиловый спирт, алкоголь, табачную и никотинсодержащую продукцию проводится ежегодная индексация ставок. Фактически, сумма акцизов установленные на территории РФ значительно превышают суммы налогов на аналогичную продукцию в государствах-членах Евразийского экономического союза.

Данный дисбаланс подталкивает некоторых участников рынка к использованию серых схем уклонения от акцизов: поставкам нелегальной и контрафактной продукции. К примеру, доля контрафактной табачной продукции на российском рынке по факту 2022 года превышает 12%. Основная доля контрафактной продукции приходится на ввоз через Республику Беларусь (90%), Республику Армения (6%) [18].

В настоящее время реализован ряд мер по борьбе с незаконным оборотом контрафактной продукции (таблица 14).

Таблица 14 – Законодательные меры по борьбе с контрафактной продукцией

Направление регулирования

Законодательный документ

Стадия принятия

Сокращение объемов незаконного производства и оборота продукции, содержащей табак и никотин.

№ 203-ФЗ от 13 июня 2023 г. «О государственном регулировании производства и обращения табачных изделий, табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» [4].

Действует с 1 сентября 2023 года.

№ 204-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5]

Действует с 1 сентября 2023 года.

Усиление административной и уголовной ответственности за нарушения в данной сфере

№ 310855–8 «О внесении изменений в статью 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации» [18]

На рассмотрении Государственной Думы.

№ 310899–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [18]

На рассмотрении Государственной Думы

 

Необходимым действием в борьбе с контрафактной продукцией является привлечение регионов. В целях построения действенной системы противодействия нелегальному рынку, следует расширить функциональные возможности субъектов Российской Федерации по решению подобных задач, а также выделить дополнительные источники финансового обеспечения данных мероприятий, в том числе за счет перераспределения части поступления акцизов на табачные изделия в бюджеты субъектов Российской Федерации. Положительным примером – перенос акцизов на крепкий алкоголь на региональный уровень.

Ряд проблем связаны с введением в 2023 году нового акциза – на сахаросодержащие напитки.В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 443-ФЗ введен данный акциз с 1 июля 2023 года, а для производителей сладких напитков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 1 октября 2023 года.

Данную меру инициировало Министерство здравоохранения Российской Федерации: доход от введения акциза на сладкие напиткизапланировано направить на субсидирование мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» в размере 25 миллиардов рублей.

Фактически, новый акциз вызвал много споров и реальную неготовность бизнеса к данному налогу. Сроки введения акциза на сахаросодержащие напитки откладывались несколько раз. Кроме этого, объем поступлений по акцизу на сахаросодержащие напитки переоценен, явным проявлением данного факта является последняя редакция Федерального законапроекта «Борьба с сахарным диабетом», где на 2023 год запланировано 10 млрд рублей (на 2024и 2025 годы также запланировано по 10 млрд рублей) [18].

Действующим законодательством предусмотрен спектр ограничений на пользование различного вида льгот и преференций производителями подакцизных товаров. Так, в связи с отнесением сахаросодержащих напитков к подакцизным товарам субъекты хозяйствования, занимающиеся их производством и торговлей, лишились права на такие преференции.

Некоторые вопросы решены в рамках Федерального закона № 443-ФЗ. Но, остаются противоречия, законодательно никак не урегулированы. Так, Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации»[6] предусмотрен запрет на производство и переработку подакцизной продукции на территории особой экономической зоны, за исключением отдельных видов, в перечень которой не включены сладкие напитки. В то же время ряд инвестиционных проектов, реализация которых была начата на территориях особых экономических зон до принятия Федерального закона № 443-ФЗ[3], предусматривает строительство предприятий по производству газированных напитков.

Также, производители сахаросодержащих напитков столкнулись с барьерами в части получения субсидий из бюджетов Российской Федерации на безвозмездной основе в случаях недополучения прибыли, предусмотренных законодательно. Финансовая поддержка не предусмотрена субъектам МСП, занимающихся производством подакцизных товаров. Тоже самое касается инвестиционных проектов на региональном уровне.

Проблемным полем является акцизное регулирование нефти и продукцию переработки углеводородов, в частности механизм «обратных» акцизов. В действующей редакции Налогового кодекса РФ механизм «обратного» акцизного налогообложения предусмотрен всего по семи группам подакцизной продукции[16].

В Госдуме рассматривается проект федерального закона, предусматривающий введение с 2024 года механизма «обратного» акциза на синтетические каучуки. Причиной его введения является сложившаяся негативная ситуация на рынке: последствия ограничительных меры Covid, санкционная политика Запада. Кроме того, данным законопроектом предусмотрена корректировка акцизов на этан и сжиженные нефтяные газы.

В начале 2023 года был принят Федеральный закон, уточнивший формулы расчета средней цены экспортной альтернативы для бензин автомобильный АИ-92 5 класса и дизельное топливо 5 класса. В результате данной корректировки для налогоплательщиков, перерабатывающих нефтяное сырье, уменьшен размер налогового вычета по акцизам [18].

В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательного регулирования механизмов акцизного налогообложения. В современных условиях, в том числе введение санкционной политики и прочих ограничений зарубежными странами в отношении РФ, вывод ряда иностранных производителей с российского рынка, необходимо создать дополнительные стимулы для развития отечественного производства при сохранении баланса интересов государства, бизнеса и потребителей.

 

3.2 Направления совершенствования акцизного налогообложения в ХМАО-Югра на примере АО «БерезкаГаз Югра»

Для повышения эффективности акцизного налогообложения в России необходимо провести комплексную реформу, включающую устранение проблем, упрощение процедур, снижение административных барьеров и повышение прозрачности. Это обеспечит более справедливое и эффективное акцизное налогообложение, улучшит контроль и надзор, а также устранит незаконную торговлю и деятельность в этом секторе. При этом необходимо создать условия для развития легальной деятельности и увеличения государственных доходов.

Акцизы могут быть введены на те товары, которые не имеют практической пользы. За счет этого может быть повышена эффективность налоговой политики.

Повышение ставок акцизов, несомненно, окажет влияние на всех участников рынка в будущем, но спрогнозировать, каким будет это влияние, представляется достаточно сложной задачей, учитывая специфику и нестабильность российской экономики. Исходя из экономической сущности акцизного налога, требуется изменение пропорции распределения доходов от акцизного налога между различными уровнями бюджетной системы. Основная их часть должна включаться в налоговые доходы местных бюджетов, поскольку расходы на ликвидацию последствий потребления подакцизных товаров и услуг несут, в первую очередь, бюджеты поселений, районов и муниципальных образований[18].

Рассмотрим на примере ХМАО-Югра, перераспределение доли акциз на ГСМ и их влияние на доход бюджета. Согласно статистическим данным, перераспределение акциз с ГСМ по факту 2022 года составляет 83,3% в бюджет ХМАО-Югра, остальная часть – в Федеральный бюджет. Допустим, что всю сумму с поступлений от акциз ГСМ направить в бюджет региона (таблица 15).

 

 

 

Таблица 15 – Изменение в перераспределении поступлений в бюджет по статье ГСМ, тыс. руб.

Доходы по статьям акциз

2022 год Факт

План

Отклонение

абс.

темп прироста, %

на пиво

88611

88611

0

-

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%

4071850

4071850

0

-

на этиловый спирт из пищевого сырья

9518

9518

0

-

на спиртосодержащую продукцию,

740

740

0

-

на этиловый спирт из непищевого сырья

3992

3992

0

-

на дизельное топливо

4584373

5503449

919076

20

на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

24763

29727,49

4964

20

на автомобильный бензин

4535705

5445024

909319

20

Итого акцизы

13319552

15152911

1833359

14

 

Таким образом следует, что при перераспределении доходов от акциз по статье ГСМ – 100% направление в бюджет региона, по факту 2022 года рост составил на 14%, что в денежном выражении составляет 1833,4 млн. рублей. Данная сумма является существенной и позволит реализовать ряд мероприятий на территории, непосредственно направленных как на борьбу с нелегальным рынком, так и поддержки социально значимых аспектов в регионе.

Существует несколько направлений совершенствования системы акцизного налога на территории РФ:

1) Упрощение процедур. Одним из способов повышения эффективности акцизного налогообложения является упрощение процедур для предпринимателей с целью снижения бюрократического бремени и улучшения деловой среды. Это может включать ускорение процесса регистрации и уплаты налогов, автоматизацию отчетности, упрощение административных процедур и повышение прозрачности правил и требований.

2) Борьба с контрабандой и нелегальным производством. В России активно действуют нелегальные производители, что наносит значительный ущерб бюджету. Повышение эффективности борьбы с контрабандой и незаконным производством подакцизных товаров позволит улучшить собираемость налогов и защитить законопослушных предпринимателей от недобросовестной конкуренции.

3) Внедрение современных технологий. Использование современных технологий, таких как системы маркировки и отслеживания, может помочь уменьшить возможности мошенничества и контрабанды подакцизных товаров. Это улучшит прозрачность цепочки поставок и повысит эффективность контроля со стороны налоговых органов[16].

Данные направления совершенствования акцизов на территории РФ способствуют повышению эффективности налогообложения и сбора акцизов, улучшению условий для предпринимателей и защите государственных интересов. Однако существующие и успешно применяемые меры необходимо поддерживать и поддерживать, чтобы реализация реформы была последовательной и эффективной.

Отдельным аспектом следует проработать акцизное налогообложение продукции нефтеперерабатывающей отрасли, которая является преобладающим сектором на территории ХМАО-Югра.

Во-первых, следует проработать вопрос о внедрении на платформе Федеральной налоговой службы механизмов налогового администрирования участников нефтяной отрасли на основе электронного документооборота и данных товарного баланса нефтепродуктов.

Решение ввести обратный акциз на этан и СУГ было принято для того, чтобы стимулировать переработку данного вида сырья в стране и создать более привлекательные условия для запуска новых проектов.

С этой же целью ставка акциза на СУГ на протяжении 20200-2023 годы было неизменным. В действующей редакции статьи 193 НК РФ следует ежегодное повышение ставки акциза (таблица 16).

 

 

 

Таблица 16 – Ставка акциза на СУГ[19]

Период

Ставка

с 01.01.2024 по 31.12.2024 включительно

5 500 рублей за 1 тонну СУГ;

с 01.01.2025 по 31.12.2025 включительно

6 500 рублей за 1 тонну СУГ;

с 01.01.2026

7 500 рублей за 1 тонну СУГ

 

Государство оказывает поддержку российским производителям по средствам одинакового подхода по применению обратного акциза на перерабатываемый этан и СУГ, способствуя выполнению задач по развитию нефтегазохимического комплекса в России в целом.

Следует отметить, что практика обратного акциза находится в постоянном обсуждении, и пересмотр действующих условий возможен в любой момент. Рассмотрим, как влияет рост ставок на налоговую нагрузку акциз на АО «БерезкаГаз Югра» (таблица 17).

Допущения к таблице 17:

– ставки акциз на основании таблицы 16;

– объем СУГ на уровне прогноза 2023 года.

Таблица 17 – Изменение суммы акциз в результате роста ставок на АО «БерезкаГаз Югра»

Показатели

2023 год

ПРОГНОЗ

План

Изменение 2026/2023

2024 год

2025 год

2026 год

абс.

прирост,%

Объем СУГ, подлежащий переработке, млн.т.

17,6

17,6

17,6

17,6

0

0

Ставка акциз, руб./т

4500

5500

6500

7500

3000

66,7

Сумма начисленного акциза, млн. руб.

79200

96800

114400

132000

52800

66,7

 

 

 

Рисунок 6 – Динамика роста акциз АО «БерезкаГаз Югра» в результате роста ставок, млн. руб.

 

Таким образом следует, что действующим законодательством предусматривается значительный рост суммы акцизов, что при неизменном объеме производства, сумма увеличивается на 66,7%, или 52800 млн.рублей за период 3 года. Это с одной является положительным аспектом для бюджета региона, но представляет значительную нагрузку на потребителей и производителей, перерабатывающих СУГ. И в ситуации, отмены обратного акциза в любой момент формирует определенный круг проблем для бизнеса.

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и большой работой в правовом аспекте. Акцизы часто критикуют, говорят, что они регрессивны и недемократичны, но в то же время они являются лучшим инструментом для нестабильной экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акцизы являются налогами, которые взимаются с определенных товаров и услуг. Они имеют свои цели и задачи, такие как регулирование рынка, защита окружающей среды и увеличение доходов государства. Акцизы могут быть различных видов, включая специфические и адвалорные акцизы. Расчет акцизов основывается на определенных принципах, таких как ставка и база налогообложения. Применение акцизов может быть полезным, так как они способствуют сокращению потребления вредных товаров и увеличению доходов государства. Однако, они также могут иметь негативные последствия, такие как увеличение стоимости товаров для потребителей. В целом, акцизы являются важным инструментом налоговой политики, который требует баланса между экономическими и социальными интересами.

Следует отметить ежегодный рост доходной части бюджета ХМАО-Югры, при этом темпы роста увеличиваются. Интересный факт: в 2022 году снижение налоговых доходов, при этом неналоговая часть увеличивается более, чем в 2 раза. Именно налоговые доходы представляют интерес, так как акцизы входят в данную группу.

Структура налоговых доходов автономного округа ХМАО-Югра, свидетельствует, что основной доход бюджета составляет налог на прибыль и налог на доходы физических лиц –порядка 66-67% в 2020 и 2021 годах, в 2022 году доля составляет 54,5%. Далее по значимости идет налог на имущество – 39,3% в 2022 году. Доля налоговых сборов по акцизам составляет 5,6% по факту 2022 года, что значительно выше уровня предшествующих годов 3,8% и 3,9%, соответственно в 2020 и 2021 годах.

В течение 2020-2022 годов наибольшую долю в общей сумме акцизов, поступивших в бюджетную систему ХМАО-Югра, занимали акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо. Доля акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, так называемый «крепкий» алкоголь, за исследуемый период снизилась с 33,5% в 2021 году до 30,6% в 2022 году.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что акцизы не являются основным доходообразующим налогом бюджета ХМАО-Югра, поэтому они в настоящее время не направлены на реализацию фискальной функции налогов, и выполняют, прежде всего, социальную функцию, регулирующую спрос и потребление подакцизных товаров, особенно, таких как бензин, топливо, алкогольная и табачная продукция.

Акциз является одним из рычагов государственного регулирования производства и потребления отдельных видов товаров. Законодательство в этом направлении развивается – уточняются правила взимания отдельных акцизов, вводятся новые. В частности, с 2022 года введен акциз на жидкую сталь, в 2023 году вводится акциз на сахаросодержащие напитки. Уточнены правила обложения продукции нефтегазового сектора, табачных, никотинсодержащих и алкогольных товаров.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательного регулирования механизмов акцизного обложения. В сложившихся условиях, в том числе введения иностранными государствами рестрикций в отношении Российской Федерации, ухода с российского рынка ряда иностранных товаропроизводителей, необходимо создание дополнительных стимулов для развития отечественного производства при одновременном соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и потребителей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

2.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

3.   Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.11.2022 №443-ФЗ  [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431755/?ysclid=lsaob9m8fz983238727

4.   Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» от 13.06.2023 №203-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449350/?ysclid=lsamvj2l2i110561720

5.   Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.06.2022 №204-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420321/

6.   Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

7.   Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_458280/?ysclid=lsamllt2xc114972438

8.   Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич. – Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2019. - 285 c.

9.   Богомолов, В. В. Акцизный налог как инструмент быстрого реагирования и воздействия на негативные экономические процессы / В. В. Богомолов // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 93-95 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/311/70591/

10. Данилин, Е. А. Влияние акцизного налогообложения на алкогольную продукцию в формировании государственного бюджета / Е. А. Данилин // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 245-248 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/443/97087/ (дата обращения: 02.02.2024).

11. Демина, А. Ю. Сравнительный анализ акцизного налогообложения в России и в Объединенных Арабских Эмиратах / А. Ю. Демина // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – С. 274-277. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/492/107595/

12. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник для вузов / Л. Н. Лыкова. – Москва :Юрайт, 2023. – 357 с. 

13. Малис, Н.И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, Д. И. Ряховский, А. С. Зинягина ; под редакцией Н. И. Малис. – Москва :Юрайт, 2023. – 411 с. 

14. Пансков, В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства / В.Г. Панков // Налоговый вестник. – 2020. –№4. – С. 25-29.

15. Пронина, Л. И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении доходов местных бюджетов / Л.И. Пронина // Финансы – 2021. – №5. – С.38-44.

16. Чукарина, А. А. Проблемы и эффективность акцизного налогообложения в Российской Федерации / А. А. Чукарина// Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 349-351.

17. Шаров, В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие / В.Ф. Шаров. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 227 с.

18. Акцизное налогообложение: проблемы и направления совершенствования [Электронный ресурс]. – URL: #"https://depfin.admhmao.ru/upload/iblock/3e2/Broshyura-ispolnenie-byudzheta-za-2020-god-_Zakon_.pdf">https://depfin.admhmao.ru/upload/iblock/3e2/Broshyura-ispolnenie-byudzheta-za-2020-god-_Zakon_.pdf

21. Исполнение бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год [Электронный ресурс]. – URL: https://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/ispolnenie-byudzheta/otchet-ob-ispolnenii-byudzheta-za-2021-god/7651411/zakon-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-ot-30-06-2022-g-53-oz-ob-ispolnenii-byudzheta-khan/

22. Исполнение бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2022 год [Электронный ресурс]. – URL: https://depfin.admhmao.ru/budget/report/8824522/ispolnenie-byudzheta-avtonomnogo-okruga-za-2022-god-proekt/

23. Рынок СУГ в РФ: итоги за 9 месяцев 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.omt-consult.ru/storage/app/media/demofiles/Баланс_новыйСУГ_поздний%2010.pdf?ysclid=ls8nqv5xi9327663931

24. Справка о нормативах распределения налоговых платежей года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dumahmao.ru/officeofbudget/Intergovernmentalrelations/intergovernmentalrelations2020/20191101N386.php

25. АО «БерезкаГаз Югра» [Электронный ресурс]. – URL:https://rozamira.ru/business/tech.php

26. Чекко: проверка контрагента АО «БерезкаГаз Югра» [Электронный ресурс]. – URL:https://checko.ru/company/berezkagaz-yugra-1088601002511

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бухгалтерский баланс АО «БерезкаГаз Югра» за 2022 год

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отчет о финансовых результатах АО «БерезкаГаз Югра» за 2022 год

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Отчет о финансовых результатах АО «БерезкаГаз Югра» за 2021год

 

 

Похожие работы на - Акцизы на примере ХМАО-Югра

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!