Судебная власть её понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Судебная власть её понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Институт права и национальной безопасности

 

 

Акашев Андрей Вячеславович(fast7148@yandex.ru)

 

Судебная власть: её понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти

Курсовая работа

 

 

 

 

 

  Студент 3 курса 36 группы направления

«Юриспруденция»

очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2020

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.Суд в системе государственной власти

1.1.Судебная власть как одна из ветвей государственной власти…………..…6

1.2.Функции суда……………………………………………………………...…12

Глава 2.Обеспечение самостоятельности судебной власти

2.1.Принципы организации судебной власти……………………………….…16

2.2.Гарантии независимости судей………………………………………..……20

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список………………………………………………......…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

России?ская Федерация с принятием Конституции РФ 1993 года признает основные демократические начала, что отражается в нормах Основного закона России. Они отражают государственное устрои?ство, взаимоотношения населения и государственного аппарата, а также основную ценность государства – права и свободы человека. Для надлежащего обеспечения, реализации и защиты указаннои? ценности государства, функционирует особыи? принцип деятельности государственнои? власти – принципа разделения властеи?.

Каждая ветвь власти осуществляет исключительные полномочия: законодательная – устанавливает специальные нормы поведения в форме законов и иных нормативно-правовых актов; исполнительная – осуществляет деятельность по непосредственному управлению государством и реализации законодательства; судебная – осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина посредством особого производства. Естественно, что указанные направления деятельности нами описаны в общеи? форме и в рамках настоящеи? работы попытаемся раскрыть сущность последнеи? ветви власти – судебнои?.

Таким образом, изучение судебной системы является акутальным, что и повлияло на выбор темы курсового исследовнаия.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с судом как ветвью государственной власти.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие деятельность судов в РФ как самостоятельной и независимой ветвью государственной власти.

Цель данной работы – исследование судебной власти.

1) рассмотреть судебную власть как одну из ветвей государственной власти;

2) изучить функции суда;

3) исследовать принципы организации судебной власти;

4) рассмотреть гарантии независимости судей.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной лиитературы.

 

Глава 1.Суд в системе государственной власти

1.1.Судебная власть как одна из ветвей государственной власти

 

Согласно отечественному законодательству в России функционируют три ветви государственной власти: законодательную, судебную и исполнительную, отмечая, что каждый из перечисленных органов обладает самостоятельностью. В ст. 11 Конституции РФ[1] установлено, что правом использовать государственную власть обладает Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ (парламент), а также российские суды.

Судебная власть в качестве одной ветви власти государства находится в полномочиях специализированных органов – судов, входящих в судебную систему РФ.

Согласно положениям ст. 118 Конституции РФ « судебная власть осуществляется при помощи конституционного, административного, уголовного и гражданского судебного процессов».

Нельзя не согласиться с позицией Стрекова В.Г., который под «судебной властью понимает предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия для решения вопросов, отнесенных к их компетенции, формирующиеся при правоприменении, а также реализации этих полномочий при помощи конституционного, административного, уголовного и гражданского судебного процессов при обязательном соблюдении процессуальных норм, предоставляющих гарантию законности и справедливости принимаемых решений»[2].

Согласно действующему законодательству судебная власть имеет трехзвенную структуру. При этом высшими судебными инстанциями является Конституционный суд РФ и Верховных суд РФ.

Верховный суд РФ выступает в качестве высшего судебного органа по гражданским, административным, уголовным, арбитражным и другим делам.

Основная функция Конституционного суда – конституционный контроль.

Большую роль в обеспечении единства законодательного применения судами государства имеет его орган, имеющий официальное назначение – «Бюллетень Верховного Суда РФ».[3]

Юридический статус Верховного Суда РФ в качестве высшего органа в системе судов общей юрисдикции утверждается также на основании ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, в которой лишь данный суд из всех судов общей юрисдикции наделяется компетенцией правотворческой инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с:

- оспариванием ненормативных юридических актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

- оспариванием нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и других государственных органов власти федерального уровня, которые затрагивают права и законные интересы физических и юридических лиц;

- оспариванием постановлений о прекращении либо приостановлении правового статуса судей или о прекращении их отставки;

- о приостановлении деятельности либо упразднении политических партий, отечественных и международных общественных организаций, об упразднении центральных религиозных организаций;

- оспариванием решений Центральной избирательной комиссии РФ (вне зависимости от уровня референдума, выборов), кроме решений, которые оставляют в силе решения нижестоящих комиссий референдума, избирательных комиссий;

- разрешением споров между государственными органами власти федерального уровня и  уровня субъектов РФ; между государственными органами власти субъектов РФ, переданных на исследование в ВС РФ Президентом РФ согласно ст. 85 Конституции РФ

- о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ».[4]

Таким образом, судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, основной целью которой является осуществление правосудия.

 

 

1.2.Функции суда

 

Вопрос о том, какие функции отводятся судам является дисскусионным.

Анализ положений отечественного заокнодательства позволяет выделить такие функции суда как:

«1) функция конституционного контроля;

2) функцию по контролю и надзору;

3) функция, связанная с формированием корпуса судей и руководства правоприменительной практикой;

4) функция, связанная с защитой и восстановлением права;

5) воспитательная, толковательная, правоохранительная, регулятивная функции Конституции.»

В доктрине предлагается использовать деление функций суда на юридические функции и государственные.

Так к категории юридические функции предлагается относить регулятивные и правоохранительные функции суда.

В свою очередь государственные функции предлагается разделить на внутренние и внешние.

К государственным функциям судов относятся исполняемые судами функции правосудия, а также юстициальную и контрольную функции.

Другие функции необходимо отнести к функциям судов. Последние подразделяются на судоустройственные и судопроизводственные, внутренние и внешние[5].

Глава 2.Обеспечение самостоятельности судебной власти

2.1.Принципы организации судебной власти

 

Принципы деятельности и организации судебной власти установлены в международных актах универсального характера (к примеру, таких как Всеобщая декларация прав человека[6], Международный пакт о гражданских и политических правах[7]), в Конституции РФ, а также в отраслевом процессуальном законодательстве.

Условно эти принципы подразделяются на две группы, в комплексе составляющие  механизм демократических основ правосудия:

- общие принципы деятельности и организации судебной власти в качестве одной из ветвей государственной власти;

- специальные принципы функционирования и организации судебной власти.

 К основным началам следует отнести следующие принципы;

1.Принцип законности и конституционности.

 2.Принцип независимости и самостоятельности.

3. Принцип бюджетного финансирования.

4. Принцип федерализма

5.Принцип единства.[8]

К специальным принципам относятся:

– принципы судебного устройства;

– принципы статуса судьи;

– принципы судебного производства.

Каждое производство по делу ведется с обязательным соблюдением принципов судопроизводства, иное повлечёт отмену решения суда в виду нарушения процессуальных норм[9].

 

 

2.2.Гарантии независимости судей

 

Правосудие одно из основных полномочий судебной власти.

Правосудие от имени Российской Федерации осуществляется судами. При этом каждое конкретное дело рассматривает заранее определенный и сформированный состав суда.

Для обеспечения полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дел существуют гарантии независимости судей.

В ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ» отмечается, что «Независимость судьи обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу».

Осуществление истинно независимого правосудия зависит от реализации основных составляющих принципа независимости судей, к которым относятся:

1) независимость судей от органов законодательной и исполнительной власти;

 2) независимость судей от так называемой «власти судебной вертикали»;

3) беспристрастность судьи - как форма личностного проявления независимости.

В той связи можно выделить две стороны независимости судей: объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю), которые являются взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга. Выражение объективной стороны проявляется, прежде всего, в организации власти в правовом государстве на основе демократического принципа разделения властей, предполагающем запрет иных органов власти на вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия, а также в предъявляемых к судьям и к организации их деятельности законодательных требованиях. Субъективная сторона независимости судей полностью зависит от личностных качеств носителя судебной власти.

К аспектам внутренней (личностной) стороны независимости судьи, наличие которых дает ему моральное право на принятие решений и чувство уверенности в их безупречности, относятся профессиональная компетентность, высокая нравственность и опытность в применении права. Наличие указанных качеств, определяющих внутреннюю независимость судьи, по мнению многих авторов, является решающим, поскольку принцип независимости является конституционным требованием, адресуемым прежде всего к судье как носителю судебной власти, поэтому имеет личностную характеристику, и никакие гарантии независимости работать не будут, если сам носитель судебной власти не обладает принципиальностью и высокими нравственными качествами[10].

Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что независимость судей обеспечивается таким рядом гарантий, как:

1) процессуальные гарантии (процедура отправления правосудия, запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении правосудия и др.);

2) организационно-правовые гарантии (установленный порядок отбора на эту должность, ответственность, установленный порядок и условия ухода с этой должности, условия пребывания в отставке);

3) социально-правовыми гарантиями судьи и членов его семьи (социальная защита как для действующего судьи, так и для судьи в отставке, неприкосновенность судьи, право на материальное и социальное обеспечение со стороны государства и др.).

 

Заключение

 

В Российском Федерации суды все еще не находятся на подходящем для них месте в общественной жизни. Граждане, по большей части воспитанные в тоталитарном режиме, не доверяют судебным органам с точки зрения ее приверженности справедливости и законности, не считают, что суд стоит на защите всех обиженных граждан.

К сожалению, этому настрою все больше влияет низкий уровень подготовки многих судей, недостаточная укомплектованность в судейском корпусе, большая волокита. Между тем, в устройстве определенных важных компонентов судебная власть все же получает демократические формы, которые способствуют формированию правового государства с демократической формой правления и формированию надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Судебная власть – это самостоятельная ветвь государственной власти, основной функцией которой является осуществление правосудия.

предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия для решения вопросов, отнесенных к их компетенции, формирующиеся при правоприменении, а также реализации этих полномочий при помощи конституционного, административного, уголовного и гражданского судебного процессов при обязательном соблюдении процессуальных норм, предоставляющих гарантию законности и справедливости принимаемых решений.

 Исследуя проблемы системы судов в России с позиции общества, можно определить следующее: судейское сообщество на современном этапе развития не вполне профессионально, а также закрыто от гражданского общества.

 Целевая программа развития системы судов уже сфокусирована, безусловно, на том, чтобы обеспечить доступ граждан к правосудию, обеспечить открытость, а также ввести современные технологии, которые позволят иметь доступ к деятельности судебных органов власти.

Задача сегодняшнего дня заключается в закреплении достижений реформы судебной системы и ее продвижении дальше, в особенности в вопросах расширения доступа граждан к справедливому суду, приближения судебной защиты к стандартам Европейского Суда, в поиске новых возможностей реформирования судебного производства.

 При осуществлении каждой судебной реформы необходимо, главным образом, исходить из основных задач правосудия: своевременного и правильного разрешения дел, защиты прав и свобод физических и юридических лиц, помимо этого, необходимо принимать во внимание традиции правосудия в этом государстве, сформировавшийся опыт практики судов, все позитивные особенности действующей системы судов.

 Таким образом, подводя итог наших выводов, мы можем сделать предположение, что судебная власть является обязательным компонентом правовой системы государства, для осуществления народной воли в области разрешения разнообразных конфликтов. Другими словами, это призванная для обеспечения правопорядка, поддержания законности и привлечения нарушителей к ответственности вид власти государства, имеющий исключительную компетенцию осуществлять правосудие, независимыми и самостоятельными государственными органами – судами.

Независимость правосудия, прежде всего, обеспечивается самим существованием судебных органов, организационно обособленных от других ветвей власти. Судья не является независимым в абсолютном смысле этого слова. Независимость судьи - не самоцель правового регулирования общественных отношений. Принцип независимости судей имеет подчиненное отношение к более важной конституционной цели обеспечения беспристрастности, объективности и справедливости правосудия. Независимость судей необходима в обществе ровно настолько, насколько этого требует конституционная компетенция судов и задачи ее эффективной реализации.

Считаем необходимым предложить классификацию конституционных средств правового регулирования и реализации принципа независимости судей, включающую в себя институциональные, процессуальные и социальные гарантии.

Институциональные гарантии включают в себя демократическую систему отбора и назначения на должности судей; конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность.

 Процессуальные гарантии предполагают преимущественно коллегиальную форму рассмотрения судебных дел, институт отводов, правила подведомственности и подсудности, предусмотренные процессуальным законом принципы гласности, публичности и транспарентности в судопроизводстве, а также процедуры принятия дел к рассмотрению, заслушивания объяснений сторон, исследования доказательств, вынесения решений и их пересмотра в вышестоящих судебных инстанциях.

Наконец, социальные гарантии независимости судей предполагают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативные правовые акты:

 

1.  Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998

2.  Международный Пакт от 16.12.1966 О гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

3.  Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //  Официальный интернет-портал правовой информации #"all">


[1] Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //  Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[2] Стрекозов, В. Г.  Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 256 с.

[3] Васильев С. Л., Дроздова А.Д. Судебная система и судебное правотворчество в России // Журнал «Образование и право». – 2020. – С.192-194

[4] Гасанов С.Г. Понятие и особенности судебной власти // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. -  2020.  - С. 79-82.

[5] К категории внешних судоустройственных функций относятся:

1) взаимодействие с иными государственными и правоохранительными органами (в том числе реализация права законодательной инициативы);

2)функция правовой пропаганды, информационная функция, функция правового просвещения.

 К внутренним функциям судебного устройства следует отнести:

1) создание судейского корпуса и повышение его квалификации;

2) внутрисистемное управление судом и внутренний контроль;

3) обобщение и анализ практики судов;

4) привлечение граждан к участию в осуществлении правосудия (создание списков присяжных заседателей);

5) ведение методической, кодификационной, справочной работы, а также судебной статистики.

К функциям судебного производства следует отнести:

1)осуществление судебного производства;

2) обеспечение единообразной практики судов;

3) обеспечение контроля и надзора суда за деятельностью нижестоящих судов.

 Дополнительно, критериями классификации функций, которые осуществляются судебной системой, являются функции, осуществляемые:

1)исключительно судами и функции, которые осуществляют несудебными подразделениями, которые входят в систему судов;

2) судами федерального уровня и судами субъектов РФ (мировыми судьями и органами конституционной юстиции судов субъектов РФ);

3)арбитражными судами, органами конституционной юстиции, судами общей юрисдикции.

[6] Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998

[7] Международный Пакт от 16.12.1966 О гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

[8] Тресков А.П. Принципы судебной власти в России: в продолжение конституционного проектирования // Журнал «Арбитражный и гражданский процесс». - 2020. - № 5. - С. 57-60.

[9] Палеха Р.Р., Кочконян Д.Ю. Судебная власть и ее реализация посредством принципов правосудия // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2021. - № 70-6. - С. 77-79.

[10]Запрутин Д.Г., Усольцева А.В. Гарантии независимости судей // Журнал «Аллея науки». -  2020. - Т. 1. - № 11 (50). - С. 342-350.

Похожие работы на - Судебная власть её понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!