КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет заочного и ускоренного обучения

Кафедра правоведения и иностранных языков

 

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль подготовки «Право»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право России»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ?ФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

 

 

 

Руководитель КР   Мамонтова Татьяна Александровна

 к.и.н., доцент кафедры ПиИЯ

 

Выполнил КР Бондаренко Ирина Викторовна

обучающийся группы Пз-21



 

 

Братск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  5

1.1. Становление и развитие института гражданства РФ.. 5

1.2. Правовое регулирование гражданства РФ.. 13

2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА.. 19

2.1 Принципы гражданства РФ.. 19

2.2. Приобретение гражданства РФ, способы приобретения. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сущность и содержание любого правового института находит свое выражение в его принципах. В Конституции РФ закреплен принцип единого и равного гражданства. Применительно к нашему исследованию важным представляется следующий аспект данного емкого основного начала института российского гражданства.

Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение вопросов гражданства связано не только с правами и свободами человека и гражданина, но с суверенитетом государства. Провозглашение Конституцией Российской Федерации как демократического правового государства требует углубленной разработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. Одним из основополагающих критериев оценки демократичности и соответствия международному праву национального законодательства могут служить учет и практика реализации положений ст. 15 Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г. («Каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить свое гражданство»).

В Российской Федерации основные принципы института гражданства отнесены к основам конституционного строя (ст. 6 Конституции Российской Федерации).

Гражданство - это не только правовая, но и политико-правовая связь лица с государством. Такая связь обусловлена высоким политическим потенциалом гражданства, который выражается в том, что только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти и только на граждан распространяется в полном объёме политическая власть государства.

Исследованию института гражданства посвящена обширная отечественная и зарубежная научная литература.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ и исследование на основе комплексного подхода теоретических основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права, его особенностей, а также возможных путей развития.

Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Дать определение понятию гражданства;

2. Рассмотреть конституционно-правовое регулирование института гражданства в России;

3.  Охарактеризовать основные принципы института гражданства;

4. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.

Предметом исследования является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.

Методы: анализ, синтез, изучение литературы по теме, общение, сравнительный, дедукция, индукция.

Структура: введение, две главы, заключение и список литературы.

 

 

1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

1.1. Становление и развитие института гражданства РФ

 

Взаимоотношение государства и личности является центральным аспектом в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из главных институтов правового положения личности. На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и за рубежом происходят миграционные и иммиграционные процессы, вследствие чего возникают проблемы определения взаимоотношений человека и государства.

Гражданство РФ – это сложная система социальных ожиданий и моральных обязательств. Основная сфера его действия – «российское государство», так как в нем живут люди[1].

Для всестороннего анализа понятия гражданства необходимо изучить основные этапы возникновения и развития данного института, который наполнялся содержанием в процессе исторического развития государства. Истоки данного института обнаруживаются уже в племенной и родовой организации общества. Определяющим условием членства в племени, роде было кровное родство (социальной единицей являлась община из 50–60-ти человек — кровных родственников). Но возможно было и принятие в племя, род новых членов, преимущественно путём усыновления или заключения брака. Совершение членом таких общностей преступлений против них, переход в другой род, племя, членство прекращали.

Непосредственно генезис гражданства (подданства) большинство исследователей связывают с возникновением права и государства, когда родовые связи подверглись интенсивному распаду. И это закономерно, т. к. гражданство — значительный юридический институт, формирующий специфические правовые связи государства и личности. Но зарождение первых государств ещё не привело к появлению гражданства в современном понимании, возникла (в ходе становления взаимоотношений, с одной стороны, публичной властью, а с другой стороны, — с территориально организованным населением, с конкретным человеком) лишь категория принадлежности к государству, как исторический прототип гражданства. В античности на смену родовой принадлежности приходит понятие «гражданин» (понятия «гражданство» ещё не существовало, в этой связи отмечается, что понятие «гражданин» предшествовало понятию «гражданство»).

Каждый афинский гражданин (к ним, правда, не относились женщины и рабы) обладал широким кругом прав и обязанностей и участвовал в общественно-политической жизни страны (по словам Перикла:«...Мы считаем... бесполезным того, кто... не участвует в государственной деятельности»). Лица, не имевшие статуса гражданина, правовой защитой могли воспользоваться только через опекуна, таковым статусом обладавшего. Заметим, что к одной из причин упадка Афин учёные относят чрезмерно исключительный характер гражданства, что вело к недовольству прочих групп населения[2].

В Древнем Риме первоначально к гражданам относилось всё свободное население, живущее на территории данного государства. Но только в конце I в. до н. э. все граждане Рима получили политические права. Общее понятие «civitas» возникает в Риме в борьбе состояний, идеи же абстрактного гражданина здесь не существовало. Римское гражданство приобреталось, в первую очередь, путём рождения от римских граждан (в законном браке), также путём отпущения на свободу из рабства (рабы гражданства не имели) и посредством дарования иностранцу (например, солдату после 25-летней военной службы) римского гражданства. Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, в случаях захвата римского гражданина врагами (но при возвращении на римскую территорию гражданство возвращалось).

Таким образом, в античный период гражданство было статусом привилегированной части населения. Античный гражданин — лицо, имеющее большой круг прав в обществе и определённые обязанности перед ним. При феодализме появился институт подданства, «сопровождающий» территориальные государства, т. к. возникает необходимость определения круга лиц, относящихся к этим государствам, и наличия универсального понятия, определяющего принадлежность к государству.

Содержание подданства сильно разнилось в разных регионах и странах. В Западной Европе подданство было связано с институтом вассалитета, имея вертикальный характер: лица являлись подданными феодала — вассала другого феодала. Но с развитием территориального государства и абсолютизма подданство начинает рассматриваться как подданство всего населения монарху-суверену (территориальная связь заменяется личной связью лица с монархом, выражающейся во взаимных правах и обязанностях указанных субъектов)[3].

В научной литературе существует несколько мнений относительно этапов развития института гражданства в России. Основные отличия данных мнений касаются в основном «начального» этапа развития гражданства в нашей стране.

Однако ряд исследователей считают, что процессы зарождения и оформления института гражданства необходимо относить к более раннему периоду.

Так, Д.А. Паршенцев выделяет в эволюции института гражданства:

- Дореволюционный период (до 1917 года)

- Советский период (1917-1991 г.г.);

- Переходный период (1991-2002 г.г.);

- Современный период (с 2002 года по настоящее время).

В период до 1917 года в России происходили процессы развития и становления института гражданства, зарождался названный институт. В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство. Иными словами, подданство принимает юридический характер.

До принятия в России в 1864 г. Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» вопросы подданства в царской России регулировались постановлениями, которое были обобщены в Своде законов.

Правовому закреплению норм о советском гражданстве способствовал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, различные звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики[4].

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

В контексте характеристики исторических аспектов гражданства следует отметить советское гражданство, которое, как подчеркивалось в литературе того времени, заключалось в принадлежности лица к советскому народу как новой исторической и многонациональной общности людей. Вопрос о том можно ли было советское гражданство характеризовать в качестве правоот-ношения «подвластности и подчинения», является спорным. Думается, что все граждане (и иностранные, и лица без гражданства) обязаны подчиняться власти государства, на территории которого они находятся. Именно с позиции распространения на гражданина суверенитета государства можно говорить о  том, что гражданство является основой правового положения личности в государстве - его наличие гарантирует полное распространение на лицо всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. Приведем мнения некоторых правоведов, которые в свое время исследовали особенности гражданства:

Н.В. Витрук под гражданством понимал некое оформление состава населения страны.

В.С. Шевцов о гражданстве говорил, как о правовой связи лица и государства, которая служит предпосылкой для установления правового статуса гражданина.

М.В. Баглаем под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей[5].

А.А. Югов под гражданством понимает сложную и тонко дифференцированную правовую связь этих субъектов, которой характерны особые свойства.

Г.И. Тункин утверждал, что «гражданство – это политико-правовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанностями в отношении государства, а также правами и обязанностями государства в отношении человека».

А.Б. Серошин придерживается схожей позиции и полагает, что под гражданством понимается стабильная правовая взаимосвязь человека и страны, которая проявляется в комплексе их взаимных прав и базируется на признании ключевых прав и свобод человека. При этом указанные права и свободы, по мнению автора подхода, должны быть формально закреплены в нормативно- правовых актах о гражданстве, которые, непосредственно признают эту связь и имеют цель – урегулирование вопросов в соответствующей области.

Т.Е. Парамзин, подвергнув критике многие определения понятия гражданства, выдвинул собственное, довольно специфическое мнение относительно данного явления. Т.Е. Парамзин считает, что гражданство – это ядро правового статуса человека, которое выражается в исполнении лицом обязательств в отношении определенного государства. К таким обязательствам относится подчинение действующему в государстве законодательству, уплата налогов и сборов, служба в Вооруженных силах и т. д. Что касается предоставления прав и свобод гражданам, то они имеют второстепенную роль, так как именно исполнение обязательств гражданами РФ обеспечивает нормальное функционирование государства при взаимодействии, как с отдельным индивидом, так и с обществом в целом.

И.В. Лаптева гражданство считает необходимой составляющей правового статуса гражданина, от которого зависит нормальное существование человека в государстве, так как именно данная связь со своей страной способствует воплощению в жизнь естественных прав человека, без которых жизнь человека в обществе стала бы попросту невыносимой. Также и государство без гражданства, по мнению Лаптевой, существовать, как таковое не может, ведь оно создано именно для организации общества, а без стабильной правовой связи с человеком эти два элемента станут обособленными и не зависящими друг от друга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство о советском гражданстве обновлялось, совершенствовалось в зависимости от внутренних и внешнеполитических условий развития государства.

Третий этап эволюции института гражданства в России следует охарактеризовать как переходный (1991-2002 г.г.).

Нормативный акт, впервые законодательно установивший институт гражданства России как суверенного государства, стал Закон о гражданстве 1991 года. Он был разработан и принят в переходный период становления России после распада Союза ССР и образования на его территории новых независимых государств.

Указанный закон внес существенные изменения в содержание института гражданства, положил начало новому подходу к его пониманию как основы конституционного строя. В нем нашло закрепление и республиканское гражданство, до этого носивший формальный характер. Так же были четко регламентированы основания и порядок приобретения гражданства РСФСР. Закон был направлен на признание гражданами России всех граждан бывшего РСФСР, пожелавших иметь российское гражданство. Данный Закон о гражданстве, установил ряд новых демократических принципов, которые до этого не были закреплены в союзных законах, что существенно обогатило содержание института гражданства[6].

Четвертый этап эволюции института гражданства в России охватывает современный период – с 2002 года по настоящее время, в течение которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.

Новый Закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, отражает преемственность основных положений института гражданства, обеспечивает приведение законодательства о гражданстве в соответствии с Конституцией РФ, а также с международными стандартами и традициями. В нем закреплены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства, определены полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, установлен порядок производства по делам о гражданстве, а также регламентирован порядок обжалования решений полномочных органов[7].

В современной юридической науке гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, то есть как правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, выход из гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство - это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом с наделением его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Необходимо отметить, что в российском законодательстве основные международно-правовые проблемы гражданства нашли свое решение. Пути дальнейшего совершенствования законодательства о гражданстве будут длиться столько, сколько будут существовать межгосударственные отношения. Эффективность развития института гражданства будет, зависит от отношений между государствами, от экономических, политических, информационных, дипломатических и консульских взаимоотношений между ними.

Совершенствование института гражданства будет способствовать не только решению фундаментальных проблем государственного строительства, но и политических задач.

Проанализировав и сравнив законодательство о гражданстве можно смело утверждать, что Закон о гражданстве 2002 г. строится на концептуально иной основе и ознаменовывает возвращение к принципам регулирования "классического" национального гражданства. Благодаря этому государство обеспечивает качество своих граждан, вырастает престиж национального гражданства.

Действующий Закон о гражданстве проще и практичнее предыдущих. В нем гораздо лучше регулируются вопросы гражданства. Остались в прошлом республиканское гражданство, почетное гражданство.

Итак, гражданство Российской Федерации можно определить как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина. Значение института гражданства в обществе целиком и полностью определено взаимоотношениями, как отдельного индивида, так и населения в целом.

 

1.2. Правовое регулирование гражданства РФ

 

При приобретении гражданства Российской Федерации одной из актуальных проблем можно назвать требование, которое предусмотрено Федеральным законом РФ «О гражданстве РФ». Здесь речь идет о пункте «в» части 1 статьи 13 указанного закона. Данное требование предъявляется к лицу, которое изъявило желание приобрести гражданство Российской Федерации, и оно связано с тем, что указанное лицо должно иметь законный источник средств к существованию. Хотя это положение и закрепляется законодателем, однако оно не раскрывается им, поскольку отсутствует норма о величине (размере) законного источника средств к существованию[8].

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержит конкретный перечень документов, которые необходимо представить в качестве надлежащих для констатирования наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию, ведь существование может быть разным.

В России компетентные органы принимают в качестве подтверждающих документов большой их перечень: от справки о доходах физического лиц до трудовой книжки или справки о наличии вклада в кредитном учреждении и т.д.

Следует отметить, что и Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ», и Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ содержат пробелы в контексте регулирования указанного вопроса. Лицо имеет право заранее знать, соответствует ли оно тем требованиям, которые наше государство предъявляет к нему в данном случае.

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. По мнению Габричидзе Б.Н., «гражданство это один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя». Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. (то есть на 1 июля 2002 г.), и в последующем не прекратившие гражданства России; лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г.

1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Государственной Думой России 31 мая того же года.

Основным документом гражданина Российской Федерации является паспорт, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

В соответствии с ГК РФ граждане приобретают права и исполняют обязанности под своим именем, фамилией и отчеством[9]. Формально паспорт не нужен для того, чтобы гражданин обрел гражданские права и смог исполнить обязанности. Однако отсутствие паспорта резко сокращает возможности гражданина реализовать свои права, даже если у него сохраняется заграничный паспорт, водительское удостоверение или военный билет, позволяющие его однозначно идентифицировать.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются:

- Конституцией Российской Федерации;

- международными договорами России;

- Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г.;

- а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами России.

Дальнейшее углубление представлений о гражданстве на современном этапе развития юридико-правовой мысли, на наш взгляд, возможно по линии расширения поиска качественных характеристик правовой связи человека с Российским государством, учитывая, что, согласно действующему Федеральному закону о гражданстве, центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством.

Внимательный анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», где сказано, что «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»[10], наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства. С учетом сказанного гражданство Российской Федерации можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство,является прежде всего институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права. Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Действующее в Российской Федерации законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванных регулировать отношения гражданства, что значительно осложняет задачу дифференциации их на самостоятельные институты. Ознакомление с научной и учебной литературой по данной проблеме показывает, что в динамике конституционно-правовых отношений российского гражданства одни авторы выделяют два института (приобретение и утрата), другие – три института (признание, приобретение и прекращение), но имеются и очень подробные и глубоко дифференцированные варианты структурирования этого сложного института, в которых в качестве самостоятельных одинарных институтов рассматриваются отдельные основания приобретения или прекращения гражданства. Все эти разновидности определения структуры возникновения и развития отношений гражданства обусловлены особенностями законодательства своего времени и служат тому или иному социальному предназначению: потребностям учебного процесса, решению задач законодательной деятельности и т.д.[11]

Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г. ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений.

 

2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

 

2.1 Принципы гражданства РФ

 

Институт гражданства в Российской Федерации представляет собой сложную систему, состоящую из двух взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, таких как граждане и государство, основное предназначение которых заключается в наделении человека правовым статусом, именуемым – гражданин Российской Федерации.

Сущность и содержание любого правового института находит свое выражение в его принципах. В Конституции РФ закреплен принцип единого и равного гражданства[12].

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;

Согласно данному принципу республики, являющиеся субъектами России не вправе установить какое-либо собственное гражданство, отличное от общего и единого статуса гражданина России. Правовой статус гражданина Российской федерации, который проживает в какой-либо республике, остается единым на территории всей страны и не отличается от положения гражданина, который проживает в ином субъекте России. Установление в республике собственного гражданства не порождает за собой наличие у ее жителей двух гражданств - России и данной республики. Этот принцип российского гражданства является общим для всего населения страны. Даже если в порядке исключения или по другой причине в одном из субъектов появится определение собственного гражданства, оно никак не аннулирует правовые отношения человека с РФ. Более того, гражданство в двойном понимании в этом случае будет полностью исключено, а местная его разновидность признана недействительной.

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;

Принцип равенства гражданства означает, что все резиденты имеют равные права и привилегии, невзирая на то, каким путем это гражданство было приобретено. Под этим утверждением следует понимать, что лица, получившие гражданство по праву рождения, и люди, пожелавшие добровольно получить паспорта Российской Федерации, с точки зрения действующих законов являются равными во всех юридических смыслах. На гражданские права не влияют ни этническая принадлежность людей, ни их социальный статус, ни происхождение, ни пол или возраст. Вступление или расторжение брака супругами никоим образом не сказывается на гражданском статусе каждого из них. Более того, если кто-то из супругов выразит желание стать резидентом другой страны, это никак не отразится на гражданстве второго.

в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;

Правовое регулирование гражданства Российской Федерации обеспечивает его сохранение за конкретным лицом даже в том случае, когда оно не проживает в пределах РФ, а постоянно находится или работает на территории другой страны. Законов, в которых бы содержались крайние сроки такого отсутствия, нет. Любой гражданин обладает неотъемлемым правом на изменение своего гражданства. Отказ гражданину в выходе из гражданства должен быть мотивирован и обоснован;

г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства;

Принципы гражданства по Конституции РФ не подразумевают возможности его лишения в качестве наказания за проступки или различные противоправные действия. Следовательно, если человек совершит преступление, независимо от степени его тяжести, иным способом нарушит закон или будет выражать несогласие с политикой государства и действиями властей, лишение гражданства ему не грозит. Наказанием за проступки может быть только административная или уголовная ответственность, предусмотренная законодательством РФ. Действие этого принципа в отдельных случаях может быть прекращено, когда речь идет об иностранце, получившем российское гражданство. Решение о его приеме отменяется, если на свет выходят факты предоставления поддельных документов или заведомо неправдивых сведений, а также доказана причастность данного лица к некоторым тяжким преступлениям – чаще всего терроризму[13].

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;

Что касается выдачи – экстрадиции – граждан РФ властям или службам других стран, то на подобные действия также распространяется прописанный в Конституции запрет. Даже в том случае, когда человек совершил правонарушение или преступление за границей, он не может быть экстрадирован по первому требованию. Если за совершенный проступок законами РФ предусмотрена ответственность, виновник понесет ее, но исключительно на территории РФ и по ее правилам. Российский гражданин не может быть выслан, а также иметь препятствия для возвращения на свою Родину. Стоит отметить, что государственные органы вправе выдворить за пределы страны иностранных граждан и лиц без гражданства. Российский гражданин не может быть подвергнут экстрадиции (выдаче), если он совершил правонарушение за границей и другая страна предъявляет требование о его выдаче с целью привлечения ксоответствующего рода ответственности. В то же время, если совершенное человеком противоправное также признается преступлением и на территории России, то данный субъект может быть привлечен к ответственности на территории России по нормам российского права.

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России, прямо связан с их политическими, социальными, личными и экономическими правами и свободами. Конституция Российской Федерации закрепляет принципы, которые определяют правовое положение личности в российском обществе, что выражено такой основой конституционного строя, как приоритет прав и свобод человека и гражданина. Из содержания первой главы Конституции РФ следует, что понятие личности включает в себя любое лицо, являющееся как гражданином, так и иностранным гражданином, или лицом без гражданства, следовательно, права и обязанности, установленные в отношении личности, распространяются на неграждан.

Как отмечал М. В. Пресняков: «Конституционно-правовой статус личности не ограничивается каким-то базовым набором основных конституционных прав, но охватывает всю совокупность субъективных прав лица, вытекающих из универсального принципа “разрешено все, что не запрещено”. С этой точки зрения можно говорить о синонимичности и тождественности понятий “правовой статус лица” и “конституционно- правовой статус личности”»[14].

Гражданство рассматривается в конституции в качестве права, которое является основной для возникновения и формирования особых отношений между государством и личностью. Законодательство, регулирующие институт гражданства, может не только наделять граждан соответствующим статусом, но и исполнять иные функции. Так, законодательное регулирование опосредует решение нескольких задач, включая: обеспечение государственных гарантий защиты прав гражданина; укрепление государственного суверенитета, обеспечение сплоченности граждан; гарантирование баланса между интересами личности, общества и государства. Любые решения, которые связаны с институтом гражданства, всегда являются проявлением государственного суверенитета. Это значит, что основания и условия для предоставления гражданства регулируются непосредственно государством. Кроме того, данный институт занимает важное место в процессе миграции. Именно поэтому, занимаясь регулированием гражданства, государственная власть выбирает и ключевые направления миграционной политики.

 

2.2. Приобретение гражданства РФ, способы приобретения.

 

В федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации. Первое основание – по рождению, второе основание получение гражданства, путём приёма в гражданство. Третье основание – путём восстановления в гражданстве и четвёртое, это на иных основаниях указанных в данном законе либо на основании международных договоров заключённых Российской Федерацией с другими иностранными государствами.

Первое основание - приобретение гражданства по рождению не вызывает каких-либо вопросов. Оно связано с приобретением гражданства новорожденными детьми, и все эти вопросы решаются достаточно просто.

Второе основание приобретение гражданства путём принятие в гражданство и именно здесь возникают огромное количество и основной вал вопросов касающихся тех или иных оснований, положений законов, как правильно их применять, как комментировать. На этом основании нужно подробно остановиться. Приобретение гражданства РФ в результате приёма в гражданство делятся на две части. В ст. 13 закона говорится об общем порядке принятия в гражданство, а ст. 14 говориться о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке. Давайте рассмотрим для начала общий порядок принятия в гражданство, то есть это те стадии, которые должны пройти любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, чтобы выйти на финишную прямую для получения гражданства РФ[15].

Закон гласит, что любой иностранный гражданин или лицо без гражданства достигший совершеннолетия и обладающий дееспособностью имеет право обратиться с заявлением о приёме его в гражданство РФ при наличии следующих условий: Первое – после получения вида на жительство он должен прожить на территории РФ не менее пяти лет. Здесь можно сделать оговорку – не безвыездно пять лет. Он имеет право выезжать за пределы Российской Федерации. Суммарное количество дней его отсутствия в Российской Федерации за один календарный год не должен превышать девяносто дней. Второе условие – он обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие действующие законы Российской Федерации. Третье условие – он должен иметь законный источник средств к существованию. На территории Российской Федерации.

Он должен иметь официальную работу, официальный бизнес либо иные источники доходов не запрещённые в Российской Федерации. Должен обязательно владеть русским языком. Эти требования являются общими для всех лиц, которые хотят получить гражданство Российской Федерации. Если рассмотреть это более практично, то есть близко к практике это можно объяснить более доступным языком. Иностранный гражданин, пересекает государственную границу Российской Федерации с желанием остаться жить и работать в Российской Федерации, получить её гражданство. Таможенные органы выдают ему миграционную карту. Если он является гражданином страны которое ранее входило в состав Советского Союза, то эта миграционная карта даёт ему основания девяносто дней находиться на территории Российской Федерации.

В течении семи дней с момента пересечения государственной границы РФ, ему необходимо встать на миграционный учёт по месту требования. Это может быть квартира друзей, родственников и другое. С этого момента он имеет право подать заявление о предоставлении ему разрешения на временное проживание (РВП) на территории Российской Федерации. После того как он получит РВП (выдаётся на три года) он переходит на следующую стадию. Через год после получения РВП он имеет право обратиться с заявлением о получении вида на жительство. После получения вида на жительство который выдаётся сроком на пять лет и каждые пять лет должно продлеваться после истечения указанного срока. С момента получения вида на жительство, он получает право обратиться с заявлением о принятии его в гражданство Российской Федерации. Это являются обязательными стадиями.

В ст. 13 закона есть некоторые исключения для отдельных категорий лиц, которые могут получить гражданство РФ, не дожидаясь пятилетнего срока проживания с момента получения вида на жительство. Например, если лицо имеет высокие достижения в области науки, техники, культуры и имеет специальность, которые вызывают интерес для Российской Федерации. В этом случае, срок проживания на территории Российской Федерации после получения вида на жительство для него будет сокращено до одного года.

Категория граждан, которые в установленном российскими законами порядке признаны беженцами, то для них тоже срок проживания на территории Российской Федерации после получения вида на жительство будет равняться одному году.

И последняя категория граждан, для которых срок проживания после получения вида на жительство равен одному году, это лица, которым было предоставлено политическое убежище. Эти три категории граждан должны будут прожить после получения вида на жительство не пять лет, чтобы обратиться с заявлением о приёме в гражданство, а один год.

Кроме того, лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации без соблюдения требований предусмотренные ст. 13 закона. Они могут быть приняты в гражданство РФ без получения РВП, без получения вида на жительство, при незнании русского языка, при отсутствии источников к существованию.

Иностранцы и апатриды имеют право на приобретение российского гражданства в соответствии с перечнем предоставленных документов к заявлению на гражданство, в случаях, если:

Являются нетрудоспособными и имеют совершеннолетнего ребенка гражданина РФ.

Состоят 3 года в браке с гражданином РФ.

Имеют несовершеннолетнего ребенка гражданина РФ. При этом, второй родитель - обладатель гражданства России оказался недееспособным, лишенным или ограниченным в праве опеки, пропавшим без вести или умершим.

Имеют совершеннолетнего недееспособного ребенка гражданина РФ. При этом, второй родитель - обладатель гражданства России оказался недееспособным, лишенным или ограниченным в праве опеки, пропавшим без вести или умершим.

Получили высшее образование в образовательных учреждениях РФ с гос.аккредитацией после 01.07.2002 и, не менее 3 лет после получения диплома работали на благо России, выплачивая налоги в Пенсионный фонд.

Являются предпринимателями и ведут свою деятельность на территории Российской Федерации в течение 3 лет. При этом сумма налоговых сборов должна составлять не менее 1 миллиона рублей[16].

Инвестируют как минимум 10% в предприятие, функционирующее по установленному правительством РФ виду деятельности. Его уставной капитал должен быть равен минимум 100 000 000 р. Сумма налогов и сборов, уплачиваемая предпринимателем, должна начинаться от 6 000 000 р.

Являются высококвалифицированным специалистом (ВКС) и работают по специальности не менее 3 лет на территории России

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что миграционное законодательство и условия получения гражданства в России являются одними из самых либеральных в мире.

Существует ещё один нюанс. Граждане стран ранее входивших в состав СССР, проходящие в настоящее время службу по контракту в вооружённых силах Российской Федерации, имеют право обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ без учёта пятилетнего срока проживания после получения вида на жительство.

Без вида на жительство с заявлением о приёме в гражданство может обратиться гражданин РФ, имеющий несовершеннолетнего ребёнка, то есть здесь речь идёт о приобретении гражданства для ребёнка, иностранного гражданина по заявлению родителя – гражданина РФ без вида на жительство. Иностранные граждане – участники Великой отечественной войны принимаются в гражданство без оформления вида на жительство. Они получают статус временного проживания, то есть обратиться с заявлением о выдаче такого статуса, минуя стадию оформления вида на жительство и таким образом приобретают гражданство по упрощённой схеме.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое исследование позволяет сформулировать содержание основных выводы.

Гражданство РФ – это сложная система социальных ожиданий и моральных обязательств. Основная сфера его действия – «Российское государство», так как в нем живут люди.

Выделяют следующие этапы в эволюции института гражданства:

- Дореволюционный период (до 1917 года)

- Советский период (1917-1991 г.г.);

- Переходный период (1991-2002 г.г.);

- Современный период (с 2002 года по настоящее время).

С принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г. ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений.

Сущность и содержание любого правового института находит свое выражение в его принципах. В Конституции РФ закреплен принцип единого и равного гражданства.

В федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации. Первое основание – по рождению, второе основание получение гражданства, путём приёма в гражданство. Третье основание – путём восстановления в гражданстве и четвёртое, это на иных основаниях указанных в данном законе либо на основании международных договоров заключённых Российской Федерацией с другими иностранными государствами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-Ф3, от 30.12.2008 № 7-ФК3, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФК3. от 14.03.2020 № 1-ФК3) // СПС КонсультантПлюс.

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ  // СПС КонсультантПлюс.

3.   Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4.   Декрет ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства" от 1 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

5.   Комкова, Г. Н.  Конституционное право Российской Федерации : учебник для прикладного бакалавриата / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 473 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8665-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/394852 (дата обращения: 26.02.2023).

6.   Конюхова, И. А.  Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко. — Москва :Издательство Юрайт, 2017. — 200 с. — (Бакалавр и магистр.Модуль). — ISBN 978-5-534-02653-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/401765 (дата обращения: 26.02.2023).

7.   Конюхова, И. А.  Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 2. Особенная часть : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко ; под общей редакцией И. А. Конюховой. — Москва :Издательство Юрайт, 2018. — 439 с. — (Бакалавр и магистр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-02645-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425351 (дата обращения: 26.02.2023).

8.   Некрасов, С. И.  Конституционное право : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 364 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10067-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453000 (дата обращения: 26.02.2023).

9.   Нудненко, Л. А.  Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — 606 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1952-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/370830 (дата обращения: 26.02.2023).

10. Стрекозов, В. Г.  Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07945-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449758 (дата обращения: 26.02.2023).

11. Чашин, А. Н.  Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10409-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429982 (дата обращения: 26.02.2023).

12. А. А. Самойленко Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvo-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape-razvitiya-ponyatie-printsipy-osnovaniya-i-sposoby-priobreteniya (дата обращения: 25.02.2023).

13. А. В. Семенистый О совершенствовании законодательства в области гражданства Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovershenstvovanii-zakonodatelstva-v-oblasti-grazhdanstva-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.02.2023).

14. Брусницын Д.Д. СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tolkovaniya-grazhdanstva-rossii (дата обращения: 25.02.2023).

15. Гандалоев Р.Б. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ // Образование и право. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-instituta-grazhdanstva-v-rossii-i-ego-sovershenstvovanie (дата обращения: 25.02.2023).

16. Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Дурасенко В. А. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvo-rossiyskoy-federatsii-kak-institut-sistemy-garantiy-nezavisimosti-i-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 25.02.2023).

17. Ибаев Р.К. УПРОЩЁННЫЕ СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки. 2022. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uproschyonnye-sposoby-priobreteniya-grazhdanstva-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.02.2023).

18. Минаев А.С. РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ // Экономика и социум. 2022. №3-1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-grazhdanstvo-kak-konstitutsionno-pravovoy-institut (дата обращения: 25.02.2023).

19. Понизова Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-instituta-grazhdanstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.02.2023).

20. Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник МФЮА. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovoe-regulirovanie-grazhdanstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.02.2023).


[1]Комкова, Г. Н.  Конституционное право Российской Федерации : учебник для прикладного бакалавриата / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — С. 245. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8665-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/394852 (дата обращения: 26.02.2023).

[2] Некрасов, С. И.  Конституционное право : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — С. 209. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10067-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453000 (дата обращения: 26.02.2023).

[3]Нудненко, Л. А.  Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — С. 408.— (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1952-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/370830 (дата обращения: 26.02.2023).

[4] Декрет ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства" от 1 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

[5] Конюхова, И. А.  Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — С. 50.— (Бакалавр и магистр.Модуль). — ISBN 978-5-534-02653-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/401765 (дата обращения: 26.02.2023).

[7] Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[8] Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ  // СПС КонсультантПлюс.

[10] Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[11] А. А. Самойленко Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvo-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape-razvitiya-ponyatie-printsipy-osnovaniya-i-sposoby-priobreteniya (дата обращения: 25.02.2023).

[12] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-Ф3, от 30.12.2008 № 7-ФК3, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФК3. от 14.03.2020 № 1-ФК3) // СПС КонсультантПлюс.

[13] Чашин, А. Н.  Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 107.— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10409-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429982 (дата обращения: 26.02.2023).

[14]Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник МФЮА. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovoe-regulirovanie-grazhdanstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.02.2023).

[15] Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[16] Григорян Д. К., Кондратенко Е. Н., Дурасенко В. А. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvo-rossiyskoy-federatsii-kak-institut-sistemy-garantiy-nezavisimosti-i-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 25.02.2023).

Похожие работы на - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!