Основные тенденции развития коммуникации в начале XXI века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные тенденции развития коммуникации в начале XXI века

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...……3

1. Основные тенденции развития коммуникации в начале XXI века.……...……4

2. Электронная коммуникация.Сущность, особенности и функции электронной коммуникации……………………………………………………………..………...5

3. Глобализация коммуникационных процессов в социуме.…………..……...….9

4. Место Интернета в системе средств современной социальной коммуникации………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….…14

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Но особенно большой интерес в наши дни вызывает электронная коммуникация, опирающаяся на новые технологии и предоставляющая пользователям поистине уникальные возможности для общения, обучения, исследования, ведения бизнеса. Главная особенность виртуального общения связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений - теми ролями, которые они на себя принимают.

Целью данной работы является рассмотрение основных тенденций развития коммуникации, раскрытие сущности понятия «электронная коммуникация»и определение места Интернета в социальной коммуникации.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

·   Определение основных тенденций развития коммуникации в начале XXI века;

·   Изучение сущности, особенностей и функций электронной коммуникации;

·   Раскрытие сущности глобализации коммуникационных процессов в социуме;

·   Определение места Интернета в системе средств современной социальной коммуникации.

При написании контрольной работы использовалась периодическая литература, а также данные Интернет.


 

1. Основные тенденции развития коммуникации в начале XXI века

 

На рубеже XX и XXI вв. наступил новый этап развития информационно-коммуникационных процессов — современные коммуникации в XXI веке изменили весь стиль современной жизни.

Среди основных тенденций развития коммуникации можно выделить следующие [5]:

1. Утрата чувства реальности.В эпоху главенства информации человек больше доверяет символам, поступающим извне, нежели своим органам чувств. Таким образом, общество утрачивает чувство реальности.

2. Глобализация и персонализация.Парадоксом современной эпохи является одновременное развитие двух противоположных процессов. Глобализация позволяет СМИ выйти за национальные пределы, приложения для автоматического перевода ломают языковой барьер и делают информацию доступной каждому. В то же время глобальная аудитория поделена на узкие сегменты по интересам, географии, демографическим характеристикам.

3. Роль индивида возрастает.Потребитель активно вовлекается в процесс коммуникации со СМИ и брендами. Аудитория становится мощным каналом продвижения.

4. Личность становится СМИ. В наше время благодаря социальным сетям, блогам, различным форумам каждый человек может высказывать свою точку зрения на относительно огромную аудиторию.

5. Размытие понятий интимного и публичного в медиа-пространстве.Блог-платформы и социальные сети балансируют на грани, смешивая публичное и интимное.

6. Инволюция пользовательской коммуникации.Инволюция (свертывание, сужение, редуцирование) – одно из видимых направлений развития коммуникации в информационном обществе. К ней относится смысловая деградация текста, активно осуществляемая с помощью процесса меметизации, т. е. использования мемов.

2. Электронная коммуникация. Сущность, особенности и функции электронной коммуникации.

 

Современные, телекоммуникационные технологии и, в первую очередь, — глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболее важных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающее воздействие на политическую, экономическую, общественную и социокультурную сферы [1, c. 27-28].

Благодаря новым виртуальным технологиям, было порождено киберпространство, которое разделило реальность на объективную и виртуальную.

Под «виртуальной реальностью» понимается реальность, которая отличается от действительного, материального мира, основой которой являются нематериальные понятия — мысли, образы и информация. Смысл виртуальной реальности состоит в ощущении присутствия в виртуальном мире[3].

 Электронная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [3].

Электронной коммуникации присущи следующие характеристики[2, c. 940]:

· опосредованность,

· дистантность;

· интерактивность;

· глобальный межкультурный характер;

· анонимность участников (в большинстве случаев);

· широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности;

· отсутствие статусной иерархии, неопределенность и неразвитость социальных норм (в том числе — правовых и нравственных);

· маргинализация коммуникационных процессов.

Функциями электронной коммуникации являются[2, c. 940]:

1. Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет — это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, передача и хранение информации;

2. Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени;

3. Репрезентативная функция — позволяет представлять результаты какой-либо своей работы и мыслительной деятельности;

4. Саморепрезентативная функция — дает возможность создавать свои личные профили, вести личный дневник, помещать там свои личные фотографии, комментарии, рассказывать о себе;

5. Аффективная функция — общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов.

Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей и занимает соответствующее место в иерархии функций.

Формы электронной коммуникации многообразны. Существует несколько классификаций, но наиболее популярной является классификация по степени интерактивности, согласно которой в киберпространстве существуют две основные формы коммуникации [2, c. 941]:

·   синхронная коммуникация, позволяющая обмениваться информацией в реальном времени. Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной. К ней относятся чаты, голосовые и видео конференции и т. п.

·   асинхронная коммуникация, позволяющая  передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К ней относятся электронная почта, веб-форумы, гостевые книги и т.п.

При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых сообщений, а визуальная и слуховая составляющие коммуникации в нем ограничены. Конечно, существует возможность сопровождать текст фотографиями или общаться по видеокамере, но все же большее количество информации поступает именно в текстовой форме. Невербальные средства общения в киберпространстве теряют свое значение. Однако следует отметить, что некое подобие невербального языка в Интернете все же есть: можно выражать свои чувства при помощи «смайликов» — определенным образом набранных сочетаний знаков препинания, которые соответствуют эмоциональным выражениям человека в реальной жизни.

Смайл, или смайлик  — упрощенное графическое изображение, или набор символов, используемых при общении в Интернете. Большинство из них представляют собой стилизованное изображение человеческого лица, переживающее различные эмоции. С их помощью можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость и т.п. [3].

Электронная коммуникация предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Несмотря на невозможность выражать эмоции, физическое отсутствие участников коммуникации в общении позволяет не только выражать чувства, но и успешно их скрывать или демонстрировать те чувства, которые человек не испытывает в данный момент. Являясь участником электронной коммуникации, любой пользователь имеет равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств. Хотя тот социальный статус, который имеет человек в реальном мире, в конечном счете, будет иметь воздействие на жизнь в киберпространстве, изначально всем пользователям предоставляются равные возможности. Кроме того, киберпространство создает возможность «растягивания» времени диалога.

По сравнению с взаимодействиями лицом к лицу, участники электронной коммуникации имеют больше времени для предоставления ответа. Географическое расстояние между участниками электронной коммуникации не имеет значения. Особенно этот фактор значим для людей, имеющих оригинальные, нестандартные интересы, в этом случае киберпространство позволяет найти единомышленников, объединится в группы по интересам. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ — групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества[1, c.22-23].

 

 

 

 

3. Глобализация коммуникационных процессов в социуме

 

Самую главную роль в глобализации коммуникационных процессов в социуме играет сеть Интернет. Глобальная информатизация развивается гораздо быстрее, при этом опережая теоретическое осмысление его последствий.

Интернет — это сеть, которая связывает между собой конкретные места с четко очерченными социальными, культурными, физическими и функциональными характеристиками. Некоторые из них — это коммутаторы, коммуникационные центры, играющие роль координаторов ради гладкого взаимодействия элементов, интегрированных в сети. На основе этих элементов  сеть обеспечивает коммуникационные возможности взаимодействия различных личностей, предоставление различных ресурсов и связи для передачи информации на различные расстояния [6].

Интернет стремительно разрастается и с каждым днем все больше и больше внедряется в различные сферы деятельности. Он реально влияет на повседневную жизнь: информационный обмен, средства массовой информации, электронную коммерциюи т.д.

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как глобальное средство коммуникации. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Миллионы людей каждый день используют Интернетдля различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта и социальные сети. К тому же во времена кризиса Интернетоказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить, к тому же Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации,но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобнойэлектронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды.

Интернет из отдельной страны выходит в мировое сообщество, поэтому проблемы, возникающие в этой стране, отражаются на обществе в целом. С развитием глобализации сеть испытывает различные изменения и приобретает новые формы существования, вырабатывает механизмы адаптации к кризисам и социальным потрясениям.

 

 

 

4. Место Интернета в системе средств современной социальной коммуникации

 

На сегодняшний день трудно представить жизнь современного человека без Интернета. Интернет помогает осуществлять общение, несмотря на то, что людей разделяют большие расстояния, получать самые свежие новости или информацию, которую другим способом получить не представляется возможным, вести собственный бизнес, получать дистанционное образование, а также увлекательно и с пользой проводить время. Современные информационные технологии предоставляют все новые возможности для международного сотрудничества и спектр таких ресурсов неизменно увеличивается.

Все это говорит о том, что интернет-коммуникации стали важным и неотъемлемым компонентом социальной активности современного человека. В Интернете, как виде коммуникативного пространства, осуществляется весь спектр человеческой активности, «основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность» [7].

Также чертой интернет-коммуникаций является активное вовлечение индивида в процесс производства и потребления масс-медийной продукции. Читатель/зритель/слушатель становится одновременно как потребителем, так и активным творцом информации[4, с. 453].

Среди особенностей интернет-коммуникации чаще всего выделяются следующие [4, с. 452]:

Высокая вербальная активность, которая вызвана фактически полным отсутствием коммуникационных барьеров;

Разообщенность, дискретность коммуникации. Интернет-коммуникация – это быстрая коммуникация, в ней зачастую отсутствуют аудиальная и визуальная составляющие, а индивиды, вовлеченные в нее,  совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты;

Специфический язык общения. Для участников интернет-общения характерна определенная раскрепощенность, человек в сети демонстрирует большую свободу высказываний (часто вплоть до использования нецензурной лексики и оскорблений). Это можно объяснить снижением социального и психологического риска в процессе коммуникации за счет возможности остаться анонимным (указываемые личные сведения, как правило, являются неполными, а зачастую даже ложными).

Эмоциональность как компонент общения. Испытывая потребность восполнить нехватку невербальной коммуникации, участники интернет-коммуникации зачастую используют в сообщениях, специфические элементы: слова и смайлики, обозначающие эмоции.

В настоящее время существует большое многообразие вариантов и способов общения в Интернете. К ним относятся: электронная почта, форумы, голосовые и видео конференции, чаты, сетевые игры и многое другое.

Коммуникация выполняет важную функцию в развитии личности на каждом жизненном этапе, но именно для молодых людей общение и межличностные отношения являются  центральным фактором их личностного становления. На сегодняшний день распространение новой сферы общения – виртуальной – привело к тому, что все большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседником.

Социальные сети помогают в создании собственного «идеального» образа, способствуют формированию такой «самопрезентации» перед виртуальным собеседником, которая будет соответствовать  кратковременным актуальным потребностям индивида. Социальные сети позволяют пользователям реализовать желание выглядеть в лучшем свете и преподнести себя наиболее выгодным образом.

В настоящее время Интернет создает особый характер интеграции общества, стирая расстояния и размывая границы между людьми. Интернет-коммуникации обладают такими особенностями, как вербальная активность, отсутствие норм и этикета общения, мозаичность коммуникации и ее эмоциональность. Анонимность в интернет-общении допускает возможность реализовать любое индивидуальное «Я», то есть позиционироваться в новом качестве, несвойственном привычным социальным ролям в обыденной жизни.

Коммуникация в социальных сетях на современном этапе является наиболее удобным средством общения. Такой вид коммуникации – это и способ получения поддержки, сочувствия и понимания со стороны совершенно незнакомых людей, что можно назвать своего рода психотерапевтической помощью. В отличие от подобного рода контактов в действительной жизни, общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с поставленной целью — рассмотрение основных тенденций развития коммуникации, раскрытие сущности понятия «электронная коммуникация» и определение места Интернета в социальной коммуникации, в контрольной работе были сделаны основные выводы:

1. Основными тенденциями развития коммуникации в начале XXI века являются: утрата чувства реальности; глобализация и персонализация, роль индивида возрастает; личность становится СМИ; размытие понятий интимного и публичного в медиа-пространстве; инволюция пользовательской коммуникации.

2. Электронная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами. Ее функциями являются:функция удовлетворения потребностей в информации; коммуникативная функция; репрезентативная функция; саморепрезентативная функция; аффективная функция.

3. Сущностьглобализации коммуникационных процессов в социуме заключаетсяв уничтожении расстояний между людьми, в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей, как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства.

4. На сегодняшний день трудно представить жизнь современного человека без Интернета. Интернет помогает осуществлять общение, несмотря на то, что людей разделяют большие расстояния, получать самые свежие новости или информацию, которую другим способом получить не представляется возможным, вести собственный бизнес, получать дистанционное образование, а также увлекательно и с пользой проводить время.

Все это говорит о том, что интернет-коммуникации стали важным и неотъемлемым компонентом социальной активности современного человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Авдеева И. А. Особенности виртуальной коммуникации и организации виртуальных сообществ в пространстве глобальной сети// Философия и общество. —2016.— №4(81). — С. 20-33.

2. Апетян М. К. Особенности виртуальной коммуникации // Молодой ученый. — 2015. — №3(83). — С. 939-941.

3. Колисниченко Д. Н. Англо-Русский толковый словарькомпьютерных терминов // СПб: Наука и техника.— 2009. — 3-е изд. — 288 с.

4. Чумакова В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. — 2013. — №3(50). — С. 451-453.

5. Массовая коммуникация: основные тенденции развития в эпоху Digital [Электронный ресурс].—  https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-osnovnye-tendentsii-razvitiya-v-epohu-digital (дата обращения: 03.05.2019).

6. Воздействие глобализации на коммуникации [Электронный ресурс].—https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-globalizatsii-na-kommunikatsii-1(дата обращения: 10.05.2019)

7. Коммуникативная деятельность в Интернете [Электронный ресурс].—http://hr-portal.ru/blog/kommunikativnaya-deyatelnost-v-internete (дата обращения: 10.05.2019)

 

Похожие работы на - Основные тенденции развития коммуникации в начале XXI века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!