Бухгалтерский учет организации применяющей упрощенную систему налогообложения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет организации применяющей упрощенную систему налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дипломная работа

 

 

 

на тему

Особенности учёта и налогообложения в ООО «Альфа»,

применяющем упрощённую систему налогообложения

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы учета и налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.. 6

1.1 Нормативное регулирование учета и условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. 6

1.2 Основные элементы упрощенной системы налогообложения. 15

1.3 Особенности налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. 21

1.4. Особенности бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. 24

Глава 2. Современное состояние учёта и налогообложения на примере ООО «Альфа». 28

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации. 28

2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения в ООО «Альфа». 31

2.3 Анализ и оценка эффективности применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Альфа». 39

2.4. Рекомендации по совершенствованию учёта и практики применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Альфа» и оценка экономической эффективности предложенных мероприятий. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 59

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 64

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая система представляет собой сложный механизм, направленный на решение множества задач, в связи с чем возникает необходимость выбора приоритетов при ее формировании, которые определяются текущей ситуацией и стратегией развития национальной экономики. В зависимости от этого можно выделить следующие цели налоговой политики:

- фискальные цели: пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;

- экономические цели: стимулирование экономического роста, повышение подушевого дохода, привлечение инвестиций и т. п.;

- социальные цели: сокращение неравенства доходов, обеспечение социальной поддержки населения, финансирование образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры и т. п.

В настоящее время субъекты малого бизнеса представляют собой важный субъект экономической системы Российской Федерации. Бухгалтерский учёт и отчётность на малых предприятиях - актуальная проблема современной финансовой науки и практики, поскольку в России постоянно вносятся изменения и корректировки в законы и документы, регулирующие упрощенный порядок учёта и отчётности, отсюда возникает большое количество спорных вопросов и ситуаций.

Актуальность темы данной выпускной работы обусловлена необходимостью выявления особенностей ведения учета и составления отчетности на предприятиях малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, полученных на основании данных бухгалтерского учёта и отчётности в ООО «Альфа», а также разработка рекомендаций по улучшению ведения учета и составление отчетности в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

- раскрыть нормативное регулирование учета и условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства

- показать основные элементы упрощенной системы налогообложения;

- изучить теоретические основы применения УСН и бухгалтерского учёта при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса;

- рассмотреть особенности учёта и составления отчётности при упрощенной системе налогообложения на примере ООО «Альфа»;

- оценить эффективность применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Альфа»;

- предложить пути совершенствования бухгалтерского учёта и практики применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Альфа».

Объектом исследования данной работы является организация ООО «Альфа».

Предметом - особенности применения упрощенной системы налогообложения организацией.

В качестве нормативно-правовой базы в данной работе были использованы законодательные акты РФ, Постановления Правительства РФ, приказы Министерства РФ, а также бухгалтерская отчётность, учетные и отчетные материалы за 2020-2022 год.

При написании выпускной квалификационной работы использовались теоретико-методическая литература и прикладные труды следующих отечественных авторов Н. А. Продановой, Е. И. Зацаринной, Е. А. Кротовой, М.А. Вахрушиной, Н.А. Мамедовой и другие.

В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты налогового и бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения. Во второй главе рассмотрены особенности учёта и отчетности на примере ООО «Альфа», где дана характеристика организации, проведен анализ основных показателей деятельности общества, описан порядок ведения учёта и составление отчетности.

Так же рассмотрены достоинства и недостатки применения упрощенной системы налогообложения в ООО «Альфа», кроме того предложены пути совершенствования учёта и отчетности в организации.

Данная выпускная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

Глава 1. Теоретические основы учета и налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения

 

1.1 Нормативное регулирование учета и условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства

 

В России существует единая правовая и методологическая основа для организации и ведения бухгалтерского учёта, которая базируется на правовых нормах и нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность субъектов малого предпринимательства России, состоит из правовых актов разного уровня.

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта осуществляется на основании главы 3 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»[1] (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учёте»). В нем прописаны основные принципы регулирования бухгалтерского учёта и его субъектов, документы регулирующие бухгалтерский учёт, функции органов регулирования, а также советы и программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта.

Далее рассмотрена подробнее каждая составляющая 3 главы Федерального закона.

Существует шесть основных принципы регулирования бухгалтерского учёта прописаны в статье 20 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», они представлены на рисунке 1.

Субъектами регулирования бухгалтерского учёта в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»[2] являются уполномоченные федеральные органы, которые Правительством РФ наделены осуществлять функции государственной политики и нормативно-правового регулирования, Центральный банк Российской Федерации и саморегулированные органы, которые заинтересованы принимать участие в регулировании бухгалтерского учёта и отчетности предприятий. В компетенцию таких органов непосредственно входит разработка и утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рисунок 1 – Принципы регулирования бухгалтерского учёта[3]

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Главные нормативными документами регулирующие бухгалтерский учёт являются федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ), которые представляют собой нормативные документы регулирующие бухгалтерский учёт, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте». Данные стандарты утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Эти федеральные стандарты регулируют те сферы, в которых не было разработано стандартов, как например, документооборот в бухгалтерском учёте.

До 1 января 2023 года новым для коммерческих организаций был один ФСБУ 5/2020 «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2020 N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2020 «Запасы».[4] Этот стандарт могут не применять для своего учёта только микропредприятия имеющие право на упрощенный способ ведения бухгалтерского учёта.

Минфином России были утверждены четыре федеральных стандарта бухгалтерского учета, но их коммерческие организации могли использовать и раньше, до 2023 года по своему усмотрению. Но с 2023 года они стали обязательными для всех коммерческих организаций:

- ФСБУ 25/2019 «Бухгалтерский учёт аренды»;

- ФСБУ 06/2021 «Основные средства»;

- ФСБУ 26/2021 «Капитальные вложения»;

- ФСБУ 27/2022 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте».

Организации, ведущие учёт упрощенным методом, имеют право не применять часть пунктов, утвержденных этими стандартами.

За не применение новых ФСБУ предусмотрен штраф по административной ответственности ст.15.11 КоАП РФ.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учёта (ОСБУ) устанавливают особенности применения федеральных стандартов по отдельным отраслям деятельности. Эти стандарты разрабатываются и утверждаются Центральным банком РФ или Минфином.

Рекомендации в области бухгалтерского учёта являются разъяснением по применению стандартов, которые в свою очередь дают понятные инструкции по учёту различных хозяйственных операций по применению в конкретной специфичной ситуации. По своей сути они просто интерпретируют информацию стандартов в более понятную инструкцию для корректного их применения. Данные рекомендации не являются обязательными к применению.

Стандартами экономических субъектов являются разработанные и утвержденные документы внутри компании и действующие только в её пределах. Основным документом для любого экономического субъекта является учётная политика организации[5].

Учётная политика организации отражает совокупность способов ведения бухгалтерского учета на предприятии, которые основаны на требованиях законодательства РФ о бухгалтерском учёте, федеральных и отраслевых стандартах. Учётная политика всегда должна применяется последовательно организациями из года в год, а производиться какие-либо изменения могут лишь при условиях[6]:

- изменения требований законодательства, федеральных или отраслевых стандартов Российской Федерации;

- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета экономического субъекта, которое приводит к повышению качества информации данного субъекта;

- существенных изменений условий деятельности организации[7].

Изменения учётной политики производится всегда с начала года, если иное не обусловлено причиной такого изменения, закрепленного законодательно.

Таким образом, ФСБУ и ОСБУ не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учёте», а рекомендации в области бухгалтерского учёта и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Каждый из уровней не противоречит друг другу, а дополняет его.

На основании ст.14 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» определен состав бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности[8]

Государство разрабатывает политику по развитию нормативно-правового регулирования малых и средних предприятий в России с учётом их специфики и особенностей деятельности.

Согласно действующему законодательству, бухгалтерский учёт ведется с учётом специфики работы предприятий, согласно требованиям действующего федерального законодательства. Бухгалтерский учёт в фирме может быть выбран руководителем самостоятельно, исходя из его потребностей производства и управления, которые представлены на рисунке 3.

С учётом специфики работы малых предприятий необходимо выбрать форму ведения бухгалтерии и дополнительные документы, которые бы более полно и достоверно отражали специфику их работы, например, таким документом на предприятии является учётная политика, утвержденная директором предприятия. При этом учёт ведется по типам используемых счетов, а также технологий обработки информации.

Упрощенная система налогообложения (УСН) является одним из налоговых режимов, подразумевающий особый порядок уплаты налогов и больше ориентирован на предприятия малого бизнеса.

Данные величины доходов малого предприятия повышаются на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор — ежегодно устанавливаемый на календарный год коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В 2022 году действует коэффициент - дефлятор для УСН в размере 1,032. На 2023 год Приказом Минэкономразвития от 28.10.2022 № 654 утвержден коэффициент - дефлятор для УСН в размере 1,096[9].

  Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории «малого бизнеса» дает им определенные возможности. Например, организации малого бизнеса имеют право вести свой бухгалтерский учёт с применением упрощенного метода ведения учёта и составления отчетности.

Продуманная система бухгалтерского учёта позволяет систематизировать и накапливать необходимую информацию, обеспечивающую удобство использования регистров бухгалтерского учёта и рациональное отражение операций в них (рисунок 3).

Для малого бизнеса, которые имеют небольшой объем хозяйственных операций, можно применять упрощенную форму ведения учёта.

Рисунок 3 – Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства

Упрощенный вариант ведения бухгалтерского учёта предполагает отражение в учётной политике субъектов малого бизнеса информации о ведении бухгалтерского учёта без ущерба для полноты и надежности сведений учёта[10].

Также организации имеют право не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств и участвовать на льготных условиях в приватизации государственного и муниципального имущества, или же могут стать одним из участников закупки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд[11].

 

Согласно действующему законодательству организации, применяющие упрощенную систему налогообложения предусматривает освобождение плательщиков от обязанности по уплате некоторых налогов:

- налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.3 и 4 ст.284 НК РФ), налога на имущество организаций;

- налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст.174.1 НК РФ).

На основании статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»[12] организации и индивидуальные предприниматели обязаны соответствовать критериям, по которым их можно отнести к субъектам малого бизнеса, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии отнесения к субъектам малого бизнеса[13]

Категория субъектаМСП

Величина дохода

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

До 120 млн рублей

До 15 человек

Малое предприятие

До 800 млн рублей

До 100человек

Среднее предприятие

До 2 млрд рублей

От 101 до 250 человек

Структура уставного (складочного) капитала

Доля участия общественных и благотворительных организаций – не более 25%, а иностранных (не относящихся к микробизнесу) – не более 49% уставного капитала.

Доля участия иностранных компаний или организаций, не относящихся к малым либо средним — не более 49% уставного капитала

 

Но в тоже время условия применения УСН прописанные налоговым законодательством указывают на то, что при отдельных видах деятельности нельзя применять этот режим налогообложения.

«Согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ указан список тех, кто не вправе применять вышеуказанный налоговый режим, в частности это:

- банки и страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды и участники рынка ценных бумаг;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

адвокаты, учредители адвокатского кабинета, а также иные фонды адвокатских образований;

ломбарды;

организации, являющиеся участниками соглашения о разделе продукции;

ИП и организации, перешедшие на ЕСХН;

микрофинансовые организации;

частные агентства занятости, по предоставлению персонала»[14].

Если же какой-то вышеперечисленный вид деятельности начинают вести организации или индивидуальные предприниматели применяющие упрощенную систему налогообложения, то они теряют право на применение этой системы с начала текущего квартала.

Учитывая вышеизложенное стоит заметить, что эффективность малого бизнеса во многом обусловлена тем, есть ли надежная и полная информация для принятия управленческих решений в рамках законодательства. Именно поэтому нормативное регулирование играет ведущую роль в представлении информации для надежного управления деятельностью малого бизнеса.

 Многие организации малого и среднего бизнеса активно используют в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, которые попадают под критерии. За многие годы применения этой системы сформировалась положительная практика, позволяющая субъектам малого бизнеса не только минимизировать свою налоговую нагрузку, облегчить учёт, но также «избежать» возможных проблем, связанных с динамичными изменениями законодательства. В следующем параграфе описаны основные элементы упрощенной системы налогообложения.

 

1.2 Основные элементы упрощенной системы налогообложения

 

Важными составляющими любой системы налогообложения являются её элементы, которые собирают всю необходимую информацию о налоге.

Как и у любой системы, у УСН можно выделить главные элементы, которые могут её охарактеризовать более подробно. К таким элементам стоит отнести: субъекты системы налогообложения; объекты; налоговая база, период и ставка для исчисления; отчетный период. Далее рассмотрен каждый из этих элементов подробней.

Согласно ст.346.14 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения можно применять один из двух вариантов налогообложения: «доходы» и «доходы минус расходы», которые различаются ставкой, налоговой базой и порядком исчисления[15].

Не для всех предприятий малого бизнеса упрощенная система налогообложения будет наиболее выгодной системой, но при этом она позволяет с легкостью регулировать налоговую нагрузку, ведь ставки на много ниже, чем на общей системе налогообложения. Например, для объекта «Доходы» ставка составляет 6%, а с 2017 года у региональных властей есть возможность снижения этой ставки до 1%. А для объектов «Доходы минус расходы» ставка составляет 15%, но она может быть снижена региональными законами до 5%.

На территории Ярославской области действует Закон от 30.11.2005 № 69-З «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», который устанавливает налоговые ставки при применении организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов[16].

Важным изменением начиная с начала 2022 года является то что при превышении выручки в 150 млн. руб., которая умножается на коэффициент-дефлятор и\или численности работников в 100 человек, остаточная стоимость основных средств не должна превышать 150 млн. руб., то при таких условиях организация имеет право оставаться на данном налоговом режиме, но с применением повышенной ставки по налогу до достижения лимита выручки в 200 млн. руб. умноженной на коэффициент-дефлятор и/или лимита работников в 130 человек. При повышении этих пороговых условий организация автоматически слетает с упрощенной системы налогообложения (УСН) на основную систему налогообложения (ОСНО)[17].

Повышенная ставка составляет: для объекта «Доходы» - 8%, а объекте «Доходы минус расходы» - 20%. Их необходимо применять с начала квартала в котором был превышен лимит. На рисунке 6 представлены ставки по УСН и право на его применение.

Сменить объект налогообложения возможно только со следующего года, о чем необходимо уведомить налоговый орган в письменном виде до 31 декабря.

Сумма налога согласно законодательству, исчисляется уплачивается в бюджет самостоятельно налогоплательщиком.[18]

Все условия применения УСН отражены в таблице 2.

При расчете налоговой базы важнейшим критерием для дальнейшего исчисления налога будет являться признание доходов и расходов при УСН.

В работе рассмотрено определение налоговой базы для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения по объектам налогообложения: «доходы» - включается доход в денежном выражении, а «доход минус расходы» - доход в денежном выражении уменьшенный на сумму расходов[19].

В соответствии со статьей 251 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав признается доходом при упрощенной системе налогообложения. Порядок признания доходов при УСН прописан в п.1 ст. 346.17 НК РФ[20].

Объект «Доходы», как показывает практика, является весьма удачным для плательщика, оказывающего какие-либо услуги, сдающего недвижимое имущество в аренду и т.п., ведь в их деятельности расходы минимальны.

Таблица 2

Условия применения упрощенной системы налогообложения

Критерии условий

Лимиты и ставки по УСН в 2022-2023 гг.

Стандартные ставки по УСН

Повышенные ставки

6% «Доходы»

15% «Доходы минус расходы»

8% «Доходы»

20% «Доходы минус расходы»

Средняя численность сотрудников

До 100 человек

101-130 человек

Доход годовой

До 150 млн. руб.

До 200 млн. руб.

Остаточная стоимость основных средств

Не более 150 млн. руб.

Наличие филиалов

Не должно быть филиалов

Доля участия других юридических лиц

Не более 25%






 

Согласно действующему законодательству арендная плата не является главным условием договора аренды, но организации, сдающие имущество в аренду, которое принадлежит им на праве собственности, а именно нежилого здания, то в договорах аренды прописывается сумма арендной платы[21].

Например, собственник здания применяет упрощенную систему налогообложения, то для учёта коммунальных платежей можно применить несколько вариантов:

-  сделать арендную плату фиксированной, но, если коммунальные платежи превысят установленный лимит, включенный в стоимость аренды. тогда собственнику придется доплачивать из собственных средств;

-  указать в договоре, что арендная плата может состоять из постоянных и переменных частей, т. е. одна включает в фиксированный платеж, а другая эксплуатационные расходы.

По общему правилу на основании статей 249 и 250 НК РФ доходы подразделяются на две группы: на выручку от реализации и внереализационные доходы. При получении дохода по сдаче имущества в аренду и отнесения его к выручке не установлено законодательством.

Однако если организация сдает имущество в аренду на постоянной основе и это является её основной деятельностью, то доходы и расходы, связанные с такой деятельностью нужно признавать в качестве выручки от реализации. Аналогичные правила можно применить и к бухгалтерскому учёту, только доходы при упрощенной системе налогообложения необходимо разделять: на доходы от обычных видов деятельности (счёт 90) и прочие расходы (счёт 91).

Получение дохода является день фактически полученной оплаты от арендатора в оплату его задолженности. Арендная плата, полученная в виде аванса, включается в доходы с момента её поступления в организацию. На дату поступления необходимо сделать отдельную запись в Книге учета доходов и расходов. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и писем МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657, Минфина России от 25 января 2006 г. № 03-11-04/2/15 и решения ВАС РФ от 20 января 2006 г. № 4294/05.

Аналогичные правила применимы и в части бухгалтерского учёта, но при определенном условии, что организация входит в реестр субъектов малого предпринимательства и ведёт бухгалтерский учёт кассовым методом. Но если организация входит в реестр субъектов малого предпринимательства, но ведёт бухгалтерский учёт методом начисления, то доходы от аренды при упрощенной системе налогообложения должны отражаться в учёте на ту дату, когда у организации возникло право на их получение, обычно это бывает последнее число каждого месяца.

Согласно налоговому законодательству есть определенные требования признания расходов при УСН. В первую очередь они должны быть обоснованными и документально подтвержденными как гласит ст.252 НК РФ, а также они должны выполняться одновременно.

В таблице 3 представлены виды отдельных расходов, признаваемых при упрощенной системе налогообложения.

Например, разница между минимальным налогом и налогом, исчисляемым по общем порядке за предыдущие периоды, приравнивается к расходам учитываемых при УСН, а также сумма понесенного убытка в предыдущем налоговом периоде на УСН[22].

Если налогоплательщиком на упрощённой системе налогообложения получен убыток, то он не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Налоговый учёт проводится с использованием упрощенной системы в «Книге учёта доходов и расходов» (КУДиР) для УСН, которую в соответствии с законодательством должны вести все юридические лица и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения. Данная книга составляется для исчисления налоговой базы, и подходит для предприятий, у которых небольшое количество хозяйственных операций и ограниченное количество счетов бухгалтерского учёта.

Таблица 3

Признание при УСН отдельных видов расходов

Вид расхода

Дата признания расхода

- Материальные расходы, в т.ч. расходы на покупку сырья и материалов

- Расходы на оплату труда

- Расходы по уплате процентов за пользование заемными, кредитными средствами

- Расходы по оплате услуг третьих лиц

В момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета, выплаты из кассы или в момент погашения задолженности иным путем

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации

По мере реализации товаров

Расходы, непосредственно связанные с реализацией, ТРУ (хранение, обслуживание, транспортировка)

После их фактической оплаты

Расходы на уплату налогов и сборов: земельного, транспортного, на имущество, госпошлины и пр.

В фактически уплаченном налогоплательщиком размере в момент уплаты

Расходы на погашение задолженности по уплате налогов и сборов

В пределах фактически погашенной задолженности в те налоговые (отчетные) периоды, когда налогоплательщик погашает задолженность

 

Также организации имеют право на упрощенный метод ведения бухгалтерского учёта, который допускается вести кассовым методом. Но этот метод учёта может искажать реальное положение доходов и расходов организации, что приведет к различию бухгалтерского и налогового учёта.

Совсем не вести бухгалтерский учёт очень рискованно, за то законодательством предусмотрена ответственность, которая прописана в п.3 ст.120 НК РФ. К таким нарушениям относиться отсутствие регистров бухгалтерского учёта и первичной документации.

Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, рекомендуется использовать Типовые рекомендации по ведению бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства[23], утвержденные приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н[24], которые содержат удобные для заполнения регистры синтетического и аналитического учёта, позволяющие упростить составление бухгалтерских проводок и тем самым минимизировать трудозатраты.

Таким образом, привлекательность упрощенной системы налогообложения и её сущность, заключается в первую очередь в том, что ряд налогов уплачиваемых на других системах заменяется единым налогом, что в какой-то степени упрощает ведение учёта. Ведь единый налог рассчитывается на основании результатов деятельности предприятия за налоговый период, а при упрощенной системе – это календарный год. Далее рассматривается методика начисления и порядок уплаты налога при упрощенной системе налогообложения.

 

1.3 Особенности налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения

 

При применении УСН налоговым периодом является календарный год, а отчетным является первый квартал, полугодие и девять месяцев года.

Единственная отчётность, которая представляется плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, является годовая декларация, поданная после окончания периода до 31 марта для юридических лиц и 30 апреля для индивидуальных предпринимателей. Налог, который уплачивается по УСН называется единым. Единый налог освобождает организации от уплаты нескольких налогов: НДС и налога на имущество.

Согласно ст. 346.21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по итогам каждого отчетного периода которым исчисляют сумму авансовых платежей по налогу исходя из своей налоговой ставки и фактически полученного дохода или дохода, уменьшенного на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания с учётом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу[25].

По итогам квартала производится расчет авансовых платежей установленным законодательством, а затем эти платежи, отраженные в КУДиР, учитываются при расчете налога по итогам года. Это больше относится к объектам «Доходы минус расходы», ведь они должны подтвердить свои расходы документально, а у объектов «Доходы» нет необходимости доказывать реальность произведенных расходов (за исключением некоторых случаев). У плательщиков объекта «Доходы» есть лишь необходимость отражения полученных доходов в КУДиР, т.е. при расчете налоговой базы расходы вовсе не учитываются[26].

Статьями 346.15 – 346.17 НК РФ определены все расходы, установленные законодательством для налогоплательщиков, выбравших объект «Доходы минус расходы».[27]

Организации уплачивают налог и авансовые платежи непосредственно по месту своего нахождения. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налог уплачивается по истечению налогового периода, не позднее сроков подачи налоговой декларации. Организациями обязанность по уплате налога исполняется при подаче платежного поручения в банк, ведь уплата наличными денежными средствами запрещена Министерством финансов России.

Определение налоговой базы для налогоплательщиков применяющих упрощенную систему налогообложения выбравших в качестве объекта налогообложения: «доходы» - включается доход в денежном выражении, а «доход минус расходы» - доход в денежном выражении уменьшенный на сумму расходов.

«Вновь зарегистрированные предприниматели на УСН могут получить право работать и применять нулевую налоговую ставку, если в регионе принят такой закон. Часто встает вопрос: какой объект выбрать - УСН «Доходы» или УСН «Доходы минус расходы». Для этого используют формулу, которая показывает, при каком уровне расходов размер налога на УСН «Доходы» равняется сумме налога на УСН «Доходы минус расходы» (см. формулу 1):

 


(1)

 

В соответствии с этим, сумма налога равна, когда расходы составляют 60% от доходов, а это означает, что чем больше расходы, тем меньше будет налог, подлежащий уплате в бюджет. Но при таком расчете в формуле не учитываются критерии способные значительно повлиять на сумму налога. Ведь это подразумевает особый учёт расходов для подсчета налоговой базы при объекте налогообложения «Доходы минус расходы»: расходы должны быть учтены по всем правилам и надлежащим образом, а расходы являющиеся неподтверждёнными, не должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу»[28].

Ограниченный перечень расходов, определенный НК РФ, которые могут быть учтены при исчислении налоговой базы не позволяют учесть их все. Таким образом для того чтобы учесть расходы на приобретения товаров для реализации, его необходимо приходовать и непосредственно реализовать. Не только у УСН «Доходы минус расходы» существует возможность уменьшения налога, но и объекта «Доходы» она тоже есть и это уменьшение за счет уплаченных страховых взносов. Здесь можно уменьшить сам налог, а на режиме УСН «Доходы минус расходы» страховые взносы учитываются при расчете налоговой базы, но не более чем на 50%[29].

Поэтому не всегда приведенная формула будет работать при выборе объекта по упрощенной системе налогообложения. Также в ней не учитывается тот факт, что ставка по налогу может быть снижена региональными властями. Именно поэтому, каждый из вышеперечисленных признаков может являться ключевым для выбора объекта налогообложения.

Например, если расходы организации составляют незначительную часть, то для максимального упрощения учёта более оптимальным будет в качестве объекта «Доходы». Ведь вероятность налоговых проверок сокращается в разы, ведь расходы в этом случае вообще не учитываются, а налог уплачивается с общей суммы полученного дохода за период.

В данной главе были раскрыты основы бухгалтерского учёта малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, нормативное регулирование учета и основные характеристики применяемой системы налогообложения. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта является основой для дальнейшего развития субъектов малого бизнеса в России. Грамотное ведение учета и составление отчётности зависит от правильного выполнения правил, установленных законодательством, но также от грамотных специалистов в этой области.

 

1.4. Особенности бухгалтерского учета организаций,применяющих упрощенную систему налогообложения

 

Вся информация о деятельности организации, её материальном положении и имущественном состоянии отражена в бухгалтерском учёте. Именно бухгалтерский учёт, формируя информацию о работе предприятия малого бизнеса, осуществляет фиксацию всех изменений, происходящих в различных сферах деятельности предприятия, таких как: производственная, сбытовая и снабженческая.[30]

При общем режиме налогообложения бухгалтерский учет на малом предприятии должен осуществляться в соответствии с действующей нормативно-правовой базой: Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерскому учету в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета.

Также на малых предприятиях могут действовать так называемые типовые рекомендации, упрощающие ведение учетного процесса.

Организации, применяющие упрощенные способы для ведения бухгалтерского учета, могут сократить количество используемых синтетических счетов, фиксировать хозяйственные операции в книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а также организации могут оформлять регистры учёта имущества и хозяйственные операции в упрощенных ведомостях, которые используются для формирования бухгалтерской отчётности.

Организации, которые используют упрощённую систему ведения учёта, также могут сократить свою отчётность до двух основных форм: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Эти формы сформированы без детализации по основным статьям. Применяющая упрощенные способы организация должна в учётной политике зафиксировать избранный метод учёта доходов и расходов. К таким методам относятся: метод начисления и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты.[31]

Что касается специального режима налогообложения в Российской Федерации, то малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме, ведут учет по упрощенной системе.

 Упрощенная форма финансовой отчетности раскрывает меньшей объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для других предприятий.

Состав упрощенной финансовой отчетности:[32]

1. Бухгалтерский баланс (упрощенная форма по ОКУД 0710001).

2. Отчет о финансовых результатах (упрощенная форма по ОКУД 0710002).

Таким образом, малое предприятие исходя из специфики и небольших масштабов деятельности выбирает упрощенные формы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

При формировании содержания бухгалтерской отчетности субъектами малого бизнеса допускаются упрощения, представленные в таблице 2.

Необходимо отметить, что ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разрешает вести учет руководителю только субъектов малого бизнеса или ИП, тогда как в общем случае руководитель должен возложить обязанность по ведению учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо.[33]

Следует отметить, что упрощённый учёт является достаточно удобной формой ведения бухгалтерского учёта.

При использовании простых и упрощенных форм бухгалтерского учета можно не вести отдельные регистры. В данном случае факты хозяйственной деятельности отражают в специальной книге учета (журнале).

Полная форма упрощенного бухгалтерского учета дает право на разработку собственных регистрационных форм или бланков для отражения в них фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого бизнеса. Данные формы первичных документов, регистров и бухгалтерских книг в обязательном порядке должны быть зафиксированы учетной политикой.

Основной принцип организации бухгалтерского учета заключается в том, чтобы облегчить учетный процесс субъекта малого бизнеса, не затрагивая поставленных задач.

Упрощенный отчёт могут вести только те организации, которые включены в Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Соответственно, ведение упрощенного учёта разрешено осуществлять малым и средним предприятиям, а также НКО и участникам проекта «Сколково».

Таким образом, только субъекты малого бизнеса и индивидуальные предприниматели выбирают свою форму ведения бухгалтерского учета, опираясь на объем производства, структуру управления, а также численность работников.

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние учёта и налогообложения на примере ООО «Альфа»  

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

 

Проектная компания ООО «Альфа» осуществляет деятельность в сфере комплексного проектирования жилых и общественных зданий. Компания основана в 2011 году.

На сегодняшний день компания выполняет разработку архитектурных концепций, полного комплекса проектной и рабочей документации для строительства объектов гражданского назначения (жилые комплексы, торговые центры, гостиницы и др.).

Адрес местонахождения организации:

ООО «Альфа» предоставляет услуги трем категориям участников рынка строительства:

- архитектурным бюро – в качестве комплексного субподрядчика на все разделы, кроме архитектуры;

- девелоперам – в качестве генерального проектировщика: от разработки концепции до рабочей документации с авторским надзором;

- строительным компаниям – в качестве разработчика рабочей документации, включая авторский надзор и согласование в инстанциях.

Организационная структура ООО «Альфа» представлена на рисунке 4. По состоянию на 2022г. среднесписочная численность работников организации составила 55 человек.

Руководителем организации является генеральный директор.

Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Альфа»

Организационная структура управления ООО «Альфа» является линейно-функциональной и оптимальной с точки ниже зрения масштабов организации и ее специфики основной деятельности. Для такой структуры характерны специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам (маркетинг, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.).

По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников.

Основные показатели деятельности ООО «Альфа» представлены в таблице 4. Информационной базой для анализа послужила бухгалтерская отчетность организации, представленная в Приложении 1.

 

 

 

Таблица 4

Основные показатели деятельности ООО «Альфа» за 2020-2022гг.

Показатели

Годы

Отклонение, абсолютное значение

Темп роста, %

2020г.

2021г.

2022г.

2021г. от 2020г.

2022г. от 2021г.

2021г. от 2020г.

2022г. от 2021г.

Выручка от реализации услуг, тыс. руб.

90 368

92 710

178 989

2342

86279

102,6

193,1

Себестоимость услуг, тыс. руб.

75 296

83 502

163 613

8206

80111

110,9

195,9

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

15 072

9 208

15 376

-5864

6168

61,1

167,0

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

7917

7698

7874

-219

176

97,2

102,3

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

6209

5988

5113

-221

-875

96,4

85,4

Среднесписочная численность работников, чел.

36

36

55

0

19

100,0

152,8

Производительность труда, тыс. руб. /чел.

2510,2

2575,3

65,1

679,1

102,6

126,4

Средняя заработная плата, тыс. руб.

86,8

110,7

117,0

23,9

6,3

127,5

105,7

Рентабельность основной деятельности, %

16,68

9,93

8,59

-6,75

-1,34

-

-

Рентабельность деятельности по чистой прибыли, %

6,87

6,46

2,86

-0,41

-3,60

-

-

 

Таким образом выручка ООО «Альфа»имеет динамику увеличения, что характеризует рост деловой активности организации. Это способствовало росту финансовых результатов основной деятельности организации, что наглядно представлено на рисунке 5. Вместе с тем, динамика чистой прибыли имеет негативную тенденцию, что связано с ростом затрат предприятия. Организация оказывает услуги, поэтому основной статьей расходов является заработная палата работников. В связи с ростом численности работников организации на 19 человек и средней заработной паты на 35% по отношению к 2020г. произошло увеличение затрат на оказание услуг, увеличен е которых в 2021г. составило 10,9%, в 2022г. на 95,9%.

 

Рисунок 5 - Динамика финансовых результатов ООО «Альфа» за 2021-2022гг.

Снижение финансовых результатов привело к уменьшению показателей рентабельности, что характеризует ухудшение эффективности деятельности ООО «Альфа» в рассматриваемом периоде.

 

2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложениявООО «Альфа»

 

Бухгалтерский учет в ООО «Альфа» осуществляется бухгалтерией возглавляемой главным бухгалтером.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ООО «Альфа» несет директор. Также он несет ответственность за соблюдение действующего законодательства при осуществлении фактов хозяйственной жизни.

Структура бухгалтерской службы представлена Главным бухгалтером и помощником бухгалтера.

Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется: действующим законодательством, другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя организации по основной деятельности и по личному составу.

Обязанности Главного бухгалтера ООО «Альфа»:

- обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, учетной политики организации;

- первоначальный контроль за корректным и правильным и правильным оформлением документов, и законностью совершаемых операций;

- контроль за надлежащим расходованием денежных средств и материальных ценностей;

- учет доходов и расходов;

- своевременное проведение операций;

- составление, а также представление в установленные сроки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- контроль за сохранностью основных средств, и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

- хранение бухгалтерских документов, регистров учета и других документов, а также сдача их в архив в установленном порядке.

Деятельность бухгалтерской службы регламентируется положениями, должностными инструкциями и учетной политикой.

В ООО «Альфа»используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета. Для ведения бухгалтерского учета применяются программы 1С: Бухгалтерия. 

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:

- оборотно-сальдовая ведомость;

- анализ счетов;

- карточки счетов;

- прочие регистры.

Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, отвечающим требованиям Закона 402-ФЗ, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8.1».

Отметим основные характеристики Учетной политики ООО «Альфа»:

1. Амортизация основных фондов и нематериальных активов начилсяется линейным способом. При этом сумма платежей по налогу на имущество организаций уменьшается в связи с уменьшением остаточной стоимости основных фондов и нематериальных активов.

2. Все операции по приобретению материалов отражаются на счете 10 в соответствии с субсчетами видов товарно-материальных ценностей.

3. Расчет себестоимости услуг опредяляет по совокупности понессых рсходов за отчетный период.

4. В своей деятельности ООО «Альфа»осуществляет создание резерва по смонительным долгам.

5. Организация мименяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Признание расходов и доходов в ООО «Альфа»осуществляется кассовым методом.

6. В организации для осуществления расчетов используется касса и расчетный счет в банке ПАО «ВТБ».

Обязанность по ведению счета 50 «Касса» в возложена на помощника бухгалтера. В его обязанности входит ведение кассовых отчетов на основании ПКО и РКО, выдача денежных средств под отчет, формирование ежедневного отчета по кассе и ведение кассовой книги. 

7. Расчет заработной платы и отражение ее начислений и выплат в организации осуществляет бухгалтер по расчету заработной платы. Начисление заработной платы осуществляется в программе 1С «Зарплата и кадры» и выгружается в основную бухгалтерскую систему. По кредиту счета 70 отражается величина начисленной заработной платы по каждому работнику, по дебету этого счета отражается ее фактическая выплата. Выплата заработной платы производится на персональные зарплатные карты сотрудников путем перечисления денежных средств с расчетного счета по реестру.

Записи по счетам бухгалтерского учета делаются на основании первичных документов, которые подтверждают факт совершения той или иной операции. Первичные документы хранятся в Бухгалтерии в соответствии с предусмотренным сроком хранения по каждому из видов документов. Кроме того, каждый первичный документ переводится в электронную форму и отправляется в электронный архив. 

Оформление первичных документов на предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, установленной схемой документооборота (рис. 6) и указаниями главного бухгалтера. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер, а утверждает приказом руководитель предприятия.

Рисунок 6 - Организация документооборота в ООО «Альфа»

В настоящее время методология и организация бухгалтерского учета подвергаются значительным изменениям. Предприятия расширяют собственные возможности по отражению хозяйственных операций. Они занимаются разработкой учетной политики, определяют методы исчисления себестоимости работ, а также самостоятельно выбирают наиболее приемлемый способ ведения бухгалтерского учета.

Для любого хозяйствующего субъекта важным вопросом является учет финансовых результатов.

Необходимость в совершенствовании учета финансовых результатов характеризуется тем, что учет доходов и расходов, а также процесс формирования финансовых результатов – это своеобразный источник информации для анализа эффективной деятельности организации. Также это принятие управленческих решений, которые находят свое отражение в результате деятельности предприятии в последующих периодах.

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, относятся также к учету финансовых результатов, к учету доходов и расходов.

ООО «Альфа» применяет упрощенную систему ведения бухгалтерского учета. При упрощенной системе бухгалтерского учета все операции отражаются в специальных ведомостях, предусмотренных в программе бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется по кассовому методу.

Расходами организации являются:

- выплата заработка (аванс выплачивается 15-го числа каждого месяца, окончательный расчет - 5-го числа каждого месяца);

- отчисления на социальное страхование (перечисляются 15-го числа каждого месяца);

- арендная плата (перечисляется до 10-го числа каждого месяца);

Отражение в бухгалтерском учете организации фактов хозяйственной жизни осуществляется следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Журнал хозяйственных операций по ООО «Альфа»

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

2

3

4

В течение месяца

 

 

Поступила выручка от покупателей за проданные товары

50 (51)

62

328450

Выручка признана в момент оплаты товаров покупателями

62

90-1

328450

Выплачена заработная плата работникам формы

70

51

82426

Признаны расходы по выплате заработной платы по факту погашения задолженности

20 (26)

97

82426

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

Перечислен НДФЛ с заработной платы

68

51

10176

Перечислены взносы по социальному страхованию

69

51

27938,50

Признаны расходы по социальному страхованию по факту погашения задолженности перед внебюджетными фондами

20 (26)

97

27938,50

Перечислена арендная плата

76

51

12890

Признаны расходы по аренде по факту погашения
задолженности

20 (26)

97

12890

Выплачен аванс по заработной плате

70

51

50000

Перечислена предоплата за канцтовары

60

51

2800

Получены канцтовары

10-6

60

2800

Канцтовары переданы в производство

20 (26)

10-6

2800

По состоянию на последний день месяца


 

Начислена заработная плата за текущий месяц

97

70

201600

Начислен НДФЛ

70

68

25298

Начислены взносы на социальное страхование

97

69

60883,20

Начислена арендная плата за текущий месяц

97

76

12000

Сформирована себестоимость услуг

90-2

20 (26)

307783,20

Определен финансовый результат деятельности - прибыль (убыток)

90-9 (99)

99 (90-9)

12216,80

 

Таким образом, при использовании кассового метода доходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения возникают одномоментно (см. п. 1 ст. 346.17 НК РФ), а вот расходы - нет.

Бухгалтерский учет ведется без применения двойной записи, то есть факты хозяйственной жизни регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Финансовая отчетность ООО «Альфа» представлена в Приложении.

ООО «Альфа»применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15%.

Также является плательщиком страховых взносов с заработной платы работников организации.

Учет операций по начислению УСН в ООО «Альфа» представлено в таблице 6.Регистром учета налога является книга доходов и расходов. Она ведется в организации в электронном виде.

Таблица 6

Бухгалтерские записи по учету УСН, в руб.

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

Начислен налог УСН

99.9

68.7

2761100

Уплачен налог

68.7

51

2761100

 

Начисленная сумма налога УСН отражается в отчете о финансовых результатах по строке 2410.

Суммы начисленных страховых взносов учитывают на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Счет 69 разбивается на три субсчета:

69.01 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

69.02 - «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69.03 - «Расчеты по медицинскому страхованию»;

– 69.04 - «Расчеты по страхованию от НС и ПФ».

Так как в Фонд социального страхования РФ зачисляется как взнос на обязательное социальное страхование, так и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, субсчет 69.01 разбивается на два субсчета второго порядка:

69.01.1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на обязательное социальное страхование»;

69.01.2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Все налоги и сборы уплачиваются по соответствующей ставке, взимаемой с определенной налоговой базы. Согласно статье 425 Налогового кодекса РФ организация исчисляет страховые взносы по следующим ставкам:

1. на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10%;

2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9%; в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

3. на обязательное медицинское страхование – 5,1%;

4. на страхование от несчастных случаев – 0,4%.

Например, в таблице 7 представлены данные о расчете страховых взносов ряда работников организации.

Расчет страховых взносов осуществляется автоматизировано в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» с помощью регламентной операции.

Таблица 7

Расчет страховых взносов в ООО «Альфа» за март 2022г., в руб.

Сотрудник

Взносы на ОПС

Взносы на ОМС

Взносы ВНиМ

От НСиПФ

Директор

78600?22% = 17292,00

78600?5,1% = 4008,60

78600?2,9% = 2279,40

78600?0,4% =314,40

Бухгалтер

29420?22% = 6472,40

29420?5,1% = 1500,42

29420?2,9% = 853,18

29420?0,4% = 117,68

Итого

23764,4

5509,02

3132,58

432,08

 

Эти суммы бухгалтер отразила в бухучете следующим образом(таблица 8).

Таблица 8

Отражение в учете начисления страховых взносов, в руб.

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Начислены страховые взносы

23764,4

5509,02

3132,58

432,08

44

44

44

44

69.02

69.03

69.01

69.11

Перечислены страховые взносы

23764,4

5509,02

3132,58

432,08

69.02

69.03

69.01

69.11

51

51

51

51

 

Таким образом, учет расчетов с бюджетом в ООО «Альфа» соответствует необходимым требованиям к его организации.

 

2.3 Анализ и оценка эффективности применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Альфа»

 

Р?ассмотр?им пор?ядок фор?мир?ован?ия н?алоговой базы для уплаты н?алога в связи с пр?имен?ен?ием упр?ощен?н?ой системы н?алогообложен?ия (табл. 8).

Таблица 9

Расчет налога УСН за 2022г., в руб.

Период

Доходы

Расходы

Налоговая база

1 квартал 2022

41585200

36173100

5412100

2 квартал 2022

43082267

42960451

121816

3 квартал 2022

47346550

45373010

1973540

4 квартал 2022

75911983

65013720

10898263

Итого за год

207926000

189520281

18405719

 

По итогам каждого года организация рассчитывает два налога:

- Налог УСН (доходы – расходы) * 15%.

- Минимальный налог, т.е. (доходы) * 1%.

Какая из полученных величин будет больше, ту и уплачивает ООО «Альфа» в бюджет.

Так как результат исчисления «Доходы-Расходы» составляет 18405719 руб., то расчет налога составляет:

УСН = 18405719*15% = 2760858 руб.

Таблица 10

Н?алоговая база ООО «Альфа» за 2020-2022 гг.

Показатель

2020

2021

2022

Доходы, тыс.р?уб.

69901

141163

207926

Р?асходы, тыс.р?уб.

59333

131031

189520

Н?алоговая база (доходы мин?ус р?асходы), тыс.р?уб.

10568

10132

18406

 

Таким обр?азом, увеличение  доходов стало причиной роста н?алоговой базы. Опр?еделив н?алоговую базу, р?ассчитаем н?алог, уплачиваемый в связи с пр?имен?ен?ием упр?ощен?н?ой системы н?алогообложен?ия. Чтобы пр?авильн?о р?ассчитать н?алог н?еобходимо зн?ать, что н?а УСН?:

- н?алоговым пер?иодом считается кален?дар?н?ый год;

- отчетн?ым пер?иодом считается квар?тал;

- н?алог р?ассчитывается н?ар?астающим итогом с н?ачала года (н?апр?имер?, доход за девять месяцев будет включать в себя доход за полугодие и пер?вый квар?тал).

Чтобы полн?остью оплатить н?алог УСН? н?ужн?о:

- в течен?ие года сделать тр?и аван?совых платежа (отчетн?ость сдавать н?е тр?ебуется);

- в следующем году заплатить н?алог по УСН? за вычетом р?ан?ее уплачен?н?ых аван?совых платежей (сдается деклар?ация по УСН?).

Чтобы р?ассчитать н?алог (аван?совый платеж) н?а дан?н?ом объекте н?алогообложен?ия, н?еобходимо н?алоговую базу за опр?еделен?н?ый пер?иод умн?ожить н?а ставку 15%.

Таким обр?азом, для р?асчета аван?сового платежа (н?алога) по УСН?О «Доходы мин?ус р?асходы» можн?о составить фор?мулу:

Аван?совый платеж (Н?алог) = Н?алоговая база (сумма доходов н?ар?астающим итогом - сумма р?асходов н?ар?астающим итогом) ? 15%

Показатели для р?асчета н?алога по упр?ощен?н?ой системе н?алогообложен?ия за 2022 год представлены в таблице 11. По данным таблицы представим порядок расчета налога.

Таблица 11

Показатели для р?асчета н?алога по УСН за 2020 год.

Пер?иод

Доход, р?уб.

Р?асход, р?уб.

Н?алоговая база н?ар?астающим итогом

1 квартал 2022

41585200

36173100

5412100

2 квартал 2022

42960451

5533916

3 квартал 2022

47346550

45373010

7507456

4 квартал 2022

75911983

65013720

18405719

 

1) Расчет авансового платежа по УСН за 1 квартал 2022 года.

Налоговую базу за 1 квартал умножаем на налоговую ставку 15%.

5412100? 15% = 811815 рублей.

2) Расчет авансового платежа по УСН за 2 квартал 2022 года.

Налоговую базу за полугодие (т.е. нарастающим итогом за первый и второй кварталы) умножаем на 15%:

5533916*0,15% = 830087 рублей.

Определяем налог к уплате:

830087-811815 = 18272 рублей.

3) Расчет авансового платежа по УСН за 3 квартал 2022 года.

Налоговую базу за девять месяцев так же умножаем на 15%:

7507456 ? 15% = 1126118 рублей.

Определяем налог к уплате:

1126118-830087 = 296031 рублей.

Расчет платежа по УСН за 2022 год.

Налоговую базу за год (т.е. нарастающим итогом за первый, второй, третий и четвертый кварталы) умножаем на 15%:

18405719? 15% = 2760858 рублей.

Определяем налог к уплате:

2760858-811815-18272-296031 = 1631739 рублей.

Сумма налога к уплате отражается в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Имея данные об исчисленных налогах и взносах можно судить о налоговой нагрузке для предприятия, что будет рассмотрено в следующем разделе.

Динамика налоговых платежей по ООО «Альфа» представлена в таблице 12.

Таблица 12

Динамика налоговых платежей ООО «Альфа» в связи с применением упрощенной системой налогообложения за 2020-2022гг.

Показатель

2020

2021

2022

Изм. +/-

Темп прироста, %

Налоговая база (доходы минус расходы), тыс.руб.

10568

10132

18406

7838

74,2

Сумма налога УСН, тыс.руб.

1585

1520

2761

1176

74,2

 

Таким образом, изменения налога непосредственно связаны с изменениями в налоговой базе.

Определим степень налоговой нагрузки ООО «Альфа»по методике Министерством финансов Российской Федерации (рис. 8).

Расчёт налоговой нагрузки по методики Минфина России:

НН = 100%

2020 г. 1585/90368* 100 = 1,75%

2021 г. 1520/92710 * 100 = 1,64%

2022. 2761/178989* 100 = 1,54%

Таким образом, к 2022г. налоговая нагрузка снизилась, что является положительным фактором для предприятия. Данный показатель выявляет долю налогов в выручке от продаж, но не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Динамика налоговой нагрузки по организации представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Налоговая нагрузка ООО «Альфа» за 2020-2022 гг.

Недостатком расчета налоговой нагрузки с помощью данной методики является невозможность определить влияние факторов на формирование структуры налоговых отчислений. В результате расчета по данной формуле определяется налогооемкость производства или оказания услуг, но при этом не предоставляет реальной картины налоговой нагрузки, воздействующей на субъект экономики.

Если сравнить данный показатель со среднеотраслевой нагрузкой, которая составляет в 2022 году 2,9%, то налоговая нагрузка по ООО «Альфа»даже несколько ниже.

Проведем расчет налоговой нагрузки по методике Е.А.Кировой:

НН (2018г.) = 100= 2,47%

НН (2019г.) = 100= 2,34%

НН (2020г.) = 100= 3,31%

Динамика налоговой нагрузки по методике Е.А.Кировой представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика налоговой нагрузки по методике Е.А.Кировой

Таким образом, по методике Кировой налоговая нагрузканесколько выросла по сравнению с 2020 годом.

Налоговая нагрузка по методике Литвина:

НН (2020г.) = 100= 16,28%

НН (2021г.) = 100= 21,87%

НН (2022г.) = 100=20,39%

Вычисленную налоговую нагрузку по разным методикам представим в таблице 13.

Таблица 13

Налоговая нагрузка, исчисленная по разным методам

Показатель

2020

2021

2022

Налоговая нагрузка по методике Е.А. Кировой

2,47

2,34

3,31

Налоговая нагрузка по методике М.И. Литвина

16,28

21,87

20,39

Налоговая нагрузка по методике Минфина

1,75

1,64

1,54

 

Одной из главных целей оценки уровня налоговой нагрузки ООО «Альфа» является использование полученной информации в налоговом планировании, целью которого является снижение налоговой нагрузки.

Если сравнить налоговую нагрузку предприятия со среднеотраслевой, то можно увидеть, что налоговая нагрузка ООО «Альфа»ниже, чем средняя по отрасли. Это в частности обусловлено применением Упрощенной системы налогообложения рассматриваемым предприятием, поэтому можно сделать вывод об эффективности применяемого режима.

 

 

2.4. Рекомендации по совершенствованию учёта и практики применения упрощеннойсистемы налогообложенияв ООО «Альфа» и оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

 

Среди основных факторов, подрывающих устойчивость действую­щей налоговой системы, являются: нестабильность налоговой поли­тики; сложная экономическая ситуация, в которой находятся налого­плательщики; отсутствие стимулов для развития малого и среднего предпринимательства; и другие.

Таким образом, необходимость налоговой реформы в нашей стране очевидна. Главной задачей в этой ситуации является следующая: создать простую и стабильную налоговую си­стему.

Основное назначение реализации инструментария налогового регулирования состоит в оказании воздействия на развитие отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности, расширении инвестиционной привлекательности национальной экономики и стимулировании внешнеэкономических и внешнеторговых связей.

Рассмотрим, какая из систем налогообложения выгодней для ООО «Альфа» (табл. 14.

 

 

 

 

Таблица 14

Сравнительный анализ налоговой нагрузки ООО «Альфа» при разных режимах налогообложения

Показатель

УСН

ОСН

Доходы

Доходы минус расходы

Доходы по виду деятельности за год, тыс.руб.

178989

Расходы по виду деятельности за год, тыс.руб.

X

163613

в том числе:

X

X

X

зарплата

77220

77220

77220

страховые взносы, сумма, тыс.руб.

23166

23166

23166

Налог на прибыль, тыс.руб.

Х

Х

3075

УСН

10739

2306

Х

НДС

Х

Х

23152

 

Сведем полученные ключевые показатели для исчисления налоговой нагрузки и получим конечный результат налоговых обязательств организации перед бюджетом в таблице 15.

Таблица 15

Сравнение возможных налоговых обязательств ООО «Альфа» перед бюджетом

Налоговый режим

УСН

Общая система

Доходы

Доходы минус расходы

Общая величина абсолютной налоговой нагрузки, тыс. руб.

28535

24319

49394

 

Таблица 14 наглядно отображает то, что при применении ОСН, налоговое бремя значительно выше, если же применять УСН, что так же наглядно демонстрирует диаграмма на рисунке 9.

Рисунок 9 - Динамика абсолютной налоговой нагрузки при применении различных налоговых режимов

При применении УСН, наиболее эффективным является применение объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Сравним относительную налоговую нагрузку при применении налогообложения на ОСНО и УСН (табл. 16):

Таблица 16

Относительная налоговая нагрузка ООО «Альфа» при применении различных налоговых режимов

Налоговый режим

УСН

Общая система

Доходы

Доходы минус расходы

Выручка, тыс.руб.

178989

178989

178989

Абсолютная налоговая нагрузка, тыс. руб.

28535

24319

49394

Относительная налоговая нагрузка, %

15,94

13,59

27,60

 

Таким образом, после проведенных подсчетов можно сделать определенные выводы. Если рассматривать деятельность ООО «Альфа», то выгоднее всего остановиться на упрощенной системе налогообложения, а именно доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В свою очередь упрощенная система налогообложения - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса.

В настоящее время, современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, рода его деятельности, а также структуры организации, что, в свою очередь, определяет необходимость налогового планирования абсолютно для всех российских хозяйствующих субъектов.

Разработка и реализация эффективной налоговой политики представляют собой использование организацией корректных и эффективных методов налогового планирования, которые будут направлены на особенности конкретных видов деятельности определенного налогоплательщика.

Таким образом, для реализации именно эффективного рационального налогового планирования, руководству ООО «Альфа» необходимо не только изучать действующее актуальное налоговое законодательство, инструкции и постановления, но и углубляться в направления государственной фискальной политики, разрабатываемые государственные налоговые реформы на ближайшее будущее, а также в проекты налоговых законов, направленных на конкретную отрасль деятельности организации.

Для этого предлагается создание собственной службы внутреннего налогового контроля.

В заключение можно сделать вывод, что среди специальных налоговых режимов самым популярным (как среди организаций, так и среди индивидуальных предпринимателей) является упрощенная система налогообложения.

В настоящее время, малому и среднему предпринимательству в России приходится нелегко. Санкционное давление на экономику страны, турбулентность рынка и неопределенность будущего оказывают негативное влияние на бизнес. Стоимость заемных средств возросла, а инвестиции существенно сократились. В этой связи возникает потребность в разработке более эффективных мер поддержки МСП, включая разработку новых и доработку существующих специальных налоговых режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сделать вывод, что развитие системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды определяет необходимость соответствующей трансформации бухгалтерского учета. Тем не менее процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета не успевает за общим процессом экономических реформ в России.

Однако, следует отметить, что на сегодняшний день в России существует надежная международная правовая основа бухгалтерского учета, разработаны и приняты ряд Федеральных законов, положения по бухгалтерскому учету, ориентированные на международные стандарты.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налогового Кодекса Российской Федерации

Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.

На практике применяются различные варианты организации налогового учета, как в системе бухгалтерского учета, так и параллельно бухгалтерскому учету. В результате, часто ущемляется роль бухгалтерского учета в угоду системе налогового учета, как системы формирования учетной информаций для государственных целей. Это создает определенные серьезные научно-практические учетно-методические проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, исследование которых важно как с точки зрения научно-теоретической, так и практической значимости.

Проведенный анализ налогообложения на примере ООО «Альфа» показал, что рассматриваемая организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15%.

Все налоги и сборы уплачиваются по соответствующей ставке, взимаемой с определенной налоговой базы.

Налоговая база в 2022г. составила 18405719 руб., то сумма налога УСН к уплате - 2760858 руб.

Таким обр?азом, увеличение  доходов стало причиной роста н?алоговой базы. Опр?еделив н?алоговую базу, р?ассчитаем н?алог, уплачиваемый в связи с пр?имен?ен?ием упр?ощен?н?ой системы н?алогообложен?ия.

Анализ налоговой нагрузки показал, что если сравнить налоговую нагрузку предприятия со среднеотраслевой, то можно увидеть, что налоговая нагрузка ООО «Альфа»ниже, чем средняя по отрасли. Это в частности обусловлено применением Упрощенной системы налогообложения рассматриваемым предприятием, поэтому можно сделать вывод об эффективности применяемого режима.

Анализ применения различных видов налоговых режимов показал, что для ООО «Альфа» наиболее оптимальным налоговым режимом является применение УСН на доходах, уменьшенных на величину расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) [Электронный ресурс]: Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"all">


[1]Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)) [Электронный ресурс]: Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"Глобус", 2019. – С. 79-82.

[30] Шахбанов Р.Б., Рабаданова Ж.Б. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства : учебное пособие / Р.Б. Шахбанов, Ж.Б. Рабаданова. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – С. 46.

[31] Шахбанов Р.Б., Рабаданова Ж.Б. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства : учебное пособие / Р.Б. Шахбанов, Ж.Б. Рабаданова. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – С. 50.

[32]Учет доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46516073 (дата обращения 05.12.2023).

[33]Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ. [Электронный ресурс]. / КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru(дата обращения

Похожие работы на - Бухгалтерский учет организации применяющей упрощенную систему налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!