Удовлетворенность потребителей услугами в социальной сфере: состояние, проблемы и повышение удовлетворенности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Удовлетворенность потребителей услугами в социальной сфере: состояние, проблемы и повышение удовлетворенности


 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы муниципального управления развитием системы дошкольного образования. 7

1.1 Дошкольное учреждение как объект муниципального управления. 7

1.2 Основные принципы муниципального управления системой дошкольного образования. 12

1.3. Нормативно-правовые аспекты муниципального управления системой дошкольного образования. 17

Глава 2. Анализ удовлетворенности потребителей услугами учреждения  25

2.1. Общая характеристика деятельности. 25

2.2. Исследование удовлетворенности потребителей услугами учреждения  30

2.3. Выявление проблем удовлетворенности потребителей услугами учреждения  43

Глава 3 Совершенствование системы удовлетворенности потребителей услугами учреждения. 49

3.1. Рекомендации по совершенствованию удовлетворенности потребителей  49

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий. 52

Заключение. 54

Список использованной литературы.. 56

Приложения. 60

 


 

Введение

 

Подготовка детей к обучению в школе – многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые. Причем их взгляды на отдельные аспекты проблемы нередко носят непримиримый, полярный характер. В свете теоретических воззрений на дошкольное детство как на самоценный период развития личности сомнению подвергают даже необходимость подготовки детей к школе. Наиболее острые споры вызывают сроки начала школьного обучения, содержание и форма подготовки детей, качество дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, реализующих дошкольные образовательные программы.

Актуальность темы объясняется тем, что современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в МДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Стратегическое развитие системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом как приоритетного направления социально-экономического развития страны и её регионов.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются:

- интенсивное созревание организма и формирование психики;

- сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры.

Данная сфера общественной жизни представляет собой систему взглядов на роль государственных и общественных институтов в реализации региональной образовательной политики, направленной на инновационное развитие дошкольного образования. Они определяют цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой моделирования локальных образовательных проектов и программ страны, региона и муниципалитетов.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего МДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Объект исследования: процесс совершенствования управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования:отношения возникающие в процессе совершенствования системы управления.

Цель исследования:определить и охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты системы управления в современном дошкольном образовательном учреждении.

- проанализировать систему управления деятельностью дошкольного образовательного учрежденияМАДОУ д-с «Семицветик» №7.

- разработать направления совершенствование муниципального управления развитием системы дошкольного образования в России

- разработать мероприятий по совершенствованию муниципального управления дошкольным учреждением и оценитть их эффективности.

В ходе написания работы были использованы научные методы: метод изучения документов, описательный метод, метод системного анализа, компаративный метод.

Гипотеза исследования: если совершенствовать качество субъектов, условий, содержания воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении за счет оптимизации взаимоотношений между его компонентами и субъектами, достаточного финансирования, повышения педагогического потенциала, оснащения предметно-развивающей среды, то совершенствуется и качество результатов деятельности МДОУ.

Информационная база. Материалы, использованные при написании работы, основаны на опыте работы МАДОУ.

Степень изученности данной темы достаточно велика, её разработкой занимаются такие авторы как Биличенко Г.Г., Логинова Л.Г., Бондаренко А.Г., Виноградова Н.А., Дронова Т.Н., Козлова С.А., Куликова Т.П. и другие, работы которых были изучены в ходе написания данной работы.

Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) с поправками 30 декабря 2008г.

2.   Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В ходе написания работы были использованынаучные методы: метод изучения документов, описательный метод, метод системного анализа, компаративный метод.

Научная новизна и ценность выпускной квалификационной работы: развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности. Выпускная квалификационная работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольного учреждения и определяет направления его совершенствования.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по совершенствамиуправления деятельностью дошкольного учреждения могут быть применены в деятельностианалогичных учреждений.

 

 

Глава 1. Теоретические основы муниципального управления развитием системы дошкольного образования

1.1 Дошкольное учреждение как объект муниципального управления

 

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании. Этот документ охватывает абсолютно все уровни образовательного процесса в нашей стране. Мы подробней остановимся на дошкольном образовании.   Новый закон обобщает то, что существует в российской образовательной системе последние несколько лет. Теперь все изменения закреплены одним законом, который еще долго будет дополняться и корректироваться.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам [3, c.76].

К основным общеобразовательным программам относят:

- дошкольные;

- начальные;

- основные;

- средние (полные)[17, С.89].

В следующей таблице 1 представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений

Таблица 1 - Типы и виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования

Детский сад.

Начальная школа – детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Начальная школа – детский сад оздоровительного типа

 

 

 

 

Детский сад комбинированного вида

 

 

 

Начальная школа – детский сад.

 

 

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)

Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

 

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).

Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.

Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).

Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).

Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

- государственными (регионального и федерального подчинения);

- муниципальными;

- негосударственными, то есть частными[20, С.64].

Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого, в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;

- военного высшего профобразования;

- дополнительного образования;

- специального и корректирующего обучения санаторного типа.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития,являются:

 - интенсивное созревание организма и формирование психики;  

- сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры.

Данная сфера общественной жизни представляет собой систему взглядов на роль государственных и общественных институтов в реализации региональной образовательной политики, направленной на инновационное развитие дошкольного образования. Они определяют цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой моделирования локальных образовательных проектов и программ страны, региона и муниципалитетов.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.2 Основные принципы муниципального управления системой дошкольного образования

Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Практическая деятельность органов управления образованием и самих дошкольных учреждений сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения и самореализации детей

Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определённый объем функций.

В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.

 «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности»[11, С.73].

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе – культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье – это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

В управлении дошкольными учреждениями используются разные методы, средства, способы руководства. При этом основное место отводится организационно-педагогическим и тесно связанными с ним – социально-психологическим методам. Последние особенно широко используются при управлении становления и развития группы как коллектива, при создании творческих объединений (по профессиональным интересам, исследовательских групп и т.д.), по стремлениям к профессиональному росту, самообразованию и т.п.; для оптимизации психологического климата в дошкольном учреждении, укрепления психологического здоровья, предотвращения «профессионального выгорания» членов трудового коллектива и т.п. В эти (последние) группы методов управления относятся убеждения, поощрения, стимулирование, наказание, агитация, внушение, консультирование, пример и др.

И опыт управленческой деятельности, и специальные исследования свидетельствуют: эффективность применения методов управления предполагает их оптимальное сочетание с учётом как возможностей каждого метода, так и конкретной ситуации, особенностей участников управленческого общения, их профессионализма, опыта, традиций, сложившихся в коллективе и др.[9, С.102]

В числе управленческих функций современного руководителя дошкольного учреждения прежде всего следует выделить такие как: проективно-конструктивную; диагностико-аналитическую; регулирующую и координирующую; изыскательно-инновационную; мотивационно-стимулирующую; контролирующую.

Успех в совместной деятельности сотрудников учреждения во многом обусловлен тем, насколько успешно его руководитель справляется со своими функциями и ролями, которые берёт на себя в процессе управленческой деятельности. Разнообразные, интересные классификации ролей руководителей предлагаются и описываются специалистами по менеджменту.

Принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу-вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

В постановке целей в настоящее время применяется SMART-технология, предполагающая реализацию следующих принципов:

1. Конкретность (Specifik) – конкретность цели предполагает точный образ результата деятельности и ее специфичность — принадлежность определенной сфере и виду управленческой деятельности. Этот принцип позволяет отличить цель от лозунга, так как в лозунгах зачастую используются слова «совершенствовать», «повысить», «активизировать»

2. Измеримость (Measurable) – измеримость цели требует наличия показателей (количественных и качественных), позволяющих «увидеть» достижение цели

3. Контролируемость (Аccountable) – показатели должны позволять контролировать степень приближения к цели

4. Достижимость (Realistic) – реалистичность цели означает, с одной стороны, ее сложность, содержание в ней вызова, делающего цель привлекательной, но требующей приложения усилий (в этом смысле иногда говорят о цели как своеобразной мечте, к которой надо стремиться), с другой стороны, возможность ее достижения.

5. Срок выполнения (Time-oriented) – для достижения цели должен быть определен срок или намечены этапы деятельности, и определены периоды их реализации. Другими словами — выполнить можно только то, что: – ясно представлено; – измеряется; – оценивается; – соответствует возможностям («по силам»); – на что выделено время. [17, С.89]

Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует чётких методологических подходов к организации экспериментальной работы.

Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчинённости целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.

Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учёт природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учётом зоны ближайшего развития.

Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учётом личностных качеств.

Свободное самоопределение. Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.

Пропедевтико-реабилитационная. Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров[17, с.56].

Коррекционно-компенсаторная. Её задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.

Чёткое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании соответствующей образовательной среды создаёт предпосылки для реализации целостной системы жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных учреждений.

Адаптивная образовательная система дошкольного учреждения требует от каждого субъекта рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников процесса. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции руководителя учреждения, воспитателя и собственно подчинённой позиции ребёнка. На практике это становится вполне возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как разноуровневое обучение, гибкое выстраивание моделей учебно-воспитательного процесса.

 

 

1.3. Нормативно-правовые аспекты муниципального управления системой дошкольного образования

 

Нормативные документы организации контрольной деятельности в ДОУ:

- Закон РФ «Об образовании»[3];

- Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в ОУ;

Приказ МО РФ «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования»;

- Санитарно-гигиенические нормы и правила содержания ребенка в ДОУ;

Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей в ДОУ;

- Положение об инспекционно-контрольной деятельности в ДОУ.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Дошкольное образование, включенное в систему общего образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» [1], считается одним из  основных элементов в общей системе образования,  так как  важность  проблемы развития, воспитания и обучения ребенка в период от рождения до 6 (7) лет имеет значение для его будущей жизни.

Этот документ охватывает абсолютно все уровни образовательного процесса в нашей стране. Мы подробней остановимся на дошкольном образовании.   Новый закон обобщает то, что существует в российской образовательной системе последние несколько лет. Теперь все изменения закреплены одним законом, который еще долго будет дополняться и корректироваться.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Как утверждают в министерстве образования, теперь детские сады станут не подготовкой к школе, а отдельным звеном в образовании и развитии детей. Больший упор будет сделан на развитие индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка. Согласно новому закону, родителю гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами только образование (воспитание и обучение) его ребенка (Ст.5 п.3). При этом законодатель наделяет полномочиями субъекты РФ в предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек

Согласно ст. 35 ребенку бесплатно должны предоставить в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Изменена структура оплаты за детский сад, если ранее родитель оплачивал 20% от содержания ребёнка в детском саду, то сейчас за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и её размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Т.е. оплата за детский сад может как вырасти, так и остаться на прежнем уровне многое зависит от бюджета субъекта который должен установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях.

В части оплаты за присмотр и уход сохранились льготы за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией, что является немаловажным. Также родителям будет выплачиваться компенсация в размере, не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка.   В законе наравне с государственными, муниципальными организациями вводится понятие частной организации, которая должна иметь, если в ней работает более 1 человека, лицензию на образовательную деятельность. Т.е. частные детские сады, у которых ее нет, должны об этом позаботится.( Ст. 22, 32) а родители, в свою очередь должны на это обратить внимание.

Ст.17 даёт право организовать для своего ребёнка семейную форму образования, при этом государство сохраняет за собой право контролировать данный процесс, что является немаловажным. Данная форма может быть востребована в семьях, где есть больные дети, или дети с особыми образовательными нуждами или инвалиды. Родители, которые выберут эту форму образования для своего ребенка, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

В данном законе вводится много различных положений, где активные родители смогу себя проявить- это и создание советов при ОУ, и процедура выбора руководителя образовательного учреждения, и включение в структуру образовательной системы общественных объединений.  

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании РФ» даётся понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:  

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.  

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права[20, с.93].

По результатам государственно аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория.


Дошкольные учреждения III категории – обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива

Дошкольные учреждения II категории – предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

Дошкольные учреждения I категории – предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

 

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка[25, с.102].

Наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (далее – основное Типовое положение), существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Последнее отражает подход к воспитанию ребёнка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребёнка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова «начальная школа» или «прогимназия», могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.

Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащённости помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Всё, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Таким образом, Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательногопроцесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Перспективы и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.

Перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития требует новых подходов к его управлению. Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность, как педагогов, так и руководителя. Наряду с моральными поощрениями чаще применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов, например, за инновационную образовательную деятельность).

Обобщая сказанное, определю основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребёнок реализует своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнёрского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребёнка из объекта в субъект воспитания; даёт ребёнку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создаёт условия для сохранения здоровья ребёнка.

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: международные документы, Законы Российской Федерации, акты Президента РФ, Акты Правительства РФ, Акты федеральных органов исполнительной власти, Рекомендации, Концепции, Судебная практика.

 

Глава 2. Анализ удовлетворенности потребителей услугамиучреждения

2.1. Общая характеристика деятельности

 

Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, в системе сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, дополнительного образования детей и молодежи.

Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно – экономическую деятельность в соответствии с законом «Об образовании РФ», договором между учредителем и дошкольным учреждением, другими нормативными актами.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчётный и другие счета в банковских учреждениях; печать и штамп со своим наименованием. Детский сад приобретает права юридического лица в части ведения уставной финансово – хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента регистрации. Финансируется учредителем в соответствии с договором между МАДОУ и учредителем. Самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность; ежегодно предоставляет учредителю отчёт о поступлении и расходовании средств.

Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.

Цель работы - совершенствование муниципального управления развитием системы дошкольного образования (МКДОУ Детский сад №274)

Организационно-правовая форма МКДОУ Детский сад №274– муниципальное учреждение.

Тип МКДОУ Детский сад №274– дошкольная образовательная организация.

Работает в режиме пятидневной рабочей недели с  10.5 часовым пребыванием детей с 07:30 до 18:00 , выходные дни суббота, воскресенье; нерабочие праздничные дни в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В детский сад принимаются дети от 1,5 лет.

Основные направления МКДОУ Детский сад №274 в работе с макросоциумом. Разделим их на 2 группы:

?   обязательные (навязанные муниципалитетом)

адекватное вовлечение родителей в единое образовательное пространство;

совместное участие в международных, областных, муниципальных, районных конкурсах и проектах;

взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

взаимодействие с социальными структурами: социальный отдел, комиссия по делам несовершеннолетних и опеке.

?   инициативные

?   реализация идей социального партнерства;

?   взаимодействие с учреждениями культуры: детская библиотека 

?   взаимодействие с учреждениями дополнительного образования: школа искусств, стадион.

Услуги МКДОУ Детский сад №274

- 170 человек - Организация питания обучающихся

- 170 человек - Присмотр и уход

- 170 человек - Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

- 170 человек - Организация основных общеобразовательных программ

- 170 человек - Реализация основных общеобразовательных программ.

Детский сад приобретает права юридического лица в части ведения уставной финансово – хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента регистрации. Финансируется учредителем в соответствии с договором между МДОУ и учредителем. Самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность; ежегодно предоставляет учредителю отчёт о поступлении и расходовании средств.

Единственным учредителем МКДОУ Детский сад №274 является Администрация города.

Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Администрация района и/или уполномоченные ею органы.

Собственник имущества Учреждения не несет ответственность по обязательствам Учреждения

Учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества Учреждения.

Доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества Учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением своей деятельности и использования закрепленного за Учреждением имущества.

Отношения Учреждения с воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Учредитель доводит свои решения до муниципального Учреждения в письменной форме в течение 7 рабочих дней с даты их принятия

Учредитель

- определяет порядок оплаты труда и материального стимулирования работников Учреждения, включая руководителя Учреждения;

- определяет фонд оплаты труда работников Учреждения;

- согласовывает структуру и штатное расписание Учреждения;

- формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности;

- осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;

Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые Учреждению законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения с момента получения им лицензии.

В учреждении работают профессиональные, творческие, увлеченные своим делом люди, любящие детей. Все педагоги имеют образовательный и аттестационный статус, постоянно повышают свою квалификацию.

В саду есть платные услуги:

1.   Английский

2.   Логоритмика « Весёлый язычок»

3.   Пластилинография

4.   Изостудия

5.   Физкудьтура

6.   Театральная студия

Эти услуги введены с учетом запросов родителей, с целью развития и воспитания детей.

Основными направлениями в работе детского сада являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание детей по основным ведущим линиям развития, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Воспитанники детского сада принимают активное участие в различных конкурсах и спортивных мероприятиях.

На рис. 1. представим организационную структуру управления МКДОУ Детский сад №274.

Существующая организационно-управленческая структура МКДОУ Детский сад №274 - линейно – функциональная и сильно централизованная.

Преимущества линейно- функциональной организационной структуры МКДОУ Детский сад №274:

- чёткая система взаимных связей функций и подразделений МКДОУ Детский сад №274;

- чёткая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

- ясно выраженная ответственность;

- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Рисунок 1 – Организационная структура управления МКДОУ Детский сад №274

Недостатки линейно - функциональной организационной структуры МКДОУ Детский сад №274:

- перегрузка руководителя (заведующей) МКДОУ Детский сад №274;

- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

В МКДОУ Детский сад №274 при такой структуре управления каждое подразделение выполняет чётко определённые функции в общей цепочке организационного процесса.

Вполне соответствует она тем задачам, которые стоят перед МКДОУ Детский сад №274 в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционирует.

Безусловно, основным недостатком такой структуры управления является перегруженность высшего руководства. А именно заведующей детским садом различными управленческими решениями.

 

2.2. Исследование удовлетворенности потребителей услугами учреждения

 

Цель исследования — исследование удовлетворенности потребителей: изучение состояния, выявление проблем и разработка рекомендаций по повышению удовлетворенности потребителей услуг в МКДОУ Детский сад №274.

Задачи исследования:

1. Изучить удовлетворенность респондентов услугами;

2. Выявить проблемы удовлетворенности;

3. Разработать рекомендации по повышению удовлетворенности.

Общей гипотезой исследования является изучение состояния и выявление проблем предоставляемых услуг ДОУ, для дальнейшего повышения удовлетворенности потребителей.

По результатам анкетирования получены следующие результаты

Основная цель мониторинга – качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие ребенка.

Анкеты включают в себя несколько критериев для исследования:

- Оснащенность дошкольного образовательного учреждения

- Квалифицированность педагогов

- Развитие ребенка в ДОУ

- Оздоровление детей в ДОУ

- Взаимодействие детского сада и родителей

Оснащенность МКДОУ Детский сад №274 оценивалась по следующим параметрам:

- Обеспеченность игрушками и игровым оборудованием

- Оснащенность участка

- Техническое обеспечение

- Наличие методической литературы, книг, пособий.

Большинство родителей отметили, что дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят свое время, участвуют в мероприятиях, организуемых на уровне МБДОУ и города. Группа оснащена достаточным количеством игрушек и игрового материала. Отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада.

Родителями отмечено, что в ДОУ созданы условия для занятий физической культурой и здоровье детей является одним из приоритетов в работе.

В ходе мониторинга родителям предлагалось оценить уровень взаимодействия учреждения с родителями. Большинство родителей, принявших участие в опросе, отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги оказываю разнообразную помощь в вопросах воспитания детей.

Выводы:

В ходе теоретического анализа нами было изучено обоснование проблемы мониторинга удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации, проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Раскрыты организационно-педагогические условия проведения мониторинга удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи предполагает информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, приобщение к жизни ДОО, организацию совместной деятельности, общение, а так же обмен мыслями и чувствами. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» описывает обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников дошкольной образовательной организации как участников взаимодействия в сфере образовательных отношений.

Качество дошкольного образования, рассматривается нами как обобщенная мера эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющаяся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и соответствует государственным нормативам

Среди многочисленных условий способствующих удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации нами были выделены следующие:

- удовлетворение информационных потребностей родителей о содержании и значении образовательных услуг для развития детей;

- информационные технологии как средство вовлечения всех субъектов образовательной деятельности в процесс развития удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

В результате проведенного анкетирования получены следующие выводы.

Таблица 1 – Ответ на вопрос 1Нравится ли Вам наш ДОУ?

вполне;

28

скорее да, чем нет

21

частично да, частично нет

19

скорее нет

20

совсем не нравится

5

затрудняюсь ответить

7

 

Таблица 2 – Ответ на вопрос 2Ребенок в детский сад идет с удовольствием?

вполне;

30

скорее да, чем нет

20

частично да, частично нет

18

скорее нет

20

совсем не хочет ребенок идти в детский сад

4

затрудняюсь ответить

8

 

Таблица 3 – Ответ на вопрос 3Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад?

1 год

30

2 года

20

3 года

18

20

5 лет

12

 

Таблица 4 – Ответ на вопрос 4Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

вполне;

30

скорее да, чем нет

20

частично да, частично нет

18

скорее нет

20

совсем не хочет ребенок идти в детский сад

4

затрудняюсь ответить

8

 

 

 

Таблица 5 – Ответ на вопрос 5

вполне

24

скорее да, чем нет

41

частично да, частично нет

21

скорее нет

7

совсем не нравится

3

затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 6 – Ответ на вопрос 6 Доброжелательны ли  воспитатели к воспитанникам?

а)   вполне доброжелательны

28

а)   скорее доброжелательны, чем недоброжелательны

21

а)   частично доброжелательны, частично не доброжелательны

19

а)   скорее недоброжелательны

20

а)   совершенно недоброжелательны

5

затрудняюсь ответить

7

 

Таблица 7 – Ответ на вопрос 7 Доброжелательны ли воспитатели к законным представителям детей?

а)   вполне доброжелательны

28

а)   скорее доброжелательны, чем недоброжелательны

11

а)   частично доброжелательны, частично не доброжелательны

29

а)   скорее недоброжелательны

20

а)   совершенно недоброжелательны

5

затрудняюсь ответить

7

 

Таблица 8 – Ответ на вопрос 8Какие из перечисленных характеристик наиболее точно характеризуют наш детский сад:

удобное месторасположение детского сада

24

детский сад считается «престижным», «элитным»

41

необременительность для семейного бюджета;

21

хороший уход и присмотр за ребенком

7

внимательное отношение к здоровью ребенка

3

затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 9 – Ответ на вопрос 9На сколько Вы удовлетворены квалификацией персонала в ДОУ

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 10 – Ответ на вопрос 10Удовлетворены Вы общими характеристиками ДОУ и персонала?

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

17

Не удовлетворен

6

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 11 – Ответ на вопрос 11Спокойно ли вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?

всегда спокойно

21

скорее спокойно, чем не спокойно

30

частично спокойно, частично не спокойно

24

скорее не спокойно

18

совершенно не спокойно

6

затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 12 – Ответ на вопрос 12Удовлетворены ли Вы безопасностью в ДОУ?

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 13 – Ответ на вопрос 13Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями содержания ребенка в детском саду (условия для охраны и укрепления здоровья, соблюдение режима дня и др.):

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 14 – Ответ на вопрос 14Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями блоке приготовления пищи  в детском саду (условия для охраны и укрепления здоровья, соблюдение режима дня и др.):

Да, удовлетворен

34

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

19

Скорее не удовлетворен

9

Не удовлетворен

6

Затрудняюсь ответить

1

 

 

Таблица 15 – Ответ на вопрос 15Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями содержания ребенка в детском саду (условия для охраны и укрепления здоровья, соблюдение режима дня и др.):

Да, удовлетворен

34

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 16 – Ответ на вопрос 16Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями в коридорах детского сада (условия для охраны и укрепления здоровья, соблюдение режима дня и др.):

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

31

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 17 – Ответ на вопрос 17Удовлетворены ли Вы качеством образования в детском саду?

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 18 – Ответ на вопрос 18Удовлетворены ли Вы деятельностью представителей (воспитателей и прочих сотрудников) по воспитательному процессу в детском саду?

Да, удовлетворен

34

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 19 – Ответ на вопрос 19Удовлетворены ли Вы качеством питания в детском саду?

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

21

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

Таблица 20 – Ответ на вопрос 20Удовлетворены ли Вы качеством содержания и ухода за детьми в детском саду?

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 21 – Ответ на вопрос 21Удовлетворены ли Вы ценовой политикой в детском саду?

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

 

Таблица 22 – Ответ на вопрос 22Удовлетворены ли Вы ценовой политикой  на платные услуги в детском саду?

Да, удовлетворен

22

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

53

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 23– Ответ на вопрос 23Удовлетворены ли Вы материально техническим обеспечением группы в детском саду?

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

21

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 24 – Ответ на вопрос 24Удовлетворены ли Вы материально - техническим обеспечением  образовательного процесса в детском саду? 

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 25– Ответ на вопрос 25Удовлетворены ли Вы материально - техническим обеспечением  уличной площадки в детском саду?

Да, удовлетворен

24

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

41

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 26 – Ответ на вопрос 26Удовлетворены ли Вы качеством питания в детском саду?

Да, удовлетворен

30

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

35

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

21

Скорее не удовлетворен

7

Не удовлетворен

3

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 27 – Ответ на вопрос 27Удовлетворены ли Вы разнообразием меню в детском саду?

Да, удовлетворен

22

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

53

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 28 – Ответ на вопрос 28Удовлетворены ли Вы частотой смены меню в детском саду?

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

Таблица 29 – Ответ на вопрос 29 Виды проблем, с которыми столкнулись родители/законные представители в период посещения ДОУ?

Ребенок получил травму/отравился

44

Воспитатели плохо смотрят за детьми

41

Воспитатели не прислушиваются к мнению родителей/законных представителей

15

 

 

 

Таблица 30 – Ответ на вопрос 30Удовлетворены ли Вы оснащенностью ДОУ?

Да, удовлетворен

44

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворён

31

Частично удовлетворен, частично не удовлетворён

11

Скорее не удовлетворен

8

Не удовлетворен

5

Затрудняюсь ответить

1

 

Рисунок 1 -Ответ на вопрос 30

Таблица 31 – Ответ на вопрос 31Соответствует качество образования в ДОУ желаниям?

Да,

55

Нет

21

Затрудняюсь ответить

24

 

Таблица 32 – Ответ на вопрос 32Считаете ли Вы, что создание благоприятного психологического климата способствует повышению качества образования?

Да,

55

Нет

51

Затрудняюсь ответить

4

 

 

Таблица 33 – Ответ на вопрос 33Считаете ли Вы, что улучшение обеспечения групп (игрушками, канцелярскими товарами, закупка и установка новых кроватей, шкафчиков) будет способствовать повышению удовлетворенность работой детского сада?

да

54

нет

38

Затрудняюсь ответить

8

 

 

Рисунок 2 -Ответ на вопрос 33

Таблица 34 – Ответ на вопрос 34Считаете ли Вы, что увеличение количества дополнительных занятий будет способствовать повышению удовлетворенность работой детского сада?

Да хотелось бы больше разнообразных занятий

67

Нет меня все устраивает

31

Затрудняюсь ответить

2

Рисунок 3 – Ответ на вопрос 34

Таблица 35 – Ответы на вопрос 35 Каким способом получения информации о ребенке и деятельности сада в целом Вам удобнее пользоваться

родительские собрания

64

личное общение с воспитателем

21

информационный стенд для родителей

4

официальный сайт ДОУ

2

телефон

9

 

Полученные данные по итогам анкетирования позволяют сделать вывод:

1.Родители доверяют педагогам, довольны сложившейся системе воспитания и образования в детском саду. А это является показателем качества образовательных услуг в ДОУ. Они считают, что организованная образовательная деятельность способствует всестороннему развитию детей.

2.Созданная система работы удовлетворяет потребности и запросы родителей. Тем не менее, в ходе исследования выявлены проблемы, существующие в детском саду.

 

2.3. Выявление проблем удовлетворенности потребителей услугами учреждения

 

Управление МДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.

Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.

Социальная защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом МДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и надбавки к заработной плате за добросовестный труд.

С целью выполнения Инструкций об охране труда сотрудникам выдается спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования. Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет МДОУ контролируют выполнение персоналом должностных инструкций.

Таким образом, по результатом анализа удовлетворённости услугами МКДОУ Детский сад №274 выявленные основные составляющие, не соответствующие требованиям родителей к качеству услуг МКДОУ Детский сад №274:

- состояние материально – технической базы МКДОУ Детский сад №274 (54% считают, что необходимо улучшит обеспеченность детского сада, что позволит улучшить качество услуг)

- квалификация персонала МКДОУ Детский сад №274 (33% опрошенных скорее неудовлетворены и полностью не удовлетворены),

- программы развития детей в МКДОУ Детский сад №274 (67%хотелось бы больше разнообразных занятий) .

Таблица 1 – Проблемы удовлетворенности

Характеристика

Содержание

2.Проблемы в

отношении

удовлетворенности

 

1. Соответствие ожиданий квалификации персонала (воспитателей) от детского сада действительности

2. Осведомленность об услугах ДОУ

3. Проблемы с состоянием материально – технической базой, существующие в данном ДОУ

 

В результате проведения опытно-поисковой работы было выявлено состояние удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации Проанализировав анкеты, можно отметить, что результаты мониторинга удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг находятся на среднем уровне.

Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, в системе сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, дополнительного образования детей и молодежи. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников, а также с учетом возможных в процессе реализации рисков.

Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка

С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Игровая деятельность присутствует в течение всего дня. Запланирована игра в календарном плане в блоке совместной и самостоятельной деятельности детей. Кроме дидактических игр по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим, в плане существуют блоки с подвижными играми, сюжетно – ролевыми и строительными играми. В каждой группе имеется картотека сюжетно – ролевых игр по возрастам, создаётся картотеки игр по интеллектуальному развитию детей.

Так же в игровой форме проводятся беседы различной тематики: о здоровом образе жизни, правилах личной безопасности на дороге, в общении с другими людьми, оставаясь дома без взрослых и т.д.

Кроме этого организуются беседы о музыке, новостях и искусстве; о правилах поведения в группе, детском саду, общественных местах, за столом и др.

Коллектив детского сада строит свою работу в соответствии с годовым планом работы всего дошкольного учреждения, который разрабатывается ежегодно творческой группой педагогов и имеет свои цели и задачи. Учреждение имеет стратегические, тактические и операциональные цели, значит, работа ведётся на основе целеполагания. А цели и задачи работы на будущее формулируются по результатам: результатам диагностики детей и педагогов, результатам анкетирования родителей, анализа выполнения годового плана и т.д. Отсюда вывод: управление осуществляется по результатам деятельности.

Соответственно, если объединить эти два направления руководства, то и результат деятельности детского сада будет качественным.

Так как основной задачей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, то в годовом плане работы это направление занимает первое место. Второй задачей формулируется работа над осуществлением приоритетного направления, исходя из запросов педагогов, их затруднений, ежегодно выявляемых с помощью анкетирования и диагностирования.

В  МКДОУ Детский сад №274 формами самоуправления являются Совет педагогов, методический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива.

В МКДОУ Детский сад №274 действует Совет педагогов, в целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, вопросов организации образовательного процесса, изучения и рассмотрения передового педагогического опыта.

Членами Совета педагогов МКДОУ Детский сад №274 являются все педагоги, а также председатель родительского комитета Детского сада.

Представляет интересы родителей воспитанников и других физических и юридических лиц родительский комитет МКДОУ Детский сад №274 перед администрацией учреждения. Он в МКДОУ Детский сад №274 избирается сроком на один год.

В МКДОУ Детский сад №274 родители учащихся по 1 человеку от группы входят в его состав. В родительский комитет МКДОУ Детский сад №274 осуществляются открытым голосованием на групповых родительских собраниях выборы представителей. Родительский комитет МКДОУ Детский сад №274 избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского комитета. Заседания родительского комитета МКДОУ Детский сад №274 проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.

В МКДОУ Детский сад №274 на заседаниях родительского комитета протоколы ведутся, которые подписываются председателем и секретарем родительского комитета.

Принятые в рамках полномочий родительского комитета МКДОУ Детский сад №274 решения  доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

Годовые планы воспитательно-образовательной работы МКДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.

В результате проведения опытно-поисковой работы было выявлено состояние удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации Проанализировав анкеты, можно отметить, что результаты мониторинга удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг находятся на среднем уровне.

Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение должно учитываться при организации деятельности ДОО.

В качестве критериев качества дошкольного образования были определены:

1.  психологический микроклимат в коллективе сверстников, в отношении с педагогами;

2.  уровень профессиональных навыков педагога (информированность родителей, использованные формы работы с родителями, авторитет педагога, учет мнения родителей и т. д.);

3.  удовлетворенность оказываемыми образовательными услугами;

4.  качество созданных условий для образовательной деятельности (материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические)

Таким образом, в работе МКДОУ Детский сад №274особое внимание должно быть уделено качеству образовательных услуг и ассортименту дополнительных услуг.

 

Глава 3Совершенствование системы удовлетворенности потребителей услугами учреждения

3.1. Рекомендации по совершенствованию удовлетворенности потребителей

 

Совершенствование муниципального управления в МКДОУ Детский сад №274 включает:

- совершенствование работы с учредителем (комитетом образования),

- повышению профессионального уровня сотрудников в сфере реализации задачи требований законодательства и нормативно – правовых актов и планов от учредителя (подготовка сотрудников в области знания государственных образовательных стандартов),

- организация воспитательного процесса в МКДОУ Детский сад №274 в соответствии с требованиями федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

- обновление материально – технической базы МКДОУ Детский сад №274

- повышение квалификации персонала (воспитателей) МКДОУ Детский сад №274

- внедрение новых программ обучения и развития детей, расширение спектра дополнительных ууслуг.

Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:

? на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника МАДОУ;

? на ценности качества и эффективности проделанной работы.

В условиях современной действительности, в реалиях отечественной экономики, значительное внимание уделяется кадровой работе в органах государственной и муниципальной власти. Однако и сегодня не сформирован общий подход к пониманию сущности и природы такого общественного феномена как кадровая работа, с точки зрения системного подхода. При этом одни исследователи акцентируют внимание на организационной природе данного явления, а другие непосредственно за основу своих суждений берут содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления.

Особую актуальность выявленных проблем в работе МКДОУ Детский сад №274придают важность реализации целей и задач по повышению профессионального уровня сотрудников, по повышению эффективности деятельности МКДОУ Детский сад №274, по повышению качества педагогических услуг в дошкольном учреждении.

В современных условиях повысить эффективность работы сотрудников МКДОУ Детский сад №274, а также их удовлетворённость трудом одних материальных инструментов уже недостаточно. Высокая заработная плата и премии уже не способны на долгое время повысить эффективность работы персонала

Большинство родителей отметили, что дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят свое время, участвуют в мероприятиях, организуемых на уровне МКДОУ Детский сад №274. Группа оснащена достаточным количеством игрушек и игрового материала. Отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада.

Родителями отмечено, что в МКДОУ Детский сад №274 созданы условия для занятий физической культурой и здоровье детей является одним из приоритетов в работе.

В ходе мониторинга родителям предлагалось оценить уровень взаимодействия учреждения с родителями. Большинство родителей, принявших участие в опросе, отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги оказываю разнообразную помощь в вопросах воспитания детей.

Рекомендации по итогам анкетирования

Продолжать вести системную работу по совершенствованию системы взаимодействия ДОУ с семьей для обеспечения открытости и доступности о деятельности учреждения, совершенствовании условий для реализации основной общеобразовательной программы используя различные формы взаимодействия администрации ДОУ с родителями, в том числе электронный ресурс.

Включить в программу повышения квалификации дошкольного учреждения вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями, использование интерактивных форм работы с родителями, изучение положительного педагогического опыта коллектива.

Совместно с учителями воспитателями ДОУ организовать обсуждение результатов анкетирования с целью проектирования дальнейшей работы с педагогами по разработке плана взаимодействия ДОУ с семьей, профилактике эмоционального выгорания, реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, реализации современных развивающих технологий.

Рекомендации педагогам.

Организовать просветительскую работу с родителями дошкольников с целью информирования  о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка.

Привлекать родителей к совместным мероприятиям, посещению открытых дней в ДОУ, участию в совместных образовательных проектах.

Проектировать взаимодействие с семьями дошкольников, используя разнообразные формы работы с родителями, нетрадиционные формы информирования о жизни группы (выпуск газеты, почта одного дня, памятки и т. п.), с учетом социального заказа..

Рекомендации родителям.

С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи принимать участие в совместных мероприятиях с родителями, организованными ДОУ как в традиционной, так и интерактивной форме (тренинги, мастер-классы, практикумы).

Использовать сайт дошкольного учреждения как форму обратной связи, возможность внесения предложений по совершенствованию условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Участвовать совместно с  педагогами, психологом, специалистами ДОУ в  проектировании работы по формированию интегративных качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

 

Врезультате реализации Программы развития должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

1. Полный переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.

3. Развитие педагогического потенциала.

В целях повышения качества предоставляемых услуг дошкольного образования в 2022 – 2023 учебном году направить усилия коллектива на:

- Улучшение психологического климата в группах.

- Прислушиваться к родительскому мнению администрации и педагогов к ребенку.

- Разработать план работы по подготовке ребенка к школьному обучению.

- Обратить внимание на безопасность нахождения ребенка в МКДОУ Детский сад №274.

- Привлечение родителей в культурно-образовательные и семейные проекты.

В новом учебном году будет продолжена работа детского сада по улучшению качества предоставляемых услуг

Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит не только повысить конкурентоспособность МКДОУ Детский сад №274, но и получить дополнительную прибыль, которую можно направить на совершенствование материально – технической базы МКДОУ Детский сад №274.

Реализация приоритетных направлений Программы  в МКДОУ Детский сад №274 позволит создать:

- инновационный потенциал и климат в педагогическом коллективе, включенность педагогов в экспериментальную и поисковую деятельность;

- качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в ОУ с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов;

- совершенствовать систему мониторинга;

- создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества;

- обновить содержание и технологии  дошкольного образования;

 

Заключение

 

Проведя анализ всего вышеизложенного, сделаю вывод: дошкольное учреждение должно все время развиваться, так как современное образование не стоит на месте. В связи с этим необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то новое и вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную деятельность.

Педагогическому коллективу детского сада нужно постоянно самообразовываться и совершенствоваться, узнавая о новинках педагогических технологий и программ и внедрять их в работу с детьми. Для этого педагогов необходимо стимулировать за счёт доплат и надбавок к заработной плате, обеспечивать методическими пособиями, литературой, программным содержанием, совершенствовать их за счёт аттестации и обучения на курсах (повышения квалификации, дистанционных и т.п.), оказывать профессиональную методическую помощь.

Лояльность — это прежде всего внимание к запросам клиентов Даже самая продуманная и эффективная программа поощрения не даст нужного результата, если она не под-креплена высоким качеством сервиса и услуг. Чтобы потребитель (абитуриент) захотел вер-нуться и рекомендовать школу друзьям, только лишь маркетинговых инструментов недоста-точно.

Главная задача программы лояльности— построение долгосрочных отношений с клиентами. Это нельзя достичь только за счет скидок и бонусов.

Обеспечить удовлетворение образовательных запросов участников образовательных отношений за счет расширения спектра программ внеурочной деятельности на уровне начального основного образования и основного общего образования как составной части основной образовательной программы (направления, формы, количество).

Итак; в работеопределены и охарактеризованы пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения.

Через решение следующих задач:

- обеспечить качество условий образовательного процесса в МДОУ.

- создать условия для профессионального совершенствования педагогов детского сада.

- совершенствовать процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса.

 

 

Список использованной литературы

 

Законы и нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) с поправками 30 декабря 2008г. // СПС Гарант Плюс.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации".

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2006 № 393. // Российское образование: официальные вести. 2008. -№3. - С. 7-24.

4. Письмо начальника Управления учреждений образования Федерального агентства по образовании П.Ф. Анисимова от 22.05.2006 № 836/12-16 //#"#">#"_Toc119026939">Приложения

 

 

 

 

Похожие работы на - Удовлетворенность потребителей услугами в социальной сфере: состояние, проблемы и повышение удовлетворенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!