ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР В КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР В КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 Дипломная работа

 

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР В КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Обзор литературы.. 5

1.1. Нарушение слуха школьников как современная социальная проблема. 5

1.2. Адаптивное физическое воспитание в коррекции двигательной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. 9

1.3. Подвижные игры как средство коррекции и развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха. 11

Глава 2. Методы и организация исследования. 16

2.1. Методы исследований. 16

2.2. Организация исследований. 19

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение. 21

Выводы.. 29

Практические рекомендации. 31

Список литературы.. 32

Приложение А.. 37

 

Введение

 

Показатели здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время свидетельствуют, что инвалидность с детства по слуху составляет около 5% от всего количества населения и имеет тенденцию к росту [13, с.137]. Как свидетельствуют специалисты, у детей стойкое нарушение слуха приводит к недостаточному развитию речевой функции, функциональному нарушению некоторых физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и скелетно-мышечной систем), снижению двигательной активности и недостаточному моторному опыту [14, с.141; 18, с.18]. Согласно данным ученых, поражение слуха вызывает у детей отставание в развитии таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, познание, внимание, воображение, формирование устной речи, что приводит в дальнейшем к осложнению социальной интеграции таких детей [31; 10; 17, с.6-7].

В научно-методической литературе отмечается, что школьники с нарушениями слуха отстают от своих практически здоровых сверстников по уровню развития физических качеств. Особенно выраженное отставание наблюдается по показателям координационных способностей (способности к сохранению равновесия тела, ритма, управления пространственными и силовыми параметрами движений, ориентировки в пространстве, координации движений) [31; 14, с.141]. Как указывают авторы, целенаправленные и дозированные физические нагрузки с четким подбором средств и методов является мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физической подготовленности детей с полной или частичной потерей слуха [5, с.34-35; 20, с.152-153].

Принимая во внимание тот факт, что количество детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, имеющих отставание в развитии координационных способностей, неуклонно растет, можно утверждать, что использование дополнительных форм занятий адаптивного физического воспитания, а также средств, направленных на коррекцию координационных способностей таких детей, является актуальной и своевременной.

Объект исследования. Процесс коррекции координационных способностей детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение слуха.

Предмет исследования. Содержание комплексов физических упражнений и игр на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания (физкультминутки на предметных уроках, утренняя гигиеническая гимнастика, организованные подвижные игры на переменах, самостоятельные занятия), направленных на коррекцию координационных способностей детей 7-8 лет.

Рабочая гипотеза. Повышение эффективности коррекции координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха возможно посредством применения комплексов физических упражнений и игр на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания.

Цель исследования. Обосновать содержание комплексов физических упражнений и игр для эффективной коррекции координационных способностей младших школьников с нарушением слуха на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания.

Задачи исследования.

1. Обобщить подходы в коррекции координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

2. Определить особенности развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, и сравнить их с нормативами практически здоровых сверстников.

3. Разработать комплексы физических упражнений и игр, направленных на коррекцию координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха, и определить эффективность их использования на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания.

Глава 1. Обзор литературы

 

 

1.1. Нарушение слуха школьников как современная социальная проблема

 

По опубликованным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня каждый десятый житель планеты - инвалид, то есть человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Инвалидность как социальное явление присуща каждому государству. На сегодня уровень инвалидизации жителей планеты достигает показателя в более миллиарда человек или 15% [16, с.6].

Мировая тенденция к росту количества лиц с инвалидностью побуждает научное сообщество идти по пути поиска наиболее эффективных педагогических методов и приемов, направленных на мобилизацию всех компенсаторных возможностей, которые будут способствовать их успешной социализации [16, с.6].

Насущной потребностью сегодняшней системы образования является формирование учебно-коррекционного пространства для детей и молодежи с инвалидностью, которое обеспечит не только получение образования, но и позволит сформировать социо-бытовую модель личности человека [16, с.7]. Это позволит школьникам с инвалидностью реализовать естественный потенциал, интегрироваться в общество. По мнению специалистов, одним из наиболее эффективных и доступных путей интеграции в общество лиц с инвалидностью является адаптивное физическое воспитание (АФВ) [22, с.21; 31].

Сложные, комплексные нарушения, которые включают нарушения слуха и других систем, могут возникать под влиянием различных причин и в разное время [17, с.25]. Существуют разные взгляды на причины возникновения нарушений слуха. Причины развития слуховых патологий у детей, а также частота слуховых расстройств в различных регионах мира неодинаковы, что обусловлено социальными, экономическими, демографическими и климатическими факторами, а также уровнем развития медицины [3].

Среди причин нарушения слуха выделяют следующие:

1. Врожденные (наследственная глухота) - потеря слуха наблюдается у 15-20% детей, причинами которой являются: токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода, а также поломки в генах, несущих информацию о развитии органов слуха зародыша, а именно врожденная деформация слуховых косточек, недоразвитие слухового нерва, аллюзия (недоразвитие внутреннего уха), отсутствие барабанной перепонки, атрезия (заращивания наружного слухового прохода). Чаще всего эти нарушения имеются уже в организме родителей, ребенок лишь наследует их от матери и отца. Наследственная глухота может передаваться от родителей к детям и далее, из поколения в поколение [3].

2. Приобретенные (приобретенная глухота и тугоухость) - повреждение нормально развитых органов слуха разными неблагоприятными факторами, в связи с перенесенными ребенком как правило до 3 лет инфекционных заболеваний таких как: вирусный грипп, свинка, корь, скарлатина; воспалительные заболевания носа и носоглотки; неврит слухового нерва; нейроинфекции: менингит, энцефалит; механические травмы головы - ушибы, удары; воздействия сверхсильных звуковых раздражителей и т.д. приобретенная глухота и тугоухость встречается у 25% детей с нарушениями слуха [3].

Специалистами установлено, что у слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. Дети часто не обладают тем двигательным опытом, которые есть к этому времени у слышащих детей: не умеют быстро бегать, прыгать, ползать, делать простейшие движения, подражая взрослым [14, с.141-146].

Многим слабослышащим и глухим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании разных видов детской деятельности. При выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети с недостатками слуха создают излишний шум, неритмичные и замедленные движения [6, с.23].

Определение причин возникновения нарушений слуховой функции в некоторых случаях является достаточно сложным, и обусловливается: во - первых, возможным влиянием сразу нескольких вредных факторов; во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость [3].

У слабослышащих детей, как правило, наблюдаются сопутствующие заболевания, а также вторичные отклонения, например, нарушения функций вестибулярного аппарата, задержка моторного и психического развития, нарушение речи, памяти, внимания, мышления, нарушение равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно-временной ориентации, двигательной памяти, нарушение осанки, заболевания дыхательной системы и вегетативно-соматические расстройства [18, с.18; 21, с.152; 6, с23].

Проведенный нами системный анализ существующих классификаций нарушений слуха позволил установить, что содержательными, определяющими и составляющими каждой классификации являются характер потери слуховой функции и состояние речи.

Одной из наиболее распространенных классификаций нарушений слуха является классификация Б.С. Преображенского, которая позволяет выделить четыре степени снижения слуха: легкую, умеренную, значительную, тяжелую - в зависимости от расстояния, на котором воспринимается разговорная и шепотная речь. Диапазон восприятия речи при этом весьма значителен (Таблица 1). Так, при легкой степени снижения слуха шепотная речь может восприниматься на расстоянии от 3 до 6 м, при тяжелой степени - на расстоянии от 0 до 0,5 м [2, с.26-27].

Таблица 1 - Классификация нарушений слуха Б.С. Преображенского [2, с.26-27]

Степень

Расстояние, на котором воспринимается речь

разговорная

шепот

Легкая

6-8 м

от 3 м

4-6 м

1-3 м

Значительная

2-4 м

у ушной раковины - 1 м

Тяжелая

ушная раковина - 2 м

0 м или не воспринимается

 

В классификации Л.В. Неймана выделены 4 группы в зависимости от объема воспринимаемых частот: 1 группа - глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают никаких звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик). 2 группа - глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос, различают гласные» «о» и «у»; способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии. 3 группа - дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц. 4 группа - дети, воспринимающие частоты от 1250 до 2000 Гц. Дети, которые относятся к 3 и 4 группам, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии [2, с.26].

По Международной медицинской классификации установлено 4 степени нарушения слуха: 1 степень тугоухости - меньше 40 дБ; 2 степень - 40-55 дБ; 3 степень – 55-70 дБ; 4 степень - 70-90 дБ. Снижение слуха более чем на 90 дБ – глухота [2, с.26].

Таким образом, снижение слуха – социальная проблема. Поэтому наше государство должно постоянно вести работу, направленную на улучшение жизни глухих и слабослышащих людей, в частности детей.

 

 

1.2. Адаптивное физическое воспитание в коррекции двигательной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

 

 

Адаптивное физическое воспитание (АФВ) детей с нарушениями слуха – одно из важных направлений работы специальных учреждений и является главной частью оздоровительно-воспитательной работы, и выступает мощным способом укрепления здоровья. АФВ детей с нарушениями слуха невозможно без реализации комплексного педагогического подхода. Коррекция должна происходить с учетом особенностей дефекта, психофизических возможностей и потребностей ребенка [5, с.35].

АФВ детей с нарушениями слуха должно носить коррекционно-компенсаторную направленность и начинаться с младшего возраста, поскольку именно в этом возрасте закладывается фундамент основных двигательных функций. Детский возраст характеризуется особой пластичностью и лабильностью, стремительностью физического, умственного развития, начальным формированием качеств и свойств, необходимых для дальнейшей учебы и самостоятельной жизни [25, с.121].

В процессе АФВ используют формы (классные и внеклассные, школьные и внешкольные), методы (словесные, наглядные, практические), а также специальные методы: метод дистанционного управления, метод упражнений по применению знаний и метод стимулирования двигательной активности [31].

Авторы отмечают значительную роль слуха и значение слова в развитии двигательных способностей младших школьников с нарушениями слуха [31; 5, с.35-36; 25, с.121-122]. Широкое введение словесных средств общения на занятиях АФВ позволяет преодолеть отставание в развитии двигательной сферы глухих и слабослышащих школьников младшего возраста, передавать детям необходимую информацию двигательного акта и улучшить процесс формирования их двигательных умений и навыков [31].

Усвоение двигательных действий с активным применением речи положительно влияет на всестороннее физическое и психическое развитие ребенка с пониженным слухом, создавая при этом необходимую основу для успешного обучения и коррекции дефектов. Речь играет положительную роль в формировании общего образа двигательных действий, его ориентировочной основы. В этом случае язык и речь выполняют направляющую и регулирующую функции, обеспечивающие процесс коррекции двигательных действий [25, с.121-122].

Эффективны упражнения художественной, спортивной и ритмической гимнастики, фитбол-гимнастики на развитие специфических координационных способностей слабослышащих и глухих обучающихся младшего школьного возраста (способности к кинестетического дифференцирования, ориентировки в пространстве, комплексной реакции, точности воспроизведения движений) и специальных координационных способностей (равновесия, ритма) [1, с.22; 21, с.113; 29, с.206].

И.Я. Коцан доказал, что под влиянием занятий физической культуры возможны значительные сдвиги в показателях моторики глухих детей. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что в результате целенаправленного воздействия, по величинам скорости, точности и выносливости, эти дети приблизились к аналогичным показателям обучающихся массовой школы, а по гибкости и скоростно-силовыми качествами даже превысили их [15, с.5-6].

Комплексная программа профессиональной адаптации средствами АФВ разработана Е.А. Осколковой [23, с.1-24]. Авторская программа обеспечивает развитие мелкой моторики, коррекцию координационных нарушений и формирование базы двигательных навыков глухих детей 8-10 лет со сложной структурой дефекта. Программа занятий включает в себя: общеразвивающие упражнения, специальные дыхательные упражнения, упражнения и игры с мячом, игры на внимание и координацию, пальчиковую гимнастику, занятия на компьютере (упражнения с мышью и клавиатурой) и др.

В ходе реализации методики коррекции и развития координационных способностей Н.В. Губарева [8, с.6-7] рекомендует применять метод расчлененных упражнений и главный акцент необходимо ставить на коррекцию и развитие более отстающих видов координационных способностей, а именно реагирующую, кинестетическую и способность сохранять равновесие тела.

Исследователи отмечают, что подвижные игры являются средством не только коррекции и компенсации нарушенных функций, а также орудием совершенствования основных движений: прыжков, бега, ходьбы, метания. Они помогают отработать навыки, необходимые в повседневной жизни и трудовой деятельности, способствуют овладению пространством, приобретению свободы и точности в движениях, легкости в них и уверенности в себе, развивают координацию, ловкость, скорость, силу, смелость, слух, осязание, пространственную ориентацию. Игры повышают адаптацию детей с нарушениями слуха к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, способствуют коррекции и компенсации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, положительно влияют на психику, создают условия для физической и социальной реабилитации [11, с.179; 12, с.273; 27, с.107].

 

 

1.3. Подвижные игры как средство коррекции и развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха

 

 

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности. Поэтому исследование и изучение особенностей двигательных способностей младших школьников с недостатками слуха, возникших вследствие дефекта, – является актуальной проблемой. Это позволит правильно строить и осуществлять процесс АФВ, а также использовать эффективные средства, адаптированные к этому контингенту детей [19, с.88].

Исследования и педагогические наблюдения показали, что самыми эффективными средствами развития двигательных качеств и улучшения психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста являются подвижные игры [11, с.179; 12, с.273; 28, с.107]. Игра является первым и основным видом общения ребенка с окружающей средой. Во время подвижных игр, дети усваивают жизненно необходимые подвижные навыки, умения, а также развивают морально-волевые качества. Общение с другими детьми во время совместной игровой деятельности являются необходимыми условиями проявления и развития способностей ребенка. Многие ученые приходят к выводу, что игра как структурная модель поведения ребенка, является средством овладения ею окружающей действительности и подготовки к ее преобразованию. Итак, для детей игры – это их непосредственная жизнь, а педагог с помощью игр развивает у своих воспитанников познавательные, психомоторные способности и физические качества [11, с.179; 12, с.273; 28, с.107].

Ребенок с нарушениями слуха и последствиями этого дефекта тоже познает окружающий мир через игру так же, как и нормально развитые дети. Игра для глухого ребенка не менее желательна, чем для детей с сохраненным слухом. Но несмотря на важность использования подвижных игр в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха, в специальных заведениях не уделяется этому должного внимания. Среди многих причин этой проблемы является отсутствие свободного времени на игры после занятий, недостаточность времени, отведенного на них во время физкультурных занятий, почти полное отсутствие методической литературы, а также не адаптированность традиционных подвижных игр к использованию в школах для слабослышащих и глухих детей. Иногда встречается сознательное игнорирование подвижных игр, незаинтересованность в развитии психомоторной сферы детей [13, с.137].

Игровая деятельность детей с нарушением слуха несколько отличается от их сверстников с сохранённым слухом. В течение педагогических наблюдений за детьми младших классов с нарушением слуха во время проведения подвижных игр на занятиях физическим воспитанием проявляются следующие особенности:

u   школьники играют в игры, которые им хорошо известны на протяжении достаточно длительного времени, не менее эмоционально и недостаточно охотно, что не наблюдается у здоровых сверстников при использовании однообразного набора игр на занятиях. То есть присутствует стереотипность поведения;

u   на протяжении игры дети очень щепетильно придерживаются правил игры, как они их поняли;

u   если игра предполагает самостоятельные действия играющих, наблюдается элемент подражания действий за более активными детьми;

u   на протяжении игры и после нее, даже если ее содержание не предполагает групповые действия (каждый играет сам за себя), школьники очень придирчиво исправляют ошибки друг друга;

u   во время эстафет, когда один из играющих выполняет задание, последние ни в коем случае не ждут своей очереди в исходном положении в колонне, большинство даже очень эмоционально сопровождает игрока в течение выполнения упражнений;

u   при неудачных попытках выполнения какого-то элемента игры или эстафеты ребенок, как правило, очень расстраивается, особенно когда учитель указывает на ошибки и неправильное выполнение. Эти переживания у детей с нарушениями слуха более эмоционально окрашены, чем у школьников обычных школ [27, с.107-108].

Все эти особенности игровой деятельности наверняка можно объяснить недостаточно развитым воображением, ограниченными возможностями общения и особенностями психики детей с нарушением слуха [27, с. 108].

Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых проводятся игры. У них нет точно установленного числа игроков, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, баскетбольный, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом (песком), гимнастическая или простая палка и т.п.) [24, с.196].

По содержанию все подвижные игры и эстафеты должны быть лаконичны, выразительны, эмоциональны и доступны для глухого ребенка. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует развитию всех физических качеств и особенно – развитию координационных способностей. В играх дети обучаются основным движениям: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию и незаметно для самих себя овладевают умения и навыки основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачами и правил игры; воспитывается умение общаться со сверстниками; развивается интеллект [24, с.197].

Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый сам за себя или за свой коллектив), а также взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных подвижных игр является постоянное изменение ситуации в игре, требующее от играющего быстрой реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для коллектива наиболее выгодное по сравнению с «противником» положение. Соревнования по подвижным играм и эстафетам носят характер спортивной борьбы и требуют от участников определенного физического напряжения и волевых усилий, которые имеют определенный воспитательный и корректирующий эффект [24, с.197].

Подвижные игры и эстафеты, а также соревновательно-игровые задания необходимы детям со стойкими нарушениями слуха, потому что они имеют недостаточно развитую координацию движений, заторможенность или, наоборот, чрезмерную возбудимость [30, с.33]. Значительное влияние подвижные игры оказывают на центральную нервную систему. Скорость выполнения движений, частое их изменение и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы [26, с.96].

В зарубежной литературе имеются монографии, разделы которых посвящены использованию подвижных игр при различных заболеваниях у детей (М. Kind [32, с.34-38], P. Mussen [33, с.355-402], М. Schoo [34, с.5-103]). В этих работах отмечается положительное лечебное влияние игр у детей с нарушением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Авторы методических пособий по теории и методике адаптивной физической культуры (Н. Байкина, Б. Сермеев [4, с.1-62], С. Евсеев, Л. Шапкова [10]) подчеркивают важность адаптивной двигательной рекреации детей с особыми потребностями. Однако необходимо очень тщательно подбирать средства, которые позволят успешно использовать механизмы компенсации в процессе АФВ, направленного на коррекцию отклонений в двигательной сфере детей с нарушением слуха, и обеспечат полноценное психомоторное развитие, а, следовательно, и социальное развитие ребенка с нарушениями слуха и речи.

Подвижные игры являются эффективным средством развития двигательной сферы младших школьников с нарушением слуха. Кроме того, разработанные комплексы, с учетом особенностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, подвижные игры позволят успешно использовать механизмы компенсации в процессе АФВ, направлять их на коррекцию отклонений и активное развитие психомоторной функции, повышение эмоционального благополучия этой нозологической группы.

Глава 2. Методы и организация исследования

 

 

2.1. Методы исследований

 

 

Для решения поставленных задач нами были использованы общепринятые методы, которые широко используются в теории и практике АФВ:

1.   Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Сбор информации по теме исследования сопровождался поиском научных публикаций и фундаментальных работ в области АФВ детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Анализ и систематизация полученной информации, а также обобщение данных способствовало обозначению проблемного поля дальнейшей научной деятельности, формулировке цели и постановке основных задач исследования. Всего было проанализировано 34 источника научной и специальной литературы.

2.   Педагогическое наблюдение. Для этого мы посещали уроки физического воспитания младших школьников 7-8 лет с нарушением слуха. С помощью педагогических наблюдений нами была проведена оценка организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства в его ход и приняты к сведению существующие методы и методические приемы, позволяющие решить те или иные задачи АФВ для развития координационных способностей у детей с нарушением слуха.

3.   Педагогическое тестирование. С целью определения координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха мы использовали следующие тесты [10], представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Тесты для определения координационных способностей младших школьников с нарушением слуха [10]

4.   Педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 16 слабослышащих детей в возрасте 7-8 лет с тугоухостью II и III степени. Обучающиеся были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 8 человек в каждой (по 4 девочки и 4 мальчика). Контрольная и экспериментальная группа занимались по рабочей программе «Физическая культура» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 класс) в течение 9 месяцев. Занятия по данной программе проводились 3 раза в неделю. Форма занятия – урочная. Занятие состояли из трех частей длительностью 40 минут, которые разделены на подготовительную (2 минуты), основную (25-30 минут) и заключительную (3-5 минут) части. В программу включены следующие разделы: «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры». Дозировка упражнений для каждого обучающегося повторялась сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз.

В экспериментальной группе кроме урока физической культуры были введены дополнительные формы занятий АФВ [31], которые реализовывались в течение 3-х месяцев:

· физкультминутки на предметных уроках с использованием комплексов упражнений для коррекции нарушений координационных способностей. Продолжительность 2-3 минуты, ежедневно;

· утренняя гигиеническая гимнастика, которая проводилась до уроков и предусматривала включение 5-8 упражнений, с использованием упражнений на коррекцию нарушений статического равновесия тела. Продолжительность занятий составляла 15 минут 3 раза в неделю;

· организованные подвижные игры на переменах с применением комплексов подвижных игр, которые направлены преимущественно на коррекцию нарушений ориентации в пространстве. Продолжительность игр варьировала от 5 до 10 минут ежедневно;

· самостоятельные занятия с использование комплексов физических упражнений, выполняемых в домашних условиях под руководством родителей или воспитателей. Продолжительность выполнения комплексов упражнений 10-15 минут, ежедневно (Приложение А).

Реализация комплексов упражнений во время физкультминуток проводилась совместно с учителями, которые руководили предметными уроками. Использование детьми комплексов упражнений для домашнего выполнения во время самостоятельных занятий (во внешкольное время) поощрялось классными руководителями, а также родителями, которые были предварительно проинструктированы.

Упражнения проводились как игровым, так и регламентированным методами, включались в домашние задания школьников с последующей проверкой их выполнения.

Комплексы физических упражнений и подвижных игр на коррекцию координационных способностей младших школьников с нарушением слуха разрабатывали на основе работ Н.Г Байкиной, Б.Г. Сермеева [4, с.36-48], Н.Л. Петренкиной [24, с.196-214] и Л.В. Шапковой [31].

 

 

2.2. Организация исследований

 

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Центр специального образования № 1» структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 г. Шахты. В исследовании приняли участие 16 слабослышащих детей 7-8 лет (тугоухость I и II степени).

На первом этапе проводился анализ современных литературных источников отечественных и зарубежных авторов, который дал возможность оценить общее состояние проблемы; установить объект, предмет, цель, задачи исследования; определить методы исследований, подобрать и разработать комплексы физических упражнений и подвижных игр на коррекцию координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха, и включить их в содержание дополнительных занятий (физкультминутки на предметных уроках, утренняя гигиеническая гимнастика, организованные подвижные игры на переменах, самостоятельные занятия).

На втором этапе осуществлена организация и проведение педагогического эксперимента для получения экспериментальных данных относительно особенностей развития координационных способностей младших школьников с нарушением слуха, а также их контрольное тестирование. Контрольные замеры исследуемых показателей осуществлялись в начале и конце педагогического эксперимента. Проводилась оценка эффективности использования дополнительных занятий АФВ. Все полученные результаты оценивались с помощью математико-статистической обработки.

На третьем этапе исследования проводилось оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями. Также данный этап характеризовался обобщением результатов исследования, формулировкой выводов и практических рекомендаций, составлением приложений.

 

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение

 

 

На основании результатов констатирующего эксперимента нами был проведен сравнительных анализ развития координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет и их здоровых сверстников (Таблица 2). Представленные результаты сравнивались между показателями слабослышащих школьников 7-8 лет и практически здоровыми детьми, представленными в литературных источниках [9, с.50]. Сравнительный анализ показателей координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет позволил установить, что у детей контрольной и экспериментальной групп на начало педагогического эксперимента исходный уровень данных показателей статистически не отличался (Р>0,05), что свидетельствует об однородности групп (Таблица 2).

Анализ показателей координационных способностей слабослышащих детей 7-8 лет контрольной и экспериментальной групп на начало педагогического эксперимента показал, что они отстают по всем показателям, характеризующим их координационные способности по сравнению с практически здоровыми сверстниками (Таблица 2).

Из данных, представленных на рисунке 2, видно, что по сравнению со здоровыми сверстниками отставание в тесте «Челночный бег 3?10 м» у слабослышащих детей контрольной группы составило 11,92%, у экспериментальной группы – 10,60%; в тесте «Три кувырка вперед» – у контрольной группы 40,43%, у экспериментальной группы – 38,34%; в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» – у контрольной группы 30,15%, у экспериментальной группы – 35,45%; в тесте «Ловля линейки» – у контрольной группы 21,38%, у экспериментальной группы – 21,40%; в тесте «Спринт в заданном ритме» – у контрольной группы 54,02%, у экспериментальной группы –52,10%.

Таблица 2 – Сравнительный анализ развития координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет и их здоровых сверстников (норма)

Тесты

Норма§

(n=14)

Контрольная группа

(n=8)

Экспериментальная группа

(n=8)

Р

1

«Челночный бег 3?10 м», с

10,2±1,8

11,58±0,12

11,41±0,11

>0,05

2

«Три кувырка вперед», с

5,2±1,3

8,73±0,11

8,43±0,10

>0,05

3

«Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», с

6,6±2,1

4,61±0,10

4,59±0,12

>0,05

4

«Ловля линейки», см

23,1±1,4

29,38±0,09

29,44±0,10

>0,05

5

«Спринт в заданном ритме», с

1,6±0,8

3,48±0,10

3,34±0,07

>0,05

Примечание: § - нормы по данным Е.В. Демченко [9, с.50]. Р – достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами (U-критерий Манна-Уитни).

А

Б

Рисунок 2 – Процент отклонения в тестах, характеризующих координационные способности у испытуемых контрольной (А) и экспериментальной (Б) групп в сравнении с их здоровыми сверстниками, %

 

Для выявления эффективности использования комплексов физических упражнений и игр, направленных на коррекцию координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания было проведено контрольное тестирование экспериментальной группы после педагогического эксперимента, а также контрольной группы (Таблицы 3-7).

Анализ теста «Челночный бег 3?10 м» у слабослышащих детей 7-8 лет показал, что в экспериментальной группе отмечались достоверные изменения к концу педагогического эксперимента по сравнению с исходными данными (Таблица 3). В экспериментальной группе время выполнения данного теста улучшилось на 1,9 с (Р<0,05) в сравнении с началом эксперимента. В контрольной группе изменения в данном показателе были незначительны и составили 0,93 с (Р>0,05). Сравнительный анализ между группами показал, что у слабослышащих детей экспериментальной группы к концу педагогического эксперимента время выполнения теста «Челночный бег 3?10 м» улучшилось на 1,14 с (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой.

Таблица 3 – Показатели теста «Челночный бег 3?10 м» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента, с (X±m)

Группа

Тест «Челночный бег 3?10 м», с

Р2

до

после

11,58±0,12

10,65±0,13

>0,05

Экспериментальная

11,41±0,11

9,51±0,13

<0,05

Р1

>0,05

<0,05

-

Примечание: здесь и в таблицах 4-7 Р1 – достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами после педагогического эксперимента (U-критерий Манна-Уитни); Р2 – достоверность различий между показателями одной выборки до и после педагогического эксперимента (критерий Уилкоксона).

 

Результаты исследования координационных способностей у слабослышащих детей 7-8 лет, представленные в таблице 4 показали, что после эксперимента в экспериментальной группе улучшились показатели теста «Три кувырка вперед» на 3 с (Р<0,001). В контрольной группе отмечалась тенденция к улучшению выполнения данного теста на 1,17 с (Р>0,05). К концу педагогического эксперимента в экспериментальной группе время выполнения трех кувырков вперед улучшилось на 2,13 с (Р<0,01) по сравнению с контрольной группой.

Таблица 4 – Показатели теста «Три кувырка вперед» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента, с (X±m)

Группа

Тест «Три кувырка вперед», с

Р2

до

после

Контрольная

8,73±0,11

7,56±0,12

>0,05

Экспериментальная

8,43±0,10

5,43±0,10

<0,001

Р1

>0,05

<0,01

-

 

После проведения педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах достоверно улучшились показатели, направленные на развитие способности к сохранению равновесия (Таблица 5). Время устойчивости в позе «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» в экспериментальной группе улучшилось на 4,03 с (Р<0,001). В контрольной группе данный показатель улучшился всего лишь – на 0,95 с (Р<0,05). При сравнении групп между собой отмечались достоверные различия в показателях теста «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», а затраченное время на выполнение данного тестового задания было лучше у школьников экспериментальной группы. Так, в экспериментальной группе к концу педагогического эксперимента время устойчивости в позе «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» улучшилось на 3,06 с по сравнению с контрольной группой (Р<0,001).

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 – Показатели теста «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента, (X±m)

Группа

Тест «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», с

Р2

до

после

Контрольная

4,61±0,10

5,56±0,11

<0,05

Экспериментальная

4,59±0,12

8,62±0,14

<0,001

Р1

>0,05

<0,001

-

 

В процессе педагогического эксперимента показатели теста «Ловля линейки» достоверно изменились у слабослышащих детей 7-8 лет контрольной и экспериментальной групп (Таблица 6). Так, у детей контрольной группы расстояние от нулевой отметки до нижнего края ладони уменьшилось на 3,11 см (Р<0,01), а в экспериментальной – на 7,07 см (Р<0,001). В экспериментальной группе после педагогического эксперимента расстояние от нулевой отметки до нижнего края ладони было достоверно лучше на 3,9 см, чем в контрольной группе (Р<0,001).

Таблица 6 – Показатели теста «Ловля линейки» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента, (X±m)

Группа

Тест «Ловля линейки», см

Р2

до

после

Контрольная

29,38±0,09

26,27±0,10

<0,01

29,44±0,10

22,37±0,10

<0,001

Р1

>0,05

<0,001

-

 

В таблице 7 представлены результаты показателей теста «Спринт в заданном ритме» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента. В экспериментальной группе отмечались достоверные изменения в тесте «Спринт в заданном ритме», а в контрольной группе происходили незначительные изменения. Так, у детей экспериментальной группы время на выполнение теста к концу эксперимента уменьшилось на 1,87 с (Р<0,01), а в контрольной группе на 0,78 с (Р>0,05). В экспериментальной группе к концу педагогического эксперимента время выполнения теста «Спринт в заданном ритме» улучшилось на 1,23 с по сравнению с контрольной группой (Р<0,05).

Таблица 7 – Показатели теста «Спринт в заданном ритме» у слабослышащих детей 7-8 лет до и после педагогического эксперимента, с (X±m)

Группа

Тест «Спринт в заданном ритме», с

Р2

до

после

Контрольная

3,48±0,10

2,70±0,12

>0,05

Экспериментальная

3,34±0,07

1,47±0,11

<0,01

Р1

>0,05

<0,05

-

 

После педагогического эксперимента нами проводилась оценка эффективности применения комплексов физических упражнений и игр, направленных на коррекцию координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха на дополнительных занятиях АФВ (Рисунок 3). Так, после применения физических упражнений и игр на дополнительных занятиях АФВ показатели уровня развития координационных способностей у детей экспериментальной группы достоверно возросли по сравнению с детьми контрольной группы:

в тесте «Челночный бег 3?10 м» на 8,56% (Р<0,05);

в тесте «Три кувырка вперед» – на 22,27% (Р<0,01);

в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» – на 67,25% (Р<0,001);

в тесте «Ловля линейки» – на 19,77% (Р<0,01);

в тесте «Спринт в заданном ритме» – на 33,45% (Р<0,001).

Р<0,001*, Р<0,01**, Р<0,05*** – уровень достоверных различий по отношению к контрольной группе (U-критерий Манна-Уитни)

Рисунок 3 – Приросты показателей координационных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента, %

 

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что применение комплексов физических упражнений и игр на дополнительных занятиях АФВ положительно влияют на показатели, характеризующие уровень развития координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха. Результаты проведённых исследований позволяют рекомендовать предлагаемые комплексы физических упражнений и игр, направленные на развитие координационных способностей, для практического использования их на дополнительных занятиях АФВ с лицами, имеющими нарушения слухового анализатора.

 

Выводы

 

 

1.   Изучение и обобщение научно-методической литературы позволило установить, что количество лиц с нарушениями слуха во всем мире увеличилось, и данная отрицательная динамика отмечается среди большого количества детей школьного возраста. На сегодняшний день в научной литературе большое внимание уделяется проблеме разработки и внедрения средств, методик и программ в процесс адаптивного физического воспитания школьников с полной или частичной потерей слуха. Тем не менее, открытыми до сих пор остаются вопросы, связанные с развитием координационных способностей у детей 7-8 лет с нарушением слуха на основе применения комплексов физических упражнений и игр на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания (физкультминутки на предметных уроках, утренняя гигиеническая гимнастика, организованные подвижные игры на переменах, самостоятельные занятия).

2.   Анализ исходного уровня развития координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха выявил, что они отстают в развитии от практически здоровых сверстников. Так, по сравнению со здоровыми сверстниками отставание в тесте «Челночный бег 3?10 м» у слабослышащих детей контрольной группы составило 11,92%, у экспериментальной группы – 10,60%; в тесте «Три кувырка вперед» – у контрольной группы 40,43%, у экспериментальной группы – 38,34%; в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» – у контрольной группы 30,15%, у экспериментальной группы – 35,45%; в тесте «Ловля линейки» – у контрольной группы 21,38%, у экспериментальной группы – 21,40%; в тесте «Спринт в заданном ритме» – у контрольной группы 54,02%, у экспериментальной группы –52,10%.

3.   В процессе исследования разработаны и апробированы комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха, которые применялись на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания в течение 3-х месяцев: физкультминутки на предметных уроках с применением комплексов упражнений для коррекции нарушений координационных способностей (2-3 минуты, ежедневно); утренняя гигиеническая гимнастика до уроков с включением 5-8 упражнений на коррекцию нарушений статического равновесия тела (15 минут 3 раза в неделю); организованные подвижные игры на переменах с применением комплексов подвижных игр на коррекцию нарушений ориентации в пространстве (5-10 минут, ежедневно); самостоятельные занятия с использование комплексов физических упражнений, выполняемых в домашних условиях под руководством родителей (10-15 минут, ежедневно).

4.   Применение комплексов физических упражнений и игр на дополнительных занятиях по адаптивной физической культуре положительно влияют на развитие координационных способностей детей 7-8 лет с нарушением слуха. После использования экспериментальных комплексов физических упражнений и игр показатели уровня развития координационных способностей у детей экспериментальной группы достоверно возросли по сравнению с контрольной группой: в тесте «Челночный бег 3?10 м» на 8,56% (Р<0,05); в тесте «Три кувырка вперед» – на 22,27% (Р<0,01); в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» – на 67,25% (Р<0,001); в тесте «Ловля линейки» – на 19,77% (Р<0,01); в тесте «Спринт в заданном ритме» – на 33,45% (Р<0,001).

 

Практические рекомендации

 

 

1.   Для развития координационных способностей на дополнительных занятиях адаптивного физического воспитания с детьми 7-8 лет, имеющими нарушение слуха, рекомендуется использовать разработанные и апробированные комплексы физических упражнений и игр (Приложение А).

2.   Разработанные комплексы физических упражнений и игр на развитие координационных способностей рекомендуется использовать не только в течение трех месяцев, а включать их на протяжении всего учебного года.

3.   Дополнительные занятия адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста с использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие координационных способностей, рекомендуем проводить групповым способом.

4.   В качестве дополнительных занятий адаптивного физического воспитания рекомендуем использовать следующие формы:

4.1. физкультминутки на предметных уроках с использованием комплексов упражнений для коррекции нарушений координационных способностей в течение 2-3 минуты, ежедневно;

4.2. утренняя гигиеническая гимнастика до уроков с включением 5-8 упражнений на коррекцию нарушений статического равновесия тела (15 минут 3 раза в неделю);

4.3. организованные подвижные игры на переменах с применением комплексов подвижных игр на коррекцию нарушений ориентации в пространстве в течение 5-10 минут, ежедневно;

4.4. самостоятельные занятия с использование комплексов физических упражнений, выполняемых в домашних условиях под руководством родителей в течение 10-15 минут, ежедневно.

Список литературы

 

 

1.   Абызова, Т.В. Художественная гимнастика как средство улучшения координационных способностей у детей с нарушением слуха / Т.В. Абызова, А.А. Акатова, А.Н. Леготкин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 22-24.

2.   Аденинская, Е.Е. К вопросу о классификации сенсоневральной тугоухости профессиональной этиологии / Е.Е. Аденинская, Т.Е. Пиктушанская, Т.Ю. Быковская // Медицина труда и промышленная экология. – 2012. - №3. – С.25-29.

3.   Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Г.Г. Богданова, Е.А. Большакова. – Москва: Владос, 2014. – 655 с. - URL: https://b-ok.cc/book/2567859/992a22 (дата обращения: 23.03.2022)

11. Засыпкина, М.Н. Подвижные игры как фактор здоровьесбережения детей с нарушением слуха / М.Н. Засыпкина, О.Н. Кондакова // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сборник науч. трудов. - 2017. - С. 179-183.

12. Кислая, В. Развитие координационных способностей в подвижных играх детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / В. Кислая, Т.П. Бегидова // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: сборник статей Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. студентов. - 2018. - С. 273-277.

13. Козырева, А.В. Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста, депривированных по слуху, с использованием подвижных игр / А.В. Козырева, Л.Д. Цатурян, Л.Р. Макина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2020. - № 2(32). - С. 137-144.

14. Колесникова, А.П. Особенности физического развития, физической подготовленности и координационных способностей детей с нарушением слуха / А.П. Колесникова, И.В. Колесников // Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития: сборник науч. трудов по итогам межвузовской науч.-практ. конф. - 2016. - С. 141-147.

15. Коцан, И.Я. Педагогические основы коррекционной работы по физическому воспитанию глухих школьников младшего возраста: диссертация на соискании ученой степени кандидата педагогических наук / Игорь Ярославович Коцан. - Одесса, 1995. - 175 с. 

17. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.Ф. Матвеев. – Москва: Медицина, 1987. – 184 с. 

18. Маюрова, К. Формирование правильной осанки у детей с нарушением слуха средствами адаптивной физической культуры / К. Маюрова, Е.А. Иващенко, М.А. Липатникова // Тезисы докладов ХLV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. - 2018. - С. 18.

19. Михайлова, М.В. Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / М.В. Михайлова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 6. – С. 88–91.

20. Новиков, И.В. Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха / И.В. Новиков // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сборник науч. трудов молодых ученых, посвященный Дню российской науки. - 2018. - С. 152-155.

21. Новиков, И.В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики / И.В. Новиков, В.В. Новиков // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2(32). - С. 113-116.

22. Озолина, Е.В. «Адаптивная физическая активность» как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е. В. Озолина, В. С. Дмитриев, Н. О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 5. – С. 21-26.

23. Осколкова, Е. А. Адаптивное физическое воспитание в системе профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата педагогических наук / Екатерина Алексеевна Осколкова. – Москва, 2008. – 24 с.

24. Петренкина, Н.Л. Подвижные игры для детей с нарушением слуха / Н.Л. Петренкина // В книге: Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 196-214.

25. Плотникова, Ю.Л. Методические особенности коррекции двигательных способностей студентов с нарушениями слуха в специальном учебном отделении / Ю.Л. Плотникова, А.В. Скляренко // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 32-1. - С. 121-123.

26. Самыличев, А.С. Учимся организации специальных олимпийских игр / А.С. Самыличев // Дефектология. – 1995. – № 4. – С. 96.

27. Сутырина, М.П. Подвижные игры в физическом воспитании детей с нарушениями слуха / М.П. Сутырина // Наука и социум: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - 2019. - С. 107-110.

28. Сутырина, М.П. Подвижные игры в физическом воспитании детей с нарушениями слуха / М.П. Сутырина // Наука и социум: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - 2019. - С. 107-110.

29. Шайхутдинова, Р.В. Методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением слуха на основе фитбол-гимнастики / Р.В. Шайхутдинова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Казань, 2018. - С. 206-210.

30. Шапкова, Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В. Шапкова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 45 с.

31. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л. В. Шапкова. - Москва: Советский спорт, 2007. -608 с. - URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/index.html (дата обращения: 23.03.2022).

32. Kind, M. Stoke Mandeville Eindrucke / M. Kind // Rehabilitation. – 1972. – V. 11, №1. – Р. 34-38.

33. Mussen, P.H. Child development personality / P.H. Mussen, J.J. Conger, J. Kagan. – 7th ed. – New York: Harper & Row Limited, 1990. – 688 с.

34. Schoo, M. Sport- und Bewegungsspiele fur korperbehinderte Kinder und Jugendliche / M. Schoo. – Munchen: «E.» Reinhardt, 1999. – 127 p.

 

 

 

Приложение А

Комплексы упражнений для физкультминуток, направленные на развитие способности к расслаблению

Комплекс 1

1. И.П. – сидя за партой, руки накрест на парте, голову опустить. 1 – 2 – поднять голову, руки вперед-вверх, прогнуться, посмотреть на руки (вдох); 3 – 4 – И.П. (выдох). Повторить 4 – 6 раз в медленном темпе. Выполняя упражнение, напрячь мышцы, прогнуться в пояснице, потянуться за руками вверх, принимая И.П., расслабить мышцы. 2. И.П. – сидя за партой, руки на парте. 1 – руки перед грудью, локти на уровне плеч, ладонями вниз; 2 – руки вперед ладонями внутрь; 3 – руки перед грудью; 4 – И.П. Повторить 4 – 6 раз в среднем темпе. Туловище держать вертикально. Дышать равномерно, без задержек. 3. И.П. – сидя за партой, ладони на коленях. 1 – 2-встать в положение О.С. (вдох). Повторить 4 – 6 раз в медленном темпе. Приподнимаясь, помогать руками.

Комплекс № 2

1. И.П. – сидя за партой, руки к плечам. 1-руки вперед, пальцы растопырить (вдох); 2-в. п. (выдох). Повторить 4 – 6 раз в среднем темпе. Руки сгибать до плеч энергично, плечи разводить так, чтобы сходились лопатки. Голову держать ровно. 2. И.П. – стоя у парты, ноги врозь, левую руку за голову, правую за спину. 1 – 3 пружинящие наклоны вправо, нажимая левой рукой на голову (выдох); 4 – сменить положение рук (вдох); 5 – 8 то же в другую сторону. Повторить 3 – 4 раз в каждую сторону в среднем темпе.  Ноги не сгибать. 3. И.П. – стоя со стороны парты, лицом к ней, руки на парте. 1 – 2 – присесть на носках, колени развести (выдох); 3 – 4 - И.П. Повторить 4 – 6 раз в медленном темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять.

Комплекс № 3

1. И.П. – сидя за партой, руки вперед, ладонями вниз. 1 – пальцы сжать в кулак; 2 – И.П. Выполнить до 6 – 8 сжатий и опустить руки. Повторить 4 – 6 раз в среднем темпе. Дышать произвольно. 2. И.П. – сидя за партой, голова опущена, руки за голову, пальцы сцеплены, локти опущены. 1 – 2-поднимая голову, развести локти и прогнуться (вдох); 3 – 4 расслабляя мышцы, вернуться И.П. (выдох). Повторить 4 – 6 раз. Отводя локти в стороны, лопатки свести.

Игровые физкультминутки, которые направлены на коррекцию координационных способностей

Игра «медведь». Учитель предлагает ученикам представить, как медленно ходит медведь, мешковато переступая с ноги на ногу; как бегает – быстренько и прямо передвигается вперед, (разрешить школьникам пробежать от своих парт к доске), как он ворчит.

Игра «Пианино». Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «раз и два» имитируется игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого до мизинца.

Игра «Комарики». Школьники выходят из-за парт, сначала звуками имитируют жужжание комара, затем движениями – его полет вокруг головы, рук, ног, ловят его аплодисментами. Например, «Комарик над головой». Дети плещут в ладони над головой. «Комарик у уха» и др.

Игра «Зайчик». Ученики приседают у своих парт. На слова учителя: «Серый зайчик сел и ждет, ловко ушками прядет», воспитанники, приложив кисти к ушам, то разгибают, то сгибают их. Затем ведущий предлагает «зайчикам» ножки погреть: Холодно зайчику стоять, Надо немножко поскакать Скок-скок, скок-скок, скок-скок. Надо немножко попрыгать, Попрыгав отдохнуть. «Зайчики» занимают место за партой.

 

Продолжение приложения А

Игра «Знаешь ли ты свой класс?». Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу: «Открыть глаза», вы увидите, правильно ли показали».

Игра «Качели». Стать прямо, ноги врозь, руки в поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» – на носки, «два» – на пятки. 10 раз).

Игра «Косарь». Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Возвращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз).

Игра «Потяни канат». Стать прямо, руки врозь, поднять руки вверх (вдохнуть воздух), делать такие движения, будто держишься за канат и тащишь его, чуть сгибая колени (выдыхать воздух), в счет 7-8. (Выполнять 3 раза).

Игра «Будь внимательным» (для отдыха мышц шеи и глаз). Школьников успокоить, посадить ровно, предложить руки положить на парту, закрыть глаза и под медленный счет сделать несколько оборотов головой: на «раз» - подбородок касается груди; на «два» - голова наклоняется вправо; на «три» - затылок повисла над спиной; на «четыре» - голова наклоняется налево. (Упражнение выполнять 3 – 4 раза). Открыть глаза, посмотреть на парту и соседа. По команде учителя перевести взгляд на стену, потом в окно, найти за окном предмет, расположенный как можно дальше. Ученики дают ответ на вопрос: «Какой предмет вы увидели?».

 

Танцевальные упражнения для утренней гигиенической гимнастики и физкультминуток, направленные на коррекцию нарушений координационных способностей

«Мы пойдем все справа» «мы пойдем все справа»- дети двигаются по кругу взявшись за руки «Раз-два-три»- трижды хлопают в ладоши «а тогда пойдем налево»- идут налево «Раз-два-три»- трижды хлопают в ладоши «но потом мы соберемся»- идут к центру круга «Раз-два-три»- трижды топают ногами «лишь потом разойдемся»- идут от центра «Раз-два-три»- тройной притоп «а тогда мы все присядем»- приседают «раз – два - три»- хлопки «а тогда мы дружно встанем»- встают «раз-два-три»- хлопки «А тогда мы потанцуем» - танцуют «раз-два-три» - хлопки «и еще немножко потанцуем» - танцуют «раз – два – три» - хлопки «а тогда мы вернемся» - возвращаются на месте «Раз-два-три» - хлопки «друг другу улыбнемся» - улыбаются «Раз-два-три» - хлопки.

Игра «Утка, утка, гусь». Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка. Гусь!». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи, соперничающие должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поздравить «Доброе утро, Добрый день, добрый вечер!», а потом снова броситься свободному месту. Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Поздравления реверансы должны выполняться четко и громко.

Игра «Дискотека». Дети становятся в круг, руководитель в центре. Звучит любая веселая танцевальная музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4 счета, а тот должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой (тот, на кого укажет руководитель). Главное условие – движения не должны повторятся! Педагог должен следить, чтобы все дети протанцевали, и хвалить за оригинальные движения (когда дети входят в азарт выдают и брейк, и восток, в общем все на что способны).

 

 

Продолжение приложения А

Игры на переменах для коррекции нарушений координационных способностей

Игра «Печатающая машинка». Цель: развитие словарного запаса. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнования»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Игра «Запретный цвет». Цель: развитие скорости двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур. Количество игроков - 6-8. Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес игроки должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Варианты: 1. Собрать только круги (цвет не имеет значения). 2. Собрать треугольники красного цвета. 3. Собрать как больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты. Методические указания: Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух перечисляя собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т. д.). Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновения детей друг с другом при сборке фигур.

Игра «Зеркало». Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Игроки свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задачи: Повторение одиночных движений вслед за ведущим. Игроки должны играть несколько движений в заданной последовательности. Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного. Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Игра «Поймай мяч». Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: один мяч среднего размера. Инструкция. Игроки располагаются по кругу. Ведущий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был ведущим. Методические указания: От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры. Если играют не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором повторяет его. Игроки могут свободно передвигаться по кругу.

Игра «Подними руку». Цель: развитие внимания. Количество игроков не ограничено. Инструкция. Игроки располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только водящий касается рукой одного из игроков, которые стоят рядом игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположены к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок слева - правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков. Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания, ведущим игроков.

 

 

Продолжение приложения А

Комплексы упражнений для домашнего задания

Комплекс № 1

1. И.П. – Стоя, руки на поясе. 1-2 - поднять правую ногу назад. Удерживать позу в течение 5-10 секунд. - И.П. То же левой ногой. Повторить стоя на полу с закрытыми глазами. Упражнение выполнять 8 раз. Методические указания. Выполнять с максимальной амплитудой. 2. Выполнить прыжок в длину толчком двумя ногами с места - 3 попытки. Определить максимальный результат. Задача: выполнить прыжок, равный половине максимального результата - 3 попытки. Корректировать по ходу выполнения. Упражнение выполнять 3 раза. Методические указания. Следить за техникой выполнения прыжка в длину.

Комплекс № 2

1. И.П. – Стоя, руки вдоль туловища. 1-2 поднять прямые руки вверх. 3-4 - отвести правую ногу назад. - И.П. То же левой ногой. Упражнение выполнять 12 раз. Методические указания. Выполнять с максимальной амплитудой. 2. И.П. – О.С. Выполнять повороты на носках на 90, 180, 360 градусов вправо и влево. То же с закрытыми глазами. Упражнение выполнять 6 раз. Методические указания. Следить за осанкой.

Комплекс № 3

1. Положить на пол лист бумаги. Ученик стоит на расстоянии трех прыжков от предмета, спиной к нему. По сигналу родителей выполняет поворот на 90 градусов и выполняет три прыжка толчком двумя ногами, так, чтобы последнее приземление было рядом с листом. Упражнение выполнять 10 раз. Методические указания. Следить за техникой выполнения прыжка в длину.

Комплекс № 4

1. И.П. – Упор присев. По сигналу родителей ученики в течение 30-40 секунд прыжками меняют положение с упора присев в упор лежа, подсчитывая количество повторений. Упражнение выполнять 2 раза. Методические указания. Темп средний. 2. И.П. – Стоя, руки вдоль туловища. 1-2 поднять прямые руки вверх. 3-4 - отвести правую ногу назад. - И.П. То же левой ногой. Упражнение выполнять 8 раз. Методические указания. Выполнять с максимальной амплитудой.

Комплекс № 5

1. «Фламинго». В. п.-стойка ноги вместе – 1-2 руки в стороны. 3-4 поднять левую ногу прямо назад, наклонить туловище вперед и задержаться на 10 секунд. То же самое с другой ногой. Упражнение выполнять 10 раз. Методические указания. С помощью рук удерживать баланс.

2. И.П. – Ноги врозь, руки опущены. На 1 – присест на одной ноге, другая выпрямлена параллельно полу; на 2 –И.П. На счет 3-4 то же самое только другой ногой. Упражнение выполнять 6 раз. Методические указания. Начальное выполнение упражнения осуществляется с незначительным сгибанием опорной ноги в коленном суставе и держанием за гимнастическую стенку, а дальше увеличивается присест без держания за опору.

1. И.П. – Присест широкая стойка, взяться руками за ступни ног. По команде учителя выполнять движение вперед. Упражнение выполнять в течение 30-40 секунд. Количество повторений 5 раз. Методические указания. Во время выполнения упражнения не наклонять туловище вперед, смотреть прямо и следить за дыханием. Также данное упражнение можно выполнять по направления влево, вправо и спиной вперед.

2. Выполнить прыжок в длину толчком двумя ногами с места - 3 попытки. Определить максимальный результат. Задача: выполнить прыжок, равный половине максимального результата - 3 попытки. Корректировать по ходу выполнения. Упражнение выполнять 5 раз. Методические указания. Следить за техникой выполнения прыжка в длину.

 

Продолжение приложения А

Комплекс № 7

1. И.П. – Упор присев. По сигналу родителей ученики в течение 30-40 секунд прыжками меняют положение с упора присев в упор лежа, подсчитывая количество повторений. Упражнение выполнять 2 раза. Методические указания. Темп средний. 2. «Фламинго».  В. п.-стойка ноги вместе – 1-2 руки в стороны. 3-4 поднять левую ногу прямо назад, наклонить туловище вперед и задержаться на 10 секунд. То же самое с другой ногой. Упражнение выполнять 10 раз. Методические указания. С помощью рук удерживать баланс.

Комплекс № 8

1. И.П. – сидя ноги врозь. 1 – наклон туловища к правой ноге; 2 – наклон туловища к середине; 3 – наклон туловища к левой ноге; 4 – И.П. Упражнение выполнить 8 раз. Методические указания. Упражнение выполнять в среднем темпе без чрезмерной статической нагрузки. 2. И.П. – сед на пятках, упор руками сзади. Выполнять медленные наклоны туловища назад, пытаться лечь спиной на пол. Упражнение выполнять 8 раз. Методические указания. Упражнение выполняется на гимнастических коврах для предупреждения травматизма.

 

Похожие работы на - ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР В КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!