Формирование стратегии региональной экспансии маркетплейсов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование стратегии региональной экспансии маркетплейсов

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Институт отраслевого менеджмента

Факультет рыночных технологий

 

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Образовательная программа «Цифровая трансформация в бизнесе»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине " Маркетплейсы и экосистемы"

на тему:

«Формирование стратегии региональной экспансии маркетплейсов»

 

 

Автор работы:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Симонова Татьяна Владимировна

Подпись____________________

 

Научный руководитель курсовой работы:

 

Подпись____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2022 г.

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-модели маркетплейс. 5

1.1 История становления и развития маркетплейсов. 5

1.2 Понятие и особенности функционирования маркетплейсов. 8

1.3 Классификация маркетплейсов. 12

Глава 2. Стратегии развития маркетплейсов. 17

2.1 Анализ российского рынка e-commerce 2020-2021 гг. 17

2.2 Тренды развития маркетплейсов. 20

2.3 Стратегии региональной экспансии маркетплейсов. 26

Заключение. 30

Список источников. 32

 

Введение

Современный ритейл характеризуется появлением электронных платформ, позволяющих осуществлять куплю-продажу товаров и услуг в сети с помощью электронных платежей и организации доставки. Эта характеристика наиболее точно описывает интернет-магазины. Однако на рынке электронной коммерции активно развиваются такие игроки как маркетплейсы. За последние несколько лет их доля на рынке стала составлять 62% относительно стандартных интернет-магазинов. Пандемия коронавируса стала мощным драйвером роста российского ритейла и позволила крупным маркетплейсам стать основными сервисами, которыми пользуются россияне для совершения обыденных покупок. Потребительское поведение сильно изменилось с 2020 года, и покупатели хотят получать наиболее удобный сервис по доступным условиям. Именно в данном направлении двигаются стратегические планы цифровых платформ российского ритейла.

Актуальность данного исследования заключается в том, что маркетплейсы являются самыми динамичными платформами с точки зрения развития. Привлекая большее количество продавцов и расширяя ассортимент, добавляя новые категории, им удается привлечь наиболее активную аудиторию для совершения покупок. Становясь частями крупных российских экосистем, маркетплейсы привлекают и их аудиторию, стимулируя их спрос выгодными условиями покупок. Реферальные программы и маркетинговые инструменты становятся основным конкурентным преимуществом после скорости доставки и широкого ассортимента продукции.

Цель работы заключается в изучении стратегий развития маркетплейсов в условиях современности с точки зрения регионального роста. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

·   Исследовать эволюцию появления маркетплейсов;

·   Провести анализ особенностей функционирования маркетплейсов;

·   Идентифицировать ключевые признаки классификации маркетплейсов и рассмотреть примеры;

·   Провести анализ динамики российского рынка электронной коммерции за 2020-2021 год;

·   Выявить актуальные тренды развития маркетплейсов;

·   Обосновать основные способы регионального развития маркетплейсов.

Объектом данного исследования является российский рынок электронной коммерции. В качестве предмета выступает региональное развитие маркетплейсов.

Среди используемых источников находится ряд научных трудов таких авторов, как Якубов М.С., Остервальдер А., Куликова О.М., Корешков В.А. Также при работе использовалось множество публикаций иностранных исследователей и экспертов в области электронной коммерции: J.Y. Bakos, W. Zheng, S. Wang, M.Rappa. Ряд статей из таких открытых источников, как vc.ruи retail.ru позволили проанализировать теоретические аспекты исследования с практической точки зрения. При анализе российского рынка электронной коммерции использовались официальные данные источника DataInsight.


 

Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-модели маркетплейс.

1.1 История становления и развития маркетплейсов.

Историческое начало известной и популярной бизнес-модели было связано с появлением классифайдов. На российском рынке эта модель называлась доской объявлений. Принцип работы заключается в том, что площадка помогает пользователю найти релевантное предложение на основании его запроса. Далее с помощью площадки пользователю предоставлялась возможность ознакомиться с контактами поставщика товара или услуги. Так, модель C2Cстала основоположником развития электронной коммерции. Однако важно отметить, что ключевое различие между привычными C2Cмаркетплейсами и первыми подобными платформами заключается в дальнейшей коммуникации. Взаимодействие поставщика с потребителем, договор о встрече и передача денег происходила в оффлайн пространстве. Появление первой электронной доски объявлений произошло в феврале 1978 года американскими приятелямиВардомКристенсом и Рэнди Сьюзом. После их публикации статьи о своей доске в компьютерном журнале BYTE данный формат стал набирать популярность, и через 2 года на территории США насчитывалось уже более тысячи электронных досок объявлений. [1]

Следующим этапом развития стало появление тематических маркетплейсов. Этому способствовала необходимость разделения объявлений по категориям для упрощения поиска. То есть, можно сделать вывод, что доски объявлений стали появляться в более узких нишах. Разделение объявлений на категории позволило улучшить предложение и обеспечивать немного лучший клиентский опыт. На этой этапе развития появились отзывы, профили пользователей с минимальным наполнением, проверка и сертификация поставщиков, а также онлайн-запрос на товар вместо прямых контактов поставщика. Тем не менее, несмотря на появление этого этапа, использование маркетплейса сводилось к поиску необходимого поставщика в той или иной области. Вся дальнейшая коммуникация продолжалась также вне платформы. Таким образом, на этом этапе клиент выступал в роли самостоятельного лица с рядом обязанностей: самостоятельный поиск, выбор, коммуникация и оффлайн-транзакция. Важно отметить, что именно в этот момент стали появляться сетевые эффекты от отзывов. То есть большее количество отзывов приносило больше запросов поставщику и наоборот.

Первым маркетплейсом в том виде, в котором сейчас принято считать маркетплейсы являлся американский Amazon. Создан он был ДжеффомБезосом. В 1994 году был зарегистрирован домен Amazon.com, а в качестве склада был использован гараж. Старт активности площадки начался с продажи книг. Таким образом, пользователи оставляли заявку на сайте, а менеджер перенаправлял ее в интернет-магазин. Amazonпринимал товар на склад и отправлял покупателем. Первой проданной книгой стала книга Дугласа Хофштадтера. В 1997 году маркетплейс вышел на IPO. По итогам 1998 года Amazon вошла в тройку крупнейших книжных ритейлеров в мире. Следующим шагом стало развитие ключевых направлений бизнеса – разработка издательства электронных книг и продажа медиа-контента. Следующий шаг привел к огромному количеству продавцов всех категорий. В российской истории первым маркетплейсом считается Ozon, который создавался по облику и подобию маркетплейса Безоса.[2]Старт активности также начался с книг, затем появились DVD-диски и ассортимент стал постепенно расширяться, привлекая все большее количество продавцов с товарами из самых разнообразных категорий. Далее на российском рынке стали появляться узкоотраслевые маркетплейсы, например, Wildberries, изначально стартовавший с fashion-сегмента.

Ввиду множества факторов западные рынки сильно отличаются от российского рынка электронной коммерции. Если на западных рынках есть неизменный лидер, зарекомендовавший себя по ходу десятков лет – Amazon, то на российском рынке последние несколько лет высокий уровень конкуренции между маркетплейсами. Опыт и экспертиза Amazonпозволили собрать в себе товары всех возможных категорий, привлекли продавцов даже самых узких отраслей. На отечественных же маркетплейсах представлены далеко не все категории. Запуск каждой новой происходит в тестовом формате и значительно уступает по объемам мировому гиганту. Стратегическая составляющая также несет немаловажную роль в разнице рынков и историческом развитии рынка электронной коммерции. В некоторых западных странах Amazonвыступает не в роли площадки для электронной коммерции, а полноценным поисковым источником.  Это значительно увеличивает конверсию внутри маркетплейса и обеспечивает дополнительный заработок на рекламных интеграциях. Российские маркетплейсы рано или поздно достигнут такого уровня развития по причине того, что всячески копируют модель Amazon. [3]

Нельзя не отметить, что пандемия коронавируса дала толчок для развития рынка электронной коммерции. Можно смело заявить, что 2020 год стал знаковым для российской интернет-торговли. Любой кризис дает возможности для развития тем или иным сегментам экономики. Этот случай стал таким именно для электронной коммерции. Существует множество мнений отраслевых экспертов на этот счет. Аналитики и эксперты KPMGпридерживаются мнения, что пандемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли. Их мнение основано на положительной динамике продаж, резком изменении потребительского поведения и интеграции новых логистических иIT-решений. [4]

Существует и несколько иное мнение по данному вопросу. GR-директор AliexpressРоссия заявил, что пандемия коронавируса ускорила неизбежный прогресс и не превращала рынок электронной коммерции в зону роста, ведь до пандемии также отмечался рост категории и рынка, в целом.

Мнения экспертов сходятся в том, что пандемия оказала существенное влияние на рынок электронной коммерции России. Исторически этот этап станет периодом, когда начали появляться новые игроки рынка, стала развиваться логистика и появились новые продукты доставки, а также начали развиваться категории товаров. Например, категория фармацевтических товаров, появление экспресс-доставки. Нельзя не отметить категорию e-grocery, которая стала отдельным рынком со своими участниками и приспособилась к изменяющимся потребностям потребителя в кратчайшие сроки, предоставив не только ассортимент, но и быструю доставку продуктов в крупных регионах.

После резкого роста рынок продолжает развиваться, и сейчас маркетплейсы имеют множество различных стратегий дальнейшего роста. Российские маркетплейсы всячески стараются привлекать новых потребителей, расширяя свои логистические мощности и региональное присутствие. Их цель – предоставить наилучший продукт доставки и наиболее широкий ассортимент с выгодными предложениями, опередив ключевых конкурентов.

 

1.2 Понятие и особенности функционирования маркетплейсов

Главными движущими силами мирового рынка электронной коммерции выступают интернет-магазины и маркетплейсы. Доля вторых в глобальном ритейле по итогам 2019 года составила 57% продаж. По итогам 2020 года этот показатель вырос на 5 процентных пунктов и составил 62%, увеличив долю маркетплейсов на рынке. [5]

Ввиду богатой истории и множества этапов развития определение данной бизнес-модели множество раз менялось. Отсутствие единого общепринятого определения дает возможность рассмотреть ряд различных мнении о стандартизации данного процесса. Первая попытка систематизации данной рыночной структуры была совершена в 1987 году. С тех пор мнения и итоги исследований расширились. Некоторые литературные источники придают единый смысл понятиям электронный рынок и электронный маркетплейс, используя их как взаимозаменяемые понятия. Однако их приверженность к одной области исследования не отменяет существенную разницу. Маркетплейс – это площадка, позволяющая продавцам и покупателям встречаться для купли-продажи товаров и услуг. Рынок – это механизм, регулирующий взаимоотношения покупателей и продавцов с помощью определения цен. Таким образом, можно сделать вывод, что маркетплейс – это участник рынка, но не сам рынок, что объясняет неверный факт взаимозаменяемости этих понятий.[6]

Важным этапом данного исследования является рассмотрение понятий маркетплейсов, которые были использованы различными экспертами в области электронной торговли и менялись по ходу развития и изменения этой бизнес-модели. Таблица 1 демонстрирует изменение понятия маркетплейс.

 

Таблица 1 – Развитие понятия «маркетплейс».

Автор

Год

Определение

J.Y. Bakos

1991

Межорганизационная информационная система, позволяющая покупателям и продавцам обмениваться информацией о ценах и предложениях товаров

N.P. Archer

2000

Виртуальная рыночная площадка, где покупатели и продавцы встречаются для обмена информацией о предложениях продукта и ценах, для переговоров и бизнес-транзакций

E. Christiansee

2002

Посредник, который использует ИТ-возможности и правила ведения бизнеса для стимулирования межорганизационных взаимоотношений в определенной индустрии

M. Grieger

2003

Уникальная виртуальная площадка, которая собирает многочисленных продавцов и покупателей на одной виртуальной рыночной площадке

R. Stockdale

2004

Межорганизационная информационная система, которая позволяет нескольким покупателям и продавцам, а также другим заинтересованным сторонам общаться и совершать сделки через динамическое центральное рыночное пространство, поддерживаемое дополнительными услугами

W. Zheng

2006

Виртуальный информационный посредник, встроенный в промышленную сеть и поддерживаемый телекоммуникациями, созданный, чтобы несколько покупателей и продавцов обменивались информацией и совершали транзакции

V. Choudhury

2015

Конкретное агентство или инфраструктура, позволяющая участникам встречаться и осуществлять рыночные транзакции, перенесенные на электронный носитель

О.М. Куликова

2020

Бизнес-модель, объединяющая продавцов и покупателей, совершающих сделки посредством онлайн-платформы, предлагающей широкий и глубокий ассортимент разных товарных категорий и комплекс услуг, с момента оформления заказа до его получения

Продолжение таблицы 1

Внимательно проанализировав данные понятия, удалось сделать вывод, что маркетплейс, как бизнес-модель, совершил длительный и полномасштабный процесс трансформации от информационной системы для обмена информацией. Споры об универсальном понятии данной бизнес-модели ведутся как на академическом, так и на бизнес-уровне. На мой взгляд, приход к единому мнению по данному вопросы всеми участниками дискуссии невозможен ввиду наличия разнообразия представителей данной бизнес-модели. Создание и развитие новой особенности в рамках маркетплейса позволяет получить компании конкурентное преимущество на рынке. В данном случае стандартизации и принятие единого понятия кажется бессмысленным.

Авторы вышеуказанных понятий схожи во мнении, что электронный маркетплейс собирает на одной площадке множество продавцов и покупателей. Это является ключевым признаком данной бизнес-модели. Наличие одного продавца или одного покупателя меняет эту модель на интернет-магазин и электронную закупочную систему, соответственно.

Важно отметить, что часто происходит неверное понимание под маркетплейсом прайс-агрегаторов. Их сходство заключается в том, что они являются цифровыми платформами, однако по типу услуг, сервисов и модели они отличаются. Вместе с активным развитием Интернета получило импульс быстрое распространение информации, в том числе, которая касается уровня цен. Широкий выбор сайтов-агрегаторов цен позволяет покупателю за считанные минуты найти более выгодное предложение среди множества опций. Эти сайты на своих площадках аккумулируют различные товарные и ценовые предложения. Отличие от маркетплейса становится очевидно на следующей этапе клиентского пути – осуществление транзакции. При поиске предложения на сайте-агрегаторе,  транзакция осуществляется не на базе этого сайта, а, как правило, на сайте продавца. Таким образом, сайты-агрегаторы выполняют лишь коммуникативную функцию, что является ключевым их отличие от маркетплейсов.

Относительно данной темы на российском рынке существует интересный кейс. Бренд Яндекс.Маркет многие годы был известен возможностью сравнивания цен на своей площадке. Также на этом сайте можно было сравнить необходимые товары по интересующим характеристикам, после чего перейти на сайт продавца и оформить заказ. Одновременно с этим Яндекс совместно со Сбером стал активно развивать платформу для электронной коммерции под названием Беру. В конце 2020 года Яндекс выкупил долю Сбераиз Беру и самостоятельно организовал маркетплейс под названием Яндекс.Маркет, упразднив ранний агрегатор-цен. Таким образом, Яндекс.Маркет пережил трансформацию от агрегатора предложений для полноценного маркетплейса.

Существует несколько каналов дистрибуции в Интернете. Важно понять в каких из них присутствует маркетплейс, а также выявить его место в каждом из них. Канал дистрибуции – это структура, объединяющая внутренние сбытовые и маркетинговые подразделения.

 

1.3 Классификация маркетплейсов

 

Не менее важным этапом исследования является изучение маркетплейса, как бизнес-модели. Это необходимо для получения понимания того, как внутри такой площадки достигается согласованность между мотивами участия продавцов и покупателей. Также это способно помочь выявить и формализовать ключевые бизнес-процессы компании.

В простом определении бизнес-модель – это способ реализации бизнеса, который обеспечивает предприятию доход и прибыль. То есть бизнес-модель дает формальное отражение процесса зарабатывания денег, детально определяет ее диспозицию и роль в цепи создания стоимости.[7]

Согласно труду А. Остервальда и Ив Пинье бизнес-модель интерпретирует то, как предприятие создает, транспортирует и реализовывает свою ценность.[8]

В данном исследовании сделан акцент на 3 ключевых элементах бизнес-модели:

·   Ценностное предложение – полезность, извлекаемая клиентом из информации, продукта или услуги, полученных от маркетплейса;

·   Процесс создания или добавления ценности – трансформация маркетплейсом менее ценных ресурсов в более ценные предложения клиентам;

·   Присвоение ценности – способы возврата выручки в компанию.

 

В рамках типологии бизнес-процессов специалисты выделяют 4 типа маркетплейсов. Однако следует понимать, что данная классификация условна, и большинство современных маркетплейсов в своем бизнесе не опираются на единый формат работы, постоянно расширяясь, меняя свою бизнес-модель под постоянно меняющиеся запросы потребителей. Исходя из этого можно сделать вывод, что на рынке электронной коммерции преобладают смешанные бизнес-модели маркетплейсов. Согласно исследованиям Байкальского государственного университета, проведенного в 2021 году, можно выделить следующие типы бизнес-моделей на российском рынке электронной коммерции:

·   Модель коммуникатора;

Ценностное предложение представляет собой стимулирование коммуникации в результате быстрой передачи информации и доступа к большему ее объему при меньших издержках. Предоставление контента о покупках, возможности ведения переговоров, информация о продуктах и поставщиках – все это позволяет добавить ценность. Выручка, в данном случае, получается за счет комиссий за размещение рекламы и объявлений или получение ценных товарных данных. [9]

·   Модель посредника в транзакциях;

В данной модели растет ценность автоматизации бизнес-процессов для оптимизации издержек. Добавленная ценность появляется с помощь/ возможности сравнения товаров и цен в них, возможности проведения онлайн-платежей. Выручкагенерируетсяскомиссиистранзакции. [10]

·   Модель координатора цепочки доставки ценностей;

Ценностным предложением является координация рынка в роли посредника в цепочке доставки ценности. Отбор продавцов и покупателей, персональные предложения, страхование сделок и аналитика продаж являются способом добавления ценности. При помощи оплаты подписки и комиссий за дополнительные услуги формируется выручка.

·   Модель сотрудничества между фирмами.

Интеграция фирм и оптимизация процессов являются основными компонентами ценности. Это позволяет снизить общие затраты при повышении скорости реагирования на изменение рынка. Формирование общей сети, наличие индивидуального ценообразования, открытая информация о запасах и совместный маркетинг способны добавлять ценность. Выручка генерируется при помощи оплаты за подписку и участие, а также спонсорства. [11]

Также существует классификация маркетплейсов по типам участников. Модель B2Cрассматривает непосредственное вовлечение бизнеса и неравноправные отношения сторон. В данном случае регулирование отношений на площадке происходит, как правило, при помощи публичной оферты. Яркими примерами такой модели являются AliexpressРоссия, Airbnb, Юлмарт и другие компании. B2Bмодель отличается от вышерассмотренного примера наличием равноправных отношений сторон. В данном случае они являются формальными и регулируются через договора. Например, компании Alibaba.com, Tiu.ruи Сделки.ру работают именно по такой модели. Модель C2Cс исторической точки зрения является основоположником маркетплейсов, начав свое развитие с доски объявлений. Модель C2Cрегулирует отношения между физическими лицами, обеспечивая их возможностями для проведения безопасных и комфортных сделок. Всем известными примерами такой модели являются Avito, HeadHunterи EBay.

Помимо указанных классификаций также используется классификация по тематике маркетплейсов. Однако, в процессе исследования удалось сделать вывод, что крупные игроки на рынке электронной коммерции придерживаются стратегии предоставления всех возможных сервисов и услуг на единой электронной платформе. Все еще продолжают выделять продуктовые маркетплейсы, сервисные, информационные, инвестиционные и краудфандинговые платформы.

Выводы по главе 1

По итогам первой части исследования удалось сделать ряд выводов о бизнес-модели маркетплейс. Исторически доски объявлений прошли через комплексный процесс своей трансформации, достигнув того уровня развития, который мы видим сейчас. На данный момент можно выделить 2 группы маркетплейсов – универсальные и тематические. Каждая из этих групп преследует свои стратегические цели и развивается по-своему. Несмотря на это, все они объединены наличием множества покупателей и продавцов. Ключевыми бизнес-моделями рынка e-commerceявляются B2B, B2C, на которые приходится большая часть онлайн-транзакций. [12]

Данная бизнес-модель значительно превосходит традиционные интернет-магазины по своему обороту и продолжает стремительно расти и развиваться. Имея достойный пример в лице Amazon, российские платформы активно внедряют опыт зарубежных коллег, основываясь на региональных особенностях страны и культуры.

Основная ценность, которая прослеживается во всех типах маркетплейсов заключается в наличии большого объема данных – о товарах, продавцах, способах совершения сделок. Формируя и постепенно увеличивая свою ценность, маркетплейсы становятся ключевым каналом продаж для многих продавцов. Стремительный и резкий рост рынка электронной коммерции за последние 2 года изменил отношение потребителей к покупкам. Потребности покупателей продолжают расти, заставляя маркетплейсы соответствовать их ожиданиям. Таким образом, потребители стимулируют платформы увеличивать свою ценность, чтобы оставаться конкурентоспособными.

 

 

 

 

 

Глава 2. Стратегии развития маркетплейсов

2.1 Анализ российского рынка e-commerce2020-2021 гг.

Согласно данным DataInsightобъем рынка электронной коммерции в России по итогам 2021 года составил 4,1 трлн руб, что на 52% выше показателя 2020 года. При этом было совершено около 1 700 миллиона заказов (+104% к 2020 году). При этом средний чек упал на 26% и составил 2 400 рублей. Важно рассмотреть данные цифры в разрезе сегментов рынка. Одним из ключевых сегментов являются крупные универсальные маркетплейсы. Данный сегмент включает в себя площадки с оборотом более 20 млрд руб в год, на которых представлены большинство категорий, и у которых не менее четверти продаж осуществлено по модели маркетплейса. По итогам 2021 года такими площадками в России являются Wildberries, Ozon, AliexpressРоссия, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет (ранее – Goods.ru). Объем этих компаний в сумме по итогам 2021 года составил 1,5 трлн рублей (+111%). Средний чек также сократился до 1 420 рублей. При этом количество заказов выросло на 156% и достигло 1 055 млн штук. Не менее важным сегментов выступает e-grocery – специализированные интернет-магазины и службы доставки продуктов питания, без учета несрочной доставки продуктов питания через универсальные и мультикатегорийные интернет-магазины и маркетплейсы.[13]

Розничный онлайн-экспорт в России является стратегически важной частью российской электронной коммерции. DataInsightсовместно с eBay провели аналитику, и выяснилось, что объем рынка вырос на 31%. Важно отметить, что данный рынок оценивается в долларах, и показатель по итогам 2021 года составил 1,5 млрд долларов, что по актуальному расчетному курсу эквивалентно 110 млрд руб. Количество отправлений выросла на 86% до 51 млн штук. Под розничным онлайн-экспортом принято понимать зарубежные заказы российских интернет-магазинов. Каналами продаж выступают как сайт интернет-магазинов, так и социальные сети и представительства в доменах других стран.

Также при участии аналитиков Avito удалось оценить объем онлайн-заказов услуг. Анализируемым периодом выступает октябрь 2020 года – октябрь 2021 года. За этот период было совершено покупок на 2,5 трлн руб. На одного заказчика, в среднем, приходилось 36 тыс руб.

Если посмотреть на российский рынок электронной коммерции с мировой точки зрения, то доля интернет-торговли составляет 3,4% в ВВП. По итогам 2020 года индекс готовности экономики поддержать онлайн-покупки ЮНКТАД составляет располагается на 41 месте в мире. [14]

На рисунке 1 изображена структура российского рынка интернет-торговли по итогам 2021 года. Важно обратить внимание, что растет доля крупных универсальных маркетплейсов и именно на их долю приходится большее количество заказов.

Рисунок 1 – Структура рынка e-commerceРоссии, 2021 год, DataInsight

На российском рынке отмечаются рекордные темпы роста количества заказов через универсальные маркетплейсы. Динамика количества заказов отображена на рисунке 2 и демонстрируется стремительное увеличение маркетплейсов и сокращается доля растущих интернет-магазинов.

Рисунок 2 – Динамика количества заказов на маркетплейсах, 2018 – 2021 гг., DataInsight

Среди крупных российских маркетплейсов наблюдается следующая тенденция: Яндекс.Маркетзанимает лидирующую позицию по темпам роста, в то время как Wildberriesдемонстрируется лидерство по росту объема продаж в абсолютных значениях. Исходя из рисунка 3, становится ясно, что имея наименьшие темпы роста, Wildberriesзначительно превосходит конкурентов по объему продаж. В то же время, Яндекс.Маркет, будучи молодым, но быстро растущим маркетплейсом значительно отстает от лидеров рынка – Ozonи Wildberries. Долгое присутствие на российском рынке, хорошо узнаваемый бренд и грамотная стратегия развития позволяет конкурентам увеличивать свои доли на рынке, не позволяя «новичкам» удерживать долю. [15]

Рисунок 3 – Показатели роста объема продаж крупных российских маркетплейсов, DataInsight

В ходе анализа активности российских покупателей на крупных маркетплейсах удалось сделать выводы о наиболее популярных категориях в рамках каждого из них. Согласно мнению покупателей и продажам товаров той или иной категории, наиболее популярные категории Wildberries–одежда и обувь для взрослых, косметика и парфюмерия, детские товары. На Ozonнаиболее активно покупают товары для дома и дачи, товары категории CEHAC и косметику. Продукты питания потребители предпочитают покупать на Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет, в то время как лидером категории CEHACвыступает Aliexpress.

Одной из характерных тенденций, полученной в ходе анализа стало стремительное уменьшение суммы среднего чека. Эксперты отрасли связывают данный факт с несколькими факторами:

·   Снижение стоимости доставки товаров на ряде площадок

·   Появление площадок, предлагающих бесплатную доставку как всем клиентам, так и пользователям реферальных программ

·   Рост сегментов с низким средним чеком, таких как e-grocery, ePharma

·   Изменение отношения к онлайн-заказам, как к повседневному действию[16]

2.2 Тренды развития маркетплейсов

Рынок электронной коммерции в России активен уже многие годы. В 2020 году рынок стремительно начал расти, развиваясь семимильными шагами. Запросы потребителей стали расти и приносить большие возможности для развития новых маркетплейсов. За это время на рынке сформировались актуальные тенденции, диктующие векторы развития рынка. Появление модели D2C стало активно наблюдаться в конце 2021 года.[17] Эта модель подразумевает продажу конечному потребителю без каких-либо посредников и дилеров. Данный тренд основан на понимании производителей, что набирает обороты прямая борьба за покупателя без посредников. Сейчас данный тренд в России лишь набирается обороты – производители перенимают опыт ритейла. Активный рост данной модели может стать риском для тех, кто занимался перепродажей товаров чужих брендов, так как производители начинают самостоятельное развитие электронной коммерции. Таким образом, из цепочек дистрибуции постепенно выпадают ритейлеры и дистрибьюторы. Маркетплейсы становятся основным связующим звеном между производителем и конечным покупателем, так как бренды настраивают собственные витрины на маркетплейсах. [18] Электронная коммерция аккумулирует все звенья цепочки дистрибуции со всеми ее участниками, так как в нее заложена необходимость соблюдения принципов стандартизации, автоматизации бизнес-процессов. В итоге это дает качественный уровень информации, снижая затраты ее участников.[19]

Еще один тренд, который наблюдается на рынке – сужение ниши. Ритейлеры стали осознавать преимущества специализации на конкретной категории, и в ближайшее время большее количество интернет-магазинов будут становиться нишевыми. Появление тренда основано на том, что потребитель относится к онлайн-шоппингу осознанно и приходит не только за конкретной покупкой, но и за знаниями. Нишевые магазины и интернет-платформы способны дать более развернутую информации об услуге или товаре, владея большей информацией о тонкостях и специфике той или иной отрасли. Благодаря данному тренду проще поддерживать качество ассортимента, маркетинговое продвижение более выгодно, появляется больше возможностей для обеспечения хорошего покупательского опыта, а также это позволяет внедрить большую персонализацию, предварительно тщательно проанализировав аудиторию. Также, с точки зрения конкуренции, в узкой нише гораздо проще занять лидирующую позицию. Важно обратить внимание, что всегда появляются факторы, влияющие на рост электронной коммерции свыше прогнозных темпов. Эти факторы способны ограничивать привычную оффлайн-торговлю, а данный тренд способствует максимальному сходству онлайн и оффлайн торговли.[20]

Омниканальность не является новым трендом на рынке, однако пандемия стала катализатором для ее развития. Многие пользователи перед покупкой изучают сайты, социальные сети, описания в различных интернет-магазинах, а затем покупают оффлайн. Многие, наоборот, получают всю необходимую информацию о товаре в режиме оффлайн, затем совершая его онлайн-покупку. Предоставление аудитории наибольшее количество точек соприкосновения с брендом способно не только увеличить узнаваемость бренда повысить уровень лояльности к нему, но и стимулировать покупателя совершить покупку именно у него. Объединение разных каналов продаж и коммуникации способно создать единую систему для непрерывного покупательского опыта.

На рынке активно развивается феномен социальной коммерции. Это связано не только с тем, что пользователей перенаправляют в интернет-магазин из социальных сетей. Сейчас активно распространяются продажи непосредственно на таких площадках, как Facebook, TikTok, Youtube, Instagram. Это значительно упрощает клиентский путь и позволяет пользователю совершить покупку во время просмотра ролика или поста. На данный момент существуют следующие опции для данных действий:

·   Facebook Shops

·   Перевод клиента из WhatsApp в каталог с помощью кнопки «Магазин»

·   Теги товаров во Вконтакте

В связи с ростом подобной активности Youtubeплавно трансформируется в полноценную торговую площадку. В то же время TikTokактивно тестирует добавление ссылок на товары в профили и видео.

Динамичное развитие и растущая популярность s-commerceопределяется рядом исследователей, как третья революция маркетинговых коммуникаций, которая дает больше возможностей для прямого свободного общения продавца и целевой аудитории. Согласно исследованиям Т. Лайандж, Д. Эдельман, социальные сети позволяют потребителям взаимодействовать с брендами совершенно новыми способами. Поэтому наблюдается рост активности брендов в социальных сетях с целью установления долгосрочных отношений с аудиторией и привлечения внимания к товарам. [21][22]

Зерокодинг является не таким очевидным трендом с точки зрения потребителя, но для индустрии данный подход является иннновационным и трансформационным. С помощью зерокодинга появляется возможность запустить интернет-магазин без программирования, что обеспечивает упрощение входа в e-commerce, в целом. Один из наиболее ярких примеров – Tilda. Этот ресурс с помощью шаблонов позволяет любому пользователю сети создать свой веб-ресурс для дальнейшей продажи товаров. Такие инструменты, как Adalo, Glideдают возможность создать собственное мобильное приложение. Аналогичные инструменты существуют для создания и работы с базами данных, создания собственных интернет-магазинов и чат-ботов. С помощью зерокодинга проводится множество процессов в рамках продуктовой аналитики – создание MVP и тестирование гипотез. [23]

Искусственный интеллект уже долгое время является трендом в рамках большинства индустрий и рынков. Его возможности позволяют автоматизировать многие механические функции и персонализировать предложения. В рамках развития маркетплейсов они способны предлагать клиентам индивидуальные персонализированные предложения на основе истории посещений, покупок и поведения на сайте. Именно благодаря персонализации удается создавать хороший клиентский опыт и удерживать клиентов. Ожидается, что благодаря внедрению IT-решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в различные отрасли экономики, в том числе, электронная коммерция, рост мировой экономики в 2024 году составит не менее 1 трлн долларов США.[24]

ESG-повестка уже на протяжении многих лет является стратегически важным элементом в стратегии большинства компаний.Клиенты, сотрудники, акционеры, кредиторы, рейтинговые агентства и регуляторы требуют учет повестки. Организации, не воспринимающие ESGвсерьез, рискуют потерять клиентов, сотрудников и возможное финансирование. [25]Данный фактор имеет влиянии при принятии решении о покупке для 38% потребителей в России. Адаптация под данный тренд возможна с помощью ряда действий и инициатив:

·   Анализ материалов и процесса производства на предмет безопасности для окружающей среды;

·   Использование экологически чистого сырья и упаковки, сокращение отходов;

·   Проведение анализа конкурентов на предмет развития и использования эко-преимуществ;

·   Проведение анализа потребителей на предмет приверженности и отношения к повестке сохранения экологии;

·   Формулировка экологических принципов бренда и выстраивание философии компании с привязкой к повестке;

·   Оказание поддержки и кооперация со специализированными брендами, фондами и организациями в области защиты среды.

Взаимодействие всех участников рынка электронной коммерции по вопросам ESG-повестки можно назвать одним из ключевых факторов устойчивого развития, позволяющее учитывать изменяющиеся требования в компонентах ответственности и обеспечивающее долгосрочную устойчивость. [26]

Малый и средний бизнес постепенно становятся фокусными с точки зрения потребителей. Появляется интерес к уникальным товарам, желание поддерживать местных производителей и получать хороший персонализированный сервис.[27] Данная тенденция в России впервые начала появляться во время начала пандемии коронавируса. Ввиду сложностей в современной геополитической ситуации многие локальные и местные производители особенно активно расширяют свое производство, постепенно увеличивая количество регионов присутствия. Данный процесс значительно упрощается для производителя при использовании маркетплейсов, как основных каналов продаж. Привязка к определенного региону делает бренд ближе к покупателю и повышает его лояльность.

Эти и многие другие тренды формируют будущее рынка электронной коммерции на ближайшее время. Для полного соответствия ожиданиям потребителей маркетплейсы стараются одновременно развивать несколько областей своей деятельности, чтобы удовлетворять все возможные запросы потребителей и иметь конкурентные преимущества. В ходе исследования удалось сделать вывод, что данные тренды выступают в ролик катализатора трансформации бизнеса. Маркетплейсы, как ключевые участники рынка электронной коммерции, должны всячески развиваться и соответствовать актуальным тенденциям, чтобы удерживать свою долю на рынке относительно традиционных интернет-магазинов.

 

2.3 Стратегии региональной экспансии маркетплейсов

Крупные маркетплейсы функционируют на территории всей страны, а некоторые активно расширяют свое присутствие в зарубежных странах. Однако региональное усиление сделать повсеместным пока не удалось никому на российском рынке. Большинство маркетплейсов сфокусированы на увеличении ассортимента, расширении товарных категорий. Лишь в некоторых крупных регионах, таких как Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, наблюдается значительное присутствие крупных маркетплейсов. Региональная экспансия достигается за счет расширения возможностей и улучшения условий предоставления сервиса. Наиболее яркий пример такого регионального усиления – экспресс-доставка. В сегменте e-groceryэкспресс-доставка продуктов осуществляется во всех городах и регионах присутствия. В ситуации крупных универсальный маркетплейсов это та модель, к которой все сейчас активно стремятся.

Проникновение маркетплейсов в регионы осуществляется разными методами, среди которых: сделки M&A, органический способ, применением франчайзинговых технологий развития бизнеса[28] и даже примыкание к крупным экосистемам. Наиболее яркий пример франчайзинговых технологий – франшиза на открытие ПВЗ Wildberries. Успешное примыкание к крупной экосистеме удалось совершить Goods.ru, когда экосистема Сбер выкупила бизнес и провела ребрендинг. Так этот маркетплейс стал СберМегаМаркетом.

Увеличение покупателей в сегменте онлайн-шоппинга заставило бизнес ускорять свое развитие. Маркетплейсы используются как выгодная и удобная площадка для приобретения всех необходимых товаров и услуг в одном месте. За последнее время все большее количество пользователей выбирают скорость доставки, как ключевой аргументы в пользу покупке на той или иной площадке. Согласно исследованию DataInsightо покупках россиян на маркетплейсах, больше всего пользователей довольно сроками доставки Wildberriesи Ozon. Доля довольных этими площадками покупателей составляет 96-97%. Для Яндекс.Маркет данный показатель составляет 94%, у СберМегаМаркет – 96%. В случае с Aliexpress, данный показатель не превышает 80%. 46% россиян считают скорость доставки значимым критерием при покупке товаров. Рисунок 4 демонстрирует удовлетворенность покупателей сроками доставки крупных маркетплейсов в 2020 и 2021 годах. В данном онлайн-опросе принимало участие 3000 онлайн-покупателей. [29]Исходя из динамики можно заметить, что по итогам 2021 года большее количество людей стали удовлетворять сроки доставки Aliexpress. Это связано с активным привлечением локальных продавцов, что ускорило процесс доставки по территории России. В то же время доля покупателей, довольных сроками доставки Wildberriesсократилась. Данный факт связан с тем, что другие конкуренты в 2021 году стали активно развивать свою систему доставки, предлагая экспресс-доставку и доставку по клику.

Рисунок 4 – Удовлетворенность покупателей маркетплейсов сроками доставки, DataInsight

Открытие и развитие бизнеса или продукта в определенном регионе подразумевает анализ экономики региона, как интегрального выражения всех имеющихся ресурсов и возможностей, позитивных и негативных факторов, а также тенденции развития в их ретроспективе. Важно определить конкурентоспособность территории, как целого, единого хозяйствующего субъекта в условиях развития рыночных отношений.[30]Региональная экспансия – это сложносоставной процесс, имеющий свои параметры входа и выхода.

С выходом маркетплейса или его продукта в новый регион, возрастает организационная сложность компании. С одной стороны, компания должна увеличивать свою эффективность, для чего необходима централизация принятия решений, экономия средств компании и стандартизация технологий. С другой стороны, для лучшего удовлетворения спроса на региональном рынке и быстрого освоения территории с учетом региональных особенностей появляется необходимость децентрализации.[31]

Модель региональной экспансии выглядит следующим образом:

1. Аналитика – исследование рыночных условий, внутренних и внешних рынков, активности конкурентов, определение конкурентных преимуществ.

2. Производство –привлечение локальных продавцов и производителей для работы по модели экспресс-доставки, найм курьеров.

3. Распределение – организация дарк-сторов, складских помещений для обеспечения экспресс-доставки.

4. Управление – тактическое и стратегическое планирование, рекламная и маркетинговая кампания.

Основы территориального маркетинга необходимы в случае региональной экспансии маркетплейсов. Для продвижения товаров и услуг, привлечения большего количество новых пользователей необходимо эффективно выстроить коммуникацию с населением и доступно рассказать о продукте и бренде. В данном случае рекомендуется использовать региональные оффлайн-медиа, такие как наружная и индор реклама, радио, региональное телевидение и спонсорство. Важный тип медиа для увеличения количества новых пользователей – неэфирное телевидение. Такжев крупных городах стоит задействовать метрополитен и все возможные каналы коммуникации (например, Wi-Fi в метро, реклама в вагонах и в вестибюлях, медиа щиты) в нем для эффективного построения знания.

Важным элементом региональной экспансии является активный рост фармакологической категории на маркетплейсах. Организовав экспресс-доставку безрецептурных лекарств в широком ассортименте, маркетплейс может получить значительное конкурентное преимущество.

Обязательным этапом экспансии является учет региональных и культурных особенностей. К ним относятся погодные условия, особенности языка, отраслевые рынки. Некорректная стратегия развития, с точки зрения особенностей региона, способна не дать вырасти бизнесу.

 

Выводы по главе 2

 

По итогам второй части анализа стало понятно, что маркетплейсы являются ключевым участником рынка электронной коммерции в России. Появление и развитие трендов способствует трансформации данной бизнес-модели. В рамках этого бизнеса возможны различные виды региональной экспансии. Однако при этом важно учитывать все возможные региональные особенности, способные препятствовать эффективной экспансии. Проработка комплексной стратегии необходима перед выходом компании или ее продукта в новый регион на самом первом этапе. Использование опыта экспансии в другой регион может привести к возникновению барьеров, которые впоследствии могут привести к отсутствию экономического результата экспансии. Локальные продавцы и производители – важный момент для проработки, ведь внутри каждого региона существуют свои отраслевые ниши, на которые ориентируется продавец.

 

Заключение

В ходе проведенного исследования удалось тщательно проанализировать бизнес-модель маркетплейс, а также рассмотреть особенности функционирования данной модели. Благодаря исследованиям DataInsightполучилось провести глубинное исследование рынка электронной коммерции в России. Данный анализ показал, что доля маркетплейсов на российском рынке электронной коммерции превосходит долю стандартных интернет-магазинов. Более того, доля маркетплейсов продолжает стремительно расти.

Глубинное изучение актуальных трендов на рынке электронной коммерции относительно универсальных маркетплейсов и интернет-магазинов позволило оценить уровень развития отрасли и сделать выводы о дальнейших шагах развития крупных компаний на российском рынке.

Ознакомившись с мнениями отраслевых экспертов о влиянии пандемии коронавируса на развитии электронной коммерции в России, удалось понять, что это напрямую повлияло на скорость развития рынка с целью удовлетворения всех потребительских потребностей.

В ходе данного исследования удалось достичь поставленной цели, выполнив все указанные задачи. Это позволило получить не поверхностные знания и выводы по теме исследования. Региональная экспансия маркетплейсов является актуальным вопросом. Далеко не все платформы имеют влияние в регионах. Обеспечение комфортных условий доставки и широко ассортимента требует разработки комплексной стратегии с точки зрения территориального маркетинга.

При проведении данного исследования была поставлена цель для проведения диссертационного исследования. Она заключается в анализе регионов России для экспансии маркетплейсов с экспресс-доставкой. Для достижения этой цели потребуется выполнение ряда задач: анализ экономической деятельности выбранного региона, проведение анализа конкурентов, выявление культурных и региональных особенностей выбранных субъектов, составление портрета ЦА, анализ каналов коммуникации. Необходимо проверить гипотезу: стратегия региональной экспансии маркетплейсов не может быть универсальной для всех регионов. Основными методами исследования будут являться: изучение официальных открытых источников, сбор и анализ существующей информации о региональной экспансии маркетплейса Яндекс.Маркет, проведение фокус-группы и опроса. Научная новизна данного исследования будет заключаться в возможности формирования системы для разработки стратегии выхода в новый регион для развивающейся бизнес-модели маркетплейс. Объектом исследования будет выступать бизнес-модель маркетплейс. Предмет исследования – экспресс-доставка товаров и услуг.

 

 

Список источников

1. Бородин В.А. Перспективы развития электронной торговли (на примере России и Китая). Экономика и управление: проблемы и решения. 2016; (11): 125-127.

2. Бочкова Е.В. Анализ рынка интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования. Вестник ИрГТУ. 2014; (10): 225-229

3. ЕргуноваО.Т. ;Маркетинг территории М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 136 с.

4. Зайнетдинов Э. 30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за искусственного интеллекта, с. 7.

5. ИвановаЕ. Важнейшие тренды eCommerce в 2019 году. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: https://new-retail.ru/ business/e_commerce/vazhneyshie_trendy_ecommerce_v_2019_godu4695/.

6. Корешков В. А. Региональная экспансия ритейла в России как фактор формирования в нем сложных органиазционных структур // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-ekspansiya-riteyla-v-rossii-kak-faktor-formirovaniya-v-nem-slozhnyh-organiaztsionnyh-struktur (дата обращения: 30.05.2022).

7. Куликова О.М. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли / О.М. Куликова, С.Д. Суворова. — DOI 10.47581f2020f10.23.PS85fIEf5.48.008 // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 6 (48). — С. 50-55.

8. Назаренко В.С. Подходы к устойчивому социально-экономическому развитию регионов / В.С. Назаренко // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова [и др.]. - Тамбов, 2020. - С. 185-190.

9. Никишкин В.В., Мельниченко Л.Н. Словарь основных терминов по дистрибуции и мерчендайзингу. / М.: Гребенников, 2010 - 208 с.

10. Шнорр Жанна Павловна Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ритейла // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-osobennosti-razvitiya-otechestvennogo-setevogo-riteyla (дата обращения: 30.05.2022).

11. Якубов, М.С. Электронная коммерция: аутсорсинг в электронном бизнесе / Перспективы развития информационных технологий. – 2016. - №29. – С. 91-96

12. Afuah A. Internet Business Models and Strategies: Text and Cases / A. Afuah, C.L. Tucci. — New York : McGraw-Hill, 2003. — 480 p.

13. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье ; пер. с англ. М. Кульнева. - 3-е изд. - М. : Альпина Паблишер; Сколково : Московская школа упр., 2013. - 287 с

14. Bakos J.Y. A Strategic Analysis of Electronic Marketplaces / J.Y. Bakos. — DOI 10.2307/249641 // MIS Quarterly. — 1991. — Vol. 15, iss. 3. — P. 295-310.

15. Classification Framework for Data Marketplaces / F. Stahl, F. Schomm, G. Vossen, L. Vomfel. — DOI 10.1007/ s40595-016-0064-2 // Vietnam Journal of Computer Science. — 2016. — Vol. B, no. B. — P. 1B7-14B.

16. DigitalCommerce360 :сайт. Режим доступа: https://www.digitalcommerce360.com Дата обращения: 21.04.2022

17. Edelman D.C. Branding in the Digital Age: You're Spending Your Money in All the Wrong Places / D.C. Edelman // Harvard Business Review. — 2010. — Vol. 88, no. 12. — P. 62-69.

18. Examining the Relationship between Electronic Marketplace Strategy and Structure / C. Standing, P.E.D. Love, R. Stockdale, D. Gengatharen. — DOI 10.1109/TEM.2005.861801 // IEEE Transactions on Engineering Management. — 2006. — Vol. 53, no. 2. — P. 297-311.

19. ESG: Environmental, Social, Governance. An introductory guide for businesses. 2020.

20. Pineiro-Otero T., Martinez-Rolan X. Understanding digital marketing – basic and actions. MBA theory and application of business and management principles. 2016; (5): 27-74

21. Rappa, M. Business Models On The Web / M. Rappa. - URL :#"https://imi.hse.ru/pr2017_1">https://imi.hse.ru/pr2017_1. Дата обращения: 19.04.2022

26. 25 трендовe-commerce2021-2022. Vc.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-gody Дата обращения: 21.05.2022

27. Будущее маркетплейсов: куда движется e-commerce? Retail.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.retail.ru/tovar_na_polku/budushchee-marketpleysov-kuda-dvizhetsya-e-commerce/ Дата обращения: 19.04.2022

28. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли. Росконгресс. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://roscongress.org/materials/vliyanie-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-internet-torgovli/

29. Отличие российских маркетплейсов от западных. Shops-markets.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://shops-markets.ru/2021/08/24/otlichie-rossijskih-marketplejsov-ot-zapadnyh/ Дата обращения: 19.04.2022

30. Первая электронная доска объявлений. Prostoy.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://www.prostoy.ru/930.html Дата обращения: 14.04.2022

31. DataInsight. Интернет-торговля в России 2021.

32. DataInsight. Покупки россиян на маркетплейсах. Ноябрь 2021.

 

 


[1]Первая электронная доска объявлений. Prostoy.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://www.prostoy.ru/930.html Дата обращения: 14.04.2022

 

[2]Будущее маркетплейсов: куда движется e-commerce? Retail.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.retail.ru/tovar_na_polku/budushchee-marketpleysov-kuda-dvizhetsya-e-commerce/ Дата обращения: 19.04.2022

 

[3]Отличие российских маркетплейсов от западных. Shops-markets.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://shops-markets.ru/2021/08/24/otlichie-rossijskih-marketplejsov-ot-zapadnyh/ Дата обращения: 19.04.2022

 

[4]Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли. Росконгресс. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://roscongress.org/materials/vliyanie-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-internet-torgovli/Дата обращения: 19.04.2022

 

[5]DigitalCommerce360 : сайт. Режим доступа: https://www.digitalcommerce360.com Дата обращения: 21.04.2022

 

[6]Classification Framework for Data Marketplaces / F. Stahl, F. Schomm, G. Vossen, L. Vomfel. — DOI 10.1007/ s40595-016-0064-2 // Vietnam Journal of Computer Science. — 2016. — Vol. B, no. B. — P. 1B7-14B.

 

[7]Rappa, M. Business Models On The Web / M. Rappa. - URL :#"https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-gody">https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-godyДата обращения: 21.05.2022

[18]25 трендов e-commerce2021-2022. Vc.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-godyДата обращения: 21.05.2022

[19] Бочкова Е.В. Анализ рынка интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования. ВестникИрГТУ. 2014; (10): 225-229

[20]Pineiro-Otero T., Martinez-Rolan X. Understanding digital marketing – basic and actions. MBA theory and application of business and management principles. 2016; (5): 27-74

[21] What Drives Social Commerce: the Role of Social Support and Relationship Quality / T.P. Liang, Y.T. Ho, Y.W. Li, E. Turban. — DOI 10.2307/23106394 // International Journal of Electronic Commerce. — 2011. — Vol. 16, no. 2. — P. 69-90.

[22]Edelman D.C. Branding in the Digital Age: You're Spending Your Money in All the Wrong Places / D.C. Edelman // Harvard Business Review. — 2010. — Vol. 88, no. 12. — P. 62-69.

[23]25 трендовe-commerce 2021-2022. Vc.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-godyДата обращения: 21.05.2022

[24]Зайнетдинов Э. 30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за искусственного интеллекта, с. 7.

[25]ESG: Environmental, Social, Governance. An introductory guide for businesses. 2020.

[26]Назаренко В.С. Подходы к устойчивому социально-экономическому развитию регионов / В.С. Назаренко // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова [и др.]. - Тамбов, 2020. - С. 185-190.

[27]25 трендовe-commerce2021-2022. Vc.ru [Электронный ресурс]  Режим доступа:  https://vc.ru/marketing/304459-25-trendov-e-commerce-2021-2022-kotorye-budut-aktualny-v-blizhayshie-godyДата обращения: 21.05.2022

[28]Шнорр Жанна Павловна Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ритейла // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-osobennosti-razvitiya-otechestvennogo-setevogo-riteyla (дата обращения: 30.05.2022).

[29]DataInsight. Покупки россиян на маркетплейсах. Ноябрь 2021.

 

[30]ЕргуноваО.Т. ; Маркетинг территории М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 136 с.

[31]Корешков В. А. Региональная экспансия ритейла в России как фактор формирования в нем сложных органиазционных структур // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-ekspansiya-riteyla-v-rossii-kak-faktor-formirovaniya-v-nem-slozhnyh-organiaztsionnyh-struktur (дата обращения: 30.05.2022).

Похожие работы на - Формирование стратегии региональной экспансии маркетплейсов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!