Назначение таможенной экспертизы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Назначение таможенной экспертизы


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ИНСТРУМЕНТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ... 5

1.1.Понятие и сущность таможенного контроля товаров.. 5

1.2.Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы товаров.. 8

ГЛАВА2.АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ... 15

2.1.Анализ показателей проведения таможенной экспертизы филиалом ЦКТЭУ г.Ростов-на-Дону за 2015-2017гг.. 15

2.2.Практика проведения таможенной экспертизы товаров на примере сгущенного молока 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 36

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенная экспертиза назначается в случаях, когда для разъяснения тех или иных вопросов требуются узкоспециальные познания при проведении таможенного контроля.  Таможенная экспертиза является специальным научно-практическим исследованием, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела. В ходе исследования решается целый комплекс задач, необходимых для урегулирования спорных ситуаций во время таможенного контроля и совершения различных таможенных операций, выделяются задачи следующего характера: фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного.  Тем самым государство достаточно жестко регламентирует правила совершения таможенных операций в отношении товаров и  устанавливает регулируемый режим перемещения товаров через государственную границу, очень часто возникают спорные ситуации, касающиеся определенных товаров или целых партий.  Для решения этих вопросов назначаются данные экспертизы, которые позволяют выяснить все специфические параметры товаров, тем самым давая возможность осуществлять таможенное регулирование согласно выявленным параметрам.

Цель работы  - исследовать особенности назначения таможенной экспертизы.

Задачи работы:

1.Раскрыть понятие и сущность таможенного контроля товаров;

2.Рассмотреть порядок назначения и проведения таможенной экспертизы товаров;

3.Проанализировать показатели проведения таможенной экспертизы филиалом ЦКТЭУ г.Ростов-на-Дону за 2015-2017гг.;

4.Проанализировать практику проведения таможенной экспертизы товаров на примере сгущенного молока.

Объект – таможенная экспертиза товаров.

Предмет – назначение таможенной экспертизы.

Методы исследования: обработка, анализ научных источников;  анализ научной литературы, учебников и пособий, а также Интернет изданий по исследуемой проблеме; анализ статистических данных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ИНСТРУМЕНТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1.Понятие и сущность таможенного контроля товаров

 

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а от состояния институтов таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность. Перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании[1].

Под товарами, находящимися под таможенным контролем, понимают иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также товары Союза при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС да фактического пересечения таможенной границы [1].

Важностью процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является то, что на нем строится система взимания таможенных платежей, институт таможенного контроля, позволяющий обеспечить экономическую безопасность страны.

Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию ЕАЭС или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.

В соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС должностные лица таможенных органов осуществляют такие формы таможенного контроля, как: проверка документов и сведений; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка [2].

Необходимо отметить, что с применением соответствующей формы таможенного контроля недопустимо причинение должностными лицами таможенных органов вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

Документы, необходимые для таможенного контроля:

1) транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

2) коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;

3) таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей[7].

Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, которые необходимы для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу[9].

Таможенный контроль проводится, как правило, в зонах таможенного контроля.

Таким образом, в соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Одной из мер таможенного контроля является таможенная экспертиза. Далее рассмотрим порядок ее проведения.

 

 

 

 

 

 

1.2.Порядокназначения и проведения таможенной экспертизы товаров

При осуществлении таможенного контроля в ряде случаев возникают вопросы, для решения которых необходимы специальные знания. Это имеет место, например, когда нужно получить разъяснения относительно какого-либо груза, сведений в документации, транспортного средства. В таких случаях назначается таможенная экспертиза. При проведении таможенного контроля определенных видов продукции эта процедура является обязательной.

В соответствии со статьей 388 Глава 53 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы[1].

В качестве предмета таможенной экспертизы выступают фактические данные, устанавливаемые и исследуемые в ходе таможенного контроля. Главным образом данные сведения касаются проверки груза для выявления соответствия сведений, присутствующих в декларации и прочих документах, наименованию, стоимости, количеству, происхождению продукции, перевозимой через границу. Специалисты, проводящие исследование, должны обладать знаниями не только в сфере надзора, но и в прочих областях. Одной из таких отраслей выступает товароведение. И таможенная экспертиза, и прочие контрольные мероприятия требуют четкости в соблюдении установленных законодательством норм. В качестве объектов исследования могут выступать:

Документация, содержащая сведения о перевозимом грузе и ТС.

Таким образом, таможенная экспертиза может проводиться относительно всего, что в той либо иной мере связано с перевозкой транспорта и продукции через границу[13].

В качестве основной цели таможенной экспертизы выступает ограждение российского рынка от некачественной продукции. Ее достижение требует концентрации различных усилий, поскольку исследование должно проводиться с разных позиций. В этой связи, перед специалистами возникает сразу несколько важных задач. В первую очередь, должно быть проведено тщательное исследование документации. Для определения качества продукции изучаются сертификаты и реквизиты. Эти бумаги выступают в качестве сопроводительной документации и являются важнейшим предметом проверки.

Таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.

Таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом. В случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом, а если это предусмотрено законодательством государств-членов, - в иных случаях, таможенная экспертиза может быть назначена для проведения экспертной организацией (экспертом) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов.

Уполномоченным таможенным органом проводятся товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая, химическая и иные виды экспертиз, в проведении которых возникает необходимость. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании[1].

К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано по следующим основаниям:

1) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы, акта отбора проб и (или) образцов товаров, акта об изъятии документов, средств идентификации, представленных для проведения таможенной экспертизы;

3) нарушение упаковки, несоответствие упаковки описанию, указанному в акте отбора проб и (или) образцов товаров;

4) отсутствие в уполномоченном таможенном органе необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы или таможенного эксперта требуемой квалификации;

5) отсутствие информации, документов, позволяющих провести таможенную экспертизу по поставленным вопросам;

6) недостаточность проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы;

7) наличие запрета таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на частичное или полное уничтожение, разрушение в ходе проведения таможенной экспертизы проб и (или) образцов товаров, документов, средств идентификации, а проведение исследования и (или) испытания возможно только с использованием разрушающих методов[1].

Уполномоченный таможенный орган не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи. В решении об отказе в проведении таможенной экспертизы указываются причины такого отказа.Решение об отказе в проведении таможенной экспертизы с приложением представленных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) ему копии решения о назначении таможенной экспертизы.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза, за исключением абзаца второго настоящего пункта.

В случае назначения таможенной экспертизы расходы, возникшие в связи с проведением такой таможенной экспертизы, возмещаются за счет средств лица, в отношении товаров и (или) документов которого проводится таможенная экспертиза, если по результатам проведения таможенной экспертизы выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Если это предусмотрено законодательством государств-членов, уполномоченным таможенным органом могут проводиться иные экспертизы (исследования) в порядке, установленном в соответствии с таким законодательством[1].

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза (образец документа представлен в статье). В акте указываются:

-Основания для выполнения исследования.

-Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.

-Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.

-Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.

-Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

В решении также должно быть указано предупреждение специалиста об ответственности за составление заведомо ложного акта по результатам исследования. В постановлении вопросы не могут допускать разного толкования и выходить за рамки компетенции уполномоченного лица. В качестве эксперта может выступать любой служащий, обладающий специальными необходимыми знаниями для составления заключения. Специалист, который не является должностным лицом уполномоченного органа, может быть привлечен к исследованию согласно нормам законодательства стран-членов ЕАЭС. Объекты экспертизы и прочие материалы, которые необходимы для составления экспертизы, должны быть предоставлены в опечатанном и упакованном виде. Крупногабаритный груз изучается на месте его нахождения.

Таможенная экспертиза может проводиться Центральным управлением или криминалистической службой (ЦЭКТУ или ЭКС). Если указанные инстанции не могут выполнить исследование, то оно поручается государственным учреждениям. Они представляют собой специализированные органы исполнительной (федеральной) власти субъектов РФ. В их задачи входит обеспечение реализации полномочий органов дознания, судей, прокуроров и следователей путем организации и проведения экспертизы[6].

Для проведения исследования уполномоченный специалист или орган должны получить:

-Постановление или определение о назначении проверки. Документ должен быть направлен руководителю ЭКС, или ЦЭКТУ, или иному учреждению, где будет выполняться исследование, с сопроводительным письмом.

-Акт (протокол) о взятии проб. Этот документ обязателен в особенности в случаях, когда проводится химическая таможенная экспертиза.

Копия декларации и прочие бумаги, в которых содержится информация, относящаяся к предмету исследования и необходимая для разъяснения возникших вопросов.

-Объекты экспертизы. К ним относят транспортные средства, документацию, пробы, вещественные доказательства и прочее.

-Образцы для проведения сравнительного анализа.

Время выполнения

Срок экспертизы не должен превышать:

-Период временного хранения (два месяца) в случае если выпуск продукции не осуществляется до получения результата исследования.

-Полгода, если экспертиза выполняется в отношении ТС.

-Год - в остальных случаях.

Срок экспертизы может быть продлен по правилам, установленным законодательствами государств-членов ЕАЭС. Время выполнения исследования может быть приостановлено по ходатайству специалиста к органу, по решению которого оно было начато, о предоставлении проб и дополнительных материалов или в иных случаях, предусмотренных нормами[14].

По окончании экспертизы составляется заключение. Оно оформляется письменно в двух экземплярах. Один из них остается в учреждении, производившем исследование, а второй – органу, по решению которого оно было назначено. В заключении указывается место и время проведения экспертизы, кем и на основании чего она выполнялась, вопросы, которые были поставлены, а также ее результаты и содержание, выводы и обоснования[16].

Таким образом, из приведенной выше информации становится ясно, что таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. Оно выполняется уполномоченными специалистами и органами, обладающими соответствующими знаниями. Проверка включает в себя изучение не только непосредственно самой продукции, но и документации, которая ее сопровождает. В зависимости от объекта исследования разрабатываются разные методы таможенной экспертизы, внедряются технические средства и приемы, аппаратура, приспособления, приборы для получения максимально точных результатов. При выполнении проверки выносится постановление. Время проведения экспертизы устанавливается должностным лицом с учетом трудоемкости процесса и по согласованию с руководителем уполномоченной инстанции. Результаты проведенных исследований оформляются специальным актом – заключением.

 

ГЛАВА2.АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ

 

2.1.Анализ показателей проведения таможенной экспертизы филиалом ЦКТЭУ г.Ростов-на-Дону за 2015-2017гг.

 

Экспертное обеспечение таможенных органов при проведении таможенного контроля является необходимым условием перехода на новый уровень осуществления таможенного дела, который должен соответствовать основным целям и задачам таможенного контроля. На современном этапе развития таможенной экспертизы в таможенном деле можно сказать о том, что возникло научное направление, в рамках которого проводятся научные исследования, дающие рекомендации по назначению и проведению таможенной экспертизы, в рамках проведения таможенного контроля [3].

Количество выполненных таможенных экспертиз, ЭКС — филиалом ЦЭКТУ г. Ростов — на — Дону, по назначениям таможенных органов, а также количество выявленных таможенных нарушений и результат, на основании сведений по результатам проведённых таможенных экспертиз, можно представить в виде таблицы (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Результаты экспертиз, выполненных филиалом ЦЭКТУ г. Ростов— на— Дону за 2015–2017г.г.

Таможенный орган

2015

2016

2017

кол-во воз-х дел об АП

кол-во воз-х УД

кол-во воз-х дел об АП

кол-во воз-х УД

кол-во воз-х дел об АП

кол-во воз-х УД

Ростовская таможня

630

5

456

2

349

19

Новороссийская таможня

65

1

16

0

65

0

Краснодарская таможня

801

0

858

0

346

0

27

79

73

27

37

11

Астраханская таможня

65

0

8

0

82

33

Миллеровская таможня

7

0

8

0

4

0

Сочинская таможня

74

24

76

0

51

1

Крымская таможня

3

0

30

1

26

15

Севастопольская таможня

1

1

1

0

2

0

итого

1673

110

1526

30

962

79

Источник: составлено автором по[21]

Анализируя вышеприведённые данные можно сделать вывод о том, что наибольший результат, на основании сведений по результатам проведённых таможенных экспертиз, в т. ч. количество возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных дел, был определён за 2015 год, что составило 1673 и 110 соответственно.

Несмотря на то, что в 2016 году было выполнено таможенных экспертиз больше, чем в 2015 году, наибольшую долю выявленных нарушений было в 2015 году, что в свою очередь можно сказать не о количестве, а о качестве проведения таможенных экспертиз.

В рамках производства дел об административных правонарушениях и головных дел, по которым в 2015 году было выявлено наибольшее количество нарушений, немаловажную роль играет криминалистическая экспертиза, которая имеет следующую структуру (таблица 2.2).

Таблица 2.2

 

 

Структура криминалистических экспертиз врамках производства дел об административных правонарушениях иуголовных дел

структура криминалистических экспертиз

количество экспертиз

% от общего количества экспертиз

количество исследованных объектов

количество выявленных объектов правонарушений

количество экспертиз, выявивших правонарушения

технико-криминалистическая экспертиза документов

в том числе:

17

27,0

408

84

7

акцизные марки

0

0

0

0

бланки

0

0

0

0

0

оттиски печатных форм

7

11,1

52

41

4

документы (машинописные тексты, копии, реквизиты, подписи)

10

15,9

356

43

3

почерковедческая экспертиза

28

44,4

329

92

26

трасологическая экспертиза

8

12,7

20

7

5

оружие

10

15,9

45

11

9

экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

0

0

0

0

0

итого

63

100,0

802

194

47

Источник: составлено автором по[21]

 

Проведённый анализ экспертного обеспечения системы управления рисками таможенных органов Российской Федерации региональным филиалом ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону, которые были выполнены в интересах таможенных органов, по профилям риска, определил количество выявленных таможенных нарушений, в ходе проведения таможенных экспертиз по назначенным профилям рискам, представлен в виде диаграммы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Количество выявленных таможенных нарушений, в ходе проведения таможенных экспертиз по назначенным профилям рискам

Источник: построено автором по [21]

Анализируя вышеприведённые данные, можно увидеть следующую динамику выявления таможенных нарушений. По общероссийскому профилю риска наибольшее количество выявленных нарушений в 2015 году (5522), наименьшее в 2017 году (1557). В рамках регионального профиля риска наибольшее количество выявленных нарушений в 2016 году (1200), наименьшее в 2015 году (750). В рамках зонального профиля риска наибольшее количество выявленных нарушений в 2017 году (71), наименьшее в 2016 году (41).

Проблемой таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз, является недостаточное материально-техническое обеспечение. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур из-за недостаточности финансирования со стороны государства. Для проведения сложных испытаний в ходе осуществления таможенной экспертизы специалистам часто требуется дорогостоящее оборудование (измерители, анализаторы, дисляторы и т. п.), и специальные места проведения различного рода экспертиз (специальные лаборатории, открытые площадки, рефрижераторные комнаты и т. п.).

Для того, чтобы решить данную проблему  можно увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета. Этот процесс можно сделать циклическим и связать цикл финансирования с моральным устареванием оборудования. Во-вторых, таможенным органам абсолютно не обязательно иметь специальное оборудование и места проведения экспертиз у себя в собственности — можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие данными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров на возмездной основе. Правда в данном случае может возникнуть ситуация с недобросовестным установлением цены такой сделки со стороны коммерческой организации, возможностью разорвать контракт и другими подводными камнями[9].

Таким образом, наибольшее количество назначенных и проведённых экспертиз способствует пресечению совершению таможенных преступлений и, непосредственно, снижению уровня преступности.

 

2.2.Практика проведения таможенной экспертизы товаров на примере сгущенного молока

Впервые сгущенное молоко было произведено в конце 19 века. Технологию приготовления запатентовал американский изобретатель Гейл Борден 19 августа 1856 года. В 1858 году в США открылся первый в мире завод по производству сгущенки, а в России предприятие по выпуску этого продукта впервые появилось в г. Оренбурге в 1881 году.

В нашей стране сгущенное молоко – одна из главных составляющих государственного продовольственного резерва. Потребителями сгущенки являются кондитерская отрасль (производство кондитерских изделий) и население[20].

На динамику российского рынка молочных консервов значительное влияние оказал кризис 2014 года: снижение покупательной способности населения негативно отразилось на объеме потребления, и после 11-процентного роста в 2013 году в 2014-м рынок снизился на 10% в натуральном выражении. В 2015 году продолжилось сокращение видимого потребления сгущенки – спад составил 6,5%.По итогам 2017 года можно говорить о восстановлении практически докризисных объемов потребления – рост составил 4,5%. За период с января по сентябрь 2018 года рынок вырос еще на 1,3% к аналогичному периоду 2017-го.

Среди регионов–производителей сгущенных молочных продуктов лидирует Белгородская область, на которую приходится примерно 22–23% общероссийского объема производства. Белгородская область представлена такими крупнейшими комбинатами, как: ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат», ОАО «Белгородские молочные продукты» и ЗАО «Волоконовскиймолочноконсервный комбинат». Далее следуют: Смоленская область с долей в 12% (здесь расположено ООО «Промконсервы»), Омская область (ЗАО «Люблинскиймолочноконсервный комбинат») – 11%, Краснодарский край (ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», ОАО «Кропоткинский молочный комбинат») – 11%, Орловская (ЗАО «Верховский молочно-консервный завод») и Курская области (ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат», ООО «Железногорск-молоко») – по 10%.

Доля экспортной продукции от общего объема производства сгущенного молока в докризисный период находилась на уровне 9–10%. После контрсанкций, введенных РФ в 2014 году, экспорт российской сгущенки ежегодно сокращался. В настоящее время доля экспорта в общем объеме рынка составляет около 3%.

Как и многие другие рынки, рынок сгущенного молока оказался под влиянием кризиса и ответных санкций, введенных РФ в 2014 году. В связи с ростом курса иностранных валют и введением эмбарго на импорт продовольствия из ряда стран поставки сгущенного молока в РФ заметно сократились – с 220 тысяч тонн в 2013 году до 143,8 тысячи тонн в 2017-м.

В целом по рынку доля импорта сгущенного молока доходила до 40% и выше. Так, в 2013 году этот показатель в натуральном выражении составил 41%, а по итогам 2014 года – уже 37%. Эта тенденция также связана с введением ответных санкций и кризисом.

Основной поставщик сгущенных молочных продуктов на российский рынок – Белоруссия, на долю которой приходится порядка 79% всего импорта в натуральном выражении и 76% – в стоимостном.

Далее проанализируем результаты проведения таможенной экспертизы сгущенного молока.

В ходе проведения таможенного контроля товарной партии сгущенного молока у должностного лица таможенного органа возникли подозрения о том, что данные товары являются фальсифицированными. Было принято решение о назначении таможенной экспертизы.

Для проведения таможенной экспертизы были отобраны образцы сгущенного молока разных торговых марок. Представим результаты ее проведения.

1.Молоко сгущенное "Алексеевское" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности.

Соответствует наименованию и заявленной жирности. Имеет достоверную маркировку о показателях пищевой ценности и о составе. Имеет недостоверную информацию о содержании белка — его на 11% больше, чем заявлено.

Соответствует стандарту по органолептическим и физико-химическим показателям. Обнаружено присутствие небольшого количества добавленного фосфата (в составе он не указан), что может быть обусловлено его наличием в исходном молочном сырье, но нельзя исключать и возможность внесения данной добавки при производстве конечного продукта.

Образец имеет хорошие органолептические свойства. Растительных жиров не обнаружено. Не содержит консервантов сорбиновую и бензойную кислоты.

2.Молоко сгущенное "Коровка из Кореновки" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности.

Соответствует наименованию и заявленной жирности. Имеет достоверную маркировку о показателях пищевой ценности и о составе. Имеет недостоверную информацию о содержании белка — его на 11% больше, чем заявлено.

Соответствует стандарту по органолептическим и физико-химическим показателям. Обнаружено присутствие небольшого количества добавленного фосфата (в составе он не указан), что может быть обусловлено его наличием в исходном молочном сырье, но нельзя исключать и возможность внесения данной добавки при производстве конечного продукта.

Образец имеет хорошие органолептические свойства. Растительных жиров не обнаружено. Не содержит консервантов сорбиновую и бензойную кислоты.

Недостаточно выражены запах и привкус пастеризованного молока.

3.Молоко концентрированное стерилизованное "Молочная страна" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности. Содержание фосфатов превышает значение максимально допустимое для концентрированного молока ТР ТС 029/2017.

Определенное в образце содержание добавленного фосфата может быть обусловлено его наличием в исходном молочном сырье и не подтверждается расчетным соотношением содержания кальция и фосфора, которое в данном образце близко к характерному для данного вида продукции.

В наименовании отсутствует важный признак "цельное" или "обезжиренное" ("частично обезжиренное"), предусмотренный в наименовании продукции согласно ТР ТС 033/2013, при этом молоко соответствует критериям для частично обезжиренного концентрированного молока.

Соответствует наименованию, и заявленной жирности. Имеет достоверную маркировку о показателях пищевой ценности и о составе. Растительные жиры не обнаружены. Имеет недостоверную информацию о содержании белка — его на 13% больше, чем заявлено. Не содержит консервантов сорбиновую и бензойную кислоты.

Не соответствует стандарту на аналогичный вид продукции по органолептическим показателям и массовой доле влаги (выпускается по СТО). Имеет солоновато-сладковатый вкус.

4.Молоко сгущенное "Рогачевъ" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности, однако выявлено присутствие фосфатов и их количество превышает значение, максимально допустимое для концентрированного молока ТР ТС 029/2017. Для сгущенного молока максимально допустимый уровень фосфатов не установлен техническим регламентом.[20].

Имеет недостоверную маркировку о составе: выявлено присутствие достаточно высокого количества добавленных фосфатов, не указанных в маркировке. Других фактов недостоверной маркировки не зафиксировано. Массовая доля жира (8,3%) незначительно меньше указанной в маркировке (8,5%) даже с учетом прибавления погрешности метода определения (8,45%). 

Соответствует стандарту по органолептическим и физико-химическим показателям. 

Имеет и хорошие органолептические свойства. Растительных жиров не обнаружено. Не содержит консервантов сорбиновую и бензойную кислоты.

Недостаточно выражены запах и привкус пастеризованного молока.

5.Продукт молокосодержащий сгущенный "Главпродукт" "Сгущёнка с сахаром юбилейная».

Товар в черном списке.

Образец не соответствует заявленному составу: выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке. Содержание лактозы позволяет предположить, что вместо цельного сгущенного молока в составе находится сухая сыворотка. Фактическая пищевая ценность продукта не соответствует наименованию.Определено наличие в составе консерванта бензойной кислоты, использование которого в данном виде продукции не предусмотрено техническим регламентом ТР ТС 029/2012. Недостоверна информация в маркировке в части указания массовой доли жира (фактическое содержание на 11% меньше) и белка (его в 2,8 раза меньше).[20].

составе продукта молокосодержащего сгущенного с сахаром с заменителем молочного жира "Сгущёнка с сахаром юбилейная" "Главпродукт" определено наличие консерванта бензойной кислоты, использование которого в данном виде продукции не предусмотрено техническим регламентом ТР ТС 029/2012. Также выявлено присутствие фосфатов, их количество превышает значение, максимально допустимое для концентрированного молока ТР ТС 029/2017. Для сгущенного молока максимально допустимый уровень фосфатов не установлен техническим регламентом.

Недостоверная информация в маркировке в части указания массовой доли жира (фактическое содержание жира на 11% меньше) и белка (его в 2,8 раза меньше). 

Образец не соответствует заявленному составу, выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке. Содержание лактозы позволяет предположить, что вместо цельного сгущенного молока в составе находится сухая сыворотка. Фактическая пищевая ценность продукта не соответствует наименованию.

По органолептическим показателям и массовой доле молочного белка в СОМО образец не соответствует стандарту на аналогичный вид продукции (выпускается по ТУ).

Слабый запах и привкус пастеризованного молока. Вкус очень сладкий, с легким "карамельным" запахом и привкусом. Цвет с желто-зеленым оттенком.

6.Молоко сгущенное с сахаром "Главпродукт".

Товар в черном списке.

Недостоверная информация в маркировке в части указания массовой доли жира (в 5 раз меньше) и белка (в 2 раза меньше). По массовой доле белка, белка в СОМО и жира не соответствует наименованию наименованию "цельное сгущенное молоко с сахаром"" согласно идентификационным критериям данного вида продукции в ТР ТС 033/2013. Образец не соответствует заявленному составу, выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке. Не соответствует заявленному на этикетке ГОСТу по содержанию жира, сахарозы и группе чистоты. Вероятно использование сухой молочной сыворотки вместо сгущенного цельного молока.[20].

Молоко сгущенное "Главпродукт" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности, однако выявлено присутствие фосфатов. Их количество превышает значение, максимально допустимое для концентрированного молока ТР ТС 029/2017. Для сгущенного молока максимально допустимый уровень фосфатов не установлен техническим регламентом.

Не соответствует заявленному на этикетке ГОСТ 31688-2012 по содержанию жира, сахарозы и группе чистоты. 

Недостоверна информация в маркировке в части указания массовой доли жира (фактическое содержание в 5 раз меньше) и белка (его в 2 раза меньше).

По массовой доле белка, белка в СОМО и жира не соответствует наименованию наименованию "цельное сгущенное молоко с сахаром" согласно идентификационным критериям данного вида продукции в ТР ТС 033/2013.

Образец не соответствует заявленному составу, выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке; содержание лактозы позволяет предположить, что вместо цельного сгущенного молока в составе находится сухая сыворотка.

Не соответствует указанному в маркировке стандарту по органолептическим (вкус и запах) и физико-химическим (содержание жира, массовой доле молочного белка в СОМО и сахарозы) показателям, а также по группе чистоты.

Растительных жиров не обнаружено. Имеет очень сладкий вкус и карамельный привкус. Вязкость низкая, на нижней границе нормы — то есть молоко жидкое. 

7.Молоко сгущенное с сахаром "Молочная страна".

Товар в черном списке.[20].

Недостоверная информация в маркировке в части указания массовой доли жира (фактическое содержание жира на 12% ниже). По содержанию жира не соответствует наименованию "цельное сгущенное молоко с сахаром". Не соответствует заявленному на этикетке ГОСТу по содержанию жира, сахарозы и группе чистоты. Образец не соответствует заявленному составу: выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке.

Молоко сгущенное "Молочная страна" по проверенным физико-химическим показателям соответствует требованиям безопасности, однако выявлено присутствие фосфатов. Их количество превышает значение, максимально допустимое для концентрированного молока ТР ТС 029/2017. Для сгущенного молока максимально допустимый уровень фосфатов не установлен техническим регламентом.

Недостоверная информация в маркировке в части указания массовой доли жира (фактическое содержание жира на 12% ниже). По содержанию жира не соответствует наименованию "цельное сгущенное молоко с сахаром" согласно идентификационным критериям данного вида продукции в ТР ТС 033/2013. Не соответствует заявленному на этикетке ГОСТ 31688-2012 по содержанию жира, сахарозы и группе чистоты. Образец не соответствует заявленному составу, выявлено присутствие добавленного в достаточно большом количестве фосфата, не указанного в маркировке.

Не соответствует указанному в маркировке стандарту по органолептическим (вкус и запах) и физико-химическим (содержание жира и сахарозы) показателям, а также по группе чистоты. 

Растительных жиров не обнаружено. Имеет очень сладкий вкус и карамельный привкус.

8.Молоко сгущенное с сахаром "Любимая классика": Результаты теста

Товар в черном списке.

Образец не соответствует идентификационным критериям молока сгущенного с сахаром, указанным в техническом регламенте ТР ТС 033/2013 по массовой доле сухих веществ молока и массовой доле молочного белка в СОМО.[20].

С учетом относительно высокого содержания фосфатов вероятно наличие в составе образца добавленных фосфатов (не указанных в составе). Не соответствует ГОСТ 31688-2012 по органолептическим и физико-химическим показателям (выпускается по СТО изготовителя).

Молоко сгущенное с сахаром "Любимая классика" по проверенным показателям соответствует требованиям безопасности. Обнаружено содержание консерванта бензойной кислоты в недействующей концентрации — может быть случайной примесью или иметь естественное происхождение.

Образец не соответствует идентификационным критериям молока сгущенного с сахаром, указанным в техническом регламенте ТР ТС 033/2013 по массовой доле сухих веществ молока и массовой доле молочного белка в СОМО.

С учетом относительно высокого содержания фосфатов вероятно наличие в составе образца добавленных фосфатов (не указанных в составе).

Образец выпускается по СТО изготовителя, требования которого неизвестны, однако по органолептическим и физико-химическим показателям (группа чистоты восстановленного сгущенного молока по эталону, массовая доля сахарозы, массовая доля лактозы, массовая доля молочного белка в СОМО) не соответствует требованиям межгосударственного стандарта на сгущенное молоко с сахаром (ГОСТ 31688-2012).[20].

Образец не содержит немолочных жиров.

Относительно высокое суммарное содержание токсичных элементов (нормативы по отдельным показателям не превышены).

Имеются замечания к органолептическим свойствам: легкий карамельный привкус и запах, вкус слишком сладкий, без выраженного вкуса и запаха пастеризованного молока.

9.Молоко сгущенное с сахаром "Густияр".

Товар в черном списке

Фальсификат. Массовые доли жира и белка существенно меньше указанных в маркировке и минимально допустимых техническим регламентом. Сахара — больше, чем указано в маркировке.

По проверенным показателям фактов несоответствия требованиям безопасности не выявлено.

Однако образец признан фальсификатом. Массовая доля белка не соответствует (в 2 раза меньше) заявленной в маркировке даже с учетом допустимого расхождения 10% (согласно ТР ТС 033/2013 об указании показателей пищевой ценности и фактических значений). Такое содержание белка не соответствует и требованиям технического регламента ТР ТС 033/2013. Массовая доля жира тоже существенно меньше указанной в маркировке. Сахара в образце оказалось больше, чем указано в маркировке — не удивительно, ведь сахар гораздо дешевле молочных ингредиентов. В составе указан консервант сорбат калия, однако в результате лабораторных испытаний он не обнаружен. Стоит отметить, что среди продуктов, в которых может быть использован данный консервант, сгущеное молоко отсутствует.[20].

Имеет неудовлетворительные органолептические показатели. Вкус этого сгущенного молока очень сладкий, пустой, невыраженный, отсутствует вкус и запах свойственный пастеризованному молоку. По органолептическим и физико-химическим показателям (массовая доля жира, белка, массовая доля белка в СОМО, массовая доля сахарозы) образец не соответствует требованиям стандарта на аналогичный вид продукции (ГОСТ 31688-2012). В связи с недоступностью информации о требованиях ТУ производителя, заключение о соответствии им образца невозможно.

10.Молоко сгущенное с сахаром "36 копеек".

Товар в черном списке.

Фальсификат. Массовая доля белка меньше указанной в маркировке и минимально допустимой техническим регламентом. Содержит консервант сорбиновую кислоту (не допускается для использования в составе сгущенного молока) и фосфаты, не указанные в маркировке.

По органолептическим и физико-химическим показателям (массовая доля белка, массовая доля белка в СОМО) образец не соответствует требованиям ГОСТ 31688-2012, указанного в маркировке.

Образец имеет очень сладкий вкус с неприятным посторнним ("мыльным") запахом и привкусом, отсутствует вкус и запах характерный для пастеризованного молока. Молоко имеет несвойственный молоку сгущенному светло-желтый цвет.

Массовая доля белка в образце значительно меньше допустимой техническим регламентом и ГОСТом и не соответствует указанной в маркировке.

11.Продукт молочный "Маша и Медведь", "молочный шоколад".

Введение потребителя в заблуждение: рисунок на упаковке и придуманное название создают ложное впечатление, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является. Содержит консервант, запрещенный для детских продуктов.

Продукт молочный "Маша и медведь", "мягкий молочный шоколад" изготавливает ЗАО "Алексеевский молочноконсервный комбинат" в Белгородской области.

Продукт внесен в черный список за нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".

Рисунок на упаковке  (персонажи детского м/ф "Маша и медведь") и дизайн этикетки вводят потребителя в заблуждение, заставляя думать, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является.

Продукт содержит консервант, использование которого в продуктах для питания детей не допускается (часть 7 ст. 8 ТР ТС 021/2011), стабилизатор фосфат натрия.

Наименование продукта "мягкий молочный шоколад", не соответствует фактическому наименованию: продукт не является молочным шоколадом, согласно определению, данному в ГОСТ Р 53041-2008, не содержит никаких компонентов какао, кроме какао-порошка, а данное наименование является придуманным названием, совпадающим с наименованием другого продукта — молочного шоколада (который не содержится в составе данного продукта), что может ввести потребителя в заблуждение. С учетом того, что действительное наименование продукта с заключенным в кавычки придуманным наименованием указано более мелким шрифтом с другой (вертикальной) ориентацией текста, придуманное название может быть воспринято как действительное наименование продукта, что расценивается как дополнительное обстоятельство, способствующее введению потребителя в заблуждение.

*В связи с грубым нарушением требований по маркировке продукт снят с дальнейшей экспертизы.

12.Сгущенное молоко "Маша и Медведь", "молочное лакомство".

Введение потребителя в заблуждение: рисунок на упаковке и придуманное название создают ложное впечатление, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является.

Цельное сгущенное молоко "Маша и медведь", "мягкое молочное лакомство" изготавливает ЗАО "Алексеевский молочноконсервный комбинат" в Белгородской области.

Продукт внесен в черный список за нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".

Рисунок на упаковке  (персонажи детского м/ф "Маша и медведь") и дизайн этикетки вводят потребителя в заблуждение, заставляя думать, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является.

*В связи с грубым нарушением требований по маркировке продукт снят с дальнейшей экспертизы.

13.Молоко сгущенное "Молочная рисовашка".

Товар в черном списке.

Введение потребителя в заблуждение: рисунок на упаковке и придуманное название создают ложное впечатление, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является. Содержит консервант, запрещенный для детских продуктов.

Продукт внесен в черный список за нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".

Рисунок на упаковке (обезьянка), дизайн упаковки, придуманное название и функциональное назначение продукта (для детского творчества — рисования сгущенным молоком) вводят потребителя в заблуждение, заставляя думать, что это специализированный продукт для питания детей, однако он таковым не является.

Продукт содержит консервант, использование которого в продуктах для питания детей не допускается (часть 7 ст. 8 ТР ТС 021/2011).

*В связи с грубым нарушением требований по маркировке продукт снят с дальнейшей экспертизы.

 

 

 

Таким образом, проанализировав результаты проведения таможенной экспертизы сгущенного молока разных торговых марок, выявлено, что образцы молока сгущенного : «Алексеевское», «Коровка из Кореновки», «Молочная страна», «Рогачевъ», - являются безопасными и качественными. Образцы торговых марок: «Главпродукт», «Молочная страна» (с сахаром), «Любимая классика», - не соответствуют стандартам качества. Молоко сгущенное торговых марок «Густияр» и «36 копеек» являются фальсификатом.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. Оно выполняется уполномоченными специалистами и органами, обладающими соответствующими знаниями. Проверка включает в себя изучение не только непосредственно самой продукции, но и документации, которая ее сопровождает. В зависимости от объекта исследования разрабатываются разные методы таможенной экспертизы, внедряются технические средства и приемы, аппаратура, приспособления, приборы для получения максимально точных результатов. При выполнении проверки выносится постановление. Время проведения экспертизы устанавливается должностным лицом с учетом трудоемкости процесса и по согласованию с руководителем уполномоченной инстанции. Результаты проведенных исследований оформляются специальным актом – заключением.

Анализируя показатели проведения таможенных экспертиз филиалом ЦЭКТУ г.Ростов-на-Дону,выявлено, что наибольший результат, на основании сведений по результатам проведённых таможенных экспертиз, в т. ч. количество возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных дел, был в 2015 году, что составило 1673 и 110 соответственно. Несмотря на то, что в 2016 году было выполнено таможенных экспертиз больше, чем в 2015 году, наибольшую долю выявленных нарушений было в 2015 году, что в свою очередь можно сказать не о количестве, а о качестве проведения таможенных экспертиз. В работе были проанализированы результаты проведения таможенной экспертизы сгущенного молока. Проанализировав результаты проведения таможенной экспертизы сгущенного молока разных торговых марок, выявлено, что образцы молока сгущенного : «Алексеевское», «Коровка из Кореновки», «Молочная страна», «Рогачевъ», - являются безопасными и качественными. Образцы торговых марок: «Главпродукт», «Молочная страна» (с сахаром), «Любимая классика», - не соответствуют стандартам качества. Молоко сгущенное торговых марок «Густияр» и «36 копеек» являются фальсификатом.

Проблемные вопросы проведения таможенных экспертиз заключаются в том, что не хватает квалифицированных трудовых кадров, а также слабая оснащенность оборудованием для проведения таможенных экспертиз.

Создание единой методической экспертной базы государств-участников ЕАЭС сегодня - это объективная необходимость.  Таможенные экспертизы должны соответствовать  стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые документы

1.   Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс] Режим доступа: #"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [Электронный ресурс] Режим доступа: #"Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2011 N 22249) [Электронный ресурс] Режим доступа: #"center"> 

Учебные пособия, монографии

4.   Андреева Е.И. Идентификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 1. – С. 112–118.

5.   Афонин П.Н., Сигаев А.Н. Теория и практика проведения таможенных экспертиз. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2012. 256 с. 

6.   Глазунова И.В. Новации института таможенной экспертизы / И.В. Глазунова // Таможенное дело. – 2016. – № 2. – С. 10–14.

7.    Григорян Т. В. Технические средства таможенного контроля: современное состояние и оперативно- технические возможности // Актуальные проблемы таможенного дела: Региональная научно-практическая конференция: сб.ст. / Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. Н. Г. Савосина. – Чита, 2014. 68 с.

8.   Дробот В.И. Таможенная экспертиза товаров//Молодой ученый.-2016, 59с.;

9.   Дугин Г. А. Сущность таможенного контроля: М., 2012. 117 с.

10. Ипатко Л.П.Актуальные вопросы теории и практики таможенной экспертизы // Молодой ученый, 2017.-54с.

11. Казакова С.В. Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения// Молодой ученый, 2017.-49с.

12. Казуров М.Б. Основные положения таможенной экспертизы / М.Б. Казуров // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 453–456.

13. КнышС.В.Проблемы таможенного контроля и пути их решения в таможенных органах// Молодой ученый, 2015.-85с.

14. Костин А.А.Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013. 344 с. Костин А.А., Костина О.В.Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС // Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71-74.

15. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. М.: Российская таможенная академия, 2013. 262 с. 

16. Медведев В. Н., Янчуков Д. А. Административно-правовые отношения в сфере государственного контроля в таможенном деле: проблемы и перспективы модернизации // Административно-правовые отношения в условиях модернизации Российского государства. — М.: Ин-т гос. и права РАН, 2013. С. 59 65.;

17. Николаев А.П. Особенности проведения таможенных экспертиз// Молодой ученый, 2017.-49с.

18. Селезнев В. Таможенный контроль: результаты и перспективы // Таможня. 2016. № 6 (389). С. 5-8.

19. Стельмах Е.В. Проблемы и основные направления совершенствования порядка проведения таможенных экспертиз товаров// Молодой ученый, 2017.-95с.

Электронные ресурсы

20. Официальный сайт Росконтроля[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roscontrol.ru/

21. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Назначение таможенной экспертизы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!