Независимость судей и их гарантии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Независимость судей и их гарантии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Институт права и национальной безопасности

 

 

Акашев Андрей Вячеславович(fast7148@yandex.ru)

 

Независимость судей и ее гарантии

Курсовая работа

 

 

 

 

 

  Студент 3 курса 36 группы направления

«Юриспруденция»

очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2020

 

Оглавление

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ.. 5

1.1. Понятие правового статуса судей. 5

1.2 Нормативно-правовое регулирование правового статуса судей. 7

ГЛАВА 2. Правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации  10

2.1 Принцип независимости судей. 10

2.2 Гарантии независимости судей. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

 

 

 

 

Введение

 

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[1] судебная власть самостоятельна и действует независимо.

Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции РФ и закону. Судьи, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и также подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

Аналогичный принцип независимости суда и его подчиненности лишь Конституции и закону закреплен в ст. 120 Конституции Российской Федерации.

Гарантии независимости судей отражены в статье 9 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей» и распространяются на всех судей Российской Федерации. Они не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами и субъектов Российской Федерации.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что от надлежащего исполнения принципа независимости судебной власти зависит состояние законности в стране.

Именно данный факторы и предопределили выбор темы курсового исследования

Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства, обеспечивающие независимость судей.

Объект исследования являются общественные отношения,складывающиеся в процессе реализации судебной власти в РФ своих функций.

Целью работы – комплексное изучение независимости судей.

Исходя из цели настоящей курсовой работы, ее основными задачами являются рассмотрение следующих вопросов:

– рассмотреть понятие правового статуса судьи, подходы к его определению;

– изучить нормативно-правовые акты, регулирующие статус судей;

– обозначить содержание принципа независимости судей.

Степень научной разработанности темы курсовой работы. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов, касающихся данной темы исследования отражены в работахТ.Е. Абова, Е.Ю. Бархатова, Н.А. Колоколов, В.А. Лазарева, В.М. Лебедев, Л. Макаров, И.Л. Петрухин, А.П. Фоков и других..

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, четырепараграфа, заключение и списка используемых источников.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

1.1. Понятие правового статуса судей

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.

При этом для надлежащей реализации данной функции необходимо обеспечить независимость судей, что невозможно без надлежащего уяснения

Нельзя не согласиться с позицией М. И. Клеандрова, который отмечает, что  статус судьи состоит из многих взаимодополняющих друг друга компонентов (правового, морального, этического, психического,физиологического, социального и иных компонентов), обеспечивающих возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие[3].

Содержание правового статуса судьи, по мнению О. Н. Бабаевой,включает такие элементы, как: правоспособность и дееспособность судьи;права и обязанности, закрепленные за ним законодательством; гарантии этих прав и обязанностей; ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

На основании данных подходов, можно констатировать тот факт, что подходы ученых различны.

При этом различая не только в самом определении, но и в его содержании[4].

Данное многообразие подходов объясняется тем, что различные ученые  часто смешивают понятия правовогостатуса и правового положения, которые употребляются как понятия одного ряда синонимов[5].

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 No 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» «судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие»[6].

В ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.12.1996 No 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[7] определяется понятие единства статуса судей.

Согласно законодательству, в Российской Федерации все судьи обладают единым статусом. При этом различие осуществляется по полномочиям и компетенции.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что правовой статус судей закреплён в действующем законодательстве.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование правового статуса судей

 

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»[8] закрепляет систему судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенции и принципы деятельности.

Положения, регулирующие статус судьи Конституционного Суда РФ определяются статьями Федерального конституционного закона от 21.07.1994 No 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации, входящих в главу II, называющуюся «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации»[9].

Положения, которые регулируют статус военного судьи закреплены в соответствующих статьях Федерального конституционного закона от 23.06.1999 г. No 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[10].

В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» подробно определеныположения, касающиеся статуса председателя арбитражного суда и его заместителей разных уровней[11].

В Федеральном конституционном законе от 5 февраля 2014 г. No 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[12] подробно регламентируется статус Председателя Верховного Суда РФ, заместителей, судей Верховного Суда РФ, а так же органов судейского сообщества. При этом установлено, что судьи Верховного Суда кроме закрепленных в закон могут осуществлять и другие полномочия, которые закреплены Регламентом Верховного Суда РФ.

В Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. No 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» определяется статус председателей судов, а так же их заместителей[13].

Конституцией РФ в статьях 120-122 провозглашается независимость, несменяемость и неприкосновенность судьи. Данные положения нашли закрепление в федеральных законах.

В связи с этим, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. No 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[14]в статьях 5, 15, 16 несколько расширяет содержание названных положений.

Права и обязанности судьи наиболее полно отражены в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. No 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[15] и процессуальных кодексах (АПК РФ, ГПК РФ, Кодекс административного судопроизводства, УПК РФ).

Кодексом судейской этики от 19.12.2012[16] установлены обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении своей профессиональной деятельности, а так же и во внесудебной деятельности.

Правила поведения основываются на нравственных и этических требованиях, положениях законодательства РФ и международных стандартах в области правосудия.

Основные международно-правовые принципы и положения, регулирующие статус судей закреплены в Европейской хартии о статусе судей и определяют в международно-правовом масштабе понятие единства статусов судей[17].

Таким образом, правовой статус судьи представляет собой определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, гарантии деятельности, основания и порядок назначения на должность, его компетенцию, а также ответственность.

 

ГЛАВА 2. Правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации

2.1 Принцип независимости судей

 

Независимость судей, по мнению А.А. Тарасова и И.А. Гизатуллина, «это объективно необходимое условие существования судебной власти и правосудия в государстве, оно предполагает свободу каждого судьи в выборе правовой позиции по разрешаемому им делу, как от воли тяжущихся сторон, так и от любого внешнего воздействия. Внешними для судьи являются не только воздействие сторон в рассматриваемом деле или представителей несудебной власти или руководства судов, но и корпоративное влияние со стороны судейского сообщества или ментальная привязанность к корпоративным традициям профессиональных сообществ, к которым ранее принадлежал судья»[18].

В свою очередь, И.Б. Михайловская утверждала, что «независимость - это внутреннее, психологическое состояние, отражающее систему ценностей, разделяемых данным лицом, и находящееся вне сферы правового регулирования»[19].

Общее правило о независимости судей и подчинении их только закону содержится в Конституции Российской Федерации. Согласно общему принципу разделения властей, представленному в ст. 10, «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». При этом в соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[20].

По утверждению  Р.А.Чепкасова, «принцип независимости судей – это один из важнейших принципов гражданского процессуального права Российской Федерации, что подтверждает его закрепление на уровне Конституции (статьи 120-122)»[21].

По мнению В. М. Лебедева, важным условие для обеспечения независимости судей является закрепление в законодательстве принципа разделения властей[22].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что принцип независимости судей является одним из основных в деятельности всей судебной системы. При этом его надлежащее воплощение в жизнь не возможно без использования иных принципов, в части принципа разделения властей.

 

2.2 Гарантии независимости судей

 

Гарантии незавзакреплены прежде всего в Законе РФ «О статусе судей», Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[23].

Гарантии независимости судей можно классифицировать на:

– материальные;

– организационные;

– процессуальные.

К материальным гарантиям независимости судей относится предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу.

Органы судебной власти - единственные в Российской Федерации органы государственной власти, порядок финансирования которых определен непосредственно в Конституции Российской Федерации (ст. 124), с тем чтобы производимым из федерального бюджета финансированием судов гарантировалась возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это означает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июля 1998 г. No23-П[24], что финансирование судов должно производиться в порядке и объеме, обеспечивающих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти на основе положений Конституции Российской Федерации.

Кроме названного закона гарантии независимости судей закреплены в ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»[25].

Судьям судов РФ гарантируется ежемесячное денежное поощрение в размере, установленном действующим законодательством. Размер денежного поощрения определяется в процентах от должностного оклада. В самом общем виде поощрение представляет собой дополнительную выплату стимулирующего характера, которая производится в отношении наиболее квалифицированных работников за качественное исполнение должностных обязанностей. Однако, в настоящее время, в связи с тем, что данная выплата предусматривается в качестве одной из обязательных ежемесячных выплат всем судьям, она утрачивает свой стимулирующий характер и первоначальную сущность. Фактически в настоящее время она представляет лишь одну из форм доплаты судьям за их профессиональную деятельность.

Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. На органы внутренних дел возложена обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Вопросы обеспечения государственной защиты судей более детально регламентированы ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества компетентными органами с учетом конкретных обстоятельств могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности[26].

Независимость судей обеспечивается также и деятельностью Судебного департамента при Верховном Суде РФ. На Судебный департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условийдля полного и независимого осуществления правосудия (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г.[27]).

Процессуальные гарантии независимости судей закреплены в процессуальных кодексах.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что действующее законодательства предусматривает широкий перечень гарантий независимости судей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Количество публикаций, посвященныхнезависимости судей, свидетельствует о важности и актуальности темы курсовой работы.

Проведение исследований решает ряд важных теоретических проблем как общей теории права, так и правоохранительных органов, в частности.

В ходе проведенного исследования была достигнута его главная цель, а именно всесторонее исследован такой принцип судебной власти как независимость судей.

Кроме того были выполнены следующие задачи:

– рассмотрено понятие правового статуса судьи, подходы к его определению;

– изучены нормативно-правовые акты, регулирующие статус судей;

– обозначено содержание принципа независимости судей.

Принцип независимости судей находит свое отражение во многих нормативных правовых актах различного уровня. Так свои основы данный принцип получил в международных договорах и конвенциях, а также нашел свое правое закрепление в Конституции РФ.

Сущность данного принципа состоит в обеспечении беспристрастного рассмотрения каждого конкретного дела, что обеспечивается посредством гарантий независимости судей.

Кроме того надлежащая реализация данного принципа исключает любое влияние на судей третьих лиц.

Таким образом, в содержание принципа независимости судебной власти входят элементы институционального, структурного, функционального, компетенционного, а также ресурсного обеспечения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации #"ТК Велби", 2003.

12. Абросимова Е.Б. Судебная, законодательная и исполнительная власть: проблемы взаимоотношений и пределы воздействия // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. - М., 2006.

13. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015.

14. Вилкова Т. Процессуальные гарантии независимости судей в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2014. No2.

15. Гаджиев Г.А. Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации. – М., 2006.

16. Гущина Н.А. Независимость судей как предпосылка справедливого и беспристрастного правосудия // Журнал российского права. 2016. No5.

18. Корнус Н.С. Проблема реализации принципа независимости судей // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 111-113.

19. Кутуков А.Д. Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 243- 245.

20. Лебедев В. М. Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 5 - 23.

21. Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России // Вестник науки и образования. 2018. № 7 (12). С. 37-39.

22. Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость: Монография. – М.: Проспект, 2017. - 124 с.

23. Михайлов В. К. Отдельные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, как угроза независимости судебной власти // Администратор суда. 2019. № 1. С. 3–7.

24. Михайлов В.К. Независимость российских судей в условиях их несменяемости // Публичное право. 2020. Т. 73. № 12. С. 67 – 78.

25. Сабитаева А.К. Об уголовно-процессуальном иммунитете судей // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 3. С. 109-113.

26. Смыкалин А. С. История судебной системы России: учебное пособие. М.: Юнити, 2017. 231 с.

27. Тарасов А.А., Гизатуллин И.А. Независимость судей - имманентное свойство уголовного правосудия и глобальная его проблема // Вестник РУДН. 2018. Т. 22. № 1. С. 21- 41.

28. Фетищев Д.В. Судебная власть в механизме государства. – М.: Научнаякнига, 2007.

29. Шабанов П.Н. Независимость судей в Российском уголовном процессе:проблемы теории и практики: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. –Воронеж, 2009.


[1] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. No1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. No1. Ст. 1.

[2] Закон РФ от 26.06.1992 No 3132-1 О статусе судей в Российской Федерации»//Российская газета, No 170, 29.07.1992

[3]Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008 – С. 12-13

[4] Одни исследователи считают, что правовой статус судей предполагает учет их юридического положения, то есть прав и обязанностей, которые определяются законом Другие считают, что кроме совокупности прав и обязанностей в содержание статуса должны входить другие элементы.

Так, по мнению Н.В. Витрука, структура статуса судьи должна включать наряду с правами, обязанностями и запретами, так же и принципы, которые выражали бы взаимоотношения судьи, общества и государства .

Другими учеными данная категория трактуется еще шире и включает в структуру правового статуса судьи такие виды элементов, среди которых:

- требования к кандидатам на должность судьи;

- требования и ограничения, которые предъявляются к ним;

- порядок назначения на должность в качестве судьи;

- порядок освобождения их от занимаемой должности;

- юридическую ответственность;

- гарантии реализации прав и обязанностей судьи .

[5]Корнакова С.В., Щербакова И.А. Правовой статус судей: терминологические проблемы определения содержания понятия // Российский судья. 2018. No 4. С. 45-59.

[6] Ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.12.1996 No 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. No 1. Ст. 1.

[7] Ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.12.1996 No 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2018 No 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. No 1. Ст. 1.

 

[8] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 No 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2011. No 7. Ст. 898.

[9] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 No 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации  // Собрание законодательства РФ. 1994. No 13. Ст. 1447.

[10] Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 No 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (// Собрание законодательства РФ. 1999. No 26. Ст. 3170.

[11] Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 No 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2018 No 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. No 18. Ст. 1589

[12] Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 No 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

 (в ред. от 30.10.2018 No 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. No 6. Ст. 550.

[13] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 No 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации (в ред. от 30.10.2018 No 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2011. No 7. Ст. 898.

[14] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 No 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации (в ред. от 30.10.2018 No 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2011. No 7. Ст. 898.

[15] Закон Российской Федерации от 26.06.1992 No3232-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2018 No 266-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. No 30. Ст. 1792.

[16] Кодекс судейской этики от 19.12.2012 (Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 12 декабря 2012 г) // Гарант: Информационно-правовой портал.

 

[17]П. 1.2 Европейской Хартии о статусе для судей и Пояснительный Меморандум: Принята в Стратсбурге 8- 10 июля 1998 г.). Текст официально опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».

 

[18] Тарасов А.А., Гизатуллин И.А. Независимость судей - имманентное свойство уголовного правосудия и глобальная его проблема // Вестник РУДН. 2018. Т. 22. № 1. С. 21- 41.

[19] Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость: Монография / И. Б. Михайловская. М.: Проспект, 2017. С. 10.

[20]«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.

 

[21]Чепкасов Р.А. Законность, судейское усмотрение – условия реализации принципа независимости судей // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 9 (Электронный ресурс): https://web.snauka.ru/issues/2016/09/70985.

[22] Лебедев В. М. Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 6.

[23] Судебная реформа: проблемы и перспективы / Отв. ред. Б.Н. Топорнин, И.Л. Петрухин. - М., 2001. С. 3.

[24] Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 г. No23-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. No6.

[25] Федеральный закон от 10.01.1996 г. No6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. No3. Ст. 144.

[26]Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 20.04.1995 г. No45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (постатейный). – М., 2008.

[27]

23 Федеральный закон от 08.01.1998 г. No7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. No2. Ст. 223.

Похожие работы на - Независимость судей и их гарантии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!