«Социальное проектирование антинаркотических процессов на примере Удмуртской Республики»

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

«Социальное проектирование антинаркотических процессов на примере Удмуртской Республики»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Сарапульский политехнический институт (филиал)

федерального государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"

СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»

 

 

 

  Работа защищена с оценкой

  «_________________»

  Дата __________________

  Подпись _______________

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: Социальное проектирование

На тему: «Социальное проектирование антинаркотических процессов на примере Удмуртской Республики»

 

 

Выполнил студент:   Н.С. Бойченко

  Гр. Б21-511-51оз  

 

 

 

Проверил: Ямилов Р.М.

 Доцент, кандидат наук

 

 

 

 

 

Рецензия:

Степень достижения поставленной цели _____________________________

Полнота разработки темы _________________________________________

Уровень самостоятельности работы обучающегося ____________________

Недостатки работы _______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сарапул, 2023

Оглавление

Введение...………………………………………………………………………3

Глава 1.  Теоретическое изучение наркомании и наркотических веществ…………………………………...…………………………………….4

1.1. История возникновения наркотических веществ…………..…………4

1.2. Основные определение и характеристика наркотических средств…………………………………………………….……...………6

Вывод по главе 1…………………………...……………………………8

Глава 2. Характеристика Удмуртской Республики……………………...9

2.1 .Общая информация субъекта…………………………………………....9

2.2 . Демографическая ситуация, уровень жизни и доходы населения…...11

2.3  Рынок труда……………………………………………………………..12

2.4 Миграционный учет иностранных граждан…...……………………...13

2.5 Наркологическая ситуация в Удмуртской Республике………………15

Вывод по главе 2……………………………………………………..…18

Глава 3. Понятие и анализ проектирования антинаркотических процессов……………………………………………..………………………..20

3.1. Значение социального проектирования………….………………………20

3.2. Проекты по антинаркотическим процессам…..…………………………20

3.3. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Удмуртской Республике и в Российской Федерации……….……………….28

Заключение…………………….………………………………………………34

Список использованных источников………………………………………35

 

 

 

 

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области социального проектирования и является актуальной, поскольку это способ или технология выражения идеи улучшения социальной среды, решения социально значимой проблемы посредством конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла, конкретных сроков и прогнозируемых результатов. В нашем случае это антинаркотическое проектирование.

Цель: получение и обработка информации о социальном проектировании антинаркотических процессов.

Предмет исследования: антинаркотические процессы.

В качестве объекта исследования была выбрана Удмуртская Республика\

Задачи:

1. Изучить литературные источники о наркомании, рассмотреть понятия, характеристики, классификации.

2. Провести исследования по проектированию антинаркотических процессов

3. Подвести итоги, сделать общую мысль по изложенным материалам.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретическое изучение наркомании и наркотических веществ.

1.1. История возникновения наркотических веществ.

 

Эпизод употребления наркотических изделий восходит к цивилизации шумеров, за 5 тысяч лет до нашей эры. Фактически в раскопках тех времен были найдены первые письменные упоминания о приготовлении и использовании опиума, который они называли «я», что значит «радость».

К третьему тысячелетию до нашей эры позднейшая традиция относила лечебник китайского правителя Шэнь-нунао потреблении гашиша как «лекарства от рассеянности, кашля и поноса», скифы употребляли конопляные семя и опиум. Значительную давность имеют и погребальные комплексы южноамериканских индейцев, изображавшие на стенах людей, которые едят листья коки.

Наркотики как средство, перестраивающие состояние людей, были известны и древним грекам, и древним римлянам. Кроме того, греческая культура дала название средству, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака — слово «????» («опиум») в переводе с греческого означает «сок». [5]

Римские врачи I века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных болезней. С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129—201 годы), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия.

Широкое распространение наркотиков в Европе связывают с антиалкогольными законами, одобренными в Англии в 1840 году. Именно тогда, вследствие запрета на продажу алкоголя, рабочие слои Англии нашли замену алкоголю в опиумных таблетках, производство и продажа которых стали процветать. Ежегодное употребление опиума в Англии в 1859 году составляло 61 тысячу фунтов, то есть приблизительно 27 с половиной тонн. По отдельным оценкам, системно употребляли опий в то время около 5% жителей Англии. Однако общество в то время разделилось на ярых противников и сторонников употребления опиума. Сторонники, среди которых было немало представителей высшего сословия, предлагали приравнять опиум к алкоголю и установить на него высокие пошлины, тогда как противники требовали полного запрета опиума и продуктов его переработки.[2]

Рис.1. Опиум в Западной Европе.

В 16-ом веке в Москве открылась первая Аптека и был завезен опиум... именно с этого момента Россия узнала, что из себя представляет наркотик.

Россия узнала, что такое настоящая наркомания во время Первой мировой войны и революции. Огромное количество солдат, которым вводили кокаин и морфий для обезболивания во время боевых действий, придя на "гражданку" стали настоящими наркоманами, а в обществе укоренилось наименование "солдатская болезнь" - именно так называлась наркомания в тот момент. [7]

Ко всему прочему, морфий был в те времена и основанием вдохновения у людей высшего общества. В Москве и Петербурге было открыто множество заведений, где модно было посидеть и употребить тот или иной наркотик.

Вторым этапом наркоманизации России стала война в Афганистане, где азиатские наркотики можно было обменять на пачку спичек. Именно тогда россиянин узнал, что такое героин. Именно тогда начинается бесконтрольный ввоз этого наркотика в Советский союз.

Во время преобразования и развала огромной страны, множество людей не имели возможности нормально развиваться, трудиться и оптимистично смотреть в будущее, что повлекло за собой устойчивый и постоянный рост наркомании в нашей стране. Появляются сильнодействующие синтетические наркотики, которые наводняют ночные дискотеки и вечеринки молодежь погружается в наркотический мир семимильными шагами.[8]

 

1.2. Определение и характеристика наркотических средств

 

Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих надзору в Российской Федерации, в соответствии с законодательством.[3]

Главные критерии, обозначающие наркотические средства:

В настоящее время согласно научного определения термином наркотическое средство (наркотик) называют вещества, отвечающие трём критериям:

а)медицинский критерий - вещество, лекарственное средство, которое оказывает исключительно специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на центральную нервную систему, что является причиной его немедицинского потребления.

б) социальный критерий - немедицинское потребление рассматриваемого вещества принимает большие масштабы и наносимый вред приобретает социальную значимость.

в) юридический критерий - средство, официально признано наркотическим и включено в перечень наркотических средств.

Классификация наркотических препаратов на разные виды производится по нескольким признакам. Наркотики бывают натуральные, произведённые из природных растительных компонентов, и синтетические, созданные в лаборатории человеком.

Синтетические наркотики – это психоактивные вещества, которые получены путем химического синтеза. Они отличаются большим разнообразием химических формул и оказываемых эффектов. Как и природные или полусинтетические вещества, синтетические наркотики способны вызывать психическую и физическую зависимость, разрушать организм наркомана и становиться причиной преждевременной смерти.Сюда можно отнести всю группу опиатов и аптечных наркотиков — героин, трамадол, промедол, Морфин. амфетамин. ЛСД, различные соли и спайсы, Мефедрон также произведены из химических веществ.

Несмотря на широкое распространение синтетических психостимуляторов, на нелегальном рынке по-прежнему часто встречаются растительные наркотические средства. Как «потребителей», так и «производителей» привлекает низкая стоимость, простые способы получения, быстро развивающийся эйфорический эффект. Однако подобные виды наркотиков не менее опасны, вызывают зависимость, при регулярном приеме приводят к серьезным осложнениям.

К растительным наркопрепаратам относят марихуану, кокаин, мескалин, псилоцибин, кодеин. Раньше некоторые из них использовались для лечения болезней, на сегодняшний день практически все они относятся к запрещенным веществам.[2]

 

 

 

Вывод по главе 1

 

По изучению материалов первой главы можно сказать что наркотические средства появились еще в древности, у них есть своя классификация и разновидность, также они использовались в качестве обезболивающего после чего у человека просыпалась зависимость, и уже со временем народ стал понимать что наркотики — страшный враг человечества, коварный и безжалостный.Наркотики наносят непоправимый вред здоровью. Причём они могут принести вред не только человеку, их употребляющему, но и его потомкам. Также наркоман может «подсадить» своих друзей и знакомых на употребление некоторых вредных веществ, из-за чего очень сложно бороться с этой чумой. По этой причине проблема наркотиков стоит так остро в современном обществе. Помимо всего, мы изучили что такое синтетические наркотики и растительные. К первому типу можно отнести такие препараты как морфин, к растительным – марихуана. Как потребителей так и производителей, у растительных наркотиков как было выяснено привлекает цена и доступность, поэтому спросом они пользовались больше. Дополнительно были рассмотрены основные три критерия , определяющие наркотические средства. Это медицинский критерий, социальный, юридический.

Глава 2. Характеристика Удмуртской Республики

2.1. Общая информация субъекта

 

Удмуртская Республика – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Находится в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. На западе и на севере граничит с Кировской областью, на востоке с Пермским краем, на юго-востоке – с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе – с Республикой Татарстан. Протяженность территории с севера на юг – 297,5 км, с запада на восток – 200 км. [12]

По данным Госкомстата России численность

постоянного населения республики на 1 января 2021 года составляет 1 493 356 человек.  Плотность населения – 35,5 чел./км2, городское население – 66,2%.

На территории Удмуртской Республики размещены 6 городов, в том числе 5 республиканского подчинения: Ижевск – столица Удмуртии (646,5 тыс. чел.), Сарапул (94,6 тыс. чел.), Воткинск (96,9 тыс. чел.), Глазов (91,9 тыс. чел.), Можга (48,8 тыс. чел.), и один город районного значения – Камбарка (10,0 тыс. чел.);[11]

 

 

 

 

 

 

Рис.2.  Карта Удмуртской Республики.

В республике проживают представители более 60 национальностей. Для приграничных районов характерна чересполосица удмуртских и русских деревень, на юге к ним добавляются – марийские и чувашские, в районе реки Чепца – татарские (чепецкие татары). На севере республики компактно проживают бесермяне. Большинство представителей остальных народов проживает в основном в городах.

Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В республике самая высокая в России концентрация оборонных предприятий. Основные отрасли промышленности – машиностроение, металлообработка, черная металлургия и деревообратывающая промышленность, в сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство.

По оценке органов власти республики, экономическая ситуация в Удмуртии стабильна.

Ведущую роль в обеспечении межрегиональных связей Удмуртской Республики играет железнодорожный транспорт. Им осуществляется основная часть межрегиональных перевозок грузов и пассажиров. Основными направлениями являются линии: «Казань – Агрыз – Екатеринбург», «Киров – Балезино – Пермь», «Балезино – Ижевск – Алнаши», «Ижевск – Воткинск».

По территории республики проходят несколько автомобильных дорог межрегионального значения: Р242, Р320, Р321, Р322. Наиболее значимой из них является автодорога Елабуга – Пермь, включенная в состав федеральной автотрассы М7 «Москва – Уфа».

Указанная транспортная инфраструктура с учетом отдаленности от государственной границы и центрального региона в определенной степени уменьшает потенциал республики как транзитной зоны и перевалочной базы для транспортировки наркотиков. Это существенно снижает внешнее наркодавление на республику и криминализацию региона.

Вместе с тем, развитые торгово-экономические и социально-культурные связи с соседними субъектами обуславливают интенсификацию автотранспортного потока, требующего соответствующего контроля.

Среднегодовая температура на территории республики колеблется от 1,0 до 2,5 °C. Самый теплый месяц года - июль (+17,5-19 °C), самый холодный- январь (-14-15 °C). Максимальные температуры достигают +37-38 °C. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °C длится 160 -175 дней, начинаясь в конце октября и заканчиваясь в начале апреля.

Такие климатические условия не способствуют выращиванию конопли с высоким содержанием наркоактивных веществ, однако допускают культивирование наркосодержащих сортов мака. [4]

 

2.2. Демографическая ситуация, уровень жизни и доходы населения

 

По состоянию на 1 января 2021 года численность постоянного населения составляла 1 493 356 человек. За 2020 год население Удмуртской Республики сократилось на 7599 человек.

Численность населения республики характеризуется гендерной диспропорцией. Численность женщин на начало 2021 года (805568 чел.) превышала численность мужчин (687788 чел.) на 117780 человек или на 17 процентов.

Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается в возрастных группах 18-23, 28-29 лет и начиная с 38-летнего возраста. Неблагоприятное гендерное соотношение в возрастных группах старше 38 лет складывается из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин.[4]

По национальному составу в республике проживают 62% русских, 28% – удмуртов, 7% – татар и представители более ста других национальностей.

В 2021 году демографическая ситуация в республике характеризовалась снижением рождаемости и увеличение смертности, увеличением естественной и сокращением миграционной убыли населения.

 

Таблица1 Основные показатели уровня жизни населения.

 

2.3. Рынок труда

 

В ноябре 2021г. во всех организациях республики работало 454,1 тыс. штатных работников. Преобладающая часть из них сосредоточена в крупных и средних организациях с численностью более 15 человек (345,3 тыс. человек или 76,0% работающих во всех организациях).

В соответствии с критериями Международной Организации Труда (МОТ) численность рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше в среднем за 4 квартал 2021г. составила 763,7 тыс. человек, из них 735,6 тыс. человек - лица, занятые экономической деятельностью, 28,1 тыс. человек - безработные граждане. Уровень безработицы в этот период составил 3,68% рабочей силы.

По данным Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и состоящих на учёте на конец декабря 2020 года, составила 8,8 тыс. человек, 7,3 тыс. человек - официальные безработные.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2021г. составил 0,94% рабочей силы. [4]

 

2.4. Миграционный учет иностранных граждан

Удмуртской Республики

 

За 12 месяцев 2021 года основной целью въезда, указанной иностранными гражданами, явилась трудовая деятельность. Ее заявили 32407иностранных граждан, что составило 77,6% от числа иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Удмуртской Республике (с учетом продления).

 

Страна

Количество

% от общего количества

Узбекистан

22329

68,9%

Таджикистан

5679

17,5%

Азербайджан

1853

5,7%

Армения

829

2,6%

Кыргызстан

594

1,8%

Казахстан

206

0,6%

Украина

102

0,3%

Таблица 2.Наибольшееколичество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, пожелавших трудиться на территории Удмуртской Республики по странам гражданства.

Неизменным с каждым годом остается преобладание строительных специальностей у иностранных граждан, прибывающих в регион в целях осуществления трудовой деятельности, в отличие, например, от южных регионов России, где мигранты чаще всего работают в отрасли сельского хозяйства.

Увеличение потоков мигрантов носит сезонный характер. В основном трудовые мигранты приезжают на сезонные работы с апреля по октябрь.

Многие работодатели предпочитают привлекать на работу трудовых мигрантов, потому что они согласны за невысокую заработную плату работать по 12 часов в сутки, в отличие от стандартного восьмичасового рабочего дня, к которому привыкли местные граждане. Кроме того, иностранные граждане в своем большинстве не злоупотребляют алкоголем, выполняют работу в срок. С экономической точки зрения работодателям выгодно привлекать именно мигрантов, прежде всего из-за низкой заработной платы, на которую согласны мигранты.

Трудовые мигранты Удмуртии нужны: они занимают отдельную нишу, которую не займут граждане республики. Для всех работодателей в приоритете всегда граждане России, поэтому трудовых мигрантов привлекают на те рабочие места, на которые нет желающих среди наших соотечественников. Влияния на напряженность на республиканском рынке труда иностранные граждане не оказывают.

Удельный вес преступлений, совершаемых иностранными гражданами, не свидетельствует о значительном их влиянии на общую криминогенную ситуацию в Удмуртской Республике. По данным ИЦ МВД по Удмуртской Республике за 2021 год в Удмуртии зарегистрировано 26524 преступления (АППГ – 28075, -5,5%). Расследовано 14295 преступлений (АППГ – 13960, +2,4%).

Расследованы и направлены в суд уголовные дела по 134 преступлениям, совершенными иностранными гражданами (АППГ – 86, +55,8%). Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, за отчетный период составило 0,5% от общего количества зарегистрированных преступлений и 0,9% от общего количества расследованных преступлений.

Из общего числа: 88 – против собственности, 19 – против личности, 4 – в сфере незаконного оборота наркотиков, 3 – подделка документов, 20 – иные.

Необходимо отметить, что рост произошел преимущественно за счет преступлений против собственности (с 29 до 88; рост в 3 раза), в частности фактов мошенничества (с 2 до 47) и краж (с 16 до 39).

 

2.5. Наркологическая ситуация в Удмуртской Республике

 

На уровень наркотизации в республике оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическое положение, уровень безработицы, уровень заработной платы и доходов населения, инфляция, наличие очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, наличие значительного количества учреждений уголовно-исполнительной системы, феномен «легальных наркотиков», наличие «стеновой рекламы» на фасадах зданий и иных сооружений, доступность приобретения наркотических средств через Интернет магазины бесконтактным способом. [6]

Ситуация с исполнением бюджета Удмуртской Республики положительно сказывается на финансировании антинаркотических и других государственных социальных программ. Следует отметить, что доля расходов республиканского бюджета на приоритетные социальные задачи остается высокой, что позволяет прогнозировать стабильность социально-экономического положения в республике – основного глобального фактора, обеспечивающего предупреждение наркотизации наименее защищенной части населения республики.

Оптимизм внушает и последовательное экономическое развитие республики.

Одним из основных факторов вовлечения граждан в совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является уровень доходов населения. Он в значительной степени определяет структуру наркопотребления в субъекте. В частности, в регионах с высокими доходами более распространены кокаин и синтетические наркотики, с низкими – кустарно изготовленные наркотики. Поступательное повышение уровня доходов населения республики замедляет процессы наркотизации и меняет структуру наркопотребления.

Наряду с занятостью и карьерными перспективами, одним из важных факторов социализации молодежи и вовлечения ее в созидательные процессы является решение жилищных проблем.

Наркологической службой Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по состоянию на 31 декабря 2021 года зарегистрировано 5217 потребителей наркотиков. Общая заболеваемость, связанная с немедицинским потреблением наркотиков. По-прежнему, основной возрастной категорией состоящих под наблюдением наркопотребителей составляют лица в возрасте 18-39 лет. На 31.12.2021 года на диспансерном наблюдении состоит 454 несовершеннолетних с наркологическими расстройствами.

Диаграмма 1. Смертельные отравления наркотическими средствами, психотропными веществами и барбитуратами в Удмуртской Республике.

Отравления наркотическими средствами в 2021 году установлены в 24 случаях или 7,8% от всех подтвержденных отравлений (в 2020 29 случаев или 10,2%, в 2019 – 14 или 3,4% соответственно). Темп прироста составил 20,8% с отрицательным знаком.

Отравления психотропными веществами – также с отрицательным темпом прироста (-60%), установлены: в отчетном году один случай или 0,3%, в 2020 году – 7 или 2,5 %, в 2019 – 1 или 0,2 % соответственно. Отравления барбитуратами – по 2 случая или 0,7%, в 2021 и 2020 годах соответственно. [4]

Рис. 3.Сведения об изменении количества преступлений, связанных с НОН,

в 2021 году в сравнении с 2020 годом [4]

 

Вывод по главе 2

 

Резюмируя все вышесказанное, Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. Параллельно, изучено по отчету МВД, что климатические условия не способствуют выращиванию конопли с высоким содержанием наркоактивных веществ, однако допускаются культивирование сортов мака. Демографическая ситуация в республике, к сожалению, характеризуется снижением рождаемости и увеличение смертности. Мигранты приезжающие в республику чаще всего жители Узбекистана, приезжают трудиться в сфере строительства и носит сезонный характер. И было выяснено что удельный вес преступлений с наркотиками совершаемых иностранными гражданами, не свидетельствует о значительном их влиянии на общую криминогенную ситуацию в Удмуртской Республике.Также в  литературе было изучено что основной возрастной категорией состоящих под наблюдением наркопотребителей составляют лица в возрасте 18-39 лет. Из положительной информации можно добавить что в 2021 году  не обнаружено ни одного  отравления наркотиками детского населения  в возрасте от 0-14 лет, что нельзя сказать о взрослом населении где еще и случаи с летальными исходами.

Хочется также еще разподчеркнуть что на уровень наркотизации влияют такие факторы как социально-экономическое положение, уровень безработицы, уровень заработной платы и доходов населения, инфляция, и на сколько эффективны проекты антинаркотических процессов, к примеру если в регионах с высоким уровнем дохода более распространены синтетические наркотики, то с низким растительные наркотики. Вот почему важно проанализировать регион по данному вопросу.

Глава 3. Понятие и анализ проектирования антинаркотических процессов

3.1. Значение социального проектирования

 

Социальноепроектирование – этоспособ (технология) выражения идеи улучшения социальной среды, решения социально значимой проблемы посредством конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла, конкретных сроков и прогнозируемых результатов.[10]

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. [13]

К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование.

 

3.2.   Проекты по антинаркотическим процессам

 

Стратегия государственной антинаркотической политики основывается, во-первых, - на сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления; во-вторых, - на снижении тяжести последствий незаконного потребления наркотиков; в третьих, - на формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и участию в их незаконном обороте.

Проектирование антинаркотических процессов могут включать в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного характера.

В рамках проектирования информационного сопровождения деятельности по антинаркотическим процессам в Удмуртской Республике республиканскими, городскими и районными средствами массовой информации в 2021 году на системной основе осуществлялось информационное сопровождениедеятельности по профилактике наркомании. Информация выходила на трех языках: русском, удмуртском и татарском, - и дублировалась на сайты СМИ и в социальные сети.

С целью подачи достоверной и корректной информации редакции постоянно взаимодействовали с Республиканским наркологическим диспансером, Прокуратурой Удмуртской Республики, Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике. Районные средства массовой информации сотрудничали с врачами-наркологами больниц, социальными педагогами школ, отделениями полиции, а также районными молодежными центрами.

Достигнуты следующие результаты:

За 2021 год в медиапространстве Удмуртии вышло более 2 774 материалов на тему наркотиков и наркомании. Это газетные публикации, сюжеты на телевидении, радиопрограммы и интернет материалы. Количество материалов, по сравнению с 2020 годом, выросло примерно на 250 материалов. В мониторинг не включены материалы, которые выходили в социальных сетях.

Традиционно освещались антинаркотические проекты «Сообщи, где торгуют смертью», «Дети России», оперативно-профилактическое мероприятие «Мак». СМИ информировали читателей о деятельности Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики, антинаркотических комиссий городов и районов. Освещались мероприятия антинаркотического месячника и Международного дня борьбы с наркоманией. Большое количество публикаций вышло в связи с задержанием и вынесением наказания гражданам Удмуртии, занимавшимся производством, хранением и сбытом наркотиков. Особое внимание СМИ уделили проблеме «закладок», работе горячей линии для наркозависимых.

Журналисты не только освещали данную тему, но и участвовали в антинаркотических рейдах, сообщали управляющим компаниям, организации «Стопнаркотик в Удмуртии» о надписях с рекламой наркотиков. [9]

СМИ наполняют информационное пространство республики как шок-, так и положительным контентом. Например, информационное агентство «Удмуртия» реализовало в 2021 году проект об альтернативном времяпрепровождении и возможностях самореализации. Журналисты информагентства подали заявку на конкурс и выиграли грант Института развития интернета.  Проект «Открывая себя» — это 12 видеороликов с вдохновляющими историями молодых людей, которые демонстрируют: у молодежи есть масса возможностей для самореализации и позитивных изменений в жизни. Ролики размещались в социальных сетях. На Ютубе у каждой истории в среднем по 25 тыс. просмотров, в социальной сети Вконтакте их посмотрели более 10 тыс. человек.

В рамках мероприятий государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике»:

4 июня в Ижевске впервые прошёл республиканский профилактический молодежный форум, направленный на профилактику асоциального поведения и кризисных состояний подростков и молодёжи. На площадках учебно-научной библиотеки им. В.А. Журавлева Удмуртского государственного университета собралось более 250 участников: волонтеры и кураторы молодежного антинаркотического движения Удмуртии (МАД), руководители волонтерских отрядов, секретари антинаркотических комиссий муниципальных образований региона, представители средств массовой информации и СОНКО республики.

Агентство печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики организовало на форуме площадку для республиканских медиа. Перед журналистами выступила главный редактор Агентства социальной информации Алена Быкова, которая рассказала об особенностях освещения в СМИ «социальных болезней». Руководитель Молодежного антинаркотического движения Ижевска Галина Якушева презентовала волонтёрское движение города и основные профилактические проекты. Один из лучших медиаюристов страны - Галина Антонец - провела для журналистов и представителей НКО серию семинаров на тему юридической безопасности при распространении информации и освещении тем, связанных с наркотиками и наркоманией.

Приглашенный Агентством режиссер Владимир Герчиков представил журналистам и секретарям антинаркотических комиссий республики фильм «Каманча и благодать».  Это документальная картина об известном слэдж-хоккеисте Владимире Каманцеве, который смог избавиться от пагубной зависимости и вернуться к нормальной жизни.

На образовательную программу было выделено 100 тыс. рублей по государственной программе «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике». Учёба позволила СМИ найти новые темы и формы подачи профилактических материалов, перестроить свою работу и не ограничиваться только статистическими и новостными материалами о наркопреступлениях.

В 2021 году впервые за последние несколько лет Агентству были выделены средства в размере 340 тыс. рублей на проведение республиканского конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации темы профилактики наркомании.

Номинации конкурса:

- Лучший материал, посвященный героям и их судьбам;

- Лучший материал о деятельности НКО;

- Лучший материал о работе правоохранительных органов;

- Лучший материал, посвященный работе системы здравоохранения и медицинских работников;

- Лучшая редакция за систематический подход к работе.

На суд жюри поступило 43 работы от 37 редакций, 10 редакций подали заявки в номинации «Лучшая редакция за систематический подход к работе». Жюри отметило многообразие работ. Все теле- и радиосюжеты, публикации в газетах, в интернет-СМИ, видеоблоги были направлены на привлечение внимания общественности к проблемам наркомании, формирование негативного отношения к наркотикам и пропаганду здорового образа жизни среди населения. Выросло количество качественных материалов. Хороший уровень показали районные издания. Сильные и интересные работы были представлены в номинации, посвящённой историям и судьбам наркозависимых, - это истории о сломленных жизнях, преодолении себя и пагубной зависимости. Лауреаты конкурса получили денежные призы: 25 000 рублей за первое место, 15 000 рублей – за второе и 10 000 рублей – за третье место.

Также в 2021 году по гос. проекту выделено финансирование в размере 300 тыс. рублей на съемку и распространение профилактических видеороликов. Сценарный план видеороликов антинаркотического содержания был подготовлен Администрацией Главы и Правительства УР. Это 10 роликов с шок-контентом. В декабре 2021 года ролики были направлены для размещения в группы республиканских, городских и районных СМИ. Кроме того, была настроена таргетированная реклама, рассчитанная на участников групп колледжей, вузов, общежитий в возрасте 14-18 лет.

Данне по просмотрам каждого видеоролика за месяц:

1. Изменение психики - 14 361 просмотров

2. Здоровые зубы 12 911 просмотров

3. Глаза матери - 22 099 просмотров

4. Смерть в пакете - 13 086 просмотров

5. Плохая компания - 9 099 просмотров

6. Дальняя дорога - 10 991 просмотр

7. Прожигаю жизнь - 8 890 просмотров

8. Помогаю умереть - 12 219 просмотров

9. Просто бизнес - 27 660 просмотров

10. За грамм на года - 35 056 просмотров.

В период с 6.12 по 19.12.21 г. ролики размещались на мониторах маршрутных такси г. Ижевска с периодичностью 6 показов в час - всего 50 тысяч показов.[1]

Таким образом, информационно-пропагандистское сопровождение проблемы наркомании, профилактики зависимости и противодействия незаконному обороту наркотиков в Удмуртии совершенствуется. Агентство печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики уделяет особое внимание повышению уровня компетенции журналистов, освещающих эту тему. Благодаря образовательным мероприятиям у СМИ появляются творческие идеи, они находят новые формы подачи информации, позволяющие заинтересовать и охватить большую аудиторию. Вышедшие в свет публикации в периодических печатных изданиях, теле-, радиосюжеты предназначены для разных категорий населения и способствуют повышению уровня информированности, формированию нетерпимого отношения общества к потреблению наркотиков.

Стратегические цели по формированию в обществе осознанного негативного отношения к незаконному  потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте решаются не только правовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими методами с опорой на общественность и использованием средств массовой информации.

В настоящее время в республике созданы условия для эффективной реализации  механизмов информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности.  В этой сфере задействованы государственные структуры, органы местного самоуправления и представители общественных  и волонтерских организаций. 

Вместе с тем, реализация стратегических задач требует постоянного совершенствования антинаркотической деятельности.

В этой связи целесообразно продолжить работу по выработке единого комплексного подхода к критериям, предъявляемым к антинаркотическим информационным материалам, публикуемым в средствах массовой информации. В ходе работы  учитывать возможные последствия влияния тематических публикаций на общественное сознание. Для позитивной оценки согласовывать с субъектами системы профилактики рекомендаций для журналистов, освещающих в средствах массовой информации антинаркотические вопросы. В том числе  включая разработку критериев оценки и проведение обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями.

Информационное сопровождение деятельности по профилактике наркомании сегодня реализуется путем изготовления информационных продуктов, а также путем проведения публичных мероприятий для целевой аудитории. При этом не всегда действия субъектов системы профилактики согласованы между собой.

Полагаем, что успешная профилактическая  антинаркотическая работа должна представлять собой совокупность согласованных действий, основанных на  знаниях из юриспруденции, областей практической психологии, современной педагогики, медицинской профилактики.

В связи с этим предлагается принять во внимание:

-подход, основанный на эмоциональном обучении (повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом);

-подход, основанный на формировании навыков личностного поведения и межличностного общения;

-подход, основанный на роли социальных факторов (формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации);

-подход, основанный на альтернативной наркопотреблению деятельности, развитие целесообразной позитивной активности;

-подход, основанный на распространении информации о негативных  факторах влияния наркотических средств и психотропных веществ на организм человека, и особенно поведение молодого человека.

В 2020-2021 г.г. в связи с мерами, принятыми на территории Российской Федерации в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приоритетными стали дистанционные формы антинаркотической профилактической работы, а также поиск новых эффективных технологий противодействия наркоугрозе с использованием мероприятий включающих антинаркотическую рекламу с использованием сети Интернет.

Однако в ходе реализации этих мероприятий исполнители столкнулись с определенными трудностями, как в ходе продвижения информации в сети Интернет, так и при оценке эффективности проведенных мероприятий.

 В этой связи предлагаются методические рекомендации по повышению эффективности распространения антинаркотических материалов, в том числе с учетом новых рисков и дополнительных возможностей, связанных с развитием сети Интернет.

Рекомендации предназначены для использования членами антинаркотических комиссий и представителями органов местного самоуправления, в компетенции которых входит разработка, изготовление, внедрение, популяризация различных материалов антинаркотической направленности среди различных групп населения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет».

 К получателям (соисполнителям) рекомендаций следует отнести учреждения образования, культуры, здравоохранения, администрации муниципальных образований и общественные некоммерческие организации, осуществляющие и принимающие участие в мониторинге наркоситуации.

 

3.3. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Удмуртской Республике и в Российской Федерации

 

1. Правительству Удмуртской Республики:

- обеспечить реализацию Перечня приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации; 

-довести размер финансирования государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» до уровня прошлого года (11 млн. рублей);

- привести план основных мероприятий государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» и индикаторы программы в соответствие с требованиями Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года;

- в ходе реструктуризации Правительства при создании Агентства по делам молодежи включить в перечень основных направлений деятельности вновь создаваемого ведомства вопросы организации и проведения профилактики наркомании в молодежной среде.

(Рекомендации аппарата Государственного антинаркотического комитета, Прокуратуры Удмуртской Республики);

2. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, как распорядителю бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» в 2022 году:

- в целях повышения эффективности и качества оказания наркологической помощи населению продолжить работу по развитию наркологической службы;

-  провести мероприятия, направленные на сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие и кадровую укомплектованность, в том числе путем организации целевого обучения специалистов;

- в оперативном порядке рассматривать и выносить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики бюджетные заявки соисполнителей госпрограммы;

- в целях своевременного принятия мер реагирования на постоянной основе осуществлять мониторинг отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами;

- в рамках проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся принять дополнительные меры по повышению эффективности раннего выявления потребителей психоактивных веществ среди несовершеннолетних;

-  осуществить комплекс мер по повышению мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, к реабилитации и ресоциалиации, обеспечить деятельность существующей сети мотивационных кабинетов.

(Рекомендации аппарата Государственного антинаркотического комитета, Прокуратуры Удмуртской Республики, предложения Минздрава и Минспорта УР);

3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики выйти в установленном порядке с законодательной инициативой о введении на федеральном уровне:

-  в рамках мероприятий по раннему выявлению наркопотребителей о введении на федеральном уровне обязательного ежегодного тестирования лиц в возрасте 16-18 лет на основные группы наркотиков (Предложение (инициатор) МАНК «Киясовского района»);

- при назначении наказания за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними ( ч. 2.1. ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 2. ст. 20.20., ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ), не рекомендовать им, а устанавливать обязанность применения в отношении таких несовершеннолетних диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

(Предложение (инициатор) МАНК г. Сарапула);

4. Субъектам системы профилактики в 2022 году в ходе проведения информационных кампаний акцентировать внимание на установке, что употребление наркотических средств и психотропных веществ наносит непоправимый вред здоровью и зачастую приводит к летальному исходу.

Для реализации данной установки запустить размещение антинаркотических материалов в СМИ и сети Интернет с демонстрацией роликов, направленных на формирование устойчивого негативного отношения к употреблению запрещенных средств.

(Предложение: УФСБ по УР, МАНК г. Воткинска);

5. В 2022 году за счет учреждений подведомственных органам исполнительной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике расширить число участников антинаркотических профилактических операций, акций и конкурсов инициированных МВД России, в том числе акции «Сообщи, где торгуют смертью», Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе» и др.  

(Инициатор - Минздрав УР);

6. Организовать и провести в 2022 Республиканский профилактический молодежный форум (далее - Форум).  В ходе данного мероприятия выработать наиболее эффективные и востребованные в молодежной среде направления работы, связанные с реализацией положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

В ходе подготовки Форума создать все условия для обмена опытом антинаркотической работы специалистов по работе с молодежью, секретарей муниципальных антинаркотических комиссий, представителей общественных организаций правоохранительной направленности, заинтересованных граждан.

(Инициатор - Минспорт УР);

7. На базе одного из подведомственных Минспорту УР (в перспективе Агентству по делам молодежи) учреждений создать чат-бот «Антинаркотики» для накопления информации и внедрения современных форм работы с населением, в том числе:

- для сбора обращений граждан в случае обнаружения надписей с пропагандой наркотиков, рекламой незаконного оборота наркотиков и организации дальнейших мероприятий по их устранению;

-оказания профессиональной психологической помощи несовершеннолетним наркозависимым и их родственникам;

- создания и дальнейшего распространения продуктов социальной рекламы в СМИ, общественном транспорте, местах общего доступа, социальной сети «Вконтаке»;

- организации и проведения онлайн-совещаний с представителями муниципальных образований, заместителями директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений республики.

(Инициатор - Минспорт УР);

8. В 2022 году организовать и провести конкурс антинаркотических проектов и программ, реализуемых общественными организациями.

В ходе организации и проведения конкурса провести анализ и уровень проектов, отобрать лучшие используемые практики, выделить новые перспективные антинаркотические проекты общественных объединений, востребованные в молодежной среде.

(Предложение Минспорта УР);

9. Министерству образования и науки Удмуртской Республики в целях дальнейшей стабилизации наркоситуации в подведомственных образовательных организациях, развития и совершенствования антинаркотической работы в 2022 году:

- организовать и реализовать комплекс информационно-разъяснительных мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленных на торможение процессов приобщения обучающихся к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, исключения проявлений толерантного отношения к потребителям наркотиков среди обучающихся (Предложение УФСБ по УР);

- принять меры, направленные на повышение эффективности и результативности социально- психологического тестирования в рамках мероприятий по раннему выявлению наркопотребителей среди обучающихся;

- обеспечить регулярное обучение и повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации профилактической работы, инновационных форм и методов ведения антинаркотической деятельности.

10. Межведомственным муниципальным антинаркотическим комиссиям инициировать вопросы разработки и принятия (внесения изменений в действующие) муниципальных программ (подпрограмм) по профилактике наркомании с учетом требований Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

11. Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики принять необходимые меры по совершенствованию правой (финансовой) основы для привлечения негосударственных организаций к оказанию социально-реабилитационных услуг для наркопотребителей, в том числе с использование сертификатов на предоставление данных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги можно сделать умозаключение, что приобщение к наркотикам происходит не в силу чьей-то изначальной испорченности, а потому, что жизненные обстоятельства сделали это возможным.Изучив первую главу, было ясно, что наркотики терзают общество уже не первое тысячелетие. И все же до сих пор ни один социальный проект не отработан, что позволило бы избавить общество от проблемы наркомании вовсе. Было изучено, что наркотические веществе есть природного происхождения и созданные человеком.В проектах, направленных на искоренение наркомании, одно из ведущих мест принадлежит информационно-разъяснительной работе с населением, поскольку недостаточная информированность о неблагоприятных последствиях употребления наркотических веществ - один из факторов, обуславливающих существование проблемы не только в Удмуртской Республике и России, но и в мире в целом.

Также, хочется подчеркнуть что проектирование антинаркотических процессов не стоит на месте, и выбранный мною регион для изучения реализует всё разные  информационные технологии чтобы добиться лучших результатов и свести проблему на – нет.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. «Я люблю Удмуртию» - ВКонтакте[Электронный ресурс]URL: https://vk.com/video/playlist/-184349562_10

2. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков[Электронный ресурс]URL: #"https://ru.wikipedia.org/">https://ru.wikipedia.org/(дата обращения 10.01.2023)

4. Доклад о наркоситуации в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://18.мвд.рф/document/29564559 (дата обращения 13.01.2023)

5. История открытия наркотиков [Электронный ресурс] URL: https://www.krugosvet.ru/enc/medicina/NARKOTIK.html (дата обращения 13.01.2023)

6. Нарко-Инфо. Информация о зависимостях [Электронный ресурс]. URL:https://narko-info.ru/vidy-narkotikov/ (дата обращения 10.01.2023)

7. Профилактика наркозависимости, употребления [Электронный ресурс] URL: https://lordmed.ru/poleznaya-informatciya/narko/profilaktika-narkomanii/ (дата обращения 15.01.2023)

8. Профилактика наркомании.[Электронный ресурс]. URL: https://vfdkr.ru/profilaktika-narkomanii.html (Дата обращения 14.01.2023)

9. СТОПНАРКОТИК - Удмуртия — ВКонтакте[Электронный ресурс] URL: https://vk.com/stopnarkotik_18  (дата обоащения 15.01.2022)

10. Теоретические основы социального проектирования[Электронный ресурс] URL: https://studwood.net (Дата обращения 14.01.2023)

11. Удмуртия — Энциклопедия Руниверсалис[Электронный ресурс]URL: https://руни.рф/index.php/Удмуртия (дата обращения 16.01.2023)

12. УДМУРТИЯ • Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]URL:https://bigenc.ru/geography/text/4215786 (дата обращения 16.01.2023)

13. Физическая зависимость от наркотиков[Электронный ресурс]URL:https://narcorehab.com/articles/narkomaniya-vidu-simptomu-posledstviya(дата обращения 15.01.2023)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - «Социальное проектирование антинаркотических процессов на примере Удмуртской Республики»

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!